Физические свойства медного купороса. Безводный сульфат меди

Синие кристаллы сульфата меди при нагревании становятся белыми

Сложность:

Опасность:

Сделайте этот эксперимент дома

Реагенты

Безопасность

  • Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
  • Проводите эксперимент на подносе.
  • При проведении опыта держите поблизости ёмкость с водой.
  • Поместите горелку на пробковую подставку. Не прикасайтесь к горелке сразу после завершения опыта − подождите, пока она остынет.

Общие правила безопасности

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.

Информация о первой помощи

  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Синие кристаллы не белеют. Что делать?

Прошло 10 − 15 минут, но кристаллы сульфата меди CuSO 4 не белеют? Похоже, что-то не так с нагреванием формочки. Проверьте, горит ли свеча. Не забудьте, что формочка должна стоять по центру пламярассекателя, а свеча – по центру горелки.

Не перепачкайтесь!

Будьте внимательны: пламя свечи достаточно сильно коптит дно формочки. Оно быстро становится чёрным, и об него легко испачкаться.

Не заливайте водой!

Не заливайте алюминиевую формочку с сульфатом меди водой! Это может привести к протеканию бурных процессов: алюминий будет восстанавливаться, выделяя газ водород. Подробнее об этой реакции вы можете узнать в научном описании эксперимента (раздел «Что произошло»).

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

  1. Поместите три свечи в горелку для сухого горючего и зажгите их. Накройте горелку пламярассекателем, а сверху - фольгой.
  2. Поставьте на фольгу алюминиевую формочку. Высыпьте в нее одну большую ложку кристаллогидрата сульфата меди CuSO 4 ·5H 2 O.
  3. Следите за изменением цвета кристаллов: через 5 минут синие кристаллы станут голубыми, а еще через 10 - белыми.

Ожидаемый результат

При нагревании вода, входящая в состав гидрата сульфата меди, покидает кристаллы и испаряется. В результате получается безводный сульфат меди белого цвета.

Утилизация

Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором.

Что произошло

Почему меняется цвет сульфата меди?

Всякое изменение окраски говорит нам о том, что строение вещества поменялось, ведь именно оно отвечает за само присутствие цвета. Из формулы исходного сульфата меди CuSO 4 5H 2 O видно, что, кроме самого сульфата CuSO 4 , в составе этого синего кристаллического вещества есть ещё и вода. Такие твёрдые вещества, в составе которых есть молекулы воды, называют ещё гидратами*.

Вода особым образом связана с сульфатом меди. Когда мы нагреваем этот гидрат, вода удаляется из него, почти как из чайника с кипящей водой. При этом разрушаются связи молекул воды с сульфатом меди. Это и проявляется в изменении окраски.

Узнать больше

Начнём с того, что молекулы воды являются полярными , то есть неоднородными с точки зрения распределения зарядов. Как это понимать? Дело в том, что с одной стороны молекулы есть небольшой избыток положительного заряда, а с другой – отрицательного. Эти заряды в сумме дают ноль – ведь молекулы, как правило, не заряжены. Но это не мешает некоторым их частям нести на себе положительный и отрицательный заряды.

По сравнению с водородом, атомы кислорода лучше притягивает к себе отрицательно заряженные электроны. Поэтому с его стороны в молекуле воды концентрируется отрицательный заряд, а с другой стороны – положительный заряд. Такое неравномерное распределение зарядов делает её молекулы диполями (от греч. «dis» – два, «polos» – полюс). Эта «двуликость» воды позволяет ей легко растворять такие соединения, как NaCl или CuSO 4 , ведь они состоят из ионов (положительно или отрицательно заряженных частиц). Молекулы воды могут взаимодействовать с ними, поворачиваясь к положительно заряженным ионам своей отрицательно заряженной стороной (то есть атомом кислорода), а к отрицательно заряженным ионам – положительно заряженной стороной (то есть атомами водорода). И все частицы чувствуют себя весьма комфортно друг с другом. Именно поэтому соединения, которые состоят из ионов, обычно хорошо растворяются в воде.

Интересно, что при кристаллизации многих соединений из водных растворов такое взаимодействие отчасти сохраняется и в кристалле, в результате чего образуется гидрат. Ионы меди, как мы видим из всех опытов данного набора, сильно изменяют свою окраску в зависимости от того, какими частицами они окружены.

И раствор сульфата меди, и гидрат CuSO 4 *5H 2 O имеют примерно одинаковый насыщенный синий цвет, что может говорить нам о том, что ионы меди в обоих случаях находятся в одинаковом или по крайней мере похожем окружении.

И действительно, в растворе ионы меди окружены шестью молекулами воды, тогда как в гидрате ионы Cu 2+ окружены четырьмя молекулами воды и двумя сульфат-ионами. Ещё одна молекула воды (ведь речь идёт о пентагидрате) остаётся связанной с сульфат-ионами и другими молекулами воды, что во многом напоминает её поведение в насыщенном (то есть максимально концентрированном) растворе сульфата меди.

Когда мы нагреваем гидрат, перед молекулами воды встаёт выбор. С одной стороны, есть замечательные ионы меди – вполне приятные и симпатичные соседи. Да и сульфат-ионы тоже весьма приличная компания. С другой стороны, какая молекула воды не мечтает о свободном полёте и познании неизвестных далей? Когда температура повышается, обстановка в гидрате накаляется, и компания видится уже не столь приличной, как хотелось бы молекулам воды. Да и энергии у них становится больше. А потому при ближайшей возможности они покидают сульфат меди, который в самом деле превратился в сущий ад.

Когда вся вода из гидрата испаряется, в окружении ионов меди остаются только сульфат-ионы. Это приводит к тому, что окраска вещества переходит из синей в белую.

Можно ли вернуть синий цвет?

Да, можно. В окружающем нас воздухе достаточно много воды в парообразном состоянии. Да и мы сами выдыхаем пары воды – вспомните, как запотевает стекло, если на него подышать.

Если температура сульфата меди вновь стала комнатной, вода может «оседать» на нём почти так же, как на стекле. При этом она будет вновь особым образом связываться с сульфатом меди и постепенно возвращать ему синий цвет.

Можно и ускорить этот процесс. Если поместить высушенный сульфат меди вместе со стаканом воды в одну закрытую ёмкость, вода будет «перескакивать» к сульфату меди из стакана, переходя по воздуху в виде пара. Следует, однако, предупредить, что для этого опыта необходимо переместить сульфат меди из алюминиевой посуды в стеклянную, так как влажный сульфат меди будет активно взаимодействовать с металлическим алюминием:

3CuSO 4 + 2Al → Al 2 (SO 4) 3 + 3Cu

Сама по себе эта реакция не сильно испортит картину. Однако она разрушит защитную оболочку Al 2 O 3 вокруг алюминия. Последний, в свою очередь, бурно реагирует с водой:

Al + 6H 2 O → Al(OH) 3 +3H 2

Почему часть сульфата может почернеть?

Если перестараться с нагреванием, то мы можем обнаружить ещё один переход окраски: белый сульфат меди темнеет.

В этом нет ничего удивительного: мы видим начало термического разложения (распада на части под воздействием температуры) сульфата меди:

2CuSO 4 → 2CuO + 2SO 2 + O 2

При этом образуется оксид меди CuO чёрного цвета.

Узнать больше

В химии действует общее правило: если атомы, которые входят в состав твёрдого вещества, могут образовывать газообразные продукты, то при нагревании почти наверняка произойдёт его разложение с образованием этих самых газов.

Например, атомы серы S и кислорода O, входящие в состав сульфата меди, могут образовывать газообразные оксид серы SO 2 и молекулярный кислород O 2 . А теперь вернёмся к уравнению реакции термического разложения сульфата меди: 2CuSO 4 → 2CuO + 2SO 2 + O 2

Как мы видим, именно эти газы и выделяются, если сульфат меди хорошенько погреть.

Развитие эксперимента

Как заставить сульфат меди снова стать синим?

На самом деле это очень даже несложно! Есть несколько вариантов действий.

Во-первых, вы можете просто пересыпать обезвоженный сульфат в пластиковую ёмкость (например, чашку Петри) и оставить её на открытом воздухе. Сульфат будет работать как осушитель и постепенно поглощать воду из воздуха. Через некоторое время он станет светло-голубым, а затем – синим. Это значит, что состав его кристаллов вновь CuSO 4 *5H 2 O. Этот вариант является самым простым, однако у него есть один минус: развитие эксперимента таким образом может занять несколько суток.

Во-вторых, можно ускорить процесс. Удобнее всего снова воспользоваться чашкой Петри, но уже обеими её частями. В чашку высыпьте весь (или часть) белый сульфат меди. Рядом, на дно чашки, добавьте пару капель воды. Следите, чтобы вода не попала на сульфат (иначе это было бы слишком просто!). Теперь накройте чашку Петри её крышкой. Через несколько часов сульфат снова посинеет. В этот раз превращение занимает меньше времени, так как мы фактически создали «камеру» с избытком паров воды внутри.

Третий способ – по каплям добавить воду прямо в белый сульфат меди. И снова наиболее удобно использовать чашку Петри, хотя можно взять и обычный одноразовый пластиковый стаканчик из Стартового набора. Не добавляйте слишком много воды – ваша задача не растворить сульфат меди, а насытить его влагой!

Наконец, четвёртый вариант – растворить полученный безводный сульфат меди. Сделайте это в одноразовом пластиковом стаканчике. Вы получите голубой раствор. Кстати, если дать воде из этого раствора медленно испариться (при комнатной температуре), в стаканчике образуются синие кристаллы CuSO 4 *5H 2 O.

Итак, есть много способов вернуть синюю окраску кристаллам сульфата меди. Самое главное, что эта реакция обратима , а значит, можно повторять опыт снова и снова, меняя способы получения синего кристаллогидрата сульфата меди.

Важно помнить, что не следует проводить развитие эксперимента в алюминиевой формочке. Чтобы узнать почему, читайте ответ на вопрос «Что произошло? – Можно ли вернуть синий цвет?».

Что такое кристаллогидраты и почему они образуются?

Многие соли, то есть соединения, состоящие из положительно заряженных ионов металлов и самых разных отрицательно заряженных ионов, могут образовывать с водой особые аддукты (от англ. to add – складывать)– гидраты или кристаллогидраты. По сути аддукт – это сложенные вместе части. Многие соединения называют так, либо для простоты и удобства, либо чтобы показать, что они состоят из пары составных частей.

В данном случае рассматриваемые аддукты отличаются от обычных солей тем, что в их состав входит вода. Такую воду называют ещё кристаллизационной . И действительно, она ведь входит в состав кристалла! Обычно такое случается при кристаллизации солей из водных растворов. Но почему же вода остаётся в составе кристалла?

На это есть две основные причины. Как известно, хорошо растворимые в воде соединения (а это как раз многие соли) в ней диссоциируют, то есть распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы. Так вот, первая причина заключается том, что эти ионы находятся в особом окружении, состоящем из молекул воды. Когда происходит концентрирование раствора (в нашем случае, когда вода постепенно испаряется), эти ионы собираются вместе и образуют кристалл. При этом зачастую они в некоторой степени сохраняют своё окружение, фактически забирая с собой в кристалл молекулы воды.

Однако не все соли склонны образовывать гидраты. Например, хлорид натрия NaCl всегда кристаллизуется без воды в своём составе, хотя в растворе каждый ион находится в окружении пяти-шести молекул H 2 O. Поэтому необходимо упомянуть и вторую причину. Подобно людям, каждый ион ищет себе местечко поуютнее. Оказывается, в некоторых случаях этот «комфорт» намного лучше обеспечивается именно молекулами воды, а не ионами-«антиподами» (как в случае с Na + и Cl -). То есть связи ионов с молекулами воды оказываются прочнее. Такое свойство больше характерно для положительно заряженных ионов, и в большинстве кристаллогидратов вода находится именно в их окружении. Это становится возможным благодаря электростатическому притяжению (притяжение между «+» и «–») между ионами и молекулой воды, в которой на атоме кислорода есть небольшой отрицательный заряд, а около атомов водорода – положительный.

Все кристаллогидраты разлагаются при нагревании. При температурах выше 100 o C вода существует в виде пара. Именно при таких условиях молекулы воды склонны покидать кристаллогидрат.

) обладает свойствами, характерными для сульфата меди. В структуру данного вещества, являющегося солью, входят молекулы воды.

Физические и химические свойства сульфата меди

Сульфат меди

Медный купорос - это твердое кристаллическое вещество синего цвета. Медный купорос хорошо растворим в . На 1 молекулу сульфата меди в структуре вещества приходится 5 молекул воды. Обезвоженное вещество не имеет цвета. Сульфат меди встречается в природе в виде некоторых минералов, например, халькантита, бонаттита, бутита и других.



Халькантит

Под воздействием высоких температур сульфат меди разлагается. В ходе реакции образуется оксид меди, кислород и диоксид серы. Как и другие соли, медный купорос может участвовать в реакции замещения: более активный металл, расположенный левее меди в электрохимическом ряду активности, вытеснит атом меди из соединения и займет его место. Например, при добавлении натрия к сульфату меди образуется сульфат натрия и медь, выпадающая в осадок.

Медный купорос вступает в реакцию с основными и кислотными гидроксидами и другими солями. Например, в результате взаимодействия сульфата меди с основанием (гидроксидом кальция) выделяется гидроксид меди и сульфат кальция. При взаимодействии сульфата меди с фосфорной кислотой образуется фосфат меди и серная кислота. При смешивании сульфата меди с раствором другой соли протекает реакция обмена. Например, если к сульфату меди добавить хлорид бария, образуется хлорид меди и сульфат бария, выпадающий в осадок.

Получение медного купороса

Медный купорос можно получать двумя основными способами. Первый способ - взаимодействие гидроксида меди с концентрированной серной кислотой. В процессе реакции выделяется значительное количество воды, часть которой идет на гидратацию. Второй способ получения медного купороса - взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Реакция осуществляется при повышенной температуре. Также можно провести реакцию между оксидом меди и серной кислотой - в результате образуется сульфат меди и вода.

Реакция сульфата меди и воды (эксперимент по выращиванию кристаллов)

Один из примеров реакции сульфата меди с водой - выращивание кристаллов. В качестве сырья используется медный купорос. Свойства сульфата меди позволяют вырастить большой кристалл. Приобрести медный купорос можно в любом магазине для садоводов. Процесс выращивания кристалла будет следующим: в воду засыпают порошок сульфата меди; чтобы вещество быстрее растворилось, жидкость нагревают. Необходимо подготовить очень насыщенный раствор. Для этого в емкость продолжают добавлять медный купорос до тех пор, пока происходит его растворение в воде. В готовый охлажденный раствор опускают нитку с закрепленной на конце бусиной, нитку крепят к крышке. Бусина не должна касаться дна емкости.



Выращивание кристаллов сульфата меди

Как определить наличие медного купороса в растворе

Опустите в раствор любой железный предмет. Если он покрывается красноватым налетом, значит, в растворе присутствует медный купорос (медь - это и есть налет). Вследствие реакции замещения также выделяется , уходящий в тестируемый раствор. По этому же принципу можно проверить содержание медного купороса с помощью алюминия. В ходе взаимодействия образуется налет красноватого цвета, свидетельствующий о замещении атомов меди атомами алюминия, а также об образовании сульфата алюминия и чистой меди. Еще вариант определения сульфата меди в растворе - реакция с любой растворимой солью бария. В результате взаимодействия сульфат бария выпадает в осадок.

Реакция сульфата меди с водой и известью (приготовление бордоской жидкости)

Бордоская жидкость используется для лечения растений и предупреждения грибковых заболеваний. Это эффективное средство было создано случайно. В конце XIX столетия французский фермер готовил смесь для опрыскивания винограда и соединил медный купорос с известью.



Бордоская жидкость

Приготовление бордоской жидкости:

  • взять неметаллическую посуду;
  • для 1%-го раствора растворить в теплой воде 100 г хорошо измельченного медного купороса;
  • залить полученный раствор холодной водой, чтобы общий объем составил 5 литров;
  • 120-130 г негашеной извести развести водой до 1 литра (до консистенции сметаны);
  • долить воды, чтобы общий объем составил 5 литров, а затем процедить полученный раствор;
  • медный купорос вводят в известковый раствор (не наоборот) и помешивают деревянной ложкой.

Реакцию проверяют универсальным , а также лакмусовой или фенолфталеиновой бумагой. Если этих индикаторов у вас нет, можно воспользоваться железными предметами (но обязательно очищенными от смазки или ржавчины). Если этот предмет покрывается красноватым налётом меди (свидетельство того, что раствор кислый), надо добавить известковое молоко, чтобы нейтрализовать кислотность приготовленной жидкости.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермская государственная фармацевтическая академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра аналитической химии

Сульфат меди

Выполнила:

Руководитель:

Пермь, 2007

План:

  1. Описание

    Физические свойства

    Цель аналитической химии

    Качественный анализ:

        1. Методы качественного анализа

          Аналитические реакции

          Реактивы

          Общая характеристика анионов 1й группы

          Качественный анализ анионов 1й группы

          Частные реакции на сульфат-анион

          Качественный анализ иона меди

  2. Количественный химический анализ:

    1. Гравиметрический анализ

      Титриметрический анализ:

          1. Окислительно-восстановительное титрование: йодометрия

            Комплексометрическое титрование: комплексонометрия

    Инструментальные методы анализа:

    1. Оптические методы анализа

          1. Фотометрические методы

            Рефрактометрия

    2. Электрохимические методы анализа: потенциометрический метод

      Хроматографические методы анализа

    Список литературы

1. Формула

Cupri(2)sulfas– сульфат меди(2)

Молярная масса = 249,68

2. Описание

Кристаллы голубовато-синего или бирюзового цвета или кристаллический порошок синего цвета.

3. Физические свойства:

Растворимость

Хорошо растворим в воде; растворим в метаноле

Не растворим в этаноле

Плотность

4. Цель аналитической химии - установление качественного и количественного состава вещества или смеси веществ. В соответствии с этим аналитическая химия делится на качественный и количественный анализ. Задачей качественного анализа является выяснение качественного состава вещества, т. е. из каких элементов или ионов состоит данное вещество. При изучении состава неорганических веществ в большинстве случаев приходится иметь дело с водными растворами кислот, солей и оснований. Эти вещества являются электролитами и в растворах диссоциированы на ионы. Поэтому анализ сводится к определению отдельных ионов катионов и анионов. При проведении качественного анализа можно работать с различными количествами исследуемого вещества. Имеется так называемые грамм-метод, при котором масса исследуемого вещества берется более 0,5 г (более 10 мл раствора), сантиграмм-метод (масса исследуемого вещества от 0,05 до 0,5 г, или 110 мл раствора), миллиграмм-метод (масса исследуемого вещества от 10 -6 г до 10 -3 г, или от 0,001 до 0,1 мл раствора) и др. Наиболее распространенным является сантиграмм-метод, или полумикрометод.]5. Качественный анализ:

5.1.1.1. Методы качественного анализа Методы качественного анализа делятся на химические, физико-химические и физические. Физические методы основаны на изучении физических свойств анализируемого вещества. К этим методам относятся спектральный, рентгеноструктурный, масс-спектрометрический анализы и др. В физико-химических методах течение реакции фиксируется измерением определенного физического свойства исследуемого раствора. К этим методам относятся полярография, хроматография и др.К химическим методам относятся методы, основанные на использовании химических свойств исследуемых веществ.5.1.1.2. Аналитические реакции Анализ вещества, проводимый в растворах, называется анализом мокрым путем. Это основной путь полного определения состава вещества. При этом применяют реакции образования осадка, окрашенных соединений или выделения газа. Эти реакции проводят обычно в пробирках. Ряд качественных реакций проводят на предметных стеклах и образующиеся кристаллы рассматривают под микроскопом. Это такназываемые микрокристаллоскопические реакции. Иногда прибегают к выполнению реакций капельным методом. Для этого на полоску фильтровальной бумаги наносят каплю испытуемого раствора и каплю реактива и рассматривают окраску пятна на бумаге. Реакции, проводимые сухим путем (не в растворах), обычно применяются как вспомогательные, главным образом при предварительных испытаниях. Из реакций, проводимых сухим путем, чаще применяются реакции окрашивания перлов буры. В качественном анализе используются также пирохимические реакции: окрашивание пламени в различные цвета летучими солями некоторых катионов. В химическом анализе используется лишь незначительная часть того многообразия реакций, которое свойственно данному иону. Для открытия ионов пользуются реакциями, сопровождающимися различными внешними изменениями, например выпадением или растворением осадка, изменением окраски раствора, выделением газов, т. е. открываемый ион переводят в соединение, внешний вид и свойства которого характерны и хорошо известны. Происходящее при этом химическое превращение называется аналитической реакцией. Вещества, с помощью которых выполняется открытие ионов, называются реактивами на соответствующие ионы. Реакции, характерные для какого-либо иона, называются частными реакциями этого иона. Аналитическая реакция должна отвечать определенным требованиям. Она должна протекать не слишком медленно и быть достаточно простой по выполнению. Для аналитических реакций важнейшими требованиями являются специфичность и чувствительность. Чем меньшее количество ионов вступает в реакцию с данным реактивом, тем более специфична данная реакция. Чем меньшее количество вещества может быть определено с помощью данного реактива, тем более чувствительна эта реакция. Чувствительность реакции можно охарактеризовать количественно при помощи двух показателей: открываемого минимума и предельного разбавления.Открываемым минимумом называется наименьшее количество вещества или иона, которое может быть открыто данным реактивом при данных условиях. Предельное разбавление характеризует наименьшую концентрацию вещества (или иона), при которой еще возможно открыть его данным реактивом.Условия проведения аналитических реакций Выполнение каждой аналитической реакции требует соблюдения определенных условий ее проведения, важнейшими из которых являются: 1) концентрация реагирующих веществ, 2) среда раствора,3) температура.5.1.1.3. Реактивы Реактивы, используемые для выполнения аналитических реакций, делятся на специфические, избирательные, или селективные, и групповые. Специфические реактивы образуют характерный осадок или окрашивание только с определенным ионом. Например, реактив Кз образует темно-синий осадок только с ионами Fe 2+.Избирательные, или селективные, реактивы реагируют с несколькими ионами, которые могут принадлежать к одной или к разным группам. Например, реактив KI реагирует с ионами Pb 2+, Ag +, Hg22+ (II группа), а также с ионами Hg 2+ и Си 2+ (VI группа). Групповой реактив вступает в реакцию со всеми ионами данной группы. С помощью этого реактива ионы данной группы можно отделить от ионов других групп. Например, групповым реактивом второй аналитической группы является хлороводородная кислота, которая с катионами Pb 2+, Ag +, Hg22+ образует белые труднорастворимые осадки.

5.1.1.4. Общая характеристика анионов первой группы К первой аналитической группе анионов относятся сульфат-ион SO4 2-, сульфит-ион SO32-, карбонат-ион СO32-, фосфат-ион РO43-, силикат-ион SiO3 2-.Эти анионы образуют с катионом Ва2+ соли, мало растворимые в воде, но, за исключением сульфата бария, хороню растворимые в разбавленных минеральных кислотах. Поэтому выделить анионы этой группы в виде осадка групповым реагентом хлоридом бария BaCl2 можно только в нейтральной или слабощелочной среде. Анионы первой группы образуют с катионами серебра Ag+ соли, растворимые в разбавленной азотной кислоте, а сульфат серебра Ag2S04 растворим даже в воде.