Мещанство: понятие и признаки. Мещанское сословие к началу XX в Мещанство: значение слова

1. Мещанство: понятие и признаки. 3

2. Мещанство и русская революция: судьба одного культурного стереотипа 10

Заключение. 21

Список использованных источников. 23

Введение

Мещанство (польск., единственное число mieszczanin - горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14-17 вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с 17 в. - жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 к мещанам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Мещанство платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Мещанство каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811 в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897 - 7449,3 тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. 19 в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Мещанство сохранялось в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

Так определяет понятие мещанства один из толковых словарей.

В переносном смысле мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п.

Рассмотрим подробнее на страницах представленной контрольной работы.

1. Мещанство: понятие и признаки

Поинтересовавшись, как определяют понятие "мещанство" российские учёные, порывшись в словарях, можно обнаружить, что данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение. Между этими понятиями огромная разница. Если "мещане" - это члены городского сословия в бывшей царской России, то "мещанство" - понятие, прежде всего, социальное, всечеловеческое. Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества.

В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское "место", "място" - "город". Отсюда и пошло название сословия "мещанин" - горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории "правильных городских обывателей": "К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение "мещанский стиль" характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства".

Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели ("регулярные граждане") получили общее наименование "мещане". Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы ("гости"), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй - все те, "которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные". Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов.30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: "О среднем роде людей". В статье сказано: "В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах". Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основа, на которой рождается и развивается мещанство и которая одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создаётся потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

Созданное потребительским обществом мещанство вскоре после рождения начинает не только активно развиваться в нём, но и определяет направление его развития, становится душой потребительского общества, которое в ответ исполняет все его потребности и желания.

Мещанство - это болезнь человеческого общества и его членов. В сути этой болезни лежит предчувствие приближающегося краха существующего порядка и смены его таким миропорядком, в котором мещанству места не будет. Постоянный страх перед будущим держит руку на горле мещанствующего, безысходность давит его, и он, чтобы как-то преодолеть это, готов идти на всё. На всё – это значит испытать в этой жизни все мыслимые и немыслимые, доступные и недоступные, существующие и пока несуществующие удовольствия и наслаждения. При этом, оценивая этичность этих желаний, мы должны исходить из того, что у людей, заболевших мещанством, происходит смещение понятий в сознании, психике и они начинают воспринимать действительность совершенно иначе, чем нормальные люди, всё хорошее для них становится плохим, зато всё порочное возводится в ранг достоинства.

Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий всё более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времён, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери? Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ?

Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только, когда берут, но и когда дают взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается всё население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причём самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является её основание, состоящее из беднейших слоёв российского общества, которым взяток никто не даёт, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.

У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали - это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть даёт им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое - это бессмысленное накопление денег. Им всё равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

Примером такого бессмысленного накопления, но - зато радующего сердца организаторов этого накопительства, является так называемый стабилизационный фонд.

Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т.д., до того как он заболел мещанством, в своём проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

Обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек , сделавший себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с - мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический , тем не менее мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала - это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре (“полезное, как , враждует с прекрасным” - Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной морсодержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм , антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны “геройствующих” идеологий (фашизм). Поскольку мещанина не переступает границ, которых не преступает мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство “идеалом моралиста”, т. к. в нем , опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.

О. П. Зубец

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕЩАНСТВО" в других словарях:

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Обывательщина, филистерство, ограниченность; бюргерство Словарь русских синонимов. мещанство см. обывательщина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мещанство (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    мещанство - а, только ед., с. 1) В дореволюционной России: сословие, включавшее городских ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т. п. 2) перен. Психология и поведение человека с мелкособственническими интересами и узким кругозором. Организованная … Популярный словарь русского языка

    Низшее городское сословие, состоявшее в подушном окладе и подлежащее рекрутскому набору в солдаты. Название «мещанство» идет от слова «место» или «обыватели места», как в Западной и Южной Руси называли города (откуда «местечко» малый город); в… … Русская история

    мещанство - , а, ср. неодобр. Психология, идеология и поведение мещан, обывателей. ◘ Сокровенный нравственный смысл мещанства укладывается в нехитрую схему: взять, присвоить, добиться наслаждения только для себя. КПСП, 130. Мещанство стало многоликим,… … Толковый словарь языка Совдепии

    - (польск., единственное число mieszczanin горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14 17 вв. мещанами называли горожан южных… … Большая советская энциклопедия

    I ср. Сословие мещане I. II ср. 1. Психология и идеология мещане II. 2. Проявление такой психологии и идеологии в быту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Мещанство, мещанства, мещанства, мещанств, мещанству, мещанствам, мещанство, мещанства, мещанством, мещанствами, мещанстве, мещанствах (

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московского государства, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 г. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой - с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 г. - от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы - в мещанство. в 1863 г. была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права - для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а, купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 г. в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения), в 1897 г. - 7449,3 тыс. (44 %).

(Иллюстрация: Максимов В.М. Примерка ризы. 1878)

В свое время Горький высказал мнение, что мещанство - это искаженно сформировавшееся чувство собственности. С этим вполне можно согласиться. Ведь нельзя стремиться только к собственному покою, опасаясь, что в какой-то момент он рухнет. Многие классики презирали мещанство. Определение, которое дал Чехов этому явлению, кажется несколько шире. Он писал о том, что оно не несет никакого развития и прогресса для людей.

Социальный кризис

В 19 веке Николай Васильевич Гоголь писал о том, что жизнь находится во власти мелочей, и это явление приобретает угрожающие масштабы. В то же самое время и Чехов высказался о том, что мещанство - это страшное зло. Проникая в суть этого образа жизни молодежи той эпохи, писатель содействовал борьбе за его кардинальное изменение.

Противостояние в литературе

В 1903-м году Чехов написал рассказ "Невеста". Сюжет истории достаточно прост. Московский художник Саша уговаривает девушку Надю бежать из дома практически из-под венца. Героиня, благодаря этому обреченному и больному человеку увидела всю тусклую жизнь, окружающую ее. Надя, поддавшись уговорам, уезжает учиться. Вернувшись на каникулы, героиня совершенно не сожалеет о поступке. Саша, удивительный человек, светлый изнутри, помог ей вырваться из узкого, душного и себялюбивого мещанства, обрести себя, избавиться от пошлости. Его слова призвали героиню к личному росту.

Мещанство: значение слова

Термин имеет польские корни и происходит от понятия mieszczanin - горожанин. До 1917 года в России мещане составляли низший разряд обывателей. Они несли податную и рекрутскую повинность, на них распространялись телесные наказания.

История возникновения

Мещанство - это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство - это "сословие городовых обывателей", "люди среднего рода", ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались "правильными городскими обывателями".

Вступление в сословие

Городские мещане объединялись в "общество". Принадлежность к сословию оформлялась соответствующей записью в обывательской книге города. Таким образом, каждый мещанин приписывался к определенному населенному пункту. Временно покинуть территорию своего города мещанам разрешалось только при наличии временного паспорта. Переехать же в другой населенный пункт допускалось с разрешения власти.

Звание мещанина переходило по наследству. Записаться в сословие мог совершенно любой житель города, имевший какую-либо недвижимость, занимавшийся торговлей или ремеслом, исполнявший общественные службы и плативший подати. Исключить из мещанства человека могло "общество" или суд. На мещан распространялись подушная подать, внутренние сборы города. Они обладали правом на корпоративное объединение, сословное самоуправление. Последнее реализовывалось посредством управ. Кроме этого, для мещан был сформирован отдельный суд. В середине 19 столетия сословие было освобождено от телесных наказаний. В 1866 мещане прекратили платить подушную подать. Ремесленники, принадлежавшие к этому сословию, переходили в категорию цеховых. Все, кто постоянно занимался каким-нибудь делом, должен был записаться в цех. По званиям ремесленники подразделялись на подмастерьев и мастеров. Перейти из первой группы во вторую можно было только в случае пребывания в звании подмастерья на протяжении трех лет. В мещане зачастую переходили и отставные военнослужащие. При этом они получали определенные льготы, в числе которых было и освобождение от податей.

Связь с купечеством

Мещанство - это одно из сословий, тесно взаимодействовавшее с купцами. Развившие свои предприятия, разбогатевшие обыватели переходили в эту категорию. Вместе с этим, обедневшие купцы становились мещанами. В 1863-м году были проведены городские реформы. В результате них была отменена третья (низшая) гильдия купечества. Все, кто был приписан к ней, перешли в мещанство.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества - всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Ограничение перемещения

В начале ХХ столетия паспортная система в стране не была строгой. Однако несмотря на это, перемещение мещан было ограничено. Дела, касавшиеся выдачи паспортов, зачастую доходили до "схода". Но такие собрания проходили довольно редко, закон не определял их состава. В этой связи решения, принимавшиеся на "сходах" были весьма неустойчивы.

Либерализм - это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие - с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

Настоящее время - что изменилось?

Современное мещанство мало изменилось с дореволюционных времен. Сегодня не существует сословий и званий, но по поведению людей можно причислить их к той или иной категории. Мещанами в настоящее время можно назвать тех, кто ограничен стереотипными суждениями, живет по сценарию, навязанному обществом, опасаясь даже незначительно отклониться от заданной траектории. Таким людям свойственны узколобость, отсутствие гибкости и широты мышления. Они живут без каких-либо убеждений и приоритетов. Таким личностям свойственны заботы только о материальном благе. Современные мещане - это мелочные и очень скупые люди. При этом сегодня такое поведение характерно не только для граждан со средним достатком, но и для тех, кто имеет миллионный доход. Мировоззрение мещанина крайне редко меняется, даже если ему удалось разбогатеть. Такие люди любят сплетни. При встрече в первую очередь они будут выведывать у человека подробности его личной жизни: женат ли (замужем ли), есть ли дети, какая работа и так далее. Главными особенностями мещанина являются отсутствие цели и ограниченность взглядов.

Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. С середины XIX века, после выхода комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл.

В широком смысле мещанство - это моральное качество, которое характеризует не только но и мышление человека. Таким личностям присуща ограниченность жизненных взглядов узколичным интересам, трусость и вульгарность во вкусах.

Мещанство - это середина

Мировоззрение и поведение мещанина заключается в том, что на самые низшие слои он смотрит с презрением, а на высшее общество - с благословением. Он изо всех сил пытается приблизиться к элитарной касте, но это ему, к сожалению, удается слабо. В итоге, он так и остается средне пропорциональным членом общества, которому никогда не прыгнуть «выше головы».

Мещанин всегда стремится устроить свою жизнь, приспосабливаясь под обстоятельства. Часто такой человек, не имея своего личного мнения, старается слепо подражать всему тому, что считается престижным и модным.

История возникновения мещанства

Мещанство - сословие с очень неопределенными границами, которое возникло в процессе урбанизации. В культурном выражении этот социальный массовый слой воплощает стадии адаптации традиционализма к городской культуре. К этому сословию, как правило, относили мелких городских ремесленников, торговцев, домовладельцев и клерков. Данная социальная прослойка не проявляла никакой политической активности в жизни страны и совершенно не интересовалась культурой.

По сути, мещанство - это отсутствие духовности, стремление жить в комфорте только путем получения материальных благ. В русской литературе отношение к мещанству в основном носит негативный характер. Однако существует мнение, что мещанство - не самый плохой вариант социального развития, ведь эта многочисленная каста поддерживает консервативные взгляды и высоко ценит материальные блага общества.

Мещанство: характеристика личности

В современных условиях мещане не редкость. К ним можно отнести людей, которые ограничены стереотипными суждениями, живут по навязанному обществом сценарием, боясь даже на сантиметр отклониться от этого курса. Другими словами, мещанство - это узколобость, отсутствие широты и гибкости мышления. Это жизнь без каких-либо приоритетов и убеждений. Такая личность думает лишь о материальном, в результате чего такой человек обычно становится очень мелочным и скупым. Кроме того, в наше время мещанином может быть не необязательно только бедный человек, ним может быть и миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям, даже если он стал богатым.

Мещане - это сплетники, которые при встрече первым делом будут выведывать у человека о его личной жизни (замужем/женат он (она), когда будет свадьба, дети и т.д.). Ограниченность взглядов и отсутствие цели - вот главные критерии мещанина.

К сожалению, мещанство - это качество, которое есть у большинства жителей нашей планеты. Если вы заметили, что это свойство есть и у вас, с ним нужно обязательно бороться и подавлять.