Акт заключение о неисправности оборудования. Что такое акт дефектации оборудования

Вышедшая из строя техника не может эксплуатироваться по назначению. Подтвердить это нужно документально. Уполномоченное лицо определяет причину неисправности и составляет акт дефектации оборудования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это за документ? Оборудование может выйти из строя по вине ответственного материально лица либо по не зависящим от него причинам.

В любом случает выявленные дефекты подлежат документированию. Для этого составляется специальный акт. Что такое акт дефектации оборудования?

Важные аспекты

Акты, на основании которых осуществляется дефектация оборудования, создаются непосредственно перед списанием, восстановлением или ремонтом проверяемых объектов.

Составлению акта предшествует определенная процедура. В первую очередь изучается общее техническое состояние оборудования. Далее исследуются отдельные детали.

На основании экспертных оценок составляется заключение относительно возможного ремонта и необходимой суммы затрат. Составляя , следует соблюдать определенные требования.

В частности касается это указания определенных реквизитов, позволяющих точно идентифицировать само оборудование, установить причины неисправности и способы устранения таковых.

Именно акт дефектации впоследствии становится основанием для списания оборудования либо проведения ремонта.

Что это такое

Дефектация оборудования являет собой процесс разборки такового с выявлением дефектов, поломок у узлов, деталей и агрегатов.

Как заполняется форма дефектного акта на оборудование

При составлении акта дефектации оборудования следует учитывать общие требования, предъявляемые к созданию любых актов:

Любой вид акта составляется двумя и более лицами и ими же подписывается При этом состав комиссии определяется на основании приказа руководства, если в организации отсутствует постоянно действующая комиссия, ответственная за составление таких актов
При наличии унифицированной формы для акта Следует использовать именно ее для составления. В иных случаях акт оформляется на утвержденном бланке организации, включающем в свой состав обязательные элементы
Датой акта признается дата его составления Если для составления акта требуется выполнение определенных процедур, то указывается период их выполнения
Текст акта начинается с обозначения основания составления При этом может указываться ссылка на определенный документ, например, приказ руководителя
В начальной части акта Перечисляются члены комиссии с указанием , фамилий
Далее отображаются факты Ради каких и составляется акт. Оные подытоживаются выводами и предложениями комиссии
Можно использовать для отображения данных таблицы Если таки информация воспринимается более понятно
Количество экземпляров акта Определяется числом заинтересованных сторон
При наличии дополнительных приложений В акте отображается ссылка на таковые
Подписывается акт всеми членам комиссии Если кто-то из них не согласен с положениями документа, то рядом с подписью он ставит отметку о замечаниях
Ознакомиться с актом должны все заинтересованные лица Что подтверждается их подписью

Утвержденный бланк

Акт дефектации оборудования документ первичный, то есть он должен соответствовать требованиям законодательства.

Но с 1.01.2013 формы первичной учетной документации, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, не являются обязательными к применению.

Поскольку оборудование относится к основным средствам, то составляя акт дефектации оборудования можно применять . Таковая включает в себя обязательные реквизиты организации, владеющей ОС.

Затем указывается перечень обнаруженных дефектов. В завершение акта прописываются мероприятия, необходимые для устранения выявленных дефектов, исполнители и сроки исполнения.

В то же время организация вправе использовать и собственный бланк, разработанный на основе формы ОС-16 или с учетом собственных потребностей. Форма акта дефектации утверждается в организации.

При необходимости к акту можно прилагать фото дефектов или иные документальные свидетельства.

Технического состояния

Основанием для принятия решения о восстановлении или списании оборудования служит документ, подтверждающий уровень работоспособности техники.

Таковым становится акт дефектации технического состояния оборудования. Также данный документ необходим, когда оборудование находится на гарантии или на сервисном обслуживании. Что отличает данный акт?

Прежде всего, такой акт дефектации оборудования должен содержать такие сведения:

  • дата приобретения оборудования;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • периодичность профилактических осмотров;
  • характер неисправности и ее проявления;
  • выявленные дефекты;
  • рекомендации экспертов.

Непосредственно дефектация состоит из контроля технического состояния деталей и их сортировки по группам годности. В процессе осмотра параметры деталей сопоставляются с техническими условиями.

При этом детали сортируются на годные к эксплуатации без ремонта, непригодные к использованию и пригодные к восстановлению.

Общий метод дефектации заключен в выявлении отклонений технического состояния деталей оборудования от изначальных параметров.

Годными признаются детали, параметры каких незначительно отличаются от изначального состояния. При отклонениях в диапазоне между предельным значением и допустимым детали отправляются на восстановление.

Превышение предельных отклонений ведет к окончательному выбраковыванию. Посредством дефектного акта определяется объем восстановительных работ и стоимость ремонта.

Если восстановление оборудования признается экономически нецелесообразным, то его списывают на основании акта дефектации технического состояния.

Неисправности объекта

При составлении акта о неисправности оборудования можно использовать утвержденную форму ОС-16 либо самостоятельно разработанную форму.

При этом составлять акт должны несколько уполномоченных лиц, которые могут достоверно отобразить факты. В акте, помимо обязательных идентифицирующих реквизитов, должно указать:

  • наименование оборудования;
  • период его эксплуатации;
  • обнаруженные неисправности;
  • характер неисправностей;
  • тип несоответствия начальным параметрам;
  • внешнее состояние оборудования;
  • условия хранения;
  • условия эксплуатации;
  • значения производительности (начальные и текущие).

К акту неисправности оборудования надлежит приложить акт о приемке или пересдаче оборудования и детальный отчет, где зафиксированы особенности обнаруженных неисправностей.

В выводах проверяющей комиссии следует отобразить и вероятную причину возникновения неисправности. Таковая может быть:

Если на списание

Любое оборудование рано или поздно списывается. Но даже полностью амортизированные объекты можно списать только после того, как установлена невозможность их дальнейшего использования.

Для этого сначала оценивается уровень морального износа оборудования и работоспособность. Далее готовится техническое заключение на списание объекта и акт дефектации, который в этом случае является и актом списания.

В акте дефектации на списание оборудования отражаются такие данные:

  • первоначальная стоимость оборудования;
  • техническое состояние объекта;
  • сумма начисленного износа в процессе эксплуатации;
  • причина ;
  • стоимость материальных ценностей в составе списываемого оборудования (при наличии деталей, которые можно использовать повторно);
  • расходы на списание и ликвидацию;
  • соотношение затрат на списание и выгоды от этого;
  • итоги списания.

Списание оборудования законно, если такая необходимость подтверждена данными акта дефектации. То есть в документе точно установлено, что ремонтировать и восстанавливать оборудование финансово не выгодно или невозможно.

Образец документа

Составлять акт дефектации оборудования можно в любой форме, не противоречащей законодательным требованиям. Можно применять утвержденную форму ОС-16 или иной вариант.

Оборудование рано или поздно выходит из строя, и если предприятие планирует использовать его в дальнейшем, основное средство приходится сдавать в ремонт. Ремонт оборудования можно поручить сторонней организации, а можно произвести восстановление собственными силами – от выбранного способа зависит перечень необходимых документов.

При поломке, делающей дальнейшую эксплуатацию невозможной, должен быть составлен акт выхода из строя оборудования. Оформляет акт уполномоченное лицо, в задачи которого входит определение причины поломки. При изучении обстоятельств поломки необходимо установить виновного в поломке. Если оборудование вышло из строя по независящим от действий пользователя причинам, в акте следует указать эти причины. Акт составляют также в случае, если оборудование находится на гарантийном обслуживании. Без этого документа претензии не будут приняты.

Акт осмотра

При обнаружении поломки должен быть составлен акт о выходе оборудования из строя (дефектный акт). Такой документ оформляется для каждой единицы поломанного оборудования, подлежащего ремонту. Существуют утвержденные формы ведомости дефектов, но каждое предприятие может использовать собственную форму.

Перед началом ремонта оборудования, вышедшего из строя, следует диагностировать поломку. К этой задаче целесообразно привлечь специалиста. Например, при выходе из строя компьютера диагностику проводит системный администратор, а при поломке автомобиля – механик. После изучения картины поломки специалист пишет акт осмотра в произвольной форме. В акте должна содержаться информация:

  • Название оборудования.
  • Описание обнаруженной неисправности.
  • Перечисление узлов и деталей, вышедших из строя.

Дефектная ведомость

Составляется на основании акта осмотра. Документ оформляется в произвольной форме, так как унифицированного бланка не существует. За основу можно взять Акт о выявленных дефектах оборудования ф. № ОС-16. Эта форма может быть использована, если удалить из нее лишнюю информацию и дополнить недостающими графами.

В дефектной ведомости необходимо указать:

  • Наименование оборудования, вышедшего из строя.
  • Марка, модель, идентификационный или регистрационный номер.
  • Инвентарный номер оборудования.
  • Выявленная неисправность.
  • Необходимые для устранения поломки работы, срок их выполнения.

Приказ

Переда началом ремонта требуется получить приказ руководителя о проведении ремонта. Основная информация, которая должна содержаться в приказе – кто будет проводить ремонт. Если ремонтировать оборудование будет специалист – сотрудник организации, на чьем балансе находится оборудование, необходимо составить смету. К смете прилагаются документы, подтверждающие приобретение необходимых деталей.

Для того чтобы оформить работы по устранению неполадок сторонней организации, потребуется договор и акт приема-передачи оборудования после ремонта, а также счет-фактура.

Основные средства, вышедшие из строя, не могут использоваться по назначению. Это необходимо подтвердить документально. Уполномоченный работник определяет, почему ОС вышло из строя, после чего формирует акт дефектовки спецоборудования.

Осмотр спецоборудования проводит специально сформированная комиссия. В ходе осмотра она составляет акт дефектации. В нем приводятся списки требуемых ремонтных работ и деталей для замены. Также, пишется заключение о пригодности использования конкретных деталей.

Данный акт служит основанием для формирования сметы на ремонтные работы. Также, на его основе разрабатывают проектно-конструкторскую документацию и выписывают необходимые материалы со склада.

Не менее важным предназначением акта дефектовки является обоснование списания спецоборудования, когда ремонт целесообразен и невыгоден.

Содержание документа

Компании могут самостоятельно разрабатывать формы актов дефектации. Главным условием является содержание в форме следующих сведений:

  • Наименование проверяемого на наличие дефектов спецоборудования;
  • Список работников, входящих в комиссию;
  • Список обнаруженных дефектов;
  • Рекомендации по ликвидации этих дефектов.

Инструкция по заполнению акта

Дефектный акт должен составляться в соответствие со следующими правилами:

  1. Ответственность за заполнение акта несет экспертная комиссия. Состав этой комиссии определяет руководитель компании, если в организации отсутствует комиссия, действующая на постоянной основе.
  2. Датой акта является дата его формирования.
  3. Основной текст акта начинается с обоснования его составления – документа, на основе которого составлен акт (к примеру, приказ директора компании).
  4. В начальной части документа приводится список лиц, входящих в состав комиссии, с указанием должностей и ФИО.
  5. После этого следует табличная часть. В ней указывается следующая информация: список дефектов, их описание, список работ по устранению неисправностей, ФИО исполнителя и сроки исполнения работ.
  6. Комиссия пишет свое окончательное заключение.
  7. В конце председатель комиссии, и ее члены проставляют свои личные подписи.

Как осуществляется осмотр спецоборудования

Процесс осмотра спецоборудования проходит в три этапа:

  1. Предварительная дефектация. Во время этого этапа осуществляется визуальный осмотр объектов ОС, замер производительности спецоборудования и основных параметров, анализ замечаний по его работе. Полученные результаты сравнивают с нормативными значениями. По итогам определяют состояние спецоборудования в целом. Это делается для установления необходимых работ и сроков их выполнения.
  2. Поузловая дефектация. Данный этап подразумевает исследование конкретных комплексов при текущем осмотре. Это делается с целью установления их пригодности к эксплуатации.
  3. Подетальная дефектация. На данном этапе происходит полная разборка спецоборудования в процессе осуществления ремонта. Также, определяется возможность повторного использования конкретных деталей и устанавливается характер предстоящих ремонтных работ.

Прекрасно работающий кондиционер радует нас в дикую жару и лютый холод, то охлаждая, то согревая так нужный нам воздух. Неисправный же кондиционер не может предоставить нам такого удовольствия, как в доме, так и в офисе, и обычно в таких случаях необходим ремонт кондиционера .

Когда именно профессионалы сервисного центра«Ремтехника » выезжают на дом для решения такой проблемы, как поломка кондиционера? Вариантов целая тьма. Сначала они определяются, какой именно кондиционер установлен, или еще даже не установлен у клиента: сплит-система, простой или промышленный. Далее определяются . Многим клиентам кажется, что кондиционер сломался просто так, ни с того ни с сего. Просто взял и сломался. Конечно, бывает и так, но в большинстве случаев любая поломка имеет свою причину, которая выясняется в процессе диагностики, а опытные мастера по ремонту кондиционеров знают все эти возможные причины, алгоритмы ремонта и последствия, влекущие за собой попытки клиента использовать свои очумелые ручки во благо агрегата и своего кошелька (что не всегда оправданно).

Итак, какие могут встать у Вас на пути?

- Утечка фреона

Обнаруживается это в основном, когда кондиционер перестает охлаждать воздух, хотя продолжает всё также исправно включаться, течет мало, а также обмерзает радиатор внутреннего блока или же гайки на внешнем блоке. Причиной такой ситуации может послужить естественный износ, разгерметизация фреоновой трассы, а также неудачное или несвоевременное сервисное обслуживание кондиционера(самостоятельное обслуживание). Какой выход? – Заправка кондиционера и полная диагностика кондиционера на предмет обнаружения каких-то сопутствующих неисправностей.

- Неисправность компрессора кондиционера

Такую проблему Вы можете заподозрить, когда перестал прослушиваться характерный шум включения кондиционера, и также, как в предыдущем случае кондиционер перестал охлаждать Ваш драгоценный воздух. Причинами такой беды могут быть то, что Вы использовали его не по назначению(не та температура, кидали с окна) или же неправильно был произведена установка кондиционера (что-то произошло не так во время прокладки фреоновой магистрали или банально разгерметизировалась система). Выйти из данной ситуации поможет только что замена или ремонт компрессора кондиционера .

- Загрязнение фильтров в кондиционере

Очевидно, что эта беда настигла и Вас, если Вы обнаружили, что внутренний блок кондиционера или сплит-системы начал течь, внутренний блок радиатора обмерз, а сам кондиционер и вовсе перестал охлаждать. Для профилактики этой проблемы следите за чистотой помещения, куда установлен кондиционер, а также производите регулярное сервисное облуживание. Но если уже поздно и кондиционер в итоге пострадал от загрязнения – на помощь Вам придёт профессиональная чистка кондиционера .

- Неисправность вентилятора

Еще одна поломка, которая диагностируется, когда кондиционер вовсе перестает охлаждать. Как показала практика, самой популярной причиной является использование кондиционера при включенном тепловом режиме, что чудесным образом ведет к тому, что крыльчатки начинают обмерзать и вентилятор в итоге прекращает работать. Поможет в этом случае лишь покупка и замена старого вентилятора кондиционера на новый.

- Неисправность пускового конденсатора

При данной поломке возможен вариант, при котором кондиционер вообще не включится, а пусковой конденсатор естественным путём износился или же вклинился заводской брак. Подобно предыдущему случаю, причиной также может служить обмерзание крыльчаток. Что поможет в такой ситуации? – Опять же замена пускового конденсатора .

- Неисправности в электронной схеме кондиционера

Итак, Вы обнаружили, что родной кондиционер окончательно и бесповоротно не включается. Возможно, проблема кроется в поломке электронной схемы. Это могло произойти по причине естественного износа или проблем с электросетью в доме, офисе или производственном помещении. Поможет в данном случае, как полноценный ремонт кондиционера , так и простая замена электронной платы .

- Проблемы с электропитанием кондиционера

Проблемы с электропитанием могут быть замечены Вами, если кондиционер перестает включаться с пульта управления. А произойти это могло от того, что он не включен в электросеть или же в пульте сели батарейки(и такое бывает). Не списывайте со счетов износ кондиционера, ведь не первый же день он уже работает? Для диагностики и исправления этой неприятности следует наладить доступ к электропитанию кондиционера, а поможет Вам в этом интернет или мастер нашего сервисного центра.

Было описано достаточное количество причин неисправностей кондиционера , которые могли и не случиться, или не случились благодаря своевременному сервисному обслуживанию кондиционеров центре «Ремтехника », правильной установке кондиционера и покупке. Советуем соблюдать предписанные правила эксплуатации техники, регулярно ухаживать за агрегатом и Вы не будете знать бед. А если и сломается что-то, то максимум пара деталей, которые с легкостью можно будет заменить и выйдет это гораздо выгоднее, чем если б Вам пришлось купить новый кондиционер.

Рекомендуем регулярно проводить профилактические работы, дабы избежать скоропостижной утраты кондиционера, а также чтобы продлить срок службы достаточно не дешевой техники, просто помните о следующих правилах:

Когда загрязнены воздушные фильтры во внутреннем блоке

Те маленькие сетки, которые вы могли видеть на передней панели кондиционера, являются воздушными фильтрами. Вы могли подумать, что их основная задача состоит в фильтрации воздуха, однако это защита внутреннего блока, точнее его радиатора. Одним из самых важных методов профилактики кондиционера является слежение зачистотой фильтров для предотвращения перегрева радиатора и нежелательной поломки.

Когда недостаточно фреона в кондиционере

Одним из основных побочных эффектов использования кондиционера является испарение хладагента или фреона. С учётом того, что годовой нормой испарения фреона считается 5-7%, следует систематически производить дозаправку кондиционера в сервисном центре во избежание поломки компрессора и ремонта кондиционера.

Когда неправильно рассчитана мощность кондиционера для помещения

Для того чтобы износ кондиционера произошёл как можно позже, следует очень грамотно рассчитать мощность для купленного Вами кондиционера, по причине того, что при неправильной настройке кондиционера ему придётся работать с усиленной нагрузкой. Рекомендации по правильному подбору мощности могут предоставить в сервисном центре«Ремтехника ».

Когда кондиционер работает в неправильном температурном режиме

Необходимо учитывать при использовании кондиционера то, что он имеет определенные рамки допустимых температур для безопасной работы, например, предел отрицательной температуры составляет около -5 градусов. Поэтому рекомендуем не игнорировать требования, заявленные производителем, а для нестандартных ситуаций использовать устройство«зимний пуск».

К основным неисправностям герметичных компрессоров малых холодильных установок (кондиционеров) относятся механические и электрические дефекты.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ
Одним из механических дефектов является заклинивание компрессоров. Этот дефект составляет 20% всех неисправностей. У некоторых компрессоров с однофазным электродвигателем он составляет до 40%.

Основными причинами заклинивания компрессоров являются следующие:

1. Перетекание жидкого хладагента в картер компрессора
При стоянке компрессора жидкий хладагент может накапливаться в картере компрессора. При запуске компрессора масляный насос в первые моменты времени будет подавать вместо масла жидкий хладагент, не обладающий хорошими смазывающими свойствами. В результате этого возможно заклинивание или сильный износ движущихся частей компрессора. Чтобы предотвратить негативные последствия перетекания хладагента, рекомендуется:

  • контролировать перегрев всасывающих паров хладагента, чтобы избежать чрезмерного охлаждения компрессора во время работы;
  • устранять любую возможность задержки масла во всасывающей линии компрессора;
  • применять электронагреватель картера компрессора для поддержания температуры масла во время стоянки компрессора.
2. Недостаточное количество масла в картере компрессора
Причинами, приводящими к быстрому износу компрессора являются:
  • плохой возврат масла в картер компрессора;
  • вспенивание масла в картере при пуске компрессора.

Небольшое количество масла при работе компрессора выносится в нагнетательную линию и циркулирует в смеси с хладагентом по системе. Нормальным считается циркуляция масла в количестве примерно 1% от массы циркулирующего хладагента. Для компрессора производительностью 1,1 кВт это составляет 1 кг/ч. Стандартная зарядка маслом такого компрессора 1,2 кг. Производители выбирают масло в количестве, достаточном для обеспечения хорошей растворимости и беспрепятственной циркуляции. При проектировании холодильной системы должны быть предусмотрены условия для возврата масла в компрессор, а именно: оптимальная скорость хладагента в трубопроводах и рациональное их расположение.

  • для горизонтальных и наклоненных трубопроводов в направлении движения хладагента не менее 4 м/с;
  • для вертикальных трубопроводов при движении хладагента вверх не менее 8 м/с.

Во избежание большого гидравлического сопротивления и шума максимальная скорость не должна превышать 16–48 м/с.
В трубопроводах длиннее 30 м желательно иметь сифоны; в горизонтальных участках - небольшой наклон в направлении движения хладагента (не менее 12 мм на погонный метр).
При этом необходимо обеспечивать правильную заправку маслом согласно рекомендациям завода-изготовителя и предусматривать на трубопроводах наличие маслоподъемной петли.

3. Вспенивание масла в картере компрессора
Явления, происходящие в картере компрессора при пуске, описаны выше, так же, как и их последствия. Признаком дегазации масла может быть очень низкий уровень шума при пуске компрессора, поскольку паромасляная эмульсия обладает звукоизолирующими свойствами. Поэтому необходимо постоянно следить за указателем уровня масла.

4. Проникновение жидкого хладагента в цилиндры компрессора
При попадании жидкого хладагента или масла в цилиндры компрессора может произойти поломка клапанов, разрушение прокладки, заклинивание, иногда одновременное возникновение этих повреждений. В результате миграции жидкого хладагента при стоянке компрессора может происходить его накапливание в нагнетательной полости компрессора вплоть до клапанов. При пуске это приводит к резкому увеличению нагрузки на поршни и подшипники компрессора. Поэтому во избежание данных дефектов необходимо постоянно следить за состоянием клапанов и герметизирующих прокладок.

5. Загрязнения холодильного контура.
В случае попадания в систему твердых частиц они могут вызывать износ и заклинивание движущихся частей компрессора. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой системы, особенно при подготовке и монтаже трубопроводов и применять фильтр на линии всасывания в компрессор.

6. Наличие некондиционируемых газов (воздуха) в компрессоре
Данный дефект встречается примерно в 5% случаев. Попадание воздуха в компрессор происходит при нарушении герметизации компрессора в контакте с окружающей средой, либо в результате негерметичности линии всасывания. Особенно опасно попадание в систему воздуха с высокой влажностью. В результате происходит разложение масла (гидролиз), перегрев электродвигателя и клапанов, разрушение узлов и деталей компрессора. При гидролизе масла образуются кислоты, которые разрушают обмотку электродвигателя.

Наличие воздуха в системе приводит к повышению давления и температуры конца сжатия, перегреву клапанной группы, карбонизации масла, разрушению прокладок, перегреву обмоток электродвигателя.

В целях профилактики следует предотвращать контакт внутренних полостей компрессора с окружающей средой, следить за состоянием трубопроводов, за величиной давлений на линии всасывания и нагнетания. При отклонении этих значений давления от заданных в системе возможно наличие воздуха. Поэтому необходимо в этом случае остановить компрессор, произвести вакуумирование системы и восстановить герметичность системы.

7. Неисправность клапанов и прокладок, разрушение нагнетательного трубопровода
Корпус компрессора внутри кожуха имеет предохранительную пружинную подвеску. Нагнетательный патрубок также снабжен виброгасителем.
При сложных условиях транспортировки и при работе с частыми пусками и остановками в нагнетательном патрубке может возникнуть течь хладагента. Иногда это может произойти с поломкой пружинной подвески компрессора. При наличии данных неисправностей необходимо произвести замену разрушенных деталей.

8. Повышенный шум и затрудненный пуск компрессора
Причины появления повышенного шума самые различные. Чаще всего - плохое крепление трубопроводов, работа в условиях, не предусмотренных для данной холодильной системы, неправильное электрическое соединение, попадание жидкости в компрессор и др.
Затрудненный пуск встречается у малых компрессоров как холодильных установок, так и систем кондиционирования воздуха. Электродвигатели этих компрессоров очень чувствительны к колебаниям напряжения в электросети, а также к изменениям уровней давления в момент пуска, которые могут возникнуть при отклонениях температуры окружающего воздуха от допустимой. Поэтому при появлении повышенного шума необходимо отключить установку и проверить в первую очередь крепление трубопроводов и электропроводки.
При повышенном шуме работающего внешнего блока бытового кондиционера следует обратить внимание на правильность установки компрессора на резиновые амортизаторы и их состояние. Резина со временем теряет эластичность и продавливается под тяжестью компрессора. Замечено, что лучшие свойства показывают силиконовые амортизаторы. При замене компрессора, как правило, меняют пусковой конденсатор и резинки. После замены важно правильно зафиксировать амортизаторы, не перетягивать, а обеспечить зазор между резиновой втулкой и гайкой, как показано на рисунке.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ

1. Искрение в электрических соединениях
Данный дефект составляет около 20% от всех электрических дефектов, т. е. около 6% всех неисправностей. Он возникает при подаче напряжения на электродвигатель, если компрессор находится под вакуумом, особенно при резких изменениях напряжения в электросети. Искрение осуществляется между клеммами или между клеммами и корпусом электродвигателя, а также в его обмотках, что объясняется возникновением коронного разряда.
Поэтому не следует подавать напряжение, когда компрессор находится под вакуумом. Подача напряжения возможна только после заполнения компрессора хладагентом до давления выше атмосферного. Убедиться в полноте заполнения можно по показаниям манометров.

2. Сгорание пусковой обмотки электродвигателя
Данный дефект составляет около 80% всех электрических неисправностей (для однофазных электродвигателей), или 22% всех неисправностей компрессоров.
Перегорание пусковой обмотки происходит либо из-за перегрева вследствие длительной работы электродвигателя, либо из-за высокой силы тока, потребляемой электродвигателем.

Причинами данной неисправности являются:

  • неправильное соединение обмоток электродвигателя;
  • неправильный монтаж реле тока или его неисправность;
  • повышенная частота пусков компрессора в течение часа;
  • реле пуска не соответствует данному типу компрессора;
  • использование неисправного реле пуска;
  • несоответствие напряжения сети.

Следствием неправильного соединения обмоток электродвигателя может стать повреждение пускового конденсатора; причем сгорание обмотки и повреждение конденсатора может произойти одновременно за очень короткое время.
Чтобы избежать данной неисправности, необходимо тщательно следить за правильностью соединений обмоток электродвигателя.
Признаком неправильного соединения может служить повышенный уровень шума и вибраций при пуске компрессора.
При неправильном монтаже реле тока, при больших (свыше 15°) отклонениях от вертикального положения, реле не срабатывает и пусковая обмотка и конденсатор оказываются постоянно под напряжением, что приводит к их перегоранию. Поэтому реле должно находиться в электрической коробке и иметь четкую фиксацию своего расположения. Реле напряжения менее чувствительно к изменению своего положения, тем не менее, на его работу, т. е. на частоту включений-выключений, может оказать влияние отклонение от нормальной позиции. При пуске компрессора, через пусковую обмотку электродвигателя протекает большой ток, вызывающий ее нагревание. Поэтому время между пусками компрессора должно быть достаточным для охлаждения пусковой обмотки. Согласно инструкции по эксплуатации допускается производить не более 10–12 циклов в течение часа, нормальной считается работа с 5–7 циклами. Для предотвращения сгорания пусковой обмотки при частых пусках-остановках компрессора рекомендуется использовать реле времени для задержки пуска компрессора.

При замене реле тока или напряжения следует применять только то реле, которое рекомендуется заводом-изготовителем для данного вида компрессора. Значения напряжений включения и отключения находятся в зависимости от параметров обмотки и электрической сети. Колебания напряжения в электрической сети непосредственно влияют на работу реле тока или напряжения. Повышенное напряжение по сравнению с номинальным, может стать причиной постоянной работы пусковой обмотки электродвигателя, а пониженное напряжение приводит к невозможности пуска компрессора, либо к быстрому отключению компрессора сразу после пуска. Реле напряжения, рассчитанное, например, на напряжение 110 V, при напряжении в сети 220 V не отключится после пуска компрессора. Вследствие этого пусковая обмотка и конденсатор будут постоянно находиться под напряжением, что вызовет срабатывание системы автоматической защиты.
Пониженное напряжение в сети в большинстве случаев является основной причиной перегорания обмоток электродвигателей компрессоров . При низком напряжении двигатель работает в критических условиях, через обмотку якоря электродвигателя протекает сила тока больше той, на которую он рассчитан, и при сколько-нибудь длительной работе отказ электродвигателя только вопрос времени. Низкое питающее напряжение в несколько раз уменьшает срок службы электродвигателя, а дальше - замена компрессора с электродвигателем.

Косвенным признаком неполадок в питающей сети является частое перегорание ламп накаливания и различимое человеческим глазом мигание.

3. Перегорание основной обмотки электродвигателя
Данный дефект составляет около 3,5% всех электрических неисправностей компрессоров с однофазными электродвигателями.
Причинами перегорания основной обмотки являются следующие:

  • неправильно подобран электродвигатель компрессора;
  • загрязненная или недостаточная поверхность теплообмена конденсатора;
  • плохой отвод теплоты в конденсаторе.

Подобранный электродвигатель компрессора должен обеспечивать эффективную работу компрессора на определенном хладагенте в заданном температурном интервале при требуемых параметрах электрической сети.

Любые отклонения от данных факторов приводят:

  • к перегреву компрессора;
  • неэффективному процессу теплообмена с окружающей средой;
  • недостаточной производительностью компрессора.

Производительность компрессора должна соответствовать возможности отвода теплоты от конденсатора. Повышенная производительность компрессора способствует увеличению температуры и давления конденсации. В случае опасного повышения температуры конденсации следует использовать в холодильной системе маслоохладитель и вентилятор для обдува конденсатора.
Данные последствия возникают при загрязненной поверхности теплообмена конденсатора, недостаточной его теплообменной поверхности (при неправильном подборе конденсатора), неисправности вентилятора конденсатора, неправильный монтаж конденсаторно-компрессорного агрегата. В результате этих причин возможно не только перегорание основной обмотки электродвигателя, но и появление промежуточных дефектов, таких как подгорание масла в клапанах, частые срабатывания системы автоматической защиты компрессора, что сокращает срок его службы.