Конспект урока литературы на тему «К.Г. Паустовский

Урок литературы

в 8 классе

ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».

Отношение Насти к матери.

Смысл названия рассказа.»

(2- ой урок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, музыкальная композиция- запись

песни «Мама» в исполнении Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова Ирина

Николаевна

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Работа по составлению портрета Насти
  4. Обсуждение смысла названия рассказа
  5. Заключительное слово (наставление) учителя
  6. Домашнее задание

СЛОВАРЬ:

Пустельга - 1.Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомыслинный, пустой человек (разг.)

ЭПИГРАФ УРОКА:

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Посадка

Проверка готовности к уроку

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  1. Беседа по прочитанному

Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?

О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от ветственности человека за свои поступки.)

Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

  1. часть - Мать.
  2. часть - Дочь.
  3. часть - Телеграмма.

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпило га. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена по сторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только уви деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это то же «зарубка на сердце».

восприятию произведения, создает тональность повествования.)

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт вении природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетев шие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц)

  1. Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое - в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Кате рина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одино чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не толь ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие пи сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду хов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге роини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери не Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1

  1. Каков жанр этого произведения?
  2. Почему Тихон солгал Катерине Петровне?

« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

Карточка №2

  1. Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
  2. Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?
  3. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Карточка №3

  1. Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
  2. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Карточка №4

  1. Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки,
    страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
    Маняше?
  2. Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  3. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
  1. Слово учителя

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза- зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
    а) Настя в мастерской Тимофеева.

Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрас ным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеро тическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее одиночество.)

Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис торией жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина пережива ют душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непо нимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимо феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про водит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи вет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне нию, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной

жизни.

(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу живчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо хшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен ной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбеж ных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  1. Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
  2. Появление Даши с телеграммой,
  3. Выступление Першина.

Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

  1. Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она на слаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие сле зы - это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом на полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Кате рину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи вые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,

Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.

В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие чи тателям.)

Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала ее душа.

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же

пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы носимой тяжести».),

4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сооб щение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тре ноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграм му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
  1. Прослушивание музыкальной композиции

Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.-За добро плати добром!»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор)

1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».


Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма» Цель: совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и близким, умение сопереживать. Методы, приемы Беседа Дополнительная информация Словесный Наглядность Применение музыки Работа с текстом Наглядный Ход урока Этапы урока, деятельность учителя и учащихся 1. Орг. момент 2. Повторение изученного материала ­ С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (К.Г.Паустовского) Где родился К.Г.Паустовский? (В Москве) В какой семье он рос? (В большой, где пели, играли на рояле, любили театр) Какие учебные заведения закончил К.Г.Паустовский? (гимназия, университет) Что для Паустовского Мещера? (его вторая родина) Что он говорит об этом? (чтение абзаца с.194) Что особенно привлекает нас в произведениях К.Паустовского? (душевное внимание, доброта, любовь к родине) 3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя. ­ Мы с вами прочитали много очень интересных произведений, которые пробуждают в нас красоту души человека, учат ценить жизнь. ­ К.Г.Паустовский всегда знал, для кого будет писать. Он писал для родных, для близких и совсем незнакомых людей, а значит писал и для меня, и для вас ­ для нас всех. Его произведения заставляют нас видеть мир как­то по­другому. И сегодня я вас приглашаю вас в мир Паустовского. Он не будет, как обычно, залит солнцем и усажен цветами; мы увидим безотрадную картину осени, когда само время словно замедлило свое течение. (вывешиваются картины поздней осени) ­ Что происходит в природе с приходом осени? (все вянет, желтеет) 4. Звучит музыка П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» На фоне музыки чтение начальных строк рассказа (до слова «…стадо») ­ Каким настроением проникнут этот отрывок? Эта музыка? (осенним, грустным) Почему? ­С приходом осени природа увядает, умирает. Для чего автор начинает рассказ с осенней зарисовки? (настраивает на определенный лад) 5. Чтение 1 части до конца Анализ прочитанного. ­Какое чувство вызвало у вас описание жизни Катерины Петровны? Мы сказали, что с приходом осени природа увядает, а можем ли мы сказать о человеческом увядании? Почему? В описании природы говорится о маленьком подсолнечнике, который все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться. Так же долго, незаметно и тихо «доцветает» жизнь Катерина Петровна. Кто виноват в одиночестве Катерины Петровны? Найдите слова и выражения, которые подчеркивают ее одиночество. (…) Работа по иллюстрации (с.196) ­Как это одиночество выражено в иллюстрации? Как выглядит Катерина Петровна? (сгорбленная, маленькая) ­Что написала Катерина Петровна в письме дочери? (чтение письма в учебнике) Как вы думаете, писала ли раньше К.П. такие письма Насте? Какие слова говорят о материнской любви? (ненаглядная моя) Как бы вы откликнулись на такое письмо? Когда в последний раз виделись мать и дочь? (три года назад) Кто отнесет письмо К.П. на почту? (Манюшка, дочь соседа) Как

относятся к К.П. окружающие? (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь) ­ Как можно озаглавить эту часть? («Мать») Словесный Работа с текстом Беседа 6. Чтение 2 части Анализ прочитанного. ­ Где мы мысленно оказались? (в большом шумном городе) Кем работала Настя? (секретарем в Союзе художников) Где она получила письмо? (на службе) Как дочь отреагировала на письмо матери? (Чтение ответа: «Она спрятала письмо в сумочку, не читая, ­ решила прочесть после работы») Какие чувства вызывали у Насти письма матери? Почему они были «безмолвным укором»? Какие неотложные дела помешали Насте поехать к матери? Когда Настя прочитала письмо? (когда вернулась домой) Решилась ли она поехать? Почему? (чтение отрывка «она подумала о переполненных поездах»…до «положила письмо в ящик письменного стола») Здесь автор предостерегает нас, читателей, от беспамятства и нелюбви, когда мы в суете забываем о самом главном. ­ Что произошло на выставке? (Даша подала Насте телеграмму) Как повела себя Настя? (спокойно, даже не поняла о какой Кате идет речь) (чтение отрывка) Как отозвался в своей речи Першин о Насте? (он назвал ее милой Анастасией Семеновной) Можно ли назвать «милую Анастасию Семеновну» по­настоящему чутким, заботливым человеком? ­ Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда ее хвалят, у нее умирает мать) Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»? (неприятное известие, не во время, это нарушило ее планы) Что произошло дальше? Ее слезы – это слезы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти письмо матери. ­ Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (она поняла, что никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка) ­ Как можно озаглавить 2 часть? («Опоздала») 7. Беседа. Уточнение названия рассказа. ­ Ребята, мы с вами в суете жизни иногда забываем о главном. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? Помним ли мы о том, что мама – самый близкий нам человек? Бережем ли ее? Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Мы взрослеем, а наши мамы стареют. Они не вечны и уходят от нас. Мы в неоплатном долгу перед матерью. Родители наши – это наша опора. Известный поэт Валентин Берестов так написал об этом, послушайте: Любили тебя без особых причин За то, что ты ­ внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней

Толковый словарь Применение пословиц Останется тайной опорой твоей. ­ Вот эту­то опору и потеряла Настя. От чего? Почему так произошло? (она выбрала работу, карьеру) Вам понравилась Настя? Почему? (неприязнь к Насте родилась сама по себе, можно было этого не допускать) ­ Вернемся к рассказу. Почему он назван «Телеграмма»? Что такое телеграмма? (работа с толковым словарем) Когда обычно отправляют телеграмму? Телеграммы отправляют в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Вывод: сам рассказ и есть телеграмма, посланная нам, читателям. Чему учит нас этот рассказ? Она напоминает, как важно не забывать самых близких людей, быть внимательными к ним. Еще мы должны быть милосерднее, ответственнее за свои поступки. ­Между стихотворением В.Берестова и рассказом К.Паустовского есть некая параллель, которая подводит к такому заключению: Пока у вас есть мамы – Приезжайте к ним без телеграммы! 8. Итог урока. ­ Дождалась ли К.П. приезда дочери? Сможет ли кто­нибудь снять с нее «непоправимую вину, невыносимую тяжесть»? ­ Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» ­ говорит К.Паустовский. «За добро плати добром!» Чтение пословиц о матери. ­ Прочитайте внимательно пословицы и скажите, какая пословица относится к 1 части, какая ­ ко 2 части? Почему? Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. – Все мысли матери ­ о детях, все мысли детей – об играх. Ағайын алтау, ана біреу. – Родни много, а мать – одна. 9. Оценивание. 10. Дом. задание. Написать небольшое сочинение «Моя мама». 11. Рефлексия. Сегодня на уроке….

12.01.2015 5983 828

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

На этом уроке вы узнаете о Константине Георгиевиче Паустовском и его цикле «Об известных людях», познакомитесь с началом творческого пути писателя и его ролью в русской литературе, рассмотрите избранные отрывки из его произведений.

Зимой 1917 года Бунин получил пачку стихов с просьбой об отзыве. Писал ему неизвестный юноша. Бунин ответил открыткой:

«Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия - в прозе…»

Так появился на свет писатель Константин Георгиевич Паустовский (рис. 2).

Рис. 2. Константин Георгиевич Паустовский ()

В 1963 году в Советском Союзе проводился опрос о самом читаемом и почитаемом в России писателе. Таким писателем был назван Паустовский.

Паустовский вошёл в литературу как ценитель музыки, живописи, как автор поэтического слова. Читая его произведения, мы встретим вымышленные, но в то же время правдивые повествования о художниках, писателях, композиторах.

Среди рассказов о писателях особо можно выделить рассказы «Алексей Толстой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рассказ «Сказочник» о Гансе Христиане Андерсене, «Оскар Уайльд», рассказ «Поток жизни» о прозе Куприна (рис. 3).

Рис. 3. Александр Иванович Куприн ()

Обратимся к тем произведениям, в которых Паустовский останавливается на жизни и творчестве известных людей.

Паустовский пишет правдивые, но в то же время вымышленные истории, активно используя своё писательское воображение. Замечательная книга «Золотая роза» рассказывает о писательском труде, в котором немаловажную роль играет воображение. В главе «Животворящее начало» Паустовский пишет:

«Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю. Работа писателя должна быть основана только на точном наблюдении. Как у него, у Золя.

Бывший при этом Мопассан спросил:

- Как же тогда объяснить, что вы пишете свои огромные романы на основании какой-нибудь одной газетной заметки и при этом месяцами не выходите из дому?

Золя промолчал.

Мопассан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть истолкован как оскорбление. Но он не боялся этого. Никому, даже Золя, он не мог позволить отрицать воображение.

Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением - великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землей поэзии и прозы.

Оно было животворящим началом искусства, его, как выражались восторженные поэты из Латинского квартала, "вечным солнцем и богом".

Но это ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

<…>

…воображение - это свойство человеческой натуры.

- Какое?

- Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать наряду с действительностью вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями. (Конечно, это надо сказать значительно проще.)

- А почему? - спросит нас собеседник. - Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

- А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удастся узнать ее целиком и во всем разнообразии. Да многое он и не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звездами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. И его воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни».

В своей книге «Золотая роза», посвящённой писательскому труду, Константин Георгиевич Паустовский рассказывает об особенностях творчества разных писателей. Рассмотрим некоторые примеры.

Лев Толстой:

«Лев Толстой (рис. 4) работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит».

Рис. 4. Лев Толстой ()

Антон Павлович Чехов:

«Чехов (рис. 5) в молодости мог писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире. А рассказ "Егерь" он написал в купальне».

Рис. 5. Антон Павлович Чехов ()

Алексей Толстой:

«Алексей Толстой (рис. 6) мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги. Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем он будет писать. У него в голове была одна какая-нибудь живописная подробность. Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную нитку, все повествование».

Рис. 6. Алексей Николаевич Толстой ()

Cреди произведений Паустовского можно встретить рассказы о русских художниках: об Оресте Кипренском (рис. 7), о Николае Ромадине, об Исааке Левитане.

Рис. 7. Орест Кипренский ()

Особое умение изображать краски в прозе принадлежало Паустовскому (рис. 8).

Рис. 8. К.Г. Паустовский. Портрет А. Г. Кручиной (1967) ()

Паустовский писал:

«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть это и удивляться то, чего не замечали ранее».

Рассмотрите короткий отрывок из очерка Константина Паустовского об известном художнике Исааке Левитане (рис. 9).

Рис. 9. Исаак Левитан ()

«Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. <…>

С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы. <…>

Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. <…>

В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый, как Левитан", - писал он. <…>

Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. <…>

"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. <…>

Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России».

Кроме этого, среди произведений Константина Паустовского можно встретить произведения, посвящённые известным музыкантам и композиторам.

Все рассказы Паустовского проникнуты светом добра, светом искусства, которое способно дарить это добро и оставлять в душах читателей самые светлые и радостные чувства. Среди рассказов, посвящённых композиторам, стоит выделить такие: «Музыка Верди» о композиторе Джузеппе Верди, «Старый повар» познакомит с личностью Вольфганга Амадея Моцарта, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - о творчестве Эдварда Грига (рис. 10).

Рис. 10. Эдвард Григ ()

Список литературы

  1. Лады-гин М.Б., Зай-це-ва О.Н. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2012.
  2. Ку-тей-ни-ко-ва Н.Е. Уроки ли-те-ра-ту-ры в 7 клас-се. - 2009.
  3. Ко-ро-ви-на В.Я. Ди-дак-ти-че-ские ма-те-ри-а-лы по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2008.
  1. Интернет портал «Детская энциклопедия» ()
  2. Интернет портал «Паустовский Константин Георгиевич» ()

Домашнее задание

  1. Назовите несколько рассказов Паустовского о писателях.
  2. Как Паустовский оценивает роль воображения в писательском труде?
  3. Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».