Сочинение - Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н. Островского - Гроза)

Перед вами отличное сочинение, в которой автор анализирует душевное состояние Катерины — главной героини пьесы «Гроза» Островского. Надеюсь, данное сочинение поможет вам подготовиться к уроку по русской литературе.

Текст сочинения «Душевная драма Катерины» для 10 класса.

Пьеса »Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко показывает социально- бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой, главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую совестли­вость, религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочувствием. Живя в тяжелой атмосфере Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины — это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви. Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к этому миру и всецело противопоставлена ему.

В доме Кабанихи, где давно уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито- крыто было «, героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов — человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить. Тихон всегда занят поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из- под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится «.

Катрина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха.

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков.

Но такой выбор дается ей нелегко, ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки «, для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви оказывается сильнее – и выбор сделан, и она признается Борису в своем запретном чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспрестанно плача, боится она каждого звука, шороха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет покаяния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе, и в тревожном приближений грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омут лучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!» . Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления внешних обстоятельств и малодушия. Борис — заурядный обыватель города Калинова с мелочной и меркантильной душонкой, не достоин

жертвенной любви Катерины. Струсив в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке » под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться.

Надеюсь, сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла в написании собственного сочинения.

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим. 

Тест по произведению

"Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки, и полетела. Какая я была резвая! А у вас завяла совсем..." - в этом вся Катерина, весь дух ее, сильный и жаждущий, но пока еще несвободный.

Вспомним Добролюбова и его статью "Луч света в темном царстве". Согласно добролюбовской концепции внутренний конфликт Катерины - между стереотипами патриархального сознания и требованиями живой человеческой натуры любви и свободы. О внутреннем конфликте Катерины говорили как о трагическом (он заканчивается гибелью героини и представляется неразрешимым). В сущности, критик почти подошел к истине. Но, по-моему, он ошибся, поставив все на идею борьбы личности, пылкой и незаурядной, с несправедливыми законами общества, с жестокостью деспотов, порожденных патриархальным укладом и жаждой власти, беспрекословного подчинения. Ошибся потому, что этой идее служат другие образы - Кулигин, Кудряш, Варвара. Все они в той или иной степени не принимают ложной морали и в силу своей воли сопротивляются ей.

Но идея образа Катерины более философская, нежели социальная. Она не борец, а искатель. Но искатель, увы, с закрытыми глазами. Катерина очень религиозна, просто чрезвычайно набожна. Ее болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных вопросах, размышления о грехе создают некий образ духоборца, главной нравственной программой которого являются евангельские идеи о чистоте и непорочности души человеческой. Но с другой стороны - законы, построенные на запрете и угнетении (в большинстве своем - христианские заповеди), просто угнетают ее живую душу.

Катерина рождена для любви, как, впрочем, любая женщина. "Такая уж я зародилась, горячая", - говорит она Варваре. А потом рассказывает, как ребенком с ней случился приступ своенравия ("Обидели меня чем-то дома, ... уж темно..., села в лодку, да и отпихнула ее от берега"). Аскетизм не присущ человеку изначально. Катерина не исключение. Дитя чувствует свою свободу до тех пор, пока сила предубеждения не возьмет верх, пока он не станет взрослым. Недаром героиня говорит: "Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это", - ангелы, не познавшие религиозной слепоты.

В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Варваре она рассказывала: "В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало... ночью встану... да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко всходит, упаду на колени, молюсь и плачу". Это ностальгия по детству, светлое воспоминание, которое получает религиозно-мистическую окраску.

Катерина - натура поэтическая. Ее душа постоянно тянется к красоте, она любит природу: "Встану я, бывало, рано: коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицу и все, все цветы в доме полью. У меня цветов много было". Катерина любит жизнь, жизнь, подаренную ей природой". Она боготворит именно природу, ее красоту, невинность и чистоту. Но на протяжении всей пьесы Катерина подсознательно желает смерти. Парадокс: любить жизнь и одновременно бороться с ней.

"Мне умереть не страшно", - заявляет она Варваре. Но чего же боится Катерина? Бога, его кары, кары за грехи земные. Вопрос: можно ли бояться и одновременно искренно любить, любить всей душой? Страх не родит любовь, а только фанатизм, слепой и страшный.

Катерина не борется с "темным царством" окружающей ее социальной оболочки и не противостоит "душной" морали патриархального уклада. В сущности, ценности Кабанихи и Катерины в области нравственности имеют под собой одну и ту же христианскую основу - евангельские заповеди. Тирания Кабанихи, безусловно, сыграла свою роль, но эта роль не роковая, а косвенная.
Катерина с детства воспитывалась в духе христианской морали. Она глубоко чтит библейские заповеди. Святость супружеской жизни непоколебима в ее глазах. Религия, вера - неотъемлемая часть ее духовного самосознания. И все же, это не любовь, в любви нет страха. Но все вокруг пугают Катерину, стыдят собственной же ее красотой. Но женщина не боится людского суда, не противостоит окружающим. Она боится сама себя. Катерина запуталась. Сомнения и противоречия гнетут ее. Любовь к жизни, любовь земная и смертельная религиозность - два пламени, сжигающие ее сердце. И суть любви героини не столько в любви к Борису, о которой под конец она ничего не помнит, сколько в любви к свободе, к свободе душевной, к гармонии плоти и духа. Катерина боится умереть с тяжестью греха. И когда грех совершен, она ищет смерти как избавления от боли. Она уверена, что погубила свою душу. Но зачем зовет она любовь свою, стоя на пороге смерти? "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Радость моя! жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!"
Налицо языческие мотивы. Катерина обращается к силам природы, вопиет не к небу, а к природе. И спасение ее в земле-матушке ("Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет, дождиком ее мочит... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут..." - это гимн жизни). Смерть Катерины не за грех, а ради жизни, во имя жизни. Самоубийство - грех:"Грех! Кто любит, тот будет молиться".

Внутренний конфликт Катерины разрешен: "Она теперь перед судией, который милосерднее вас!"


Сила с неправдою

Не уживается...

Н. Некрасов

Драма А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа-теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон-фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы — Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме автор проник в глубочайшие тай-ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Катерина — натура поэтическая, мечтательная, воль-ная. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, сво-боды, поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, внутренним законам. Катерина всегда открыта и естествен-на, она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: «...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины, когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо и искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав-ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее — это лю-бовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стрем-ление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Во-обще характеру этой девушки присущи эмоциональность, искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто-му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти-цей: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле», «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества, кажется ей клеткой.

В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси-лием над личностью, «тюрьмой» и «неволей». Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по-скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире.

Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин-ство в других, ханжество и жестокость она старается спря-тать под маской религиозности и благочестия.

Страдания Катерины не находят отклика в сердце мужа, Тихона — недалекого, рабски покорного матери, неспособ-ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа-ется.

Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле и свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по-скольку обладает пылкой и страстной душой: «А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си-лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело-века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви и счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой пи делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар-моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии.

Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас-ная гроза, которая для Катерины символизирует «кару гос-подню», древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем. Материал с сайта

Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш-ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: «...Что домой, что в могилу». Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа-сением от душевных мук.

Самоубийство Катерины следует воспринимать не как бессильное поражение, а как нравственную победу над «тем-ным царством», которому она так и не покорилась. Добро-любов увидел в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • драма островского гроза одно из самых значительных
  • что чувствует кабаниха после смерти катерины
  • сочинение краткое по островскому
  • страдания катерины сочинение гроза
  • сочинение на тему душевная драма катерины

Александр Николаевич Островский не зря считается одним из столпов русской литературы. Драматург, который стал одним из основоположников русского театра, стал одним из родоначальников отечественной драмы. «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Доходное место» - определили его как одного из лучших драматургов своей эпохи. Отдельно в этом списке шедевров стоит «Гроза». Произведение, которое Станиславский считал одним из шедевров русского театра.

Катерина, как ключевой персонаж пьесы, находится в конфликте между собственными желаниями и обществом. Независимая личность, которая не хочет идти, опираясь на устоявшиеся ценности, а сама выбирать свой путь. Она оказывается в ситуации, когда предстоит выбор - либо подчиниться, либо расстаться с жизнью. Она должна выйти замуж за Тихона (бессильного, безвольного и морально немощного сына своей матери).

Она его искренне любит и жалеет, но в то же время понимает, что жить так просто невозможно. Ей хочется любви, полноценной семьи, а не гнета патриархальной свекрови. Ключевой фразой, которая проходит и в других произведениях, стала «От чего же люди не летают как птицы?». Стремление стать кем-то большим, чем просто девушка, отданная замуж, приводит Катерину к моральной измене.

Роман с Борисом изначально помогает ей стать выше общества, но потом морально уничтожить себя. Измена мужу не правильно, но у Островского она в некотором виде обосновывается деспотией свекрови и безвольностью мужа. Понимание того, что Катерина пошла против устоев, за которые она, будучи христианкой, держалась, приводит ее на обрыв. Моральное давление, невозможность разделить себя между традицией и душевным порывом привели к трагедии. Эпизод с признанием Тихону, считается критиками одним из лучших драматических моментов для своего времени.

Виновата ли Катерина в своей гибели? Александр Николаевич Островский оставляет нам ответить на этот вопрос. Моральная трагедия героини только указывает на застоявшийся строй, который своей неподвижностью подминает под себя всех на пути, и, возможно, можно прийти к выводу, что обстоятельства толкнули несчастную девушку на этот поступок. Однако нельзя сказать, что у нее не было другого выхода - скорее, просто бороться и искать другие варианты решения проблемы было не в ее характере. А сама пьеса получила множество экранизаций (первая в 1933 году под режиссурой Владимира Петрова).

Образ Екатерины стал одним из самых знаменательных в русской литературе. Мятущаяся женщина, которая не может, но хочет выбрать между долгом и свободой, стала основой для многих персонажей. Это сложный образ, который близок многим женщинам, и вызывает у читателей понимание и сочувствие.