Пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце»

Приветствие обучающихся.

– Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Я прошу вас подойти ко мне и стать в круг. Давайте пожелаем друг другу добра и удачи.

Учащиеся кладут ладошку на ладошку соседа и произносят: « Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу » .

Сегодня у вас будет необычный урок чтения, вместо отметок вы будете получать бонусы. Бонусы будет получать каждый, кто будет отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, доказывать его.

Загадки

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова? (Весна)

(у ребят конверты с такими же словами) Откройте конверты со словами.

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. (один ученик у доски)

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о весне. Познакомимся с новым произведением и узнаем, что такое план произведения.

1.Знакомство с писателем.

Мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Медведь и Солнце»

Появляется портрет писателя

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал произведения, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Ребята, в каком жанре мог писать писатель? (Что может писать писатель?) (предположения детей – рассказы, сказки, стихи, басни, пьесы, загадки, пословицы, поговорки)

Произведение, с которым мы познакомимся называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

(предположения детей – о животных, о природе, о путешествии, о приключениях, о дружбе, о вражде, о желании жить)

Чтобы точно узнать это, нам нужно прочитать произведение.

2.Первичное восприятие текста. Читает учитель. (Уч. стр. 4)

3.Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Какое это произведение по жанру? (сказка)

Почему вы так думаете?

О чём это произведение?

Н.И. Сладков написал более 60 книг. В своих произведениях он учит ценить и любить красоту природы.

Хочешь увидеть - стань невидим.

Хочешь услышать - стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись.

Такими словами выражал своё отношение к природе писатель.

На выставке вы видите лишь некоторые из книг. Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.

Что запомнилось в сказке?

Назовите героев этой сказки. (Медведь, вода, снег, солнце)

4. Подготовка к чтению учащихся. (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ – СОХ ЛА – ПЕРЕ СОХЛА

РУГАЛ – РУГАЛ СЯ – ЗА РУГАЛСЯ

РЁВ – РЕВ ЕЛ – ВЗ РЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП – СКРИП ЕЛ – ЗА СКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово « Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧ ЕГО

5.Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)

Кто является главным героем сказки? (медведь)

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.) Ка ртинку на доску

Именно вокруг медведя и происходят события в сказке.

Кто же разбудил медведя?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке? (штаны у медведя)

Какими представляете штаны медведя?

Действительно у медведя есть штаны?

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег?

Почему? (стало мокро, неуютно , неприятно и он рассердился.)

6. Характеристика образов произведения.

(в классе везде слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый,

Ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, по классу развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова. (учащиеся ходят, читают, выбирают)

Рявкнул, проворчал) Слова развешены по классу, ученики называют их,

Разыскивают и прикрепляют на магнитную доску рядом с картинкой медведя.

Каким одним словом их можно заменить? (Сказал).

А как лучше?

Что они вам помогают понять? (Медведь не рад весне, недоволен, сердит).

А на кого сердит медведь? (вода, снег, солнце)

Ребята, у вас на столах карточки со словами. Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь. (на доске ученик)

7. Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять? (испугалась, зажурчала тихим голосом)

Отметьте слова Воды в тетради. (написать букву В)

На кого медведь взревел? (на снег)

Почему вы так думаете? (испугался, побелел, заскрипел с перепугу)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого? (испугались Медведя)

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

На что указывают выделенные слова в тексте? (Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.)

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

(Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.)

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

А теперь достаньте картинки. Расположите их в нужном порядке. (один ученик на магнитной доске, один – на компьютере)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь накартинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

1. Работа в группах

Разделите роли, прочитайте по ролям.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Покажите при чтении, как герои сказки относятся к происходящему.

2.Оценивание чтения самими учащимися.

Ребята, посмотрите, сколько бонусов каждый из вас заработал за урок. Вы заберёте их, покажете своему учителю и получите взамен отметку.

Что интересного мы делали сегодня на уроке? (читать по ролям, передавать характер героя при чтении, составлять план текста)

Какие результаты у нас получились? (распределили слова героев, составили картинный и словесный план текста)

Где можно применить полученные данные? (составлять план текстов разных жанров)

Что у вас на уроке хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку. (Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки. (Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!

«Коллективный пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» с элементами драматизации» (старшая группа)

воспитатель I – ой квалификационной категории,

ЛГ МАДОУ ДСКВ № 10 «Белочка», г. Лангепас, ХМАО.

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности.

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, продолжать обучать пересказу прослушанного текста, развивать связную речь.

Задачи

Кррекционно – образовательные:

1. Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста.

2. Расширять и активизировать в речи детей словарь на тему «Весна».

3. Продолжать учить детей использовать готовые опорные картинки для соблюдения логической последовательности при пересказе текста.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Развивать интонационную выразительность.

Воспитательные:

1. Продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно слушать сверстников и педагогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Музыка»

Материалы : сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.

Словарная работа : названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.), покосолапил.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Методические приемы :

* наглядные методы : рассматривание иллюстраций к сказке, опорные сигнальные картинки.

* словесные методы : чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки.

* практические методы : драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Предварительная работа : знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

Воспитатель:

Дети, а как шумит весна?

Ответы детей

Воспитатель:

Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).

Какие звуки вы слышали?

Ответы детей.

Речевое упражнение «Скажи иначе»:

Воспитатель: СОЛНЦЕ СИЯЕТ, как можно еще сказать?

Ответы детей : СВЕРКАЕТ, ЛАСКАЕТ, ПРИПЕКАЕТ, РАДУЕТ, ПРИЖИГАЕТ.

Воспитатель: СНЕГ ПРОСЕДАЕТ.

Дети : ЧЕРНЕЕТ, ТАЕТ, ОСЕДАЕТ.

Воспитатель : ВОДА БЕЖИТ.

Дети : ТЕЧЕТ, ЖУРЧИТ, КАПАЕТ, СОЧИТСЯ.

ПТИЦЫ - ПОЮТ, ЧИРИКАЮТ, ЩЕБЕЧУТ.

СЛЯКОТЬ - СОЧИТСЯ.

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»

Чтение сказки.

Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Беседа по прочитанной сказке:

Вопросы воспитателя : Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Отчего проснулся медведь?

Кого ругал медведь и как?

Как отвечала вода?

После каждого ответа детей воспитателем зачитывается фрагмент из сказки.

Повторное чтение с установкой на запоминание, и одновременное озвучивание опорных картинок. Работа с опорными картинками.

Динамическая пауза : упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой снега, воды, медведя, солнца).

Драматизация сказки.

Итог занятия.

Воспитатель : Чем мы занимались на занятии?

Что нового вы узнали?

Какие новые слова вам сегодня встречались?

Кто со своей ролью справился лучше всех?

Выслушать ответы детей.


Открытый урок чтения

Проведён в 4 б классе.

Учитель:Чекалина Елена Алексадровна

Тема: Н.И.Сладков «Медведь и Солнце».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова;

совершенствовать технику и выразительность чтения;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь учащихся, учить выражать мысли, чувства;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть

её красоту.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения.

Оборудование: учебник чтения, иллюстрации, выставка книг, компьютер,

презентация.

Ход урока:

I .Организация класса. Психологический настрой.

Ребята, сядьте правильно, мы начинаем урок чтения. С каким настроением вы пришли на урок, покажите ваши эмблемы.

(Слайд №2)

- Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения.

II .Мотивация учебной деятельности.

(Слайд №3)

Ктомногочитает,тотмногознает.

Это пословица. Что надо сделать, чтобы прочитать пословицу?

Как вы её понимаете? (ответы учащихся)

(Итог учителя)

III .Проверка домашнего задания.

(На доске рисунки детей к стихотворению В. Орлова «Лесной цветок».)

А теперь посмотрите на эти рисунки. К какому стихотворению вы их нарисовали?

О каком цветке идёт речь в стихотворении? (О подснежнике)

Прочитаем стихотворение выразительно. (Чтение стихотворения учащимися)

IV .Работа в парах. Игра «Лото». (Слайд №4)

(На карточках названия произведений и авторы).

Вспомним изученные произведения.

«Весенняя гроза».

Л.Квитко

«Бабушкины руки».

В.Орлов

«Лесной цветок».

Ф. Тютчев

«Медведь и Солнце»

Николай Сладков

С каким произведением незнакомы? Кто автор?

V .Цель урока. (Слайд №5)

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Николая Сладкова и прочитаем его сказку «Медведь и Солнце».

VI .Рассказ учителя о Н.И.Сладкове.

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе.

Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сегодня Санкт – Петербург).

С детства он любил и интересовался природой. И уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.

В молодости он увлекался фотоохотой. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность.

Первая его книга называлась «Серебряный хвост». (Слайд №6)

А всего Сладков написал более 60 книг. Всю жизнь Н.И.Сладков был защитником природы, через его книги мы учимся ценить и любить красоту природы, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

(Слайд № 7)

-На выставке вы видите лишь некоторые из книг Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.

VI .Работа с текстом.

1.Первичное чтение учителем.

Послушайте сказку и постарайтесь представить героев сказки.

(по ходу чтения словарная работа)

Понравилась ли вам сказка?

Почему это произведение называется сказкой?

2.Жужжащее чтение.

А теперь прочитайте сказку самостоятельно.

Назовите героев сказки.

Каким вы представляете себе медведя?

Кто же разбудил медведя?

3.Чтение по цепочке вслух.

Почему медведь так рассердился? (стало мокро, неуютно)

(на доске слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый, ласковый, спокойный)

Прочитайте слова на доске.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова.

(учащиеся выходят к доске, выбирают)

А какими по характеру были Вода и Снег?

4.Составление картины.

Будем составлять картину к сказке.

(У учащихся вопросы, которые они зачитывают и прикрепляют картинки на доске)

Где живёт медведь? (В лесу.-картинка крепится на доске)

Где спит медведь зимой? (В берлоге.-крепится картинка)

Кто спит в берлоге? (медведь-крепится картинка)

Что было на берлоге зимой? (снег)

Почему снег растаял? (солнышко пригрело – крепится солнце)

Что просочилось в берлогу? (вода – крепится ручей)

Что сделала вода медведю? (промочила штаны)

Куда пошёл медведь из берлоги? (штаны сушить, весну встречать)

Что мы сейчас делали? (составляли картину).

5.Физминутка.

А теперь немножко отдохнём.

6.Выборочное чтение.

1) -Найдите и прочитайте, как Медведь заругался на Воду.

Как повёл себя медведь, когда узнал, что это снег виноват? Прочитайте. Как надо читать эти слова? (сердито, громко)

Что значит «взревел»?

А снег испугался медведя?

Что значит слово «рявкнул»? (сильно разозлился, читать громко, сердито)

Прочитайте.

Пронаблюдаем за настроением медведя.

Почему же медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

(Солнце не достать. Против природы ничего сделать нельзя.)

2) –Игра « День и ночь».

6.Чтение по ролям.

- Назовите действующих лиц сказки.

Возьмите карандаш и отметьте слова автора, медведя, воды, снега.

Прочитаем сказку по ролям. (распределение ролей)

Найдите свои слова, подумайте, каким голосом, в какой манере вы их будете читать. Постарайтесь голосом показать характер героя.

(Учащиеся читают вслух)

Кому из ребят удалось показать характер героя?

VIII .Итог урока.

Понравилась ли вам сказка Н.И.Сладкова?

Что вы запомнили из моего рассказа об авторе?

А теперь Лейла словами Н.Сладкова даст вам совет, который вы запомните и будете выполнять.

Лес зелёный охраняй, никого не обижай,

Не губи деревья ты, сохраняй в лесу цветы!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Люби цветы, леса, простор полей!

Всё, что зовётся Родиной твоей!

IX .Домашнее задание.

X . Релаксация

Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Цель : продолжать обучать последовательному и подробному пересказу прослушанного текста с опорой на модели.

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста.
  2. Расширять и активизировать в речи детей словарь на тему «Весна».
  3. Продолжать учить детей логической последовательности при пересказе текста с опорой на модели.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать память, внимание, творческие способности.
  3. Развивать интонационную выразительность.

Воспитательные:

Продолжать формировать умение слушать сверстников и педагога.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы : сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.

Словарная работа : названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.), покосолапил.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Методические приемы :

Наглядные методы: рассматривание иллюстрации к сказке, опорные модели;

Словесные методы: чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки;

Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Предварительная работа : знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Чья проталина», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Ход занятия :

Воспитатель: Друзья, наш разговор я хочу начать с чтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима не даром злиться». Послушайте и ответьте: Почему именно это стихотворение было мною выбрано для прочтения?

Воспитатель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Воспитатель:

Как вы думаете почему я прочитала это стихотворение? Ответы детей.

Какие еще приметы весны вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру « Скажи по-другому»

Речевое упражнение «Скажи по-другому» :

Воспитатель: СОЛНЦЕ СИЯЕТ, как можно еще сказать?

Ответы детей: СВЕРКАЕТ, ЛАСКАЕТ, ПРИПЕКАЕТ, РАДУЕТ, ПРИЖИГАЕТ.

Воспитатель: СНЕГ ПРОСЕДАЕТ.

Дети: ЧЕРНЕЕТ, ТАЕТ, ОСЕДАЕТ.

Воспитатель: ВОДА БЕЖИТ.

Дети: ТЕЧЕТ, ЖУРЧИТ, КАПАЕТ, СОЧИТСЯ.

Воспитатель: ПТИЦЫ - ПОЮТ.

Дети: ЧИРИКАЮТ, ЩЕБЕЧУТ.

Воспитатель: Что такое СЛЯКОТЬ? Объясните высказывание: СЛЯКОТЬ СОЧИТСЯ.

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Медведь и солнце». Мы с вами будем ее пересказывать, используя модели.

Воспитатель: Я хочу рассказать немного об этом замечательном писателе. Посмотрите на его портрет. Еще со второго класса Николай, который тогда жил в области города Санкт -Петербурга, любил ходить по самым дальним уголкам лесных парков. Наблюдать за жизнью леса и его обитателей. Читал много книг о животных и записывал свои наблюдения и впечатления в дневник. Потом, используя эти записи, он написал более 60 книг о природе и ее обитателях. Предлагаю вам вспомнить сказки о животных. Поможет нам вспомнить наша выставка книг.

Какие же произведения о животных можно назвать сказами?

Ответы детей.

И сейчас мы начнем слушать сказку и будем ее пересказывать, используя модели, рассмотрите их и определите какие подходят к образам главных героев. Ответы детей.

Чтение сказки:

Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

− Не я, Медведюшко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Беседа по прочитанной сказке. Вопросы воспитателя с расстановкой моделей:

Кто главные герои, и какими моделями мы их обозначим? ответы детей

Отчего проснулся медведь?

Кого ругал медведь?

Что отвечала вода?

Как разговаривал со снегом?

Как отвечал снег?

Как ругал солнце?

Какими словами заканчивается сказка?

После каждого ответа детей воспитателем зачитывается фрагмент из сказки.

Динамическая пауза: упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой снега, воды, медведя, солнца: заругался, испугалась, зажурчала, сияет, покосолапил).


Повторное чтение с установкой на запоминание.

Драматизация сказки.


Итог занятия.

Воспитатель: Чем мы занимались на занятии? Понравилась вам игра актеров? Поблагодарим наших юных актеров за интересный маленький спектакль.

Выслушать ответы детей.

УМК «Гармония»

Урок литературного чтения. 2 класс.

Подготовила Базаева Людмила Васильевна.

Дата . 14.03.2016.

Тема урока . Н. Сладков «медведь и солнце».

Задачи

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной вырази­тельности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные – находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; развивать умение выразительного чтения и чтения по ролям, развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Формируемые УУД

Личностные:

Метапредметные:

Р. )

П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

П-2. )

К. )

К. )

Предметные:

Составлять план.(П)

Методы и формы обучения :

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога.

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях,работа в парах, в группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование :

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

телевизор;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Настрой на урок

Приветствуют.

Желают друг другу добра

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Загадки:

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Оглашает тему урока

Читают стихотворение В. Рахманова «Одуванчики»

Отвечают

один ученик у доски

Отвечают

– Развивать эстетический вкус;(Л)

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Открытие новых знаний.

Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?

Как вы думаете какое это произведение по жанру?

    Первичное восприятие текста. .

    Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Назовите героев этой сказки.

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

Что произошло в берлоге?

Отвечают

Высказывают свои предположения

Отвечают

Отвечают на вопросы

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Подготовка к чтению учащихся вслух . (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово «Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

Чтение по цепочке

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Х

Характеристика образов произведения

(на доске слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый, ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, на доске развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова.

Каким одним словом их можно заменить?

Что они вам помогают понять?

А на кого сердит медведь?

Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь.

Каким вы представили себе медведя?

Почему медведь повел себя именно таким образом?

Что можете сказать о характере медведя?

Поработайте в парах и обсудите какой Медведь в этой сказке.

Почему вода и снег испугались медведя?

Учащиеся читают, выбирают

Заругался, взревел,

рявкнул, проворчал

Отвечают

Настроение

Медведь не рад весне, недоволен, сердит.

Сердито, громко

Вода, снег, солнце

Выполняют задание. Один ребёнок у доски.

Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.

Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.

Отвечают

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять?

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву В)

На кого медведь взревел?

Почему вы так думаете?

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого?

Почему вода и снег испугались медведя?

На что указывают выделенные слова в тексте?

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь на картинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

Виновато, негромко

Испугался, побелел, заскрипел с перепугу

Испугались Медведя

Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.

Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.

Пересказывают текст

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Отвечают

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

Домашнее задание

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку.(Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки.(Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!