Как называется рисунок выполненный углем. Конспект НОД "Рисуем углем" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Статья из журнала художник 1961 года. И. Изаксон
Один из самых популярных материалов для рисо-вания — уголь. Им выполняют рисунки-штудии и на-броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Такова, например, серия панно «Хиросима» японских художников Тосико Акамацу и Ири Маруки, за кото-рую они были удостоены Всемирной премии мира. Значительная часть этих панно выполнена углем, не-сколько панно — углем в сочетании с гуашью и тушью.
Популярность этого материала не случайна. Уголь как бы соединяет в себе преимущества нескольких различных материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри-ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли-чается красотой и бархатистостью цвета.
Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож-ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро рабо-тать даже тогда, когда приходится покрывать на бума-ге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).
Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком-поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав-ляя следов.
Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.
Недостатков у угля немного. Главным из них яв-ляется то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису-нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.
Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников недостатком может стать и сама красота материала, так же как и легкость пользова-ния им. Рисунки углем часто получаются очень эф-фектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые про-махи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — при-стальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни каза-лось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.
Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ-ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра-батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож-ник может начинать работу,
нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи-нающим художникам рекомендую в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон-структивное построение рисунка.
Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо-средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры-вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест-венным произведением.
Наброски углем можно, так же как и рисунки, де-лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез-но выполнять быстрые наброски, основанные на силу-этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за-тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю-щего художника понимания силуэта в рисунке и уме-ния передавать движение.
РАСТУШЕВКА И СТИРАНИЕ УГЛЯ.
Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят-но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту-шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран-дашу.
Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо
достигнуть особо тонких тональных гра-даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват-ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.
Смахивают уголь тряюкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз-давая определенный тон.
Если после смахивания угля на поверхности бума-ги остаются следы — их стирают карандашной резин-кой.
Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.
ФИКСИРОВАНИЕ.
Как уже было сказано, рисунки, выполненные уг-лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это-го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю-щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав-ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова-ния раствор канифоли в денатурате.
Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве-ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи-таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу-щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.
РИСУНОК под живопись.
Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.
После окончания рисунка все нужные для дальней-шей работы контуры прописывают кистью с раство-рителем — лучшим из них является лак со скипида-ром, так как он быстро высыхает. Если холст готовит-ся под темперную живопись, линии прорисовывают.
какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас-творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.
Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи-вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.
БУМАГА, УГОЛЬ.
Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель-ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за-крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж-ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.
Уголь продается готовый, но его легко можно на-учиться приготовлять самому.
Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг-лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.
Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за-фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере-кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что-бы как можно меньше один лист терся о другой.
Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка
РИСУЕМ УГЛЕМ
Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.
Использование растушевок и мягкой материи.
Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.
Как держать уголь.
Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.
Резинки (ластики).
Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.
Нанесение линий и штрихов.
Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.
Бумага, предназначенная для рисования углем.
Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.
Нанесение линий и тонов.
Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.
Бумага с шероховатой поверхностью.
Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.
Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.
Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.
Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».
И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.
Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.
Zhaoming Wu. Портрет углем. И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту. Zhaoming Wu. Портрет углем. Учебная постановка. Уголь. Китайская школа. Уголь. И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.
В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.
Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.
В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.
Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.
Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.
И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина. Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь. Casey Childs. Уголь. И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.
Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.
Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.
Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.
Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.
Угольный карандаши.
Бумажные палочки для растушевки угля.
Угольные карандаши
Набор всех типов угля.
Набор всех типов угля.
Набор всех типов угля.
Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.
Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.
Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.
.Уголь мягок,
пластичен , дает матовый , бархатистый черный тон , но требует закрепления - фиксации .Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.
Изготовление угля
Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.
Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.
Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.
Рисование углём
Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.
Изучение рисования углем имеет громадное значение, и на него обязательно надо обращать внимание, тем более что по своей технике оно более всего имеет сходство с живописью .
Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравнении с другими способами, потому что уголь легко поддается всевозможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значительных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудностей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.
Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впечатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одноцветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувствоваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.
Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.
Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.
Допускается сочетание угля с другими материалами - с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь ».
Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.
Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.
При работе углем следует пользоваться шероховатой
зернистой бумагой , можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.
В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея ).
Углем можно работать двумя способами:
- Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур предмета, а затем приступаете к тушевке, совершенно таким же образом и в той же последовательности, как делали это при рисовании карандашом . Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особенность техники рисования углем - сходство с техникой живописи.
- Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Прежде всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рисунок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более темных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту операцию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных местах, а также растушевкой, которой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут бе лый и не содержащий в себе масла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскатывать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в однородную тестовидную массу. Затем придают одному концу острую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, которые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует особо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заменить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если ра ботать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в руках.
В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.
Замшевые растушевки более мягкие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, видно на рисунке. Вместо растушевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «кричащие» световые пятна.
Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и доводите рисунок до полной законченности.
Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно ). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.
На рисунках наглядно представлен весь вышеописанный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начинать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кувшина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показывает, до какой степени законченности следует доводить работу.
Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материалом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мякишем хлеба, и применение растушевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете обращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет недоставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».
Неудобства работы углем заключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого сотрясения или стирается от прикосновения руки. Но эти свойства имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испорченный этюд
на бумаге или холсте легко можете сбить тряпочкой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начинать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Размер штудий желательно делать покрупнее.
Нарисованы старинные русские предметы домашнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украшения, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете контур, потом плашмя углем покрываете общий тон рисунка с тенями, затем отделяете более темные места от светлых, вынимаете клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким угольком прорисовываете все подробности и украшения натуры.
Натюрморт
Группа, составленная из предметов домашнего обихода: стеклянный кувшин, деревянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от предыдущих исполнено так называемым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прессованным углем рисуют так же, как простым мягким карандашом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а следовательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осторожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких номеров разной твердости. Контуры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а приступая к передаче света и тени, вводите прессованный, для окончательной же отделки воспользуйтесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пятен.
Гипсовая голова волка.
Уголь незаменим при зарисовках животных и птиц как с натуры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута карандашом в такой же мере, как углем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную натуру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, затем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как показано на втором рисунке.
Так как и законченные рисунки углем отличаются непрочностью, то для сохранения их прибегают к закреплению.
Фиксирование угля
Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.
Прессованный (жирный) уголь
Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным
угольным карандашом «ретушь» .Как сделать уголь самому
Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 - 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в металлическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, замазать глиной и поставить в печь. Когда огонь прогорит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.
Рисунок углём, мастер-класс
Как материал, уголь используется уже много веков. Его аналогом рисовали еще в Древней Греции. Мастера создавали «уголь», смешивая обугленные ветки ивы, орехи и виноград. История графитного карандаша берет начало в Англии XVI века.
Карандаш и уголь относятся к материалам с разными характеристиками. Первый является твердым инструментом, второй – мягким. Техника рисования данными материалами различается, в первую очередь, из-за данных свойств. Уголь, в отличие от карандаша, не используется для детализированных объектов. Мягкий материал предназначен для набросков, зарисовок, моделирования светотени.
Уголь следует использовать на бумаге с шероховатой поверхностью. В ином случае материал будет плохо держаться на основе и быстро осыплется. Карандашом можно рисовать на самой обычной бумаге.
Начинающим художникам для освоения рисунка рекомендуется использовать графитовые карандаши. Вы сможете легко контролировать линию, стирать неудавшиеся детали, прорисывывая их заново. С углем данные манипуляции не пройдут. Он хорошо поддается коррекции, однако может оставить нелицеприятные темные пятна. Чтобы освоить оба инструмента, следует ознакомиться с основными техниками их использования.
Карандаш: основные техники рисования
Главная техника рисования карандашом – линия. В зависимости от фактуры бумаги и типа инструмента, она может быть четкой, ярко выраженной или чуть заметной. Карандаш позволяет качественно прочувствовать и освоить . Четкость линии также зависит от нажима на инструмент. С помощью одного карандаша вы можете изменять интенсивность контура, выделяя наиболее важные моменты.
Другая техника – штриховка с переходом тональности. Создавая ее карандашом, вам необходимо плавно менять нажим на всей области, выделенной для тонирования. Создать красивую штриховку с первого раза очень трудно, однако постоянная практика и легкость корректировки помогут вам быстро освоить часто используемую графическую технику.
Рисование с помощью угля
Главная техника рисования углем – работа с тональностью изображения. На ее освоение уйдет значительно меньше времени, чем при работе с карандашом. Однако здесь есть свои хитрости.
Создавая тень или работая с глубиной, не следует рисовать также, как графитовым инструментом – варьировать степень нажима. Начните с самого темного места и, постепенно ослабляя, прорисуйте только 1/3 предполагаемого пространства. Далее с помощью салфетки или пальца растушуйте материал в необходимом направлении.
Решив работать с углем по принципу карандаша, результат вы получите печальный: тонировка быстро потеряет свои свойства и превратится в темное однотонное пятно.
Обратите внимание: уголь практически не используется для прорисовки ровных, плавных линий. С его помощью, в основном, создается тонирование, а также придается глубина рисунку. При этом первоначальный набросок часто делается карандашом (тонкими прерывистыми линиями).
Угольные работы требуют бережного отношения и хранения. Чтобы сохранить изображение без деформации, его следует поместить под стекло. Также вы можете воспользоваться специальным закрепителем или простым лаком для волос.