Фронтмен группы дорз. Группа The Doors

Группа образована в 1965 году. Джим Моррисон - вокал. Рэй Манзарек -клавишные. Робби Кригер - гитара. Джон Дензмор - ударные. В 1965 году студент - старшекурсник Калифорнийского университета Рэй Манзарек познакомился с первокурсником Джимом Моррисоном и пришел в восторг от его стихов. Они пригласили барабанщика Джона Дензмора из Psychedelic Rangers и чуть позже к ним присоединился Робби Кригер из той же группы. Партию бас-гитары вел Рей на второй клавиатуре эл.органа. Название Doors было взято из романа Олдоса Хаксли ""The Doors Of Perception"". В 1966 Doors заключили контракт с Colambia , но за год не записали ни одной ноты. Лишь после выступления с Love в знаменитом лос-анжеллеском клубе Whiskey A Go-Gos на них обратил внимание Джек Хольцман,основатель и президент тогда еще молодой фирмы Elektra Records. Подписав с Elektra контракт группа выпустила дебютный альбом ""The DOORS"",который продюсировал Пол Ротшильд. В том же 1967 был выпущен второй альбом ""STRANGE DAYS"",так же как и первый,вошедший в национальный Тop 3. В том же 1967 против Джима Моррисона было выдвинуто первое обвинение ""в нарушении общественного порядка""-певец во время концерта в Коннектикуте спровоцировал полицейских и они арестовали его прямо на сцене. Третий альбом ""Waiting For The San"" вышел только в конце 1968 года. Hello I Love You с него стал их вторым хит-синглом на первом месте. Следующий диск ""Soft Parade""был почти готов,когда Моррисон был арестован в очередной раз.Touch Me стала их третьим хитом на первых строчках. Через девять месяцев Doors выпустили ""Morrison Hotel"",который ознаменовал возвращение группы к ритм-энд-блюзу. Примерно через полгода группавыбросила на рынок двойной концертный альбом ""Absolutely Live"",записанный во время гастрольного турне Doors в самом начале 1970 года. Закончив в 1971 году запись альбома ""L.A.Woman"" , Моррисон с подругой Памелой Курсон выехали в Париж-предполагалось,что в столице пщэтов Джим полностью посвятит себя новым стихам. Когда вышел L.A.Woman Моррисон все еще был в Европе,где по словам очевидцев просто кочевал из бара в бар и спивался.Пластинка,как и все предыдущие,так же вошла в американский top 10,но Джим об этом не узнал: 3 июля 1971 года он умер от сердечного приступа.Решение музыкантов Doors продолжить работу в формате трио многих удивило-роль Моррисона как катализатора группы переоценить было невозможно...Однако два альбома,записанных с сессионными музыкантами -""Other Voices""\1971\ и ""Full Circle""\1972\ все же побывали в чартсах США,правда и быстро из них вылетели. В 1972 году был усилиями музыкантов группы был выпущен сборник вещей Моррисона ""Weird Scenes Inside The Goldmine"". В 1978 -м вышел альбом ""An American Prayer""\здесь Джим читает стихи под аккомпанемент наложенный уже после его смерти\.

The Doors (в пер. c англ. Двери) - американская рок-группа, которая была основана в 1965 году в Лос-Анджелесе и оказала сильное влияние на культуру и искусство 60-х годов. Загадочные, мистические, иносказательные тексты песен и яркий образ вокалиста группы, Джима Моррисона, сделали её едва ли не самой знаменитой и равно же противоречивой группой своего времени. Даже после (временного) распада в 1970 году её популярность не шла на убыль. Общий тираж альбомов группы превысил 75 млн экземпляров.

Рей Манзарек, студент-старшекурсник Калифорнийского университета, познакомился с первокурсником того же университета Дж. Моррисоном и пришёл в восторг от его стихов. Они решили создать свою группу. Название The Doors было взято из эссе Олдоса Хаксли «The Doors Of Perception».
В 1966 группа подписала контракт с фирмой Columbia/CBS, но за год не было написано ни одной песни. Только подписав контракт с Elektra Records, музыканты выпустили в 1967 великолепный дебютный одноимённый альбом, который стал международным бестселлером, чему способствовал выход сингла , возглавившего хит-парад США. В том же году увидел свет альбом Strange Days, разошедшийся, как и первый, миллионным тиражом и вошедший в национальный Тор 3.
В 1967 против Моррисона было выдвинуто первое обвинение «в нарушении общественного порядка» - певец во время концерта в Коннектикуте спровоцировал полицейских, и они дружно ринулись на сцену, где в присутствии нескольких десятков тысяч зрителей Моррисон был арестован. Подобного рода обвинения выдвигались против певца неоднократно.
Третий альбом Waiting For The Sun вышел в конце 1968 после двух американских (Тор 40) синглов: The Unknown Soldier (к этому синглу был снят киноролик, в котором был показан «расстрел» Моррисона - это было первое в истории рока промоушн-видео) и , ставший их вторым синглом номер один. Альбом также имел миллионный тираж и вышел на первое место национального хит-парада (в Великобритании - 16-е место). Следующий диск Soft Parade был уже почти готов, когда Моррисона в очередной раз арестовала полиция, затем последовали новые аресты, всякий раз по одному и тому же обвинению -нарушение общественного порядка.
В 1969 вышел , третий сингл, проданный миллионным тиражом. Однако другие синглы продавались плохо. В апреле 1970 группа записала диск Morrison Hotel, который ознаменовал её возвращение к ритм-энд-блюзу - стилю, с которого музыканты начинали.
В сентябре 1970 группа выпустила двойной концертный альбом Absolutely Live. Этот диск стал шестым, вошедшим в национальный Тор10. Ещё через несколько месяцев вышел сборник «13».
Закончив в начале 1971 запись нового альбома L. A. Woman, Моррисон уехал в Париж, где скоропостижно скончался 3 июля от сердечного приступа. Ставшего легендарным певца похоронили на самом известном в Париже кладбище Пер-Лашез.

Решение музыкантов The Doors продолжить работу без Моррисона многих удивило - значение и роль певца как катализатора творчества группы переоценить было невозможно. Однако два альбома, записанных с сессионными музыкантами, Other Voices (1971) и Full Circle (1972), вошли в чарты США.
В 1972 усилиями музыкантов группы был выпущен двойной альбом Weird Scenes Inside The Gold Mine. Однако к концу 1972 группа практически распалась. Кто-то из музыкантов начал сольную карьеру, кто-то попытался создать новую группу, хотя эти попытки успеха не имели.
В 1980-е и 1990-е годы регулярно переиздавались диски The Doors - The Doors’ Greatest Hits (1980; в 1981 был награждён платиновым диском за миллионный тираж), Best Of The Doors (1987), An American Prayer (1995) и др. В 1991 вышел посвящённый группе фильм Оливера Стоуна «The Doors», в котором роль Моррисона сыграл известный актёр Вэл Килмер, блистательно исполнивший несколько песен The Doors.

20 мая 2013 года нас покинул талантливейший музыкант Рэй Манзарек в возрасте 74 лет. Рэй умер в клинике города Розенхайм в Германии от рака желчных протоков.

официальный сайт - http://www.thedoors.com

История The Doors началась в июле 1965 года, когда студенты кинематографического колледжа UCLA Джим Моррисон и Рэй Манзарек повстречались на пляже, будучи немного знакомыми ранее. Моррисон рассказал Манзареку, что пишет стихи и предложил создать группу. После того, как Моррисон спел свою песню Moonlight Drive, Манзарек согласился с его предложением.

К этому времени Манзарек уже играл в группе Rick and The Ravens со своим братом Риком. За своеобразную манеру пения Рэй получил прозвище Screamin" Ray Daniels - скорее всего, по аналогии с известным певцом Screamin" Jay Hawkins"ом. В августе к музыкантам присоединился Джон Денсмор, игравший в группе The Psychedelic Ranger вместе с гитаристом Робби Кригером. Денсмор и Кригер познакомились с Рэем Манзареком на занятиях по йоге и медитации.

2 сентября 1965 года Моррисон, Манзарек и Денсмор вместе с музыкантами из Rick and The Ravens и бас-гитаристкой Патти Салливан записали первые студийные версии песен будущих The Doors. Позднее эти записи - Moonlight Drive, My Eyes Have Seen You, Hello, I Love You, Go Insane (раннее название композиции A Little Game из Celebration of the Lizard), End of the Night и Summer’s Almost Gone - неоднократно издавались как бутлег. В 1997 году они вышли в составе «коробочного» сборника песен The Doors.

В том же месяце The Doors пригласили в группу и Робби Кригера. Четверка Джим Моррисон, Рэй Манзарек, Джон Денсмор и Робби Кригер стала классическим составом The Doors. Именно эти музыканты записали наиболее известные альбомы группы в период с 1967 по 1971 годы.

Название группы музыканты позаимствовали у английского писателя Олдоса Хаксли. В своём эссе «Двери восприятия» (англ. The Doors of Perception) (1954) писатель взял эпиграфом строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» английского поэта XVIII века Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite». В русском переводе Максима Немцова (1991) эта фраза звучит как «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть - бесконечным».

The Doors выглядели необычно среди других рок-групп, потому что они не использовали бас-гитару на концертных выступлениях. Вместо этого Манзарек играл басовые партии левой рукой на только что появившемся басовом синтезаторе Fender Rhodes. Правой рукой он играл партии клавишных на другом синтезаторе. Однако группа время от времени приглашала сессионных бас-гитаристов на время записи в студии.

Большинство композиций The Doors обычно приписывается только Моррисону и Кригеру. На самом деле многие из произведений группы - плоды совместного творчества музыкантов. Они вместе работали над ритмическими и гармоническими аранжировками, в то время как Моррисон или Кригер предоставляли текст и исходную мелодию. Иногда целый фрагмент песни был создан не её первоначальным автором - например, соло Манзарека на электрооргане в начале песни Light My Fire.

Творчество группы хорошо принималось публикой в течение всей её карьеры, хотя в 1968 году после выхода сингла Hello, I Love You случился локальный скандал. Рок-пресса указала на сходство в музыкальном плане этой песни и хита 1965 года All Day and All of the Night группы The Kinks. Музыканты The Kinks вполне согласились с критиками. Известно, что гитарист The Kinks Дэйв Дэйвис делал вставки из Hello, I Love You во время концертного исполнения All Day and All of the Night - в качестве издевательского комментария по данному поводу.

Лучшие дня

К 1966 году группа постоянно выступала в клубе The London Fog и вскоре продвинулась до престижного клуба Whisky a Go Go. 10 августа 1966 года с группой связалась фирма Elektra Records в лице её президента Джака Хольцмана. Это произошло по настоянию Артура Ли, вокалиста группы Love, которая записывалась на Elektra Rec. Хольцман и продюсер Electra Rec. Пол А. Ротшильд посетили два выступления группы в Whiscky a Go Go. Первый концерт показался им неровным, второй же просто загипнотизировал. После этого 18 августа музыканты The Doors подписали контракт с фирмой, - так было положено начало долгому успешному сотрудничеству с Ротшильдом и звукооператором Брюсом Ботником.

Двери открыты: 1967-1970

В 1966 году The Doors записали свой первый альбом с одноимённым названием. Однако вышел он только в 1967 году и встретил в основном сдержанные оценки со стороны критиков. На альбоме были представлены наиболее известные песни из имевшегося к тому моменту репертуара The Doors, включая 11-минутную драматическую композицию The End. Группа записала альбом в студии за несколько дней в конце августа - начале сентября практически живьём (почти все песни записывались в один дубль). Со временем дебютный альбом завоевал всеобщее признание и считается теперь одним из лучших альбомов за историю рок-музыки (например, занимает 42 место в списке 500 лучших альбомов по версии журнала Rolling Stone). Многие из композиций с пластинки стали хитами группы и затем неоднократно издавались на сборниках лучших песен, а также охотно исполнялись группой на концертах. Это такие композиции, как Break on Through (To the Other Side), Soul Kitchen, Alabama Song (Whiskey Bar), Light My Fire (занимающая 35 место в списке лучших песен Rolling Stone), Back Door Man и, конечно же, скандальная The End.

Моррисон и Манзарек выступили в качестве режиссёров неординарного промо-фильма для сингла Break on Through, - примечательного образца развития жанра музыкального видео.

Репертуара группы хватило и на ещё один альбом, вышедший в октябре того же года. Альбом Strange Days был записан на более совершенном оборудовании, и занял третью позицию в американских чартах. В отличие от дебютной пластинки на нём не было чужих песен - всё его содержание (и тексты и музыка) были созданы группой самостоятельно. Есть в нём и элементы новаторства, например, чтение Моррисоном одного из своих ранних стихотворений Horse Latitudes («Лошадиные широты»), наложенного на белый шум. Композиция When the Music’s Over затем неоднократно исполнялась группой на концертах, а Strange Days и Love me Two Times широко издавались на различных сборниках.

Когда музыка смолкнет: 1970-1971

Наиболее известным участником группы был Джим Моррисон - вокалист и автор большинства песен. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: передозировка наркотиков, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Единственный человек, который видел певца мёртвым - подруга Моррисона, Памела Курсон. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя.

Другие голоса: 1971-1990

После смерти Моррисона в 1971 году остальные участники The Doors попытались продолжить творить под прежним названием и даже выпустили два альбома, но не добившись особой популярности, занялись сольным творчеством.

В 1978 вышел в свет альбом An American Prayer, состоящий из прижизненных фонограмм чтения стихотворений Джима Моррисона в исполнении автора, положенных на ритмическую основу, созданную остальными участниками группы уже после его смерти. Альбом был по-разному встречен поклонниками и критиками. В частности, бывший продюсер группы Пол Ротшильд высказался следующим образом:

Для меня сотворенное на An American Prayer равносильно тому, как если бы взяли полотно Пикассо, разрезали его на кусочки размером с марку и наклеили их на стену супермаркета

В 1979 году режиссёр Фрэнсис Форд Коппола использовал композицию The End группы в своём фильме Апокалипсис сегодня о войне во Вьетнаме с Мартином Шином и Марлоном Брандо в главных ролях.

В 1988 году фирма «Мелодия» издаёт сборник песен The Doors в рамках серии виниловых дисков под названием «Архив популярной музыки». Пластинка «Группа „Дорз“. Зажги во мне огонь» стала первым выпуском этой серии. Это издание составлено из композиций с альбомов The Doors (1967), Morrison Hotel (1970) и L.A. Woman (1971).

Оседлавшие бурю: с 1991-го и до наших дней

В данный период звукозаписывающие компании продолжают активно издавать всевозможные сборники, антологии и концертные выступления группы.

После выхода в 1991 году фильма Оливера Стоуна «Дорз» началась вторая волна «дорзомании». Только в 1997 году группа продала в три раза больше альбомов, чем за три предыдущих десятилетия вместе взятых. А 3 июля 2001 года в тридцатую годовщину со дня смерти Моррисона на кладбище Пер-Лашез, где похоронен вокалист The Doors, собралось больше 20 тыс. человек.

В 1995 году был ремастирован и переиздан альбом An American Prayer. В 1998 году вышел в свет комплект дисков The Doors Box Set, в который вошли не издававшиеся ранее записи. В 1999 году полному ремастерингу подверлись студийные альбомы группы. Эти версии выпущены в составе комплекта дисков The Complete Studio Recordings. Однако данное название не вполне соответствует действительности, так как не содержит двух альбомов, выпущенных после смерти Моррисона: Other Voices и Full Circle. Кроме первых шести альбомов, в этом комплекте присутствует отдельный диск с редкими записями группы.

В начале 2000-х годов Робби Кригер начал работу над сборником ранее не издававшихся концертных записей группы. Записи, поступавшие из разных источников, были ремастированы Брюсом Ботником. Компиляция на четырех CD вышла в 2003 году под лейблом Bright Midnight Records в ноябре 2003 года.

В 2003 году Рэем Манзареком и Робби Кригером была создана группа The Doors of the 21st Century (русск. The Doors ("Двери") XXI века), однако поклонники встретили эту идею противоречиво. Кроме этого, барабанщик Джон Денсмор, не только не пожелал присоединиться к своим товарищам, но и, как правообладатель, вместе с семьями Джима Моррисона и Памелы Курсон, воспротивился использованию словосочетания «The Doors» в названии нового проекта Манзерека и Кригера. После судебного процесса в 2005 году музыканты вынуждены были изменить название на Riders on the Storm. Однако за ними было оставлено право использовать для публичного самоименования словосочетания «бывшие Doors» и «участники The Doors».

В 2006 году материалы, записанные группой, подверглись существенной переработке. Звукозаписывающие компании решили приурочить к 40-летию группы выход мультимедийного коллекционного издания Perception. Это издание содержит первые 6 альбомов, причём каждый из них состоит из двух дисков - CD и DVD. На компакт-дисках - ремастированные версии альбомов с бонус-треками. На DVD - мультимедийное содержимое: записи альбомов в многоканальных форматах звучания (созданные Брюсом Ботником), видеоклипы и фотографии. Отдельного внимания заслуживает альбом The Doors из этого комплекта. Как оказалось, всем известная запись, существовавшая вот уже 40 лет, была записана с технической неполадкой, в результате чего звучание получилось замедленным и ненатуральным]. Данная версия - альбом в том виде, в котором его записывала группа.

Группа Doors , а точнее The Doors – известнейшая американская рок-группа. Она возникла в Лос-Анджелесе, в 1965 году. Группа оказала огромное влияние на культурную жизнь того времени. Загадочные тексты их песен наполнены мистическим смыслом. А Джим Моррисон, вокалист группы – весьма яркая и харизматическая личность. Эти факторы сделали группу самой популярной (хоть и довольно противоречивой) на то время. Самым подходящим определением для творчества этой группы будет “самобытное”.

Июль 1965 года можно считать отправной точкой в истории группы The Doors. На одном из пляжей встретились двое студентов колледжа кинематографии. Это были Джим Моррисон и Рэй Манзарек. До этого они уже были немного знакомы, поэтому у них легко завязался разговор. Именно тогда Джим рассказал Рэю о своем увлечении – написании песен. Манзарек попросил напеть некоторые из них. После того, как он услышал Moonlight Drive, стало ясно, что в этом есть огромный потенциал. И Манзарек предложил Моррисону создать рок-группу . В это время Рэй уже играл в одной группе. Кроме того, он был знаком с другими музыкантами и вполне мог убедить их перейти в новую группу.

Моррисон без долгих раздумий согласился на создание рок-группы и это решение определило всю его дальнейшую судьбу. Уже в августе к Моррисону и Манзареку присоединились Робби Кригер (гитарист) и Джон Денсмор (барабанщик), которые до этого играли в группе The Psychedelic Ranger. Манзарек был знаком с ними по совместным занятиям йогой и медитацией.

Среди тогдашних рок-групп The Doors выглядели по-особенному. Дело в том, что на концертных выступлениях они не пользовались бас-гитарой . Басовые партии Манзарек исполнял левой рукой на Fender Rhodes Bass. Это такой специальный клавишный инструмент, на тот момент он только появился.

Правой рукой он играл обычные клавишные партии или на электрооргане. Но для студийных записей группа приглашала различных бас-гитаристов.

Все участники группы были необычайно творческими людьми и к созданию музыки они подходили коллективно. Все вместе это делало группу уникальной. Но все же в основе успеха группы был Джим Моррисон. Его неповторимый сильный голос, бешеная энергетика и кожаные, в обтяжку, штаны – это сводило публику с ума.

Тексты его были бунтарскими, а сценическое поведение – развязным, что можно объяснить большой привязанностью Моррисона к наркотикам и алкоголю. Молодежь на концерты валила толпами. Нередко случались стычки с блюстителями порядка.

Альбомы The Doors

Свой первый альбом группа записала в 1966 году. Назывался он, как и группа – “The Doors”. В свет он вышел в 1967 году. Вначале альбом был воспринят критиками довольно прохладно. Альбом содержал самые известные песни, которые к тому моменту были у группы плюс композицию под названием The End. В дальнейшем эта композиция получила скандальную известность.

The Doors — The End (Toronto 1967)

Запись альбома была произведена всего за несколько дней. Почти все песни записаны живьем и с одного дубля. До сих пор он считается одним из лучших альбомов за все время существования рок-музыки. По мнению авторитетного в этой сфере журнала Rolling Stone, из 500 лучших альбомов всех времен, первый альбом The Doors находится на 42 месте. Многие его песни группы Doors из этого альбома стали хитами и неоднократно переиздавались в различных сборниках. Они регулярно звучали на концертах группы. Среди этих композиций, кроме Light My Fire (уже упомянутый нами журнал Rolling Stone в списке лучших отвел этой песне 35 место), Soul Kitchen, Break on Through, Alabama Song (Whiskey Bar) и The End.

The Doors — Light My Fire (Live In Europe 1968)

Но полный репертуар группы был больше и его хватило еще на альбом. Второй альбом называется “Strange Days” и вышел он в октябре 1967 года. Оборудование, на котором он записывался, было более современным, а сам альбом в американских чартах оказался на 3 месте. Все песни второго альбома были написаны группой самостоятельно (в дебютном альбоме были и чужие песни).

В этом альбоме есть композиции, отличающиеся от всех, что были созданы ранее. Например, когда Моррисон читает свой стих, а вместо аккомпанемента – белый шум. Может быть, что именно после появления этой композиции музыка Doors стала называться психоделическим роком. Основными хитами этого альбома стали культовая People are strange и Strange Days.

The Doors — People Are Strange

THE DOORS. ПРИОТКРЫВАЯ ДВЕРИ

Из всех эпитетов, которыми пресса и критики когда-либо награждали группу , самым подходящим будет «самобытная».

Она действительно ворвалась в рок-музыку необычайным вихрем, так же стремительно пронеслась по вершинам хит-парадов и столь неожиданно угасла после смерти своего харизматичного лидера. Однако многие композиции до сих пор вдохновляют музыкантов, не дают покоя поклонникам и толкают на опасные эксперименты.

Рождение легенды

Об истории группы написана не одна книга, сняты фильмы и документальные передачи. Вехи становления музыкального коллектива можно проследить шаг за шагом и только двое из ныне живущих участников группы знают, что из этого было на самом деле. Впрочем, поклонники вряд ли когда-нибудь узнают все тайны и загадки этой знаковой группы, ведь легенду нельзя разрушать, иначе не станет символа свободы и непримиримости.

Перенесемся на время в Калифорнию 1965 года. Жаркое лето, пляжи полны молодежи, в воздухе витает дух бунтарства и непокорности, отрицания канонов и правил поведения. Вот в такой атмосфере встретились два молодых человека на одном из пляжей Лос-Анджелеса. Это были и Рэй Манзарек. До этого они уже виделись в киношколе, поэтому разговор завязался приятельский. Джим поведал Рэю о том, что увлечен написанием песен, но ему не хватает смелости кому-нибудь их показать или напеть. Манзарек настоял и услышал из уст Моррисона песню «Moonlight Drive». Композиция произвела такое впечатление на Рэя, что он тут же предложил Джиму сколотить группу, тем более он был знаком с несколькими музыкантами и мог переманить их из других коллективов.

Моррисон не стал долго раздумывать и согласился на творческую авантюру, которая предопределила всю (хоть и короткую) его дальнейшую жизнь. Так в новоиспеченный коллектив попали гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор, которые играли в группе Rick and the Ravens.

Бесконечность The Doors

Уже через месяц сформировавшийся состав коллектива сделал первые демо-записи своих творений. Тогда же Моррисон придумал для группы лаконичное название . Эта идея посетила Джима после прочтения «Дверей восприятия» Олдоса Хаксли. Автор в предисловии написал фразу из поэмы Уильяма Блэйка: «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть – бесконечным». Таким же бесконечным, неподвластным времени и событиям стало творчество группы . Более неоднозначного коллектива в Соединенных Штатах Америки в 1960-х годах было не найти.

Уникальность группы подтверждалась не только харизмой Джима Моррисона, но и творческими способностями других членов коллектива. Например, Джон экспериментировал с ударными, Рэй одной рукой на специальной клавиатуре играл басовые партии (бас-гитариста в группе не было), а вторая у него была занята исполнением обычных клавишных отрывков. Оригинальность музыке придавал и коллективный подход к ее созданию – каждый из участников привносил в песню частичку своего видения конечного продукта.

Популярности группе прибавляли и регулярные выступления в местных клубах. В один из них на концерт специально пришли Як Хольцман (президент звукозаписывающей компании Elektra Records) и музыкальный продюсер Пол Ротшильд. Кстати, услышать вживую выступление одиозной группы им посоветовал Артур Ли – вокалист рок-группы Love. Як с Полом нисколько не пожалели, что посетили знаменитое заведение Whisky A Go Go и стали свидетелями столь впечатляющего выступления. Моррисон так разошелся в конце программы, что стал выкрикивать со сцены не очень пристойные фразы. Такого владелец клуба стерпеть не мог и разорвал с группой контракт. Поэтому как нельзя вовремя подоспело предложение музыкального лейбла о сотрудничестве с коллективом.

Психоделика устами Моррисона

Всего несколько дней понадобилось музыкантам, чтобы записать дебютный альбом под названием «The Doors». С него-то и открылись их двери в мир признания и успеха. Песня «Light My Fire» через несколько месяцев сделала их кумирами национального масштаба и поставила в один ряд с такими рок-группами как Jefferson Airplane и Grateful Dead. Поклонников очаровывал сильный и неповторимый голос Джима Моррисона, его брутальный внешний вид, бешеная энергетика и обтягивающие кожаные штаны. Эти атрибуты вмиг сделали его секс-символом среди молодежи.

Он же себя таковым совсем не считал. Напротив, поначалу даже стеснялся поворачиваться лицом к зрителям, исполняя свои мистические песни, чувствовал себя на сцене неуверенно. Подавить свою боязнь публичности он пытался с помощью алкоголя и психоделических препаратов. Его кидало из крайности в крайность, что нередко приводило к скандалам и проблемам с правоохранительными органами. Хотя это только подогревало интерес к его персоне и группе в целом. Их приглашали на популярные телепередачи и в модные клубы, о них говорила вся Америка. Творчество отвечало потребностям эпохи – молодежь хотела слышать необычные бунтарские тексты и видеть развязное поведение на сцене. Поклонники толпами валили на концерты, случались даже столкновения с полицией, когда выступления проходили на открытых площадках.

То ли под влиянием менеджеров студии звукозаписи, то ли по каким-то другим причинам новый альбом был более доступным для понимания массовому слушателю. Последней песней звучала 11-минутная композиция «When the Music’s Over», которая окончательно закрепила за фронтмэном и группой репутацию гуру рока. Критики заподозрили в этом коммерческий интерес, находя бунтарский имидж коллектива слишком наигранным. Моррисон, в свойственной ему манере, отвечал на подобные упреки лишь неоднозначными фразами.

Не избежал нападок и третий альбом, который с трудом дался , потому что вокалист уже был зависим от постоянного алкогольного допинга. Несмотря на все проблемы, альбому удалось добраться до первой строчки американского хит-парада. Кстати, из высшего эшелона чартов группа не выходила никогда.

Дорзомания

Летом 1968 года Джим, Рэй, Робби и Джон отправились в первое зарубежное турне. Сначала их встречал Лондон, где в то время гремела слава , затем «дверям» покорилась и вся Европа. Только в Амстердаме группа вышла на сцену без вокалиста, Моррисон был под таким влиянием наркотиков, что не в состоянии был выступать.

Сейчас сложно сказать, что заставляло совсем еще молодого Джима так стремительно загонять себя в могилу. Ни для кого не секрет, что многие рокеры той эпохи постоянно употребляли психотропные вещества. Кто-то искал в них вдохновение, кому-то они помогали забыться. Но исход таких экспериментов с собственным организмом часто был предсказуем.

Временами Моррисону удавалось собраться и плодотворно работать. Так было и с созданием нового альбома, песня «Touch Me» из которого вновь взорвала умы почитателей их творчества. Потом продюсеру группы удалось добиться выступления в легендарном Madison Square Garden в январе 1969 года.

Неприятности начались спустя два месяца, когда коллектив выступал в солнечном Майами. Больше семи тысяч человек пришли в зал послушать популярнейшую группу и посмотреть на музыкантов вживую. Моррисон еле стоял на ногах и вряд ли понимал, что выкрикивает публике. Концерт пришлось прервать, а фронтмэну группы пришла повестка в суд за непристойное поведение на сцене. Полтора года обвинители пытались найти свидетелей того, как он снимал штаны прямо на выступлении, но ни один из тех, кого удалось опросить в качестве свидетеля, не подтвердил эту информацию.

Последняя гастроль The Doors

Парадоксально, но ни алкоголь, ни наркотики, ни прибавленные лишние килограммы не мешали Джиму Моррисону петь как прежде, завораживая тысячи слушателей. Альбом «The Soft Parade» получился еще более попсовым, а пластинку «Morrison Hotel» критики и вовсе сочли оптимистичной. Это позволило им сделать вывод о том, что вокалист разобрался с собой и вернулся к прежней форме. Однако это было ошибкой. У него по-прежнему случались проблемы с законом, а поведение не поддавалось никакому объяснению.

Участники сначала пытались найти другого вокалиста, но заменить кумира миллионов не так-то просто, поэтому было принято решение продолжать втроем. Манзарек, Кригер и Денсмор выпустили еще два альбома и музыкальное сопровождение к записям стихов Моррисона. После этого коллектив фактически прекратил существование, хотя официальных объявлений по этому поводу ни от кого не поступило.

Робби Кригер и Рэй Манзарек на Аллее Славы

Уже в XXI веке музыканты вновь объединились и создали проект вместе с вокалистом Иэном Эстбери, не пригласив только Джона Дэнсмора. Бывший ударник не стерпел такой обиды и обратился в суд с требованием изменить название коллектива. Суд удовлетворил его иск. А в 2013 году не стало Рэя Манзарека, таким образом из первоначального состава группы остались только гитарист Робби Кригер и барабанщик Джон Дэнсмор.

Коллектив просуществовал в активном творчестве всего 6 лет, оставив любителям музыки немало материала для исследования и поиска ответов. Еще издаются отдельные синглы, выходят книги и фильмы, переиздаются старые пластинки, значит, история группы не закончена.

ФАКТЫ

Знаменитый режиссер Оливер Стоун снял в 1991 году фильм об истории группы с одноименным названием. К созданию киноленты привлекли Манзарека, Дэнсмора и Кригера, но финальный вариант им не очень понравился. Возможно, они просто что-то оставили в тайне…

Из-за скандального поведения Джима Моррисона на сцене, группу не пригласили на знаковые музыкальные фестивали – международный фестиваль поп-музыки в Монтерее (Калифорния) 1967 года и Вудстокскую ярмарку музыки и искусств 1969 года.

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена