Объемная композиция в архитектуре. Лекции - основы архитектурной композиции

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-

пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам

в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота

горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для

обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и

бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В

архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы,

массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений

их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая

композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих

продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие

пространство на ряд последовательных планов.



Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания

(интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно

разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере

принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать

различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений

появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные

материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального

и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте

архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным

оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая

определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий,

выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;

монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле

городской застройки могут быть центральными.

Билет 4

Архитектурный ансамбль.

Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble - целостность, связность, единство) - по определению

БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты,

набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства».

Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф

местности (например, церкви, котрые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные

ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли,

складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию

так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей

могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но

и скульртуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Площадь Декабристов с фигурой

Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Ансамбль Коломенского

до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия.

Архитектура и пространство - это две основные категории, художественное сочетание которых всегда

разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько

полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит

сила и глубина его художественно - эмоционального воздействия.

русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен "на

деревянное дело"; подобные объемные композиции - почти буквальные прототипы этого храма - стоят

в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки

национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем

своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по

изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс

памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма

необходимое свойство "спокойствия в движении".

Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению:

создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра

придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная

сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.

И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров,

венчающему высокий береговой холм Москвы - реки, - непревзойдённое единство целого: зодчий

лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен, например,

художественный приём перехода от основания к восьмерику, выполненный поясом из трёх расположенных

один над другим килевидных кокошников. Приём использования диагональной кривой в переходных

элементах архитектурной композиции распространён в зодчестве многих стран, но здесь мастер

трёхкратным повторением формы кокошника создаёт удивительный рисунок этого перехода, который

снизу представляется слегка выпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных

масс. Одновременно такой приём обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурных форм

столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использована в венце кокошников,

аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру.

Основой выразительности храма служит геометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая

из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные

декоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуя впечатлению её

целостности. Есть ещё одна интересная общая закономерность композиции памятника, в значительной

мере способствующая созданию органичности его облика; в построении храма чётко прослеживается

пирамидальность и одновременно с ней постепенное - с высотой - упрощение объёмных архитектурных

форм. Действительно, самый нижний ярус представляет собой обширную, усложнённую в плане аркаду

основания, несущую террасу - гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающими лестницами -

входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане ниспадающими лестницами - входами. Вторым

ярусом служит крестообразный в плане объём с многочисленными уступами раскреповок; это достаточно

сложная объёмная форма, однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса

храма. Третий ярус - восьмерик имеет ещё более простую форму, лишь незначительно обогащённую

выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шатёр выполнен в геометрической форме.

Подобная композиция прекрасно увязывается с землёй, придаёт построению храма убедительную

органичность - естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусов

прекрасно «читаются» с более отдалённых точек обозрения. Поразительно художественное совершенство

храма Вознесения: можно ещё и ещё раз вникать в сложный язык архитектурной выразительности и

открывать новые и новые закономерности и тонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять

достойное место среди шедевров мирового зодчества.

Ансамбль Лувра.

Ансамбль Сиены.

Ансамбль Пизы(колокольня- храм- баптистерий связаны колоннами и цветом).

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

архитектурная пространственная форма

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

Естественный свет , отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму.Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей -красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

1. геометрический вид (конфигурация)

2. величина

3. положение в пространстве

5. фактура

6. текстура

8. светотень

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений

2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения

3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:

1. прямая линия (многоугольник) – окружность

2. плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхностьМежду пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Свойства объемно-пространственных форм

Величина- соотношения по пространственной протяженности - высоте, ширине и глубине объемно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношении возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.

При изучении композиции объемно-пространственной формы наибольшее значение имеет развитие восприятия и понимания отношений величин п возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление плп ослабление массивности и др. Соотношения по ведальше; горизонтальное - выше, правее, левее. Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве. Форма, как таковая, и ее изменения: по виду (линейная, плоскостная, объемная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.).По указанным двум направлениям, особенно по второму, возможны многие варианты соотношений (плоско-криволинейное, вы- пукло-вогнутое, разные степени криволинейности и т.д.) (.

Положение форм в пространстве - соотношения форм п их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства. Эта категория совершенно отлична от величины и величинных соотношений. Рассматривая, например, плоскую поверхность, мы можем выделить такие координатные положения, как горизонтальное, вертикальное, фронтальное и вертикальное профильное. По отношению к зрителю эти положения могут изменяться: фронтальное - ближе, ниже; вертикальное профильное

О пропорциях, как средствах композиции, писали в прошлом многие теоретики архитектуры (Витрувий, Альберти, Палладио и др.), преимущественно связывая пропорции с ордерной системой. В новейшее время ряд теоретиков разрабатывали геометрические методы пропорционирования (Хембидж, Гика, Мес- сель, Корбюзье и др). Свой вклад в теорию пропорций внес советский зодчий И.В. Жолтовский которыми возможны бесчисленные промежуточные состояния по массивности и пространственное™. Один предел - форма максимально заполнена массой (или выражена, как таковая); другой предел - форма выражена минимальным количеством массы. Кроме четырех указанных основных свойств, главным образом определяющих характер формы, необходимо указать еще следующие свойства:Фактура, или строение поверхности формы, которое может изменяться от рельефной к гладкой, полированной и зеркальной. Светотень, как степень освещенности и затененности формы и ее частей, зависящая от условий освещения (т. е. от силы источников света и от положения по отношению к ним поверхностей формы) Цвет - свойство, характеризуемое следующими основными признаками: цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.

Схемы. Характер формы и фактуры

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное разнообразие юношений.В композиционном использовании всех этих свойств решающее шачсние имеют три основных вида качественных соотношений между ними - контраст, нюанс, тождество (повторение). В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. п.).

В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. В тождестве повторяются состояния свойств.

На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно- пространственных формах.Контраст и нюанс нельзя понимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состояний свойств формы, которые способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названы композиционными средствами.

Перечисленные выше первичные свойства пространственной формы являются первоначальными и исходными элементами композиции, первичным формообразующим материалом, из которого строится композиция. И этот же первичный материал становится активно воздействующим, когда выступает в виде гармонического отношения, то есть первичное свойство становится композиционным средством.

Когда в форме начинает преобладать одно из измерений, во» пикает зрительное движение в направлении этого измерения. О г четливо оно возникает при восприятии правильных геометрических форм. Это явление называется динамикой, и под ним понимаете не физическое, а зрительное движение.

Динамика возникает не только в направлении преобладающего измерения (в высоту, ширину или глубину), но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развп тие пространства.

В противоположность динамике относительное отсутствие зри тельного движения называется статикой. Под этим понимается зрительная неподвижность формы, состояние покоя. Квадрат н плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, в которых одно измерение больше других в два и более раз, - пример динамических форм.

Динамика, в элементарном виде возникающая в простейших геометрических формах, в построении пространственной композиции приобретает значение важного композиционного средства, при помощи которого может быть достигнута художественная целостность композиции. Неорганизованная динамика элементов, несо гласованность их зрительных движений может создать распад композиции на отдельные несвязанные части, то есть разрушить главное ее качество - единство.

К числу важных средств композиции относится напряженность - свойство, характеризующее активность воздействия композиции на человека.

Рассмотренные выше элементы и понятия - виды композиции, основные свойства пространственной формы; некоторые основные композиционные средства составляют богатейшую палитру для решения самых разных композиционных задач.

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими .

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства . Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия .

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим .

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена .

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции , простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам .

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции . Простейший пример такой композиции - здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика .

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция , развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры .

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия . Самая старая известная нам работа по этой теме - античный трактат «Десять книг об архитектуре » - служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции - один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи , называется «золотое сечение ».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической .

Ритм - чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению .

Контраст - резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей .

Нюанс , в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество .

Симметрия - соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия - понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия .

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе , вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Архитектурная композиция" в других словарях:

    Скульптурно-архитектурная композиция - многоплановая композиция с ансамблевым решением, имеющая важное градоформирующее значение... Источник: ЗАКОН г. Москвы от 13.11.1998 N 30 О ПОРЯДКЕ ВОЗВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ГОРОДСКОГО ЗНАЧЕНИЯ … Официальная терминология

    Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось (Болгарский язык; Български) осова композиция (Чешский язык; Čeština) osová kompozice (Немецкий язык; Deutsch) achsbezogene Komposition (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

    Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси (Болгарский язык; Български) свободна композиция (Чешский язык; Čeština) volná kompozice (Немецкий язык; Deutsch) freie Komposition; freie Gestaltung (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

    композиция осевая - Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN axial composition DE achsbezogene Komposition FR… …

    композиция свободная - Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN free composition DE freie Gestaltungfreie Komposition FR … Справочник технического переводчика

    - (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение): В Викисловаре есть статья «композиция» Искусство Композиция (изобразительное искусство) организующий компонент художественной формы, придающий прои … Википедия

    композиция архитектурная - Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Справочник технического переводчика

    КОМПОЗИЦИЯ, и, жен. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.… … Толковый словарь Ожегова

    Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Строительный словарь

1. ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ И ВКУСЕ

Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.

Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.

Таким образом, в процессе труда вырабатывается подлинно человеческая способность творить целесообразно и красиво - по законам красоты. Постепенно совершенствуется содержание и форма древних орудий труда, жилище и предметы быта. Они становятся удобнее и красивее.

На определенной ступени развития человечества в процессе трудовой деятельности и связанным с ней признанием красоты природы возникает эстетический вкус, т.е. способность человека к эстетической оценке явлений.

Вкусу свойствен социальный характер, так как у каждого класса свои художественные идеалы и предпочтения, свое понимание красоты.

С давних пор сформировались стереотипы вкусов условно называемые «аристократическим», «купеческим», «мещанским», которые отражают различий образа жизни, различное мировоззрение.

Главная причина всеобщего признания красоты шедевров искусства- воплощение в них правды жизни, чувств, понятных представителям всех эпох.

2. ФОРМА – ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – КОМПОЗИЦИЯ

Иногда эти три понятия встречаются вместе, речь все время идет о форме, но говорится и о формообразовании, а предмет называется – композиция. Каждое из этих понятий имеет свое значение.

Форма – понятие более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе красивую форму, но было бы абсурдно говорить о его композиции. Только в образном смысле это- композиция, «созданная» природой. Формой обладает любой предмет, но только если форма создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция – есть организованная форма. Композиция – это организованность формы с учетом как функционально- конструктивных и технологических факторов, так и ряда закономерностей, продиктованных требованиями горманизации формы.

Наконец, формообразование – это процесс создания формы.

3. КОМПОЗИЦИЯ – КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Форма любого материального предмета обладает рядом специфических свойств: объемностью, пространственностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями композиционных закономерностей. Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Слово «композиция» происходит от латинского «compoitio» - соединение, связь.

«Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне.

«Архитектурная композиция» определяется как целостная художественная выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям.

Теория архитектурной композиции изучает, исследует общие закономерности формообразования.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Цель архитектурной композиции – достижения единства формы и содержания; единства объемов и пространства, построенное на взаимосвязи и соподчиненности. Достигается это с помощью композиционных средств.

Основными задачами архитектурной композиции являются:

1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональными процессами, экономическими требованиями и местными условиями.

2. Выражения конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно- планировочном решении.

3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру. Выражаясь коротко композиция выполняет: 1) функциональную; 2) конструктивную; 3) эстетическую (задачи).

5. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Чтобы владеть речью, необходимо выучить слова и грамматику, только тогда мы в состоянии выразить собственную мысль. Человек, который рисует и строит, также должен научится особому языку пластических форм, чтобы уметь выражать свои чувства.

Средствами его языка являются элементы, формы, цвета и законы их построения. Чтобы ясно воплотить свой творческий замысел, он должен понимать эти средства и владеть их выразительностью.

Средства выразительности форм и их комплексов специфичны не только для архитектуры – их использует и другие виды искусства.

Каждое из художественных средств не обладают самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции.

Есть качества, обязательные для композиции любого изделия и эти качества обеспечивают своего рода комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы.

Гармония формы достигается с помощью особых средств. Они называются – средствами композиции. Это:

Пропорции и пропорциональность;

Масштаб и масштабность;

Контраст;

Нюанс;

Ритм;

Метрический повтор;

Пластика;

Динамика;

Статика;

Цвет; свет;

Равновесие;

Симметрия;

Асимметрия.

6. ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ

Единство (целостность, гармония) – основное качество любой композиции в любом виде искусства и важнейшее свойство человеческого восприятия. И чтобы визуальные характеристики архитектурных объектов, архитектурной среды в целом отвечали этому свойству восприятия, среда должна обладать признаками целостности.

Наряду с учетом исходных условий важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокое качество результата.

Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию - сигнал о нарушении целостности.

Некоторые специалист считают, что существует всего два закона архитектурной гармонии - закон тождества и закон подобия.

Закон тождества – это когда архитектурная гармония может быть воспринята или создана в здании или в ансамбле, где порядок достигнут повторением тех же элементов, форм и пространств.

Закон подобия – это когда архитектурная гармония может быть восприняла или создана в композиции, где порядок достигнут посредством повторения подобных, схожих элементов, форм и пространств.

В то время, как закон тождества символизирует единство и единообразие, закон подобия символизирует единство в разнообразие.

7. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.

8. «РИТМ» И «МЕТР» В КОМПОЗИЦИИ

Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обуславливает важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередованием одинаковых элементов – называют метрическим . Строение формы, являющееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим .

Слово ритм буквально означает - такт, мерность.

Метрический порядок характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними.

Ритмический порядок характеризуется последовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.

Нарастает ощущение монотонности, когда ритмический порядок прост. Чтобы преодолеть эту монотонность правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядок строится как ряд.

Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента или более сложным, когда он скоординирован с другим и весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.

Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д.

Промежутки, через которые определенные элементы повторяются – называются интервалами, а повторяющиеся элементы - акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, гак и архитектурная форма.

Ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.

9. ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ ФОРМЫ

Важным композиционным средством является направленность, динамизм композиции. В одних случах с ее помощью определяется направление движения, в других - она служит для того, чтобы привлечь внимание к главному.

Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.

Статичность - подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Структуры, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служат главным средством организации формы статичны.

Динамичность , динамическое действие в архитектурной композиции характеризуется: смелыми формами, мощным конструктивным ритмом, асимметрией.

При анализе статичности или динамичности формы, существуют такие понятия, как тождество, нюанс, контраст.

10. КОНТРАСТ, НЮАНС. ТОЖДЕСТВО В КОМПОЗИЦИИ

Система организации пространства воспринимается нами как чередование качественных градаций. Мы не применяем к ним точных количественных оценок. Это контраст, нюанс, тождество.

Тождество - это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения;

Нюанс - незначительное различие свойств у форм, при котором сходство их выражено сильнее, чем различие. Этот признак характеризует форму, стремящуюся к динамике;

Контраст - резкое различие свойств у форм, т.е. различие - как противопоставление. Контраст - это ярко выраженная динамичность формы.

Контраст подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

Как и все другие формы организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Их выбор определяется пространственной структурой, возникающей на основе функции и конструктивных возможностей. Эти три понятия служат выражением содержания композиции.

11. ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ

В общепринятом смысле под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине линии существующей в натуре.

Масштаб может быть выражен числом (1:50, 1:100 и др.) или изображен графически и называется соответственно чи словым или графическим (линейным) масштабом.

Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей.

В этих случаях масштаб не связан со свойствами самого объекта, а играет чисто техническую роль.

Масштабность же - одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотношение размеров частей, членений и деталей сооружения, которое дает гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающей средой.

Если остановиться подробнее на этом, то можно свести суть к следующему:

1. Человек есть мера всех вещей.

2. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.

3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.

4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.

Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает наз-начение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.

Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Например, светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.

Форма одного размера, расположенная на малом поле в окружении малых фигур, кажется больше, той же формы на крупном поле среди крупных фигур. Вертикальные членения кажутся большими, равных им по величине горизонтальных. Как правило, масштаб наружной архитектуры здания, крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено. Обычно, чем меньше расчленен объект, тем он кажется крупнее.

Характерными случаями нарушения масштабности являются:

1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).

2. Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.

3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.

12. КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие формы - такое ее состояние при котором все элементы сбалансированы между собой. Но это не означает простого равенства их величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и таким образом связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т.д.

Композиционное равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах. Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия. Но это неверно, т.к. она еще не гарантирует композиционной уравновешенности.

В результате диспропорций частей и целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Однако несомненно, что композиционное равновесие симметричной формы достигается значительно более простыми методами, нежели формы асимметричной, так как наличие оси симметрии уже создает пред посылки композиционного равновесия.

13. ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Пропорции в архитектуре служат средством упорядочения и установления закономерных взаимосвязей между всеми частями сооружения. Пропорция - это соотношение между архитектурным сооружением в целом, и его частями, - между отдельными частями и их элементами. Пропорция (от лат. слова «proportio») - означает соразмерность. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных моментов, определяющих художественную ценность сооружения.

Существует мною теорий пропорций, но для практической работы они могут иметь лишь подобное значение.

Модульная система пропорций известна со времен античности и лежит в основе архитектурных ордеров, где за модуль принят радиус нижнего основания колонны. Можно отметить геометрическую пропорциональную систему (которая также называется иррациональной) и метод "подобия пропорций", разработанный немецким архитектором А.Тиршем в конце XIX в.

Наибольшее распространение получил метод пропорций, называемый "золотым сечением" (приближенные числовые значения этой теории 5:3). Метод этот известен со времен Леонардо да Винчи. Но наиболее полно значение "золотого сечения" было отмечено в конце XIX в.

При выведении пропорциональности этим методом исходят из того, что деление целого на 2 части пропорционально тогда, когда меньшая так относится к большей, как большая - к целому.

Из последних работ, посвященных проблеме пропорций, представляет интерес система "модулор" архитектора Ле Корбюзье.

В ней сделана попытка увязать размеры, выраженные в метрах с размерами человеческой фигуры. Взяв за основу рост человека высотой 183 см и высоту человека с поднятой рукой - 226 см, Ле Корбюзье создал шкалу измерений из двух рядов, расчленив эти размеры в отношениях "золотого сечения" ("красная" и "синяя" шкала).

Принцип этой системы измерений таков, что каждый последующий член "синей" шкалы может быть получен удвоением предыдущего члена "красной" шкалы".

Достоинством этой системы является то, что все числовые величины согласуются с основными параметрами человека. Недостатком "модулора" является дробность величин, которая очень усложняет вычисление. На базе "модулора" Ле Корбюзье построил несколько архитектурных сооружений.

14. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ни одна форма не существует вне мира цвета, а цвет вне мира форм.

Цвет может выделить или нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот расчленить. Цветом можно создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает ориентацию в пространстве.

В зависимости от использования того или иного цвета одна и та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона утяжеляют массу.

Цвета классифицируются по их психологическому воздействию на человека. Они могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Выбор колорита обычно связан с ориентацией застройки или внутренних помещений.

Ориентированные на север помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и т.д. Это отчасти компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым.

Желательно окрашивать в теплые тона также и те помещения, в которые не проникает естественный свет.

Холодные тона - голубой, зеленый, серый - бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение, - поэтому их применяют при окраске детских спален в детсаде, яслях, в классных комнатах и др. Специальная инструкция по применению цвета в промышленном интерьере вводит применение цвета в закон для основных видов производства. Так, общими для всех производств являются опознавательные окраски коммуникаций и предупредительные цвета опасных зон и предметов.

В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности выделяются зеленым цветом. Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета в интерьер создает впечатление торжественности. Контрастные сочетания цветов действуют возбуждающе, нюансные отношения – успокаивают.

15. ФАКТУРА И ТЕКСТУРА МАТЕРИАЛА

Большое значение в восприятии архитектурных форм имеет характер поверхности т.е.фактура.

Фактура – это строение поверхности природного материала или приданное ему в процессе обработки (рустовка).

Текстура материала – это свойство, раскрывающее ее внутреннее строение (различные породы дерева, камня, мрамора и т.д.). Качество текс-туры усиливается природным цветом материала.

Наряду с использованием естественных материалов, в архитектуре широко используются различного рода красители и искусственные материалы, цвет и окраска которых не относится к материалу. Цветовая гамма красителей является мощным средством усиления художественной выразительности архитектуры.

16. ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС

Подобно любой научной дисциплине теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и объёмно-пространственная структура (ОПС).

Тектоникой в архитектуре называют художественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника таким образом влияет на художественный образ здания, выделяя структурные особенности и работу конструктивных элементов. Тектоника – есть зримое отражение работы конструкции и материала в архитектурной форме.

В зависимости от применяемых типов строительных конструкций, различают:

Тектонику стеновых конструкций

2. Стоечно-балочных и каркасных систем

3. Пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.

Эстетически осмысленная взаимосвязь объемного предмета с его внутренним и внешним пространством называется - объемно-пространственной структурой.

17. ТЕКТОНИКА СТОЕЧНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ

Стоечно-балочная конструктивная система - одна из самых древних. Как говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок.

С древнейших времен при строительстве зданий в этой конструкции использовались в качестве стройматериалов дерево, кирпич, камень, делающие эту конструкцию устойчивой. Позднее стали применять металл. С конца XIX века стали применять ж/б стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась та система архитектурных форм, которая получила название ордера (ордер - от латин. слова «ordo» - порядок).

18. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформировавшаяся в Древней Греции и Древнем Риме, и получившая свое законченное художественно-образное выражение, называется архитектурным ордером. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное балочное перекрытие, опирающееся на колонну. Большой вклад в теорию архитектурного ордера внесли древние зодчие: Витрувий (1 век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI в.).

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера:

1) дорический;

2) ионический;

3) коринфский.

Позднее в римской архитектуре были дополнительно разработаны - тосканский и вариант коринфского ордера, названный сложным или композитным. И всего архитектурных ордеров стало пять: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный или композитный.

19. СТРУКТУРА ОРДЕРА

Ордер состоит из трех основных частей. Основным элементом ордера являются колонны, которые поддерживают антаблемент.

Основание, на которое опирается колонна называется пьедесталом.

Ордера бывают полные и неполные.

Полным называется - ордер, содержащий колонну, антаблемент и пьедестал.

Неполным ордером называется ордер, имеющий только антаблемент и колонну (пьедестал отсутствует) .

Антаблемент - это верхняя часть архитектурного ордера и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - является основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

Фриз - это среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.

Карниз - верхняя часть антаблемента. Карниз имеет следующие основные части:

1) поддерживающую часть; 2) свешивающуюся часть (слезниковый камень); 3) венчающую часть.

Колонна - имеет 3 основные части: ствол (фуст), капитель и базу.

Ствол (фуст) представляет собой круглый столб, утоняющийся кверху. Утонение идет по слабой выпуклой кривой. Почти во всех ордерах (кроме тосканского); ствол колонны обрабатывается вертикальными углублениями, называемыми каннелюрами; капитель образует переход от вертикального столба к поддерживающей ею горизонтальной балке.

Верхняя часть капители называется абака . Абака представляет собой квадратную плиту которая воспринимает тяжесть балки и антаблемента. Под абакой расположен круглый в плане эхин.

База – это нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Пьедестал – подставка под колонной; состоит из трех частей: стул пьедестала, карниз и цоколь.

20. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛЕЙ)

Детали части ордера называются обломами. Обломы бывают криволинейные или прямолинейные. Иногда они украшаются рельефным орнаментом. К прямолинейным относятся: полка, полочка, плинт. Криволинейные обломы делятся на простые п сложные.

Простые обломы (описанные из одного центра) - это: вал, валик, четвертый вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная). К сложным (имеющие две кривизны, иногда направленные в разные стороны) относятся: прямой и обратный гусек, прямой и обратный каблучок, скоция.

21. ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

Существуют три вида композиции –

Фронтальная (или плоскостная)

2. Объемная

3. Глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция - это решение, при котором воспринимается не объем, а плоскость сооружения. Примером может служить улица, на которой стоят примерно однотипные дома, а квартал завершается кинотеатром, универмагом или др. общественным зданием. Если весь строй сооружений, его длина по отношению к ширине застройки намного больше то это носит характер плоскостного восприятия. Фронтальная композиция рассчитана на обозрение с небольшого количества точек.

Объемная композиция - это когда в основе решения лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае, воспринимается, как бы, в условиях трехмерного пространства и требует трактовки фасадов, как элементов объемной формы. Примером могут служить храмы, стоящие посреди площади и обозревающиеся со многих точек. Характер обработки фасадов в этом случае одинаковый и только наличие акцентов на одном из них может выделить главный, на котором расположен вход в здание.

Глубинно-пространственная композиция включает объемные формы, взаимосвязанные с пространством по определенному принципу и образующие единый архитектурный комплекс. Композиции бывают замкнутыми и открытыми.

Замкнутые композиции создают архитектурно изолированное со всех сторон пространство, т.е. в основе его лежит пространство со всех сторон ограниченное зданиями.

Открытые композиции характеризуются не замкнутостью фронта застройки.При открытых композициях площадь может быть застроена только с трех сторон. Открытые композиции могут иметь фронт застройки только с двух сторон. В этом случае композиция носит характер застройки улицы.

22. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

Все, что составляло городскую среду эпохи рацвета античности, европейского и восточного средневековья, объединялось общим характером средстов и приемов формообразования. Такая устойчивая общность художественных признаков называется стилем.

Система признаков, определяющая стиль, находится в сложной, неявной, но неизбежной зависимости от материальной и духовной деятельности людей. В композиции существуют две важные особенности – это единство стиля и образность формы.

Единство стиля в композиции достигается не только обычными «пластическими средствами». Это зависит также от умения архитектора отразить социальные и экономические отношения в своих произведениях. Единство художественных средств выразительности и творческих методов, которые способствуют единству идеи и содержания, создаёт стиль.

Выбор композиционных средств согласуется с назначением здания, его размещением в застройке и характером его объемной формы.

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий.

Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,
а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной (рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного пространства и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными . Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.

Рис. 2. Фронтальная композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов

Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Так, например, для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном градостроительстве.