Факультативные занятия по литературе. Методика факультатива "современные тенденции развития русской литературы"

Аккольская средняя школа

календарно-тематический план факультатива

«Природа в литературе»

Учитель русского языка и литературы Айталиева Зульфия Сарсембаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Цели и задачи кружка

    Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

    Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

    Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Поэтов XIX века, которые писали о природе

    Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

    Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

    Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы

Новизна заключается в следующем:

данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании

Директор зам.директора по М\О:

воспитательной работе Ф.И.руководителя М\О

Халменова Н.Х. Молдагалиева Э.З. Турахбаева Э.Т.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

Осень в лирике А.С.Пушкина.

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

4-5

Осень в лирике русских поэтов.

6-7

Осень в лирике казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”

Работа над журналом

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”

11-12

Зима в лирике казахских поэтов.

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе

14-15

Зима в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских поэтов.

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Зимние забавы в лирике.

Подготовка к литературным чтениям..

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.

Выразительное чтение наизусть

22-23

Весна в лирике казахских поэтов.

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Проба пера.

Иллюстрирование стихотворений.

Работа по иллюстрации

Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Словесное описание

27-28

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе.

Весна в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

Весна в лирике русских и казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала.

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Подготовка к литературным чтениям.

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

Литературные чтения “Встречаем лето”.

Выразительное чтение наизусть

Творческий отчет о проделанной работе.

Отчет

Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

4. Лес в изображении русских художников.

5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

9. С Пушкиным по следам Пугачева.

10. Лермонтовский Кавказ.

12. Провинциальный город в изображении русских художников.

13. Чеховский Таганрог.

14. Горький в Нижнем Новгороде.

15. Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо­кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че­ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа­ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредст­венной, конкретной, наглядной форме. Однако программа фа­культатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где жи­вут школьники.

Для школьников V - VII классов доступен и интересен фа­культатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьни­ков этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений ис­кусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архи­тектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позво­ляет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть карти­ны русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), уви­деть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пуш­кинских произведений. Занятия факультатива не должны быть слишком час­ты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каж­дому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во вне­урочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочис­ленных фото- и художественных репродукций картины, близ­кие по настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»). Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному про­изведению неопровержимость достоверности. Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатле­ния, необходимые для программного изучения темы. Так созда­ется установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе. Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эс­тетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важны­ми видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой ак­терской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе мож­но усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и расска­зывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобрази­тельное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художни­ке, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

Факультативы должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатле­ния от искусства, получаемые по разным каналам и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности.

В качестве темы для факультатива надо избирать не част­ный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объеди­няет все занятия факультатива общей и содержательной мыс­лью. При этом характер проблемы, центральной для факуль­татива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями чита­тельского восприятия школьников, с кругом вопросов, в пер­вую очередь их интересующих.

ПРОГРАММА

Факультативного курса

«Творческая работа выпускника». 11 класс.

Пояснительная записка

1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.

«Дрофа». 2007 г.

Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Цель факультативного курса:

Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.

Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Задачи факультатива:

Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;

Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  7. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
  2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  3. Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.

Специальные умения и навыки:

  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

Календарно-тематическое планирование

I четверть(9 ч.)

Тема

План

Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения.

Особенность анализа лирического произведения.

1 час.

Виды сочинений:

а) отзыв;

б) рецензия;

В) эссе.

Композиция сочинения:

а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б) особенности основной части;

б) заключение и его связь со вступлением.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;

1 час.

Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

1 час.

Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

1час.

Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

1 час.

Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

1 час

Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

1час

Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?»

1 час

Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения.

1час

II четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция.

1час

Практика

Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

1час

Теория

Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

1час

Теория

Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате.

1час

Практика

Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

1час

Практика

« Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения.

1час

Практика

«Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

1час

Практика

«Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

1час

III четверть(10 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Аргументы из литературных произведений.

1 час

Практика

Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

1 час

Практика

«Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

1 час

Практика

Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

1 час

Теория

Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского).

1 час

Практика

Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

1 час

Практика

Добро и зло в романах М.Булгакова.

1 час

Практика

«Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

1 час

Практика

Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

1 час

Практика

«Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина.

1 час

IV четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Учимся редактировать сочинение.

1 час

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

1 час

Практика

Обзорные темы.

1час

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

1 час

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы.

1 час

Практика

1 час

Практика

Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

1 час

Практика

«Вечные темы» в литературе.

1 час

Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
  • подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
  • самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

Список литературы

1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.

5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.

6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.

  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование