171 разъезд кировской железной дороги. Тихие зори трагедии

Топонимика, указанная в знаменитой киноленте, – вымысел. Кадр из фильма «А зори здесь тихие». 2015

4 ноября 1972 года состоялась премьера культового фильма «А зори здесь тихие». Уже в 1973 году его посмотрели 66 млн человек. В Китае его увидели свыше 40 млн зрителей, а в 2005 году китайцы сами сняли 19-серийный телефильм «А зори здесь тихие». Наконец, в 2015 году в России был снят одноименный ремейк.

Подавляющее большинство, если не сказать все отзывы о фильме 1972 года - восторженные. Лично мне фильм тоже очень понравился. Однако я в нем мало что понял с военной точки зрения. Где конкретно происходит действие фильма? Какие объекты защищал зенитный взвод, укомплектованный девушками? Каким способом в этот глухой уголок добрались диверсанты? Какую цель преследовали супостаты? И, наконец, кто были по национальности эти диверсанты – турки или японцы?

Естественно, у читателя возникнет резонный вопрос: а может, автор совсем глупый? Миллиард зрителей все поняли, а он – нет. А может, миллиард россиян и китайцев ничего не знали о том, что происходило в Карелии в 1941–1944 годах, и полностью доверились автору книги «А зори здесь тихие» Борису Васильеву и «классику советского кинематографа» Станиславу Ростоцкому? Итак, попробуем разобраться.

ПРАВО НА ВЫМЫСЕЛ

Любопытно, что автор книги Борис Васильев ни разу не упомянул в тексте географическое название Карелия. Но вот цитата из речи главного героя, старшины Федота: «Противник силою до двух вооруженных до зубов фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина. Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро...»

А вот еще цитаты: «Шел май 1942 года». «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки».

Найти на карте Вопь-озеро и Легонтово озеро не удалось ряду исследователей. Увы, и я, грешный, в этом потерпел неудачу.

А вот 171-й разъезд Кировской (Мурманской) железной дороги находится в нескольких километрах от обводного Ладожского канала между речками Паша и Сясь, впадающими в Ладожское озеро. И это, кстати, не Карелия, а Ленинградская область!

Ну, ладно, перепутал писатель номер разъезда. У него что, нет права на авторский вымысел? Конечно, есть, и каждый понимает его по-своему. Так, Лев Николаевич Толстой неделю лазил по Аустерлицкому и неделю по Бородинскому полям.

СТАЛИНСКИЙ КАНАЛ И НЕУЯЗВИМАЯ ДОРОГА

Уже полвека Беломорско-Балтийский канал (ББК) – любимый конек обличителей Сталина. При его строительстве погибло 11 тыс. человек, большинство из которых составляли заключенные. Но посмотрим на карту: параллельно каналу идет Кировская (до 1935 года Мурманская) железная дорога. И ее тоже строили заключенные – свыше 40 тыс. немцев и австрийцев. А кроме того, туда «добровольно-принудительно» завезли свыше 10 тыс. китайцев из Монголии.

26 августа 1916 года произошел бунт 720 китайцев, подавленный с помощью холодного и огнестрельного оружия. Начальство издало указ, что охрану надо вооружить кроме винтовок нагайками, «ибо только таким образом можно управлять китайцами». Исправник Коняев докладывал: «Отказывающихся работать наказываем плетьми».

Сколько пленных и китайцев погибло в 1915–1916 годах при строительстве Мурманской дороги, до сих пор не посчитано, но в любом случае их куда больше, чем при строительстве ББК. Между тем в СССР с самого начала признавали участие заключенных в строительстве ББК, а сейчас там берега усеяны часовнями и крестами в честь погибших. В 2012 и 2013 годах я ходил на теплоходе по ББК – на его берегах трубы заводов уже не дымят, городок Надвоицы наполовину заброшен, зато лагеря стоят нерушимо, как египетские пирамиды. А вот о военнопленных, строивших Мурманскую дорогу, тотально молчат как советские, так и антисоветские историки. Одна из причин – использование военнопленных на строительстве железных дорог в 1915 году считалось чудовищным нарушением международного права…

Предположим, что зенитный взвод Васкова охранял какой-то другой, а не 171-й разъезд, там, где рядом с железной дорогой проходил канал. Увы, осенью 1941 года финны заняли большую часть Южной Карелии вместе с городом Петрозаводском, переименовав его в Яанислинна. В итоге встала вся южная часть Мурманской дороги, свыше 800 км до станции Масельская на 598-м километре. А это уже Северная Карелия недалеко от побережья Белого моря. В сентябре 1941 года Геббельс заявил по радио: «Кировская дорога выведена из строя – не работает и не может быть восстановлена».

Получается, что войска Карельского фронта и Северный флот лишились сухопутных коммуникаций с Большой землей. Однако еще в 1939 году руководство СССР решило построить ветку от станции Сорокская до станции Обозерская, то есть соединить Кировскую и Северную железные дороги. Из-за Зимней войны строительство началось лишь в мае 1940 года. С началом войны ветка длиной 353 км была достроена. И уже 12 августа 1941 года из Архангельска на станцию Лоухи была переброшена 88-я стрелковая дивизия, сходу вступившая в бой с финнами.

В декабре 1941 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден прибыл в Мурманск морем, а оттуда по железной дороге доехал до Москвы. Вернувшись в Лондон, он 4 января 1942 года заявил по радио: «В связи с тем, что летные условия были очень плохими, мы направились в Москву поездом. Часть нашего путешествия проходила по той железной дороге, о которой Геббельс говорит, что она перерезана. Из своего собственного опыта я могу сказать, что Геббельс ошибается – железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо».

Практически все грузы, доставленные союзниками в Мурманск, прошли по ветке Сорокская–Обозерская, так как сухопутных дорог там не было.

С июля 1941 года по июль 1943 года германская и финская авиация регулярно бомбили северной участок дороги, особенно от станции Сорокской до Мурманска.

Кировскую дорогу прикрывало пять авиадивизий (258-я, 259-я, 260-я, 261-я и 122-я), которые были оснащены как отечественными истребителями, так и поставленными по ленд-лизу. Особо ценные грузы прикрывали зенитными бронепоездами. Часто в состав грузовых поездов включали по три зенитные бронеплощадки в голове, середине и хвосте поезда. В 1942 году пять железнодорожных станций Кировской дороги получили довольно сильное зенитное вооружение – 154 зенитные пушки, 11 зенитных автоматов и 21 зенитную пулеметную установку. Ну а к началу 1943 года зенитные батареи прикрывали уже 22 железнодорожные станции. Была введена маскировка поездов.

Благодаря поистине героическим усилиям железнодорожников, летчиков и зенитчиков ущерб грузам был нанесен сравнительно небольшой. Между тем в 1942 году в Мурманске ежедневно грузили по 140 вагонов!

ФИННЫ РВУТСЯ ВПЕРЕД

А что же происходило в 1941–1942 годах на ББК? После взятия Петрозаводска финские войска устремились к Медвежьегорску и Повенцу. Их целью был не только захват ББК, но и дальнейшее продвижение к Белому морю, до которого оставалось около 140 км.

Выход к Белому морю должен был остановить продвижение немцев после захвата ими Кольского полуострова. Дело в том, что еще в 1918 году правительство Финляндии включило в список своих претензий и Кольский полуостров, и большую часть Архангельской области. С Карелией же все было и так ясно. Генерал Маннергейм в том же 1918 году изрек: «Я не вложу меча в ножны, пока вся Карелия не станет нашей».

Однако непосредственно перед войной, в начале 1941 года, финскому правительству пришлось уступить Гитлеру Мурманскую область. При этом Маннергейм и премьер Рюти были уверены, что Архангельская область отойдет к Финляндии. Ну а когда финская разведка узнала о планах создания в Архангельской области германских лесных концессий, между финским и германским фюрерами разразился большой скандал.

На город Повенец, где находится южный вход ББК, 20 ноября двинулась единственная финская танковая бригада под командованием генерала Лагуса и семь отдельных пехотных полков. После упорных боев Медвежьегорск был оставлен, а 5 декабря финны захватили Повенец.

Обращает внимание непонятная жестокость финнов к гражданским служащим ББК. Так, в Повенце финны расстреляли диспетчеров, слесарей и разнорабочих ББК. Был расстрелян командир малого парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин и т.д.

Советское командование предвидело прорыв финнов и заминировало семь первых шлюзов ББК (№ 1–7), которые стояли рядом друг с другом и образовывали так называемую «Повенецкую лестницу». За шлюзом № 7 шел водораздел, а дальше суда уже опускались до самого Белого моря.

7 декабря шлюзы были взорваны, и на финские войска, занявшие Повенец, устремился огромный водяной вал. В финских послевоенных изданиях приведены фотографии пяти финских танков, смытых этим валом. Увы, все они трофейные: один Т-34 и четыре Т-26. Около 20 финских солдат утонули, а многие десятки оказались в госпиталях с обморожениями. Финское наступление в буквальном смысле захлебнулось.

В итоге в 1942–1944 годах действовала только северная часть ББК (шлюзы № 10–19). Шлюзы № 8 и 9 контролировались нашими частями, но после них шло Выгозеро. А там финнам удалось захватить несколько островов. В 1942–1944 годах по каналу проходила перевозка грузов для советских частей, дислоцированных западнее канала.

Насколько известно автору, диверсий на ББК в 1942–1944 годах не было. Однако финская авиация неоднократно пыталась атаковать небольшие пароходы, двигавшиеся по каналу. Так, 14 июня 1942 года пять финских самолетов атаковали пароход «Нева»: сбросили шесть фугасных бомб, упавших мимо. Однако пушечно-пулеметным огнем была убита кок Таня Бунина и ранен кочегар Букаев. Через два дня отремонтированная «Нева» вновь ушла в рейс.

О масштабах работы северного участка ББК говорит число шлюзований в 1942 году – 7821! Как видим, в 1942 году в Карелии шла жестокая война, но она не имела ничего общего с событиями, изображенными в фильме «А зори здесь тихие».

А теперь еще раз вернемся к месту действия фильма. Оставим на совести авторов разъезд № 171. Не будем придираться к месту съемок – Рускеальским водопадам, куда ежедневно два раза в день на автобусах из Петрозаводска ездили студенты из массовки. Но природа, снятая в кино, – это западный берег Онежского озера в Карелии. А он с осени 1941 года по лето 1944 года был весь занят финнами. И что, взвод девушек-зенитчиц охранял финскую часть Кировской дороги? А до эпизодически используемой части Кировской дороги и советской части ББК от Петрозаводска по прямой 250 км! А лесами – и все 500…

Практически все покушения на Кировскую дорогу в 1942–1944 годах приходились на участок Сорокская–Мурманск. Немцы и финны почти ежедневно бомбили этот участок, но до него от девушек-зенитчиц аж 500 км, и там начинается лесотундра! Да и охраны на том участке железной дороги было более чем достаточно.

Где могли развернуться события фильма, так это на восточном берегу Онежского озера на 250-километровом участке от Вытегры до Повенца. Правда, там нет ни Кировской дороги, ни ББК, зато хватало вражеских диверсантов.

В 1941–1944 годах на финском берегу Онежского озера и на советском берегу шла уникальная диверсионная война, незаслуженно забытая отечественными историками.

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА

Территория Карелии сплошь покрыта лесами, каменными грядами, а также одиночными глыбами и валунами. В Карелии 73 тыс. озер площадью свыше 0,1 га и 1668 озер площадью более 1 га. Надо ли говорить, что выброска парашютистов, как советских, так и противника, в Карелии производилась нечасто. Это были в основном одиночные парашютисты, отыскивавшие места для приводнения гидросамолетов.

Основной же способ десантирования у обеих сторон был посадочный. В ближайшее озеро садилась «летающая лодка» или поплавковый самолет, а диверсанты добирались до берега вброд или на резиновых шлюпках. Обратно диверсанты уходили тем же способом. На гидросамолете можно перевезти и раненых, и пленных, и ценные трофеи.

Ну, хорошо, предположим, что среди немецких генералов оказался один идиот, который приказал сбросить с парашютами 16 германских парашютистов на «остроконечных елей ресницы» и каменные гряды Карелии, вместо того чтобы спокойно приводнить их на «голубые глаза озер» на гидросамолетах. Предположим, что все эти 16 диверсантов уцелели. Но не будем лукавить. Германские парашютисты – это не вчерашние школьники. 10 мая 1940 года они сели прямо на крыши фортов неприступной бельгийской крепости Эбен-Эмаэль и взяли ее, потеряв шесть (!) человек. В мае 1941 года с воздуха был захвачен остров Крит. Причем парашютистов было в 5 раз меньше, чем англичан и греков. А в 1944 году два батальона парашютистов четыре месяца обороняли монастырь Монте-Кассино от 100-тысячного союзного воинства американцев, англичан, канадцев, австралийцев и прочих там поляков. И чтобы старшина-инвалид и пять девочек-зенитчиц расправились с 16 (!) парашютистами – это, мягко говоря, ненаучная фантастика.

Но хуже всего для сценаристов то, что в Карелии германских парашютистов не было и быть не могло. По приказу маршала Маннергейма туда не допустили ни одного немца. Единственный раз 16 немецких парашютистов ранним утром 23 июня 1941 года на двух гидросамолетах «Хенкель-115» приводнились на Коньозере к востоку от Беломорско-Балтийского канала. Отряд диверсантов вышел к шлюзу канала, чтобы его взорвать. Однако шлюз имел многочисленную охрану, и диверсантам пришлось вернуться восвояси. Эти бравые ребята тащили германский тротил, немецкие автоматы, были одеты в мундиры люфтваффе, но… говорили по-фински. «Маскарад» потребовался потому, что 23 июня 1941 года Германия уже воевала с СССР, а Финляндия еще готовилась.

1 сентября 1942 года вблизи станции Коноши Северной железной дороги на озере Лача сели два германских двухмоторных поплавковых бомбардировщика «Хенкель-115». Но это была не территория Карелии, а Архангельская область. И диверсию собирались произвести не на Кировской, а на Северной дороге (Архангельск–Москва). И ко всему прочему диверсантами были не немцы, а эстонцы.

Прилетевший забирать диверсантов гидросамолет «Хенкель» был обстрелян красноармейцами. Самолет был поврежден, а трое диверсантов ранены. «Хенкель» пролетел всего 35 км и сел на Юнго-озеро. Диверсанты добили своих раненых, утопили самолет, но через пару часов оказались в руках сотрудников НКВД.

Понятно, что финских диверсантов в «Зорях…» показывать никак нельзя по «идеологическим» соображениям. В СССР и РФ за 75 лет не было снято ни одного (!) фильма о войне с финнами в 1941–1944 годах. Притом что финны за эти годы сняли многие десятки фильмов о «продолжительной войне» с «рюсси», и почти все фильмы были дотированы государством.

Недавно у меня были в гостях знакомые. Их сын 17 лет, 11-й класс языкового лицея, по истории оценка «отлично», задал вопрос: «А на чьей стороне воевали финны в 1942 году?» Частный случай? Проведите опрос в школах и вузах. Ответит ли кто-либо правильно? Скажем за это большое спасибо нашим кинорежиссерам, историкам и журналистам.

Более того, мало кто знает, что летом 1942 года мудрые финны допустили в Карелию итальянских диверсантов. И вот 22 июня 1942 года в карельский поселок Лахденпохья прибыл 12-й отряд (скуадриглия) диверсантов группы MAS под командованием капитано-ди-корвето Бьянкини. Проведя несколько операций, в ноябре 1942 года итальянцы укатили на теплое Средиземное море, оставив финнам всю свою матчасть.

Ну, раз финнов показывать в кино запрещено, почему бы не сделать супостатами в фильме фотогеничных итальянцев? И финал можно было сделать менее трагическим – девушки и старшина Васков ведут полсотни пленных итальянцев.

Сейчас у нас десятки миллионов людей буквально тащатся от фэнтези, как, например, древние укры изобретают колесо, строят Ноев ковчег. Народ восхищается и «Зорями». А я, слыша об этом фильме, вспоминаю старый советский анекдот: «Армянское радио спрашивает: «Верно, что Саакадзе из Тбилиси выиграл в лотерею «Волгу»?» – «Совершенно верно. Но не Саакадзе из Тбилиси, а Сутрапьян из Еревана, и не в лотерею, а в карту, и не выиграл, а проиграл, и не «Волгу», а 10 тысяч».

Рецензия на

повесть Б.Васильева

«А зори здесь тихие…»

Одирматов Александр

9 «В» класс, шк.№23

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» - одно из многих произведений литературы, посвященное подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Но эта повесть не просто о солдатах, сражавшихся за победу, а о судьбах совсем юных девушек, вставших на защиту Отечества.

Действие повести разворачивается на 171 железнодорожном разъезде в мае 1942 года. Автор повести этим показал, что победа в боях «местного» значения оплачена такой же кровью, как и при масштабных сражениях. Это является идеей произведения.

В повести действуют шесть главных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. По окончании четырех классов полковой школы он за десять лет дослужился до старшинского звания. После финской войны его бросила жена, а сына он вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, где его убили немцы. Это горе состарило старшину, он кажется суровым, черствым.

Младший сержант Рита Осянина стала женой «красного» командира в неполные восемнадцать лет. Ее сын Алик был отправлен к родителям, а Рита заняла место в строю после геройской гибели мужа на второй день войны, о чем она узнала через месяц после его гибели.

Соня Гурвич – сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске, захваченном немцами. В это время Соня училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и не знала своих родителей.

Лиза Бричкина выросла в семье лесника. Она собиралась учиться в техникуме, но ее планы нарушила война.

Самая красивая и беспечная из героинь повести – это Женя Комелькова. Она, дочь командира Красной Армии, полюбила полковника Лужина, который был женат. За связь с ним ее перевели служить на 171 разъезд.

«У войны не женское лицо», понятия «женщина» и «война» несовместимы и противоестественны. Автор повести, описывая быт героинь, как бы противопоставляет их суровую солдатскую службу и редкие часы отдыха, когда бойцы предстают молодыми девушками, которые хотят быть красивыми, счастливыми, несмотря на тяготы войны.

Война в повести Б. Васильева представлена не громкими сражениями, сложными военными операциями, а будничной службой, которую несут хрупкие, еще совсем юные девушки. Это подчеркивает и простой язык разговорной речи, которым автор описывает несправедливость и жестокость войны.

Одной из особенностей произведения является вставная новелла. Автор повествует там о прошлой мирной жизни героинь. Там они счастливы и беззаботны. Описание природы в произведении в виде красивых пейзажей противопоставляется ужасу и грязи войны. Как будто вся живая природа взывает к разуму людей: «Прекратите войну, остановитесь!»

Повесть поражает глубиной трагизма судеб главных героев. Произведение заставляет по-новому задуматься над последствиями, которые несет за собой война. В одно мгновение мирная жизнь, мечты о будущем превратились в кровь и смерть. Наш мир также хрупок, как и героини повести, и также не совместим с убийствами и войнами. Но девушки смогли противостоять жестокости войны, они в неравном бою вышли победителями противника, превосходящего их и числом, и силою, и выучкой.

Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.

Автор повести жестоко распорядился судьбой героинь. Но после прочтения произведения остается все-таки светлое чувство, потому что гибель девушек не была бессмысленна. Они, молодые, только начинавшие жить, и есть настоящие герои этой войны и ее победители.

Война в Карелии. Какой она была и предстает сегодня

У Великой Отечественной в краю тайги и озер - свои особенности. Бои на Карельском фронте шли едва ли не четыре года, но масштабных войсковых операций, какие проводились в центральной части России, здесь не было, и действия противоборствующих сторон напоминали партизанскую и даже диверсионную войну. Не было ни танковых сражений, ни крупных воздушных битв, большой десант Онежской флотилии высадился в Петрозаводске в 1944-м, когда финны уже оставляли карельскую столицу.

Тем не менее, в местной летописи войны немало эпизодов, достойных не скупого упоминания в хронике, а подробного описания – настолько сильно отражают они людские трагедии.

По сути, для многих войну в Карелии «открыл» фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Он был снят в 1972 году по одноименной повести московского писателя Бориса Васильева. Режиссер и целое актерское созвездие обеспечили фильму триумфальное шествие в кинопрокате.

Правда, не все отнеслись к упомянутой повести с восторгом. Известный карельский писатель Дмитрий Гусаров, тоже прошедший дорогами войны, но знающий Карелию не понаслышке, сразу заметил неточности - не те, что проскочили на экране, а допущенные в самом первоисточнике – тексте повести. Эти заметки Дмитрия Гусарова небезынтересны…

Ошибки Бориса Васильева

«Одна из самых популярных в последнее десятилетие повестей о Великой Отечественной войне, действие которой происходит в Карелии в мае 1942 года, начинается такой фразой: «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов…»

Как ни странно, но в одной фразе три фактические неточности! Понятно, что автор писал не документальную повесть, но разве в чисто художественном произведении, где время действия строго датировано, а место обозначено косвенными, но довольно точными координатами, он не обязан считаться с тем, что первая железная дорога Карелии построена не в начале века, а в 1914-1917 гг., что все мосты и станционные строения до послевоенных времен были на ней деревянными, что из валунов в Карелии вообще ничего прежде не строили, а сама территория Карелии не настолько велика, чтобы можно было построить железную дорогу с 171-м разъездом?

Оставим в стороне рассуждения о достоверности общей картины, хотя жизнь прифронтового поселка назвать курортом с пьянками и гулянками возможно лишь при большом воображении, не до того было в жизни молодухам и вдовушкам, мобилизованным на лесозаготовки и работавшим от темна до темна без выходных. Возможно, где-то автору доводилось видеть подобные курорты, в конце концов он имеет право вообразить, представить нам и такую картину, тем более что дается она как бы с точки зрения солдат, в сравнении с фронтовыми буднями.

Все это можно допустить, принять как необходимую автору исходную картину, но слово «самогон» вдруг ставит все с ног на голову. Действительно, в Карелии гнать самогон можно разве что из комариного писка. И его не гнали ни до войны, ни в войну. Не было исходного материала, ни опыта, ни умения. Лишь в послевоенные годы, в связи с приездом в Карелию на лесозаготовки людей с Украины и Белоруссии, этот промысел стал там известен, хотя и не получил широкого распространения.

Опять мелочь… Сколько же их, таких «мелочей» и проколов, способен безнаказанно выдержать интересный и трогательный сюжет повести? Что это – авторская неосведомленность? Или та манера художественного письма, когда «ради красного словца не жалеют мать - отца»?

Выяснение этого вопроса уже не имеет в данном случае значения. Важно, что историко-познавательная функция экспозиции повести уже сведена к нулю. Более того, она невольно деформирует представления и знания читателей о Севере, о его особенностях.

Признаюсь, мне было бы более по душе, если бы причиной подобных небрежностей была бы авторская неосведомленность. Всякое незнание, в конце концов, можно восполнить, стоит лишь захотеть этого и проявить должное уважение к историческому факту. В данном-то случае не нужны долгие поиски. Стоило открыть энциклопедию, и ее сведений вполне хватило бы, чтоб восполнить авторскую неосведомленность» (из дневников Дмитрия Гусарова).

Партизанский край

Таким во время войны стал Пудожский район Карелии. На западном берегу Онежского озера стояли финны, а на восточном, сразу в нескольких населенных пунктах, формировались партизанские соединения и готовились к заброске в тыл диверсионные группы. Только после 2000 года на историко-краеведческой карте Карелии эти поселки, например Водлозеро и Шала, стали помечаться специальным значком, а до этого даже районным газетам рекомендовалось «не очень углубляться в эту тему». Некоторые подробности можно было прочесть у Дмитрия Гусарова и Геннадия Куприянова, но в их издожении многое облекалось в художественную форму, а чистой документалистики не хватало. Я ощутил это в начале 80-х, когда заинтересовался случаями «обезвреживания» в пудожском тылу сразу нескольких групп вражеских диверсантов, заброшенных на Беломорско-Балтийский канал и даже восточнее – в наш Каргопольский район и к Обозерке. Рассказы местных ветеранов привносили в эти истории очень любопытные детали, но из-за архивной закрытости их было не проверить.

Так же и с нашими партизанскими и диверсионными группами. Из всей «тайной» войны в Карелии официальную огласку получил только случай с практически бесследным исчезновением в финских лесах целого отряда (повесть Дмитрия Гусарова «За чертой милосердия»). Кстати, в том пудожском доме, где находился штаб партизанской бригады, сейчас районный краеведческий музей, но с информацией о военном времени там тоже негусто.

Немного написано и о том, как во время войны гибли от голода и непосильного труда местные колхозники и горожане. А ведь Пудож бомбили финские самолеты, и хлебные пайки нетрудоспособных здесь были почти такими же, как и в блокадном Ленинграде. Из недавно опубликованного дневника подростка: «12 января 1942 года – налет на Пудож. Хлеба дают 200 граммов… 22 августа 1944 года – суп из ботвы и ряпушки с ложкой каши…»

Вторая дорога жизни

Так порой называют железнодорожную ветку Обозерская – Беломорск. В учебниках по истории Советской Карелии строительство этой ветки не значилось в числе важнейших объектов предвоенной пятилетки. Впрочем, история и нашей Архангельской области о прокладке этой магистрали рассказывает без подробностей. А ведь по своему значению в планах правительства эта железная линия называлась не иначе как стратегическая. Планы строительства магистрали Обозерская - Сорока (Беломорск) правительство предметно обсуждало еще в 1938 году, а в 39-м был включен безотказный механизм сталинской экономики - сюда пошли эшелоны с заключенными. На карте строительства поражает обилие так называемых зон от Беломорска до Маленьги, где «эстафету» принимали уже лагеря Архангельской области. Правда, в связи с началом «финской войны» работа была приостановлена, но уже весной 1940-го ее возобновили. К осени отдельные участки трассы вошли в эксплуатацию, но еще через полгода началась новая война и большинство лагерей стали эвакуировать на восток. Вот тогда места зэков заняли те, кого мобилизовали на оборонные работы, – мужчины, не подлежавшие призыву, женщины, не имевшие детей....

Уровень механизации был ничтожным, основные работы - от валки леса до укладки рельс - выполнялись вручную. Отсыпку полотна вели по топким болотам, взрывы гранитных пород зачастую заменяли примитивным окалыванием кирками. Скудные пайки, непосильный труд, невыносимые бытовые условия делали свое черное дело - жертвы исчислялись тысячами.

9 сентября сорок первого фашисты и финны перерезали Кировскую (Октябрьскую) железную дорогу южнее Беломорска, и с этого момента ветка уже полностью оправдывала прозвище «второй дороги жизни», ведь путь в Мурманск и снабжение Карельского фронта по суше происходило именно по этому железнодорожному пути. По нему шли воинские и санитарные эшелоны. К слову, этим путем из Архангельска была переброшена под Мурманск 88-я дивизия. Но самый большой объем перевозок составили грузы ленд-лиза из Мурманска…

Вираж истории

В заключение о маленьком (в масштабах страны), но любопытном случае. В 1966 году в 42-м номере всесоюзного журнала «Огонек» были опубликованы снимки военной поры, в их числе работы бывшего фронтового корреспондента Галины Санько. Две из них в свое время удостоились золотой медали, назывались они «Узники фашизма» и «22 года спустя». Так вот, на первом фото были запечатлены дети за колючей проволокой петрозаводского концлагеря.

Крайняя справа – Клава Соболева. До войны ее семья проживала в деревне с удивительным не только для Карелии названием - Рим. Началась война, оккупация, и вся семья Соболевых, за исключением отца, ушедшего на фронт, была отправлена в концлагерь, который располагался в самом Петрозаводске. Было в нем и так называемое детское отделение.

Удивительный вираж совершил случай в судьбе Клавы Соболевой, одной из тех, кого случайно запечатлел фронтовой корреспондент. Сегодня Клавдия Александровна Соболева (по мужу - Нюппиева), председатель Карельского союза малолетних узников концлагерей, упоминается в 4-м томе энциклопедии «Лучшие люди России» в рубрике «Родины славные сыны и дочери».

1. Назовите время действия событий повести.
2. Почему на 171 разъезд командование прислало именно Федота Евграфовича Васкова?
3. Перечислите имена 5 героинь повести.
4. За кого мстили фашистам Ж.Комелькова и Р.Осянина.
5. Кто это? « Несмотря на все трагедии была чрезвычайно общительной, весёлой и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого - нибудь до онемения доведёт, то на перерыве под девичье «ля – ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься»
6. Кто это? « В отделении у них замухрышка одна была. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки»
7. Кто первый увидел фашистов на 171 разъезде? Почему?
8. С какой целью фашисты были брошены на 171 разъезд, где зори были тихими?
9. Взяв в разведку пятерых девчат, кого Васков назначил старшей?
10. Кто так размышлял, оглядев гвардию девчонок – разведчиц: « Винтовки чуть прикладом по земле волочатся. Довёл, стало быть, фашист Россию, если уж и девки за винтари ухватились. Оно, конечно, для парада там или раненых перевязывать – это так. А ну как в груди в эти – осколком иззубренным, тогда как?»
11. Почему Васков повёл в разведку девчат через болото? Какова его цель?
12. Которая из девушек в болоте потеряла сапог, портянку и вышла в одном чулке?
13. Сколько на самом деле фашистов - диверсантов двигалось к Синюхиной гряде?
14. Кого Васков отправляет обратно на 171 разъезд за подмогой? Почему именно её?
15. Что придумали девушки, чтобы остановить фашистов и выиграть время для прибытия помощи?
16. Кто это? « Стоя на коленях, она зло рвала через голову гимнастёрку. Швырнула на землю, вскочила, не таясь.
-Рая, Вера, идите купаться! – звонко крикнула и напрямик, ломая кусты, пошла к воде».
17. Которая из девушек погибла первой? Почему?
18. Которая из девушек погибла, бросившись за кисетом Васкова?
19. Кто помог Федоту Евграфовичу, когда он схватился с фашистом врукопашную?
20. Которая из девушек погибла, « выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая» и закричав от испуга.
21. После гибели троих девушек какую цель перед собой ставит Васков?
22. Которая из девушек была смертельно ранена осколком гранаты?
23. Кто это? « Её автомат ещё бил где – то, ещё огрызался, всё дальше и дальше уходя в лес. И Васков понял, что она, отстреливаясь, уводит сейчас немцев за собой.»
24.Кто это? « А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо»
25.Кто просил Васкова позаботиться о её сыне: « Сыночек у меня там. Три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец мой без вести пропал».
26. Что мы узнаём из эпилога?
ОТВЕТЫ:
1. май, 1942года.
2. Он хорошо знал эту местность. Здесь воевал во время Финской войны.
3. Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич
4. Женя-за свою семью, которую расстреляли на ее глазах, Рита- за мужа, который погиб в первые дни войны
5. Женя Комелькова
6. Галя Четвертак
7. Рита Осянина. Она возвращалась ранним утром из города. Туда она бегала к маленькому сынишке.
8. Они несли тол для взрыва Кировской железной дороги.
9. Риту Осянину.
10. Васков
11. Пересечь фашистам дорогу. Эти места он хорошо знал. Здесь воевал в Финскую войну.
12. Галя Четвертак.
13. 16.
14. Лизу Бричкину. Она деревенская, хорошо ориентировалась на местности.
15. Роль лесорубов.
16. Женя Комелькова
17. Лиза Бричкина утонула в болоте. Заторопилась.
18. Соня Гурвич.
19. Женя Комелькова стволом винтовки ударила фашиста.
20. Галя Четвертак.
21. «Девчат уберечь, уж их – то, последних, непременно уберечь он был должен». Васков принимает огонь на себя, уводя фашистов в глубь леса. Захватить оружие фашистов.
22. Рита Осянина
23. Женя Комелькова
24. и Женя Комелькова.
25. Рита Осянина
26. На месте гибели девушек Васков и Альберт, сын Риты, устанавливают мраморную плиту с именами погибших.

Зимой 1942 года 367 стрелковая дивизия почти целиком осталась лежать в снегу под станциями Масельской и Ванзозеро в Карелии. Дивизия, формировавшаяся в Шадринске, прибыла на Карельский фронт в декабре 1941 года.

Что же происходило здесь, у неизвестного разъезда в эти холодные зимние дни 1942-го?

Карельский фронт существовал самое продолжительное время (три с половиной года), протяжённость его составляла 1600 км. Здесь не было крупных сражений, сравнимых со Сталинградской битвой или битвой на Курской дуге, однако направление было очень важным. Отдельная немецкая армия «Норвегия» рвалась к Мурманску, куда по ленд-лизу поступала помощь с Запада, а финские войска стремились перерезать Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал, по которым на фронты из Мурманска и Архангельска эта помощь поступала.

Карельский фронт должен был освободить участок Кировской железной дороги, овладеть городом Медвежьегорск и далее продвигаться к границе с Финляндией. Для этого была создана Массельская оперативная группа, в которую вошли 186-я, 263-я, 289-я, 367-я стрелковые дивизии, 61-я, 65-я, 66-я, 85-я морские стрелковые бригады и 227-я отдельная танковая рота.

Зимние сражения 1942 года стали самыми кровопролитными боями на Карельском фронте. В бой бросали необученных, никогда не воевавших солдат. А враг был силён, хорошо обучен. Отлично вооружён. Имел опыт.

В фильме «А зори здесь тихие» по роману Б. Васильева показаны события этого периода, правда, происходили они на другом разъезде Кировской железной дороги в болотистых местах Карельского перешейка.

Что же представляла собой 367-я стрелковая дивизия, прибывшая в Карелию из Зауралья?

367-я стрелковая дивизия формировалась по директиве Военного совета Уральского военного округа от 18 августа 1941 года в г. Шадринске Челябинской области. На формирование дивизии было отпущено два месяца и к 1 сентября 1941 года было закончено. В состав дивизии входили 1217, 1219, 1221 стрелковые полки, 928 артиллерийский полк.

Обучение личного состав происходило «условно». На учениях занимались с деревянными макетами, т. к. винтовок на всех не хватало. Стреляли по очереди из 5–10 винтовок на роту, двух орудий на дивизион. В рукопашном бою учились действовать сапёрной лопатой.

После формирования дивизия была отправлена в качестве резерва к Москве, а когда немцев отбросили от столицы, переправлена на Карельский фронт.

К моменту прибытия на фронт дивизия имела в своём составе 10910 человек. Командный состав 367 дивизии был преимущественно из запаса. Командиры взводов – недавние выпускники пехотных училищ. Рядовой и сержантский состав 1900–1913 годов рождения (т.е. им было по 36–40 лет), воинской подготовки не имели, лыжами не владели. Большинство командиров штабов имели незначительный опыт штабной работы. Из личного состава только 4% имели опыт военных действий.

Материальная часть дивизии была укомплектована в пути следования на Карельский фронт. 122-мм гаубицы и 76-мм пушки не имели зарядных ящиков, не хватало передков. Зенитная артиллерия отсутствовала, миномёты не имели прицелов. Отсутствовали артиллерийские приборы. Самозарядных винтовок было 9 вместо 3721 по штату, снайперских винтовок 26 вместо 108 штук.

В декабре 1941 года при разгрузке дивизии на разъезде станции Масельская начался артобстрел, а затем налетела авиация. Так появились первые потери.

И вот фронт… С 1 января 1942 года дивизия вела наступательные бои за Кировскую железную дорогу, врагу был нанесён значительный урон в живой силе и технике. Противник, потеряв важные стратегические объекты, стал усиленно готовиться к реваншу.

Нужно отметить, что 367 –я дивизия была просто не готова к ведению боевых действий. Личный состав был обут лишь в кожаную обувь, не хватало тёплых вещей. Морозы стояли сорокаградусные, кругом метровые сугробы, ноги бойцов постоянно мокрые – болотистая почва не промерзает в этих краях. Греться и сушиться особо негде, костер разжечь нельзя, верная гибель, потому частыми были обморожения из-за плохо просушенной обуви. При этом политотдел дивизии сообщал об общей расхлябанности бойцов: «…ходят без пояса, неделями не моются, не бреются, о приветствии и повторении приказаний забывают… В вязи с выдачей северного пайка участились случаи опьянения».

Нашим войскам противостояла 8-я пехотная дивизия финнов под командованием полковника Винеля. Вооружение – автоматы «Суоми», в достатке теплое шерстяное белье, обязательно – лыжи, имелись галеты, консервы. Личный состав получил опыт в ходе зимних боев с Красной армией.

Сопоставление далеко не в нашу пользу.

6 февраля1942 года в 2.30 утра финны при поддержке артиллерии и минометов перешли в наступление в полосе 367-ой дивизии. Они прорвали ее передний край в районе 2-го и 3-го батальонов 1221-го стрелкового полка, заняли 14-й разъезд, перерезав Кировскую железную дорогу. Командир первого батальона 1219-го полка лейтенант Копытин без приказа отвел свой батальон с занимаемого рубежа. В образовавшуюся брешь проникли финны и окружили часть соединений 1217-го и 1219-го полков. Попытка выхода из окружения не удалась, поэтому была организована круговая оборона. На следующий день противник повел сильный автоматно-пулеметно-минометный огонь по району окружения. Трое суток полк вёл бои с финнами и немцами. 24 атаки противника были отбиты.

За это время были израсходованы все патроны и гранаты. Пытавшиеся пробиться к окружённым 289-я стрелковая дивизия и 61-я морская бригада, неся большие потери, залегли в снегу под шквальным огнем противника. Не поднимая головы, слушали бойцы канонаду в финском тылу – погибающий 1217-й полк продолжал борьбу! Держась на расстреливаемой со всех сторон высоте, уральцы отбивали одну атаку за другой, выдерживая непрерывный натиск, солдаты верили в помощь, которая к ним так и не пришла. К исходу 7 февраля оставшиеся в живых пошли на прорыв...

Зимние бои 1941–1942 гг. остались и в памяти наших противников – финнов. Один из них вспоминал: «По обеим сторонам дороги было так много русских солдат, погибших и замерзших, что мертвые, стоя, поддерживали друг друга».

В январе–феврале 1942 года 367-я стрелковая дивизия потеряла 7610 человек: убито и умерло – 1141, ранено и контужено – 2822, заболело и обморожено – 655, пропало без вести – 2967.

1217 стрелковый полк погиб почти полностью – в живых остались лишь 28 человек! Почти все погибшие остались лежать в лесах и болотах.

Большинство из них не найдены до настоящего времени…

В 2005 году в честь 367-го стрелкового полка в шадринцы установили на Городище Поклонный крест – деревянный крест с перекладинами высотой 7 метров.

24 февраля 1942 года оставшиеся части 367-й стрелковой дивизии вывели на переформирование. Возрождённая дивизия сражалась храбро и стойко на Крайнем севере, в тяжёлых климатических условиях.

За доблесть и мужество дивизия была награждена орденом Красного знамени. Столица трижды салютовала воинам 367-й дивизии, наиболее отличившиеся солдаты и сержанты участвовали в Параде Победы.

Литература

Боевой путь 1217 стрелкового полка 367-й стрелковой дивизии // vest68.ucor.ru>publ|grochev_filaret_stepanovich|1…. – Загол. с экрана.

Милешина, Л. А. О 367 стрелковой дивизии / Л.А. Милешина // Вехи истории: материалы (с международным участием) студенческой историко-краеведческой конференции (4–5 апреля 2007 года г. Шадринск). – Шадринск, 2007. – С. 176–179.

Осинцев, Л. Читая фронтовые письма / Леонид Осинцев // Пишу я вам, живущим ныне… / Юрий Воронин. – Шадринск, 2011. – С. 10–27.

Плотникова, А. В. Формирование 1217 –го стрелкового полка 367- стрелковой дивизии (1941 год) / А. В. Плотникова // Шадринск военной поры / сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. – Шадринск, 2005. – Кн. третья. – С. 36–38.

Рыбина, В. Путь в бессмертие / Вера Рыбина // Исеть. – 2006. – 16–22 авг. (№ 33). – С. 24. – (Памятная дата).

Цыбина, Е. Трагедия 367 дивизии / Е. Цыбина // Исеть. – 1992. – 26 нояб. (№ 168). – С. 4. – (Эхо войны).

Шестаков, В. П. Гибель 367 стрелковой дивизии / В. П. Шестаков // ust-miass.ru>indekx.pnp/istoria-sela…vek/113-367. – Загол. с экрана.

Эту и другую литературу по теме можно найти в краеведческом отделе Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).

Фёдорова О. Ю., ведущий библиограф МБО ЦБ им. А. Н. Зырянова.