Презентация на тему литература 15 16 века. Летописание XVI века


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  • С ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬ НАЧИНАЕТСЯ КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ.
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕДИНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ
  • ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ- УКРЕПЛЕНИЕ МОЩИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЕДИНСТВО
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧПТАНИЯ.

С 14 века использование бумаги

Появление полуустава

Рост количества грамотных людей

Более дешево и удобно

Центры учения грамоте


Российское книгопечатание

По инициативе в 1564 году на печатном дворе в Москве.

Апостол. 1564 г.

Часословец, 1565 г.

Иван Федоров.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ- как отклики на происходящие события

ГЕРОИЧЕСКИЙ БЫЛИННЫЙ ЭПОС


Песня о Щелкане Дудентьевиче

Песнь об Авдотье -Рязаночке


Литература 14-15 веков.

БОРЬБА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ

Повесть о разорении Рязани Батыем

Победа на Куликовом поле

Путевые заметки

Летописи


«ЗАДОНЩИНА». Сафоний Рязанец

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»




«СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ»

ПУБЛИЦИСТИКА:

Иван Семенович Пересветов

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВЕКА.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЫСЛЬ- ПРОБЛЕМЫ КРЕПНУВШЕЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ



16 век – Четьи минеи.

«четьи»- книги для чтения

«минеи»- сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые рекомендуется их читать.


Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов

Священник Сильвестр.16 век.

Культура Руси 16 в. План урока

  • Живопись 16 в.
  • Архитектура 16 в.
  • Литература 16 в.
  • Основы научных знаний в 16 в.
  • Просвещение в 16 в.
1. Живопись 16 в.
  • Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.
  • Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).
1. Живопись 16 в.
  • Работы Дионисия разных лет
1. Живопись 16 в.
  • С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. Усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин .
  • Работы Прокопия Чирина
1. Живопись 16 в.
  • Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).
  • Золотая Царицина палата
2. Архитектура 16 в.
  • Объединение русских земель привело к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шедевры русской национальной архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).
2. Архитектура 16 в.
  • В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суздале, Туле и др.
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре
2. Архитектура 16 в.
  • Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо).
  • Фрагмент китайгородской стены. Фото нач.20 в.
2. Архитектура 16 в.
  • С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин.
  • Колокольня Ивана Великого
3. Литература 16 в.
  • Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи.
3. Литература 16 в.
  • «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти.
3. Литература 16 в.
  • Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода).
  • Иллюстрации из Лицевого свода
3. Литература 16 в.
  • Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-томное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
  • Страница из «Домостроя»
4. Основы научных знаний
  • Особенностью научных знаний, бытовавших в XVI в., был их прикладной характер, связь с насущными потребностями общества: развитие ремесел требовало новых знаний и способствовало их накоплению. Так, для литейного дела (создания мощной артиллерии, отливки больших колоколов) и строительства требовалось знание начал математики и физики, чтобы обеспечить необходимую точность расчетов. Химия развивалась благодаря потребностям медицины, иконописи, солеварения. Начала астрономии, изложенные в переводных астрологических трактатах, помогли составить первые календарные таблицы церковных праздников.
  • Появились и первые словари иностранных языков: «Речи толкования, «Толк языка». Накопление географических знаний происходило в писцовых и межевых чертежах, посольских и разрядных книгах, записках о различных путешествиях. Так, в России XVI в. знали о морском пути в Индию и Китай через Ледовитый океан.
5. Просвещение 16 в.
  • Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник молитв, составленный в соответствии с часом службы), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
  • Троице-Сергиев монастырь
5. Просвещение 16 в.
  • Для обучения грамоте в XVI в. уже были созданы специальные учебники:
  • по чтению - «Азбуковник»;
  • по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Трек), «Беседа о учении грамоте...»;
  • по арифметике - «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость».
  • Книга 16 в.
5. Просвещение 16 в.
  • Важное значение для распространения знаний имело появление книгопечатания. Первые книги без указания года и места издания появились в 50-ые гг. XVI в. После создания в 1564 г. по указу Ивана Грозного типографии первопечатник Иван Федоров напечатал «Апостол», «Часослов» и другие книги.
  • Книга «Апостол» 16 в.
  • Памятник Ивану Федорову
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады:
  • Архитектура 16 в.
  • Развитие науки в 16 в.
  • Образование в 16 в.

Слайд 1

Литература XVII века

Слайд 2

Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах России, ее современных проблемах. Сохраняются традиции «добрословия» - пышная риторика и «плетение словес»
«И повеле (Борис Годунов) тое царскую младорастущую и красноцветаемую ветвь оторгнути, благоверного царевича Дмитрия, яко не созрелого класса, пожати, младенца незлобива суща смерти предати и яко агнца заклати»

Слайд 3

Жанры:
Историческая повесть Бытовая повесть Сатира (литературный жанр направленный на уничижительное осмеяние явлений общественной жизни, которые представляются автору порочными) Вирши (стихи предназначенные для чтения, а не для пения) Драматургия

Слайд 4

Аврамий Палицын
Аврамий Палицин родился в с. Протасово около Ростова 1588г подвергся опале, пострижен в монахи Соловецкого монастыря С 1608 г келарь Троице-Сергиева монастыря При вступлении на престол Бориса Годунова, Палицын был возвращен из ссылки

Слайд 5

«Сказание» Аврамия
«Сказание» о Смутном времени в России. Причины Смуты попущение грехам: Убийство царевича Дмитрия в Угличе Годуновым Лицемерие Бориса Годунова Попустительство со стороны народа => «Бог наказал Русскую землю голодом и войной» Подробное описание многомесячной осады Троице-Сергиева монастыря от поляков В окончании «Сказания» Палицын говорит о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупает грехи людей.

Слайд 6

Исторические повести
«Временники» дьяка Ивана Тимофеева «Повесть о покорении Сибири» «Повесть о Азовском сидении донских казаков»
И.Е. Репин, картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Слайд 7

Сатирические произведения:
«Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Калязинская челобитная» - высмеивала монастырь братия которого была озабочена не молитвами, лишь тем в достатке ли вино и пиво.
о мздоимстве (взяточничестве)
Монахи жалуются на архимандрита тверскому епископу Симеону: «Он родом поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, мало с нами пьет, да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метельными комлями да ременными плетями. Честь нам у него была добра, во всю спину ровна, что кожа с плеч сползла. А когда мы богомольцы за правилами с вечера утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся, а поутру встать не можем, а где клобук с мантиею, того мы и не помним…»

Слайд 8

Жития святых
Протопоп Аввакум – основоположник автобиографичного жанра в русской литературе. В житие с откровенностью он рассказывает о мытарствах многострадального человека посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной церкви.
Протопоп Аввакум

Слайд 9

«Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой принадлежаще пития хмельного, мати же моя постница и молитвиница быть всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и в той нощи воставше, перед образом плакався довльно о душе воей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех пор обыкох по всея нощи молиться»
из «Жития» Аввакума

Летописи:

Летописный свод , которому в научной литературе присвоено наименование Никоновского , был составлен в конце 20-х годов XVI века митрополитом Даниилом Рязанцем и являлся значительным событием в русской средневековой историографии, оказавшим большое влияние на последующее летописание.

Лицевой летописный свод Ивана Грозного, или Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60-70-х годах специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».

Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

В литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» . В ней содержались портреты – описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.

Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.

В дошедшем до нас «Хронографе» 1512 г. изложение всемирной истории ведётся от «сотворения мира». Затем говорится об Ассирийском и Персидском царствах, об Александре Македонском и т. д. Особая глава посвящена «началу царства христианских царей», после которой события русской истории встречаются всё чаще. «Хронограф» 1512 г. заканчивается повестью о взятии Царьграда турками.

Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком. Речь его по-народному проста, точна в выборе слов, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).

«Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.

Наивысшее достижение литературы Древней Руси этого времени - «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония почитались в Муроме как святые еще в XV в., в 1547 г. они были канонизированы, и повесть о них воспринималась как житие. В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве.

Язык литературы 16 века. 7 классы.

Официальные литературные и исторические произведения писались в этот период в приподнято торжественном стиле. На первый план все же выступает монументальность форм, та пышность, декоративность и громоздкая «театральность», которая была так чтима книжниками XVI в. - века «второго монументализма».

Язык «Повести о Петре и Февронии»

Автор повести постоянно употребляет старые книжные союзы – Аще, яко, иже и особые формы. Эпитеты: божий дар, единым столомъ, благоверный князь, бестудный глас. Сравнения: аки пси лающи, яко едиными усты. Фразеологические сочетания: праведно служити, учредити пиръ.

Однако всё в большей степени в русскую письменность вливались элементы живой разговорной речи.

Великорусская речь служит живительным источником, питающим язык деловых документов по сравнению с языком деловой письменности древней Руси.

Язык деловой письменности представлен официально-деловыми документами: челобитные – прошения о явке в суд, о об освобождении от повинностей; грамоты духовные, купчие, охранные; судебники – своды законов; частная переписка : письма, личные записи, сказки.

Поменялись значения слов: лобъ перестало обозначать «череп», проказа (вред) - теперь просто название болезни.

Входит в обиход терминологическая лексика :

    Всести на конь – отправиться в поход

дума – совет, соглашение

жити за один – быть в союзе, в мире

целовать крест – давать клятву

печальник – покровитель, заступник

Гать- Дорога чрез болото из насыпной земли и хвороста

душегубец – убийца

токмо – только

паче – более, лучше

играть смертною игрою – воевать, сражаться

люто – крепко, стойко

лихо – зло, злое дело

угодник – праведник, служитель

якобы – будто бы

поносить – ругать

бражник – пьяница

мошна – сумка для хранения денег

толмач – переводчик

елико – поскольку

5-6 классы – герои литературы 16 века.

«Житие Петра и Февроньи Муромских»

В середине XVI века священник Ермолай-Еразм пишет житие двух полулегендарных героев – князя Петра и княгини Февроньи Муромских – эти герои лежат в основе Дня любви и семейного благополучия, который отмечаем сейчас в России.

    В XV – XVI веках cоздаются первые жития юродивых: Прокопия Устюжского, Василия Блаженного и др.

    Таково и житие муромского князя Константина и его сыновей Михаила и Федора, в которых рассказывается о крещении Муромской земли – об этих князьях известно только из их жития.

    Сюда можно отнести и повесть о Меркурии Смоленском – юноше, обладателе чуда- меча, спасшего Смоленск от войска хана Батыя и в итоге, принёсшем себя в жертву.

Огромное значение приобретает в XVI в. публицистика. В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти.

В сочинениях церковных иерархов (Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, митрополита Даниила) ведется полемика с еретиками, обличаются общественные пороки, ведутся споры по вопросам церковного быта.

Идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), - «Великие минеи-четьи» - свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси.

В «Русском хронографе» старец Филофей подводил к мысли, что за грехи пал «ветхий Рим», пал и «новый Рим»» - Константинополь, ибо, согласившись на унию, с католиками (на Флорентийском соборе 1439 г.), греки изменили православию, и наступило время «третьего Рима» - Москвы. Москва - это последний Рим, «четвертому Риму не быти».

Книгопечатание на Руси.

1 марта 1564 г. «хитрые мастера печатного дела» Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу – Деяния и послания святых Апостолов.

Сам первопечатник провел большую редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы.

краткое содержание других презентаций

«Литература Средневековья» - План урока. Французская поэзия трубадуров. Грузинская поэма. Литература Средних веков. Литература Средневековья. Этапы общения с литературным текстом. Античная литература. Словарь. Эстетические идеалы Средневековья. Немецкий героический эпос.

«Литература в 14-16 веках» - Просвещение. Литература. Книгопечатание. Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Исторические песни. Подведение итогов. Развитие литературы XVI века. Летописание.

«Средневековая литература и искусство» - Живопись. Рыцарская поэзия. Поэты-певцы. Рыцарская литература. Готика. Франсуа Вийон. Данте Алигьери. Романский храм. Любовь. Последня баллада Франсуа Вийона. Витражи. Рыцарские поэты. Готический храм. Городская литература. Библия для неграмотных. Средневековое искусство. Средневековая литература. Книжная миниатюра. Путешествие в загробное царство. Рыцарские романы и повести.

«Средневековая европейская литература» - Рыцарский роман. В своем развитии она проходит два больших этапа. Литература города. Рыцарская литература. Лирика. Пьер Абеляр. Средневековая литература. Время бескультурья. Религиозная литература. Европейская средневековая литература.

«Литература 15 века» - Хождения. Просвещение. Летописание. Исторические повести. Процессы преодоления культурной замкнутости. Первые печатные издания. Былинный эпос. Интерес к всемирной истории. Раздробленность государства. Летопись. Литература. Фольклор. Народное творчество. Издатели. Литература XIV – XVI вв. Исторические песни, сказания. Жития. Проверь себя.

«Литература эпохи Средневековья» - «Песнь о Нибелунгах». Рыцарский роман. Литература раннего Средневековья. «Песнь о Роланде». Поэзия вагантов. Героические поэмы. Песнь о посте в любви. Песнь о моём Сиде. Городская литература. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. Небольшие рассказы шутливого содержания. «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. «Песнь о Сиде». Проверьте себя. «Беовульф», Х в.