Образы чиновников в «Мёртвых душах. Сборник идеальных эссе по обществознанию В каких произведениях высмеивается поведение чиновников

Нравы российского чиновничества – одна из распространенных тем литературы.

Она одна из центральных в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Алексей Степанович Молчалин, секретарь московского “туза”, получивший три награды и чин асессора, на мой взгляд, имеет много общего с героями пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”: так же, как и чиновники города N, старательно во всем угождавшие Хлестакову, которого приняли за “важного человека”, Молчалин считал своей задачей добиться расположения влиятельных и богатых людей. Готовность к раболепству и подхалимству – вот что объединяет героев этих комедий.

В повести А. С. Пушкина “Дубровский” ярко показаны нравы блюстителей “порядка и справедливости”, представителей государственной административной системы, очень схожие с миром, нарисованным Н. В. Гоголем. Это судейские чиновники, ярким образцом которых является заседатель Шабашкин, надежное орудие осуществления мстительных планов помещика Троекурова, человек такой продажности и подлости, что им гнушается даже тот, кто пользуется его услугами.


Другие работы по этой теме:

  1. 1. Появление чиновничества в России. 2. Чиновники в комедии “Горе от ума”. 3. Административный аппарат в “Ревизоре”. 4. Сходство произведений. Своя рубаха ближе к телу....
  2. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени. Так, события Отечественной войны 1812 года легли...
  3. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина не единственное произведение отечественной классики, объектом изображения которого являются социальные пороки. Например, многие герои поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” так...
  4. Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина,...
  5. “Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…”...
  6. Конфликт “частного” человека и государства отображен в таких произведениях российских писателей, как “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицына, В. Шаламова “Колымские рассказы”, Г. Владимова “Верный...
  7. В каких произведениях русской литературы изображены приятели и в чем эти персонажи могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? Приятельские отношения связывают Онегина и Ленского...
  8. Более половины девятнадцатого века в России еще царствовало крепостное право. Именно в это время в произведениях русских классиков нашло отражение такое явления, как умный и...
  9. Введение сна в повествование – прием, придуманный не А. С. Пушкиным. Вспомним балладу В. А. Жуковского “Светлана”, где героиня, как и пушкинская Татьяна, сначала гадает,...
  10. “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтова не единственное произведение в русской поэзии, в котором отображена духовная связь человека и природы. Так, в стихотворении А....

.
В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским Ревизором?

Скандальным происшествием закончился этот день съемочной группы программы "Специальный корреспондент" на "России 1". Они готовили материал о нравах российских чиновников, и вместе с недовольными жителями отправились в управу района Северное Медведково. Свои нравы глава и сотрудники госучреждения продемонстрировали очень ярко. , повреждена дорогостоящая техника.

Казалось бы, обычная ситуация: к главе управы пришли на прием две пенсионерки. Правда, в сопровождении журналистов и с вопросом достаточно серьезным — куда делись миллионы, собранные на народный гараж. На всех документах стоит подпись чиновника. Михаила Михайлова.

Поняв, что без обещанного пять лет назад гаража женщины уходить не намерены, глава управы решил покинуть помещение сам. Попутно отшвырнув журналиста. Ничто не предвещало битвы, но в холле на поддержку начальнику бросились подчиненные. И журналиста и оператора стали просто выволакивать на улицу. На просьбу представиться сотрудники управы не реагировали.

"Оператора повалили на пол, зажали ногой к полу лицом, били аккумулятором, разбили лицо. Меня в этом время тоже швырнули на пол, вытаскивали из управы", — рассказывает шеф-редактор программы Игорь Шестаков.

За дело взялся спокойный и уверенный человек. Это он умелым движением отстегнул от камеры аккумулятор. И ударил им оператора по лицу.

"Меня два раза били. Один раз я вырвался, убежал, они вырвали аккумулятор из камеры, я убежал в машину за вторым аккумулятором. Чтобы продолжить съемки. Второй раз уже он выдрал опять аккумулятор, этот человек, и ударил меня", — рассказывает, в свою очередь, оператор Фарид Ханнанов.

Сейчас журналистов и такой же аккумулятор осматривают медики, которые уже констатировали — предмет тяжелый, а у обоих журналистов — сотрясение мозга. А вот второй солист потасовки — некто Анатолий Петрович, хотя он отказывался представляться. Такое же имя-отчество у местного руководителя отдела потребительского рынка. Именно он на улице хотел сбросить с перил Игоря Шестакова.

"Но самое по ощущениям богомерзкое, это когда два товарища, скрутив руки, попытались меня выпихнуть с пандуса. Повесили на пандус. "Ну что, бросаем?" И, думаю, не сбросили потому, что увидели камеру", — рассказывает Игорь Шестаков.

Журналисты подали заявление в правоохранительные структуры, но выяснилось невероятное — все эти драчливые люди разом потеряли и имена и фамилии.

Известно, что сейчас в префектуре проходит совещание на котором присутствует в числе других тот самый глава управы, который сегодня с самого утра объясняет всем, что же, собственно, произошло. Казалось бы, что может быть проще: показать ему видеозапись и спросить, кто же эти люди, и являются ли они его сотрудниками. Но глава управы очень занят.

Поэтому встретиться с нами так и не смог. Комментарии уполномочили давать сотрудника пресс-службы префектуры СВАО, который, впрочем, с интересом просмотрел снятое видео, но был категорически против прямого общения с главой-богатырем.

"Если это сотрудники управы, надо доказать, что это сотрудники управы, и они по закону должны нести ответственность. Смотря, что это было — побои, хулиганство. Как это было — все это должно быть зафиксировано, это работа полиции", — говорит пресс-секретарь префекта СВАО Москвы Александр Латышев.

В качестве эпизода для фильма из цикла "Специальный корреспондент" все произошедшее годится, как нельзя кстати. Нравы российских чиновников — тема фильма, выйдет он через две недели. В Северном Медведкове материал для него получился очень иллюстративный.

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

Главным героем пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» является уездный город N. Это собирательный образ, включающий в себя как сам город, так и его обитателей, их нравы, обычаи, взгляды на жизнь и т. д.
Произведению предшествует эпиграф, взятый драматургом из фольклора: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Тем самым автор предупреждает читателей, что все, что он описывал, - правда, а не выдумка или, тем более, клевета.

Гоголь рисует жизнь типичного города, каких было много по всей России. Неслучайно он не дает ему конкретного названия. Автор имеет в виду некий город, примеров которому множество. Мы узнаем, что находится он в самой глубинке («отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). «Набор» чиновников, руководящих городом, совершенно типичен: судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, почтмейстер. И всем этим, как маленький царек, правит городничий.
Автор показывает нам жизнь всех сфер города, то, как производится управление ими. И мы понимаем, что все здесь абсолютно типично для России и актуально в наши дни.
Важно, что мы получаем довольно полное представление об уездном городе. В нашей голове складывается представление о нем как об архитектурном объекте. Основное действие пьесы происходит в доме городничего. Кроме того, мы переносимся в трактир, при котором остановился мнимый ревизор. Из ремарок и слов героев мы получаем представление о скудной обстановке в номере Хлестакова.
Помимо этого, из диалогов героев мы узнаем и другие сведения о городе: о мосте, о старом заборе возле сапожника, о том, и возле этого забора «навалено много всякой дряни», о будке, где продаются пироги. Также мы знаем, что в городе есть училище, присутственные места, почта, больница и так далее. Но все это находится в заброшенном и плачевном состоянии, потому что чиновники заботятся совершенно не об этом. Их, в первую очередь, интересует собственная выгода. Исходя из этого, строится все управление городом.
Помимо чиновничества, в N. населяют и другие сословия. Ревизор, давая распоряжения, говорит о гражданстве, духовенстве, купечестве, мещанстве. С самого начала мы узнаем, что все эти сословия терпят притеснения и обиды от чиновников: «Что ты сделал с купцом Черняевым - а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!»
Знакомимся мы с представителями разных сословий и непосредственно. Все они приходят с просьбами к «чиновнику» Хлестакову. Сначала ему «бьют челом» купцы. Они жалуются на городничего, который «такие обиды чинит, что описать нельзя». Важно, что купцы готовы давать взятки, но «всему же должна быть мера».
Кроме того, к Хлестакову приходят слесарша и унтер-офицерская жена. И они тоже жалуются на городничего, который творит в городе, все что хочет. И ничто ему не указ – ни закон, ни совесть.
Таким образом, мы понимаем, что всех жителей города, независимо от их социального и материального положения, объединяет одно – наглые бесчинства чиновников.
В них мы убеждаемся на протяжении всей пьесы. Самый первый грех городничего и его подопечных – взятки и воровство. Все чиновники заботятся лишь о своем кармане, мало думая об обитателях города. Еще в самом начале пьесы мы видим, как в N. лечат больных, как учат детей, как там работает правосудие. Больные в городе «мрут, как мухи», в присутственных местах бардак и грязь, преподаватели училища каждый день пьяны и так далее. Мы понимаем, что жителей города не считают за людей – это лишь средство хорошо жить и набивать свой кошелек.
Но и сами чиновники не довольны жизнью в N. Мы видим, что городничий, как и его семья, мечтает о Петербурге. Вот где настоящая жизнь! И Хлестаков своими выдуманными рассказами пробуждает эти мечты в Сквозник-Дмухановском, заставляет его надеяться.

В каких произведениях русской литературы созданы образы чиновников и в чем эти произведения схожи с данным фрагментом?

Фердыщенко вздумал путешествовать. Это намерение было очень странное, ибо в заведовании Фердыщенка находился только городской выгон, который не заключал в себе никаких сокровищ ни на поверхности земли, ни в недрах оной. В разных местах его валялись, конечно, навозные кучи, но они, даже в археологическом отношении, ничего примечательного не представляли. "Куда и с какою целью тут путешествовать?" Все благоразумные люди задавали себе этот вопрос, но удовлетворительно разрешить не могли. Даже бригадирова экономка -- и та пришла в большое смущение, когда Фердыщенко объявил ей о своем намерении. -- Ну, куда тебя слоняться несет? -- говорила она, -- на первую кучу наткнешься и завязнешь! Кинь ты свое озорство, Христа ради! Но бригадир был непоколебим. Он вообразил себе, что травы сделаются зеленее и цветы расцветут ярче, как только он выедет на выгон. "Утучнятся поля, прольются многоводные реки, поплывут суда, процветет скотоводство, объявятся пути сообщения", -- бормотал он про себя и лелеял свой план пуще зеницы ока. "Прост он был, -- поясняет летописец, -- так прост, что даже после стольких бедствий простоты своей не оставил". Очевидно, он копировал в этом случае своего патрона и благодетеля, который тоже был охотник до разъездов (по краткой описи градоначальникам, Фердыщенко обозначен так: бывый денщик князя Потемкина) и любил, чтоб его везде чествовали. План был начертан обширный. Сначала направиться в один угол выгона; потом, перерезав его площадь поперек, нагрянуть в другой конец; потом очутиться в середине, потом ехать опять по прямому направлению, а затем уже куда глаза глядят. Везде принимать поздравления и дары. -- Вы смотрите! -- говорил он обывателям, -- как только меня завидите, так сейчас в тазы бейте, а потом зачинайте поздравлять, как будто я и невесть откуда приехал! -- Слушаем, батюшка Петр Петрович! -- говорили проученные глуповцы; но про себя думали: "Господи! того гляди, опять город спалит!" Выехал он в самый Николин день*, сейчас после ранних обеден, и дома сказал, что будет не скоро. С ним был денщик Василий Черноступ да два инвалидных солдата. Шагом направился этот поезд в правый угол выгона, но так как расстояние было близкое, то как ни медлили, а через полчаса поспели. Ожидавшие тут глуповцы, в числе четырех человек, ударили в тазы, а один потрясал бубном. Потом начали подносить дары: подали тёшку осетровую соленую, да севрюжку провесную среднюю, да кусок ветчины. Вышел бригадир из брички и стал спорить, что даров мало, "да и дары те не настоящие, а лежалые", и служат к умалению его чести. Тогда вынули глуповцы еще по полтиннику, и бригадир успокоился. -- Ну, теперь показывайте мне, старички, -- сказал он ласково, -- каковы у вас есть достопримечательности? Стали ходить взад и вперед по выгону, но ничего достопримечательного не нашли, кроме одной навозной кучи. -- Это в прошлом году, как мы лагерем во время пожара стояли, так в ту пору всякого скота тут довольно было! -- объяснил один из стариков. -- Хорошо бы здесь город поставить, -- молвил бригадир, -- и назвать его Домнославом, в честь той стрельчихи, которую вы занапрасно в то время обеспокоили! И потом прибавил: -- Ну, а в недрах земли как? -- Об этом мы неизвестны, -- отвечали глуповцы, -- думаем, что много всего должно быть, однако допытываться боимся: как бы кто не увидал да начальству не пересказал! -- Боитесь?! -- усмехнулся бригадир. Словом сказать, в полчаса, да и то без нужды, весь осмотр кончился. Видит бригадир, что времени остается много (отбытие с этого пункта было назначено только на другой день), и зачал тужить и корить глуповцев, что нет у них ни мореходства, ни судоходства, ни горного и монетного промыслов, ни путей сообщения, ни даже статистики -- ничего, чем бы начальниково сердце возвеселить. А главное, нет предприимчивости.

Показать текст целиком

Образы чиновников созданы во многих произведениях русской литературы. С романом М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" можно сопоставить пьесу Н.В. Гоголя "Ревизор" и рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий".
В своей пьесе Гоголь описывал чиновничество с разных сторон. Он создал собирательные сатирические образы городничего, судьи, попечителя богоугодных заведений, тем самым обличая пороки этого класса людей . В суде бегают гуси, в больнице люди погибают, как мухи , все чиновники занимаются казнокрадством, взяточни