Военные походы князя олега кратко. Князь олег

Правление князя Олега (кратко)

Правление князя Олега - краткое описание

Хронология правления князя Олега 882-912 гг.

В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег (произошло это из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра.

Так как для того чтобы достичь, поставленные цели одной дружины было не достаточно, Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев.

В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских».

Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.

Внутренняя политика времен правления князя Олега

Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.

Внешняя политика времен правления князя Олега

907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор.

После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим.

Умер князь в 912 году . Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.

Реферат

Тема реферата

Правления князя Олега

Подпись исполнителя ___________________

Работу принял “ _____ ____________ 20 г. ___________________________________

Подпись и ФИО преподавателя

2. ПРЕДИСЛОВИЕ.

Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян - южного с Киевом и северного с Новгородом. Последний, скорее всего, и возник в это время, сменив более старое поселение, возможно, на так называемом Рюриковом городище, возле Новгорода. Олег постепенно так или иначе присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Из летописи видно, что ему к концу правления подчинились поляне, словене (новгородские), чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, северяне, белые хорваты, дулебы и тиверцы. Впрочем, подчинение хорват и дулебов сомнительно, равно как и западных кривичей (полочан). В любом случае под властью Киева оказался прежде всего «путь из варяг в греки» с его ответвлениями на Десну и Западную Двину. Олег получил прозвище Вещего, что, возможно, просто перевод на славянский язык его (скандинавского) имени Олег (ск. Хелги), что означает Святой, Вещий.

3. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ОЛЕГА. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУСИ.

Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег.О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег , родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч , установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купеческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревавшие киевские правители пришли на встречу. Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам “есть роду княжа”, а Игорь является сыном князя Рюрика. Аскольд и Дир были убиты, а Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: “Да будет Киев матерью городам русским”.

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чисто военная победа.” И экономически, и политически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточнославянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение. Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 г.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории - “уставил дань” новгородским словенам, кривичам, другим племенам и народам. Олег заключил с варягами соглашение и обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. В 883 г. Олег покорил древлян и обложил их "тяжелой" данью, а в 884 и 885 гг. возложил дань на северян и радимичей, которые до того платили дань хазарам. Но пограничных с хазарами северян и радимичей Олег, по сути, освобождает от дани, возлагая на них дань "легку". Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками хазар оставались вятичи.

«…В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице. В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их“ и вам (им платить) незачем». В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

4. ПОХОД НА ВИЗАНТИЮ

Под 907 годом летопись сообщает о походе Олега на Византию. Под знаменами Олега выступили варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет ), Олег выступил в поход на Царьград . Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» . Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Византия в то время находилась в затруднительном положении. Переговоры о заключении мира с арабами не были закончены, несмотря на блестящую морскую победу, одержанную византийцами над арабским флотом в Эгейском море. Вскоре после этого успеха правитель малоазиатской пограничной области, перешедший на сторону арабов, поднял восстание против императора Льва II. В этих условиях византийскому правительству было особенно важно сохранить мир с Киевской Русью, военная помощь которой против арабов была крайне нужна империи.
В летописи сохранились тексты двух договоров Олега с Византией: отрывок договора, включенный в летописный рассказ, датированный 907г., и договор 911 г. Большинство исследователей считают договор 907 г. частью договора 911 г. Весьма возможно, что в результате похода Олега на Константинополь, совершенного около 907 г., было установлено предварительное словесное соглашение о мире и союзе, которое в 911 г. было включено в письменный текст договора. первые письменные договоры в 907 и 911 , предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов
Византию особенно интересовала военная помощь, которую могла оказать ей Русь. По договору 911 г. русский князь обязывался не запрещать воинам Руси поступать по своему желанию на службу империи. Еще летом 910 г. .византийское правительство отправило против арабов большую морскую экспедицию под предводительством полководца Имерия, который вел с собой флот из 177 судов с 47000 гребцов и воинов. На кораблях находился отряд русских из 700 человек.
Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города (Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, в которых сидели "великие князья"). В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии . Так же Олег велел сшить для своих ладей паруса, да непростые, а из дорогих материй - из паволок и шелка. Греки исполнили волю киевского князя, и русские ладьи под богатыми парусами вернулись в Киев.

Текст этого договора знаменателен. Прежде всего, в договоре идет речь только о русах, и ни словом не упоминаются славянские племена. Во-вторых, русы показаны как разноэтничный конгломерат - "род русский". Об этом свидетельствуют имена послов "от рода русского": Веремуд (Вельмуд), Карлы, Фарлоф, Рулав, Стемид, Фрелав, Актеву, Гуды, Труар и др. Эти имена в большинстве могут быть объяснены, главным образом, из кельтских, иллирийских, иранских, фризских и финских языков. Но характерно, что этот договор Олега, как, впрочем, и более поздний договор Игоря, записан по-славянски, что говорит о славяноязычии княжеских дружин.

О смерти Олега в "Повести временных лет" сохранилась красивая легенда. Еще до похода на греков был у киевского князя любимый конь. Но однажды спросил князь языческого волхва: "Отчего я умру?" И ответил ему волхв: "Князь! Умрешь ты от коня твоего любимого, на котором ездишь - от него тебе умереть!". Запали эти слова в душу Олега, и сказал он: "Никогда не сяду я на этого коня и не увижу его более". И повелел он кормить коня, но сам на него больше не садился. Прошло несколько лет, и Олег вспомнил предсказание волхва. Позвал тогда князь конюха и спросил его: "Где мой конь, которого я приказал кормить и беречь?" А тот ответил: "Умер конь". Засмеялся Олег: "Неправду сказали волхвы, конь уже умер, а я жив". И поехал Олег посмотреть на то место, где лежали останки коня - кости и череп. Увидев конский череп, Олег наступил на него ногой и снова рассмеялся: "Не от этого ли черепа смерть мне принять?!" И тут из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Разболелся князь и скоро умер. Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде , который также был смертельно ужален на могиле любимого коня . Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века .

На самом деле, разные летописи по-разному указывают время и место гибели Олега. В одних сообщается о смерти Олега в Киеве, в других - о том, что Олег окончил свои дни на севере, в городе Ладоге или даже за морем.

В соответствии со сведениями богемских хроник, возможно, у Олега Вещего был сын, названный также Олегом. Этот Олег, после смерти отца, вел войну с захватившим Киев Игорем, а потом бежал в Моравию, где прославился как воин и полководец.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А.

«История России с древнейших времен до конца XVII века» Боханов А.Н., Горинов М.М.

  1. Правление Дмитрия Донского

    Реферат >> Исторические личности

    Явно действовала против своих тиранов. Князь Олег разбил ординского мурзу Тагая, разграбившего... Орды, спокойно занимался делами внутреннего правления . Прошло около года. Хан молчал... ею. Но, так или иначе, правление Дмитрия Донского имело огромное значение...

  2. Князь Ярослав Владимирович Мудрый политический портрет

    Реферат >> История

    Лишь упоминания о сроках начала и конца правления . Чем это объяснить? Удовлетворительного ответа... могил костей старших братьев Владимира, князей Олега и Ярополка и их крещение - обряд, безусловно...

  3. Правление Ярослава Мудрого

    Закон >> История

    Кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлениями самозванцев, разрушением государственной власти, ... 12.Создание киева:1)князь ОЛЕГ ,годы правления (879-912гг);два раза... повстанцами лишённым престола.В период правления

Олега Новгородского обычно начинают отчислять становление древнерусской державы. Фигура его действительно знаковая, поскольку определила начало новой эпохи, новой эры. Его жизнь, как и смерть, имеет много загадок для историков. Но все же князь Олег Вещий, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, - личность довольно интересная для исследователей и обычных любителей старины.

Появление на Руси

Биография которого нам известна лишь вкратце, считается основателем Древнерусского государства. Он являлся родственником легендарного варяга Рюрика, то есть был братом Ефанды - жены полководца. Есть мнение, что был он обычным воеводой, которому викинг безмерно доверял. Иначе разве поручил бы ему увезти своего малолетнего сына? Стоит полагать, что Олег действовал по соглашению с Рюриком, а может, и имел определенную свободу. Так или иначе, но довольно быстро он завладел Смоленском и Любечем, а затем и Киевом. К слову, златоверхий город был им захвачен хитростью: варяг выманил из-за стен (которые также вероятно были викингами) и убил их, объявив себя князем.

Достижения и успехи

Князь Олег, биография которого рассматривается в данной статье, укрепил власть то ли заручившись поддержкой соседних с Киевом племен славян, то ли покорив их. Он установил для них дань, которая не сильно тяготила людей. Но его воинские успехи были действительно впечатляющими. Походы против хазар избавили русские земли от необходимости платить каганату полюдье. Пал великий Царьград, на вратах которого, согласно летописи, князь прибил свой щит. В результате русские купцы могли без пошлин торговать с Византией, получать от нее всяческую поддержку. Таким образом, князь Олег Вещий, краткая биография которого рассмотрена выше, имеет больше заслуг перед Русью, чем Рюрик. Тем более, что о родоначальнике княжеской династии практически ничего не известно.

Поход на Царьград

Князь Олег, краткая биография которого освещена в Повести временных лет, - личность незаурядная. Он организовал знаменитый поход на Константинополь, после которого получил свое прозвище - Вещий. Летопись гласит, что он отправил в город огромное войско на двух тысячах ладьях. В каждой лодке помещалось по четыре десятка дружинников. Император велел закрыть ворота столицы, оставив на растерзание врагам пригороды и деревни. Но киевский князь велел прицепить к кораблям колеса, на которых войско дошло до ворот Царьграда. Византийцы были в недоумении, поэтому сдались, предлагая Олегу щедрую дань и мир.

А был ли поход?

Князь Олег, краткая биография которого найдется практически в каждом учебнике истории, - фигура противоречивая. У исследователей есть больше вопросов, нежели ответов о его жизни. Например, факт похода на Византию кажется недостоверным. Все потому, что авторы из Константинополя детально описывали все нападения на их страну, но о походе Олега они не упоминают. Кроме того, возвращение из Царьграда Олега и Владимира Великого очень похожи. Возможно, это описание одного и того же события. В то же время после Олега в южный город ходил и Игорь, который также одержал победу. Об этом заявляют и европейские авторы, которые вели хроники тех лет.

Была ли змея?

Олег, биография которого известна еще и с уроков литературы, умер так же загадочно, как и появился на Руси. В той же описывается, что когда-то волхв предрек ему смерть от любимого коня. Варяг был суеверным, поэтому сел на другое животное, а любимца поручил слугам, приказывая заботиться о нем до его смерти. Вспомнил правитель о нем во время пира, но оказалось, что лошадь давно погибла. Печалясь о любимце и злясь, что поверил волхвам, князь отправился к костям. Но когда он наступил на череп, увидел змею, которая тут же ужалила его в ногу. Олег скончался от яда.

Князь Олег, биография которого давно изучена, мог погибнуть другой смертью. А сказание о лошади и змее, возможно, позаимствовано из саги об Орварде Одде. Хотя некоторые ученые считают, что герой скандинавских сказаний и Вещий Олег являются одним и тем же лицом. Но есть несколько фактов, которые позволяют задуматься о том, мог ли быть сюжет о гибели князя правдивым. Среди них следующие:

Могла ли змея прокусить кожаный сапог, который носили на Руси? Скорее всего, нет, или Олег пришел на гору к костям коня босым?

А что если змея прыгнула и укусила князя выше голенища сапог? Но на территории Украины в таких гадюк нет!

Как правило, змея, прежде чем ужалить, шипит и пытается уползти. Мог ли это не заметить Олег или его приближенные?

Как вариант, князь погиб от яда, но змею ему подсунули нарочно либо отравили Олега заранее. Установить, где истина, к сожалению, невозможно.

Еще несколько интересных фактов

Русский князь Олег, биография которого читателю уже известна, упоминается не только в летописях Киева и Новгорода. Аль-Масуди (арабский автор) говорит о неудачном походе русов (500 кораблей!) на челе с Олвангом и Ал-диром на Персию. Часть добычи они отдали хазарам, но последние предали их и перебили всех. Там погибло около тридцати тысяч дружинников, а кто отступил за Каспий, были перебиты волжскими булгарами. Таким образом, легендарный князь погиб в походе, как и подобает отважному варягу.

Вот такой он, умный и воинственный князь Олег. Биография его полна белых пятен, из-за которых вокруг этой фигуры сохраняется ореол загадочности и таинственности. Возможно, время найдет ответы на все вопросы.

Годы правления: 879 – 912

Из биографии.

  • Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.

Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».

Картины В.М. Васнецова:


В.М.Васнецов, 1899г.

Исторической портрет Олега Вещего: направления деятельности

1. Внутренняя политика Олега Вещего

Направления деятельности. Результаты.
1.Укрепление положения князя. Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.Посадил своих посадников в города.Принял титул великого князя, все остальные — его данники.
2.Образование единого государства. 882-образование государства, Киев- столица(« матерь городов русских ». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племён.Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
3.Защита Киева- столицы Руси. Вокруг города построил новые укрепления.
4.Обеспечение безопасности государства. Строит окраинные города. «Нача города строити».

2. Внешняя политика Олега Вещего

Итоги деятельности Олега Вещего:

1.образование государства — в 882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

3.принятие титула великого князя, все остальные князья — его данники, вассалы.

4.оздание благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.

5.упрочение внешнеполитического положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно . Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

Хронология жизни и деятельности Олега Вещего

Олег Вещий в литературе:

А.С.Пушкин.« Песнь о Вещем Олеге» .1822г.

Б.Васильев. « Вещий Олег» 1996г.

Н.П. Павлищева.« Вещий Олег». 2008г.

ТЕРМИНЫ

Антинорманнская теория (М.Ломоносов,Б.А.Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество - сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в.Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь - первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым - единица налогообложения с двора.

Закупы - крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества - глава княжества. Старший назывался великим, остальные - удельными.

Летописи - исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк - ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий - с крестьян.

Вервь- мир - община.

Переложное земледелие - способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие - выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» - водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского(Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря, затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи - смерды(крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор(ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды - свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм - ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству.Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки(барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары - кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы - феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория - государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов(А.Л.Юрганов, Л.А.Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже - широкий круг феодально-зависимых людей.