Как жили дети серебряковой зинаиды евгеньевны. Зинаида Серебрякова

русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи

Зинаида Серебрякова

Краткая биография

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́ ; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Семья

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  • Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное - 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
  • Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное - 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
  • Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912-1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
  • Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913-2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).

Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи

Б. А. Серебряков
1913

За завтраком
1914

Молодость

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Дореволюционные годы

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «Пушкинской и Блоковской муз, в гении Достоевского », связанные с творчеством художника.

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, особый интерес вызвала среди них картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

Париж

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей - Александра и Екатерину - удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928 и 1932 З. Е. Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: . 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: . День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.

Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.

Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.

Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.

Слева: Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Багетти. 1929 г. Частная коллекция. Справа: Жан Дюпа. Женщина в меховой накидке. 1929 г. Частная коллекция.

Как вспоминает ее дочь Катя, вокруг было много художников, следующих моде. Проведут кистью вверх-вниз. Назовут это по-особенному. И продают.

Серебрякова на это не могла пойти. А как же детали? Как же цвет? И упорно писала своих классических обнаженных. Редко, что удавалось продать.

Одна радость. После войны ее детям разрешили навестить мать. Дочери Татьяне было уже 48 лет. Она вспоминает, что мать она легко узнала. Она почти не изменилась. Все та же челка, та же улыбка…

Зинаида Серебрякова

Карточный домик

Возможно, ее имя не так известно, как она того заслуживала. Но одну ее картину, автопортрет «За туалетом» наверняка помнят все – один раз увидев, ее невозможно забыть. Молодая девушка расчесывает перед зеркалом свои длинные волосы, и мир ее полон счастья и света. Кажется, что вся жизнь художницы была такой же радостной и счастливой – как то зимнее, утро, когда Зина Серебрякова посмотрелась в зеркало…

Она родилась в семье, где нельзя было не рисовать: в доме любили говорить, что «все дети рождаются с карандашом в руке». Отец Зинаиды, Евгений Александрович Лансере, был превосходным скульптором – одним из талантливейших анималистов. Его жена Екатерина Николаевна Бенуа происходила из знаменитого рода художников – была дочерью Николая Бенуа, знаменитого архитектора. Почти все его дети пошли по стопам отца: Леонтий Николаевич тоже стал архитектором (а его дочь Надежда, вышедшая замуж за Иону фон Устинова, стала матерью знаменитого актера и писателя Питера Устинова), Альберт Николаевич преподавал акварельную живопись в Академии художеств, но больше всех прославился Александр Николаевич – известный живописец, один из основателей «Мира искусства», прославленный театральный художник и некоторое время глава картинной галереи Эрмитажа. «Иногда вот так посмотришь по сторонам: этот родственник, этот, ну а этот не рисовал наверно. Потом выясняется, что тоже рисовал. И тоже неплохо», – вспоминала одна из родственниц Бенуа. Рисовала и сама Екатерина Николаевна – ее специализацией была графика. У нее и Евгения Лансере было шестеро детей – и половина из них связала свою жизнь с искусством: сын Николай стал, по примеру деда, архитектором, а Евгений добился признания как художник-монументалист. Зина, самая младшая из детей Лансере, с раннего детства росла в атмосфере служения искусству.

Она родилась 10 декабря 1884 года в имении Лансере Нескучное, что под Харьковом, и там же прошли ее первые годы. Но, к несчастью, в 1886 году, на сороковом году жизни, скончался от скоротечной чахотки отец семейства. Похоронив мужа, Екатерина Николаевна с детьми вернулась в родительский дом, в Петербург.

Зинаида Лансере, нач. 1900-х гг.

Обстановка в семье Бенуа была весьма необычной: три поколения художников, скульпторов и архитекторов жили под одной крышей, дыша искусством, живя им и думая о нем. Споры о живописи, о достоинствах или недостатках архитектурных планов, советы по технике рисунка или теоретические рассуждения о чистом искусстве наполняли дом. Неудивительно, что хрупкая большеглазая Зина научилась рисовать едва ли не раньше, чем разговаривать. По воспоминаниям родственников, она росла замкнутой, застенчивой, «болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом», – писал Александр Бенуа. Почти все свободное время она проводила за рисованием – с помощью братьев и дядьев очень рано овладела техникой акварели и масляной живописи, и без устали тренировалась дни напролет, рисуя все, что ее окружало, – комнаты дома, родственников, пейзажи за окном, тарелки с обедом… Самым большим авторитетом для Зины был Александр Бенуа: когда он, открывший для себя творчество почти забытого Венецианова, стал ярым пропагандистом его манеры – его племянница тоже полюбила этого художника. Работы Александра – светлые и полные внутренней радости крестьянские пейзажи, женские образы и жанровые сцены с картин Венецианова – произвели глубочайшее впечатление на Зину. Недаром исследователи находят в ее собственных произведениях влияние тематики и настроения венециановских полотен. Вдохновленная Бенуа, Зина много писала в Нескучном, где проводила каждое лето, крестьянскую натуру – поля и деревенские дома, крестьянок и их детей.

Окончив в 1900 году гимназию, Зина поступила в Художественную школу княгини Тенишевой: это учебное заведение должно было готовить молодых людей к поступлению в Академию художеств, а одним из преподавателей был сам Илья Репин. Ученики под его руководством рисовали гипсы, ходили на этюды и копировали шедевры Эрмитажа – картины старых мастеров подарили Зине строгость линий, сдержанность композиции и любовь к реалистическому стилю в противовес начинающим входить в моду импрессионизму и его производным. «Очень много работала, много писала, совершенно не была подвержена художественной моде. То, что от души у нее шло, то она и делала», – говорил о Зинаиде брат. Осенью 1902 года Зинаида с матерью отправилась в Италию – несколько месяцев они бродили по музеям и галереям, осматривали античные развалины и заглядывали в соборы, рисовали залитые солнцем берега и заросшие густой зеленью холмы. Вернувшись весной 1903 года, Зина стала заниматься в классе у Осипа Иммануиловича Брана, модного портретиста: вспоминали, что Бран, заваленный заказами, мало уделял внимания ученикам, но даже наблюдение за его работой было весьма ценно. Но больше всего радости приносили Зинаиде месяцы в любимом Нескучном – рисовать его она готова была бесконечно. Александр Бенуа так описывал Нескучное, любимый уголок всей семьи: «Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью…» Красота пейзажей, чистота и сочность красок, бурлящая радость жизни, которую Зинаида видела у окрестных крестьян, сформировали ее художественную натуру.

Там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу. На противоположном берегу реки Муромки жили на собственном хуторе Серебряковы – мать семейства, Зинаида Александровна, была родной сестрой отца Зины. Ее дети росли вместе с детьми Лансере, и нет ничего удивительного, что Борис Серебряков и Зина Лансере полюбили друг друга еще детьми. Они давно договорились пожениться, и родители с обеих сторон не возражали против выбора детей, но были и другие трудности: Лансере и Бенуа традиционно придерживались католического вероисповедания – в их жилах текла французская кровь (первый Бенуа бежал в Россию от Французской революции, предок Лансере остался после войны 1812 года), лишь немного разбавленная итальянской и немецкой, а Серебряковы были православными. К тому же Зина и Борис были двоюродными братом и сестрой, а обе религии не одобряли столь близкородственных браков. Понадобилось много времени и еще больше хлопот с церковными властями, чтобы влюбленные добились разрешения на брак.

3. Серебрякова. Е.Н.Лансере. Мама.

Зинаида Лансере и Борис Серебряков обвенчались в Нескучном 9 сентября 1905 года. Вскоре после свадьбы Зина уехала в Париж – каждый уважающий себя художник просто обязан был побывать в этой мировой столице искусства. Вскоре к Зине присоединился Борис – он учился в Институте путей сообщения, хотел быть инженером, строить железные дороги в Сибири. В Париже Зина была ошеломлена разнообразием новейших течений, художественных школ, направлений и стилей, но сама она так и осталась верна реализму, хотя и приобретшему под влиянием парижского воздуха некоторые модернистские черты: линии на картинах Серебряковой стали живыми, как у импрессионистов, в них было движение и непередаваемая радость момента. По совету Александра Бенуа, Зина некоторое время проучилась в студии Academie de la Grande Chaumiere – правда, к ее немалому разочарованию, здесь мало уделяли внимания непосредственно обучению, предпочитая лишь оценивать уже готовые работы. По сути, в парижской Академии закончилось художественное образование Серебряковой: отныне она двигалась по избранному ею творческому пути самостоятельно.

Вернувшись из Франции, Серебряковы поселились в Нескучном, лишь на зиму возвращаясь в Петербург. Именно в Нескучном родились их дети: в 1906 году Евгений, через год – Александр. Семейная жизнь Серебряковых была на удивление счастливой: такие разные по характеру и внешности, увлечениям и темпераменту, они, как оказалось, прекрасно дополняли друг друга. Несколько лет прошло в спокойном счастье… Зина занималась детьми, много рисовала, ждала мужа из поездок – во время одного из таких ожиданий она написала тот самый автопортрет. «Мой муж Борис Анатольевич, – вспоминала Серебрякова, – был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге… Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом – наш сад, поля вокруг – всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь «на туалете».

В конце декабря 1909 года брат Евгений, член группы «Мира искусства», написал Зинаиде с просьбой прислать какие-нибудь работы на предстоящую выставку мирискусников. Недолго думая, та отправила ему недавно законченный автопортрет «За туалетом». На выставке, где висели работы Серова, Кустодиева, Врубеля, эта картина никому не известной художницы не только не затерялась, но произвела настоящий фурор. Ошеломленный мастерством собственной племянницы Александр Бенуа восторженно писал: «Автопортрет Серебряковой несомненно самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное… Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого "демонизма", ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью. Даже известная чувственность, заключенная в этом изображении, самого невинного, непосредственного свойства. Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде "лесной нимфы", что-то игривое, веселое… И как самое лицо, так и все в этой картине, юно и свежо… Здесь нет и следа какой-либо модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной». По совету Валентина Серова, также впечатленного мастерством и небывалой жизнерадостностью картины, «За туалетом» и еще две картины были приобретены Третьяковской галереей.

3. Лансере. Портрет Бориса Серебрякова, 1903 г.

3. Серебрякова, За туалетом. Автопортрет, 1909 г.

Успех Серебряковой и ее картины был невероятным – и публике, и критикам казалось, что отныне Серебрякова заслуженно встанет в первые рады российских живописцев. «В искусстве художницы с редкой силой обнаруживается основная, самая чудесная стихия творчества, – писали критики, – то волнение, радостное, глубокое и сердечное, которое всё создает в искусстве и которым только и можно истинно чувствовать и любить мир и жизнь». Ее приняли в члены «Мира искусства», приглашали в галереи и на вернисажи, однако Зинаида чуралась шумных сборищ, предпочитая бурлящему Петербургу красоту и покой родного Нескучного, а беседам с критиками и собратьями по цеху – тихие вечера в кругу семьи. Она родила мужу еще двух дочерей – Татьяну в 1912 и через год Катю, которую дома звали Котом. И все же эти годы считаются временем расцвета ее искусства: в начале 1910-х годов Серебрякова создала такие незабываемые полотна, как

«Купальщица» – портрет ее сестры Екатерины, сочетающий классицистическое величие и непередаваемую легкость ветра, играющего в волосах, «Баня», «Крестьяне», «Спящая крестьянка», «Беление холста», автопортреты и изображения детей. В ее полотнах украинское солнце сочетается с радостной легкостью мазка, прекрасные тела живут в единении с пейзажем, а глаза на портретах миндалевидным разрезом и легкой лукавинкой неуловимо напоминают глаза самой Серебряковой.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве: тот предложил принять участие в работе Евгению Лансере, Борису Кустодиеву, Мстиславу Добужинскому и Зинаиде Серебряковой. Зинаиде достались панно на восточную тему – возможно, азиатский колорит был особенно близок ей, потому что ее любимый Борис в то время возглавлял изыскательскую партию на строительстве железной дороги в Юго-Восточной Сибири. К сожалению, этот заказ был отозван, и эскизы Серебряковой – воплощенные в прекрасных женских образах – Индия, Япония, Сиам и Турция – так и остались невоплощенными.

Зинаида Серебрякова с детьми в Нескучном, сер. 1910-х гг.

Революцию Зинаида встретила в своем любимом Нескучном. Поначалу жили как обычно – столичные веяния всегда очень долго шли до провинции, но потом мир словно рухнул. Однажды в дом к Серебряковым пришли крестьяне – предупредить, что скоро их дом будут громить, как и все помещичьи усадьбы в округе. Зинаида, жившая там с детьми и престарелой матерью – Борис был в Сибири – перепугавшись, наскоро собрала вещи и сбежала в Харьков. Позже ей рассказали – усадьба и правда была разгромлена, дом сгорел, а вместе с ним – ее картины, рисунки, книги… В Харькове они оказались почти без средств. Но даже тогда Зина продолжала рисовать – правда, из-за отсутствия средств вместо любимых масляных красок пришлось взять уголь и карандаш. К счастью, Зине удалось устроиться в местный Археологический музей, зарисовывать экспонаты для каталогов. Вот только связь с мужем была потеряна – несколько месяцев Зина разыскивала его по всей России. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума схожу», – писала она брату. В начале 1919 года она наконец встретилась с мужем, чудом добравшись ради такого случая до Москвы, и даже уговорила Бориса съездить на пару дней в Харьков повидать детей. На обратном пути у него прихватило сердце, он решил вернуться, пересел в военный эшелон – и там заразился сыпным тифом. Он еле успел добраться до семьи и скончался на руках у жены. По иронии судьбы, ему, как и отцу Зинаиды, было всего тридцать девять лет… Екатерина Николаевна Лансере писала об этом дне одному из сыновей: «Это было ужасно, агония продолжалась пять минут: до того он говорил и не думал никто, что его через пять минут не будет. Ты можешь себе представить, мой дорогой, что это было за горе – плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала). Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки…»

Зинаида, верная памяти мужа, так больше никогда и не выйдет замуж, не влюбится, не позволит себе никаких увлечений. Она умела любить, но только однажды и на всю жизнь. У нее остались на руках четверо детей и престарелая мать, но больше не было ни прежней радости, ни любви. «…Для меня всегда казалось, – писала она подруге, – что быть любимой и быть влюблённой – это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слёзы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства». Свои ощущения тех тяжелых дней Серебрякова выразила в одной из самых трагичных картин «Карточный домик», художественную метафору того печального времени: четверо одетых в траур детей строят из карт домик, хрупкий, как сама жизнь.

Осенью 1920 года Серебрякова смогла вернуться в Петроград: не без помощи Александра Бенуа ей не только предложили на выбор два места – работать в музее или Академии художеств, – но и обеспечили проезд для всей семьи. Однако Серебрякова предпочла самостоятельную работу: подневольная работа в музее ограничивала, как ей казалось, ее талант, а учить кого-нибудь, кроме своих детей, она не могла и не хотела. Она снова поселилась в доме Бенуа – но как он изменился! Книги и обстановку разграбили, прежний семейный дом уплотнили, разделив огромные апартаменты на множество мелких квартирок. Однако, по счастью, к Бенуа вселили актеров – и творческая атмосфера, которую так ценили гости дома, сохранилась. В гости к Зине заходили прежние друзья, братья, ценители и коллекционеры – их притягивала и ее увлеченность искусством, и тот непередаваемый уют, который она умела создать вокруг себя буквально из ничего, и ее собственная красота – как внешняя, так и внутренняя. «Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза, – вспоминала сослуживица художницы Галина Тесленко. – Несмотря на большое горе… и непреодолимые трудности житейские – четверо детей и мать! – она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок. Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности».

3. Серебрякова. Купальщица, 1911 г.

3. Серебрякова. Карточный домик, 1919 г.

Однако творчество Серебряковой не пришлось ко двору в постреволюционном Петрограде: всегда весьма критически относившаяся к своему творчеству, Зинаида не могла согласиться оформлять здания или демонстрации, как многие художники, не было ей близко и столь ценимое в то время «революционное» футуристическое искусство. Вместо этого она продолжает рисовать своих детей, пейзажи, автопортреты… Особенно часто она рисовала детей, которых обожала. «Меня поразила красота всех детей Зинаиды Евгеньевны, – писала Галина Тесленко. – Каждый в своем роде. Младшая, Катенька – остальные дети называли ее Котом – это фарфоровая хрупкая статуэтка с золотистыми волосами, нежным личиком восхитительной окраски. Вторая, Тэта – старше Катеньки – поражала своими темными материнскими глазами, живыми, блестящими, радостными, жаждущими что-либо совершать вот сейчас, в данный момент. Она была шатенка и тоже с великолепными красками лица. Кате в это время было около семи лет, Тате примерно восемь. Первое впечатление потом полностью оправдалось. Тата оказалась живой, шаловливой девочкой, Катя была более тихой, спокойной. Сыновья Зинаиды Евгеньевны не были похожи один на другого: Женя блондин с голубыми глазами, с красивым профилем, а Шурик шатен с темными волосами, слишком нежный и ласковый для мальчика».

Жили Серебряковы очень тяжело: заказов было мало, а оплачивались они плохо. Как писал один из ее друзей, «Коллекционеры задаром, за продукты и поношенные вещи обильно брали ее произведения». А Галина Тесленко вспоминала: «В материальном отношении Серебряковым жилось трудно, очень трудно. По-прежнему котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Когда дочь Татьяна увлеклась балетом и даже смогла поступить в хореографическое училище, Зинаида разделила ее любовь к танцам – ей разрешили присутствовать за кулисами Мариинского театра в дни спектаклей, и она с увлечением рисовала балерин, сцены из спектаклей, бытовые зарисовки закулисной жизни.

Постепенно художественная жизнь бывшей столицы входила в прежнее русло: устраивались выставки и салоны, приезжие и местные коллекционеры покупали какие-то работы. В 1924 году в США прошла большая выставка работ советских художников – среди них выставлялась и Серебрякова. Две ее работы сразу же купили, и окрыленная этим успехом, Зинаида решилась поехать за границу – возможно, там она получит заказы, сможет заработать денег, которые будет присылать в Россию. Получив с помощью все того же Александра Бенуа необходимые документы, в сентябре 1924 года Зинаида, оставив детей матери, уехала во Францию.

«Мне было двенадцать лет, когда моя мать уезжала в Париж, – вспоминала много лет спустя Татьяна Серебрякова. – Пароход, шедший в Штетин, стоял на причале у моста Лейтенанта Шмидта. Мама уже была на борту… Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью…» Так и случилось: на родину Зинаида Серебрякова смогла вернуться лишь ненадолго, через три десятка лет.

Зинаида Серебрякова, 1920-е гг.

Поначалу Серебряковой удалось получить в Париже заказ на крупное декоративное панно, однако потом дела пошли не так хорошо. Она много писала портреты и даже получила определенную известность, не приносящую, правда, почти никаких доходов. «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают, и палец о палец не ударяют», – писал о ней Константин Сомов. Хотя по крови Зинаида была почти француженкой, она в Париже почти ни с кем из местных не общалась – стеснительная и замкнутая по натуре, она болезненно ощущала себя чужой во Франции. Ее круг общения составляли немногие эмигранты, знакомые ей еще по Петрограду, которых она встречала на выставках или у Александра Бенуа – он уехал из СССР в 1926 году, тоже намеревался когда-нибудь вернуться, но в конце концов так и остался за границей.

От тоски по дому, по оставленным там детям Зинаиду спасали только путешествия, во время которых она много рисовала: сначала она объездила Бретань, затем посетила Швейцарию, а в 1928 году с помощью барона Броуэра, который очень ценил ее творчество, смогла съездить в Северную Африку. Путешествие в Марокко будто воскресило Серебрякову: в ее картины вернулось буйство красок, солнце, давно забытая радость жизни и легкость бытия. Многие из марокканских работ были позже выставлены – пресса отзывалась о них очень благожелательно, называя Серебрякову «мастером европейского значения», «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», однако большого резонанса выставка не имела. В то время в моде было совсем другое искусство, и немногочисленные рецензии на рисунки Серебряковой потонули в лавине статей об абстракционизме, сюрреализме и прочих модернистских течениях в живописи. Ее картины казались устаревшими, несовременными, и постепенно сама художница начала чувствовать себя ненужной, устаревшей…

В письмах к родным Зина постоянно жаловалась на одиночество, на тоску по детям, от которой у нее опускались руки. «Здесь я одна, – писала она матери, – никто не принимает к сердцу, что начать без копейки и с такими обязанностями, как у меня (посылать все, что я зарабатываю, детям), безумно трудно, и время идет, а я бьюсь все на том же месте. Вот хоть бы теперь – работать здесь в такую жару, духоту и с такой толпой всюду для меня невозможно, я устаю от всего безумно… Я беспокоюсь о том, как будет эта зима у наших… денег посылаю все меньше, т. к. теперь здесь такой денежный кризис (с падением франка), что не до заказов. Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих…». В конце концов родственникам удалось переправить к ней сына Шуру: едва приехав, юноша кинулся помогать матери. Он рисовал декорации для киностудий, оформлял выставки, иллюстрировал книги, создавал эскизы интерьеров. Со временем он вырос в прекрасного художника, в чьих акварелях сохранился волшебный облик довоенного Парижа. «Он рисует целыми днями, без устали, – писала Зинаида. – Часто недоволен своими вещами и ужасно раздражается, и тогда они с Катюшей сцепляются из-за пустяков и ужасно меня огорчают резкими характерами (верно, оба пошли в меня, а не в Боречку!)». Катю удалось перевезти в Париж в 1928 году с помощью одной из благодарных клиенток: остальных детей Зинаида не видела еще долгие годы.

3. Серебрякова. Освещенная солнцем. 1932 г.

3. Серебрякова. Автопортрет, 1956 г.

Рисование оставалось для Зинаиды Серебряковой единственным занятием, главным развлечением и образом жизни. Вместе с дочерью они ходили то делать зарисовки в Лувр, то на этюды в Булонский лес, но Зинаида не могла не чувствовать, что она все дальше и дальше отходит от творческой жизни, всегда, казалось, бурлившей в Париже. «Вспоминаю свои надежды, «планы» молодости – сколько хотелось сделать, сколько было задумано, и так ничего из этого не вышло – сломалась жизнь в самом расцвете», – писала она матери. Она и правда буквально физически ощущала, что вся ее жизнь рассыпалась как карточный домик – часть туда, часть сюда, и ни собрать, ни поправить… Серебрякова всей душой стремилась вернуться в Россию – но долгие хлопоты почему-то никак не могли увенчаться успехом. «Если бы вы знали, дорогой дядя Шура, – писала она Александру Бенуа, – как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день одна только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов». До войны она не успела, а после уже чувствовала себя слишком старой, усталой, больной… Ее навещали приезжавшие в Париж советские художники – Сергей Герасимов, Дементий Шмаринов – звали в СССР, но она, после стольких лет, не могла решиться, боялась оказаться там никому не нужной. «Может быть, и мне вернуться? – писала она дочери. – Но кому я там буду нужна? Тебе, дорогой Татусик, нельзя же сесть на шею. И где там жить? Всюду буду лишняя, да еще с рисованием, папками…»

Между тем оставленные в Советском Союзе дети выросли. Евгений окончил архитектурный факультет Ленинградского института коммунального строительства, работал во Владивостоке, вернулся в Ленинград, где занимался восстановлением Петергофа. Татьяна, окончив хореографическое училище, в конце концов тоже променяла танец на декоративное искусство: расписывала ткани, работала художником-оформителем и декоратором в театрах, например, в прославленном МХАТе. В конце пятидесятых годов, когда «оттепель» проделала первые проталины в «железном занавесе», Татьяна решилась навестить мать. «Спасибо, что написала и что хочешь начать «активно» собирать документы и т. д. для поездки к нам! – отозвалась та. – Это будет такой великой нам радостью, что я даже боюсь верить в такое счастье… Когда я уезжала 24 августа 1924 года, я ведь думала, что увижусь через несколько месяцев со всеми моими обожаемыми – бабулей и детьми, а вот вся жизнь моя прошла в ожиданьи, в какой-то щемящей мое сердце досаде и в упреке себе, что я рассталась с вами…» В 1960 году они смогли наконец увидеться: выросшая Татьяна и постаревшая Зинаида Евгеньевна. «Мама никогда не любила сниматься, – вспоминала Татьяна, – я не представляла себе, как она теперь выглядит, и была обрадована, увидев, что она до странности мало изменилась. Она осталась верна себе не только в своих убеждениях в искусстве, но и во внешнем облике. Та же челка, тот же черный бантик сзади, и кофта с юбкой, и синий халат и руки, от которых шел какой-то с детства знакомый запах масляных красок». Стараниями Татьяны Борисовны в 1965 году в Советском Союзе была устроена выставка Зинаиды Серебряковой – более ста работ художницы, созданных в эмиграции. Выставка прошла с небывалым успехом, и ее повторили в Киеве и Ленинграде. Она скончалась 19 сентября 1967 года, после перенесенного инсульта. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа: в день похорон шел проливной дождь, оплакавший великую русскую художницу, рассыпавшуюся, как карточный домик, вдалеке от родины…

Зинаида Пастернак Родилась в 1897 году.Скончалась 23 июня 1966 года. Похоронена в Переделкино рядом с могилой Пастернака.* * *Считается, что Пастернак получил Нобелевскую премию, укравшую у него добрый десяток лет жизни, за роман «Доктор Живаго».Над сценарием к одноименному

6. ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА В период моего пребывания в Париже судьба свела меня со многими интересными людьми, в том числе и с известной русской художницей Зинаидой Евгеньевной Серебряковой.Полотнами Зинаиды Евгеньевны любовались многие тысячи любителей живописи не только

Зинаида Гиппиус ДЕКАДЕНТСКАЯ МАДОННА…Современники называли ее «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», прославляли ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись ей, оскорбляли и воспевали. Она всю жизнь старалась держаться в тени

Т. Б. Серебрякова Детство Зинаиды Серебряковой Когда я беру в руки альбомчик, куда моя бабушка вклеивала детские рисунки своей дочери, будущей художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, я вспоминаю ее рассказы о детях и их жизни. Многое из того, что окружало в ранние годы

Т. Б. Серебрякова. Творчество, принадлежащее родине Зинаида Серебрякова родилась и провела детство в семье, где вот уже более ста пятидесяти лет из поколения в поколение переходит профессия архитектора и художника. Даже те из наших родственников, которые смолоду

Е. Б. Серебрякова о матери (в связи с открытием выставки произведений З. Е. Серебряковой в посольстве России в Париже в 1995 году) Мама уехала из России и поселилась во Франции, в Париже, в 1924 году. Материально ей было очень тяжело. В 1925 году к ней приехал брат, в 1928 году - я.

А. Н. Бенуа. Художественные письма. По выставкам. Зинаида Серебрякова Я чувствую известную неловкость, приступая к отзыву о выставке Зинаиды Серебряковой. Дело в том, что она мне приходится родной племянницей, а ведь об очень близких, если не в мемуарах, не полагается

ЗИНАИДА ЕЛГАШТИНА Зинаида Ивановна Елгаштина (1897-1979) - балерина, ученица В. Ф. Нежинского. Встречалась с Волошиным в Коктебеле в 1926, 1927, 1929 годах. Рукопись ее воспоминаний хранится в архиве ДМВ.

Зинаида Николаевна Жёны усложняют жизнь, считал Некрасов.И недоумевал, почему столько мировых парней, его друзей, добровольно ограничивают свою свободу или, хуже того, обращают внимание на мнения жён.Жёны просто мешают мужской дружбе! Но с другой стороны, некоторых из

Зинаида ПОРТНОВА Девочки уезжали в деревню в первых числах июня. Билеты на поезд были куплены за несколько дней, а чемодан упакован заранее. И хотя к отъезду все давно уже было готово, мать с утра исхлопоталась.Решение отправить детей на все лето к бабушке в поселок Оболь

Г. И. СЕРЕБРЯКОВА Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКИЙ Я видела Феликса Эдмундовича несколько раз. Помню, как в неуютной большой комнате с пыльными портьерами одной из меблированных квартир 2-го Дома Советов, нынешней гостиницы «Метрополь», за чайным столом он читал на польском языке стихи.

Глава 9. Галина Серебрякова: она воспела женщин Французской революции Преданный партии «Враг народа» Писательница Галина Иосифовна Серебрякова родилась 7 декабря 1905 года в Киеве, умерла 30 июня 1980 года в Москве. Участница Гражданской войны. В 1919 году вступила в партию

Зинаида Серебрякова Зинаида Серебрякова (1884–1967) – одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. И одна из тех, кто столкнулся с жестокостью советской действительности.Она родилась в имении Нескучное в прославленной искусством семье Бенуа-Лансере. Ее дед

З. Серебрякова, 1900-е гг.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – художница.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 г. в усадьбе Нескучное Курской губернии. Она была младшей из шести детей в семье скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и его жены Екатерины Николаевны (1850-1933), урождённой Бенуа.

Отец умер, когда Зинаиде было два года, и мать с детьми уехала из Нескучного в Петербургскую квартиру отца – Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В доме деда всё жило искусством: выставки, театр, Эрмитаж. Мать Зинаиды в молодости была художником-графиком, рисованием увлекались дядя Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) и старший брат Евгений Лансере .

В семье не удивились, когда одарённая девочка решила стать художницей. Несколько лет она меняла школы, страны и учителей в поисках того, что ей было нужно. В 1900 г. – художественная школа княгини Тенишевой. Через год несколько месяцев в школе Ильи Репина . Потом год в Италии. В 1903-1905 гг. ученичество у портретиста О.Э. Браза (1873-1936). В 1905-1906 гг. – Академия Гранд Шомьер в Париже.

В 1905 г. Зинаида Лансере вышла замуж за Бориса Серебрякова, приходившегося ей двоюродным братом. Они знали друг друга с детства. А в 1910 г. художница Зинаида Серебрякова получила признание за картину "За туалетом" . Семейное счастье и радость творчества!


Октябрьский переворот застал Зинаиду Серебрякову в Нескучном. В 1919 г. умер от тифа муж. Она осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Имение разграбили, и в 1920 г. она уехала в Петроград на квартиру деда. Там нашлось место после уплотнения.

Серебрякова уехала в Париж в 1924 г. и не вернулась. Через некоторое время к ней удалось переправить детей Сашу и Катю. Матери и оставшимся с ней Тате и Жене она помогала, чем могла.

Половину жизни гениальная художница Зинаида Серебрякова прожила в нищей парижской эмиграции. За рубежом слава пришла к ней после смерти. А на Родине? В СССР в 1960 г. после 36 лет разлуки к ней в Париж приехала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова, Тата. Но художница не решилась последовать за ней в Россию. На переезд сил не было. Только весной 1965 г. 80-летняя художница осуществила свою мечту – приехала Москву на открытие своей первой в СССР выставки.

Серебрякова – радость жизни

В шарфе, 1911 г.

Пьеро. Портрет 1911 г.

Биография Серебряковой

  • 1884. 28 ноября (12 декабря) – рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урождённой Бенуа) дочери Зинаиды.
  • 1886. 23 марта – смерть отца от туберкулёза. Осень – переезд в Петербург к родителям матери – академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.
  • 1893. Учеба в Коломенской женской гимназии.
  • 1898. 11 декабря – смерть деда Н.Л. Бенуа.
  • 1899. Лето – первое лето после смерти деда, целиком проведённое в имении Нескучное.
  • 1900. Окончание гимназии и поступление в Художественную школу М.К. Тенишевой.
  • 1902. Поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на Капри – "Каприйские" этюды.
  • 1903. Март – переезд в Рим, знакомство под руководством А.Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения. Лето – работа в Нескучном над пейзажами и зарисовками крестьян. Осень – поступление в мастерскую О.Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).
  • 1905. Весна – посещение организованной С.П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце. 9 сентября – вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым. Ноябрь – отъезд с матерью в Париж для занятий в Академии де ля Гранд Шомьер. Декабрь – приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.
  • 1906. Обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Апрель – возвращение в Петербург. 26 мая – рождение в Нескучном сына, названного в честь отца художницы Евгением.
  • 1907. 7 сентября – рождение сына Александра.
  • 1908-1909. Серебрякова писала пейзажи и портреты в Нескучном.
  • 1910. Февраль – участие в VII выставке Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трёх работ Третьяковской галереей.
  • 1911. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Москве. Серебрякова избрана членом объединения.
  • 1912. 22 января – рождение дочери Татьяны.
  • 1913. 28 июня – рождение дочери Екатерины.
  • 1914. Май-июнь – поездка в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция). По пути – Берлин, Лейпциг, Мюнхен.
  • 1915. Ноябрь – участие Серебряковой в выставке этюдов, эскизов и рисунков "Мира искусства" в Петрограде.
  • 1916. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Работа над эскизами панно для Казанского вокзала. Изображения восточных красавиц в росписи вокзала не появились.
  • 1917. Январь – Серебрякова выдвинута на звание академика Академии художеств. С.Р. Эрнст закончил монографию о творчестве Серебряковой, вышедшую в 1922 г.
  • 1918. Серебрякова с матерью и детьми жила в Харькове на временных квартирах. Иногда приезжала в Нескучное.
  • 1919. Январь – Зинаида Серебрякова приехала к мужу в Москву. 22 марта – смерть Б.А. Серебрякова от сыпного тифа в Харькове. Осень – имение Нескучное разграблено и разрушено. Ноябрь – переселение с матерью и детьми в Харьков. Конец года – участие в "Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов".
  • 1920. Январь-октябрь – работа в Археологическом музее при Харьковском университете. Декабрь – возвращение в Петроград.
  • 1921. Апрель – переезд семьи Серебряковой в "дом Бенуа". Приобретение Обществом поощрения художеств ряда произведений художницы с последующей передачей их в Русский музей и Третьяковскую галерею.
  • 1922. Май-июнь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Начало работы в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками артистических уборных, портретами балерин.
  • 1924. Январь – участие в выставке художников "Мира искусства". 8 марта – открытие в Нью Йорке выставки ста русских художников в США. Из 14 картин Серебряковой две проданы. 24 августа – отъезд Серебряковой из СССР. 4 сентября – приезд в Париж.
  • 1925. Весна – Серебрякова в Англии у двоюродной сестры H.Л. Устиновой. Май-июнь – работа над заказными портретами. Лето – приезд во Францию сына Александра. Переезд с сыном в Версаль, работа над этюдами в Версальском парке.
  • 1927. 26 марта - 12 апреля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье. Июнь-август – приезд в командировку Е.Е. Лансере .
  • 1928. Март – приезд в Париж дочери Кати. Лето – работа в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж.А. де Броуэра. Декабрь – начало шестинедельной поездки в Марокко.
  • 1929. Январь – завершение поездки в Марокко. 23 февраля - 8 марта – выставка марокканских работ Серебряковой в галерее Бернхейма младшего. 30 апреля - 14 мая – выставка Серебряковой в галерее В.О. Гиршмана.
  • 1930. Январь-февраль – участие в выставке русского искусства в Берлине. Лето – поездка на юг Франции, создание многочисленных пейзажей в Коллиуре и Ментоне. Участие в выставке русского искусства в Белграде.
  • 1931. Март-апрель – участие в выставках портретов Французского объединения деятелей искусств. Июль-август – поездка в Ниццу и Ментону. Ноябрь-декабрь – выставка (совместно с Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.
  • 1932. Февраль-март – поездка в Марокко: работа над портретами, пейзажами, бытовыми сценами. Лето – работа в Италии: пейзажи Флоренции и Ассизи. 3-18 декабря – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье, статьи А.Н. Бенуа и К. Моклера. Декабрь – участие в выставке "Русское искусство" в галерее "Ренессанс" в Париже. Участие в выставке "Русская живопись двух столетий" в Риге.
  • 1933. 3 марта – смерть матери в Ленинграде. Апрель – участие в выставке портретов Французского объединения деятелей искусств. Лето – поездка в Швейцарию и на юг Франции. Переезд на улицу Бланш на Монмартре.
  • 1934. Апрель – участие в выставке портретов в Доме художников в Париже. Июль-август – Серебрякова в Бретани: работа над пейзажами, портретами кружевниц и рыбаков.
  • 1935. Весна – участие в выставке русского искусства в Лондоне. Лето – поездка в Эстень (Овернь), создание натюрмортов с виноградом. Конец года – подготовка к росписи холла виллы барона Ж.А. де Броуэра "Мануар дю Реле". Участие в выставке "Русское искусство XVIII-XX столетий" в Праге.
  • 1936. Работа над панно для Мануар дю Реле. Декабрь – Серебрякова в Бельгии для "примерки" четырёх панно в холле Мануара.
  • 1937. Апрель – Серебрякова в Бельгии для сдачи панно и доработки карт, написанных сыном Александром. Июнь – посещение советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Июнь-август – поездки в Бретань, на юг Франции, в Пиренеи.
  • 1938. 18 января - 1 февраля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье в Париже. Июнь-август – поездки в Англию и на Корсику. У Серебряковой резкое ухудшение здоровья – невроз сердца. По рекомендации врачей она уехала в Италию, в Сан Джиминьяно. Декабрь – операция глаза.
  • 1939. 6 мая – смерть К.А. Сомова. Июль-август – Серебрякова в Швейцарии: работа над портретами и пейзажами. 3 сентября – вступление Франции во Вторую мировую войну. Переезд на улицу Кампань Премьер.
  • 1940. Начало года – прекращение почтовой связи с родными в СССР. 14 июня – вступление немецких войск в Париж.
  • 1941. 22 июня – нападение Германии на СССР. Осень – участие тремя работами в Осеннем салоне. Работа над пейзажами Тюильри и Люксембургского сада.
  • 1942. Операция по поводу базедовой болезни. Смерть в тюрьме в Саратове брата H.Е. Лансере, арестованного в 1938 г.
  • 1944. 25 августа – освобождение Парижа.
  • 1946. 13 сентября – смерть в Москве брата Е.Е. Лансере . Декабрь – возобновление переписки с родными.
  • 1947-1948. Серебрякова в Англии: работа над заказными портретами и натюрмортами.
  • 1949. Август – поездка во французские провинции Овернь и Бургундию для работы над заказными портретами.
  • 1951. Начало постоянного экспонирования в СССР произведений Серебряковой на выставках из частных собраний и фондов музеев.
  • 1953. Лето – Серебрякова в Англии: работа над пейзажами.
  • 1954. Май-июнь – девятидневная выставка работ, вместе с А.Б. и Е.Б. Серебряковыми, в мастерской на улице Кампань Премьер.
  • 1955. Ноябрь – решение завещать несколько своих работ музеям в Советском Союзе.
  • 1956. Август – встреча у А.Н. Бенуа и в своей мастерской с приехавшим из Москвы Ф.С. Богородским.
  • 1957. Май-сентябрь – посещения Серебряковой вице президентом Академии художеств СССР В.С. Кеменовым.
  • 1958. Март – встреча Серебряковой с В.С. Кеменовым и послом СССР во Франции С.А. Виноградовым, которые предложили вернуться на Родину. Июнь – посещение гастрольного спектакля МХАТа "Вишнёвый сад", встреча с руководством театра и актрисой К. Ивановой.
  • 1960. 9 февраля – смерть А.Н. Бенуа в Париже. Апрель – первый приезд в Париж дочери Татьяны после тридцатишестилетней разлуки. 15 декабря – открытие выставки "Семья Бенуа" в Лондоне, в которой Серебрякова участвовала тремя пейзажами.
  • 1961. Обращение Т.Б. Серебряковой в правление Союза художников для организации выставки матери в СССР. Март – посещение Серебряковой сотрудниками советского посольства, визит С.В. Герасимова, Д.А. Шмаринова, А.К. Соколова для просмотра работ.
  • 1962. 17 февраля – участие четырьмя работами в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны.
  • 1964. Май – приезд из Москвы дочери Татьяны. Весна-лето – Серебрякова отбирала и приводила в порядок работы для выставки в Москве. Отправка работ при помощи советского посольства. Осень – переписка по поводу оформления афиши и каталога выставки.
  • 1965. Май-июнь – выставки Зинаиды Серебряковой в Москве в Выставочном зале Союза художников и Киеве в Киевском Государственном музее русского искусства.
  • 1966. Февраль – визит к Серебряковой искусствоведа И.С. Зильберштейна. Март-апрель – выставка картин Серебряковой в Ленинграде в Русском музее, прошедшая с огромным успехом. Весна – визит директора Русского музея В.А. Пушкарёва. Русский музей приобрёл с выставки 21 работу Серебряковой. Декабрь – первый приезд в Париж сына Евгения.
  • 1967. Весна – приезд в Париж Евгения и Татьяны для свидания с матерью. Создание портретов Татьяны и Евгения, В.А. Пушкарёва. 19 сентября – Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла после непродолжительной болезни. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем.

Картины Серебряковой

Удачно начавшаяся жизнь талантливой художницы З.Е. Серебряковой, после 1917 г. превратилась в годы странствий, страданий и воспоминаний о прошлом. Она разрывалась между потребностью творить и необходимостью зарабатывать деньги для содержания семьи. Но всегда картины Серебряковой – это красота и гармония, открытый и доброжелательный взгляд.

Серебрякова в Москве

  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. В 1916 г. З. Серебрякова по приглашению дяди А.Н. Бенуа участвовала в росписи вокзала.
  • Лаврушинский, 10. Третьяковская галерея. После выставки, организованной в 1910 г. объединением "Мир Искусства", Третьяковка приобрела несколько картин Серебряковой.

Недавно в Галерее «Дом Нащокина» была выставка посвященная 125-летию знаменитой художницы из семьи Бенуа Зинаиды Серебряковой.
Это удивительная, жизнерадостная и мощная, совсем не женская живопись. И глядя на нее совсем невозможно догадаться, какую сложную судьбу Бог уготовил этой удивительной женщине.

За туалетом. Автопортрет.1908-1909. ГТГ

Я думаю все знают известную в нашем искусстве семью Бенуа .
Так вот сестра Александра Николаевича Бенуа - Екатерина Николаевна (она тоже была художником-графиком) Вышла замуж за скульптора Евгения Александровича Лансере . Евгений Александрович Лансере был лучшим художником анималистом своего времени. Я бы даже сказала не только своего.
Семья Лансере владела имением Нескучное под Харьковом. И вот там 10 декабря 1884 года у них родилась дочь Зиночка, последний шестой ребенок.
Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Николай стал талантливым архитектором , а Евгений Евгеньевич -

- как и сестра художником. Он сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Когда Зиночке было 2 года, папа умер от туберкулеза. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. В большую семью Бенуа.
Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все.

Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда -

Портрет 1901 г.
Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев.

1876-1877 годы: фонтан перед фасадом Адмиралтейства в соавторстве с А. Р. Гешвендом выполнен Н.Л. Бенуа.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.

Зима в Царском селе.
В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова…. Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

Автопортрет
Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

Уборка хлеба
Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых. Родная сестра Евгения Александровича Лансере - Зинаида - вышла замуж за Анатолия Серебрякова. Их сын Борис Анатольевич Серебряков был таким образом двоюродным братом двоюродный брат художницы.

С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям, эти препятствия, наконец, удаётся устранить, и 9 сентября 1905 года они поженились.
Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

Крестьянка с квасником.
После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой.

В Нескучном Зинаида напряжённо работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией.

Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. И когда они порознь (что бывает нередко), у Зинаиды портится настроение, работа валится из рук.
В 1911 году Зинаида Серебрякова входит во вновь воссозданное объединение "Мир искусства", одним из основателей которого был ее дядя, Александр Николаевич

Портрет Б. Серебрякова.
С августа 1914 года Б.А.Серебряков - начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск - Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа - Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.) Татьяна Борисовна умерла в 1989 году. Она была очень интересной театральной художницей, преподавала в МАХУ памяти 1905 года. Я ее знала. Это была светлая, талантливая художница до самой старости с очень яркими, лучистыми, черными глазами-вишенками. Вот как у всех ее детей.

За завтраком
Если бы я сама не видела эти глаза в жизни, не поверила бы в портреты З. Серебряковой.
Видно у них в семье были у всех такие глаза.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, ГТГ (он вверху); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет сестры художницы

«Екатерина Евгеньевна Лансере (Зеленкова)» (1913) и и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)

- зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

Автопортрет. Пьеро 1911
В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

Они все написаны мощно, сочно, очень красочно. Это гимн жизни.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.

Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась.
В 1919 в семье случилось большое горе - умирает от тифа её муж, Борис. Она остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Здесь не могу не отметить, что ее мама тоже осталась одна с детьми примерно в этом возрасте и обе они однолюбки так и продолжали до смерти хранить верность своим так рано покинувшим их в столь еще молодом возрасте умершим мужьям.

Портрет Б.А.Серебрякова. 1908
Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение - Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Дочь Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Балетная уборная. Снежинки

Портрет балерины Л.А.Ивановой, 1922.

Катя в маскарадном костюме у ёлки.


В том же доме на другом этаже жил Александр Николаевич со своей семьей, и Зина пишет чудесный портрет его невестки с внуком

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.
В первые годы после революции в стране началась оживлённая выставочная деятельность. Серебрякова стала участницей нескольких выставок в Петрограде. А в 1924 году она стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. Из 14 представленных Зинаидой Евгеньевной произведений два были проданы сразу же. На вырученные деньги она, обременённая заботами о семье, решается на заграничную поездку с целью устройства выставки, получения заказов. Уехать во Францию ей посоветовал Александр Николаевич Бенуа, надеясь, что за границей её искусство будет востребовано и ей удастся поправить свое материальное положение. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: "Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают..."
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

таня и Катя. девочки у рояля 1922.

автопортрет с дочерьми 1921.

Женя 1907 г.

Женя 1909 г.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Маракеш. Стены и Башни города.


Мароканка в розовом платье.

Марокеш. Задумчивый человек.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром. Дети звали её вернуться в Россию. Однако Серебрякова находит неуместным в столь преклонном возрасте (80 лет) обременять детей и близких заботами о себе. Кроме того, она понимает, что уже не сможет плодотворно работать на родине, где были созданы самые лучшие её произведения.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дети Серебряковой - Евгений Борисович Серебряков (1906-1991), Александр Борисович Серебряков (1907-1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912-1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913- ____).

В октябре 2007 года в Русском музее проходила персональная выставка « Зинаида Серебрякова. Обнаженные»
Для меня это совершенно отдельная тема в ее творчестве. Настолько мощно и чувственно, совершенно не по-женски пишет и рисует она обнаженное женское тело. Я не знаю другой такой женщины-художницы.
Одна из самых ее известных из этой серии:

Баня.

"Баня". 1926 г.

Лежащая обнаженная.

А теперь мы просто полюбуемся ее картинами:

Натюрморт с кувшином.

Автопортрет.

Автопортрет с шарфом 1911.

Серебряков Борис Анатольевич.

Лансере Ольга Константивна.

На кухне. Портрет Кати.

Портрет С.Р.Эрнста. 1921

Автопортрет с кистью, 1924.

Старушка в чепце. Бретань

Автопортрет (1922).

Автопортрет (1946).

Бенуа Александр Николаевич (1924).

Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922).

Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934).

Лола Браз(1910).

Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии.

Париж. Люксембургский сад.

Ментона. Вид с гавани на город.

Ментона. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926).

Е.Е. Лансере в папахе 1915.

Лифарь Сергей Михайлович (1961).

Лукомская С.А. (1948).

Ну а эту многие из вас все время видят

(девушка со свечой, автопортрет, 1911).
Еще скажите мне, что вы такую художницу не знаете. Ведь каждый день наша Зина про нее напоминает:)):)
Ну и на последок

Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925).

Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925).