Название кружка по истории в коррекционной школе. Комментарии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка

Протокол

от _______ августа 2015 г

Руководитель ШМО _____

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ ….

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ ……

«___» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

кружка «Клио»

на 2015 -2016 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Чудинова И.В.

г. Велиж 2015 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.

Актуальность

Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;

Задачи:

    Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов

    Развитие навыков учебно-исследовательской работы

    Развитие активность и самостоятельность учащихся.

    Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников

    Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

    Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности

    Воспитание бережного отношения к историческому наследию родного края

Общая характеристика

Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способ­ностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта примене­ния методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и ре­зультаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организа­ции системно-деятельностного подхода в обучении и организа­ции самостоятельной работы обучающихся, развитие критиче­ского мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки.

Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Создание конкретных баз данных по выбранным темам;

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,

Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

- экскурсионная работа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Направления работы:

    Познавательное, научно-исследовательское

    Краеведческое

Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:

Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

Составление исследовательских работ

Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).

Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.

Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.

Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации

Требования к уровню подготовки

Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные

Коммуникативные результаты

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные универсальные учебные действия

- ставить учебные цели,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

Вносить коррективы в действия.

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края, историю своей школы

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете

    Создавать собственные исследовательские проекты

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Работа по выбранным темам

Краеведческое направление

История школы

Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Школьная символика»

Тема: «Наши выпускники»

История родного города

Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Дети войны»

Тема: «Оккупация»

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам

Представление проектов

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.

Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция ИКС кабинета истории.

Intel . Обучение для будущего.

Интернет-ресурсы.

- сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь

old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"

- "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте

- Сайт "Русь Древняя и Удельная".

- "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.

slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"

сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –

a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .

library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."

history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).

ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"

- Интернет-проект "1812 год" .

decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.

(= ) проект " Хронос

- - Карты и схемы по истории России.

history . atomlink . ru - История России (862-1917).

clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).

- хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .

- таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.

- "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)

- "Правители России"

clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).

- карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.

- Русский Биографический Словарь .

all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.

bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

- Древние славянские мифы и легенды .

grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны"

"Генштаб"

armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"

- Революция и Гражданская война.

"Мемориал"

(или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).

- Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .

- История диссидентского движения .

- "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)

(Библиотека художественных и документальных текстов - )

slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"

- " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"

"Советская музыка

(= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"

(oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты

world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"

- "Вторая мировая война, 1939-1945." .

gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).

voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.

tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."

- электронный альманах "Россия. XX век. Документы

- "Права человека в России" .

- сайт "История.РУ" .

- российский электронный журнал "Мир истории" .

history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .

istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.

- Архивы России.

- Лица России.

heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .

www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.

garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ

history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ


http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)

http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)

http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)

http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека

http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика

http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ

www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета

http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека

http://www.bookz.ru Электронная библиотека

http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы

http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы

http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии

http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека

http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.

http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006

http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала

http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества

http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление

http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)

http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»

http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»

http://www.philosophy.ru Институт философии РАН

http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов

http://www.isras.ru Институт социологии РАН

http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН

ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.

Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/

Управление делами Президента РФ

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/

Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -

Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/


Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России

Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём

Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.

Литература

Список литературы для учителя.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Список литературы для учащихся.

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.

Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012

Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014

Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

    Мультимедийный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Экран

    Аудиоколонки

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование

Т – теоретическое занятие

П – практическое занятие

Номер урока

Раздел программы (общее количество часов)

Тема урока

Вид занятия

Планируемая дата проведения

Примечание

1

Введение.

Т

Познавательное, научно-исследовательское направление

2

Виды исследовательских работ и их тематика

Т

3

Исследование. Структура исследования, проекта

Т

4

Планирование проекта

Т П

5-6

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Т П

7

Поиск информации в архиве

Т П

8

Поиск информации в библиотеке

Т П

9

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Т

10-11

Изучение электронных ресурсов.

П

12-13

Создание исследовательских работ

П

Краеведческое направление

История школы

14-16

Тема: «Наша школа на Советской 29»

Т П

17-18

Тема: «Школьная символика»

Т П

19-20

Тема: «Наши выпускники»

Т П

История родного города

21-22

Тема: «Дети войны»

Т П

23-24

Тема: «Оккупация»

Т П

25

Правила оформления

П

26-27

Создание исследовательских работ

П

28-29

Представление проектов

Т П

30

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

П

Управление образования администрации Выксунского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Туртапинская средняя общеобразовательная школа

Принята Утверждаю: на методсовете Директор школы МОУ Туртапинской СОШ _________ 01.09.2009г. «_»______________2009г.

Исторический кружок

Срок реализации 1 год

с. Туртапка

Пояснительная записка

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.

Цель дополнительной образовательной программы:

· приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

· развивать навыки учебно-исследовательской работы;

· развивать активность и самостоятельность учащихся.

В работе исторического кружка участвуют дети с 10 – 16 лет.

Продолжительность образовательной программы – 1 год, в объеме 72 часов.

Занятия проводятся в школе в кабинете истории и в школьном краеведческом музее.

Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению

исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии , аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой , с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы допобъединения, проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

Традиции моей семьи.

Работа над проектом «Моя семья в истории страны».

Раздел IV . Нижегородский край в XVI I в..

Под стягами Москвы.

Нижегородская твердыня.

О чем рассказывает Кремль.

Работа над проектом «Нижегородский край в XVII веке».

Раздел V . Улицы нашего города и села.

Знакомство с улицами нашего города и села (история названия улиц).

Работа над проектом «Юный экскурсовод».

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII . и Нижегородский край.

на Нижегородской земле.

Работа над проектом « и Нижегородский край».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

Люди земли Нижегородской.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Выксе – 75.

Знакомство с историей города Выкса.

Славная история: братья Баташевы на Выксунской земле. Выксунские заводы.

Работа над проектом «Выксе – 75».

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Встреча с, ветераном труда.

Встреча с, участником Вов.

Раздел XII . Экскурсионная работа.

Поездка в музей с. Шиморское.

Поездка в музей г. Муром.

Раздел XIII . Научно – практическая конференция.

Отчет о работе объединения дополнительного образования.

Итого.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников.

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея".

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.

Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • - формирование чувства патриотизма посредствам привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческого должностного инструментария;
  • - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей воспитанников;
  • - формирование и развитие способности подростков к адаптации в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • - профессиональная ориентация подростков.

Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией.

Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.

Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить.

Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов.

Осень, зима и ранняя весна самое время для походов на дополнительные занятия, кружки и секции. Летом будет явно не до них.

Предлагаю обзор интересных детских кружков в самых разных музеях Москвы.

1. Государственный Дарвиновский музей
от 7 лет
м. Ленинский проспект
бесплатно

В Дарвиновском музее открыта Студия анималистической живописи, где школьники и дошкольники могут получить серьезное художественное образование. Программа изостудии рассчитана на 7 лет обучения, а ученики получают обширное представление о рисунке, живописи, композиции и истории искусств. А для ребят 11-12 лет и старше в музее Дарвина уже более 50 лет работает Кружок юных биологов. Сюда приглашают школьников, которые любят путешествия и исследования и мечтают побольше узнать о животных и живой природе.


2. Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 10 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

В Биологическом музее школьники могут записаться в Палеонтологический кружок. Программа занятий рассчитана на два года. За это время дети познакомятся с основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других дисциплин, с биологическим разнообразием Подмосковья и других регионов России. Детям наверняка понравится вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты и проводить настоящие исследования.


от 12 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

С октября по май для детей в Планетарии работают астрономические кружки, в которых ребята могут больше узнать об астрономии и космосе. Занятия проводят в Большом Звездном зале, в Обсерватории и на Астрономической площадке. Тут можно не только послушать интересные лекции, но и отправиться а увлекательную экскурсию или выезное наблюдение за звездным небом. Кроме прочего, для кружковцев организуют встречи с интересными людьми.


от 6 лет
м. Охотный ряд
от 2 640 руб./курс занятий

В Историческом музее детям уделяют много внимания: в этом году тут работает 14 разнообразных кружков. Можно заниматься изобразительным творчеством или рукоделием, изучать историю Древней Руси, знакомиться с археологией, нумизматикой или технологией резьбы по дереву, и даже ставить спектакли в историческом театре кукол. В некоторых кружках дети могут заниматься вместе с родителями.


от 6 лет
м. Парк Культуры
от 500 руб./занятие, 1500 руб./абонемент

Как и во многих столичных музеях, в Музее Москвы работает Детский творческий центр. Например, малышам предлагают изучать историю искусств. В студии можно пройти путь от наскальной живописи до современного искусства - с упором на историю Москвы. Также при музее есть кружок для любителей лепки из пластилина. Еще одна студия посвящена археологии: в занимательной форме малышам расскажут об основах этой науки, древнейшем прошлом Москвы, средневековых ремеслах и прочих интересных вещах.


от 6 лет
м. Александровский сад
900-6 400 руб./курс занятмй

При музеях Московского Кремля работает Детский центр. Для самых маленьких там открыли студию "Светлица". Программа студии включает интересные экскурсии по Кремлю и творческие задания, которые помогут закрепить полученные знания на практике. Лекторий Музеев Кремля приглашает детей с родителями на увлекательные лекции по истории и искусствоведению. Лекции проходят по выходным в здании Оружейной палаты. Для детей от 10 лет и их родителей в Кремле работает Клуб любителей древностей - там можно познакомиться с разными музейными профессиями и науками: археологией, нумизматикой, оружиеведением и геммологией.


от 4 лет
м. Третьяковская



В Третьяковской галерее уделяют большое внимание юным гостям. Для детей тут работает лекторий, где рассказывают о современном искусстве, о ярких художниках и важных направлениях в искусстве нашего времени. Кроме того, в Третьяковке работает детская студия, в которой с дошкольниками занимаются рисованием профессионалы этого дела. Попасть в студию можно по результатам творческого конкурса и собеседования. В филиале галереи на Крымском валу работает творческая мастерская для детей: там, среди прочего, проводят абонементные занятия для маленьких любителей искусства.

8. Государственный музей имени Пушкина
от 4 лет
м. Кропоткинская
6 000-12 000 руб./абонемент

В музее Пушкина действует несколько образовательных программ и более 18 детских абонементов. Малышам предлагают в игровой форме знакомиться со сказками Пушкина, делать свои первые шаги на поприще живописи, рисунка и декоративных техник и народных ремесел, зниматься в театральной студии. А дети от 9 лет и старше могут записаться в Школу юного дворянина и в полной мере ощутить себя современником великого поэта. Полное расписание абонементных занятий можно найти на сайте музея.


от 7 лет
м. Охотный Ряд
2 000-7 000 руб./курс занятий

При музее действуют несколько кружков для детей и взрослых. Прежде всего, это Клуб юных геологов, в котором дети знакомятся с основами геологии и экологии, изучают явления природы и иностранные языки - английский или китайский. Занятия проходят раз в неделю, продолжительность - 2 часа. Преподают в Клубе сотрудники музея, а также педагоги и студенты московских вузов. Юным геологам читают лекции и проводят мастер-классы. Кроме того, дети совершают познавательные вылазки в другие естественнонаучные музеи Москвы. А некоторые занятия проводят в полевых условиях, чтобы познакомить детей с азами професии.

Кроме того, в музее Вернадского можно ставить опыты в кружке "Научные приключения", изучать физику, заниматься творчеством в художественной студии "Мастерская природы", посещать шахматный клуб, изучать промышленный дизайн или робототехнику или обучаться в школе юных часовщиков.


от 8 лет
м. ВДНХ
50 руб./занятие

В Музее космонавтики открыли клуб "Космический отряд" для учеников младшей и средней школы. Здесь юные любители космоса смогут получить ответы на свои вопросы: например, узнать чем занимаются космонавты на орбите, чем космический корабль отличается от ракеты. Детям читают лекции о новейших технологиях космической отрасли, устраивают познавательные встречи с космонавтами, астрофизиками и другими учеными, организуют экскурсии и астрономические наблюдения. Занятия проходят в двух группах: 8-11 и 11-15 лет. Вступить в "Космический отряд" могут все желающие.

Оставайтесь на связи!