Певцом третьего сословия называли художника эпохи просвещения. Великие просветители

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1.1. «Певцом третьего сословия» называли:
а) Вольтера;
б) Бетховена;
в) Монтескье;
г) Шардена;
д) Свифта.

1.3. Руссо считал наиболее совершенной формой правления:
а) власть народа;
б) ограниченную монархию;
в) демократическую республику мелких собственников.

1.4. Плантационное рабство - это:
а) возрождение рабовладельческих методов эксплуатации в условиях развивающегося капитализма;
б) система подневольного труда, при которой на плантациях трудились белые иммигранты-бедняки, продавшие себя в рабство на определенный срок.

Задание 2. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1. «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена был написан для конференц-зала Петербургской академии художеств (да ; нет).
2.2. Бах предсказывал Бетховену великое будущее: «Придет время, и о нем заговорит весь мир» (да; нет) .
2.3. Шиллер писал театральные пьесы, считая, что таким образом помогает утверждению идей Просвещения в феодальной Германии (да ; нет).
2.4. Гудон создал серию картин «Выборы» (да; нет ).
2.5. Аграрная революция в Англии - это передача земли крестьянам (да; нет ).
2.6. Диггеры - это разрушители машин (да; нет ).
2.7. В 1707 г. парламент узаконил унию между Англией и Шотландией, и государство стало называться Великобританией (да ; нет).
2.8. Бенджамин Франклин представлял интересы колоний в английском парламенте (да; нет ).
2.9. Праздник «День отцов-пилигримов» установлен в США в честь прибытия группы пуритан в 1620 г. (да ; нет).

Задание 3.
3.1. Установите соответствие между фамилией деятеля культуры и названием его произведения. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

3.2. Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Задание 4. О ком идет речь?

4.1. Есть в Англии чугунный мост через реку Северн, построенный еще в XVIII в. Он весь держится на арке в 100 футов длиной, 52 фута высотой и шириной в 18 футов (фут - 0,3048 м). Это первая в мире конструкция подобного рода. Сам мост, построенный в 1779 г., стал символом промышленного переворота, технического прогресса. В ту пору это был неслыханно смелый проект, потребовавший от его авторов большой изобретательности. Одним из инициаторов этого строительства был совершенно удивительный человек, владелец чугунолитейного завода. Этот фабрикант был настолько увлечен идеей применения чугуна, настолько влюблен в железо, что получил прозвище Айрон Мэд (Iron Mad - свихнувшийся на железе, помешанный на чугуне). Он пытался построить из чугуна лодку и корабли, носил железную шляпу-котелок, а чугунные значки с его изображением использовались в Центральных графствах как монета. Когда он умер, его похоронили в чугунном гробу, а на его могиле установили чугунный обелиск.
Именно он загорелся идеей строительства чугунного моста и вовлек в эту затею Абрахама Дарби III. Детали моста были отлиты на его фабрике, и в 1779 г. мост через Северн навели, а в 1781 г. торжественно открыли.
Так «свихнувшийся на железе» оказался причастен к созданию одного из чудес света.

Речь идет об Джоне Уилкинсоне.

4.2. Война, удары англичан заставили Конгресс активизироваться. Было решено создать свою армию и назначить главнокомандующего. Выбор пал на 44-летнего богатого плантатора из Вирджинии. Он имел некоторый военный опыт, так как до революции участвовал в боях с французами и индейцами. Он был наделен несомненными талантами организатора и военачальника, обладал мужеством и стойкостью, хладнокровием и находчивостью, придерживался умеренных взглядов, был далек от «низов», но твердо верил в неизбежность отделения от Англии и святость начавшейся войны. Он обладал и командирской внешностью: высокий (188 см), стройный, «прямой как индеец», представительный, с благородными манерами, сдержанный и немногословный, он производил приятное впечатление. На лице выделялись длинный прямой нос, проницательные серо-синие глаза и твердый подбородок. Выражение лица было одновременно и доброе, и властное. Широтой взглядов он устраивал всех в Конгрессе. И он не обманул надежд Конгресса и нации.

Речь идет о Джордже Вашингтоне.

Задание 5. По какому принципу образованы ряды?

5.1. Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон.
Деятели войны за независимость английских колоний в Сев. Америке.

5.2. Король, губернаторы колоний, колониальные ассамблеи.
Система управления английскими колониями в Сев. Америке.

5.3. Джон Кей, Джеймс Харгривс, Хейс, Эдмунд Картрайт, Джеймс Уатт.
Английские изобретатели эпохи промышленной революции.

5.4. Просвещенный монарх, уничтожение сословных привилегий и сеньориальных порядков, необходимость религии для народа.
Идеи государственного устройства по Вольтеру.

Задание 6. Заполните пропуски.

6.1. Декларация независимости США, Джефферсон
6.2. Король, парламент, Англия
6.3 . Лендлорд, фермер-арендатор, наемный батрак
6.4 . Просвещение, Веймар, «Фауст», Гете.

Задание 7. Сгруппируйте по определенным признакам.

7.1. а) Столкновение у Лексингтона; б) алгонкины; в) битва у Саратоги; г) ирокезы; д) битва под Йорктауном.
Пункты а, в, д - сражения войны за независимость США.
Пункты б, г - индейские племена, коренное население английских колоний в Сев. Америке.

7.2. а) Левеллеры; б) Абрахам Дарби; в) диггеры; г) Джон Уилкинсон; д) Ричард Аркрайт.
Пункты а, в - представители различных течений «уравнителей».
Пункты б, г, д - представители английской промышленной буржуазии эпохи промышленной революции.

Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779)

На автопортрете перед нами не аристократ, а человек труда. Голова обмотана платком, поверх которого – зеленый козырек, предохраняющий глаза художника от яркого света.

«Автопортрет»

Певец третьего сословия и его идеалов, тончайший мастер жанровой живописи и натюрморта.


«Кухарка, чистящая репу»

«Прачка»

Трудовое третье сословие – главные герои полотен Шардена


В Шардене много от «малых голландцев». Работа с натуры стала для него главной школой, в то время как в Академии большое значение придавалось рисованию с античных слепков. Но Шарден сумел в «низких» жанрах, какими считались натюрморт и жанр, достичь таких высот.

Трудолюбивая мать

Натюрморт с медным чайником




С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Семья собралась за столом. Молодая мать, разливая суп, очевидно, напомнила дочерям о необходимости повторить слова предобеденной молитвы. Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки, представляющее собой один из лучших детских образов, созданных им .

Молитва перед обедом


Вопросы в начале параграфа

Деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII века, призывали к построению гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. В качестве примера можно сравнить главный принцип гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве (dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства?

Цель и главное назначение искусства в служении гуманистическим идеалам. Центром внимания искусства должна быть человеческая личность, свободная, обладающая правами.

Вопрос 2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера?

Робинзона и Гулливера в дальние страны звал интерес к познанию нового.

Вопрос 3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?

Творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия» имеет существенные различия. Полотна первых далеки от реальности, полны беззаботной легкости. А «певцы третьего сословия» изображают окружающую их реальную жизнь, зачастую героями картин становятся простые труженики.

Вопрос 4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, его предки были профессиональными музыкантами.

В десятилетнем возрасте Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха, написана первая органная музыка.

После окончания учёбы Бах был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. В это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами.

В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей, трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм.

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Задания к параграфу

Вопрос 1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы - Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?

На автопортрете Хогарта книги Шекспира и Свифта изображены не случайно. Хогарт был автором иллюстраций к книгам этих авторов

Вопрос 2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.

В произведениях придворных живописцев современные зрители могли бы высоко оценить уровень мастерства художников. Прекрасно написанные пейзажи, лёгкие, приятные взору; мастерски переданные настроения героев; общее мечтательное настроение картин. Критику могло бы вызвать ощущение недостоверности, нереальности представленных сюжетов, далеких от настоящей жизни.

Вопрос 3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки - ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?

Бетховен очень ценил музыку Баха, называя его «истинным отцом гармонии» Согласен с его высказыванием, потому что талант Баха безграничен, «как море», его творческое наследие огромно, включает в себя более 1000 произведений различных жанров. В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в его творчестве полифония достигает расцвета.

Вопрос 4. Какое произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?

Роман «Путешествие Гулливера». Показался очень интересным произведением. Необычными представляются те страны, где побывал Гулливер, интересно читать. В жителях описанных в романе стран высмеиваются человеческие и общественные пороки. После изучения темы пришло понимание, что описанные страны имеют свои прототипы в реальных европейских государствах. Так, Лилипутия – это пародия на Англию.

Вопрос 5. Используя дополнительный материал учебника, охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать ваш осмотр архитектурного памятника стиля барокко или стиля классицизм. Поясните свою точку зрения.

Стиль барокко отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли.

Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный пышный облик. Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью. В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники классицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности, скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.


Французский живописец Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779).

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)- французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.

В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

В 1730-е - 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).


Заботливая няня,1747.
Холст, масло, 46.2 x 37 см.



Прачка
Холст, масло. 37,5 x 42,7
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Разносчица


Молитва перед обедом

Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.


Маленькая учительница [ок. 1736]


Мыльные пузыри [ок. 1739]


Карточный домик


Юный рисовальщик 1737. 81x65

В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).

В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).


Серебряный кубок [ок. 1768]


Стакан с водой и кувшин [ок. 1760]



Трубки и кувшин


Фрукты, кувшин и стакан


Натюрморт с виноградом и гранатами, 1763, 47x57
Лувр, Париж

С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. - казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».


Натюрморт с атрибутами искусств

В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.

Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена - знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» - вершина творчества мастера.


Шарден, Жан-Батист-Симеон
Знаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)- вершина творчества. Одна из последних работ мастера.
Бумага, пастель. Лувр, Париж

6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.


Оригинал записи и комментарии на