Философия С. Кьеркегора

Философия Сёрен Кьеркегора

кьеркегор философия бытие

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) - знаменитый датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем экзистенциализма. Сёрен Кьеркегор родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Отец Серена, Михаэль Кьеркегор считал, что над его семьей тяготеет рок - в детстве, отданный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога. И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставший богобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание. И хотя дела в семье коммерсанта М. Кьеркегора шли неплохо, духовно-психологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой, с чем некоторые комментаторы учения С. Кьеркегора связывали особенности его личности и характер его философии. Серен рос болезненным, впечатлительным, но исключительно одаренным ребенком. В 1830 г., с успехом окончив школу, он поступил на теологический факультет Копенгагенского университета. В выборе факультета, вероятно, прежде всего сказалось влияние семьи. Занимаясь в университете теологией, Кьеркегор приобрел незаурядные познания также и в философии. Будучи художественно одаренной натурой, он увлекался эстетикой, театром, литературой. Получив в 1838 г. диплом теологического факультета, Кьеркегор мог стать пастором или теологом. Но церковная карьера не привлекала его, хотя вопрос о Боге, критическое отношение к ортодоксальным религиозным верованиям, институтам на всю жизнь стали предметом его глубоких и болезненных переживаний.

Иррационалистический характер философии

Философия С. Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести" - даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог . Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.

В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную.

Сферы существования Кьеркегора не имеют ничего общего с триадой Гегеля. Для Гегеля достижение высшего, третьего уровня бытия человека - уровня духа, возможного через последовательное прохождение уровня идеи и уровня природы, свидетельствует о спиралеобразном саморазвитии и самопознании мирового духа. Движение бытия по мысли Кьеркегора, напротив, осуществляется линейно, а не спиралеобразно: высшая стадия развития человека - стадия веры, не имеет ничего общего с первой стадией - эстетической. Вера не дополняет эстетическое и этическое начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.

Итак, жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках.

Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Она описывается Кьеркегором в двухтомной работе "Либо-либо" 1843 года. Кьеркегор в отличие от предшествующей традиции от Платона до Канта и Гегеля понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "На этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".

Дихотомия "эстетическое-этическое", получившая полное освещение в работе 1843 года с названием "Или-или" ("Enten-eller"), и отрицательное отношение к обоим началам бытия самого автора свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути, еще одна красная, но теперь и путеводная нить жизни. Это - этика религиозная.

Религиозный уровень жизни человека есть высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую, напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.

Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики) являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца, настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни - эстетический, этический, религиозный.

Мысль Кьеркегора, несмотря на популярность в те времена гегелевского метода, течет в направлении, противоположном гегельянству: речи о синтезе первых двух начал бытия религиозной этикой не идет и идти не может. Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться не на чем другом, кроме веры. Вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей,- он становится Единичным.

В 1846-1848 он опубликовал несколько специфически религиозных сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианские беседы (Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 были написаны Болезнь к смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indvelse i Christendom), К самопроверке (Til Selvprovelse), Судья себе самому (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа Точка зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных во имя христианства против «христианского мира» (Hvad Christus dmmer om officiel Christendom). В сентябре 1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер Кьеркегор в Копенгагене 11 ноября.

Кто такой Серен Кьеркегор? В первую очередь это человек, чье имя все знают, но мало кто разбирается в том, чем он знаменит. Часто, желая казаться умнее, образованнее, эрудированнее, чем есть на самом деле, молодёжь ссылается на его фамилию, совершенно не понимая, что именно имеет в виду. Особенно когда эта самая фамилия произносится или пишется с ошибками. Итак, кто же он на самом деле?

Биография. Юные годы.

Серен Кьеркегор (дата рождения 5 мая 1813 года) появился на свет в Копенгагене (Дании) в семье крестьянина. Он был самым младшим в семье и поздним ребенком у своего отца. Его родитель переживал экономические спады и подъемы, и на момент ухода в мир иной, не обделил своих отпрысков наследством. Семья была религиозна и всех детей воспитывали в почитании и любви к Богу.

В 17 лет Кьеркегор Серен поступает в университет для изучения теологии, философии и психологии. На восемь лет он погружается в безумный круговорот событий, связанных со студенческой жизнью. В 1838 году происходит резкая перемена мировоззрения, и праздные забавы перестают интересовать будущего философа. Серен Кьеркегор, фото которого как раз запечатлело момент переосмысления тех ценностей, которые были заложены в него с детства, круто меняет свой взгляд на мир. В частности, он подвергает критике свою веру в Бога и бессмертную душу. Для того чтобы найти новые ориентиры и разобраться в католицизме, Кьеркегор Серен решает вернуться к истокам и заново изучает Библию и греческую философию.

Переход к зрелости

Его изыскания приносят определенные плоды через два года - звание по теологии. Одновременно с этим меняется и социальное положение молодого мужчины, он обручается с любимой девушкой и готовится стать пастором. Параллельно Кьеркегор Серен заканчивает работу над диссертацией на степень магистра философии, основой для которой послужила и общие идеи Реформации, рассматриваемые с точки зрения иронии и сократовских догм.

Семейные передряги и философские откровения

В 1841 году надежды стать семьянином покидают философа, так как он не может обрести себя, сомневается в своих религиозных взглядах и решает, что будет только обременять этим свою невесту. Помолвка была расторгнута, а девушка отвергнута. Избегая скандала, молодой человек уезжает в Берлин. Основываясь на своих умозаключениях и ощущениях, он пишет философское сочинение «Или-Или», которое затрагивает вопросы этики и эстетики. Но к издателю в 1843 году оно приходит подписанное псевдонимом, а не настоящим именем - Серен Кьеркегор. Годы жизни в Германии помогают мужчине прийти в себя, но стоило ему вернуться, как случайная встреча с бывшей возлюбленной зажгла былую страсть опять. Но спустя непродолжительное время, мужчина снова сбегает в Берлин и издает сразу две новых рукописи, аллегорически повествующие о его любви. Это и стало моментом, когда начала формироваться философия Серена Кьеркегора. Но еще до выхода своих книг, философ узнает, что его бывшая невеста выходит замуж. Это его отрезвляет.

Период критики и неприятия действительности

Кроме поклонников, Кьеркегор Серен получает и критиков, которые нелестно отзываются на страницах журнала «Корсар» о его произведениях. В ответ на публикует статью, в которой пытается пристыдить и унизить своих критиков. Это сильно вредит его авторитету в глазах общества, появляются обидные карикатуры, злые шутки. Незадолго после этого из печати выходит еще одна книга, где на сотнях страниц рассказана философия Серена Кьеркегора, от самого начала его творческого и научного пути до финальных умозаключений.

Смерть в бедности

Многие годы Кьеркегор выступал в своих книгах как проповедник, разъяснитель основ христианской веры, при этом сам, не будучи ее последователем. По крайней мере, он сам так считал. В 1855 году философ основывает собственную газету, но успевает издать только 10 номеров, перед тем как смертельно заболевает. На 42 году жизни Серен Кьеркегор, биография которого показывает, что даже за такой короткий промежуток времени можно достичь значительных успехов в философии и теологии, высказаться по этому поводу в своих произведениях, получить критические и хвалебные отзывы, умирает в Дании. Он оставил после себя только деньги на погребение и недописанные работы.

Отношение к экзистенциализму

Датский философ Серен Кьеркегор, часто называемый отцом экзистенциализма, в своих произведениях выступал как яростный критик рационализма и приверженец субъективного подхода к философии. По его мнению, именно этим она и отличалась от науки, основанной на общепринятых фактах. Главный вопрос, который задает себе каждый человек: «необходимо ли мое существование?» - имеет тысячи разных ответов. Философ утверждал, что страсть - это и есть субъективность, и есть действительность для каждого отдельного человека. И что предметом для рассмотрения нужно взять неповторимого, уникального индивида, который покажет свой взгляд на мир.

Абстрактное мышление

Исходя из сложной позиции Кьеркегора в этом вопросе, можно сделать вывод, что он полагал существующей только ту вещь, которая не дает себя мыслить. Ведь как только мы о чем-то начинаем задумываться, то вмешиваемся в естественный процесс течения вещей. А значит, этот объект перестает существовать, превращаясь в другой, уже измененный наблюдением. Поэтому в основным способом познания окружающего мира считалось не измышление, а переживание событий, вещей, течение вместе с ними, не прерывая их существования.

Свобода и независимость

Кьеркегор утверждал, в противоречие Гегелю, что общественная история - это одна сплошная лента необходимых событий. То есть у персонажей, вошедших в историю, не было другого выхода, кроме как поступить так, а не иначе. Внутренний же мир человека подчинен только ему, и то, что в нем происходит никак не должно касаться внешних обстоятельств. Совершая каждый день, час, мгновение новый внутренний выбор, человек приближается к Абсолюту, который выше окружающего мира. Но в то же время, за каждое решение необходимо нести ответственность. Если же момент выбора откладывается человеком до неопределенного времени, то за него его делают обстоятельства, и, таким образом, личность теряет свое я.

Философия отчаянья

Приходя в состояние отчаянья, человек теряет веру в самого себя и стремится избавиться от этого чувства. А для этого необходимо убрать себя из бытия, чтобы отчаянье ушло. Но убежать, уйти, устранить себя невозможно. Человек не осознает своего великого предназначения, как духовная единица, но это скорее повсеместное состояние, чем исключение из правила. И, по мнению Кьеркегора, это хорошо. Потому что только отчаявшийся человек может найти в себе силы двигаться дальше, вылечить самого себя. Это тот самый ужас, который делает наши души пригодными для возвышения.

Способы существования

Кьеркегор Серен выделял два способа существования индивида: этический и эстетический.

Эстет, по мнению философа, живет так, как его создала природа. Он принимает свои слабые и сильные стороны, несовершенство окружающего мира и собственное значение в нем, пытается ощутить и принять как можно больше. Главным направлением существования «эстетика» является наслаждение. Но учитывая, что таким человеком всегда руководят внешние обстоятельства, он никогда не бывает свободен внутренне. Еще один минус в существовании эстета, это то, что ему никак не удается достичь состояния полного удовлетворения. Всегда есть нечто большее, к чему можно стремиться, погоня за гедонистическим времяпровождением. Человек-эстет теряет чувство собственного я, растворяясь во внешнем мире и забывая о мире внутреннем. Для того чтобы вновь почувствовать себя целым ему необходимо сделать осознанный выбор.

Человек, выбравший этическую сторону, добровольно лишает себя свободы и удовольствия «плыть по течению» вместе с окружающим миром. Он обустраивает свою реальность, совершая осознанный выбор, делает усилие над своей сущностью, чтобы вписать свое существование в те рамки, которые определил сам. По сути, личность создает себя заново, не переделывает под обстоятельства, но и не пестует свои природные черты, а подстраивает их под выбранную им реальность.

О доброте

Философия утверждает, что борьба и единство добра и зла относительны. Каждый наш выбор определяет ту чашу весов, которая будет наполнена больше. Кьеркегор считал, что добро в человеке обусловлено свободой, а не наоборот. Ведь когда ты внутренне свободен, то сам волен выбирать, быть тебе добрым или нет. Такова позиция эстета. Этический же человек изначально принял правила морали и не может их преступить. Даже когда ему не хочется быть добрым, выбранная им реальность подталкивает его к определённым действиям.

Осознанность веры

Высшей ступенью существования человека Кьеркегор считал «рыцарство веры». Оно было даже выше этических правил, ведь исходило из принятия божьего промысла, а не из морального кодекса. Этика - понятие общественное, вера - индивидуальное, единичное. И рассматривая свою жизнь с такой позиции, человек понимает, что у каждого индивида есть долг перед Богом, и для выплаты этого долга иногда приходится преступать этические законы.

Известно, что в христианской морали отчаянье - это форма греха, но если оно принимает форму покаяния перед Богом и ведет к исцелению, то приветствуется среди рыцарей веры. Кьеркегор понимал веру как высшую способность человека, не отрицая при этом разум и нравственность, которые помогают достичь понимания божественных откровений.

Особая роль отводилась философом сознанию. Он считал, что только через сознание человек может заново обрести свое я, отринуть отчаянье, пережить моральную «смерть» и возродится, как феникс. Сознание также было у него одним из столпов веры и свободы. Оно достигалось в гармоничном равновесии между конечным и бесконечным, материальным и духовным. Именно поддержание баланса помогает человеку оставаться самим собой.

Значение философии Кьеркегора

Современники философа не смогли оценить его по достоинству. Тогда преобладало мышление Реформации, хотелось обновления, новизны, а не погружения в себя и этически-эстетического выбора. Философия Серена Кьеркегора кратко пересказывалась в газетах и журналах, не погружаясь в суть, что извращало смысл сказанного. Находилось немало желающих бросить камень в датского мыслителя. Но он сам полагал, что эта отрицательная слава пойдет на пользу тем, кто действительно заинтересуется его учением. Ведь важно, чтобы они понимали его книги, а не стремились ему подражать и смаковали события его жизни. Серен Кьеркегор, философия которого часто подвергалась критике, смог затронуть сердца более позднего поколения.

После двух мировых конфликтов, которые прошли в ХХ веке, люди снова обратились к работам Кьеркегора и нашли в них то, что искали, иначе взглянув на окружающий мир. Они познали отчаянье и нашли в себе силы возродиться из пепла. Это именно то, о чем писал великий философ Серен Кьеркегор.

Философия С. Кьеркегора

Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма.

Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность.

Свобода – это свобода решения выбора «или – или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу» (то есть Бога).

Кьеркегор выдвигает свою, качественную, диалектику, которая должна учитывать лишь качественные неисчисляемые и невыразимые предпосылки, так как они являются интимно-личностными переживаниями. К ним, прежде всего, относится страх как начальная характеристика бытия, противопоставляемая свободе. Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он – интимнейшее переживание и является истинным существованием личности. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разделить с другими.

Качественная диалектика рассматривает основой личности иррациональное содержание, определяемое через отношение личности к Богу. По Кьеркегору, на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.

На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Кьеркегор за 90 минут автора Стретерн Пол

Жизнь и труды Кьеркегора Серен Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года, в том же году, что и Рихард Вагнер, блестящий немецкий композитор. Эти две первостепенные для культуры XIX века фигуры диаметрально противоположны по характеру своего гения: Кьеркегору суждено

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Из произведений Кьеркегора "Первое, что мы должны понять - это то, что мы ничего не понимаем." Дневники "Наша жизнь - это игра, правила которой нам неизвестны." Дневники "Чем больше человек способен забыть, тем более суетной становится его жизнь; чем больше он способен

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

Хронология жизни Кьеркегора 1813 - Рождение Серена Кьеркегора в Копенгагене.1830 - Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 - Смерть его матери.1837 - Он впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 14 лет.1838 - Смерть его отца.1840 - Помолвка с

Из книги Философия Кьеркегора как антропология размыкания автора Хоружий Сергей Сергеевич

Эпоха Кьеркегора 1813 - Банкротство Государственного Банка Дании. Общий кризис (которого удается избежать Кьеркегору-старшему, хранившему свои сбережения в первоклассных ценных бумагах).1813 - Рождение Вагнера.1815 - Битва при Ватерлоо. Британская империя распространяет

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Кьеркегор автора Быховский Бернард Эммануилович

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги автора

«Философия Кьеркегора как антропология размыкания» Заседание ведет Ректор РХГА Дмитрий Кириллович БурлакаД.К. Бурлака: Коллеги, у нас сегодня внеплановое заседание нашего русского семинара, хотя одновременно и семинара по истории христианской мысли. Наш давний партнер

Из книги автора

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Все они останутся в памяти, но каждый будет велик относительно своего ожидания. Один стал велик через ожидание возможного, другой — через ожидание вечного, но тот, кто ожидал невозможного, стал самым великим из всех.

Серен Кьеркегор

Cевер мира — место, где издавна селились великаны. Они громоздили одну чудовищ ную глыбу на другую, строя жилища. Они заплывали далеко в океан, где били китов и тюленей. От их дикого смеха лавины сходили с гор. От злых дел нестерпимый холод сковывал землю. Великаны воевали с богами, жестоко мстя за обиду, не смиряясь перед угрозой. Что им боги? На Севере боги смертны, как все живое. На склоне обманного лета жизни грядет Великанская зима, когда перед гибелью мира три года будут длиться холод и мрак, солнце не проглянет сквозь тучи. Вражда и порок пожрут человечьи души. И мир падет, расколется на части. Огромные руки великанов сомнут и раздерут его. Боги умрут. Что властно победить смерть и страх смерти? Чем одолеть дрожь плоти? Мир Эдды Старшей недобр к слабому, сильного же учит мужеству.

В XX веке Европа оборотилась лицом к Северу. Духовную экспансию скандинавской культуры можно уподобить завоеваниям викингов тысячелетней давности, когда Европа тоже поневоле стояла лицом к северному ветру и — глаза в глаза — встречала те разрушения и свежие СИЛУ, что нес ей варварский мир.

Иначе обстояло дело полтораста лет назад. Произведения Серена Кьеркегора не привлекли внимания современников: в XIX веке от скандинавов не ждали философских истин. Между тем с 20-х годов нашего столетия экзистенциальная философия, отцом которой сегодня почитают датского затворника, завладела не только умами теоретиков, но и воображением художников, очарованных прямой постановкой предельных вопросов человеческого бытия.

Отрок вожделеет к женщине: рыжая хромая нянька соблазнила его поцелуями. Он переносит недетский ужас у отцовского смертного одра. Сердце его переполняет ненависть: Александр восстает на деспота-отчима и сокрушает силой проклятия. Безмерная, обольстительная жизнь вовлекла его в борьбу, непосильную для взрослого. Нет преграды между главным героем «Фанни и Александр» и жизнью: он видит ее всю, не наученный отличать существенное от никчемного, вечное от конечного. Он более не полезет под стол, спасаясь от старших: мальчик постиг, что взрослые слабее. Они подвластны рассудку.

Заглавный тезис экзистенциальной философии: истиной нельзя овладеть, ее можно лишь пережить. Бытийная истина не допускает прямого воплощения в законченной теории, не дается в руки, за ней надо гнаться, не останавливаясь, сметая на пути добросовестные конструкции великих теоретиков; здесь, как в Зазеркалье, приходится сломя голову бежать, чтобы остаться на прежнем месте — ибо мир движется. Обрести равновесие в нем — дело нешуточное, и это равновесие движения, не покоя. Помедлишь — собьет с ног, вмерзнешь в лед… перейдешь в неорганику, словом, умрешь. Ведь ты — это твоя душа, то живое, чему покой заказан.

Человек смертен. Достигает ли его жизнь достойного, возвышенного конца или бестолково обрывается, переход «Отсюда — Туда» нелегок, даже если движение длится, когда пульс уже замер. Смерть как немыслимое, непомышляемое, несоразмерное жизни событие — излюбленная тема ранних фильмов Ингмара Бергмана, человека, чья любовь к жизни неиссякаема. Он создал саги о бесстрашных, помысливших смерть. Саги о трусах, не смеющих позабыть о том, что она царит в мире и ведет счет победам. Его фильмы — истории странствий вдоль берега смерти. Кто-то разбился о скалы; другого уносит к блистающему горизонту, но все морские пути ведут к суше… Экзистенциальная философия, чье влияние на режиссера несомненно, карнавально перевернула древнейшую мифологию, поменяв местами определения жизни и смерти: земной путь человека уже не мыслится как тропа, и конец его — как бездна; подвижная стихия экзистенции подобна водному простору, океану, а умирание — прибытию в гавань, вступлению на твердь. Недаром героев «Седьмой печати» гибель настигает в замке, бывшем целью их одиссеи, а в живых остаются лишь бродяги-актеры, чей корабль на колесах не ищет пристани. В фильме «Молчание» конфликт между жизнью и смертью принимает вид противостояния двух сестер. Младшая безжалостна и не желает ничего знать о смерти; старшая с безнадежной завистью следит за ее мгновенными триумфами. Анна только день остается в городке с угасающей сестрой, зрелище болезни ей ненавистно, и она бросает недавнюю спутницу в тихом, как склеп, дорогом отеле. Эстер, смирившуюся со своей участью, огромная пустующая гостиница принимает, как покойная гавань — разбитый корабль. Жизнь, подобно волне, уносится прочь, смерть, как скала, остается на месте.

Что заставляет режиссера столь пристальное внимание уделять самой печальной из тем? Страх? Воистину, не всякий столь силен, чтобы осмелиться бояться. Куда безопасней отвернуться и забыть. Ведь прямой взгляд на то ужасное, с чем примириться невозможно, ведет к одной из худших бед: отчаянию. А что есть отчаяние, как не поражение? И все же в отчаянии всегда мерещилась людям необъяснимая мощь. Подлинно отчаявшийся не подвержен слабости, неуязвим. Отчаявшийся сверх меры подобен великану Севера: он победил свою боль тем, что навеки принял ее. Есть и иной род отчаяния, описанный Кьеркегором, отчаяния освобождающего, а не умертвляющего.

Люди разрушают себя самодовольством. Они слишком сыты собой. Мысль о страдании им претит. Люди попросту не способны ужаснуться по-настоящему, позабыли, что за развлекающими их «страшилками» стоит нечто реальное. Столетие назад Кьеркегор обрушился на их леность всеми средствами, доступными пылкому и умному человеку.

«Я хочу обратить внимание множеств на их собственную гибель. И если они не хотят по-хорошему, я их заставлю по-плохому.»

Он исполнил угрозу, посвятив свою жизнь разработке тем, способных выбить человека из привычной колеи. Он писал о страхе, страдании, отчаянии. Протестовал против самоуверенного, фамильярного отношения к Богу. Он перечитал Библию и не нашел в ней оснований для душевного спокойствия. «Дружить» с Богом? «Жалеть» Бога? «Придумывать» Бога? Любая попытка объять Божество интеллектом или чувственно к нему прилепиться воспринималась датским философом как святотатство. Отчаяние для Кьеркегора — это осознание человеком скудости, неполноты конечного бытия. Какую же дерзость надо иметь, чтобы достичь дна бездны, признать не имеющим цены все, чем только можешь овладеть сам, — и решиться просить милостыни у Того, кто неизмеримо сильнее. А вдруг откажет? Ингмар Бергман осуществляет аналогичный ход, обличая позорную леность нашего сознания, правда, иными средствами. Бергман столь далек от дидактизма, сколь можно пожелать художнику. Вы никогда не услышите его за кадром. Он ставит те же вечные вопросы, но там, где у Кьеркегора вырывается вопль обнаженной страсти, Бергман молчит. Он предельно сдержан. Однако что мы получим, если очертим круг его тем?

Мир владеет человеком. Мир без объяснений насилует его чувства. Кто в силах заступиться помочь, если даже безграничная нежность любящего сердца оказывается бессильной? Жен щина — всего лишь Ева, плод радости и скорби в ее руке, но защитить от карающего гнева Хозяина Сада она не способна. В удел ей достаются муки любви, которая не спасает, безнадежной любви. Такова Катарина («Из жизни марионеток»): ее муж, утратив чувство принадлежности к живой стихии бытия, жаждет расцветить свои будни кровью любимой женщины. Земная любовь не уберегла его от усталости, охлаждения, «утечки» бытия — и ненависти. А Бог? Он слишком огромен, чтобы можно было обратиться к Нему простым человеческим голосом. Если око Его следит неусыпно за каждым — как вынести этот взор? Маленькая девочка исступленно плюет на подушку, где вышит Глаз. Она сходит с ума от страха («Благословенные»).

Страшнее Бога — только его отсутствие. Почему оруженосец Йонс в «Седьмой печати» столь упорно пересыпает речь богохульствами? Все новые оскорбления Господу от частого повторения не теряют ни в силе, ни в смысле: для Йонса его песенки и спичи — не просто упражнение в остроумии; они подобны заклинаниям, это вызов — зов с надеждой на ответ, надеждой, превозмогающей безверие.

Небо Севера особенно холодно, когда пусто, — должно быть, потому скандинавы полны интереса к предельному страданию. Что еще может связать, спаять мир в единое целое, как не воля Художника, следящего путь Трагического Героя?

А впрочем, нуждается ли в едином художник XX века? Раздробленность бытия приятно будоражит фантазию. Какой запас душевного здоровья надо иметь, чтобы не распадаться на части каждую минуту… Кто теперь живописует порыв, освященный поражением? Неизбежным поражением! Ведь жанр высокой трагедии со времен античности предполагает столкновение смертного с Божеством; лишь спор слабого со Всемогущим придает разыгранной истории безмерность и рождает в сердцах трепет, а катарсис одаривает блаженством примирения.

Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.

Биография

Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен. Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних. Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги , записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами. Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился - в Копенгагене в 1855 г.

Учение о стадиях существования человека

Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности. Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде "Или-или". Окончательные выводы по концепции приводятся в "Заключительном ненаучном послесловии". Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:

  1. Эстетическую.
  2. Этическую.
  3. Религиозную.

Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:

  1. Обывателей.
  2. Эстетиков.
  3. Этиков.
  4. Религиозных.

Характеристика

Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.

Эстетик

Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что - хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно. Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе "дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение - часть трактата "Или-или". "Дневник обольстителя" Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.

Этик

Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой. Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями. В качестве символа этого этапа выступает Сократ.

Пояснения

Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.

Последняя стадия

В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство. Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе. Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь - это скорбь, а не отрада. Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление. Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства. В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.

Отчаяние

Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию. Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу. Соответственно трем этапам существования индивида в труде "Болезнь к смерти" Серен Кьеркегор рассматривает:

  1. Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества - силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на "песок мгновений".
  2. Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека "Я" уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации "Я", вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
  3. Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.

Мыслитель считал, что истинная вера - это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.

Серен Кьеркегор: "Страх и трепет"

В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного. В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат "Понятие страха". Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.

Рационализм

В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.

Базис концепций

Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.

Идеи

Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него - то, что "Я" выявляет в себе. Первичной является душа, а тело - вторично. Человек - синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного. Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.

Взгляды других мыслителей

Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни. Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека. Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление. Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью. Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.

Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника. Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.