Библия о поклонении святым отцам. Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним? Святая Библия очень важна

"Святое место" является библейским понятим.

1. Иерусалим был и является святым городом:

Мф 4:5 Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма (ср Неем 11: 1, 18; 48: 2)
Матфей 27:53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

2. Храм в Иерусалиме (разрушенный римлянами в 70 от РХ) был особенным святым местом:

Псалом 5:7 «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем»
Исаия 56:7 «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ср. Мф 21:13; Мк 11:17; Лк 19:46).

3. Внутреннее Святилище храма называлось Святая Святых (Лев. 16) и был самым святым местом в мире для Ветхозаветного народа Божьего. Ковчег завета, находящийся в Святом Святых, был местом, где Бог присутствовал особым образом, между двумя резными херувимами:

Исход 25:21-22 "И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым".

Ковчег Завета был настолько святым предметом, что никто не мог дотрагиваться до него, и поэтому его переносили, используя шесты, которые вставлялись через кольца, находящихся по обеим его сторонам (Исх 25:13-15). Однажды, когда ковчег падал во время движения волов, некто Озия просто протянул руку, чтобы поддержать его и сразу же был поражен смертью:

2 Царств 6:7 «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия».

Жители Вефсамиса также были поражены смертью из-за того, что заглянули внутрь ковчега:

1 Царств 6:19 «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (Ср. Исх. 33:20).

Это случилось не оттого, что Бог был жесток. Он должен был донести до упорных, грешных людей понимание, что некоторые вещи, связанные с Его присутствием, освящены и к ним нужно подходить серьезно и с величайшим почтением, что даже не сметь прикасаться к ним. После того, как несколько израильтян были убиты, коснувшись святыни, люди очень быстро научились, что она означает. Бог - трансцендентен и свят. Нельзя подойти к нему близко без очищения, без трепета, как Библия показывает во многих местах.

4. Гора Синай была святым местом из-за Божьего присутствия на ней в горящем кусте

Исход 3:5 « И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » .

Перед тем как евреи должны были получить Десять Заповедей, Бог поручил людям даже не подходить к горе, или её "границам", под страхом смерти (19:12-13). Даже животные были включены в это ограничение.

Особое присутствие и близость Бога - которое нужно рассматривать в отрыве от Его вездесущности - сообщает святость:

Второзаконие 7:6 «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Ср 26:19; Иер 2:3).

Ангелы называются "святыми" в Писании именно из-за своей близости к Богу:

Псалом 88:6-7 « Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его » .

Это краткое изложение того, что Библия учит о святых местах. Конечно, на это многие скажут, что большинство из перечисленных выше отрывков находится в Ветхом Завете. Однако, и Новый Завет продолжает ссылаться в Иерусалим как "святой город" (Мф 4:5; 27:53), и Иисус говорит о Святом Святых как "святом месте" (Мф 24:15; Евр 9: 2, 12, 25). И апостол Петр называет гору Преображения "священной горой" (2 Пет 1:17-18; Мф 17: 1-6).

Протестанты часто используют термины «Святая Библия» и «Святая земля». Этим они молчаливо признают понятие святыни: несмотря на то, что часто возражают против него. Протестанты часто приходят в шок от осознания того, что сами они в глубине души признают существование святых мест и вещей: если им задать вопрос, смогут ли они разрушить бульдозером то место, где был распят Христос, чтобы поставить на нем ресторан быстрого питания, большинство из них возмутятся самой этой идеей и сочтут этот вопрос смешным или оскорбительным. Почему? Ну, потому что они верят в святые места, в конце концов.

Святость; святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

Святое [еврейское кадош ; греч. гагиос ] – это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью – в противоположность греховности.

II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. – неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11 : «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее → величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как → суд и → милость, как праведность (→ Справедливость, праведность) и → любовь;
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога – Святого (Ис 6:3 ) и Освящающего (Иез 37:28 ). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и следующие; Лев 19:2 );
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним: а) народ → ИЗРАИЛЯ – это народ Божий и потому представляет собой «царство священников и народ святой» (Исх 19:6 ); б) → СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9 ); прежде всего это относится к → первосвященнику, на золотой табличке которого начертано: «Святыня Господня» (Исх 28:36 ); в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., «земля святая» вокруг горящего куста (Исх 3:5 ) или святой город → Иерусалим, место присутствия Бога (Ис 48:2 ; Ис 52:1 ); г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., → суббота (Исх 35:2 ), праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и следующие); д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3 ; ср. 2Цар 6:6 и следующие), обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6 ), жертвы (Иез 42:13 ), хлеба предложения (1Цар 21:4 ), вода (Чис 5:17 ), десятина (Лев 27:32 ), предметы одеяния священника (Исх 28:2 ); е) по поводу святого пути (Ис 35:8 ) → Путь (II,3);
4) а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3 ): «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр 4:8 ). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: «Отче Святый» (Ин 17:11 ). Определение «святой&raqraquo;, употребляемое в отношении Иисуса, свидетельствует о Его Божеств. происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божьим (Мф 1:18 ; Лк 1:35 ). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (Мк 1:24 ); б) святыми названы → АНГЕЛЫ, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31 ), → ПРОРОКИ, устами которых говорил Бог (Лк 1:70 ), а также → АПОСТОЛЫ и пророки, которым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и следующие). Иоанн Креститель назван «мужем праведным и святым» (Мк 6:20 ); в) С. присуща Божьему народу НЗ, → ЦЕРКВИ Иисуса (Рим 11:16 ). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их «избранными святыми» (Рим 1:7 ; 1Кор 1:2 ), христианами, которые «во Христе» (Рим 8:1 ) и которые являются членами Его Тела – Церкви;
5) причастность людей (→ Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24 ), – одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения «святое место» (Деян 6:13 ) и «святый град» (Мф 27:53 ) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как → Господь Своей Церкви (Рим 1:4 ), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17 ).

Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним? - Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание. И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих: 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них. То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление. Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих: 11. Бог же творил немало чудес руками Павла, 12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста. Протоиерей Олег Стеняев

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11 : "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. Величие , а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. Любовь, любить);
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28) . Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след.; 19:2) ;
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:

а) народ ИЗРАИЛЯ - это народ Божий и потому представляет собой "царство священников и народ святой" (Исх 19:6) ;
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9) ; прежде всего это относится к см. Первосвященник у, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36) ;
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., "земля святая" вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см. Иерусалим , место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1) ;
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. Суббота (Исх 35:2) , праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след.) ;
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.) , обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6) , жертвы (Иез 42:13) , хлеба предложения (1Цар 21:4) , вода (Чис 5:17) , десятина (Лев 27:32) , предметы одеяния священника (Исх 28:2) ;
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см. Путь (II,3);

4)

а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3) : "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель" (Откр 4:8) . Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый" (Ин 17:11) . Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35) . Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим" (Мк 1:24) ;
б) святыми названы см. Ангел ы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31) , см. Пророк и, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70) , а также см. Апостол ы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след.) . Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым" (Мк 6:20) ;
в) С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. Церковь, собрание, община) (Рим 11:16) . Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми" (Рим 1:7; 1Кор 1:2) , христианами, к-рые "во Христе" (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;

5) причастность людей (см. Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24) , - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения "святое место" (Деян 6:13) и "святый град" (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви (Рим 1:4) , ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17) .


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Святость, святое" в других словарях:

    - (праслав. svętъ, svętъjь) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

    святость - чистота; отделение от греха А. Темы в Библии СВЯТОСТЬ как тема Левита: Лев 19:12 Б. Святость Бога 1. В Ветхом Завете свят: Пс 98:3,5,9 назван Святым Израилевым: Пс 21:4; Ис 30:11,12,15 Дух свят: Ис 63:10 имя свято: Пс 110:9 престол св … Библия: Тематический словарь

    Библия Гутенберга Библия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом для иудеев. Ветхий З … Википедия

    СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ - Библ. понятие С. не тождественно понятию нравств. совершенства. Евр. слово кадТш, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. С. есть преимущ. свойство трансцендентного… … Библиологический словарь

    I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен священник происходит от глагола кохан = быть священнодействующим, совершать священное служение, т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало стоять. В Библии… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово О. (греч. койнониа) подразумевает тесную связь, близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств, в к рых одна из сторон может иметь нек рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав … Википедия

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия