Сценарии спектаклей Театра-Студии Accord. Школьные истории

В каждой школе непременно найдется свой режиссер. Это может быть учитель литературы или педагог по внеклассной работе. Главное, что это будет человек не равнодушный к этому виду искусства и любящий детей. В ином случае никакое образование не поможет поставить настоящий увлекательный спектакль, какой бы гениальной не была пьеса для школьного театра.

Дети любят выступать

Для многих людей представления на сцене сравнимы с ощущением чего-то необыкновенного и волнующего. В театр собираются как на праздник, надевают нарядную одежду, делают красивую прическу. Этого события ждут с нетерпением, билеты приобретают заранее. В душе многие хотели бы выйти на сцену в роли героя какого-нибудь произведения. А дети тянутся к театру с малых лет. Причем происходит это сначала неосознанно.

Ведь даже малыши с удовольствием учат стихи и выступают перед родственниками. Значит, в человеке изначально заложено стремление к публичности, перевоплощению. Первые спектакли, в которых ребенок принимает участие, это короткие постановки в детском саду. Тут-то и выясняется, что несмотря на искреннее желание быть артистом, это не всем по плечу. Один не может выучить слова, другой стесняется большой аудитории. Но тот, кто преодолевает все трудности и выходит в чтобы произнести перед всеми свою первую реплику, возможно, станет артистом в будущем.

Изменить себя на сцене

Эту любовь к переодеванию, аплодисментам и похвалам взрослых и детей, стремление ощутить эмоции зрительного зала, которые меняются вместе с настроением артиста, ребенок перенесет и в школу. Не зря самые посещаемые и по праву считаются самыми интересными. Такие занятия позволяют отдохнуть от ученических будней, отвлечься, примерить на себя роль другого человека.

Пьеса для школьного театра должна быть такой, чтобы как можно больше детей могли в ней поучаствовать. Поэтому каждый подберет для себя подходящий образ. Конечно, распределением ролей обычно занимается школьный режиссер. Но он учитывает особенности ребенка и его пожелания. Тихоня может стать героем, храбрецом. Чересчур активный сорванец и забияка станет на сцене тихим и покладистым. Девочки обычно хотят играть самую главную роль, которую только предлагает пьеса для школьного театра. Но бывает, что кому-то по нраву и второстепенная.

Критерии выбора

Подбирая пьесы для школьного театра, руководитель в первую очередь должен учитывать возраст самих артистов и публики, перед которой планируется выступать. Для младших школьников подойдут легкие сценарии с короткими репликами, чтобы все дети смогли понять смысл текста и запомнить его. Если старшие школьники готовят спектакль для малышей, репертуар тоже должен быть соответствующим. Зрители должны понимать происходящее на сцене. Будет лучше, если пьеса для школьного театра представит маленькой публике сюжет, в котором четко прослеживаются линии добра и зла. Причем ее героями должны быть знакомые персонажи, например, из сказок или мультфильмов.

Выбирая сценарий пьесы для школьного театра, надо учитывать, к какому событию приурочено выступление. Обычно в школе все мероприятия проводятся перед какими-нибудь большими праздниками. Например, если приближается 23 февраля или День победы, что может поставить школьный театр? Пьесы о войне, конечно. По такому принципу подбираются сценарии и для других праздников. Надо учитывать, что чем ближе срок выступления, тем меньше времени остается на репетиции. Поэтому пьесы для школьного театра в этом случае надо выбирать покороче, с таким расчетом, чтобы все дети успели выучить слова и удалось провести хотя бы несколько репетиций.

Какой сценарий подойдет

Обычно для театральных постановок берут готовые произведения известных или молодых авторов, в зависимости от того, какие у режиссера планы. В школьном театре часто сам руководитель создает нужный сценарий, ориентируясь на запросы учреждения. Главное, чтобы результат понравился детям, которые участвуют в спектакле или капустнике. Тогда они с удовольствием будут учить роль и посещать репетиции. Для старших школьников лучше брать готовые пьесы серьезных писателей. Это поможет раскрыться их творческому потенциалу и позволит лучше понять классическое произведение. Для младших школьников в качестве основы отлично подойдут сказки. Они привычные, забавные и учат добру.

Ошибки театрального руководителя

Иногда руководитель делает ошибку и выбирает неподходящую пьесу. Например, очень сложную для восприятия самими артистами. Конечно, трудно будет изобразить на сцене то, что сам не понимаешь. То же самое со словами. Чем труднее и заковыристее реплики, тем неинтереснее становится детям. Также неправильно выступать перед публикой с неподходящим материалом. Малыши не готовы к серьезным произведениям, а старшие ученики обязательно заскучают на детском спектакле. Успех постановки зависит от того, насколько правильно подобран сценарий пьесы для школьного театра.

Совместные репетиции объединяют детей, способствуют общению, раскрепощают застенчивых. И в результате на сцене происходит чудо перевоплощения. Яркий праздник для тех, кто способен оценить старания школьного коллектива по достоинству.

Игра в школьном театре или кружке позволяет раскрыть таланты ребенка, учит выражать чувства и эмоции, сопереживать, работать в команде. С участия в любительском театре началась карьера многих известных актеров. В раскрытии талантов юного актера многое зависит от взрослых. Родители должны поддерживать ребенка, верить в его способности. Руководитель театра должен найти подходы к каждому начинающему актеру, выбрать правильную постановку, роли которые будут понятны детям разного возраста.

Правила выбора сценария для школьного театра

Пьеса для детского театрального кружка должна быть такой, чтобы в ней были задействованы все актеры. При распределении ролей необходимо учитывать пожелания ребенка, его особенности. Хорошо давать детям роли, которые радикально отличаются от их характера. Скромнику дать попробовать себя в роли сорванца или героя. А слишком активный ребенок пусть примеряет на себя образ спокойного и рассудительного героя.

Часто постановки ставят к праздникам или особым событиям – это следует учитывать при выборе сценария. Веселый и легкомысленный спектакль ко Дню Победы будет неуместен.

Для постановки пьес можно выбрать известное произведение, или составить собственный сценарий вместе с детьми. Немаловажно правильно подобрать музыкальное сопровождение спектакля, которое сможет улучшить восприятие художественного произведения. Музыка должна возникать в спектакле нечасто – акцентировать внимание на важных моментах постановки, усиливать настроение.

Ошибки руководителя театрального кружка:

  • выбор неподходящего произведения для постановки – дети не могут передать на сцене то, что не понимают, сыграть чувства, с которыми незнакомы;
  • большое количество в тексте длинных, заковыристых реплик – ребенку сложно их запомнить, он теряет интерес к постановке;
  • неподходящий материал для зрителя;
  • раздача мужских ролей девочкам и наоборот – дети плохо справляются с подобными задачами.

При выборе постановки необходимо учитывать возраст артистов и зрителей.

Особенности театральных постановок в младших классах

Дети с раннего возраста тянуться к театральному искусству неосознанно – в человеке изначально присутствует стремление к перевоплощениям и публичности. В младших классах участие в постановках позволяет ребенку отвлечься от тяжелых школьных будней, примерить на себя различные образы, испытать новые эмоции.

Спектакль помогает младшим школьникам приобрести новые навыки, помогает формировать целостное восприятие мира. Участие в театральных постановках дает ребенку возможность восстановить баланс между личным опытом и ежедневным потоком информации.

Для младших классов подходят сценарии на основе сказок, с участием любимых героев мультфильмов. Реплики должны быть короткими, запоминающимися, с понятным смыслом. В сюжете постановки должна прослеживаться линия борьбы добра со злом.

Можно выбирать любое произведение, интересное детям. Но совсем простые и известные сказки могут быть скучны зрителю. Поэтому нужно вносить в них что-то новое – делать героев современными, отправлять их в новые путешествия.

Чтобы постановка прошла успешно, необходимо правильно организовать процесс подготовки.

Основные стадии подготовки спектакля

  • Выбор произведения, коллективное чтение вслух. На этом этапе выявляют исполнительские интересы, распределяют роли.
  • Чтение пьесы по ролям, анализ произведения, определение основной темы и идеи.
  • Репетиция на сцене, составление рисунка спектакля.
  • Отработка постановки по частям, финальная репетиция спектакля.

При работе с младшими школьниками не стоит долго задерживаться на анализе пьесы. Деятельные и активные дети лучше усвоят содержание пьесы непосредственно на сцене.

Руководитель школьного кружка должен с первой репетиции добиваться от юного актера правдивой игры, учить правильно взаимодействовать с партнером по сцене.

Какие сценарии использовать для средних и старших классов

Для старших школьников можно брать готовые пьесы из классической, серьезной литературы. Это помогает подросткам лучше понять произведение, раскрыть в полной мере свой творческий потенциал. Но при этом постановка не должна быть длинной – задача руководителя умело сократить сюжет, оставить основные сюжетные линии, или же поставить небольшой отрывок.

Старшим школьникам нужно давать больше самостоятельности. После распределения ролей им нужно дать время на составление собственного представления о характере и образе героя. Подростки плохо воспринимают тотальный контроль и авторитарное руководство.

Важно подключать подростков к выбору музыкального сопровождения. Коллективный отбор музыкального материала увлекает детей, расширяет их кругозор. Такое совместное творчество дает школьникам возможность постичь общие законы искусства, учит создавать целостный и многогранный образ героя.

Подростки импульсивны, поэтому любят спорить. Нельзя допускать споров во время репетиций. Все обсуждения должны быть вынесены за пределы сцены.

Совместные репетиции в школьном театре помогают объединить детей, способствуют общению и раскрепощению. Театральный кружок учит детей плодотворному сотрудничеству, развивает эмоциональную сферу, воспитывает чувство сопереживания. Любительский театр формирует интерес и любовь к театральному искусству, развивает творческие способности.

Примеры сценариев

Новые приключения Красной Шапочки

(Красная Шапочка рвёт цветы в садике. Выходит из дома мама. У неё в руках корзинка с пирожками.)

Красная Шапочка, дочка моя!

Ты к бабушке сходишь одна, без меня?

Хочу ей горячих послать пирожков.

Но дома так много работы,

А ты прогулялась бы к ней на часок,

И мне бы поменьше заботы…

До бабушки быстро я доберусь,

Ещё пирожки не успеют остыть,

Как будем у бабушки чай с ними пить.

Вот славно, моя золотая,

Послушная ты какая.

Ты бабушке нашей привет передай –

И поскорей домой прибегай.

(Мама заходит в дом. Красная Шапочка останавливается между двух дорожек).

Эта дорожка ведёт через речку,

Здесь каждый день я гоняю овечку.

Лучше лесною дорогой пойду,

Эта дорога намного короче,

Быстрее до бабушки добегу.

(Красная Шапочка идёт, слышит какое-то пыхтение, останавливается в нерешительности)

Кто же может так пыхтеть?

Точно знаю не медведь,

Ой, теперь всё тихо,

Я же не трусиха.

(Подходит к пеньку, увидела ежа, свернувшегося в клубок.)

Ёжик, это ты пыхтишь?

Что же ты теперь молчишь?

Шум услышал я в кустах,

Думал там лисица.

Вот свернулся я клубком,

Она иголок-то боится.

Вот норку рою под пеньком,

Себе на зиму строю дом.

Подстилки мягкой наношу:

Мох, листики туда кладу,

Всё это пригодится.

А на подстилке на такой,

До самой до весны

Так хорошо мне спится.

Как интересно мне узнать,

Что ёж зимою будет спать!

Я думала, что лишь медведь

Всю зиму может прохрапеть.

И мы, ежи, зимою спим,

Проснёмся, малость поедим,

И снова спать охота,

Но чтоб зимой спокойно спать,

Сейчас нас ждёт работа.

Запасов надо накопить,

Подстилку лучше просушить.

Я знаю, ёжик ест грибы.

А что ещё-то любишь ты?

Люблю покушать я жучков,

Мышей и червячков,

Люблю ужей, лягушек, змей.

И много разных корешков.

С тобой прощаться неохота,

Но ждёт меня ещё работа.

И мне пора, ну что ж, дружок,

Держи-ка вкусный пирожок.

Гостинца бабушке несу,

Тебя я тоже угощу.

(Угощает ежа, он кивает ей головой в знак благодарности. Красная Шапочка идёт дальше. Вдруг на дереве видит ласточку.)

Эту птицу знаю я, что здесь делает она?

Дом её у нас под крышей,

Её я часто в поле вижу.

Это ласточка, ласточка-касаточка,

Целый день она летает,

Ловит комаров и мошек,

Даже, мама мне сказала,

Нам предсказывает дождик:

Если высоко летает -

Солнце целый день бывает,

А как низко опустилась -

Солнце сразу в тучи скрылось.

(Подходит ближе, ласточка её увидала.)

Ласточка: Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка : Гостинца бабушке несу.

А я сегодня так устала,

Над полем долго я летала.

Чтоб накормить своих птенцов,

Ловила мошек, комаров.

Сейчас готовимся к отлёту,

Сейчас у нас одни заботы:

Нам надо много есть, летать,

Птенцы должны сильнее стать,

Чтобы в дороге не отстать.

Решила отдохнуть часок,

И прилетела вот в лесок.

Проститься с лесом я хочу,

Уже сюда не прилечу,

Ведь скоро нам пора в дорогу,

Осталось времени немного.

Всех раньше улетаем мы,

Пока хватает мошкары.

Ладно, ласточка, пока,

Вот отведай пирожка.

Девочка, подай грибок,

Обломился вот сучок.

Потом покрепче я найду,

На него грибок наткну.

А зачем тебе сучок?

Ты в дупло неси грибок.

Я в дупло несу орешки,

А грибок там будет гнить,

Его надо просушить.

Вот посушится на солнце,

А потом несу в дупло.

Там и сухо, и тепло.

А зимою что ешь ты?

Лишь орехи и грибы?

Я сейчас до холодов

Насушу себе грибов,

Наберу побольше шишек

И попрячу их повыше.

А наступят холода,

Сменю я платьице тогда:

Рыжий мех слиняет,

Серой шубка станет.

Не страшны уж мне тогда.

Гнёздышко своё устлала

Мягким тёплым мхом,

И когда зима настанет -

Появятся бельчата в нём.

Вот поэтому запасов

Нужно больше сделать мне.

Их храню в лесу повсюду,

Не в одном дупле.

Где лежат мои припасы,

Кладовые все свои

Белочка, давай дружить,

Тебя хочу я угостить.

(Угощает белочку пирожком, та благодарит, нюхает пирожок).

Его я тоже засушу,

И в запасы положу.

Ой, ой, ой! Ты кто такая?

Напугала ты меня,

Я и так трясусь полдня.

Снова осень наступает,

Шубка заячья линяет.

Эти дни всего страшнее -

Лапы стали вот белее,

Видно издали меня.

Я не сплю ни днём, ни ночью,

И всего боюсь я очень,

Жду, скорей пришла б зима.

На снегу не виден я.

Успокойся, не трясись,

Пирожком вот угостись.

Очень жалко мне тебя.

Станем мы с тобой друзья.

Буду в лес я приходить,

И еду тебе носить,

Чтоб ни волка, ни лисы

Не встречал ты до зимы.

Раз уже уходишь ты,

Прыгну снова я в кусты.

Хоть ничего в них не видать,

Безопасней там дрожать.

Мышка, ты куда спешишь?

Ты со мной поговоришь?

Несу в норку колоски,

Ты мне лучше помоги.

С поля хлебного бегу,

Нести много не могу,

Очень надо мне спешить,

Хлеб-то могут весь скосить,

А у меня пока запасов маловато.

А что ты запасаешь?

Что в норку собираешь?

Люблю покушать я зерно,

В разных колосках оно.

Овёс и просо, и ячмень

Ношу я в норку целый день,

Люблю я рожь и кукурузу,

Да и пшеница не в обузу.

Больше я не запасаю.

Зимой беды совсем не знаю.

Но не просто это всё,

Ведь у меня врагов полно.

Днём коршунов боюсь, лисы,

А ночью я боюсь совы.

Всё это так тревожно,

Будь ты осторожна.

Тебя сейчас я угощу

И к бабуле поспешу.

(Мышка принимает пирожок, кивает ей и Красная Шапочка дальше и видит барсука).

Барсучок, дружочек мой,

Ты идёшь к себе домой?

Брожу по лесу я с утра,

Унюхал вкусный запах я.

Да это из твоей корзины

Так пахнет ягодой малиной.

Иду я к бабушке своей,

Несу гостинцев вкусных ей.

Если хочешь, угощу

И с тобой поговорю.

Расскажи мне, где твой дом?

Каковы запасы в нём?

Дом устроил я в норе,

А нора моя в бугре.

Я когтями землю рою,

Очень прочный домик строю,

А зимою буду спать.

Я запасов не храню,

До весны я крепко сплю.

А сейчас я много ем,

Растолстел уже совсем,

Корешки зимой копаю,

Дождевых червей ловлю,

И лягушек я люблю.

Я лягушек не ношу,

А пирожком угощу.

Интересен твой рассказ,

До свидания, в добрый час!

Как проводишь, Миша дни?

Коротки они тебе.

Вот хожу, и жир коплю,

Очень скоро захраплю.

Сделал я себе берлогу,

Только станет холодать,

Я туда залезу спать.

Вот по лесу я хожу;

Корм себе я нахожу.

Я не брезгую ничем:

Насекомых всяких ем,

Корешки себе нарою

Или с дичью пир устрою.

Ем малину я и мёд,

Если только повезёт.

Как твои дела, кума?

Скоро ведь уже зима.

Всё, лисе, мне нипочём.

Я себе не строю дом.

Я зимой мышей мышкую -

Их под снегом носом чую.

На снегу следы читаю

И охоту начинаю.

Зазевался ли зверёк

Или просто занемог,

Я его и настигаю,

И всегда сыта бываю.

Я зимы-то не боюсь,

Только краше становлюсь,

Мех мой скоро погустеет,

Ещё больше порыжеет.

Мне зимою не до сна,

Буду я лиса-краса.

Пойдём, тебя я провожу

И малинник покажу.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из кустов, смотрит им вслед).

Испугалась не на шутку,

Подожду ещё минутку.

(В это время из леса появляется Волк. Он видит Красную Шапочку, стоящую к нему спиной).

Сегодня что-то необычно

Уж больно мне везёт с добычей.

Еда, как будто бы во сне,

Сама идёт навстречу мне.

(Подходит к Красной Шапочке) Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка (испуганно) Гостинца бабушке несу.

Волк: Да уж, пахнет очень вкусно!

Красная Шапочка : Это пирожки с капустой.

Волк: Я капусту не люблю!

Мне бы мяса и побольше!

Чтобы хватило бы подольше,

Вот тебя, наверно, съем,

А пирожки мне незачем.

Ну не ешь меня, прошу,

Я ведь к бабушке спешу.

Ну, а мне-то всё одно -

И её съем заодно.

(В это время из леса выходят два охотника).

Ну-ка, волк, остановись,

Лучше с нами ты сразись.

Долго мы тебя искали,

Но на след на твой напали,

И теперь, как ни крути,

От ответа не уйти.

(Волку удаётся убежать)

Удалось ему сбежать,

Что ж, придётся догонять.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из укрытия).

Надо мне поторопиться,

Вдруг опять что приключится.

Вон избушка-то видна,

Ждёт уж бабушка меня.

Здравствуй, внученька моя,

По тебе скучала я.

Ой, бабуленька, прости,

Задержалась я в пути.

Я, пока к тебе бежала,

Очень многое узнала:

Где живут лесные звери,

Как готовятся к зиме,

Кто из них, как друг, прекрасен,

Кто-то очень уж опасен.

Даже кой-кого потом

Вот гостинцы принимай,

С ними пить мы будем чай.

А потом меня проводишь

И со мною к маме сходишь.

Тень Достоевского

Иван Петрович, рассказчик.

Николай Сергеевич Ихменев, мелкопоместный дворянин.

Наташа Ихменева, его дочь.

Нелли, его внучка.

Место действия - Петербург.

Время действия - сороковые годы 19 столетия.

В Прологе и Эпилоге действие происходит в наше время в одной из школ.

Актовый зал школ. На заднем плане портрет Достоевского, юбилейная дата -175. Импровизированная книга больших размеров «Униженные и оскорбленные». Фортепьяно. На нем стоят зажженные свечи. В оформлении преобладают классические цвета: черный, белый, красный.

Первый ведущий . (Поднимается на сцену с книгой «Униженные и оскорбленные», садится в кресло и внимательно читает строки из романа).

Но боже, как она прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я ее такою, как в этот роковой день. Та ли, та ли это Наташа, которая, еще только год назад, не спускала с меня глаз. Та ли это Наташа, которая там, в той комнате, наклонив головку и вся загоревшись румянцем, сказала мне: да. Раздался густой звук колокола, призывавшего к вечерне.

(Звучат колокольные звоны)

Она вздрогнула (Последние слова читает на фоне колокольного звона). (Встает, обращается к зрителям)

Вы знакомы с Достоевским? Вы читали его книги? Смотрите, смотрите… (показывает вдаль) он там. Я вижу его глаза - темные-темные. Они черны от страданий. Это Достоевский.

(Гаснет свет, появляется тень Достоевского).

Тень Достоевского . Да! Я Достоевский, Федор Михайлович. Родился в Москве, на улице Божедомка. Печальное зрелище представляет этот уголок. Рядом кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники, самоубийцы.

Тень Достоевского. Я прошел через страдания, боль и унижения…

Первый ведущий. Вот он… Вот он сидит, положив ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене, задумался глубоко, тяжко и страшно. В это время он пишет роман «Униженные и оскорбленные».

Достоевского знает весь мир.

Второй ведущий . Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас в Петербург Достоевского. Город контрастов, город богатства и нищеты. Вы увидите несколько фрагментов из романа «Униженные и оскорбленные». (Открывает книгу). Две сюжетные линии представлены в нем. Первая - история семьи Ихменевых. Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу, и, не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша влюбляется в богатую дочь Катю и женится на ней.

Третий ведущий . Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сергеевич. Для него уход дочери - позор. Не меньше страдает и мать. Тяжелей всех Наташе. Во имя глубокого чувства к Алеше девушка забывает обо всех своих прежних привязанностях. Любовь Наташи - это самопожертвование. Повествование ведется от лица писателя Ивана Петровича. Знакомьтесь, Иван Петрович!

Иван Петрович. (Первый чтец выходит на сцену).

Родился я не здесь, а далеко отсюда. Должно полагать, что родители мои были хорошие люди, но оставили меня сиротой еще в детстве, и вырос я в доме Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного помещика, который принял меня из жалости. Детей у него была одна только дочь, Наташа, ребенок тремя годами моложе меня. Мы росли с ней как брат с сестрой. (С умилением).

О, мое милое детство! Как глупо тосковать и жалеть о тебе на двадцать пятом году жизни и, умирая, вспомянуть только об одном тебе с восторгом и благодарностью. Тогда на небе было такое ясное, такое непетербуржское солнце и так резво и весело бились наши маленькие сердца. Тогда кругом были поля и леса, а не груды мертвых камней, как теперь. Что за чудный был сад и парк в Васильевском. В тот сад мы с Наташей ходили гулять, а за садом был большой сырой лес, где мы дети оба раз заблудились…

Золотое, прекрасное время! (Мечтательно). Мы с Наташей на берегу, держась за руки, с боязливым любопытством заглядывали вглубь и ждали, что вот-вот выйдет кто-нибудь к нам или откликнется из тумана с овражьего дна и нянины сказки окажутся настоящей, законной правдой. Сейчас вы увидите и Наташу и узнаете о том, кто погубил ее, кто разбил мое счастье.

Явление II. Самопожертвование.

Иван Петрович (рассказывает зрителям). Она шла молча, потупив голову и не смотря на меня.

Наташа (шепотом). Душно. Сердце теснит… Душно!

Иван Петрович . (Быстро поднимается со скамейки). Воротись, Наташа!

Наташа (с тоской). Неужели ты не видишь, Ваня, что я вышла совсем, ушла от них и никогда не возвращусь назад.

Иван Петрович (к зрителям). Сердце упало во мне. Все это я предчувствовал, еще идя к ним. Но теперь слова ее поразили меня как гром.

Иван Петрович . Нет, но… но я не верю; ведь этого быть не может!

Наташа . Нет, Ваня, это уже есть! Я ушла от родителей и не знаю, что с ними будет… Не знаю, что будет со мною!

Иван Петрович . Ты к нему, Наташа? Да?

Иван Петрович . Но это невозможно. Наташа! Бедная ты моя! Ведь это безумие. Ведь ты их убьешь и себя погубишь. Знаешь ли ты это, Наташа!

Наташа . Знаю, (с отчаянием) но, что же мне делать, не моя воля.

Иван Петрович . (Пытается задержать ее.) Воротись, воротись, пока не поздно. (Умоляя.) Понимаешь ли ты, Наташа, что ты сделаешь с отцом. Ведь это убьет его сразу! Стыд! Позор и от кого же? Ведь ты его дочь, его единственное, бесценное дитя! А мать! Опомнись. Неужели же ты так его полюбила? (Наташа опускается на колени, закрыв лицо руками, плачет).

Иван Петрович . Да разве князь про вашу любовь знает?

Иван Петрович . Да ему кто сказал?

Наташа . Алеша же все и рассказал!

Иван Петрович . Господи! Что же у вас происходит?

Наташа . Не вини его, Ваня! Его судить нельзя. Он ребенок, его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает? Я уж решилась, если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит. Уж он такой, его всякая другая за собой увлечь может. А что же я тогда буду делать? Я тогда умру. Да что умереть! А вот каково жить-то мне без него?

Иван Петрович . Измучает он тебя, да и ты его тоже. Слишком уж любишь ты его, Наташа, слишком. Не понимаю я такой любви!

Наташа . Да, люблю, люблю, как сумасшедшая!

Иван Петрович . Нет, это какой-то ад, Наташа. Что ж ты теперь прямо к нему?

Наташа . Нет! Он обещался сюда прийти.

Иван Петрович . И его еще нет. (Возмущенно). И ты первая пришла.

Наташа . Он, может быть, и совсем не придет. (Она крепко стиснула руку Ивана Петровича.)

Иван Петрович . (Весь подавшись вперед, закричал). Вот он!

Наташа . А-ле-ша! (Бросилась бежать навстречу).

Иван Петрович . (Зрителям). Через минуту она уже оказалась в его объятиях. Краска залила ее бледные щеки. Наташа смеялась и плакала.

(Звучит «Вечерний звон»)

Третий ведущий . (Переворачивает страницу книги). Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах, Наташа возвращается к своим бедным родителям. Отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее.

Комната в доме Ихменевых. Дверь справа. Посредине кресло.

Николай Сергеевич . Наташа, где моя Наташа! Где она? Где дочь моя! Отдайте мне мою Наташу. (Бросается к двери). Где? Где она? (Вбегает двери). Где? Где она? (Вбегает Наташа, Николай Сергеевич несет ее на руках в кресло, падает перед ней на колени).

Николай Сергеевич . Друг мой! Жизнь моя! Радость моя! Дитя мое!

Наташа. Встаньте, папаша, встаньте же.

Николай Сергеевич . Нет, Наташа, мне надо у твоих ног лежать до тех пор, пока ты не простишь меня. Я отверг тебя. Я проклинал тебя. Что же ты не шла ко мне? Ведь ты знала, как я принял бы тебя! О, Наташа, ведь ты помнишь, как я прежде тебя любил. Я бы душу из себя вынул, сердце свое к ногам твоим положил бы! Да ведь я … слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал, что под окнами у тебя стою. Слышало ли твое сердечко, что я тут под окном?

А сколько раз зимой ночью на твою лестницу поднимусь, прислушиваюсь, не услышу ли твоего голоска? Не засмеешься ли ты? (Он встал, приподнял ее из кресла, крепко прижал к груди). Она здесь опять, у моего сердца! О, благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою. (К зрителям, взявшись за руки). О! Пусть мы униженные и оскорбленные, но мы опять вместе. Пусть бросят в нас камень! Не бойся, Наташа. Мы пойдем рука в руку, и я скажу им, это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя

Актовый зал школы.

Первый ведущий . Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных». Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина. Мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале. И, наконец, сама Нелли, несчастная, брошенная всеми. (Переворачивает страницу книги).

(выходит II чтец).

Второй чтец . Старик засуетился еще больше прежнего, нагнулся поднять свой платок, старый, дырявый синий платок, выпавший из шляпы, и стал кликать свою собаку, которая лежала, не шевелясь на полу, и, по-видимому, крепко спала, заслонив свою морду обеими лапами.

Азорка, Азорка! - прошамкал он дрожащим, старческим голосом. - Азорка! Азорка не шевельнулся. - Азорка! Азорка! - тоскливо повторял старик и пошевелил собаку палкой, но та оставалась в прежнем положении. Палка выпала из его рук. Он нагнулся, стал на оба колена и обеими руками приподнял морду Азорки. Бедный Азорка! Он был мертв. Он умер неслышно, у ног своего господина, может быть от старости, а может быть, и от голода. Старик с минуту глядел на него, как пораженный, как будто не понимая, что Азорка уже умер; потом тихо склонился к бывшему слуге и другу и прижал свое бледное лицо к его мертвой морде. Прошла минута молчанья. Все мы были тронуты… Наконец, бедняк приподнялся. Он был очень бледен и дрожал, как в лихорадочном ознобе. Подали коньяк. Старик машинально взял рюмку, но руки его тряслись, и, прежде чем он донес ее к губам, он расплескал половину и, не выпив ни капли, поставил ее обратно на поднос. Затем, улыбнувшись какой-то странной, совершенно не подходящей к делу улыбкой, ускоренным, нервным шагом вышел из кондитерской, оставив на месте Азорку. Все стояли в изумлении.

Второй ведущий . Большое художественное достижение Достоевского - реалиста - образ Нелли. Она прошла через муки ада, ее бунт полон трагизма.

Первый чтец .- Ваня, - сказала она едва слышным голосом, потому что была уже очень слаба, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). Это мне мамаша оставила, умирая. Так вот, когда я умру, ты и сними эту ладанку, возьми себе и прочти что в ней есть. Я и всем им сегодня скажу, чтоб они одному тебе отдали ладанку. И когда ты прочтешь, что в ней написано, то. поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: «Проклинаю его», ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю…

Говоря это, Нелли побледнела, глаза ее сверкали, и сердце начало стучать так сильно, что она опустилась на подушки и минуты две не могла проговорить слова.

Позови их, Ваня, - сказала она, наконец, слабым голосом, - я хочу с ними со всеми проститься. Прощай, Ваня!

Через два дня она умерла. Помню, как старик убирал ее гробик цветами и с отчаянием смотрел на ее исхудалое мертвое личико, на ее мертвую улыбку, на руки ее, сложенные крестом на груди. Он плакал над ней. Анна Андреевна сама отдала мне ладанку, которую сняла с ее груди. В этой ладанке было письмо матери Нелли к князю. Я прочитал его в день смерти Нелли. Она обращалась к князю с проклятьем, говорила, что не может простить ему.

Если вы не отвергните Нелли, то, может быть, там я прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божьим и буду умолять судию простить вам грехи ваши. Нелли знает содержание письма моего. Но Нелли не исполнила завещания, она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная.

Второй ведущий . Таким образом, изображая судьбу Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о страдающей личности, с одной стороны - просветленное смирение, а с другой – проклятие всему несправедливому миру. Прочитайте роман «Униженные и оскорбленные», и вы убедитесь в этом сами. А кого-то Достоевский оставит на распутье (закрывает книгу).

(Ведущий проходит по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.)

Тень. Талант мой называют жестоким.

Тень. А разве это - нежестоко…

Тень. … когда людям идти некуда.

Духи. …некуда, некуда, некуда…

Тень. Не вините их. Я завещал каждому грешнику – поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил. (колокольный звон).

Электронная театральная библиотека представляет в сети Интернет современные и классические пьесы, книги, учебники, теоретические работы и литературу по театральной тематике, которые можно скачать бесплатно и без регистрации. На ресурсе размещены произведения российских драматургов и переводы зарубежной драматургии на русский язык.

Пьесы, сценарии, драматические зарисовки, инсценировки и т.д. размещены в форматах.DOC, .DOCX и.ZIP архиве (нажмите, чтобы скачать программу).

Адияков И. Я МАУГЛИ (по мотивам книги Р.Киплинга)

Алферова С., Нижегородцева Н. ДРАКОНЬЯ ГОРА

Алферова С., Нижегородцева Н. ЛЕДЯНОЕ ОКОШКО

Баграмов В. В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ. (по мотивам сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»)

Белов С., Куваев С. ЛЯНА

Богачева А., Бурачевская Д. СТИХТАКЛЬ

Вальзер Р. ЗОЛУШКА (Пер. А.Глазовой)

Вутто Ю. КАРУСЕЛЬ БАСЕН (по мотивам басен И.Крылова)

Гауф В. XОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ (Инсценировка И.Шилко)

Дмитревская М., Егоров В. ХОЧУ ЛУНУ!

Квижинадзе Н. ЗЕРКАЛО (по произведениям О.Уайльда)

Колтышева Н. ВОЛШЕБНАЯ ЗИМА (по мотивам произведений Туве Янссон)

Колтышева Н. ИГОРЕК В ТАБАКЕРКЕ (по мотивам произведений В.Ф. Одоевского)

Латышева Г. ЧП КУРИНОГО МАСШТАБА (ДЕЛО БЫЛО В КУРЯТНИКЕ)

Лебедева Е., Лебедев В. ТИМУР И ЕГО КОМАНДА (по повести А.Гайдара)

Лебедевич В., Зинкина Л. ЗОЛУШКА

Линдгрен А. МАЛЫШ И КАРЛСОН (Пьеса С. Прокофьевой, М. Микаэлян)

Лысенко В. ЛУЧШИЙ ПЕВЧИЙ (по сказке В.И.Даля)

Лысенко В. МОЯ СОБАЧКА СОНЯ (по мотивам рассказов А.Усачева)

Метальников Б. АНЧУТКА (Инсц. Т.Раздорожной)

Моисеев С. БАЛДУША (мюзикл по мотивам сказки А.Пушкина)

Моисеев С. КОШКИН ДОМ (мюзикл по мотивам сказки С.Маршака)

Моисеев С. МУХА-ЦОКОТУХА (мюзикл по сказке К.Чуковского)

Назаров А. ЧИСТАЯ ДУША («Кентервильское привидение»)

Новоселова И. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧАР (Дикие лебеди)

Одоевский В. ЦАРЬ-ДЕВИЦА (трагедия для театра марионеток)

Ольшанский В. МАРСИАНСКИЕ ШТУЧКИ (фантазия на темы Л.Биггла)

Ольшанский В. ПРИНЦЕССА КРУ (по мотивам повести Ф.Бернетт «Маленькая принцесса»)

Павловскис В. ЛИСЕНОК-ПЛУТ (Пер. Л.Бирмананиса)

Пантыкин А., Ширяева Т. БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! (мюзикл по повести-сказке В.Медведева)

Пантыкин А., Ширяева Т. ДЮЙМОВОЧКА (либретто)

Пантыкин А., Ширяева Т. СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ (полный вариант)

Прокофьева С., Токмакова И. ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

Прокофьева С., Токмакова И. ЗОЛОТОЕ ПЕРО

Раскин А. ДЯДЯ ФЁДОР, КОТ И ПЁС (по повести-сказке Э.Успенского)

Свобода С. КУКАРЯМБА (по повести А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)

Свобода С. МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (по сказке О.Пройслера)

Свобода С. ОСТРОВ СОКРОВИЩ (по произведению Р.Л.Стивенсона)

Сергиенко К., Чутко А., Чутко Л. СОБАКИ

Сорока Л., Колмановский С., Васерман М. БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ

Супонин М. ОПАСНАЯ СКАЗКА (Вовка в Огненно-Дымном царстве)

Супонин М. СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ (ПИРОЖКИ КИДАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

Супонин М. СЫН ГЕРОЯ (ХОТЕНЬ – ДЕРЕВО)

Титова Л., Староторжский А. ДОЧЬ ПУРГИ

Титова Л., Староторжский А. ЛУННЫЙ ПРИНЦ

Титова Л., Староторжский А. ПРИНЦ-АКТЕР

Титова Л., Староторжский А. ФАРАОН КУЗЯ

Ткачев В. ВНИМАНИЕ: ВЗРОСЛЫЕ ИГРУШКИ (по правилам дорожного движения)

Томилина Т. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (по сказке Г.-Х.Андерсена)

Уайльд О. ПРЕДАННЫЙ ДРУГ (Инсцен. Танхасаевой А.)

Хакс П. БЕДНЫЙ РЫЦАРЬ (Пер. Э.Венгеровой, Г.Крюковой)

Черкасская К., Князьков А. ПРИНЦЕССА-ТРЕЩОТКА (по мотивам произведений Ц.Топелиуса)

Чупрына Б. ПАЛЬМА, КАКТУС ИЛИ ЁЛКА

Шергин Б. ПРОСТО ШИШ (Инсц. В.Апраксина, В.Семушкина)

Шилов Ю. ЛИШНИЙ (по мотивам произведения Н.Соловьева-Несмелова)

Шмитько Н. В СТРАНЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ (по правилам дорожной вежливости)

Шток И. ЧОРТОВА МЕЛЬНИЦА (по пьесе-сказке Я.Дрды "Игры с чортом")

Якимович А. МАУГЛИ (по повести-сказке Р.Киплинга)

Подлинный художник в какой-то мере всегда обречен на одиночество. Он должен заявить о своей независимости, должен обрести свободу, чтобы творить. Но платит он за это дорогой ценой - своим личным счастьем, покоем и благополучием близких.

Когда в окружающем мире не найти любви и понимания, уход в мир мечты и фантазии зачастую становится единственным путем решения проблем и несчастий. Так и герои Т.Уильямса живут в своих уютных выдуманных мирках - Том, работающий на обувной фабрике, пишет стихи и мечтает стать путешественником, его сестра Лаура чувствует себя комфортно только в игрушечном мирке стеклянных зверушек, их мать Аманда, живет в воспоминаниях и мечте о счастье для своих детей. В этом замкнутом кругу, где мир иллюзий заменяет настоящую жизнь, все они очень одиноки. Как быть услышанными друг другом, сделать близких людей счастливыми, на эти вопросы пытаются ответить герои пьесы.

История семьи, которая не приспособлена к ритмам деловой жизни и изворачивается ради куска хлеба, но стремится сохранить свои идеалы, поведана с пронзительной степенью нежности и грусти, а непринужденность, ироничность тона и разговорность диалогов создают ощущение легкости повествования.

Т.Уильямс "Стеклянный зверинец"
«Стеклянный зверинец» - одна из самых известных пьес американского драма-турга ХХ века Т.Уильямса. Действие пьесы происходит в 30-е годы, в небольшом американском горо-де Сент -Луисе, в годы великой депресии. Главные герои - семейство Уинг-филдов, характерные представители средних американцев, маленькие люди, которые не метят в высшее общество,а всеми силами стремятся к достижению «американской мечты»,особенно мать семейства Аманда. «Стеклянный зверинец» полон привычными уильямсовскими интонациями: печалью, лирикой, слезой. По жанру «Стеклянный зверинец» - спектакль-воспоминание, т.к. у каждого персонажа есть свои воспоминания о прошлом, но есть и свои развлечения в настоящем. Т.Уильямс сам определил время действия - Теперь и Тогда.

Notre Dame de Paris

История, рассказанная в спектакле, довольно близка к оригинальной сюжетной линии романа Гюго.

Юная девушка-цыганка по имени Эсмеральда своей красотой привлекает к себе внимание мужчин. Среди них - архидъякон Собора Парижской Богоматери Фролло, молодой красавец - капитан королевских стрелков Феб и уродливый звонарь Квазимодо, воспитанник Фролло.

Эсмеральда без памяти влюбляется в самого красивого из них - Феба. Он не против воспользоваться этим, несмотря на то, что у него есть невеста - Флер-де-Лис. Фролло же обуреваем ревностью и терзаем сомнениями - ведь он, как священник, не имеет права любить женщину. Квазимодо восхищается юной цыганкой, видя в ней ту недосягаемую неземную красоту, которая является полной его противоположностью. Поэт Гренгуар, которого Эсмеральда спасает от гибели, согласившись стать его женой по законам обитателей Двора Чудес (цыган, воров и бродяг), провозглашает девушку своей музой. Клопен - "король" Двора Чудес - относится к ней с отеческой заботой. Кажется, что весь мир вращается вокруг Эсмеральды.

По стечению трагических обстоятельств, спровоцированных ревностью Фролло, цыганка оказывается в тюрьме - ее обвиняют в покушении на убийство Феба. Фролло дает девушке шанс освободиться - если она подарит ему "миг блаженства". Эсмеральда отказывается, но ее спасают ее друзья-цыгане и Квазимодо.

Но ненадолго - вскоре героиню вновь арестовывают. Эсмеральда заканчивает жизнь на виселице. Квазимодо, узнав, что виновник этих событий - его воспитатель, сбрасывает Фролло с башни Собора. Затем он обнимает мертвое, но все еще прекрасное тело Эсмеральды и остается с ней рядом до конца своих дней.

Я буду любить тебя вечно!

Спектакль "Я буду любить тебя вечно!" это пожалуй самый любимый спектакль нашего театра-студии. Его с полной уверенностью можно назвать родным детищем.

Возникнув первоначально из пьесы А. Володина "Ящерица", он претерпел шесть редакций, причем уже первая постановка радикально отличалась от исходного текста. Может возникнуть естественный вопрос, зачем брать пьесу известного драматурга, чтобы потом подвергать её изменениям? Идея! Любовь и война, самоотверженность и предательство, честь, долг и опять любовь - это почва, на которой мы постоили свое виденье проблемы, свой спектакль, адаптировав под свои мысли пластику и возможности.

Мы росли и взрослели, рос и спектакль, добавлялись персонажи, развязывались узлы, дорабатывались характеры. Спектакль постоянно обновляется новыми актерами, из-за чего происходит изменения угла зрения на тот или иной характер пьесы. Мы - студия, это позволяет нам эксперементировать, добавлять что-то свое.

Много свободы, много интуиции - именно так было найдено начало спектакля и возникло его название - из песни Найка Борзова "Я буду любить тебя вечно!" Мы включаем эту песню перед показом пьесы, когда вся студия сидит на сцене перед зрителем. Почему? В этот момент мы актёры, мы ещё не стали теми, кем увидит нас зритель через несколько секунд, мы настраиваемся со всеми на этот спектакль.

Заканчивается песня, включается свет - Внимание, спектакль начинается...

Все мальчишки - дураки.

Данный сценарий был реализован в спектакле, посвящённом Дню учителя в нашей школе 1924 в 2009 году, поэтому содержит соответствующую концовку. Также, сценарий был адаптирован под состав студийцев и вместо милиционера у нас появилась милиционерша, хулиганский дедушка был заменён не менее хулиганской бабушкой, за неимением подходящего папы мы обошлись только мамой, а концовка с уборщицей - это мысль пришла после просмотра замечательной работы Антимульт «Мама» .

И вообще, в спектакле много музыки и танцевальных «безобразий»

Сценка "Кочегаров, или Педразборки"

(М ихаил Ж ванецкий)

Действующие лица:

Кочегаров - школьная "известная" личность

Старший брат Кочегарова

Директор школы

Учительница Ольга Ивановна

За столом сидит директор, просматривает журнал, рядом стоит учительница.

ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна! У меня в руках журнал. Опять двойка, и опять Кочегаров.


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могу с ним сделать, Сергей Михайлович? Он - идиот! У меня нет сил с ним бороться. Он сам ничего не знает и другим учиться мешает. Вчера с ним ушло 20 человек. В зоопарк. Дразнить белого медведя. Один упал в бассейн. Хорошо, что медведь спал. Я с ним не могу работать.


ДИРЕКТОР:

Это не разговор, Ольга Ивановна. Исключить его нам никто не даст. Педагог не может справиться с мальчишкой! Идите, позовите сюда Кочегарова.

Я здесь!

Входит Кочегаров.

ДИРЕКТОР:

Так, Кочегаров! Так, стой прямо! Не кривляйся! Долго мы с тобой будем мучиться? Ну, давай по-хорошему. Ты почему взорвал прибор «сообщающиеся сосуды»?


КОЧЕГАРОВ:

А я больше не буду.


ДИРЕКТОР:

Уже все равно. Другого прибора нет. Зачем ты намазал школьную доску стеарином?


КОЧЕГАРОВ:

Чтобы мел не писал.


ДИРЕКТОР:

Я понимаю. Ты думаешь, одни дураки кругом. А зачем - чтобы мел не писал?


КОЧЕГАРОВ:

А так.


ДИРЕКТОР:

Зачем ты преподавателю физики Самуилу Яковлевичу воды налил на стул?


КОЧЕГАРОВ:

Я говорил, что он в теплом белье, а все говорили - нет.


ДИРЕКТОР:

Я тебе! В колонию отдадим!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Сидеть будешь в тюрьме. Срок отхватишь - 25 лет!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Хлеб и воду будешь лакать! На холодном полу спать!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Крысы кругом.


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Все! Довольно! Ты почему схватил двойку по геометрии?


КОЧЕГАРОВ:

Она меня спрашивала тупой угол, а сама тупой не задавала.


ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна, что же вы, не задавали, а сами спрашиваете?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Ну как же - не задавала? Задавала. (Смахивает слезинку.)


ДИРЕКТОР:

Ты, Кочегаров, дурака не валяй. Она говорит, задавала.


КОЧЕГАРОВ:

Задавала? А почему у меня в дневнике не записано?


ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна! Мальчик говорит, не задавали. Выйди, Кочегаров.
(Кочегаров выходит.)

ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Задавала. Что я, совсем уже?


ДИРЕКТОР:

Он вас предупреждал, что не знает?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Да.


ДИРЕКТОР:

И вы его спросили?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могла сделать - весь класс на меня смотрел?


ДИРЕКТОР:

И вы ему - двойку?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могла сделать?


ДИРЕКТОР:

На тройку нельзя было натянуть?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

У меня совесть есть… За что ему тройку, за что?

Входят Кочегаров и его старший брат.

БРАТ:

Здравствуйте. Опять этот тип что-то натворил? (Бьет Кочегарова по шее)

Тихо! Как у него академуспеваемость?


ДИРЕКТОР:

Ужасно! По геометрии одни двойки. По физике…


БРАТ:

Ясно. Подойди сюда! (Дает Кочегарову по шее. ) Будешь учиться? Будешь инженером, болван?


ДИРЕКТОР:

Не нужно так. Он мальчик неглупый. Вот и Ольга Ивановна говорит…


БРАТ:

Это - Ольга Ивановна? Так… (Кочегарову) Сто рублей отдай! Кто сказал, что Ольге Ивановне на венок? А ну, стольник гони!


ДИРЕКТОР: .

Постойте… он что, на венок у вас взял?


БРАТ:

Два раза брал, гад. Один раз - Ольге Ивановне, другой раз… (Смотрит на директора.) Отдай двести рублей! Кто сказал, что директор - от тифа… А?


ДИРЕКТОР:

Выйдите.

Братья выходят. Из-за двери крик: «А-а-а!»

ДИРЕКТОР:

Он его убьет! Кочегаров! (Кочегаров входит.) Ну, давай по-хорошему. Может быть, ты хочешь убежать? Я тебе помогу. Нет? Ну давай двойку исправлять. Сколько будет дважды два?


КОЧЕГАРОВ:

Четыре.


ДИРЕКТОР:

Умница. Можешь, если хочешь! Теперь геометрия. Спрашивайте, Ольга Ивановна.


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Чему равен квадрат гипотенузы? Подумай, сынок, сосредоточься!


ДИРЕКТОР (шепчет) :

Сумме квадратов.


КОЧЕГАРОВ:

Сумме квадратов.


ДИРЕКТОР:

Правильно. Достаточно. Три.


КОЧЕГАРОВ:

Четыре.


ДИРЕКТОР:

Что вы им задавали на завтра?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Биссектрису угла.


ДИРЕКТОР:

Кочегаров! Выучи завтрашний урок. Для меня. Это я тебя прошу! Лично для меня! Ни для кого! Для меня!


КОЧЕГАРОВ:

Я выучу, а она не спросит. У меня уже так было. Она так делала.


ДИРЕКТОР:

Спросит, спросит. Запомни, Кочегаров, получишь еще одну двойку - исключу, и ни в какую школу не возьмут. Иди. (Кочегаров выходит.) А вы, Ольга Ивановна, поставите еще одну двойку - уволю, и ни в какую школу… вы это знаете. Идите.

Директор остается один и садится на стул. Под ним что-то взрывается.

ДИРЕКТОР:

Кочегаров!!!

Разделы: Внеклассная работа

СУНДУК ИГРУШЕК

Действующие лица:

Волшебник

Иванушка

Папа Длинноух

Зайчонок Пушок

Хамелла-обезьяна

Участники-дети в зрительном зале.

На праздничную сцену вдруг выкатывается большой сундук Волшебника. В сундуке куклы и игрушки. Надо придумать так, чтобы сундук открывался и из него выпрыгивали будущие участники спектакля. Может быть это будет разрез на заднике сцены, откуда появляются юные артисты волшебно и сказачно.Под музыку входит Волшебник и делает фокусы, танцует и кланяется детям.

Волшебник: Здравствуйте дети и родители! Я-Волшебник! Наколдовал я сегодня, ребята, целый сундук игрушек, чтобы на празднике веселее было!

(Открывает сундук)

Волшебник: Эй, девчонки-красавицы, покажитесь-ка скорее!

(Под музыку появляются девочки-куклы)

1-я кукла: Я-Оля!

2-я кукла: Я-Ксюша!

Волшебник: Вот какие красавицы! Ну, так бы и расцеловал!

Оля: Ой, не надо, у нас щёчки накрашены, мы выступать собрались.

Ксюша: Да-да, мы куколки -красавицы, петь и танцевать будем!

Оля: Волшебник, а музыка будет?

Волшебник: Будет, девчата! Вот смотрите! (Хлопает, волшебно разводит руками, и из сундука появился Иванушка с балалайкой. Иванушка похож на скомороха- ряженого, разрисованный как куколки).

Иванушка: Балалайка звонкая да весёлая, заиграй на празднике! (Слышен звук балалайки)

А, ну-ка, танцуйте девчата и пойте вместе с ребятами!

(Девочки запевают и танцуя приглашают детей из зала, тоже потанцевать)

Волшебник: Ай, да молодцы, ребятишки!

Молодец Иванушка! Только вот, здравствуйте, всем не сказал.

Иванушка: Ой, извините меня. Здравствуйте, дети! Я так устал в сундуке сидеть. А, еще мохнатая Хамеллка щипаться начала.

Волшебник: Да, а я и забыл про неё. (Хлопнул в ладоши и выпрыгнула обезьяна)

Это и есть обезьяна Хмеллка. Она заводная, на батарейках работает и с ней всё что-то происходит. Невоспитанная она, дразнится, обзывает, язык показывает, дерётся:И всё норовит украсть чего-нибудь! Вот беда:

Хамеллка: Ха-ха-ха:Счастливо оставаться, а я пойду кувыркаться! (кувырок).

Волшебник: Стой, стой! А приветствие ребятам? Вон их сколько в зале собралось!

Хамеллка: (рассматривает детей) О! Смотрите! Да, тут самые плохие сидят. Да и учатся-то наверное плохо! Да, я всем сейчас щелбанов надаю! (она двинулась в зал, Волшебник её останавливает) :Вот один мальчик меня назвал Охамеллка, а другой Офигеллка, вот!

Волшебник: Как тебе не совестно? Ведь ты на празднике!

Хамеллка: Не нужен мне ваш праздник! У вас тут радость одна, а я этого терпеть не могу.

Мне бы обмануть кого:? Пока! (убежала).

Волшебник: Не будем унывать, дети! А, ещё встречайте добрых зверей!

(Из сундука выползает Папа Длинноух, затем Мама Зая и далее зайчонок Пушок)

Мама Зая: Здравствуйте, дети! Какие вы все миленькие! Ну, прямо как мой сыночек Пушок. Сыночек, поздоровайся с ребятами.

Зайчонок Пушок: (стесняясь):До свидания, ребята!:.Ой, я хотел сказать, здравствуйте!

(Вдруг на сцену вбегает Хамеллка, она свистит в свисток, как бы всех обсвистывает и оглушает. Увидев Пушка она пристально смотрит на него. В лапах у неё большой мешок, чтобы зайчонок мог в него поместиться)

Хамеллка: (Маме Зае) Привет, Лапоухая! Я подарочек принесла! Глядите все! Вот у меня мешок, а в нем что-то есть. (Подошла к Пушку). Подойди ко мне деточка:Дай тёте лапку.(Пушок подаёт лапку) Дай, я тебя деточка поцелую:(Пушок отбегает от нее за Маму Заю). Ой! Какой глупый зайчонок. В мешке "СНИКЕРС"! Достань его:ну-ну, скорее малыш:(Пушок полез в мешок и ищет.Обезьяна быстро завязывает мешок и орёт)

Хамеллка: А теперь, Лапоухая, вы меня будете кормит, поить и менять батарейку! А не будете, я вашего Пушка с голоду уморю! Прощайте! (утащила мешок с зайчонком).

Папа Длинноух: (До сих пор не отрывался и в стороне читал газету не реагируя на происходящее вокруг) Здесь что-то случилось?:Я слышал какой-то крик?

Мама Зая : :Боже! Я падаю в обморок!!! (падает).

Папа Длинноух : Боже! Моя Зая! Что с вами? (поднимает её)

Мама Зая : Скорее, туда! Сынок! Мой сыночек:.(Папа и Мама убегают).

Волшебник: Вот видите как всё не приятно получилось. Но, что будет дальше вы обязательно увидите. Наколдую-ка я лес. (Хлопнул в ладоши и появились елочки и пень где сидит Пушок, а рядом обжора обезьяна достает морковку из корзины)

Пушок: (Плачет) Тётя Фрикаделька, дайте мне, пожалуйста, морковку.

Хамеллка: Что-о-о! Ни какая я не Фрикаделька! Я самая смелая обезьяна Хамеллочка! Так вот. Ты вчера одну морковку получил?:Получил! Хватит с тебя!

Пушок : Жадная Вы и никого не любите.

Хамеллка : Как это не люблю?! Я себя люблю! (обнимает себя,хвостик целует):Ой, что это со мной! (говорит на распев) Я даже лапой двинуть не могу-у-у:Пушок, помоги мне, зови всех сюда-а-а:у меня батарейка кончилась:Спасите-е-е-ееее:.

(Вбегает Иванушка, за ним все участники представления)

Иванушка: Смотрите все, что это за тряпка лежит? Оля! Ксюша! Скорее сюда! (вбегают девочки-куклы) Смотрите девчонки, щипалка лежит. Правда на тряпку похожа?

Хамеллка: (нараспев) Это:не тряпка:это я -я-я-я-я-я-я::..

Мама Зая: (вбегает) Мой Пушок!

Папа Длинноух: (вбегает) Ура! Наш сыночек! (все обнимаются).

Волшебник: (Обезьяне) Ох, и злая ты, да жадная! Зайчонка украла! Праздник хотела сорвать!

Хамеллка: Это не я виновата:У меня батарейка кончилась:(ревёт).

Волшебник: Ну, что, ребята, поможем ей? :Ведь праздник сегодня у нас!

Иванушка: Да и жалко её. Без нас она пропадет.

Оля и Ксюша: Да, очень жалко!

Оля: Её надо спасать. Бежим за батарейкой!

Волшебник: Стоп, друзья! Чего только нет у меня в сундуке. Вот и батарейка новая.

(Вставляет в спину обезьяне батарейку)

Хамеллка: (Как пружина села, лапы растопырив) Вот я и задвигалась! (смотрит на окружающих) Простите меня! : Возьмите меня к себе жить!:? (заплакала) Это не я виновата: Ведь я добрая и умею по деревьям лазать. Я буду вам орехи собирать:

Волшебник: Ну,как, ребята, возьмём?!

ВСЕ: Возьмем!

Хамеллка: :(трогательно) Спасибо, вам всем!!! Простите меня глупую. Я ведь добренькая:

Теперь я буду воспитывать себя всю жизнь! Дайте, я вас всех поцелую!!!

(Иванушка опять заиграл на балалайке. А обезьяна бегает среди зрителей, целует их и из корзиночки раздаёт детям орешки, конфеты:И начались пляски да песенки).

НЕСМЕЯНОЧКА

Сценарий для театральной студии школьников с частушками да топотушками.

(Репертуар театра-студии “ Росток” школы №95 г.Железногорск, Красноярский край)

На сцену выбегают смешные Скоморохи-Глашатые. Они танцуют и кувыркаются.

Затем выбегает Петух и кукарекает. Заиграл баян и народ хороводы водит под народное пение)

В деревушке безымянке,
За речушкой Неназванкой,
Жил Емеля молодой,
Не женатый, холостой!
Ой-ля, да ой-ля-ля,
НЕ женатый, холостой! (с повтором)

Рядом в тереме царя,
Дочь-красавица жила,
Таня замуж захотела,
День и ночь она ревела…

ОЙ-ля, да ой-ля-ля,
День и ночь ревела…(с повтором)

Глашатые выносят свитки с Указом Царя Егорки. Они на всю округу голосят объявление)

Глашатые: (вместе) УКАЗ! Кто царевну Несмеяночку рассмешит, потешит, за того её царь замуж отдаст!!!

(вбегает Царь и ударяет посохом)

ЦАРЬ: Да-да! Замуж отдам, и во дворце жить будет!

МАМКА: Царь-батюшка! Встречай свою ненаглядную…Красны девицы доченьку ведут!

(девочки усаживают Несмеяночку на трон, где царевна начинает притворно плакать, что есть мочи)

ЦАРЬ: Ну, вот, опять заревела. Все за мной! Царский Указ выполняить! (все убежали)

МАМКА: (на рёв царевны) Да, тут я, царевна! Здесь я, милая! Чего тебе красавица?

Несменочка: Вели сани запрячь. Хочу в лесу покататься.

Мамка: А в лесу звери дикие. Что ты голубушка?

Несмеяночка: Хочу, хочу к зверям! А-а-а…(продожает притворно реветь)

Мамка: Не плачь, не плачь ненаглядная! Я вот тебе поесть принесу. (ушла и тут же вносит поднос с гусем)

Вот тебе, царевна, гусь белокрылый, яблоками да ченосливом начинённый. Вкусно-то как!

Несмеяночка: Боюсь я гуся, он кусается. А-а-а….

Мамка: Кусается?! Да ведь он не живой, а жареный.

Несмеяночка: Всё-равно, и жареный кусается….А-а-а…

Мамка: На-ко, вот пирожки отведай. Вот этот с капустой. (Царевна вертится от пирожков)

А вот этот с мясом….Этот с вареньем.

Несмеяночка: С этим не хочу!

Мамка: А с чем же ты, красавица, хочешь?

Несмеяночка: Хочу пирогов с… с лягушками!

Мамка: (выронила поднос) С ля, с ля…с лягушками?! Тьфу, тьфу! Да таких пирогов отродясь на свете не было.

Несмеяночка: Хочу!(топнула ногой) Хочу с лягушками! А-а-а…(ревёт)

Мамка: (уже с мороженным прибежала) Вот тебе, царевна, съешь-ка мороженое.Так во рту и тает.

(Царевна взяла нехотя мороженое, лизнула и выплюнула капризно)

Несмеяночка: Не хочу белого мороженого!…Хочу чёрного! А-а-а….

Мамка: Да, из чего ж сделать черное мороженое?

Несмеяночка: Из дёгтя! Из дёгтя!!!

Мамка: Да ведь дёгтем-то солдатам сапоги мажут…

Несмеяночка: А, я хочу, хочу-у-у… Ну, чего соишь с мороженым, мне холодно!(ревёт)

Мамка: А я тебя укрою. (набрасывает большой платок на голову царевны, да так, чтобы платок свисал до пола, а та головой мотает и ревёт еще сильнее).

Несмеяночка: Ой, жарко! Подуй на меня!

(Мамка снимает платок и дует на царевну)

Ой, холодно-о-о….

Мамка: А я тебя опять укрою! (укрывает)

Несмеяночка: А-а-а….Жарко-о-о…

Мамка: А я опять подую. Ой, царь-батюшка идёт!

Царь: Ну, мамка, сказывай, пришёл кто мою дочку смешить?

Мамка: Пришёл, царь-батюшка, как не прийти! (платочком махнула и музыка заиграла Восточная)

Царь: Зови женихов, живо!

Несмеяночка: (высунувшись из под платка) Скучно мне-е-е…(ревёт)

Глашатые: (объявляют что есть мочи)

Из-за моря, моря синего,
Из-за острова далёкого,
Образина пожаловал,
Чудну птицу показывал!

(Под музыку появился чужеземец-турок. С ним в большом обруче идет пестрый красавец, это Попугай-попка)

Чужеземец: (кланяется, сложив руки, затем танцует) Ту банту! Туумба Румба!

А это…(показал на попугая) Араура Поки! Коки-коки.

Царь: Хм…Ты это чего? По-русски не бум-бум?

Чужеземец: Тум-тум, не бум-бум!

Мамка: Царь –батюшка, я немного по-тарабарски больтать могу. А сказал он, что его птичка учёная и на все вопросы русским языком говорит.

Царь: Вон как! А ну-ка, птичка, скажи, как тебя зовут-то?

Попугай: Попугай-попка! (3 раза)

Царь: А вот скажи мне, птичка, меня-то царя звать как?

Попугай: Дуррряк! Царь-дурряк, дурряк, дурряк!

Царь: (от удовольствия кланяется птичке) Так-так…..Что-о-о!

Несмеяночка: Батюшку дураком называют…(ревёт, а народ хохочет).

Царь: А вы что тут стоите! Уши развесили! Вон! (глашатые убежали).

Это ты что же ты привёз,
Образина чумазая? А?
Чужеземец: Поки-поки…

Царь: Поки-коки! А обзывает она меня как?

Попугай: Царь-Егорка дурряк, дурряк, дурряк!

Царь: Во! Слыхал? На кол посажу, повешу! Прочь пошёл, Образина чумазая! (Царь Бегает то за птичкой, то за гостем. Те убегают, царь падает)

Мамка: Ой, царь-батюшка упал! (Царь лежит замертво, вдруг заиграла гармошка Емели,он входит и кланяется)

Емеля: Здравствуйте, что ли! (Царевне) Ты чего ревёшь-то?

Несмеяночка: Скучно мне….А.а..а…

Емеля: Да на такого царя взглянешь, поневоле заскучаешь. Такой маленький, да плюгавенький!

Царь:Но,но,но! Нечего тебе тут засиживаться. Приказываю смешить царевну!

Емеля: А я не желаю!

Царь: Как это не желаешь?

Несмеяночка: А я все-равно не засмеюсь!

Емеля: Не засмеюсь говоришь?

Несмеяночка: Не –а-сме-юсь! (топнула ногой)

Емеля: Засмеёшься, да еще и запляшешь!

Несмеяночка: А вот и не запляшу!

(Емеля шепчет в сторонку “по-щучьему велению- царевна смейся и пляши!”. Звучит гармонь, разливается. Все начинают “дёргаться” , а ноги-то сами выкаблучивают какой-то танец. Надув щёки Несмеяночка встаёт с трона и начинает водить руками)

НЕСМЕЯНА: А смеяться не буду!

ЕМЕЛЯ: Будешь, будешь… А ну-ка гармонь, нашу Камаринскую!…

(Царевна, царь и остальные пляшут до того усердно, что поочереди все попадали, а ноги-то танцуют. Вдруг наступила тишина. Замолчала гармонь. Весь народ и царские лежать замертво. Вдруг Несмеяночка как ЗАХОХОЧЕТ, за ней Мамка, и так все поочереди давай хохотать, затем все встают полукругом).

Ой, засмеялась!? Ай,да Емеля!
Слушайте мой Указ:
Царевну Несмеяночку Татьяною величать!
А, Емелю, женихом называть!

Народ: Мирком, ладком, да за свадебку!

Ай-да Таня-мотанюшка,
У тебя жених Емелюшка,
Здесь гармошка со смекалкою,
С печкой русскою, с деревушкою!

А, жених-то экой удалец,
С раскрасавицей, любимой женой…
В сказке ныне добрый конец!
Ох и щука, тоже МОЛОДЕЦ! Всё!

ВСЕ: Мирком, ладком, да за свадебку!!!