Как отличить Моне от Мане? Эдуард Мане. Биография и картины Эдуард мане что сделал кем был

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet ; 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма .

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге. Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству - из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. На этот раз отец, оценив многочисленные рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра , который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».

Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром - молодой художник покинул мастерскую учителя. Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил.

Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка, во избежание дурной славы и гнева отца Эдуарда, было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Искусство и дизайн

17010

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.

1832 - 23 января родился в Париже. Отец Огюст Мане занимал высокий пост в Министерстве Юстиции. Мать Эжен-Дезире Фурнье - дочь французского консула в Гётеборге. Интересно что, король Швеции Карл XIII приходился крёстным отцом матери Эдуарда Мане.
1839 - Мане учится в пансионе аббата Пуалу. С 1844 по 1848 год учится в коллеже Роллена, особенных успехов в учёбе не проявлял. Эдмон-Эдуард Фурнье - брат матери Эдуарда Мане разглядев художественное призвание племянника подталкивает его к обучению живописи.
1847 - провалив вступительные экзамены в мореходную школу, для подготовки к повторным экзаменам отправляется в учебное плавание на "Гавр и Гваделупа". Из всех стран, что Мане посетил за этот период самое сильное на него произвела Бразилия. Активно пишет пейзажи и членов команды парусника.
1849 - опять проваливает экзамены в мореходную школу и отец видя успехи сына в живописи соглашается с выбором Эдуарда Мане быть художником.
1850 - Эдуард Мане поступает в мастерскую Тома Кутюра.
1853 - совершает путешествие в Италию с обязательным в то время посещением Венеции и Флоренции, где Мане изучает работы итальянских художников. Далее Мане попадает в Мюнхен, Дрезден, Прагу и Вену, где активно посещает музеи и знакомится с работами великих мастеров живописи.
1856-1858 - почти ежедневно посещает Лувр, где делает копии известных полотен. Эдуард Мане с Альбером де Белларуа снимают помещение на улице Лавуазье для мастерской. К 1858г Эдуард Мане уже довольно известен в Париже, как художник с хорошими перспективами.
1859 - Мане считает, что уже может выставлять свои работы на ежегодном Парижском Салоне. Он представляет работу "Любитель абсента", но жюри Салона отклоняет её, только Делакруа голосует "За", остальные и в том числе Том Кутюр голосуют "Против".
1861 - Мане переезжает в новую мастерскую в квартале Батиньиоль. На Парижский Салон принимают две работы Мане: "Портрет родителей" и "Гитареро"(Испанский гитарист), последняя даже была удостоена награды Салона. Признание Салона приносит Мане славу и деньги, но самое важное признание со стороны отца.
1862 - Салон отвергает работы предложенные Мане. Эдуард Мане договаривается с Мартине о выставке не в рамках Салона, но успеха у этого предприятия нет, только отрицательные отзывы.
1863 - Мане женится на голландке Сюзанне Леенхофф.
1863-1864 - Эдуард Мане выставляет свои полотна на официальном Салоне и на Салоне Отверженных. "Завтрак на траве" подвергается очень плохим отзывам на Салоне.
1865 - "Олимпия" повторяет судьбу "Завтрака на траве", официальный Салон закрыт для Мане. Травля вынуждает Мане на время покинуть Париж и художник отправляется в Испанию, где изучает работы Эль Греко, Гойи и Веласкеса.
1866-1867 - Мане сближается с художниками Клодом Моне, Полем Сезанном и Эдгаром Дега. Позже эту группу назовут импрессионистами, но сейчас они друзья и единомышленники. Во время Всемирной выставки 1867г Мане представил более пятидесяти своих работ в собственном павильоне близ моста Альма.
1870 - осада Парижа, Мане будучи республиканцем участвует в защите города.
1874 - активно пишет с Клодом Моне в Аржентее. Жюри Салона отвергает полотно "Железная дорога".
1875-1876 - на Салон не принимают его работы "Бал-маскарад в Опере" и "За кружкой пива".
1879 - жюри более благосклонно и на Салон принимают "В лодке" и "В оранжерее". В сентябре Эдуард Мане испытывает первый острый приступ атаксии - нарушение координации движений.
1881 - Антонен Пруст, новый министр культуры и друга детства Эдуарда Мане способствует,награждению художника орденом Почётного легиона.
1882 - картина Мане "Бар в Фоли-Бержер" получает признание на Парижском Салоне.
1883 - 19-го апреля Эдуарду Мане ампутируют ногу и через 11 дней он умирает. Похоронен на кладбище Пасси в Париже.

Мане Эдуар (1832-1883), французский живописец.

Родился 23 января 1832 г. в семье парижского чиновника, жил в основном в Париже, здесь и умер 30 апреля 1883 г.

В 1850- 1856 гг. учился в Школе изящных искусств у Т. Кутюра, где копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и XVII в. (Тициан, Д. Веласкес, Ф. Хале и др.), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа.

В ранних работах Мане (конец 50-х - начало 60-х гг. XIX в.), составляющих галерею человеческих типов и характеров, Мане старается сочетать правдоподобие с романтизацией внешнего облика модели («Любительница абсента», 1859 г.; «Лола из Валенсии», 1862 г.).

Используя традиционные мотивы, художник наполняет их новыми приёмами и техниками. Такова композиция «Завтрак на траве» (1863 г.) - тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне. «Олимпия» (также 1863 г.) служит примером изображения под видом мифологической героини парижанки середины XIX в.

Живопись Мане на протяжении 60-х гг. постепенно становится более светлой, однако в ней сохраняются, и даже усиливаются контуром, контрасты между тёмными и светлыми зонами.

В эти годы Мане часто обращается к эпизодам современной истории. Таковы «Казнь императора Максимилиана» (1867 г.), «Расстрел коммунаров» (1871 г.). Но в первую очередь внимание Мане к современной жизни проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения («Завтрак в мастерской», «Балкон», обе 1868 г.), а также в портретах (например, Э. Золя, 1868 г.).

В заурядных жизненных ситуациях живописец ищет красоту и гармонию.

Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, Мане с конца 60-х гг. сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар) и с начала 70-х гг. переходит к пленэрной живописи.

Ряд произведений, такие, как «Аржантей», «Моне и госпожа Моне в лодке» (оба 1874 г.), несут в себе черты этого метода. В суете городской жизни Мане выбирает наиболее характерные моменты («Бал-маскарад в Опере», 1873 г.; «Нана», 1877 г.). Но самым значительным произведением Мане по праву считается «Бар „Фоли-Бержер”» (1881-1882 гг.), где, подобно Веласкесу, Мане затевает в композиции игру с зеркалом. За спиной задумчивой барменши - призрачная кутерьма, отражённая в стекле.

В 70-х гг. Мане много работает над портретами, пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.

Эдуард Мане (1832-1883) – французский художник и гравёр, считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Многие его картины стали украшением самых прославленных музеев мира – «Белые пионы», «Бар в «Фоли-Бержер», «Олимпия», «Завтрак на траве», «Лола из Валенсии», «Нана», «В оранжерее», «Музыка в саду Тюильри», «Железная дорога», «В лодке», «Сливовица».

Детство

Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.

Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году. Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе. В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.

Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.

Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.


Портрет родителей Эдуарда Мане

Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.

Образование и раннее увлечение живописью

Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе. В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.

Единственное, что привлекало юного Мане, - это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством. Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр. Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски.

Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.

Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы. Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда. В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.

Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.

Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.

Путешествие через Атлантику

Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.

Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.

В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.

В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.

Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.

Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.

Нелёгкий путь к искусству

Просмотрев рисунки сына, которые он привёз из путешествия, отец перестал сомневаться в его художественном призвании. Он посоветовал Эдуарду поступить на учёбу в школу изящных искусств Парижа. Но молодой Мане побоялся, что, как и на факультативных уроках рисования в коллеже Роллена, преподавание будет скучным, академическим и жёстким. Поэтому в 1850 году начал брать уроки живописи в мастерской модного на тот период французского художника-академиста Тома Кутюра.


Через несколько лет обучения между Мане и Кутюром стали возникать разногласия. Эдуард категорически не хотел принимать буржуазную направленность стиля в живописи, которая господствовала тогда во Франции. Кутюр предпочитал стилистические и жанровые каноны рисования, а Мане привлекало живое искусство. В 1856 году он покинул мастерскую художника и занялся самообразованием.

Он часто посещал Лувр, где изучал картины известных художников. Также Эдуард много путешествовал по Европе, в результате чего увлёкся старой живописью. В Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии он обошёл все художественные музеи, после которых пытался скопировать работы великих мастеров (так поступает любой начинающий художник). Особенно влияние на его подход к творчеству оказали Тициан, Рембрандт, Веласкес.

К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Он стал вхож в различные салоны, где завёл знакомства с представителями высшего общества. Особенно доверительные отношения завязались у него с поэтом Шарлем Бодлером.


В 1859 году Эдуард принял решение выставлять свои картины в Парижском салоне. Но тогда его произведение «Любитель абсента» отвергли. Лишь спустя два года критиками благосклонно были приняты две работы Мане «Гитарреро» и «Портрет родителей». Не меньший успех картины имели и у публики. Такое признание принесло художнику неплохие деньги, славу, а самое главное, похвалу отца. Ещё до выставки Огюст Мане гордо показывал гостям картину, где сын изобразил своих пожилых родителей.

Творчество

В 1860-х годах в творчестве Эдуарда преобладали испанские мотивы:

  • «Алабамы»;
  • «Лола из Валенсии»;
  • «Мёртвый тореадор»;
  • «Испанский балет»;
  • «Кирсаджа».

Обращался он к религиозным сюжетам («Мёртвый Христос») и к тематике современной истории («Расстрел императора Максимилиана»).

В 1863 году картины, которые были отвергнуты критиками от участия в официальном Салоне, были выставлены в соседнем Дворце промышленности. Это мероприятие назвали «Салон отверженных», а его главной сенсацией стала работа Мане «Завтрак на траве». Это теперь полотно считается шедевром импрессионизма, а тогда оно снискало скандальную славу.


Критики возмущались представленной на картине обнажённой женщиной. Мало того, что она сидит в компании одетых мужчин, ведущих беседу, так ещё и бесстыдно смотрит на зрителей, не стесняясь своей наготы. Такие отзывы не обидели художника, а, наоборот, раззадорили. В том же году он написал картину «Олимпия», которая вызвала ещё больше споров. Критики назвали её вульгарной и непристойной.

  • «В кабачке папаши Латюиля»;
  • «Дом в Руйе»;
  • «Мальчик, чистящий грушу».

  • В 1882 году Мане закончил работу над одним из самых значимых произведений европейской живописи – картиной «Бар в «Фоли-Бержер». Он получил за неё орден Почётного легиона.

    Личная жизнь

    В 1863 году Эдуард сочетался браком с голландской пианисткой Сюзанной Леенхофф. Они познакомились, когда Сюзанна преподавала уроки музыки его младшим братьям. Их роман длился больше десяти лет, в результате которого в 1851 году родился мальчик Леон. Существует ещё одна версия, согласно которой Сюзанна была любовницей отца Мане и именно от него родила сына. Как бы там ни было, а Эдуард действительно женился на ней, только когда умер отец.


    Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна.

    Смерть

    В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма. При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений). Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.

    Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.