Проблема патриотизма война и мир. Ложный и истинный патриотизм в романе война и мир толстого - сочинение

Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство «потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия». Это чувство — общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда он ликовал, что попал в Москву, где скоро будет сражение; то же чувство влекло толпу к дому обманувшего ее графа Растопчина, потому что люди из толпы хотели сражаться с Наполеоном. В основе всех этих поступков, при всей их разности, лежало одно чувство — патриотизм.

Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин уговаривал остаться и называл трусами тех, кто покидает город. Но они ехали, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве? Под французами нельзя было быть: это было хуже всего...»

Как выяснилось, пишет автор, при трагических обстоятельствах люди все-таки оказываются лучше, чем можно было бы подумать: «Наполеону не покорюсь», — говорили те, от которых никто не ожидал такого поведения. И когда Наполеон 2 сентября 1812 года стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию бояр с ключами от Москвы, он не мог себе представить, что она пуста.

Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою... —

так писал А. С. Пушкин.

По дороге к Бородинскому полю, где готовилось решающее сражение, Пьер Безухов многое увидел и услышал. Слова были простые и понятные, их говорил ополченец: «Всем народом навалиться хотят...»

Толстой считает, что патриотизм — это естественное чувство людей, живущих жизнью своего народа. Поэтому он отказывает в нем Бергу, Курагиным, Растопчину.

Наташа не может и не хочет понять мать, которая «в такую минуту» думает об имуществе и запрещает разгружать подводы, на которых хочет вывезти из Москвы «оставшееся добро». Дочь думает о раненых, которых нельзя оставить французам. Думать о себе было «дико и неестественно». «Графиня поняла это и устыдилась», — пишет Толстой.

Описание Бородинского сражения, которое занимает двадцать глав третьего тома романа, это — центр произведения, решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути, здесь каждый характер раскроется по-новому и здесь появится громадная сила: народ, «мужики в белых рубахах» — сила, выигравшая войну. На лицах людей, которых видел Пьер, было «выражение сознания торжественности наступающей минуты», была «скрытая теплота патриотизма... которая объясняла, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы, а множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что мужики Карп и Влас не везли сено в Москву за хорошие деньги, а жгли его, то, что партизаны уничтожали великую армию Наполеона по частям, что партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни...»

Толстой совершенно точно понял значение того чувства, под влиянием которого началась партизанская война: патриотизм народа. Выросшая из этого чувства «дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это ли не великое чувство патриотизма, проявленное народом в Отечественной войне 1812 года?

Л. Н. Толстой открыл читателям столько пружин человеческого поведения, в частности патриотизма, о котором сегодня просто не говорят или говорят стыдливо. А ведь это гордое чувство, которое позволяет человеку ощутить свою причастность ко времени, к событиям, жизни, определить свою позицию в ней. Материал с сайта

Казалось бы, что общего между тем временем, о котором писал Л. Н. Толстой, и нашим, между войной 1812 года и 1941-го? В 1812 году не было ни бомб, ни самолетов, не было ужасов и зверств Майданека, Бухенвальда, Маутхаузена — лагерей смерти. Но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир» как самую «сегодняшнюю» для них книгу, почему любимым стихотворением — от первоклассника до генерала долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»?

Л. Н. Толстой писал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с лишним лет. И когда началась Великая Отечественная война, оказалось, что Толстой сказал о каждом человеке что-то очень важное, и люди бросились к нему. Нам еще черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • скрытая теплота патриотизма л толстой
  • толстой война и мир про любовь к родине
  • краткий ответ патриотизм в понимании толстого
  • лев толстой определение патриотизма
  • патриотизм в понимании толстого в романе война и мир

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным . Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, - сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин , оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов . Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат , прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь .

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Большое значение писатель придает партизанскому движению . Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку” . Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие” .

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина , карьеристов вроде Бориса Друбецкого . Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин , который расклеивает по Москве глупые «афишки» , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху» .

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой , который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии» . Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Роман «Война и мир» - великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.

Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом, «Я пытался писать историю народа», - говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, - это не только крестьяне, но и дворяне, те люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возможным для себя. Кто наступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухов, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигал лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все.

Толстой отмечает в русских людях Простое, норой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего.

То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли. На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали то опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево».

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду» И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники. Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему предлагали, а идет на передний край событий. Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении. Накануне сражений Андрей Болконский говорит: «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… и кто будет злее драться… Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у такого народа - великое будущее.

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты вели­ких потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутрен­нюю сущность, те или иные качества своей нату­ры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бес­полезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и стра­дания при сознании общего несчастья». Первые лишь Мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы или оставля­ют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным пат­риотизмом, отталкивающим своей фальшью, эго­измом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спо­койная, роскошная, озабоченная только призра­ками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором на­ходился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положе­ния». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят ко­рыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афиш­ки», призывает жителей города не оставлять сто­лицы, а затем, спасаясь от народного гнева, созна­тельно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство со­четаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними дей­ствиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воз­званий и афиш, писанных тем ерническим язы­ком, который в своей среде презирает народ и ко­торого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет слу­чая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, ко­торый, подобно другим штабным офицерам, дума­ет о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии». Навер­ное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное воз­буждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеет­ся, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в бата­рее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам

Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». ЭКивое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не остав­ляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, про­дает имение, чтобы экипировать полк. И что за­ставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувст­во обеспокоенности за судьбу своей страны, жела­ние помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Мос­кву, не желая покориться Наполеону.Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Оте­чество в опасности». А его сестра Наташа освобож­дает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не ду­мают о себе, они чувствуют потребность собствен­ного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

В данном реферате исследуется тема народного патриотизма в романе - эпопее Л.Н.Толстого. Во вступлении дано определение жанра произведения и его особенностей. В основной части дан анализ изображенных в романе исторических событий 1805-1812 годов. На основе эпизодов из произведения показан патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, величие его подвига в Бородинской битве и в партизанском движении.В заключении говорится о том, что в великой эпопее Толстого идея справедливого мира торжествует над идеей захватнических агрессивных войн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература

Реферат

Тема народного патриотизма в романе –эпопее Л. Н. Толстого

«Война и мир»

План.

I Историческая тема в творчестве Л. Н. Толстого.

«Война и мир» - роман - эпопея. Особенности жанра.

II Тема народного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

  1. Изображение в романе исторических событий 1805 – 1812 годов.
  2. «Мысль народная» в романе.
  3. Патриотизм русского народа в борьбе с врагами.
  4. Партизанское движение Отечественной войны 1812 года.
  5. Подвиг русского народа в Бородинской битве.
  6. Кто же настоящие герои? (образы Тимохина, Тушина, Щербатого).

III. Главная идея романа – осуждение захватнических войн.

В конце 1863 г. Толстой начал работать над романом «Война и мир». Работа над романом отняла у Толстого свыше шести лет. «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько способными к работе, - писал он о себе в это время. – Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал». Первоначально роман был задуман как произведение о декабристе, который в 1856 году возвращается с семейством из ссылки «и примеряет свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». Толстого привлекало в декабристах чувство высокого гражданского долга и служение общественному идеалу. Работа над материалом настолько увлекла писателя, что он переменил свой план и постепенно перешёл к выводу, что писать нужно исторический роман из эпохи наполеоновских войн.

К этому Толстого побуждала собственная эпоха. Современные исследователи его творчества справедливо подчёркивают, что «историческая тема в творчестве Толстого была подготовлена всем предшествующим его развитием и событиями русской общественно-политической жизни», которая даёт объяснение и тому, «почему от эпохи 1825 года он продвинулся к эпохе 1812 года»

Эпоха 1812 года увлекала Толстого с ранних лет. Он живо интересовался героическими событиями той истории, слышал и записал рассказы некоторых участников войны 1812 года, хорошо знал документальную, мемуарную и художественную литературу о войне русского народа против Наполеона, в том числе произведения Пушкина, восхищался лермонтовским «Бородино», ставшим впоследствии, по признанию Толстого, «зерном» его «Войны и мира».

Но, понимая всё величие и значение 1812 года для России, Толстому, по его собственному признанию, «совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений».

Работа над романом потребовала от Толстого колоссальных усилий. «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические личности, - признавался писатель в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека…». В произведении были поставлены имевшие огромное значение проблемы, не потерявшие важности и для последующих поколений. Была создана национальная героическая эпопея и реалистический роман одновременно. Роман охватывает 15 лет из жизни России и Европы, до предела насыщенных грандиозными историко-военными событиями. В нём более пятисот действующих лиц, в основу многих художественных образов положены исторические прототипы.

Роман-эпопея – широко принятое жанровое определение произведения Толстого «Война и мир», бесспорно, заключает в себе многие важнейшие признаки эпопеи.

Полнота охвата бытия – от великого до малого, универсальность содержания – одна из главных черт эпоса – налицо в повествовании Толстого.

Книга слагается, в сущности, из множества картин мирной и военной жизни, каждая из которых у Толстого, помимо своего значения в системе целого, имеет и какой-то собственный, «самоценный» смысл.

Это стремление «захватить всё», как выражался сам Толстой, - вообще способ его художественного видения, мышления в «Войне и мире».

Исторические деятели (Александр I, Наполеон, Сперанский, Кутузов и многие другие), незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа. Толстой создал множество разнообразных типов, характеров, показал именно массу людей.

Но писатель представлял себе сотни тысяч людей – творцов истории – не как безликую массу. Он изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого – живые люди, настолько живые, что мы видим их лица, слышим голоса, проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. Мировая литература не знала подобного произведения. «Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника, - писал Толстой, - «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Изучая это грандиозное произведение, литературоведы назвали его историческим романом-эпопеей. Роман-эпопея повествует нам о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка событий в романе-эпопее даётся с точки зрения интересов всего народа.

Огромный жизненный материал в романе-эпопее объединён общим смыслом, что придает ему законченность и стройность.

«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль», - говорил Толстой. По его признанию, в романе «Война и мир» он любил «мысль народную», вследствие войны 1812 года.

Интерес к героической эпохе 1812 года не был случайным: недавнее военное поражение в Крымской войне всё более заставляло писателя задумываться над тем, что в русском народе заложены не только громадные нравственные силы, которые позволяют ему пережить катастрофу и подняться впоследствии на более высокую ступень общественного развития; в сознании Толстого русский народ облекался в главную историческую силу движения жизни России.

«Мысль народная» обуславливает единство всего произведения, пронизывает все его главы. Писатель считал, что лишь «одухотворённая мысль» делает «бессмертным истинно великие произведения человеческого ума и сердца». Изучая «Войну и мир», мы видим, как любимая мысль писателя живёт в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи.

«Мысль народная» пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение конкретных исторических событий, исторических деятелей, и обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика и жизненного поведения.

Главной идеей романа является осуждение захватнических войн и утверждение мира.

II том эпопеи посвящён описанию мирной жизни русского общества в период между 18007 и 18012 гг. Картины эти, вобравшие в себя тревожное ожидание и предчувствие первой любви, неповторимое очарование человеческого счастья, подобно медленной лирической части симфонии, предшествуют героическим главам III и IV томов, посвящённым грандиозным историческим событиям с их энтузиазмом народной борьбы в пору 1812 года. Кульминационным пунктом развития романа является Бородинское сражение, которое, по словам Толстого, «осталось навеки беспримерным подвигом». Толстой глубоко проникнул в суть исторического процесса и показал в последней стадии работы над романом, что главной силой, сокрушившей славу и величие Наполеона, был русский народ. Он рассказал о народной войне, которая «гвоздила» французов до тех пор, пока не уничтожила всё нашествие и в конечном счёте не довела Наполеона до поражения при Ватерлоо и заточения на острове Святой Елены.

Рисуя картины страшной для французов партизанской войны, писатель показывает всю мощь русского народа, «навалившегося» на врага. Денис Давыдов, по верному наблюдению Толстого, «своим русским чутьём первый понял значение того страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов». По мнению князя Андрея Болконского, победа зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нём, в каждом солдате». И это гордое ощущение своей правоты в борьбе с захватчиками, рождавшее в свою очередь уверенность в победе, этот грозный «дух народа», силу удара которого сразу почувствовали чужеземцы, явились для Толстого-баталиста основными мотивами при изображении событий при Бородино и последующих сражений.

Толстой подробно описал отступление трёх русских армий (Барклая, Багратиона и Тормасова). Армии Барклая и Багратиона разделяло пространство длиною 100 вёрст, в этот прорыв и устремились основные силы французов, поставившие целью разгромить их поодиночке, одну за другой. Пытаясь задержать продвижение французов, Барклай-де-Толли выслал навстречу им корпус Остермана-Толстого и кавалерийские части. В романе описан бой, который завязался в 60 км от Витебска, у Бешенковичей, осада и сдача Смоленска, рассказано, как отнеслись придворные круги к назначению Кутузова главнокомандующим, упомянут смотр войск, сделанный полководцем у Царёво-Займища. Кутузов понимал, что спасение России заключается в планомерном отступлении русской армии в глубь страны; однако, будучи хорошо осведомлённым о настроениях в армии, он отчётливо осознавал всю необходимость той истины, что для поддержания морального духа войска необходимо дать генеральное сражение. В романе описано историческое совещание у главнокомандующего в Филях после сражения при Бородино, оставление и пожар в Москвы.

После захвата французами Смоленска началась партизанская война, народ «спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось». Наполеон обвинял Кутузова в несоблюдении «правил войны». Толстой показал, что для русского народа война была не поединком фехтовальщиков, где требовалось выполнение «правил», а борьбой, где решалась судьба страны. «И благо тому народу, - замечает писатель, - … который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Народ начал партизанские действия самостоятельно, стихийно. Денис Давыдов первый узаконил их и придал организованные формы. Война приняла народный характер. «Партизаны уничтожали великую армию по частям… Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов».

Цели Отечественной войны ясны каждому ополченцу, крестьянину, солдату. Общее мнение выражает солдатик, встретившийся Пьеру в Можайске: «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Бородинская битва изображается как «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоревшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» обусловили победу русских.

Вспомним сцены на батарее Раевского. И молоденький офицерик, и Пьер, и краснокожий солдат – все охвачены общим чувством, хотя никто прямо не высказывает его.

В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека. Толстой утверждает, что русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии». На наполеоновскую Францию в этой битве «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Толстой рисует величие подвига борющегося народа и вместе с тем тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Мужики разорены. В огне пожарищ гибнут города и сёла. Больно смотреть на «поломанную, выбитую, как градом, рожь», на дорогу, проложенную артиллерией по пашне.

Вспомним отступление наших войск по смоленской дороге или преследование французов зимой 1812 года, какие тяжкие лишения вынесли на своих плечах русская армия, русские крестьяне! Людей «с изуродованными страданием лицами», «испуганных или обезумевших солдат», «бедствия народа и войска» - всё это правдиво рисует писатель. Но всё это он называет «страшной необходимостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя освобождения родной земли.

Солдаты, мужики, другие персонажи из народа появляются в различных частях произведения, действуют, высказывают свои суждения и исчезают. Каждый из них представляет индивидуальность, наделён конкретными чертами, и все вместе они дают представление о народе в целом, о его сложном диалектически противоречивом миросозерцании и деятельности. Слова Кутузова «чудесный, бесподобный народ» - это слова самого автора. Купец Ферапонтов вышел из мужиков и сохранил все особенности народных представлений о войне. Он убеждён, что французов не пустят в Москву: «Должно, наша взяла, сказано: не пустят. Значит, сила». Москва ассоциируется у него со всей Россией. Сообщение о сдаче Москвы порождает тревожную мысль о «погибели» России. Если уж Россия гибнет, то нечего спасать и своё добро. Ферапонтов кричит солдатам, чтобы забирали все его товары, чтобы ничего не оставалось «дьяволам». «Решилось! Расея! – крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась…» Толстой показывает, что среди купцов были и такие, кто старался сохранить своё добро. Таков гостинодворец с «выражением расчёта на сытом лице», просивший офицера защитить свои товары. Очень скоро крестьяне подмосковных деревень увидели истинное лицо своего врага: Карп и Влас отказались продавать французам фураж, взяли в руки оружие и ушли в лес. Во время войны 1805 года русская армия сражалась на чужой территории, кругом были чужие люди. Россия в этой войне не имела жизненных интересов, солдаты не знали, зачем погнали их в далёкие края. Старый холостяк Шиншин выражает свои мысли вопросом: « Зачем нас нелёгкая несёт воевать с Бонопартом…». Солдаты по – своему понимают надвигающуюся угрозу войны с Наполеоном: «Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунопартом война откроется». Немного поговорив о войне, они переходят к разговору об отдыхе и еде, которые ждут их после трудного марша. Солдаты изображаются Толстым не так подробно, чем офицеры. Они добродушны, веселы, не теряют духа, любят родную русскую песню, которая и на чужой земле также воодушевляет их. «Песенники, вперёд!» - послышался крик капитана. И перед ротой с разных сторон выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевала обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «То-то, братцы, будет слава нам с Каменским – отцом…». Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на месте «Каменским-отцом» вставляли слова «Кутузовым-отцом». Солдаты поют и «Ах вы, сени мои, сени!», опасность делает их более собранными и спокойными: «…Чем ближе… к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск». На передовой солдаты весело занимаются мирными делами: носят дрова и хворост, строят «балаганчики», чинят у костров одежду. «Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте по крайней мере половина отряда, а как будто где-нибудь на родине, в ожидании спокойной стоянки». Солдат Сидоров, коверкая русские слова, начинает лопотать «по-французски», и это вызывает в цепи такой смех, что смеяться начинают даже французы. «… После этого, - пишет Толстой, - казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам». В начале сражения под Шенграбеном Андрей Болконский видит на лицах солдат оживление: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» - говорило лицо каждого солдата и офицера. В минуту опасности солдатская масса ещё более сплачивается.

Перед Бородинским боем в армии всеобщее воодушевление. Ведь защищать нужно родную землю, Москву. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что вся армия, и он сам, и Тимохин относятся к французам, как к врагам, преступникам, пришедшим разорять их родные дома, разорить Москву. Солдатам органически присуще чувство воинского долга. Особенно обстоятельно Толстой описывает в Бородинском сражении действия артиллеристов. На батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление», солдаты без всякой паники заряжали орудия и стреляли, бодрость духа не покидала их в самые опасные моменты. Они «подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством». Некоторым из солдат страшно, но они шуткой скрывают свою тревогу. Так «краснокожий» солдат, который боялся смерти, полёт каждого снаряда на батарею сопровождал шуткой. «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила»; «Эх, нескладная», - говорит он о вражеском ядре, попавшем в колесо пушки и раздробившем ногу солдату. Один из артиллеристов, увидев присевшего под пролетавшим ядром мужика, иронизирует: «Что, знакомая?» Толстой пишет, что в Бородинской битве на наполеоновскую Францию «была наложена рука сильнейшего духом противника». Русские солдаты и офицеры показали в этот день своё моральное превосходство над противником.

На Бородинском поле в романе действуют тысячи людей, представители всех родов оружия. Все они создают образ коллективного героя. Характеристика некоторых персонажей коротка – из двух – трёх фраз, но она даёт представление о данном человеке, является необходимым штрихом в общей панораме напряжённой, несмолкающей битвы. В созданной писателем картине нет условных драматических эффектов, романтической приподнятости и патетики, всё просто, деловито, описание смерти соседствует с шуткой кого – либо из участников сражения. Изображённый Толстым мир находится в непрерывном движении, одно состояние сменяется другим. Но непреложной остаётся общность переживания, единое патриотическое чувство и цель.

Изображая войну, Толстой следует принципам, которые выработал в пору «Севастопольских рассказов»: он показывает не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжёлый труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий.

Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами пехотные полки, расстроенные под влиянием бессмысленного страшного слова «Отрезали!». «Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха». Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. Ещё со времён Измаила он знает, что такое рукопашный бой. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекающего за собой солдат, повлияло на ход сражения. «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Писатель показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запомнил Тимохина и назвал его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером». Видно, не в первый раз совершал истинно героический поступок скромный офицер.

Одним из наиболее значительных действующих лиц романа является капитан Тушин. С этим «маленьким грязным, худым артиллерийским офицером» читатель впервые знакомится в палатке маркитанта. Вторично он появляется на Шенграбенском поле, где батарея его заняла центральную позицию. Князь Андрей слышит разговор, доносящийся из балагана. Капитан Тушин говорит: «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы смерти из нас никто не боялся». Солдаты роты Тушина весёлые, бодрые, знающие своё дело «красивые молодцы». В разгар боя Тушин и его солдаты необыкновенно деятельны. Их чувства едины. «Солдаты… все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира». А он обращается к ним не как начальник, а как добрый друг. Своего любимого солдата он называет «дядей», любуется каждым его движением, к фейерверкеру обращается ласково: «голубчик», советуется с фельдфебелем Захарченко, к которому испытывает большое уважение. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. «Милая душа! Прощайте, голубчик,» - говорит он князю Андрею.

Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вспомним, как отдают честь начальству он и Жерков. Тушин с его слабыми, робкими и неловкими движениями делает это «совсем не так, как салютуют военные». Жерков же салютует «бойко, не отнимая руки от фуражки». Но в бою Жерков струсил, а Тушин показал себя настоящим воином. Недаром в том фантастическом мире, который под влиянием крайнего напряжения душевных сил сложился в его голове, «сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Внешне Тушин совсем иной, но такова сила его духа. Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, Победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нём, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная».

Дух народа – мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства воплощена Толстым в образе партизана Тихона Щербатого. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства порой настолько сильны, что Тихон становится жестоким, французы для него враги и только враги. Мы ещё не видим Тихона, но слышим, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну, ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз он появляется бегущим, мы следим, как он «бултыхнулся» в речку, «выбрался на четвереньках», «побежал дальше».

Он весь в порыве действий. Рассказывая, он «неожиданно и гибко лёг на брюхо», «быстро и легко вскочил», «размахнулся руками». Так же динамична его речь: «Один и навернись… Я его таким манером и сграбь… Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…».

Тихон Щербатый олицетворяет в себе качества, присущие всему русскому народу, с его силой, выносливостью, отвагой; фигура Тихона Щербатова с топором в руках как бы символизирует войну 1812 года в целом. Щербатый был несколько раз ранен, но не ходил в лазарет; ему было неизвестно чувство страха. «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать её, залезть в самую середину французов, пройти в день по 50 вёрст, все указывали, посмеиваясь, на Тихона: « Что ему, чёрту, делается…». Толстой показывает, что в ответственные для родины моменты активность людей возрастает; народ не только борется с внешним врагом, но и начинает думать о своём положении, осознает себя как силу.

Создавая образ народа – мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и его гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему «с своими простыми, добрыми и твёрдыми лицами». «Простота, добро и правда» - это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа. В этом образе Толстой открывает и единство, и противоречивость, и целостность, и многоликость.

Толстой считал войну 1812 года народной, понимая, что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчётливо выражена в беседе князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения. Вспоминая войны 1805-1807 годов, Болконский утверждает: «Мы «ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812 года он говорил совсем по- другому: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Работая над романом, Толстой напряжённо размышлял о роли народа в истории. Он пришёл к закономерному выводу, что главная сила России в народе. Народ - это все те, кто трудом добывает себе хлеб, лишён многих благ и прав в жизни, не получил образования, это подавляющее большинство нации, её суть, её основа. Толстой был свидетелем героизма русского народа в Севастополе, и это навсегда осталось в его сознании. Он убеждён, что войну 1812 года выиграл народ. В этом он оказался близок к декабристам и передовым деятелям этой эпохи. Эта же мысль пронизывает статью Герцена «Россия», в которой он писал, что Наполеон поднял против себя весь русский народ. Чернышевский подчёркивал, что русские дважды спасли Европу от ига монголов и «другого ига - французов и Наполеона». Добролюбов называл войну 1812 года народной.

«Война и мир» - великое героическо-эпическое патриотическое произведение, запечатлевшее подвиг русского народа в справедливой освободительной войне. Оно будет всегда сохранять это значение, вдохновляя и воодушевляя народы на защиту родной земли от иноземных захватчиков, на священную освободительную борьбу.

Осуждение несправедливых захватнических войн прозвучало уже в произведениях Толстого, написанных десятилетием раньше «Войны и мира». Пять лет писатель носил военный мундир, будучи офицером-артиллеристом действующей русской армии.

Принимая участие в героической обороне Севастополя в Крымскую войну 1853-1855 гг., он под вражескими ядрами и пулями писал рассказы, в которых навсегда увековечил беспримерную доблесть и мужество защитников города и в то же время показал войну не с парадной стороны, а, как он говорит, «в настоящем её выражении – в крови, страданиях, смерти».

Вот что говорит о ней один из самых главных героев «Войны и мира» капитан Тушин: «Война, по-моему, есть крайняя степень неразумности человеческой, есть проявление самой бессмысленной стороны человеческой природы: люди, не имея на то никакой причины, убивают друг друга».

Выражая мысли самого автора, другой из любимых толстовских героев князь Андрей с ненавистью говорит о тех военных, для которых «война-это любимая забава». Такие «герои», говорит он, «сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей… Полагая, что, чем больше побили людей, тем больше заслуга».

Есть только один-единственный вид войны, в котором князь Андрей находит возможным участвовать, – той войны, когда «решался вопрос жизни и смерти отечества». И эту войну Толстой и его любимые герои принимают как «страшное дело» и как «страшную необходимость». В незабываемой сцене ночного разговора с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей излагает свои мысли об беспощадном истреблении врагов, вторгшихся на русскую землю. В другом месте романа Толстой утверждает, что это сознание «лежало и лежит в душе русского человека» и что «всегда так будет».

Но в то же время во многих сценах романа Толстой изображает глубокое, исконное, подлинное миролюбие русских людей. Достаточно вспомнить трогательную заботу, которую проявил Петя Ростов о пленном французском барабанщике Винсенте, «жалком мальчишке», как звал его Денисов, «Весеннем», как ласково звали его солдаты.

Или вспомним о том, как Кутузов, обращаясь к солдатам под Красным, говорил, указывая на пленных французов, ставших «хуже нищих последних», что их «теперь пожалеть можно». Или вспомним слова Николая Ростова «Да здравствует весь мир!», которыми он приветствовал жителей австрийской деревни…

Наши современники, читая «Войну и мир», с особенным вниманием останавливаются на тех её страницах, где любимые герои Толстого решают проблемы, созвучные нашему времени. Когда перед Пьером Безуховым встал вопрос, что делать людям доброй воли перед лицом растущей опасности, он ответил на него так: «… Все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты. Вся моя мысль в том, что если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Действительно – как просто! Но и как трудно осуществить это единение людей доброй воли! «А я говорю, - настаивает Пьер, - возьмёмтесь рука с рукой те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя – деятельная добродетель».

Есть что-то необыкновенно созвучное в этих словах из романа Толстого тем страстным призывам объединяться и бороться против угрозы войны, с которыми в наши дни обращаются ко всем людям доброй воли участники движения за мир.

Нет нужды напоминать о том, что проблема войны и мира в нашу эпоху стала в тысячу раз страшнее, чем в эпоху Толстого. Но тем и дороги нам его герои, что они так же размышляли над ее решением, страстно желая всем людям мира, добра и счастья.

В одной из ранних редакций романа молодые герои «Войны и мира» обсуждают вопрос: «Каким образом устроить судьбу человечества так, чтобы права человека были признаваемы одинаково всем образованным миром и чтобы уничтожилась возможность войны между народами?».

В великой эпопее Толстого идея справедливого мира торжествует над идеей захватнической, агрессивной войны. И уже это одно это делает «Войну и мир» в высшей степени современной книгой, созвучной самым дорогим устремлениям передовых и прогрессивных людей нашего времени.

Библиография

1.Бочаров С. А. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»

2. Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Комментарий.

3. Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе.

4. Ломунов К. Н. Лев Толстой в современном мире.