Гибель иуды. Иуда - это кто? Как Иуда Искариот предал Христа

Иуда — один из 12-ти учеников Иисуса Христа, подло предавший своего учителя. Впоследствии он раскаялся в содеянном и повесился на дереве. Согласно устоявшемуся мнению, произошло это еще до казни Спасителя. Однако так ли это на самом деле?

Смерть Иуды

Согласно Библии, Иуда находился на особом положении среди других апостолов: он заведовал деньгами. Может быть, именно эта должность и положила начало его алчности. Ведь Иуда выдал местонахождение Иисуса первосвященникам не задаром, а взамен на довольно приличную сумму в 30 сребренников.

Как бы то ни было, после приговора, согласно которому Иисус Христос были признан виновным и подлежал распятию на кресте, Иуду вдруг осенило. Он пришел в храм к тем же первосвященникам и заявил, что совершил большой грех, когда обрек невинного на смерть. Но первосвященники отнесли к словам Иуды равнодушно. Тогда апостол бросил 30 сребренников на пол и ушел. Мучимый стыдом и отчаянием, Иуда повесился.

Таким образом, следует, что Иуда совершил самоубийство до того, как Христос был казнен. Однако если собрать воедино всю информацию из всех версий Евангелия, то время смерти Иуды оставляет больше вопросов, чем ответов.

Воскресение Христа

В Библии все апостолы зачастую называются просто «двенадцать». Согласно Евангелию от Луки, группа приближенных к Иисусу мужчин имеет неизменный состав: «… призвал учеников и избрал из них двенадцать» и назвал их апостолами. В число апостолов входили: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, Симон, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот.

Таким образом, если Иуда умер бы до распятия Христа, то воскресший после казни Иисус явился бы всего перед 11-тью апостолами. И действительно в другом Евангелии, от Марка, говорится: «Явился 11-ти (на вечери)». Однако всем известно, что на вечери не присутствовал Фома. Об этом факте четко написано в Евангелии от Иоанна: «Фома не был с ними, когда пришел Иисус». Получается, что Иуда все-таки еще был жив, когда произошло это чудесное явление.

Однако некоторые считают, что 11-м апостолом, о котором упоминается Евангелии от Иоанна, является вовсе не Иуда, а Матфей. Именно Матфей после самоубийства предателя занял его место, благодаря жребию, брошенному другими учениками.

Но и эта версия не выдерживает никакой критики. Дело в том, что, согласно книге «Деяния апостолов», Матфей официально присоединился к группе учеников уже после Вознесения Господня.

Евангелие Иуды

Официальная церковь признает, что 4 версии Евангелия: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка действительно являются творениями апостолов. Однако сравнительно недавно в 1978 году в Египте была обнаружена рукопись, в которой оказалось 5-ое Евангелие — Иуды. Если предположить, что предатель на самом деле покончил жизнь самоубийством еще до смерти своего наставника Иисуса Христа, то возникает вопрос: когда Иуда успел написать свое Евангелие? Или все же автором данного текста был кто-то другой?

  • архим. Никифор
  • митр. Кирилл
  • свт.
  • свт. Иоанн Златоуст
  • свт.
  • Том Райт
  • проф. Д.И. Богдашевский
  • Библейская Энциклопедия Брокгауза
  • проф.
  • преп.
  • Иу́да Искарио́тский – один из 12 , предатель Богочеловека .

    «Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего ». святитель

    Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?

    В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.

    В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.

    По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание, послушание и спасение.

    Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда - великий святой.

    Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот - как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что заслуга Спасения лежит и на убийцах Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.

    Но это - не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана , но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.

    Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны , ).

    Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вопроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь.

    протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

    Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?

    Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе - Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В-третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут.

    И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса из Назарета». Он отвечает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.

    Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как «Я есть», по-еврейски звучали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть. Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса - и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.

    А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?

    В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) - и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается. В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.

    На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? ().

    В прошлой публикации этого журнала я вскользь упомянул об отрывке из 1-ого послания к Коринфянам 15, согласно которому воскрешенный Иисус явился двенадцати.

    1-e послание к Коринфянам 15:3-5
    «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати….»

    Для многих это было непривычно, ибо в соответствии с традиционной точкой зрения, Иуда умер до распятия Христа и поэтому, следуя традиции, в Слове Божием должно было быть указано слово «одиннадцать» вместо «двенадцати». В прошлой публикации этого журнала, принимая во внимание то, что мой анализ был не очень детальным, я дал обещание, что вернусь к более подробному исследованию этой темы в следующем номере.

    В начале данного исследования подтверждается, что «двенадцать» в вышеупомянутом абзаце – это известные двенадцать апостолов, включая Иуду. Мы продолжаем исследование анализом Евангелий, которые повествуют о явлении Христа после Воскресения вечером в «первый день недели». Несмотря на то, что это явление не имеет отношения к явлению перед двенадцатью, очень важно рассмотреть и его, так как, позже мы поймем, что Иуда присутствовал там во время произошедших событий. Кроме того, рассмотрение этого явления необходимо для понимания Евангелий, посвященных явлению перед двенадцатью. Далее, в исследовании говорится о традиционном взгляде на данную проблему и приводится отрывок из Евангелия от Матфея 27:3-5, который поддерживает этот взгляд. Завершением статьи станет исследование другого отрывка, который поможет нам более точно определить время смерти Иуды.

    1. «Двенадцать» из 1-ого послания к Коринфянам 15:5

    Согласно отрывку из 1-ого послания к Коринфянам 15, воскрешенный Иисус явился пред двенадцатью. Чтобы уравновесить данный отрывок и традиционную точку зрения, согласно которой Иуда умер до распятия Христова, было предложено считать, что двенадцать здесь – это одиннадцать апостолов и Матфей, заменяющий Иуду в книге Деяния апостолов 1:26. Однако такое предположение не нашло подтверждения ни в Слове Божием, повествующем о временах, когда Матфей был одним из двенадцати, ни в отрывках из Евангелия, относящихся к явлениям Христа после воскресения. Но давайте используем более аналитический подход к анализу данного явления.

    Очевидно, что не может произойти явных изменений в определенной группе людей, ежели нет изменений в ее составе. Подлинный состав группы из «двенадцати» апостолов представлен в Евангелии от Матфея 10:1-4, также как и в Евангелии от Марка 3:14-18 и в Евангелии от Луки 6:13-16. Евангелие от Луки 6, к примеру, повествует:

    Евангелие от Луки 6:13-16
    «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».

    Из данного отрывка понятно, что в подлинный состав двенадцати входил Иуда Искариот. Так, когда мы читаем «двенадцать», мы должны понимать, что данный термин используется для определенной группы людей, состоящей из двенадцати человек, исключая случай, когда состав группы меняется. В последнем случае упоминаются события до того, как было изменено количество «двенадцати», то есть группа из двенадцати человек, а в других случаях, повествующих о событиях после изменений, значение слова соответственно меняется. В нашем случае, событие, о котором Слово Божие говорит в 1-м послании к Коринфянам 15:5 – это Воскресение Христово и его последующее явление. Следовательно, должен последовать простой вопрос: каков был состав группы двенадцати во время Воскресения? Был ли Матфий причислен к одиннадцати в это время? Точное время и события, повлекшие присоединение Матфия к группе оставшихся одиннадцати апостолов, представлены в книге Деяний апостолов 1:15-26. Из этой книги мы видим, что между вознесением и Днем Пятидесятницы, Петр внес предложение заместить Иуду кем-то иным. И было два кандидата: первым был «Иосиф, называемый Варсавою», а вторым был Матфий. Как был свершен выбор, и кто был выбран, описано в книге Деяний апостолов 1:24-26.

    Деяния апостолов 1:24-26
    «И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда [«отпал»=греческий: парабаино= «согрешил». Также как и в Евангелии от Матфея 15:2, 3 и во 2-м послании Иоанна 9], чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, И он СОПРИЧИСЛЕН к одиннадцати Апостолам».

    Теперь, только в этот момент Матфий был сопричислен к одиннадцати, следовательно, это означает, что он не мог он быть сопричислен ранее . Поэтому, каждый раз, когда мы видим слово «двенадцать», относящиеся к событиям, произошедшим до времени, описываемом в книге Деяний апостолов 1:26, мы понимаем, что речь идет о двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду. С другой стороны, когда это слово относится к событиям, произошедшим после включения Матфия в состав двенадцати, имеется в виду новый состав группы, который исключает Иуду и включает Матфия. Имея это в виду, нам не составит труда понять, кем являются двенадцать в 1-м послании к Коринфянам 15. Соответствующий отрывок относится к событиям до того, как «Матфий был сопричислен к одиннадцати Апостолам». Следовательно, в это время Матфий не был еще одним из двенадцати, и выражение «к двенадцати» из 1-ого послания к Коринфянам 15 относится к обычным двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду .

    Дальнейшее упоминание о присутствии Иуды после Воскресения Христова имеет место в упоминаниях Евангелия о появлении Иисуса после Воскресения.

    2. Явление вечером в «первый день недели»

    Данное упоминание описано в трех из четырех Евангелий. Для получения полной картины необходимо аккуратно рассмотреть каждое из этих Евангелий. Давайте начнем с Евангелия от Иоанна.

    2.1 Свидетельство Евангелия от Иоанна

    Свидетельство Евангелия от Иоанна этому появлению представлено в Евангелии от Иоанна 20:19:

    Евангелие от Иоанна 20:19
    «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

    Не смотря на то, что этот стих точно не говорит, кто из апостолов присутствовал при появлении, стих 24 той же главы рассказывает о том, кто не присутствовал:

    Евангелие от Иоанна 20:24

    Из данного отрывка становится ясным, что во время явления Христова, произошедшего в "первый день недели вечером" (т.е вечером дня, который мы зовем «пасхальное воскресенье») Фомы точно не было. Эта информация имеет большое значение для правильного понимания соответствующих отрывков из Евангелия от Марка и Евангелия от Луки, и мы должны иметь это в виду.

    2.2 Свидетельство Евангелия от Луки

    Изучив свидетельство Евангелия от Иоанна, давайте обратимся к Евангелию от Луки, повествующем о том же появлении. Четыре Евангелия дополняют друг друга и вместе формируют полную картину происходящего. Мы должны рассмотреть все доступные Евангелия, чтобы убедиться, что все они описывают одно и то же событие. Одной из наиболее часто повторяющихся причин, приводящих к ошибкам в толковании Слова Божиего, что существенно для Евангелия, – путаница похожих вещей и принятие их за идентичные. Действительно, совсем не обязательно, что если два отрывка похожи (об исцелении слепого человека, к примеру), они должны быть отнесены к одному событию. Относятся они к одному и тому же или нет, нужно определить после тщательного исследования контекста в соответствующем Евангелии.

    Возвращаясь к нашей теме, свидетельство Евангелия от Луки, относящееся к появлению Христа после Воскресения в "первый день недели вечером", представлено в главе 24. В стихе 1 говорится о «первом дне недели». Затем стих 13 говорит нам: «В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ [т.е. в первый день недели] двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус». Где-то во время этого путешествия Иисус присоединился к ним, а стихи 15-31 дают описание чудесных отношений, которые зародились у них, и как под конец «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (стих 31). Ученики приехали в Эммаус «к вечеру» как сказано в стихе 29. Узнав Иисуса, два ученика, «встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними». Помня о том, что Эммаус находился не более чем в 9 километрах от Иерусалима, и что они приехали в Эммаус ближе к вечеру, но не совсем вечером, мы можем заключить, что к тому времени, когда они приехали в Иерусалим, был уже вечер, вечер «первого дня недели». То, что произошло этим вечером, описано в стихах 33-36:

    Евангелие от Луки 24:33-36
    «И, встав в тот же час, возвратились [два апостола только что возвратились из Эммауса] в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

    Поскольку это явление произошло вечером в первый день недели, оно идентично тому, о котором сказано в Евангелии от Иоанна. Так, события, описываемые в Евангелии от Иоанна и Евангелии от Луки не только похожи, НО ТАКЖЕ И идентичны. Однако, в то время как Евангелие от Иоанна повествует о том, что Фомы не было там, не упоминая о том, кто же был там, Евангелие от Луки добавляет, что присутствовали «ОДИННАДЦАТЬ и бывшие с ними». Многие годы я читал этот отрывок и думал, что причина, по которой написано в тексте об одиннадцати в том, что Иуда уже умер, как учит традиция. Тем не менее, запись в Евангелии от Иоанна показывает очень ясно, что апостол, который отсутствовал при появлении, был не Иуда, А ФОМА. В свою очередь, это означает, что Иуда присутствовал на появлении и видел воскресшего Христа. Это также подтверждает 1-e послание к Коринфянам 15, согласно которому Иуда был жив после Воскресения Христова.

    2.3 Свидетельство Евангелия от Марка

    Свидетельство Евангелия от Марка упоминает о явлении Христове после Воскресения, произошедшем вечером в «первый день недели», и подтверждает выводы, сделанные из Евангелия от Иоанна и Евангелия от Луки.

    Евангелие от Марка 16:9-13
    «Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, --не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение».

    Эти «два из них» – два ученика, шедшие по пути в Эммаус. Фраза «в ином образе» показывает изменчивость воскресшего тела Христова.

    Евангелие от Марка 16:14
    «Наконец, явился самим ОДИННАДЦАТИ, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

    Этот отрывок, относящийся к явлению Христову вечером в первый день недели , снова говорит об ОДИННАДЦАТИ. Зная о том, что отсутствовал один Фома, ясно, что Иуда был там.

    Из всего вышесказанного ясно, что Иуда был жив и видел воскресшего Иисуса. Итак, вовсе не странно, что 1-e послание к Коринфянам говорит о явлении перед двенадцатью. Даже если 1-e послание к Коринфянам 15 не говорит ничего о появлении перед двенадцатью, исследование Евангелий доказывает, что Иуда был все еще жив после Воскресения.

    3. Явление перед двенадцатью

    После всего этого, читатель может задать вопрос: где сказано о появлении перед двенадцатью? Хотя нет необходимости писать о каждом появлении после Воскресения Христова, которые пересчитывает Слово Божие в 1-м послании к Коринфянам 15, появление двенадцати также описано в одном из Евангелий, в частности в Евангелии от Иоанна.

    Евангелие от Иоанна 20:24
    «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус».

    Это «с ними» относятся к ученикам, присутствующим во время явления, которое произошло вечером в первый день недели [Евангелие от Иоанна 20:19], когда отсутствовал Фома. Согласно другим отрывкам из Евангелий, мы видим, что, кроме Фомы, все остальные одиннадцать учеников были там.

    Евангелие от Иоанна 20:25-26
    «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!»

    Кто были ученики, присутствующие при этом появлении? Одиннадцать и еще Фома, т.е. «двенадцать». Очевидно, это то же появление, о котором сказано в Слове Божием в 1-м послании к Коринфянам.

    Найдя в вышеупомянутом подтверждение того, что это были «двенадцать» и что Иуда был там, когда это произошло, мы продолжим исследование отрывка, непонимание которого стало причиной появления традиционного взгляда, заключающегося в том, что Иуда умер до распятия Христа.

    4. Евангелие от Матфея 27:3-5

    Отрывок, который традиционно используется для того, чтобы поддержать идею о смерти Иуды до распятия, читаем в Евангелии от Матфея 27, начиная со стиха 1:

    Евангелие от Матфея 27:1-8, 11
    «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель…»

    Мы слишком часто читаем этот отрывок, руководствуясь предвзятым мнением, что связь, объединяющая вышеупомянутые события, – время, т.е. мы предполагаем, что сначала произошло первое, потом второе, третье и т.д. Однако временная связь – только один из способов, посредством которых мы можем связать различные события. На самом деле, обычно, когда мы описываем что-то очень важное, вместо того, чтобы постоянно ссылаться на менее значимые события, мы описываем их кратко, открывая скобки. Таким образом, мы избегаем отвлечения внимания от того действующего лица, которое мы считаем главным персонажем события или истории нашего повествования. Именно это произошло в нашем отрывке. Главной темой Евангелия от Матфея 27 является не Иуда и его история, а Иисус Христос и его страсти. Именно это стремится выделить Слово Божие, описывая произошедшее в определенных временных рамках. В результате, кроме истории человека, на которой сконцентрировало внимание Слово Божие, т.е. на Иисусе Христе, истории других людей или событий приобретают краткие формы, описываемые в скобках. Именно это произошло и с историей об Иуде. Стихи 1 и 2 рассказывают, что Иисус был доставлен к правителю. Затем стих 3 открывает скобки, повествуя о том, что случилось с Иудой. Эти скобки продолжаются до 5 стиха. Так, мы узнаем, что Иуда, увидев, что Иисуса осудили, раскаявшись, принес тридцать сребреников. Но когда главный священник и первосвященники не приняли их, он бросил их и ушел. В конце концов он совершил самоубийство. Хотя эти события описаны в хронологической последовательности по отношению к тому, что случилось с Иудой [сначала он раскаялся, затем вернул тридцать сребреников и потом покончил жизнь самоубийством], они описаны не во взаимосвязи с событиями, произошедшими с Иисусом. Это отступление объясняет, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА это произошло, а сказано, ЧТО случилось.

    Это более очевидно из стихов 6-10, которые включают другие отступления, которые повествуют нам о том, что случилось с тридцатью сребрениками. Так, мы видим, что главный священник взял эти тридцать сребреников, и после совещания с остальными купил на них землю горшечника, для погребения странников. Очевидно, чтобы купить землю, они посовещались и пошли на рынок, где нашли человека, который хотел продать землю, осмотрели землю, дабы понять, то ли это, что им нужно, посовещались, смогут ли они позволить себе приобрести землю, согласились с ценой и, наконец, заключили договор. Люди, имеющие представление о времени, необходимом для того, чтобы только найти необходимую собственность, знают, что это требует нескольких дней, недель, а иногда и месяцы. Если бы мы прочитали отрывок, предшествующий отрывку об Иуде в связи с временными рамками, то мы бы заключили, что, в то время, как Иисус был представлен правителю (стихи 1-2), Иуда вернул деньги и повесился, священники взяли деньги, посмотрели землю, достигли соглашения и подписали договор . Все это просто не могло произойти, пока Иисус стоял перед правителем, и особых подвижек в его деле не было . Кроме того, такая интерпретация противоречила бы всему, что написано в других Евангелиях и в 1-м послании к Коринфянам, где предполагается, что Иуда был жив после Воскресения.

    Однако дело обстоит не так. Главной темой, описываемой в Слове Божием в Евангелии от Матфея 27, является Иисус Христос и его страсти. Так, об остальных событиях должно повествоваться кратко в скобках. Стихи 1-2 рассказывают о том, что Иисус был приведен к правителю. Затем, стихи 3-5 кратко повествуют о том, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА Иуда совершил самоубийство, но сказано, ЧТО он сделал. Затем новые скобки открываются в стихах 6-10, которые дают краткую характеристику того, как были использованы тридцать сребреников. Снова мы видим, что главное – не в том, КОГДА это произошло, а ЧТО произошло. Затем, стих 11 возвращает нас к тому, на чем остановилось повествование в стихе 2, т.е. на деле Иисуса, начатом Пилатом. Вводный характер стихов 3-10 и тот факт, что описание здесь не дается во временной последовательности относительно главной темы главы – страсти Иисуса, становится очевидным уже хотя бы после прочтения отрывка Евангелия, пропуская стихи 3-10:

    Евангелие от Матфея 27:1-2, 11
    «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь».

    Очевидно, что, пропуская стихи 3-10, мы не теряем понимания главной темы отрывка, и именно это было целью Бога, когда Он описывал эти события кратко в скобках.

    Подводя итог, Евангелие от Матфея фокусирует внимание не на том, когда Иуда повесился, а на том, что он сделал. Чтобы узнать, КОГДА он это сделал, необходимо изучить, что говорят об этом другие Евангелия. Исходя из собранных на этом этапе материалов, мы с точностью можем сказать, что Иуда видел воскресшего Христа, и что он был жив по крайней мере еще восемь дней (Евангелие от Иоанна 20:26) после первого явления Христа перед одиннадцатью. С другой стороны, в своей речи, произнесенной когда-то между Вознесением и Днем Пятидесятницы (Деяния апостолов 1:15-22) Петр сказал о том, что Иуда был мертв. Это означает, что Иуда повесился между восьмью днями после Воскресения и днем, когда вещал Петр.

    5. В чем разница, умер Иуда до или после распятия?

    Тем, кто задастся этим вопросом, следует сказать, что здесь мы не просто пытаемся найти точное время смерти Иуды. Один этот факт не имеет большого значения, ЕСЛИ у нас нет сомнений относительно точности Слова Божиего. Конечно, у меня не возникло бы сомнений по поводу того, что Иуда умер до распятия, ЕСЛИ бы в Слове было так сказано. Напротив, у меня возникли бы сомнения, если бы в одном месте в Слове, согласно традиции, было написано, что он умер до распятия, а в другом сказано, что он был жив после Воскресения. В таком случае это исследование было бы не просто исследованием вопроса, когда умер Иуда, а исследованием точности Слова Божиего. Поэтому время, когда умер Иуда, все-таки важно, очень важно: разница между точным Словом Божиим, коим и является Библия, и словом, где есть место ошибкам согласно традиции, являющимся только похожим на Библию.

    Примечания

    Греческое слово, переведенное как «сопричислен» в данном отрывке – глагол «сугкатапсепхизо». Этот глагол состоит из слов «солнце», означающем «вместе с», «ката», обычного греческого префикса с множеством значений (список слов из Нового Завета, где употребляется этот префикс, см. J. Strong: "The Exhaustive Concordance of the Bible", номера 2596-2736) и глагола «псепхизо». Последний глагол, отвечающий за значение слова « сугкатапсепхизо», употреблен в Евангелии От Луки 14:28, где мы читаем: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит («псепхизо») издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Он также употребляется в книге Откровений 13:18, где мы читаем снова: «Кто имеет ум, тот сочти («псепхизо») число зверя». Итак, очевидно, что «сугкатапсепхизо» означает « быть причисленным к », «числится» или «считаться» и обозначает прибавление чего-либо/кого-либо к определенной группе (см. также E.W. Bullinger: "A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, Grand Rapids, Michigan, 1975, стр. 540).

    Это не означает, что Матфий не видел Воскресения Христова. В действительности, в своем предложении, данном в книге Деяний апостолов 1:15-23, Петр говорит: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». (Деяния апостолов 1:21-22). Предложили Матфия (Деяния апостолов 1:23), что означало – он выполнил все необходимые условия. То, что, за исключением двенадцати остальных, видевших воскрешенного Христа, освещено апостолами (см. Евангелие от Луки 24:33-36) и 1-м посланием к Коринфянам 15:6, глаголющем о «пятистах братиях». Дело не в том, был ли Матфий очевидцем Воскресения, хотя он несомненно был. Главный вопрос заключается в том, был ли он сопричислен к одиннадцати во время Воскресения. Как мы видим, не был.

    Эти ученики не принадлежали к группе двенадцати.

    Хотя в стихе точно не говорится, что это был первый день недели вечера, изучение события показывает, что это был первый день, когда была создана группа одиннадцати. Согласно другим Евангелиям, первое событие произошло в первый день недели вечера, что позволяет заключить, что это то же самое событие, которое описано в Евангелии от Иоанна и Евангелие от Луки.

    О финальной части соглашения см. книгу Иеремия 32:6-15.

    В стихе 11, после описываемых событий, дело Иисуса было на той же стадии, что и в стихе 2, т.е. Иисус стоял перед правителем.

    Ин.26 ) более полно: «Иуда Симонов Искариот» (`Ιούδας Σίμωνος `Ισκαριώτης ). «Искариот» -`Ισκαριώτης ест форма грецизированная, которой соответствует семитическая форма: Ίσκαριώθ (по лучшим кодексам у , . Лк.6:16: Σκαριώθ ). Как показывает само наименование и древняя глосса: ό από Καριώτου – «от Кариота», - «Искариот» означает: «муж (гражданин) из Кариота», - города в Иудее, в колене Иудовом (теперешний находящийся в развалинах еl-Karjeten, к югу от Хеврона).

    Следовательно, среди 12 апостолов Иуда Искариот был единственным апостолом, происходившим не из Галилеи, а из Иудеи. Наименование «Симонов» указывает, что Иуда был сын Симона, или же носил имя своего отца, в качестве второго имени, что среди Иудеев того времени было, как известно, довольно обычно.

    Во всех перечислениях апостолов Иуда Искариот занимает последнее место (. . ), причем выразительно указывается на его предательство (. Мк.3:19: «иже и предаде его». Лк.6:16: «иже и бысть предатель»). Поставляется Иуда попарно то с Симоном Кананитом (Мф. Мк.), то с Иудою Иаковлевым (Лк.). Быть может, более первоначально его поставление у Матфея и Марка; зилотизм сближал его с Симоном Кананитом.

    Избрание Иуды ни чем не отличалось от избрания прочих апостолов (ср. ). Он был избран Самим Господом для проповеди Евангелия за свою одушевленную веру в грядущее мессианское царство и, подобно другим апостолам, благовествовал, исцелял болезни, воскрешал мертвых, изгонял бесов (ср. . . ). Что выделяло Иуду из среды других 12 апостолов, - это его экономические способности, почему он был, так сказать, казначеем небольшой Христовой общины, имея ковчежец и нося вметаемое в него () добровольными жертвователями, верными последователями Христа Спасителя ().

    Первые три Евангелиста ничего не сообщают из жизни Иуды Искариота до его предательства, так, что последнее (Евангелие), следуя их повествованию, является как бы неожиданным. Только один святой Иоанн передает, что Христос провидел своего будущего предателя (), что Иуда был одержим корыстолюбием (). Вопрос о том, почему Иуда предал Господа, решается различно. Совершенно легкомысленными и не имеющими никакой опоры в евангельском тексте являются попытки оправдать Иуду (в последнее время такую не только глупо-безплодную, но прямо кощунственную попытку сделал наш писатель Л. Андреев), - провести взгляд, что Иуда предал Господа в надежде, что Он спасется чудом, или чрез народное восстание, или другим каким-либо образом; или что Иуда, сгорая нетерпением скорее увидеть открывшееся политическое царство Мессии, желал своим предательством как бы вынудить Христа поскорее обнаружиться в своей славе. Нет, Иуда возненавидел Господа. Гораздо вернее взгляд, что Иуда предал Христа из религиозного фанатизма. Разделяя обще-иудейские заблуждение о царстве, Мессии, как царстве политическом будучи ложным защитником народности и ее заветов, зараженный политическим пан-иудаизмом, Иуда постепенно разочаровался во Христе, не мог разуметь Его возвышенного духовного учения и признал, что Христос не есть истинный Мессиия, а лже-месия, Которого нужно предать во имя законной правды. Но одним этим мотивом предательство Иуды не объясняется. По ясному указанию Евангелистов, он предал Господа по сребролюбию (. . ), и никакое перетолкование евангельского текста здесь невозможно; для скупца Иуды, носившего скромный ковчежец и из него похищавшего вметаемое, такая сравнительно малая сумма, как 30 сребреников (23-25 р.), могла показаться соблазнительною. Сребролюбие образует мрачный фон души Иуды. О внешних благах царства Мессии помышляли и другие апостолы, но именно сребролюбие оземленило Иуду, сделало его грубым материалистом, безусловно глухим к возвышенному учению Христа. Иуда Предатель представляет собою как бы тип всего Иудейского народа, который был заражен ложным мессианизмом , но заражен именно вследствие своего сребролюбия - грубого материалистического склада ума и чувства.

    Иуда Предатель не был каким-то необходимым орудием в руках божественного Промысла, как желают это представить некоторые ученые. (напр., Schmidt в «Энциклопедии Hauck‘а» «Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. Посему-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком» (св. ).

    Вопрос, был ли Иуда при установлении Господом таинства Евхаристии и вкусил ли он святейшего Тела и Крови Господа, не может быть разрешен с абсолютно-бесспорной определенностью. Лучше следовать наиболее установившемуся церковному преданию, нашедшему свое выражение и в памятниках церковной иконографии, - что Иуда вкусил Тело и Кровь Господа, но вкусил «в суд и во осуждение» () .

    Спорным является вопрос о судьбе Иуды Искариота. Евангелист Матфей говорит, что Иуда, раскаявшись после осуждения Христа (такое раскаяние было только следствием угрызения совести, а не живой веры во Христа) и бросивши сребреники в храме, - вероятно в том месте, где находилась сокровищница (ср. . - ), - после бесплодной попытки возвратить их первосвященникам, - пошел и удавился (). Это свидетельство вовсе не стоит в совершенном противоречии с книгой Деяний Апостольских, где святой Петр в своей речи, по поводу избрания апостола на место отпавшего Иуды, говорит о последнем что «когда низринулся, разселось чрево его и выпали все внутренности его» (1, 18): последнее случилось после удавления Иуды, когда, по замечанию схоластика () «веревка порвалась, и Иуда упал на землю» (Fr. Blass , Acta, p.47) Равным образом нет никакого противоречия в том, что, - по свидетельству Матфея (), - Акелдама была куплена первосвященниками за деньги, брошенные Иудою, а святой Петр говорит об Иуде, что он «приобрел землю (село, участок) неправедною мздою» (). Обычное, но хорошее примирение этих свидетельств то, что «господином участка был внесший деньги, хотя бы его покупали и другие» (св. ), Акелдама же была приобретена на деньги Иуды. Удавление Иуды произошло, - должно быть, - чрез несколько часов после осуждения Христа; нет никакого основания думать, что это случилось после воскресения Христа (блаж. Августин, О согласии евангелистов, III, VII: 28 сл.).

    Предание о судьбе Иуды, записанное у Папия и воспроизводимое затем у Аполлинария, в катенах и у блаженного Феофилакта, имеет характер народной легенды, опирающейся отчасти на неправильном, понимании текста книги Деяний об Иуде. (см. Th. Zahn , Forschungen z. Geschichte d. neutestam. Kanons und d. altkirchl. Literatur VI, Lpzg 1900, S. 153-157). По этому преданию, «Иуда не умер в петле, но еще жил, захваченный прежде, чем удавился». «Тело его распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его. А веки глаз его настолько, говорят, распухли, что он не мог вовсе видеть света, а самих глаз его невозможно было видеть, даже посредством деоптры врача: так глубоко находились они от внешней поверхности». Далее подробнее говорится о том отвратительном виде, какое имело тело Иуды. «После больших мучений и терзаний он умер, говорят, на собственном участке земли, и село это, вследствие отвратительного запаха, остается пустым и необитаемыми даже до сего дня; даже теперь никто не может пройти мимо этого места, не закрывши руками (органа) обоняния. Столь великое наказание постигло уже на земле его тело» (Patrum ap. opera, ed. Gebhardt und Ad. Harnack , Fasc. I, Part. II, p 94; см. также Catenae in Act. Ap., ed. Cramer , p. 12. 13; блаж. Феофилакт , Толкования на Новый Завет, т. V, Казань 1905, стр. 28). Это легендарное, обращавшееся в народе, повествование о судьбе Иуды опирается на том неправильном понимании , будто Иуда еще жил некоторое время после предательства на купленном им собственном, участке земли; выражение книги Деяний; πρηνης γενομενος ; («когда низринулся») поняли в смысле: πρησθεἱς (у Папия), πεπρηομἑνος (армянский перевод книги Деяний; см. Th. Zahn , Forschungen VI, S. 155), т. е. «воспаленный», «распухший».

    Образ Иуды Искариота - образ мрачный, и таким он останется всегда, несмотря на все попытки внести в душу Иуды момент трагический, возбуждающий наше сочувствие. Христос предвидел его предательство; Он не один раз обличал и предостерегал Иуду во время тайной вечери (. . ), но в сердце Иуды вошел сатана (), и коварный ученик предал Христа на смерть. «Иудино лобзание» на веки останется синонимом предательства. Слова Христа Иуде после этого лобзания: ἑταἱρε ἑφ῾δ πἁρει — «друг, для чего ты пришел» (; в Recept. менее заверенное чтение: ἑφ῾ ψ ) понимаются различно, - то в форме вопроса («друже, на что ты пришел?»), то в форме восклицания («друже, на какое дело ты пришел!»), то как эллиптическая форма, при подразумеваемом «твори» («друже, на что пришел, твори»). Первое понимание не может быть принято потому, что оно несогласно с обычным греческим словоупотреблением, где в прямых вопросах никогда не стоит δ вместо τἱ ; при втором понимании несправедливо δ отожествляется с οἱον , третье понимание представляется недостаточным по той причине, что Иуда уже совершил свое злое предательское дело, и не было нужды говорить, чтобы он его творил (в славянском переводе у св. митрополита Алексия: «друже! на неже прице, дерзай»). Принимая во внимание и удерживая обычную во всех изданиях Нового Завета вопросительную форму речи данного места, - лучше восполнить вопрос так: «друже! на что ты пришел (разве я не знаю)?» И как бы продолжением этих слов служит обращение (): «лобзанием ли предаешь Сына человеческого?»

    Иуда Искариот - повторим - есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства.

    Литература:

    В западной литературе нельзя указать специального исследования об Иуде Предателе, ибо труд Дауба (Judas Ischariot, 3 Н., 1816-1818) совершенно устарел и сам по себе недостаточен. Объ Иуде Предателе можно читать в комментариях на Евангелия (напр., Meyer. Schanz, Keil, Zahn и др.), въ сочиненияхъ, известьных под заглавием «Жизнь Иисуса» (Keim, В. Weiss, Edersheim и др.), въ Энциклонедиях Winer, Hauck, Vigouroux, Cheyne .

    На русском языке новый капитальный труд об Иуде Предателе, еще не оконченный, принадлежит профессору московской Духовной Академии. М. Д. Мурашову : Иуда Предатель в «Богословском Вестнике» 1905 г., кн. 7-8, стр. 539-559; кн. 9, стр. 39-68; 1906 г., кн. 1, стр. 37-68; кн. 2, стр. 246-262 [а также см. его прежнюю статью под тем же заглавием в «Православном Обозрении 1883 г., .№ 11. стр. 37-82. Ср. еще у † , Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, т. II, изд. 2-е Спб. 1893]. См. также нашу брошюру: Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа, Киев 1906 г., и у профессора Ф. И. Мищенко. Речи святого апостола Петра в книге Деяний Апостольских, Киев 1907, стр. 28-38.

    См. об этом у М. Г. в «Руководстве для сельских пастырей» 1907 г., №38 (за 23-е сентября), стр. 73-82 и у проф. . Декадентский бред в «Страннике» 1907 г., №10 — Н. Н. Г.
    Мы держимся другого взгляда, что Иуда сподобился только вкусить Тела, но не сподобился только вкусить Тела, но не приобщался искупительной Крови: см. «Христ. Чтение» 1897 г. стр.812-813 — Н.Н.Г.

    Иуда (Йехуда ) - восхваление Господа (Быт.29:35), «хвала или прославленный ».

    Искариот (ивр. ????????????????, Иш-крайот , где ивр. ?????? - человек, муж ; ивр. ?????????? - города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф ).

    Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

    Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

    Библейская история

    После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)

    По одной из легенд, Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя.

    После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)

    Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это около половины стоимости раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

    По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа ».

    Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах

    Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков - этот день считается несчастливым.

    О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорожденного в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведенных на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.

    После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.

    Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили» .

    О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно, боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространенной версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на березе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому ее древесина имеет красноватый цвет. После смерти Иуды из его тела выросли табак, хрен, лук, чеснок.

    В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.

    И. Свенцицкая: «В одном мусульманском средневековом трактате приводится версия о том, что Иуда выдал вместо Христа другого человека, а когда того казнили, он в ужасе от содеянного убил себя» .

    По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую .

    Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

    Неоднозначность мотивации предательства

    Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но синоптики не имеют единого мнения:

    М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

    В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:

    Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

    Противоречие о «земле крови»

    Из всех синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12-13)

    Согласно Деяниям Апостолов, Иуда сам «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).

    Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

    Серьезные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

    Плата за предательство

    Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на нее можно было приобрести участок земли в черте города.

    Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф.20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр.6:6).

    Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса ((Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

    Сегодня сребрениками Иуды считают финикийские тетрадрахмы с профилем Мелькарта, отчеканенные в Тире и широко распространенные Иудее. Изготовленные из серебра и имеющие вес в 14 грамм они могли находиться в обращении, как другие римские и греческие монеты. Ими же иудеи могли ежегодно платить в храм.

    Существует встречная версия, о том что в иудейском храме не могли храниться монеты изображающие иноземных богов, но предполагается, что подобные монеты сберегались для «грязных» расчетов.

    Противоположность сведений о смерти Иуды Искариот

    Канонические версии гибели Иуды Искариота:

    Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

    Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

    Один из апокрифов повествует о распятии Иуды.

    Иуда Искариот в литературе и искусстве

    Литература

    История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

    Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предателя» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвященных осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

    Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

    Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

    Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

    В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда - высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

    Живопись

    В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с черным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространеннейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

    Фильмы

    • Харви Кейтель (Последнее искушение Христа, 1988)
    • Аугусто Мастрипетри («Христос», Италия, 1916
    • Иэн Макшейн (Иисус из Назарета, 1977)
    • Йозеф Шильдкраут (Царь царей, 1927)
    • Ежи Зельник (Пилат и другие, 1972)
    • Карл Андерсон (Иисус Христос - суперзвезда, 1973)
    • Отелло Сестили (Евангелие от Матфея, 1964)
    • Джерард Батлер («Дракула 2000»)
    • Фрэнк Гейлор («Игра страсти Обераммергау» The Passion Play of Oberammergau США, 1898)
    • Георг Фабнахт («Галилеянин» Der Galil?er Германия, 1921)
    • Игорь Верник (Мастер и Маргарита, 1994)
    • Лука Лионелло (Страсти Христовы, 2004)
    • Лука Гридо («Голгофа», Франция, 1935)
    • Джордж Ларкин («Священный город» The Holy City США, 1912)
    • Рип Торн (Царь царей, 1961)
    • Александр Гранах («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский (фильм), Германия, 1923)
    • Дмитрий Нагиев (Мастер и Маргарита, 2005)
    • Джеймс Гриффит («День триумфа» Day of Triumph (1954)

    В литературе муссируется легенда о том, что в рамках антирелигиозной кампании коммунистов в августе 1918 года в Свияжске был установлен памятник Иуде Искариоту. Идеологическую поддержку этому акту якобы осуществляли Лев Троцкий, Всеволод Вишневский и Демьян Бедный, которые участвовали в торжественной церемонии [неавторитетный источник? ] [неавторитетный источник? ] . Открытие памятника сопровождалось военным парадом. Скульптура представляла из себя буро-красную фигуру человека - больше натуральной величины, с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. 10 сентября того же года памятник Иуде исчез, позднее на том же месте был установлен памятник Ленину [неавторитетный источник? ] .

    В том же году памятник Иуде, как «борцу с христианством» и «лжерелигией» был установлены в Козлове (ныне - Мичуринск). Спустя несколько дней он был разбит при невыясненных обстоятельствах местными жителями [неавторитетный источник? ] . А в 1921 году памятник Иуде был установлен в Тамбове. В планах Льва Троцкого была установка памятников Иуде и в Иваново-Вознесенске и других городах РСФСР, но им не было суждено сбыться.

    Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

    Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

    В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от себя и не лишал его благодатных даров, с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы, исцелял больных и изгонял бесов. И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

    Разное

    • В Бельгии производится пиво под маркой «Иуда»
    • В сериале Теория Большого взрыва в 3 сезоне 15 серии Шелдон демонстрирует предательство своего друга Леонарда, поставив перед ним поднос с 30 столовыми приборами.