История развития мюзикла (презентация). Мюзикл


Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга старого Опоссума о практичных кошках", который вышел в Англии в 1939 году. В сборнике рассказывалось с иронией о привычках и повадках кошках, но за этими чертами без труда угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота приглянулись Энди Ллойд Вебберу, который в течение нескольких лет сочинял к ним неспешно музыку. И вот, к 1980 году, композитор собрал достаточно материала, чтобы трансформировать его в мюзикл.


К актерам, которым предстояло разыграть эту незамысловатую историю, предъявлялись особые требования они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными, поэтому в состав исполнителей вошли премьер Королевского балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас, Элейн Пейдж,молодая певица и танцовщица Сара Брайтман.



Когда дело дошло до сценического воплощения, основной (но далеко не последней) проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета, который объединил бы разрозненные стихотворения в единое целое. К счастью, благодаря вдове Т. С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.



Каждый год особое племя кошек Jellicle («dear little cat», произнесенное маленьким ребенком) собирается на огромной помойке чтобы заняться двумя вещами всласть потанцевать в лунном свете и узнать от своего старейшины, кота по имени Второзаконие,кто же из них отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни. Кошки и коты рассказывают о себе, и мы узнаем массу любопытных подробностей о жизни братьев наших меньших. По ходу дела они разыгрывают два небольших спектакля (об ужасной битве дворняжек и пекинесов и историю кровожадного кота-пирата Гроултагера) и дают отпор злу, которое в пьесе олицетворяет Макавити, «Наполеон преступного мира Он похищает кошачьего лидера, и только благодаря вмешательству кота-чародея Мистера Мистофелиса кошки получают своего предводителя обратно.


Другая сюжетная линия это история старой кошки Гризабеллы. Много лет назад она покинула свое племя, чтобы увидеть мир, и теперь, усталая и разочарованная, пытается вернуться в свою семью. Соплеменники с трудом узнают в потрепанной кошке красавицу и модницу Гризабеллу. Поначалу они относятся к ней с недоверием и даже брезгливостью, но затем проявляют к ней сострадание и принимают обратно в племя. Гризабелла и оказывается избранной. В сопровождении Второзакония, в клубах дыма и свете прожекторов, она возносится в кошачий рай, после чего предводитель Jellicle обращается к зрителю с речью, смысл которой: кошки это не собаки, они очень похожи на людей, не терпят фамильярности, а обращаться к ним надо просто «О, Кот!»


Мюзикл впервые предстал перед глазами публики 11 мая 1981 года в Лондоне, а на Бродвей попал спустя год. В итоге "Кошки" смогли до момента своего закрытия 11 мая 2002 года стать самой "долгоиграющей" постановкой в истории британского театра. За все время "Кошки" были поставлены более 40 раз, суммарное число зрителей в 30 странах превысило 50 миллионов, песни прозвучали на 14 языках, а общая сумма сборов составила 2,2 миллиарда долларов!



Мюзикл получил множество наград, среди них самыми известными являются премия Лоуренса Оливье, премия газеты "Ивнинг Стандарт" за "Лучший мюзикл", 7 премий "Тони", премия Мольера во Франции. Записи же бродвейского и лондонского оригинальных составов получили "Грэмми".


Что такое мюзикл? Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. Musical - мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Идеалом здесь является сочетание качеств актера, певца и танцовщика - комплекс чрезвычайно редкий.


Где возник мюзикл? Мюзикл как жанр зародился в Америке, а точнее на Бродвее. Рассказывать истории при помощи пения – одна из древнейших традиций. Можно сказать, что весь древнегреческий театр был мюзиклом. В ранних мюзиклах музыкальные номера просто нанизывались на придуманный сюжет. Егор Дружинин, балетмейстер-постановщик: «Было так: а что, если нам вот эту замечательную песню о любви Джорджа Гершвина вставить в этот наш мюзикл? Пусть будет молодой человек и девушка, и пусть они танцуют, скажем, ну в амбаре. В амбаре прыгают со второго этажа в сено и поют. Здорово».


Российский мюзикл – практически ровесник Бродвейского: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Приключения Буратино» - это тоже мюзиклы, но у нас они назывались музыкальными фильмами. Современный мюзикл – это шоу, грандиозное и дорогое. Допустим мюзикл Призрак оперы. Здесь все работает «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют вживую. Еще сотня людей управляют декорациями, светом и звуком. Как выглядит этот механизм на сцене, то есть снаружи – видели многие. Как он устроен изнутри – зрелище не менее грандиозное, о нем не догадывается практически никто.

Слайд 2

(Англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.

Слайд 3

Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск.

Слайд 4

оперетта

Опере́тта (итал.operetta, дословно маленькая опера) - жанр музыкальноготеатра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.

Слайд 5

БУРЛЕСК

Бурле́ск (фр. burlesque, от итал.burla - шутка)- вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Слайд 6

ВОДЕВИЛЬ

Водеви́ль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.

Название происходит от французского «valdeVire» - Вирская долина. Вир - река в Нормандии. В XVII векe во Франции получили распространение песенки, известные под названием «ChansondevaldeVire». Их приписывают народным поэтамXV века - Оливье Басселену и Ле-Гу.

Слайд 7

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

Опера комическая - общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. Опера комическая в различных странах носила различные наименования: в Италии - опера-буффа, в Германии и Австрии - зингшпиль, в Испании - тонадилья, в Англии - опера нищих, или балладная, песенная опера. Опера комическая - общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.

Слайд 8

РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома!Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение - все существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности - любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Слайд 9

Прославившие жанр:

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом - и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман.

Слайд 10

РАЗВИТИЕ

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westsidestory», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Слайд 11

МЮЗИКЛ В РОССИИ

В России это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно - в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и - несколько менее органично - в Волге-Волге, где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе.

Слайд 12

60-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. И, конечно, Ленкомовские спектакли М.Захарова - Тиль (композитор Г.Гладков), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты и "Юнона" и "Авось" (композитор А.Рыбников). Последний из них каким-то необъяснимым образом зажил по законам американского мюзикла, на протяжении десятков лет сохраняя стабильную зрительскую реакцию.

Слайд 13

Современный мюзикл в России

С 1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла Метро. Результаты обнадежили, и лицензионные мюзиклы начали множиться: Нотр-Дам, Чикаго, 42 улица, Иствикские ведьмы…

Но - первый, сделанный с должным размахом и сопровождаемый грамотной продюсерской работой Норд-Ост.

Посмотреть все слайды