Единоверие (Единоверческая Церковь) - Религия - История - Каталог статей - Любовь безусловная. Единоверие Дел вступился православных единоверцев

Единоверие . 1 Идея условного единения «старообрядцев» с церковью, первое ее осуществление и правила «единоверия. – Единоверие есть условное единение старообрядцев с православною церковью: во имя союза с церковью «старообрядцы» принимают от нее законное священство, церковь же дозволяет им содержать «старые» обряды и книги. Как единение, единоверие не составляет чего-либо отдельно самостоятельного от православной церкви, как единение условное, в силу которого у единоверцев есть свои отличия, оно имеет несущественную обособленность. Возможность такого единения признавалась и ранее официального осуществления его. Первый, фактически осуществивший мысль о единоверии, был известный своими трудами в борьбе с расколом, Никифор Феотокий, тогда архиепископ славенский, и именно по просьбе старообрядцев селения Знаменки Елизаветградского уезда, выходцев из Молдавии. Вместе с прошением они представили Никифору свое исповедание веры, в котором «от всего сердца и от всей души отрицались всех раскольнических толков и признавали греческую церковь истинною, вселенскою, кафолическою и апостольскою церковью, все ее , таинства и обряды – согласными слову Божию, преданиям святых апостол и седми вселенских соборов, и находящихся вне греко-российской церкви – заблуждающимися». В устных объяснениях они добавляли, что сохранения им старых обрядов и книг просят только «ради немощнейших и недостаточно рассудительных». Приняв все это во внимание и основываясь на церковном учении об обряде, а также имея в виду, что сказано о старых обрядах и книгах в изданном от лица Св. Синода «Увещании», преосв. Никифор без колебания признал справедливым удовлетворить просителей. Присоединение раскольников к церкви совершил, согласно установленному чинопоследованию, нарочно посланный для этого Никифором елизаветградский священник Димитрий Смолодович, муж ученый и почтенный, по отзыву преосвященного. Спустя несколько времени, он же, по благословенно преосвященного, освятил место для построения церкви в Знаменке. Построение церкви совершилось очень быстро. Освятил ее сам архиепископ Никифор. Но когда пр. Никифор донес об этих своих распоряжениях в Синод, то в Синоде они были встречены с недоумением, и только из опасения могущих возникнуть волнений среди старообрядцев не были отменены, будучи преданы молчанию. Смущен и огорчен. был преосвященный Никифор, когда узнал об этом. Он готов был подчиниться решению высшего церковного правительства, но в то же время считал необходимым подробно сказать и о тех основаниях, которыми руководился в своих распоряжениях. Он изложил их в особом «Повествовании о обращении раскольников с. Знаменки», которое, при письмах 18 декабря J781 г., препроводил к Новгородскому архиепископу Гавриилу, прося представить в Синод, и к главному начальнику новороссийского края князю Потемкину. Неизвестно, повлияли ли эти доводы Никифора на членов Синода, но чрез несколько лет мы встречаемся с единоверием, уже как с официальным учреждением.

В 1793 году московские поповцы составили подробные условия, на которых они желали бы получить правильное священство. Условия эти были высказаны в 16 пунктах. С замечаниями московского митр. Платона условия были утверждены (1800 г., окт. 27) императором Павлом I. Желая способствовать изменению взгляда вступающих в общение с церковью на обряды и букву книг, приобретенного ими в расколе, и показать, что раскольники ложно обвиняют церковь в ересях, Платон назвал «согласников» единоверцами.

В правилах единоверия взаимоотношение последнего к православно выражено так, что, с одной стороны, требуется единение единоверия с церковью, с другой – допускается некоторая его обособленность. Единение указывается более обще – в §§: 1 – о том, чтобы вступающий в единоверие был разрешаем церковью от клятвы, тяготеющей над расколом, и 16 – о том, чтобы за содержание разных обрядов и книг не было «хулы ни с единыя стороны», – частнее а) в §§ 2, 6 и 12, из которых первым дозволяется единоверцам получать священников от епархиального архиерея и по его «рассуждению», а двумя последними единоверческие священники с их паствами подчиняются вообще ведению епархиального архиерея по суду и по всем духовным делам, б) в §§ 10, 7 и 14, из которых по первому – таинства православной церкви приемлются единоверческими священниками «в действительной их силе», по второму – св. миро ими получается от епархиального архиерея, по третьему – при смешанных браках венчание происходит по согласию брачующихся, или в греко-российском храме, или же в единоверческом. Обособленность выразилась в требованиях относительно обрядовой церковной стороны и способа духовного управления: а) чтобы хиротонисать священнослужителей (2 §), службу в единоверческих храмах совершать (3 §), а также освящать церкви и антиминсы (4 §) по старопечатным книгам, чтобы единоверческих священников не требовать «к соборным молениям» (5 §), б) чтобы в священники для единоверцев поставлять но «избранию» прихожан (2 §), чтобы преосвященному чинить разбирательство по делам единоверцев, где не требуется следствия, чрез единоверческих священников, минуя консисторию (6 §). Старообрядцы просили больше этого. В этом отношении достойны замечания §§ 5 и 11 их прошения. В 5 §, между прочим, высказывалось, чтобы не было возбраняемо присоединение к единоверию «издавна удалившихся» от сообщества церкви греко-российской; такое требование митр. Платон ограничил позволением присоединяться к единоверию только тем из незаписных раскольников, которые, по исследованию епископа, никогда в православную церковь не ходили и таинств ее не принимали. В 11 § старообрядцы просили не возбранять сынам греко-российской церкви приобщаться св. таин у единоверческого священника, а единоверцам – у священников православных; первое требование митр. Платон ограничил «крайнею нуждою» – если бы «в смертном случае» не нашлось православного священника и церкви. В том и другом случае митр. Платон желал предупредить переход православных в единоверие. В таком переходе он видел несоответствие цели единоверия. «Церковь, писал он, яко мать сердобольная, не видя в обращении отторгшихся от нее великого успеха, рассудила за благо учинить некоторое таковым, в неведении погрешающим, снисхождение», чрез учреждение единоверия, – «следуя примеру апостольскому, иже немощным бысть, яко немощен, но с тем, да немощных приобрящет, – и дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с церковию приидут согласие». Говоря иначе: единоверие было допущено для (обращения) раскольников, но не для православных. Официальное же, в виде общего правила, дозволение переходить православным в единоверие в то время послужило бы, кроме того, по мысли митр. Платона, «соблазном для правоверных», ибо раскол, как власть стала разрешать употребление старых обрядов и книг, злостно, хотя и несправедливо, заговорил, что «аки бы св. церковь свое прегрешение и его истину познала». В том же 5 § старообрядцы выражали просьбу о том, чтобы им иметь право не допускать в свои храмы «знаменующих себя тремя перстами, бреющих бороды и имеющих другие обычаи», несогласные с их обыкновениями, кроме высочайших особ; такое желание, свидетельствуя о предубеждении просителей против православных обрядов, противоречило понятию единоверия вообще и в частности 16 § правил его; поэтому это условие было ограничено, по крайней мере, тем, что исполнение его поставлено в зависимость от благорассуждения единоверческих священников, с наставлением епископа. По тем же побуждениям желание просителей, чтобы единоверческим священникам исповедоваться только у единоверческих (8 §) и чтобы архиереи благословляли их, как и всех единоверцев, двуперстно (9 §), было оговорено так: «сие предоставить благоразумно и совести» исповедывающегося и благословляющего, однако «предохраняя других от соблазна». Особое место занимает 15 § правил, который гласит, что единоверческие священники во всех служениях должны приносить моление о царствующем доме по данной Св. Синодом форме. Его происхождение обусловливалось 3 § тех же правил и Высочайшим рескриптом 12 июля 1799 года. Согласно старопечатным книгам, употребление которых дозволено 3 § правил единоверия, на великом выходе не бывает возношения имени императора и его августейшего дома, между тем в упомянутом рескрипте сие «возношение» признано было за conditio sine qua non. Следовательно, единоверцы необходимо должны были принять синодальную форму «возношения».

В первые же годы по утверждению правил единоверия образовались единоверческие приходы в Москве (1801 г.), Калуге (1802 г.), Екатеринбурге (1805 г.), Костромской епархии (1804 г.) и др. Так как для отправления богослужения в единоверческих церквах требовались книги, сходные со старопечатными, то правительство озаботилось учреждением особой типографии.

2 . Единоверие в XIX веке: черты внутреннего состояния единоверия и внешние его успехи. – В наследие от предшествующего периода осталось неправильное понимание единоверия. Злостные, хотя и несправедливые, нападения на единоверие начались, как и следовало ожидать, со стороны раскольников и состояли в следующем. Единоверие будто бы «имеет две личины», будто бы «хромает на обе ноги»: «оно хвалит старину», поелику «чин древности хранит», и в то же время «содержит новины, приемля тайны все от них», даже находится в иерархической зависимости от той церкви, которая «прежния церковныя установления признает» состоящими под «неразрешимой клятвой» и жестоко похуляет их, считает себя находящимся в «единении» и «согласии» с церковью и, однако ж, этой церкви сынов не принимает «на моление». Очевидно, такие возражения против единоверия основывались на раскольническом взгляде на обряд, на неправильном понимали клятвы соборной, на усвоении жестокословным порицаниям недолжного смысла и значения и, наконец, на недоразумении относительно того, что нельзя ставить в вину единоверию таких встречающихся среди мнимых единоверцев фактов, которые по идее единоверия признаются «предосудительными». Тем не менее, эти возражения служили для раскольников поводом желать «иных условий». Под видом «сближения с церковью» они «хотели сохранить раскол, дав ему почетное имя», и в таком замаскированном виде неоднократно входили к правительству с прошениями. Само собою понятно, прошения эти успеха не имели, но раскольнические чаяния в известной мере отразились и на понятиях некоторых единоверцев. Были и есть единоверцы неискренние, раскольничествующие. Эта неискренность выражалась, в разных местах, в разных фактах. Одни единоверцы, например, не хотели именовать государя «благочестивейшим» и молиться за его дом, другие отказывали архиерею в принятии его в свой храм, третьи принимали даваемых им священников под «исправу», четвертые, наконец, «заявляли себя пропагандою не среди раскола, как бы следовало ожидать, а среди православных», и не только живых, но и умерших. В начале шестидесятых годов явились такие «единоверцы», которые покушались уничтожить самое имя «единоверия». Во главе партии стоял петербургский единоверческий священник Иван Верховский. Относительно единоверия Верховский рассуждал так: «платоновское единоверие безжизненно, бессмысленно, пусто, лживо»: следовательно, нужно иное единоверие, и не единоверие, а «соединенство святое и без упрека древне-православное», сущность которого состояла бы в том, что в нем не церковь принимала бы раскаявшихся раскольников, снисходительно дозволяя им отправлять службы по старым книгам, а сами раскольники, соглашаясь принять от церкви иерархию, делали бы ей снисхождение, как раскаявшейся и признавшей наконец спасительность совершения службы по старым книгам и при старых обрядах. Осуществление этой дикой мысли первоначально предполагалось достигнуть чрез снискание самостоятельной, независимой от православной иерархии. Был составлен проект «соединенства» или «всестарообрядчества», именно в таком виде: правила 1800 г. о «единоверческих церквах» уничтожить, равно как и самое имя «единоверие», и из единоверия, поповщины и беспоповщины составить одно всестарообрядчество; только трем лицам из сего всестарообрядчества приобресть епископское рукоположение от православных архиереев; чрез сих трех старообрядческих архиереев образовать отдельную иерархию, с патриархом и митрополитом во главе, с синодом при нем, с правом собирать соборы из духовенства и из мирян, попечителей церквей, иметь отношение к государю императору чрез своего старшего архиерея или чрез особо назначенное светское лицо; сношение с православным Синодом и духовенством пресечь; предоставить православным право переходить в «старообрядческую» церковь; лжеархиереев австрийского рукоположения по снисхождению признать действительными архиереями, с условием присоединения к новостарообрядческой церкви без права рукополагать далее... Верховский руководил делом не один, он имел деятельных помощников в лице купцов: московского И. Шестова, казанского А. Петрова и екатеринбургского Г. Казанцева. Последний расходился с компанией в том, что был решительно против признания «действительною» австрийской иерархии. Казанцев решился начать дело один, с единомышленными ему из екатеринбургских и вообще зауральских единоверцев. В 1864 г. были поданы две всеподданнейшие просьбы: от единоверцев западной Сибири об особой иерархии для единоверцев, по инициативе Казанцева, и от депутатов московских единоверцев – Аласина и Сорокина о сношении с восточными патриархами на предмет подтверждения последними данного Св. Синодом разрешения единоверцев от клятвы. Просьба московских единоверцев состоялась при Участии Московского митрополита Филарета. Он разъяснил московским единоверцам всю пагубность проекта Верховского и К°, дал совет составить в этом смысле всеподданнейшее прошение с решительным протестом против домогательства некоторых единоверцев получить особых епископов и сам просил обер-прокурора Св. Синода А. П. Ахматова «открыть просителям путь к подножию высочайшего престола». Депутаты были выслушаны императором милостиво и внимательно, прошение их было одобрено и принято. Зато на просьбу Казанцева последовал, конечно, отказ, с воспрещением на будущее время подавать подобный прошения. Верховский был рад, что ходатайство несогласного с ним Казанцева получило такой исход, но вместе с тем, конечно, был и огорчен, ибо должен был понять, что и «общий их труд кончен».

Выли и другого рода ходатайства со стороны единоверцев. Так, в течение двух лет, начиная с 1877 года, в Св. Синод поступило несколько прошений, сначала от единоверцев, съехавшихся из разных мест империи в Нижний Новгород на ярмарку, затем от прихожан московских единоверческих церквей, потом снова от собравшихся на нижегородской ярмарке, – прошений, в которых, ссылаясь на то, что правилами 1800 года единоверие поставлено в слишком «тесные рамки» и что это обстоятельство препятствует успешному влиянию единоверия на раскол и более «близкому» единению его с , единоверцы просили о пересмотре, исправлении и дополнении некоторых пунктов означенных правил, выражая при этом еще то желание, чтобы Св. Синод «нарочитым актом, в ясных и точных выражениях», раскрыл смысл клятв, положенных Московским собором 1667 года, и тем успокоил совесть всех ищущих союза с церковью в единоверии. Затем, в 1885 г. московские единоверцы обращались в Св. Синод с прошением об издании от имени Синода «изъяснения об истинном смысле и значении содержащихся в полемических противораскольнических сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды». В основание своей просьбы единоверцы указывали на то. что такие «порицательные выражения, смущая единоверцев, препятствуют и обращению раскольников в лоно православной церкви на правилах единоверия».

Св. Синод, насколько это было согласно с достоинством церкви, отвечало правильным понятиям о православии и единоверии и могло способствовать успехам последним, всегда охотно внимал «нуждам» единоверцев. В этом отношении особенно важны следующие распоряжения Св. Синода. В 1881 г. было Высочайше утверждено определение Св. Синода о дополнении некоторых §§ правил единоверия по поводу вышеозначенных ходатайств 1877–1878 гг. Оно важно прежде всего общим понятием о единоверии. Хотя свои ходатайства единоверцы мотивировали желанием расширить влияние единоверия на раскол, но из заключающихся в их прошениях требований можно было усмотреть несоответствие последних означенной цели, ибо ими можно было достигнуть влияния единоверия на православие, а не на раскол. В предотвращение таких желаний Св. Синод «прежде всего нашел необходимым вновь выразить, как было уже изъяснено в ответах митрополита Платона на пункты 1800 года, что учреждение единоверческих церквей последовало по снисхождению православной церкви для облегчения отторгшимся от нее пути возвращения в лоно церкви». Хотя другою целью своих ходатайств единоверцы выставляли «более близкую связь единоверия с , – тем не менее предъявляли такие требования, в которых легко было видеть желание сближения не единоверия с православием, что было бы согласно с назначением единоверия, а православия с единоверием, что не одно и то же. Ввиду этого Св. Синод разъяснил, что «единоверие, исповедуя догматы христианской веры в духе и истине вселенского православия, однако, отправляет богослужение и церковные требы по книгам, не чуждым в словах и обрядностях некоторых погрешностей, с отступлением от общепринятого на всем православном Востоке церковного чина». Соответственно с этим, если Св. Синод и допустил дополнение некоторых правил единоверия, то, как выражено в определении, «с устранением всякого соблазна и недоумения и лишь в смысле вящего облегчения отщепенцам, упорствующим возвратиться в недра церкви путем единоверия». Именно дополнены следующие §§ правил: 5 – «разрешается присоединиться к единоверию тем из записанных православными, кои по надлежащем расследовании окажутся издавна, не менее пяти лет, уклоняющимися от исполнения таинств православной церкви, но не иначе, как с особого относительно каждого из таковых лиц разрешения епархиального преосвященного», 11 – «православные могут обращаться к единоверческим священникам для исполнения христианского долга исповеди и св. причащения лишь в особо уважительных случаях, с тем притом, чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие», для чего таковой православный «обязывается представить своему приходскому священнику полученное им от единоверческого свидетельство о бытии у исповеди и причастия» для внесения «соответствующей записи о сем в книгу приходской церкви», и 14 – «дозволяется детей, рожденных от браков православных с единоверцами, крестить в православной или единоверческой церкви, равно сподоблять и прочих св. таинств в церкви православной или в храме единоверческом». В изменении других §§, о которых просили единоверцы, Св. Синод отказал. 4 марта 1886 г. от имени Св. Синода было издано «Изъяснение» о порицаниях на именуемые старые обряды, как просили того московские единоверцы. Относительно «жестокословных порицаний» Св. Синод изъяснил, что «православная церковь признает» их «принадлежащими лично писателям полемических сочинений, которыми они произнесены по особенной ревности о защите православной церкви и содержимых ею обрядов от нестерпимо дерзких хулений на оные со стороны раскольнических писателей, сама же не разделяет и не подтверждаем сих» порицаний: если некоторые из этих сочинений были издаваемы и издаются с разрешения Св. Синода, то это «разрешение» касается «не в частности этих именно порицательных выражений, но общего содержания издаваемых сочинений, отличающихся высокими достоинствами» и не подлежащих каким-либо исправлениям потому, что «составляют исторические памятники письменности».

Независимо от препятствий, заключавшихся в неправильном понимании единоверия, успех последнего затрудняли и другие некоторые обстоятельства. Такую роль играли прежде всего те формальные условия, какими обставлено присоединение к единоверию. Выполнение их, признававшееся необходимым в тех видах, чтобы единоверческие священники не могли принимать в единоверие православных, сопровождалось нежелательными последствиями: будучи отяготительна для простолюдинов сама по себе, формальность затягивала время, которым раскольники всемерно пользовались, чтобы повлиять на ищущего единения с церковью; кроме того последний иногда наталкивался на таких лиц, которые требовали, чтобы он присоединялся не к единоверно, а к православию. Ввиду этого Св. Синод, в прежнее время секретными указами на имя некоторых преосвященных, ныне же общим ведением для всех, указал, чтобы дела о переходе раскольников в единоверие преосвященные «ведали непосредственно» сами, решали их «как можно скорее» и вообще «облегчали» бы таковой «переход». Затем, за неимением во многих местах чинопоследования на прием «приходящих от раскольников», пастыри церкви были поставляемы в затруднение, особенно при недоумениях со стороны «приходящих», и во всяком случае допускали разнообразие: одних присоединяли чрез исповедь и причастие, других чрез крещение и миропомазание, и кроме того имелась в виду требуемая 1 § платоновых правил «разрешительная» . Ввиду этого Св. Синод указал (1888 г.), чтобы присоединение старообрядцев к церкви «повсюду» совершалось по приложенному к книжке м. Платона «Увещание» чину, причем «над принимаемыми чрез миропомазание, – так должны быть принимаемы все рожденные и крещенные в расколе, – если они присоединяются на правах единоверия, таинство сие должно совершаться по старопечатному Требнику».

Характер внутренней жизни единоверия отчасти обусловливался чертами внешней истории его. Одни факты имели больше внешнего блеска, другие были богаче силою внутреннею. Факты, крупные совне, падают на царствование императора Николая I. Предпринятые тогда меры против раскола «приобрели единству церкви большое число единоверцев»: но официальным документам, единоверие ежегодно приобретало последователей тысячами и десятками тысяч; в 1851 году оно имело уже 179 церквей; единоверие тогда проникло на Преображенское и Рогожское кладбища, ему уступил место сам знаменитый Иргиз, несколько и других монастырей и скитов раскольнических также были обращены в обители единоверческие. Очевидно, раскол понес громадную утрату! Но была и обратная сторона дела. Она заключалась в фактах неискреннего присоединения к единоверно и в усилении пропаганды. Первое обнаружилось особенно в Москве, где на раскольников из купцов особенно повлиял закон о торговле раскольников только на временном праве; в последние дни декабря 1854 года, когда наступил последний срок внесения капиталов на новый год, раскольники толпами приходили записываться в единоверие, зато впоследствии, когда обстоятельства изменились, большая половина присоединившихся ушла опять в раскол. Второе имело место на Иргизе, где только ничтожная доля иргизских иноков приняла единоверие, все же остальные, оставшись верными расколу, целыми стаями побрели служить ему: «сия инвалидная команда пошла на пропаганду». Факты времени Александра II гораздо малочисленное, зато важнее по своему внутреннему значению.

Единоверие на Преображенском кладбище возникло в 1854 году. В марте этого года присоединилось к единоверию 63 человека из прихожан кладбища и тогда же новоприсоединенные вошли к митр. Филарету с прошением об обращении одной из часовен кладбища в единоверческую церковь. Просители не без основания заявляли, что с открытием церкви дело единоверия пойдет успешно. Митрополит немедленно сделал об этом в Синод донесение, на каковое столь же немедленно последовало высочайшее разрешение. Избрана была каменная часовня, находящаяся, отдельно от прочих зданий, среди двора мужской половины. «В благолепном виде» для нее устроен был иконостас, и 3 апреля церковь была освящена, во имя чудотворца Николая, самим митрополитом. Событие совершилось необычайное. Православный святитель торжественно был встречен там, откуда десятки лет всемерно поддерживалась вековая вражда к церкви! Богослужение совершалось в течение четырех часов и во всем его величии. Употреблен был древний, освященный при патр. Филарете, антиминс, а также древние напрестольные сосуды. Святитель облачен был в древний саккос митр. Макария, осенял народ древним крестом с мощами – вклад царя Михаила Феодоровича. Сослужили митрополиту священники единоверческих церквей. Пение было на оба клироса: на правом стояли облеченные в стихари клирики единоверческих церквей, на левом – единоверческие певчие из граждан. Народ переполнил храмы и окружал его отвне, были особы высших званий, граждане православные и из поповцев. Весть об этом событии весьма утешила государя императора. На донесении митрополита Филарета он собственноручно написал: «Слава Богу!» В том же году причту единоверческой, на Преображенском, церкви было назначено от казны жалованье. 19 декабря того же года на Преображенском была освящена другая церковь – Крестовоздвиженская, в 1857 году третья – Успенская; наконец, в 1866 году все мужское отделение кладбища было обращено в единоверческий монастырь.

В том же 1854 году единоверие проникло и на Рогожское кладбище, где во главе движения стоял здесь значительный прихожанин В. Сапелкин.

Единоверие на Иргизе введено было несколько ранее. Нижне-Воскресенский монастырь был обращен в единоверческий в 1829 году при саратовских губернаторе князе Голицыне и преосвященном Моисее. Инициатива принадлежала губернатору. В 1828 г. он представил в министерство внутренних дел «доклад» о постепенном уничтожении иргизских монастырей, как таких мест, в которых «совершаются разные непотребства». Так как из Петербурга уведомили, что, вследствие такого же отзыва об этих монастырях ревизовавшего саратовское удельное имение чиновника, вверху уже обратили серьезное внимание на Иргиз, то князь лично поехал в Нижний монастырь с предложением принять единоверие и ему удалось получить в этом подписку. Освящение двух монастырских церквей происходило в октябре 1829 года, для обеих были выданы архиереем древние антиминсы. Торжество прошло тихо, без всяких беспорядков со стороны раскольников. Чрез несколько лет переданы были в православное ведомство и остальные иргизские монастыри, в 1837 году – средние: мужской Никольский и женский Успенский; в 1841 году верхние: мужской Преображенский и женский Покровский, первые в губернаторство Степанова, вторые – Фадеева, при саратовском преосвященном Иакове, известном своею миссионерскою деятельностью. Передача состоялась по желанию и воле государя императора. В 1841 году дело обошлось благополучно. Совершенно секретно, сначала в монастырь мужской, потом в женский, явились власти с духовенством, губернатор прочитал Высочайшее повеление, духовенство отслужило молебен и окропило часовню св. водой. Иноки и инокини приняли Высочайшее повеление, по крайней мере наружно, «с покорностию», но принять единоверие не согласились и потому должны были удалиться из монастырей. При обращении Средне-Никольского монастыря раскольники оказали сопротивление, так что целых две недели, начиная с 8 февраля, духовенство, десятки чиновников при сотнях понятых, сам, наконец, губернатор, не могли привести в исполнение высочайшую волю, и только 13-го марта, уже после того, как последовало Высочайшее повеление немедленно покончить с «происшествием», оно действительно было окончено...

Кроме иргизских, были обращены в единоверческие следующие раскольнические монастыри: в Черниговской епархии – мужские Малиноостровский (1842 г.) и Покровский (1847 г.) и женский Казанский (1850 г.), в Нижегородской – мужской Благовещенский на Керженце (1849 г.) и женские Абабновский Никольский (1843 г.), Медведевский Покровский (1843 г.) и Осиновский (1850 г.), в Могилевской – мужской Макарьевский (1844 г.). Так как монастыри вообще имеют важное значение «для ослабления духа раскола», то таковые учреждались и вновь, напр. мужской Воскресенский в Оренбургской епархии (1849 г.), женский на Всесвятском единоверческом кладбище в Москве (1862 г.). С тою же целью Покровский Черниговской епархии единоверческий монастырь, ввиду «важности его значения среди раскольников», был возведен (1848 г.) в число штатных обителей первого класса, с содержанием от казны. Особенно важное значение имело учреждение московского единоверческого Никольская мужского монастыря.

23 июня 1865 года, по благословенно митр. Филарета, преосвященным Леонидом, викарием Московским, совершено было в Троицкой единоверческой (в Москве) церкви присоединение к единоверию нескольких членов раскольнической белокриницкой иерархии – Онуфрия, епископа браиловского, наместника белокриницкой митрополии, Пафнутия, епископа коломенского, Иоасафа, иеромонаха Белокриницкого монастыря, Филарета, бывшего архидиаконом при белокриницком лжемитрополите Кирилле, и Мелхиседека, при нем же состоявшего иеродиаконом. Событие это было сколь «утешительно» для церкви, столь же печально для раскола. В мире поповщинском оно произвело сильное впечатление, потому что тогда же обозначились и последствия этого события. Так, вскоре же, примеру присоединившихся последовали Сергий, именовавшиеся епископом тульским, и Кирилл, протодиакон московского лжеархиепископа Антония, потом Иустин, епископ тульчинский, архимандрит Викентий, иеромонах Козьма, Феодосий, иеродиакон лжеепископа тобольского Савватия, Ипполит, иеродиакон лжеепископа балтского Варлаама, и другие. Еще важнее был факт сомнений относительно австрийской иерархии, возбужденных в среде приемлющих ее, как самым присоединением иерархических лиц, так особенно поданными присоединившимися, еще ранее присоединения, в именуемый «Духовный совет» вопросами «о церкви и иерархии» и советом неразрешенными, – сомнений, неоднократно после того вызывавших подобные со стороны раскольников вопросы, и доселе отражающихся в повторяющихся присоединениях из австрийского согласия лиц к церкви.

Между тем, как волновалась поповщина, видя такие свои утраты, не меньшие смущения испытывала и беспоповщина. От нее отторгнулся (1868 г.) инок Павел, именуемый Прусским († 1895 г.). Родом из Сызрани, он был последователем федосеевства, но внимательное исследование учения раскола мало-помалу убедило Павла в неистинности последнего. С особенным прилежанием он остановился на вопросе о церкви и, убежденный словом Божиим и творениями отеческими, что церковь, в данном ей от Христа устройстве, должна пребыть до окончания века, нашел, что одна только греко-российская церковь есть истинная церковь Христова. Такие мысли он стал распространять между старообрядцами еще ранее открытого своего присоединения к церкви. В разных местах, куда наезжал, он вступал в собеседования со «знаменитыми» начетчиками, и везде результат был один: слушатели выносили убеждение, что «ни один начетчик не может опровергнуть доказательства» Павла. Более дальновидные старообрядцы, уходя с бесед Павла, предсказывали, что инок «уйдет в великороссийскую церковь», и чем дальше шло время, тем молва об этом распространялась шире, но большинству как-то не хотелось верить слухам, которые были более, чем неприятны для раскола. И когда факт был налицо, когда Павел из беспоповца сделался единоверцем, беспоповцы были поражены событием: «если бы, признавались они, это во сне приснилось и тогда напугало бы... Пускай бы кто любил роскошно жить, и сладкую пищу есть, и хорошо наряжаться, и случилось бы с ними такое событие, – это было бы не диво. Но разве отец Павел такой человек? Как же и отчего случилось с ним такое событие?» Действительно, вопрос о том, почему и как случилось такое событие с человеком, воспитанным в расколе и бывшим опорою его, естественно было задать себе каждому здравомыслящему беспоповцу, и чем больше было надежды на беспристрастное обсуждение этого вопроса, тем больше было опасности для беспоповщины, так что переход о. Павла в церковь составляет эпоху в новейшей истории беспоповщины, равно как, наоборот, для церкви был большим приобретением.

27 октября 1900 г. единоверие праздновало столетие своего существования. В торжестве принимали участие высшие иерархи православной церкви. В Петербурге богослужение было совершено митрополитом Антонием в Николаевском единоверческом храме, в Москве – митрополитом Владимиром в Троицком единоверческом храме. От лица Св. Синода в этот день было издано особое послание «чадам православной греко-российской кафолической и апостольской церкви, содержащим глаголемые старые обряды»

Мы познакомились с единоверческим приходом в первом приближении, описали его основные особенности, но получили ряд вопросов и решили сегодня по порядку на них ответить. Единоверие – очень интересное и глубокое, сегодня до конца не осмысленное явление в Русской Церкви. Этакий мостик между Древней Русью и Государством Российским от Петра до наших дней. Обратимся к определению Единоверия священномучеником Симоном (Шлеевым), первым единоверческим епископом:

Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество

«Противопоставляемое в России расколу, Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней в вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».

Старообрядчество – на это важно обратить внимание. Не будет греха, если единоверцев для большего понимания вы назовете «старообрядцами», «православными старообрядцами», «церковными старообрядцами». Да, это приходы, на которых придерживаются богослужебного устава, бытовавшего на Руси до реформ патриарха Никона. Единоверцы – это старообрядцы в Церкви, ее полнота.

Официальной датой учреждения Единоверия принято считать 1800 год. 27 октября условия, на основании которых старообрядцев принимали в общение с Русской Православной Церковью, с замечаниями митрополита Платона (Левшина), были утверждены императором Павлом I. Однако правила содержали ряд ограничений, упреждающих возможность перехода к единоверцам православных. Например, прихожанину обычного православного храма позволялось причащаться у единоверческого священника только при угрозе неминуемой смерти.

Стоит отметить, что со стороны Синода Единоверие задумывалось как миссионерский проект, митрополит Платон смотрел на старообрядцев как на «в неведении погрешающих». И, конечно, рассчитывал, что через какое-то время единоверческие приходы полностью сольются с Церковью, перейдя даже и на новый обряд. Однако этого не происходило. Старообрядцы, добровольно выступавшие за единение, понимали ущербность нахождения вне евхаристического общения с матерью-Церковью. Богослужение по старопечатным книгам и неукоснительное соблюдение древнерусского приходского уклада – в храме, семье и личной жизни – составляли для «ревнителей древлего благочестия» единый с догматами веры монолит.

В царствование Николая I позиции Единоверия значительно укрепились. Увы, не без административного вмешательства и давления на представителей старообрядческих согласий. Ошибочно обвинять рядовых единоверцев в имевших место силовых методах «освобождения» церквей и монастырей. Административно-бюрократический, канцелярско-солдатский подход правительства к «врачеванию раскола» делал свое дело. Монастыри на Иргизе, Черниговщине, Нижегородчине и в других уголках империи становились единоверческими. Появляются приходы и в Москве, на Рогожском и Преображенском кладбищах, в центрах староверов. К концу царствования Николая I в России насчитывалось 179 единоверческих приходов, записанными единоверцами назывались 200 тысяч человек.

Во второй половине XIX века единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, касавшихся не просто изменения отдельных пунктов правил 1800 года, но предполагавших коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Единоверию. Были здесь и предложения о создании Всестарообрядческой церкви, и просьбы о пересмотре правил Единоверия 1800 года, и вопрос о епископе. Большинство из всех принципиальных просьб Синод оставил без изменения либо внес совершенно непринципиальные коррективы. Однако за 100 лет Единоверие уже превратилось в определенную силу, со своими устоями и традициями, активной позицией и желанием стать полноценными членами Церкви – чего, надо сказать честно, до конца еще не ощущалось.

Революционная смута заставляет Патриарха ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры

Первая четверть XX века – безусловно, период расцвета Единоверия, и время это неразрывно связано с именем священномученика Симона (Шлеева), первого единоверческого епископа и неутомимого деятеля православного старообрядчества. В эти годы активно обсуждается тема епископства для единоверцев, проходит сначала ряд епархиальных, а затем и три Всероссийских их съезда, поставляются сначала один, а затем несколько старообрядных архиереев… Единоверцы – уже не «миссионерский проект», они есть полнота Церкви. Революционная смута заставляет Патриарха Тихона ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры, убеждаясь впоследствии в их ревности, стойкости духа, пастырском навыке и готовности отдать жизнь за Христа. В 1927 году проходит Съезд единоверцев, на котором среди прочих вопросов обсуждается и необходимость образования новых епархий для единоверцев, высказывается негативное отношение к раскольничьему ВЦУ. А вскоре, в 1929 году, Священным Синодом снимаются и клятвы на старые обряды. К великому сожалению, обстановка в стране привела к тому, что очень скоро единоверческие приходы растворились среди общеправославных. О советском периоде жизни единоверческих общин нам известно крайне мало.

С начала 1990-х годов и до наших дней от трех сохранившихся на постсоветском пространстве приходов количество единоверческих общин возрастает до четырех десятков. Наполняются приходы в основном за счет внутренней миграции консервативных прихожан Русской Православной Церкви, тяготеющих к русской истории и культуре. Происходят переходы в Единоверие отдельных старообрядческих семей и даже целых общин. Ежегодно, во время Международных Рождественских чтений, в Москве проводится секция, посвященная старому обряду в Русской Православной Церкви, на которой, как правило, собираются представители большинства единоверческих общин постсоветского пространства (а иногда и дальнего зарубежья, например, США). Не обходят стороной подобные события православные священники и миряне, совершающие богослужения по новому обряду. Частыми гостями и даже докладчиками становятся представители старообрядческих согласий. Состоявшаяся в конце января 2017 года секция Рождественских чтений собрала довольно большое количество представителей единоверческих приходов, в том числе и новых, что свидетельствует о явном росте интереса к «заветам святой старины». Поднимался и вопрос о единоверческом епископе, которого пока нет…

И что же дальше? Что такое сегодня Единоверие, старый обряд в Русской Православной Церкви, и зачем нам все это нужно? Пожалуй, стоит откровенно ответить на эти вопросы, более для того, чтобы показать людям несведущим всю ценность подобного движения в лоне Церкви.

Духовный опыт, хранимый единоверцами, полезен всем чадам Русской Православной Церкви

В наши дни Единоверие, как и 200 с лишним лет назад, представляет собой совокупность приходов Русской Церкви, в которых придерживаются дораскольного богослужения и древнерусского благочестия. По сути – то же христианство, но, конечно, безусловно повышающее планку духовно-нравственных требований к самому себе. Службы на таких приходах проходят без сокращений, пение, иконы, вся молитвенная атмосфера довольно сосредоточенная, строгая, аскетичная, что приближает богослужение к монастырскому. Общины единоверцев фактически, а не юридически, являются общинами, поскольку все прихожане знают друг друга, общаются, помогают. Есть осознанное стремление к некоему идеалу христианского жития. Получаться, конечно, как и у всех живых людей, это может по-разному, но наличие подобного устремления дает о себе знать.

Единоверие позволяет человеку по-настоящему, по-монастырски вырваться из мирской суеты, погрузиться в мощную молитвенную обстановку, взглянуть на православную веру через призму большей строгости к самому себе, подтянуть личную духовную планку. На единоверческом приходе человек ощущает живое определение общины, что весьма немаловажно в наши дни. В общины интегрируются целыми семьями, в цельной христианской традиции растут дети. Безусловно, этот духовный опыт, хранимый единоверцами, в наши дни полезен всем чадам Русской Православной Церкви. Это вовсе не значит, что приходам необходимо в одночасье перейти на старый чин богослужения. Обряды, разумеется, равноспасительны, поскольку в Церкви неизбежны развитие и некоторое изменение. Но та сокровищница духовной энергии , которая бережно в течение многих веков хранится в старом обряде, должна стать наследием всех христиан, и, пользоваться этим опытом смогут все. Кого-то привлечет пение, кто-то лучше увидит практическое устройство общины, для кого-то станут понятны некоторые бытовые моменты жизни христианина, испытанные опытом ряда поколений.

Единоверие, рожденное в непростых условиях, после полутора веков гонений на приверженцев «церковной старины» еще столетие добивалось своего равноправия в Православной Церкви. Оно заслужило уважение в XX веке, испытало наряду со всеми христианами жестокость гонений, казалось, погибло, но, восстав как феникс из пепла, молчаливо несет свое служение, постепенно поднимаясь, расправляя крылья, готовясь взлететь и явить России очередное торжество русского духа.

Что представляет из себя единоверческая церковь? Когда она появилась? В чем отличие от обычной православной церкви? Можно ли до входа в храм понять, что он единоверческий?

Каждому человеку еще из школьного курса истории знакомо название «старообрядчество». Школьникам рассказывают о религиозных реформах, повлекших за собой церковный раскол и гонения на тех, кто не принял изменений.

Чем является единоверие?

Что значит единоверческая церковь? Это одно из направлений в старообрядчестве, появившееся в XVIII столетии. Основным отличием единоверия от прочих старообрядческих религиозных направлений является то, что им признается верховенство Московского Патриархата.

Иными словами, единоверцы не являются фанатичными приверженцами исповедуемых взглядов, не устраивают отгороженных от мира общин в таежных дебрях. Они просто немного иначе проводят богослужения, а их храмы имеются практически в каждом исторически значимом городе. К примеру, стоит единоверческая церковь в Москве (и не одна), есть приходы и в Санкт-Петербурге, на Урале.

Старообрядство зачастую представляют как своего рода сборище «мучеников», бунтующих против нововведений. Отчасти это правильно, но единоверцы таковыми не являются. Приверженцы этого варианта православия вполне адекватны и не пытаются противостоять изменениям или же повернуть время назад. Они предпочитают быть частью русской православной церкви и подчиняться патриарху.

В советские годы единоверческая церковь переживала упадок, ее храмы отчуждались и осквернялись точно так же, как и все прочие. Однако с конца прошлого столетия единоверие начало возрождаться.

Каких традиций придерживаются в единоверии?

Никаких особых, существенных отличий от обычного православия единоверие не имеет. Суть вероисповедания та же самая, перечень и порядок богослужений тоже ничем не отличаются. Разница между единоверцами и обычными православными - в их понимании организации быта, укладе жизни и, безусловно, внешних проявлениях обрядности.

Для единоверия характерны такие основные характеризующие нюансы:

  • двоеперстие при совершении крестного знамения;
  • сохранение древних богослужебных чинов и следование им;
  • проведение обрядов по старопечатным, изданным до раскола книгам;
  • поддержание традиционного, соответствующего «Домострою» уклада жизни.

Единоверческая церковь как здание, в котором совершаются богослужения, никаких отличий от обычного православного храма не имеет ни снаружи, ни внутри. Понять до начала службы, что храм относится к старообрядческому направлению, практически невозможно.

Что значит быть единоверцем?

Что значит единоверческая церковь? Это в первую очередь следование человека определенным духовным и нравственным традициям, а уже потом - уклад жизни, нюансы обрядности и прочее.

Для единоверца важна духовная близость тесное общение с другими членами общины. Для такого человека естественным является:

  • чтение полунощницы и павечерницы, то есть утренней и вечерней молитв;
  • соблюдение постов;
  • сопровождение обращением к Господу любого начинания;
  • посещение служб и собраний общины;
  • пожертвования храму;
  • посильная помощь единоверцам;
  • постоянное духовное самообразование и развитие.

Что же касается каких-либо особенностей в одежде, то никаких церковных предписаний к этому не существует. Если женщины, состоящие в общине, которой руководит единоверческая церковь, не пользуются декоративной косметикой, носят юбки «в пол» и редко снимают платки, то религия тут ни при чем. Особенности манеры одеваться - личное дело каждого человека, хотя, безусловно, понятие о скромности и достойности в единоверии присутствует, как и в прочих направлениях христианства.

Сегодня единоверие привлекает многих тем, что для этого направления православия важны нравственная чистота, следование традициям и буквальное понимание Божьих заповедей. Женщины, следующие старому обряду, могут заниматься домом и детьми, в буквальном смысле быть «за мужем» - и никто их не упрекнет в отсутствии работы и финансового дохода. Мужчины же в этих общинах не ощущают никчемности. Они являются главами семей и несут полную ответственность за благополучие своих домов. Для многих единоверие подобно острову прошлого в море бездушия настоящего.

Как устроена жизнь в единоверии?

В единоверии понятие «община» - не пустой звук или строчка из учебника по истории. Все члены прихода (разумеется, речь не о тех, кто заглядывает на службу или в храм случайно) тесно общаются между собой, поддерживают почти что родственные отношения. Приняты совместные трапезы, проводятся духовные собрания. При возникновении каких-либо сложностей проблемы решаются совместно. В некоторых приходах следуют традиции «десятины», то есть передачи храму десятой части доходов.

Священник, как правило, выдвигается из самой общины. То есть этот человек зачастую не имеет духовного образования, не обучался в семинарии, а сан принимает по воле сердца, душевной предрасположенности и, конечно же, по решению членов общины. Однако это не является незыблемой традицией или же правилом. Подобный обычай возник по необходимости, поскольку духовных лиц в старообрядчестве намного меньше, чем паствы.

В повседневном быту, в жизни единоверцы руководствуются написанным в следующих книгах:

  • «Домострой»;
  • «Стоглав»;
  • «Кормчая»;
  • «Сын церковный».

В духовности же единоверческая православная церковь следует написанному в Евангелиях и прочих религиозных книгах. Наставлениями апостолов и святых верующие тоже не пренебрегают.

Как начиналась легализация единоверия?

Первое официальное положение о единоверческих церквях появилось 3 июня 1799 года. Это был указ Павла Первого, предписывающий управление делами старообрядческих московских общин архиепископу Казанскому Амвросию. Этому указу предшествовали продолжительные попытки «договориться», как со стороны старообрядцев, так и инициированные Патриархатом. Но, к сожалению, взаимоотношения духовенства с обеих сторон более походили на политический торг, чем на христианское примирение. Обе стороны выставляли перечни требований и претензий, называя их «просьбами». И, конечно же, никто не шел на компромисс. При этом и старообрядцы, и их оппоненты не забывали подавать прошения и челобитные императору.

Указ Павла стал "первым блином", который, согласно народной поговорке, всегда получается комом. Казанский архиепископ потребовал от единоверцев поминовения на великом входе императора, членов Синода и правящего архиерея. Единоверческая церковь в Москве, во главе которой и был поставлен Амвросий, отказалась выполнить данное требование. По каким причинам духовные руководители единоверцев сочли требования архиепископа неприемлемыми, сейчас понять невозможно. Однако, пытаясь войти в лоно «господствующей церкви», как старообрядцы именовали официальное вероисповедание, духовные руководители постоянно ставили условия и выдвигали собственные требования, забыв о христианском смирении. Разумеется, ни о каких уступках с их стороны речи и не шло. Вполне возможно, что за такой позицией руководителей единоверия скрывался страх принудительного изменения их обрядов и манеры служения.

Но Павел Первый не был тем человеком, волей которого можно было бы пренебречь. Отказ старообрядцев от исполнения требований архиепископа повлек за собой следующее: единоверческая церковь устройство свое сохранила, но вновь оказалась на положении еретической секты. Подписанный императором 22 августа 1799 года указ предписывал прекращение любых взаимоотношений и контактов со старообрядцами. Это предписание вернуло духовенство старого обряда «с небес на землю». Руководители единоверцев были вынуждены искать сближения с Патриархатом уже на тех условиях, которые им диктовало православное духовенство.

Как и когда учредили единоверие?

Учреждение единоверческих церквей как составляющей части русского православия, состоялось 27 октября 1800 года. Именно в этот день император Павел Первый принял «Ходатайство о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских». Тогда же было введено понятие «единоверие», являвшееся формой обозначения воссоединения старообрядцев с действующей Православной Церковью.

Однако это воссоединение было достаточно странным. К примеру, не были отменены положения, принятые на соборах XVII столетия, относящиеся к совершению крестного знамения двумя перстами и к проведению иных старых ритуальных обрядов. Эти положения именовались «клятвами». Смысл слова в данном случае аналогичен значению термина «проклятие». Соборные клятвы снимались только епископами и в индивидуальном порядке. Освобождались от них лишь те, кто принимал «новый обряд», то есть воссоединялся с господствующей церковью. Таких людей тогда и называли единоверцами.

К чему привело учреждение единоверия?

Вероятно, большинство верующих почувствовали после подобного воссоединения не облегчение, а недоумение. Следующие старому обряду посчитали себя преданными духовными руководителями. Учреждение единоверия привело к тому, что люди стали уходить в глушь, подальше от мира, и обустраивать там изолированные общины.

Разумеется, так поступила меньшая часть верующих. Большинству было что терять, и оставлять все нажитое из-за политических игр не хотелось. Большую часть старообрядцев составляло купечество, к примеру, единоверческая церковь в Санкт-Петербурге практически не имела среди прихожан представителей других сословий. Купцы были людьми набожными, но вместе с тем и весьма прагматичными.

Это сословие приняло все регламентирующие старообрядчество акты, но насколько искренне - сейчас ответить не сможет никто. Службы по старому обряду с совершением крестного знамения продолжались и после введения понятия «единоверия», но не афишировались. Иконы старого образца писались и размещались в храмах, домах. Жизненный уклад тоже сохранился. Однако внешне все выглядело так, будто бы господствующая церковь поглотила старообрядчество.

Некоторые единоверческие приходы Москвы

Когда речь заходит о старообрядческих приходах столицы, большинству людей вспоминается единоверческая церковь на Таганке. Это очень красивый храм с особой атмосферой, в который так и хочется зайти. Сложно поверить, что церковь долгие годы пребывала в запустении и была вновь освящена лишь в 1996 году.

Находится храм Святителя Николая на Студенце на Таганской улице в строении под номером 20а. Его часто ошибочно именуют Никольским. Никольская единоверческая церковь расположена не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Храм на Таганке же Никольским именовать не нужно, это не является правильным вариантом названия.

Хотя церковь на Таганке в данный момент наиболее известна среди верующих, следующих старому обряду, гораздо более интересен другой храм. В самом центре Москвы, на печально известном всем любителям отечественной истории Болотном острове, стоит церковь Троицы Живоначальной, или же, как ее называют священники, храм святителя Николы.

Найти ее можно по адресу Берсеневская набережная, строение 18/22. Это буквально в нескольких шагах от знаменитого на весь мир памятника сталинской эпохи - Дома на набережной, в котором жили представители советской элиты и откуда их по утрам увозили работники спецслужб. А еще ближе к данному храму неприметное старое здание в пару этажей со скромной исторической табличкой. Это палаты Малюты Скуратова. Легенд и страшных историй об этом доме гораздо больше, чем о «каменном монстре» советской эпохи.

Несмотря на столь специфическое месторасположение, храм обладает уникальной энергетикой. Хотя он еще и находится в процессе реконструкции, двери для верующих и любопытных уже открыты. Достаточно интересен такой момент: выходя из данного храма, человек видит собор Христа Спасителя, находящийся по другую сторону набережной.

Говоря о единоверческих приходах столицы, нельзя обойти стороной церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящуюся в Рубцове. Примечательна она тем, что в ней расположен центр древнерусской богослужебной традиции. Иными словами - представительство Патриарха. Находится эта церковь на улице Бакунинской, в строении 83.

О некоторых единоверческих храмах Московской области

Когда речь заходит о храмах Подмосковья, большинству людей вспоминается Троице-Сергиева лавра. Между тем это далеко не единственный духовный центр, находящийся вблизи от столицы. Церквей в Подмосковье очень много, в том числе и единоверческих.

Они находятся совершенно в разном состоянии. Некоторые поблескивают золотом куполов и бывают переполнены во время богослужений. Другие же отчаянно нуждаются как в восстановлении, так и в прихожанах.

К примеру, в селе, называющемся Авсюнино, вблизи от Орехово-Зуева, стоит Петровская церковь. Официальное название этого храма - церковь Петра, Митрополита Московского. Первое служение здесь прошло в кровавом 1905 году. Началось же строительство церковного здания в 1903 г. Это удивительно - всего лишь в нескольких десятках километров от кидающихся самодельными бомбами террористов, от бесконечных протестов и демонстраций, участники которых зачастую в принципе не понимали, за что они выступают и к чему их призывают, тогда, когда в толпу верующих, пришедших «к царю», стреляли юнкера и жандармы, здесь, в небольшой деревеньке, построили и открыли новый храм.

Сейчас тут есть священник, но само здание отчаянно нуждается не просто в реконструкции, а практически в отстройке заново.

Еще одним, весьма символическим местом, можно считать церковь, находящуюся в Воскресенском районе, в селе Осташово. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - это приход в общине, насчитывающей более чем две сотни человек. Примечательно же это место тем, что община не была «восстановлена». Она образовалась в 1991 году из людей, ищущих духовности и стремящихся сохранить моральные и нравственные устои. Из тех, кому было важно растить своих детей не в условиях бесконечной гонки за материальными ценностями, а в рамках старых традиций русской духовности.

Церковь открыта, и на служениях всегда чрезвычайно много людей. Здесь будет интересно тем, кто хотел бы больше знать о современном русском единоверии и его отличиях от обычного православия.

Единоверие в Санкт-Петербурге

Достаточно широко распространено мнение о том, что Санкт-Петербург является крупным центром старообрядчества. Формированию этого убеждения во многом поспособствовала Никольская единоверческая церковь на улице Марата. Это действительно крупнейший духовный центр для всех верующих, следующих старому обряду, невзирая на то, что «полноценной» церкви в здании сейчас нет.

Прогуливаясь по Кузнечному переулку, пройти мимо этого храма невозможно. Никольская единоверческая церковь в СПб - невероятно впечатляющее здание в стиле ампир. Оно весьма большое, но не производит ощущения громоздкости или величия. Здание в принципе не похоже на церковное, его фасад больше напоминает театр или же обсерваторию. Вероятно, именно внешние особенности помогли Никольскому храму пережить советские времена с достаточно незначительными потерями. В годы советской власти Никольская единоверческая церковь СПб использовалась как музей Арктики и Антарктики. Разумеется, это является осквернением храма, но все же данный вариант лучше, чем использование под склад или тюремный изолятор.

Построена Никольская единоверческая церковь была в 1838 году. Возведение ее длилось 18 лет, а автором архитектурного проекта являлся Авраам Мельников. В 1919 году церкви был присвоен статус соборного храма. Соответственно, получил приход и все права уездных и городских соборов. Нужно отметить, что ходатайство о присвоении данного статуса было подано еще в 1910 году. В начале ушедшего столетия в Санкт-Петербурге и его окрестностях насчитывалось несколько тысяч верующих, следовавших старому обряду. Разумеется, все они были единоверцами или же считались таковыми. Но, невзирая на очевидную нужду в присвоении храму статуса собора, патриархат рассматривал вопрос в течение девяти лет. Вполне возможно, что если бы революция не пошатнула положение церкви, то собором Никольский храм так бы и не стал.

Возвращение церкви помещений храма проводится поэтапно. Начался этот процесс в 1992 году, а к 2013 почти что все помещения перешли под церковную юрисдикцию. Найти Никольский храм можно на улице Марата, в месте ее пересечения с Кузнечным переулком.

Единоверческие храмы в современной России

Разумеется, единоверческие приходы имеются не только в Санкт-Петербурге и в Москве, храмы восстанавливаются и открываются по всей России. А вместе с их открытием крепнет единоверческая церковь. Шуя - один из крупных духовных центров современных единоверцев. Здесь, в небольшом городке Ивановской области, действует Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Первое упоминание об этой обители относится к 1889 году. Найти монастырь несложно, он находится на перекрестке двух улиц - Советской и 1-й Металлистов. Территория открыта для посещений, при обители действует храм, также имеются и церковные лавки.

На Донбассе восстанавливается Успенская единоверческая церковь. Этот храм, который находился в Новочеркасске, был полностью уничтожен. Сейчас на его месте открыта скромная часовня, и вполне возможно, что с разрешением весьма сложной ситуации в регионе храм все же будет полностью восстановлен.

До революции весьма сильна была на Урале единоверческая церковь. Екатеринбург сейчас не может похвастаться большим числом открытых храмов. Однако на улице Школьников находится действующий храм - Христорождественская церковь. Здание очень сильно пострадало при советском режиме, и хотя оно было возвращено церкви еще в 1993 году, восстановительные работы ведутся до сих пор.

Однако на Урале не все так плохо для единоверия, как может показаться. В Поволжье ситуация более сложная. Единоверческая церковь в Самаре до сих пор не может вернуть в свою юрисдикцию уникальное здание храма Казанской иконы Божией Матери. Хотя правильнее говорить не об уникальном здании, а о том, что от него осталось. Эта церковь до революции обладала пятью «звездными» куполами, ничуть не уступающими главам храмов Сергиева Посада. Церковь была построена на средства старообрядческой общины в конце позапрошлого столетия. Увидеть то, что от нее осталось, можно на Некрасовской улице. Номер строения - 27. В этом случае точный адрес имеет значение, поскольку понять, что перед глазами здание храма, невозможно.

Любопытным для интересующихся старообрядчеством местом является деревня Пеньки. Единоверческая деревянная Богородице-Казанская церковь была выстроена здесь в середине позапрошлого столетия. Освящен храм был в 1849 году. Закрыт властями и разграблен он был в печальном 30-м году ушедшего столетия. Уникальность этой церкви в том, что она была выполнена из дерева в полном соответствии со всеми ранними русскими традициями зодчества.

Разумеется, это далеко не полный перечень храмов и церквей, имеющих отношение к единоверию. Практически в каждом русском городе существует община верующих, следующих традициям старого обряда. Но, конечно же, зданий храмов у этих общин гораздо меньше, чем у обычной православной церкви. Ведь, хотя в наши дни и не существует официально конфликта между новым и старым обрядами, единоверцы все равно не обладают равноправием. Следующие старому обряду являются младшей, подчиненной основной господствующей церкви, духовной организацией.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Единове́рие (другие самоназвания - «православное старообрядчество », «новоблагословенное согласие », «церковное старообрядчество », «духовская вера », «старообрядные приходы Русской православной церкви ») - направление в старообрядчестве , сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие , служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата .

В начале XVIII века власть перешла от политики уничтожения старообрядцев к политике их легализации в общественной жизни; при этом власть продолжала насаждение нового обряда среди старообрядцев с привлечением созданных специально с этой целью фальсификаций (см. Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина). Но эти меры не имели значительного успеха, а лишь усугубляли положение, поскольку фальсификации были очень грубо составлены, о чем писали многие старообрядческие писатели (Керженские ответы и Поморские ответы). Ломка жизненного уклада в России, начатая Петром I, способствовала постепенному возрастанию числа старообрядцев.

Зарождение единоверия в XVIII веке

В XVIII веке возникла идея единоверия, то есть возможность служения по старому обряду на отдельных приходах. Но при этом клятвы-анафемы против двоеперстия и старых обрядов соборов XVII века оставались в силе. Сторонники существования старого обряда в лоне Синодальной церкви давали другую трактовку «клятв», согласно которой клятвы были наложены не против самих обрядов, а только против непокорных епископату .

Согласно донесению атамана Аркадия Столыпина, фактически на началах будущего единоверия, к церкви принадлежала большая часть яицких казаков, принимавших священников от Казанского митрополита, но державшихся старого обряда.

Первые упоминания о старообрядных общинах в лоне Русской Православной Церкви относятся к середине XVIII века, когда епископ Астраханский Иларион (1731-1755) в своей епархии позволил священнослужителям по причине большого количества проживающих на территории области старообрядцев совершать богослужения по дореформенным книгам .

Некоторые тенденции веротерпимости к старообрядцам проявились также в начале царствования императрицы Екатерины II , когда обер-прокурор Иван Мелиссино разработал особый проект примирения староверов с Церковью. В этом документе оговаривалось совершение православными священнослужителями богослужений по старым книгам под надзором Святейшего Синода . Знаком терпимости к старым обрядам было также заявление совместной Конференции Синода и Сената от 15 сентября 1763 года о том, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует» .

Деятельность инока Никодима

В связи с вымиранием священников дореформенного поставления положение старообрядцев, приемлющих священство (поповцев), делалось всё более и более затруднительным, что привело в конце XVIII века к появлению значительного течения, целью которого был поиск компромиссов с господствующей церковью . Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на р. Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева-Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего видения проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) , архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Имея согласие 1500 старообрядцев, инок Никодим в 1783 году в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода в 12 пунктах изложил условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью .

Главных условий было несколько:

  • а) чтобы были отменены клятвы прежних русских соборов на старые обряды;
  • б) чтобы старообрядцам был дарован хорепископ , находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода;
  • в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужения совершались по старому, дониконовскому чиноположению;
  • г) чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод;
  • д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья.

Церковь Введения (зимняя) в Лефортове, ранее принадлежавшая введенским единоверцам

Новым вдохновителем идей «новоблагословенного согласия» после инока Никодима стал протопоп Андрей Иоаннов , сам обратившийся из старообрядчества в единоверие, он стал известен как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского труда «Историческое известие о раскольниках», составленного на основании редких первоисточников.

Отношение к самим старым обрядам в Святейшем Синоде при создании единоверческих приходов оставалось крайне негативным; например, архиепископ Никифор Феотоки , с согласия императрицы Екатерины II 18 июня 1780 года освятивший первый старообрядческий храм, и непосредственно налаживающий связь между старообрядцами и Синодом, написал «Окружное послание старообрядцам», в котором объяснял староверам, что не только все их чины и обряды берут начало от еретика Мартина Арменина , но и все их последующие учителя были неправославными людьми: «Что такие были учители и наставники вашей секты, которых одно воспоминание приводит в стыд и срам, потому что они были армяне, да евреи, кои, сыскавши простаков - предков ваших, обольстили оных и, от прямого пути отведши, в ров погибели привели, советуя им почитать добродетелями такие дела, какие прежде творили нечестивые язычники, сынов и дочерей своих для благоугождения богам своим сожигавшие.» , но поскольку старообрядцы готовы к соединению и признают священство и таинства, совершаемые новообрядческим духовенством, то новообрядческие архиереи готовы принять старообрядцев по снисхождению. То есть старые обряды не рассматривались на тот момент в Синодальной Церкви не только как равночестные, но и как православные.

Из Стародубья движение за единоверие стало распространяться широко по стране: в 1788 году появился приход в Елисаветграде ; в 1791 году - в Троицкой слободе на р. Днестре; в 1794 году - в Перми ; в 1797 году - в Казани ; в 1798 году - в г. Александрии, Иркутской губернии, в Твери , Торжке , Тверской губернии, в Нижнем Новгороде , в Санкт-Петербурге и, наконец, в 1800 году - в Москве. С 1787 году в 30 верстах от Херсона действовал также единоверческий монастырь. К единоверию были приписаны уже существовавшие Михаило-Архангельский Собор Яицкого городка, а также Казанская и Петропавловская церкви.

Учреждение единоверия в 1800 году

Всехсвятский женский единоверческий монастырь (Москва)

Клятвы, наложенные соборами XVII века на всех крестящихся двоеперстно и пользующихся древними обрядами, отменены не были. С того, кто соединялся с новообрядцами (становился единоверцем) епископы снимали эти клятвы. Митрополит Платон сформулировал это следующим образом: «От клятв, прежде на них возложенных, разрешить: ибо хотя церковь на них оныя возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанных и от оных просят разрешения; но как ныне они сближаются или паче соединяются с церковию, и истину ея, и таинства, и священство ея признают действительными, то и потребно сие разрешение, и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся ещё от церкви, имеют и впредь состоять праведно. А чтоб сие разрешение было открытее и их более успокаивающее, то над каждым принимаемым к дозволяемой им церкви, прочесть Епископу, или Пресвитеру с возложением руки, следующую разрешительную молитву: „Господь наш Иисус Христос, благодатию своею и человеколюбием да разрешит тя к церкви святей обращающагося, от всех клятв, им же от церкви, отторжением от нея, подверглся еси. И аз недостойный (архиерей, или иерей имя рек), властию от Него мне данною, разрешаю тя раба Божия (имя рек), от оных клятв и всех грехов твоих: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь“» .

Кроме того, на старообрядцев было наложено жёсткое ограничение - от единоверческого священника новообрядец имел право причаститься только в случае крайней нужды и в смертном случае, если бы не случилось найти православного священника и церкви.

Единоверие в XIX веке

Единоверие в начале XX века

17 апреля 1905 года был издан указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Он разрешал «отпадение» от православия в другие исповедания. Впервые за 250 лет законодательные ограничения в отношении старообрядцев были полностью упразднены. В 1906-1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве , и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв .

В 1909 году собрался Московский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. Представителем от Синода на съезде единоверцев был архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский) .

19 июня 1927 года в Нижнем Новгороде собрался III Всероссийский съезд единоверцев. По некоторым данным, на нём присутствовали 142 делегата от приблизительно трёхсот единоверческих приходов всей страны .

В течение 1920-х годов большинство единоверческих храмов было закрыто. Верующие совершали богослужения на дому мирским чином, отдельные приходы постепенно переходили на новый обряд.

В 1971 году Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным собором Русской православной церкви 1971 года , который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию: «Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, Собор, повторимся ещё раз, дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

12/25 сентября 1974 года Архиерейский собор Русской зарубежной церкви постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отменёнными и яко не бывшими» .

К концу советского времени незакрытыми оставались только три единоверческих прихода (в селе Малом Мурашкине Горьковской области , в Латвии и в селе Злынке Кировоградской епархии УССР). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х годов была Никольская церковь на Рогожском кладбище , после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988 году).

После краха коммунистической системы единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде - инициатива создания приходов шла снизу, представляя своего рода «внутреннюю эмиграцию» в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и консервативную часть РПЦ (часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних).

При этом значительная часть единоверческих приходов представляет собой общины бывших старообрядцев. Так, наибольшим успехом единоверия в 1990-х годах стало присоединение остатков неокружников в историческом районе Московской области - Гуслицах . Один из крупнейших единоверческих приходов за рубежом - в штате Пенсильвания состоит из бывших поморцев. Развивается деятельность единоверческих приходов в Свердловской области, где они состоят из бывших часовенных.

27 ноября 2000 года в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской православной церкви». Конференция открылась торжественным молебном в Успенском соборе Московского Кремля , совершённым по старому чину духовенством всех единоверческих приходов Московского патриархата . На конференции было решено впредь называть себя старообрядными приходами Русской православной церкви, постепенно отказываясь от прежнего наименования, поскольку признание старого и общеупотребительного обрядов «равночестными и равноспасительными» делает друг другу «единоверцами» всех чад Русской православной церкви, независимо от употребляемого ими обряда .

В структуре РПЦЗ на территории США существует специальная викарная единоверческая кафедра . Долгое время единоверцами в Америке управлял епископ Ирийский Даниил (Александров) . В 2008 году в РПЦЗ по старому чину был рукоположён епископ Иоанн (Берзинь) , ныне окормляющий единоверцев Зарубежной церкви.

Протоиерей Иоанн Миролюбов отмечает, что старообрядцы часто переходят в Русскую православную церковь, однако единого чина приёма старообрядцев в Церковь не выработано, и разные принимают их всеми тремя чинами, как кому заблагорассудится .

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

Единоверие в СМИ

Всё чаще тема Единоверия становится поводом для подготовки телевизионных выпусков ТВ Союз и Царьград. Гостями в телевизионных и радиопередач выступают представители единоверия, как правило протоиерей Иоанн Миролюбов .

С 14.11 2015 г. на волнах христианского «Радио Мария» Санкт-Петербурга стартовал цикл культурно-исторических программ о старообрядчестве подготовленный Александром Гныпом под рабочим названием «Кулугур ». По многочисленным просьбам радиослушателей и пользователей социальный сетей цикл передач был преобразован в регулярную еженедельную программу о Православном Старообрядчестве-Единоверии. Рабочее название «Кулугур» было оставлено и в контексте дальнейшей регулярной радиопередачи о Единоверии. Гостями программы выступают священнослужители, историки, философы, филологи; единоверческое и старообрядческое духовенство, наставники общин. В июне 2016 г. в беседе о Единоверии в программе Кулугур принял участие старообрядческий митрополит Корнилий (Титов) .

Единоверческие общины

В Русской православной церкви единоверческие общины организационно подчиняются управляющим епархиями Русской православной церкви. По оценке Владимира Басенкова на начало 2018 года, таких приходов было около 50 . Согласно данным Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, таких приходов насчитывается 37, и ещё в четырёх старый приход используется как дополнительный . Точную цифру назвать трудно, поскольку не все приходы имеют молитвенные помещения, регистрацию или вообще чёткий статус; нередко такие общины замкнуты и не афишируют свою деятельность . Ряд единоверческих храмов находится в руинированном состоянии. Около десятка полуразрушенных единоверческих церквей на территории Западного Казахстана не реставрируется, а значительная часть потомков единоверцев посещает богослужения в общеправославных церквях. Препятствует определению числа таких приходов отсутствие юридически прописанного определения в уставных документах Русской православной церкви о том, что такое единоверческий приход.

Имели место отдельные переходы единоверцев в старообрядчество или различные «осколки» РПЦЗ , был закрыт единоверческий приход в Нижнем Новгороде, окончилась неудачей попытка возрождения единоверческой Иоанно-Предтеченской церкви в Уральске .

Вместе тем в ряде традиционно старообрядческих местностях (в Гуслицах, на Урале) происходит массовое обращение потомков старообрядцев в Русскую православную церковь в обычных новообрядческих приходах.

Термины «единоверие», «единоверческие приходы» многими представителями «единоверия» критикуются как неудачные. Вера у всех членов Русской церкви единая вне зависимости от чинов и обрядов. Для исправления ситуации было предложено от них отказаться, и в официальных документах Русской православной церкви в начале XXI века вместо «единоверческие приходы» обычно используется новое понятие «старообрядные приходы Русской православной церкви». Между тем, часть единоверческих общин не принимает неологизм «старообрядные приходы», предпочитая использовать исторически сложившееся наименование «единоверческие приходы» и утверждённое на I Всероссийском единоверческом съезде определение «православные старообрядцы» (или «старообрядческие приходы в лоне Русской православной церкви»).

Статистика

В 1903 году к Российской церкви присоединилось 10 213 старообрядцев (из них 2 461 на основах единоверия), а в 1904 году присоединилось 9 179 старообрядцев (из них 2 298 на правах единоверия).

На 1 января 1908 года числилось 444 407 человек единоверцев при том, что в епархиях Благовещенской , Владивостокской , Гродненской , Минской , Смоленской , Финляндской и Ярославской единоверцев не было вообще, а Иркутская , Туркестанская , Херсонская , Холмская епархии и Грузинский экзархат сведения в Святейший Синод не предоставили.

Наибольшее количество единоверцев на 1908 год проживало: в Оренбургской епархии - 89 307, Пермской - 52 308, Екатеринбургской - 51 701 и Томской - 45 233.

В 1990 году насчитывалось 3 старообрядных прихода, в 2000 году - 12 .

Единоверческие монастыри

К 1917 году насчитывалось 9 мужских, 9 женских единоверческих монастырей и одна женская община .

В конце 1900-х годов в единоверческих монастырьях проживало около 90 монахов и около 170 монахинь, более 170 послушников и более 480 послушниц .

Деятели единоверия

  • Аваев, Александр Михайлович - протоиерей , настоятель единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Войново (Польша).
  • Андрей (Ухтомский) - епископ Саткинский единоверческий (избран заочно с оставлением за собой прежней Уфимской кафедры) и первоиерарх всех единоверцев.
  • Антоний (Миловидов) - епископ Омский и Челябинский (был благочинным единоверческих церквей и монастырей Уфимской епархии).
  • Верховский, Иван Тимофеевич - писатель.
  • Дугин, Александр Гельевич - русский философ, политолог и социолог, основатель идейного течения «неоевразийство ».
  • Иов (Рогожин) - епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии (единоверческий).
  • Мина (Шустов) - настоятель , известный миссионер .
  • Миролюбов, Иван Иванович - иерей, секретарь Синодальной Комиссии по делам единоверия.
  • Никанор (Кудрявцев) - епископ Богородский (единоверческий), викарий Московской епархии, настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря .
  • Никита (Добронравов) - игумен, секретарь Синодальной Комиссии по делам старообрядчества.
  • Онуфрий (Парусов) - настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря .
  • Павел (Леднев) - архимандрит, настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря .
  • Парфений (Агеев) - настоятель и строитель Гуслицкого Преображенского миссионерского монастыря .
  • Петр (Васильев) - игумен , настоятель московского единоверческого