К чему мироточат, плачут иконы в церкви, дома: народные приметы. Что означает, когда мироточит икона Вседержитель, Николая Чудотворца, Божией Матери, Семистрельная? Что делать, если мироточит икона дома? Почему мироточат иконы

Большинству людей, даже тем, кто имеет весьма отдалённое отношение к христианству, доводилось слышать о таком удивительном явлении, как мироточение икон. На протяжении многих лет оно является поводом для дискуссий среди учёных, священников и просто знатоков древнего искусства. Несмотря на то что в этом направлении проводится определённая работа, установить, почему мироточат иконы, до сих пор не удалось, и ничто не обещает скорых открытий в будущем.

Что означает термин «святое миро»?

Под мироточением принято понимать появление на поверхности икон, а также на мощах святых капель маслянистой ароматической жидкости, издающей специфическое благоухание, подчас весьма сильное. Именно она и носит название миро. При этом надо отметить, что его количество, цвет и густота могут быть различными и не зависят от каких-либо внешних факторов. По крайней мере, установить эту связь не удалось.

Мироточения прошедших веков

Характерно, что в Священном Писании нет упоминаний о случаях мироточения в первые века христианства. Информацию о них доносит до нас лишь Священное Предание, то есть устная традиция передачи тех или иных фактов, связанных с христианством, а также апокрифы - неканонические (не признанные церковью) литературно-религиозные памятники.

Из них, например, мы знаем о ежегодном истечении мира от мощей Иоанна Богослова, а также великомученика Феодота. Кроме того, широко известно (из тех же источников) мироточение мощей святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и Иоанна Скилицы.

Мироточения последних десятилетий

Хронология известных случаев истечения мира показывает, что за весь период истории христианства, предшествующий XX веку, это явление представляло собой большую редкость. В литературе о нём встречаются лишь отрывочные и разрозненные сведения. И только в XX веке оно приняло по-настоящему массовый характер.

Первый этап приходится на начало двадцатых годов, но затем сведения о мироточении икон становятся редкими. Возможно, это объясняется тем, что богоборческая власть, установившаяся в стране, просто замалчивала подобные случаи. Лишь в девяностых годах в СМИ появился настоящий поток сообщений о чудесных обретениях икон, их мироточении и случаях самопроизвольного обновления. Причём места, где мироточат иконы, назывались самые различные - от частных квартир до всемирно известных храмов.

Как это начиналось?

Начало было положено в мае 1991 года иконой Пресвятой Богородицы «Державная» хранившейся в Николо-Перервинском монастыре столицы. Вслед за ней источились слёзы из очей Спасителя на образе, находившемся в одном из вологодских храмов, а в ноябре того же года замироточила из

Наиболее обильными на чудеса оказались конец XX и начало XXI века. Сообщения о случаях истечения мира достигли такого количества, что специально созданная при Московском патриархате комиссия, в обязанность которой входило изучение и описание чудесных знамений, буквально не знала отдыха.

Точка зрения служителей церкви

С богословской точки зрения, если мироточит икона - этому должно быть вполне конкретное объяснение. Несмотря на то что все канонические иконы священны в силу своего духовного содержания, некоторые из них избираются Промыслом Божьим, и через них Господь ниспосылает людям особые знамения.

При этом вещественными знаками высшего горнего мира считаются как само миро, имеющее целебные свойства, так и, источаемое им благоухание. Таким образом, икона мироточит, являя нам определённое знамение свыше, смысл которого не всегда понятен.

Важно отметить: сам по себе факт мироточения иконы не является основанием для признания её чудотворной, но истекшее из неё миро считается способным творить чудеса. В связи с этим стоит упомянуть захват турками греческого города Салоники в 1430 году. Фанатики-мусульмане, игнорируя хранившиеся в городе православные святыни, расхватывали миро с мощей святого Дмитрия Солунского, используя его, как медицинское средство самого широкого назначения.

Голоса скептиков

Однако следует признать, что среди церковных деятелей современности находится немало скептиков, весьма настороженно относящихся к этому явлению. Они обращают внимание общественности на то, что известны случаи мироточения языческих статуй и даже икон, находившихся в распоряжении самых антигуманных и бесчеловечных тоталитарных сект. В связи с этим они рекомендуют более сдержанно относиться к случаям истечения из икон мира, слёз и даже крови, и, если мироточит икона, не делать преждевременных выводов.

Освидетельствование мироточивых икон

Так как мироточащие иконы, как правило, привлекают к себе большое количество паломников, и тем самым создают предпосылки для извлечения прибыли, нередки случаи фальсификации этого явления и прямого мошенничества. Для предотвращения подобных злоупотреблений Московским патриархатом была разработана специальная процедура освидетельствования икон и мощей на установление подлинности их мироточения.

Согласно установленному правилу, в тех случаях, когда мироточит икона, и в местное епархиальное управление поступает сообщение об этом, незамедлительно формируется специальная комиссия, которая производит её осмотр и опрос свидетелей. Цель этих действий - установить наличие внешних причин, способных вызвать подобный эффект и ввести в заблуждение окружающих.

При их отсутствии икона на определённый срок помещается в запертый и опечатанный киот. Если и в этом случае появление масляных пятен не прекращается, то даётся официальное заключение о мироточении. За последние десятилетия с помощью этого несложного метода было выявлено немало случаев прямого подлога.

Экспертиза, проведённая государем

Любопытно отметить, что первый известный факт разоблачения подобного рода фальсификации связан с именем Петра I. Известно, что однажды государь принялся тщательно осматривать одну из богородичных икон, истекавшую «слезами». От его внимания не ускользнуло, что в углах глаз образа были проделаны тончайшие отверстия, искусно замаскированные наложенной сверху тенью.

Это побудило его продолжить осмотр и снять покрытие с оборотной стороны иконы. Под внешним слоем он обнаружил углубления, сделанные в доске как раз напротив отверстий в глазах Богородицы. Как и следовало ожидать, они были наполнены густым маслом, которое под воздействием тепла свеч, зажигаемых перед иконой, таяло и сквозь каналы выходило наружу, создавая эффект стекающих по щекам слёз.

Разоблачив, таким образом, обман, государь издал указ, определяющий меру наказания для тех, чья вина в фальсификациях подобного рода будет установлена и доказана. Однако с тех пор не переводились на Руси лиходеи, в равной степени презиравшие и Божий Суд, и земной - уголовный. И продолжали святые образа истекать чистейшим лампадным маслом, уснащённым благовониями.

Иные причины появления капель на иконах

Но кроме Божьего повеления, в результате которого мироточит икона, и умышленной фальсификации, отмечены и иные причины появления характерных капель на их поверхности. Прежде всего, они могут образовываться вполне естественным путём - в результате внешних условий.

Кроме того, причина может заключаться в попадании капель масла после того, как прихожане, пройдя обряд полиелея (помазания лба елеем), целуют икону и, прикасаясь к ней, оставляют масляные следы. И, наконец, известны случаи, когда икона «мироточит» в результате случайного попадания на её поверхность масла от находящихся рядом икон.

Важно отметить, что явление источения мира не является особенностью икон какой-либо определённой страны или даже континента. Например, в СМИ было много информации о том, что активно мироточат иконы Абхазии. Рассказывалось в связи с этим о двенадцати образах Святого Георгия. И в то же время широко известны подобные случаи, зафиксированные в Греции, Италии, Канаде и Южной Америке.

Какие иконы мироточат?

Дать на этот вопрос какой-либо однозначный ответ весьма трудно. Но, тем не менее, замечено, что чаще всего это происходит с относительно новыми иконами, написанными в течение последних десятилетий. Сведения о мироточении старинных и издревле почитаемых икон весьма ограничены.

Причём совершенно невозможно заранее предвидеть когда и при каких обстоятельствах это может произойти. На одном из приведённых в статье фото мироточит икона с изображением царевича Алексея, написанная в наши дни (фото № 1), а на другом - Спасителя, возраст которой превышает сто лет (фото № 2).

Можно привести наглядный пример, взятый из недавнего прошлого. В 1981 году на Афоне одним из монахов была написана икона Божьей Матери. На следующий год её увидел и пожелал купить некий канадец Иосиф Кортес, но получил отказ. Не желая огорчать гостя, монахи подарили ему список столь понравившегося ему образа. Перед отъездом канадец приложил копию к оригиналу, после чего отправился на родину.

Через несколько дней после его возвращения в Монреаль копия, полученная в подарок, замироточила, и это продолжалось в течение пятнадцати лет. Следует заметить, что на оставшемся в Афонском монастыре оригинале никогда не появлялось ни капли мира. В 1997 году Иосиф Кортес был ограблен и убит, а его реликвия похищена. Но чудо на этом не прекратилось - в 2007 году неожиданно для всех начала мироточить сделанная с неё бумажная репродукция.

Если икона мироточит, что это значит?

Из приведённого примера можно заключить, что объяснить возникновение этого явления с позиции нашей общечеловеческой логики невозможно. Почему мироточит икона Божией Матери, являющаяся лишь типографским оттиском, и не источает миро оригинал, написанный во святой обители на Афоне? Невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот и многие подобные ему вопросы. Но главное - для нас непостижим скрытый смысл этого явления. Если ниспосылаемое свыше, то прозреть заложенное в нём нам, грешным, увы, не дано. Единственное, о чём можно сказать с определённой долей уверенности, - миро не является указанием на чудотворность иконы, на которой оно появилось.

Чудотворные иконы России

Что же касается икон, действительно прославившихся чудотворениями, то, согласно имеющимся официальным данным, которыми располагает Русская православная церковь, их за всю историю христианства на Руси насчитывается около тысячи. Большую часть из них составляют образы Пресвятой Богородицы. Во всех случаях их почитание обусловлено конкретной помощью, оказанной людям. Обычно это исцеление недужных, защита от нашествий врагов, пожаров, а также избавление от эпидемий и засухи.

Нередко с чудотворными иконами связаны различные сверхъестественные события. Например, явление в сонном видении Богородицы, указывающей конкретное место, где будет обретён её образ, перемещение икон по воздуху, исходившее от них сияние и многое другое. Известны также случаи чудесного обновления икон и даже исходящих от них голосов.

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?

Наверное, нет в христианской религии более удивительного явления, чем мироточение икон. И для священников, и для знатоков икон, и для учёных это явление всегда было предметом спора и больших дискуссий. Но ответ на вопрос о том, почему же происходит такое явление, так до сих пор и не найден. Вполне возможно, что раскрыть эту тайну человечество не сможет никогда.

Что такое мироточение икон?

Это появление на их поверхности маслянистой влаги, которая называется миро. Ко всему прочему это миро имеет очень приятный благоухающий запах, который можно почувствовать на довольно большом расстоянии. Причём миро может быть как густым, так и жидким, и может иметь очень разный цвет.
Но была когда-то в нашем мире икона, которая мироточила в течение 15 лет. И имя этой иконы Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери.

Эта икона была написана в 1981 году на Афоне. И написал её иеромонах Хризостом. В 1982 году эту икону увидел православный канадец Иосиф Муньос Кортес и попросил создателя иконы её продать. Но получил отказ.

Несколько дней провёл Иосиф в монастыре, а в день своего отъезда получил в дар образ иконы. Перед тем, как покинуть монастырь, он приложил полученную икону Божьей матери к оригиналу в Иверском монастыре.

Иосиф возвратился домой, в Монреаль, а полученная икона заняла достойное место в его «красном уголке». А через несколько дней произошло самое настоящее чудо - икона начала мироточить. Произошло это событие 24 ноября 1982 года. И продолжалось оно долгих 15 лет. Миро этой иконы имело очень сильный аромат роз, и его даже собирали в специальные сосуды.

За эти 15 лет икона побывала во многих странах мира. И везде православные просто глаз не могли оторвать от такого чуда. А её хранитель Иосиф невероятно гордился и радовался тому, что эта икона доверила свою судьбу его рукам.

Но в 1997 году в ночь с 30 на 31 октября Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери просто бесследно исчезла. Её подлинная судьба не известна до сих пор.

Но в сентябре 2007 года вновь случилось чудо. Простая бумажная копия пропавшей мироточивой иконы снова замироточила, но уже на другом краю света - в Гонолулу на Гавайях.

Все мы земные люди и нам все чудеса хочется засунуть в рамки рационального объяснения. Так происходило и с мироточивостью икон.

Существует 3 версии происхождения миро:

  1. Обман и мошенничество ради наживы и популярности.
  2. Естественный процесс образования влаги при содержании иконы в определённых условиях.
  3. Миро - это ни что иное, как елей, которым помазывают верующих. При целовании иконы часть этого елея остаётся на ней. К тому же на икону может попасть масло от лампад, которые висят перед ней.

Конечно, все эти объяснения можно запросто считать правдивыми. Но в нашей серой и будничной жизни нам так не хватает чудес, нам так хочется верить в то, что мироточение икон происходит на самом деле, что иконы - это не просто картинки, это святые вещи, которые могут не только мироточить, но и лечить многие болезни.

Лабораторные анализы показали, что миро - это жидкость органического происхождения . Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего". Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство из них - образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа как чудотворного являлось удостоверенное дарование конкретной помощи людям: исцеление больных, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая", Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал голос ("Скоропослушница", Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней ("Нечаянная Радость", Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови ("Закланная", Долисская, Чен-стоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило - от нанесенной образу раны, происходило для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая", Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Ка-занская-Каргопольская, "Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение" - Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

До XX в. мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. 1991 год - начало времени повсеместных знамений от икон в России.
Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат в храмах, монастырях, в домах простых людей. Это несомненный исторический факт.

1991 год положил начало расчленению России. Страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды потекли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса.

22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. - Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но - пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!..

Укорительно для нас и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!" Несколько лет происходит мироточение икон в центрах православной святости - Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в новоустроенных монастырях и др.

Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX - начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре города Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон.

Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви Павел Флоренский считает, что ничего необычного в этом нет: массовое мироточение вызвано тем, что восстанавливаются храмы, и икон становится больше. Многие чудеса связаны со святыми покровителями России - Царственными мучениками.

В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона - покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе.

Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. В свое время получила широкую огласку и история с мироточением иконы святых Царственных мучеников.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равно - ап. кн. Владимира.

В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда из квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным мученикам.
Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. С тех пор икона периодически источает миро, что неоднократно было зафиксировано кинокамерами. Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях.

Прихожане храма Святой Троицы в селе Старый Валовай, в 200 километрах от Пензы, накануне Пасхи стали свидетелями необычного явления: с икон стекало миро, и на них проступила кровь. "Вот уже в течение года у нас мироточат 27 икон, но за две недели до Пасхи они стали особенно сильно "плакать". А шесть Икон вообще закровоточили", - рассказал староста храма Геннадий Заливное.

"Сначала мы наблюдали, как на иконе "Распятие Христа", на лбу Иисуса, выступила красная капелька, потом она потекла струйкой. После этого кровь появилась на ладонях, ногах, ребре", - заявил он.

Чуть позже закровоточили "Спас Нерукотворный", "Спаситель Благословляющий", "Спаситель Вседержитель", "Богоявление", еще одно "Распятие" - только те иконы, на которых изображен Иисус Христос. Все они стоят либо на алтаре, либо рядом с ним.

После службы прихожане собирают вату и платочки из-под икон, на которые стекает миро. Потом верующие прикладывают их к больным местам и вылечиваются. "У моего сына Владимира больные ноги, операцию даже делали. Одна нога так болела, что ночью спать не мог. Я приложила ему платок, пропитанный миром, и боль прошла. Сейчас ему гораздо лучше", - рассказала одна из прихожанок. Все мироточащие иконы этой церкви раньше находились в домах прихожан. И ни одна ни разу не мироточила, тем более не кровоточила. И только в храме произошло чудо.

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности.

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

Лабораторные анализы показывают, что миро — жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко через помазание источившимся миром происходит исцеление недугов.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская- Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление »-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская -Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI в., на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII в. после усердной молитвы блж. Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Томской иконе. В 1592 образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился другими чудотворениями.

Вплоть до XX в. мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х, когда наряду с многочисленными обновлениями икон происходили и мироточения (например, 25 июля 1921 в харбинском соборе из очей Спаса Нерукотворного истекли капли мира и оставались видны несколько месяцев).

1991 — начало времени повсеместных знамений от икон. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и прп. Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988), именно с 1991 сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей.

Судьбоносный для истории России 1991 положил начало расчленению собиравшегося веками государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (Смоленск — ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели был заключен Беловежский сговор).

Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на распятиях. Оно может исчезать и появляться вновь. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира «дом молитвы». И — согласно Оросу Вселенского Собора — «возвести честь на первообразная», в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства.

В 1920-е обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно. Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происшедшего. Порой священнослужители остаются равнодушными к подобным явлениям, порой опасаются нездорового ажиотажа. Но практика показала неосновательность подобных опасений. Даже после сообщений в печати, по радио и телевидению об удостоверенном чуде никто не спешит в храм увидеть его. Лишь малая часть верующих мирян испытывают подлинное благоговение перед лицом таинственного знака Божия.

На протяжении нескольких лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря. Они зафиксированы на фотографиях и кинопленке. Мироточат, плачут иконы и в новоустроенных монастырях — обители во имя иконы «Скоропослушница» в г. Печоры (респ. Коми) — в 1994, в Покрово-Тервеническом монастыре Санкт-Петербургской епархии — в 1994 — 95 и в монастырском скиту — в 1997 и др.

В июле 1994 наблюдалось мироточение икон в храме с. Пучково Московской епархии, в том числе бумажной репродукции иконы св. Новомученников и Исповедников Российских. Мироточат сразу несколько икон в ряде московских храмов (свт. Николая в Пыжах, свт. Николая в Кузнецах и др.), в петербургском храме свв. прав. Симеона и Анны, в церквах Казани, Калуги, Набережных Челнов и множество других.

Мироточения удивительно разнообразны по своему характеру. На первой седмице Великого поста 1996 в храме с. Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы. Настоятель более всего поразился маловерию и равнодушию народа: никто не пришел в храм даже просто посмотреть на явление милости Божией.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало Чеченской войны: 27 мая 1994 обновилась икона свт. Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — Иверской и «Скоропослушницы».

Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным Мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, внеземном сиянии, с символами царской власти — державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России» — гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве.

Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.

Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери «Одигитрия» в храме свт. Николая в Чикаго.

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.

Теперь же расскажем вам про чудеса и объяснение явления мироточения мощей и икон.

К чудесам следует отнести истечение мира от святых мощей. Это дивное явление, которым Богу благоугодно было прославить некоторых Своих верных рабов, наши ученые объясняют по-своему: одни из них говорят, что монахи приготовляют особый жидкий состав, похожий на миро, и подливают его к мощам; другие объясняют это явление особенным свойством воздуха, окружающего мощи, и т. д.

О киевских, например, Мироточивых главах некоторые говорят, что главы эти «не тверды, ноздреваты, а потому они постоянно поглощают в себя тучные пары, находящиеся в изобилии в пещерах и выходящие из тел, которые лежат в пещерах. Эти пары, сгущаясь и осаживаясь на главах, стекают с них в нарочито поставленный сосуд или блюдо. Эта-то сгустившаяся жидкость представляет собою вид масла, которое выдают за миро.»

Мы не станем входить в рассуждение о том, как неосновательны и даже смешны подобные извороты и попытки неверующих пояснять дело Божие без Бога (Эти умствования ученых основательно опровергнуты в книге «Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих, в киевских пещерах нетленно почивающих» Феофана Прокоповича, бывшего архиепископа Нова-града и Великих Лук. Издание 4-е, Киев, 1852 г).

Явление мироточения фото видео

В опровержение подобных умствований представим лишь несколько случаев истечения мира от святых мощей — случаев, ясно доказывающих, что истечение мира от святых мощей нельзя изъяснить ни «проделками монахов,» ни свойством воздуха, а только непостижимым действием всемогущества и премудрости Божией.

В 1200 г. скончался преп. Симеон, до иночества Стефан Неемани, владетель Сербии. Спустя год после кончины, в самый день поминовения, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все молящиеся в храме воскликнули: «Господи помилуй!»

Потом все мазались миром. Страдавшие болезнями и одержимые духами получали исцеление, будучи помазаны миром. Перенесенное из Хиландарского афонского монастыря в Студенецкий монастырь (в Сербии), святое тело Симеона также источало живительное миро.

Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Неемани, новый мироточец сербский» («Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел. 1, под 13 февраля). Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне совершаемыми исцелениями (См. Письма с Востока, 1, 227. Письма святогорца, 2, 229).

Мироточение икон научное объяснение


Мощи св. великомученика Димитрия Солунского (мученическая кончина его последовала около 306 г.) по временам в обилии источали многоцелебное миро (Месяц. Востока а. Сергия, т. II, зам. стр. 340-341), и в настоящее время, по словам паломников, одна из внутренних колонн великолепного храма великомученика, где турками устроена мечеть, источает из себя по временам маслянистую влагу в виде как бы пота в знамение продолжающегося чуда мироточения от лежащих близ колонн под спудом святых мощей страстотерпца (См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316-318).

Сами турки, в руках которых находится этот храм, не скрывают своего удивления при виде этого чуда и, по примеру православных поклонников, ставят перед гробницей великомученика зажженные свечи (Там же).

Мощи св. Гурия, архиепископа Казанского (преставился в 1563 г.), найдены были нетленными по прошествии тридцати двух лет со дня его кончины и оказались, по словам очевидца, в следующем виде: «Вся рака св. Гурия наполнена была благоуханным миром, и мощи в нем плавали; святое тело было неизменно, только верхней губы несколько коснулось тление.

Сам я недостойный грешною моею рукою коснулся святого тела и чувствовал, как оно плавало; осязал и погребальные ризы, и оне были крепки; прикасался мантии и сильно тянул ее, но она была крепче новой» (См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г).

Чудеса мироточения икон и мощей фото и видео


Мощи св. Николая чудотворца в настоящее время находятся в апулийском городе Бари (в южной части Италии), в храме его имени под престолом. Мраморная толстая рака и такая же крышка скрывают от очей поклонников эти священные останки, плавающие в мире. Через небольшое отверстие, сделанное в крышке, опускается в раку на тонком шнуре губка, которая напитывается цельбоносным миром.»

Истечение мира бывает и от твердых частей святых мощей. В дальних пещерах Киева (в пещерах преп. Феодосия) лежит на белом каменном блюде глава неизвестного святого, выделяющая маслянистую благоуханную влагу, похожую на миро. Миро это никогда не оскудевает на блюде, где лежит глава; так что, сколько ни бывает ежедневно богомольцев, помазуемых миром из этого блюда, всегда есть на нем влага в потребном количестве для их помазания.

При виде такого явления некоторые из маловерных думают, что глава эта нарочито обливается деревянным маслом или какой-либо составленной жидкостью, похожей на миро, которая затем выдается за источаемое главою миро. Как бы в обличение этой ложной мысли и для удостоверения, что эта глава действительно мироточивая, был в 50-х годах XIX столетия замечательный случай, записанный в летописи важнейших событий Киево-Печерской лавры.

Раз один новичок из братии, приставленный возжигать лампады в дальних пещерах, заметил вечером, что в каменном блюде под мироточивой главой мало мира. Усомнился инок, хватит ли мира для следующего дня для помазания богомольцев и, недолго думая, подлил деревянного масла в блюдо.

Явление мироточения мощей и икон фотографии

На другой день утром, вошедши в пещеры, он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге побежал он к блюстителю пещер и сообщил ему виденное. Тот понял, что, вероятно, тут случилось что-либо недоброе и оскорбительное для святыни и, расспросив послушника, узнал о подлитии им деревянного масла в блюдо святой главы.

Немедленно глава была омыта теплой водой и насухо вытерта чистым полотенцем; омыто было и вытерто начисто и блюдо. Поставленная на него глава в самое короткое время опять источила чистое миро, которого оказалось вполне достаточно для помазания богомольцев. Свидетелями этого чуда были и монахи, и миряне-богомольцы.

В тех же дальних пещерах (в церкви Рождества Христова) находятся еще тридцать мироточивых глав неизвестных по имени святых. Вот что рассказывает о них одно уважаемое светское лицо: «В той части пещер, которая доступна для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками; из глав сочится на эти блюда по каплям миро, что-то вроде бесцветного и безвкусного масла, на вид жиже обыкновенного деревянного, нежно-приятного запаха.

Однажды при мне был такой случай: мой знакомый, доктор Савенко, не верил, чтобы из главы могло истекать миро и притом беспрерывно; он думал, что это — проделка монахов. Поэтому, как только ему случилось быть в Киеве, он не преминул сделать относительно этого опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей.

Мироточение икон и мощей святых чудеса и объяснение явления

Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где была оставлена глава, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу, и в сосуде оказалось миро» (Рассказ профессора О. Т. Солнцева в «Русской Старине,» 1876 г., июнь).

К этим рассказам о миротечении добавим следующий случай, бывший на Афоне. В 1837 г. скончался на Афоне схимонах Никодим. Через три года — в 1840 г. 7 ноября настало время открытия его могилы. Вынули и обмыли его кости; они оказались желты и благоуханны. Сложили их в корзину и по обычаю внесли в церковь на всенощное бдение.

Во время бдения благоухание от костей почившего так усилилось, что заглушило собою церковный фимиам, и в самом алтаре ощущалось оно священнослужителями. Тогда о. Иоанникий, духовник Русской Пантелеймоновой обители (преставился 14 ноября 1885 г.), с зажженной свечой подошел к костям покойника, лежавшим среди церкви в корзине, и увидел, что из ушных отверстий черепа текли две струи благоуханного мира, от которого на всю церковь разносилось благоухание.

Тогда духовник воскликнул: «Приидите, отцы и братия, посмотрите сию дивную вещь и прославьте Господа, творящего чудеса.

Вот, отцы святые, из сухой кости истекло миро, и притом не из другого места, а из ушей; и это потому, что уши сии не имели сытости в слушании слова Божия и всякого душеспасительного писания. В Бозе почивший о. Никодим так любил слушать Св. Писание, что день и ночь готов был его слушать без утомления. Это хорошо мне известно» (Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288).

Итак, мы видели, что нетление святых мощей соединялось и соединяется почти всегда с разными другими чудесными знамениями, а именно: при мощах святых врачуются разные телесные недуги, вразумляются неверующие и маловерные; некоторые святые мощи источают многоцелебное миро; даже твердые части святых мощей источают миро; о телах не святых мы, конечно, не можем этого сказать.

Не напрасно святые отцы Церкви и разные церковные писатели, когда говорят о святых мощах, то указывают на них, как на источники исцелений.