Картина Бэнкси самоуничтожилась сразу после продажи с аукциона. Кажется, теперь она ещё ценнее

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский -- романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Выставляя творения советского бытописателя, третьяковцы, видимо, решили начать мягкую реабилитацию искусства социалистического реализма, о которой еще несколько лет тому назад никто бы и не подумал.

Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988), конечно, нельзя считать романтиком соцреализма: никаких бурь и натисков в его творчестве не заметно. А был он, так сказать, робким свидетелем-энтузиастом свершений советской эпохи, как бы человеком из демонстрации. Даже его известная по прежним советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» 1949 года написана как косвенная здравица «отцу народов», а потому и на Госпремию она не потянула. Впрочем, холст с изображением радостных пионеров и суворовца, идущих по Москворецкому мосту со свернутыми знаменами, годился во все советские времена: ведь подзаголовок в скобках в определенный момент нашей истории исчез, а сомнительный отблеск Сталинской премии произведения не коснулся.

По своей стилистике картины Мочальского сродни советскому кинематографу, любившему хорошо поставленную «естественную» сцену. Так, например, еще один известный опус художника – огромное полотно «Победа. Берлин. 1945 год» (1947 год) с ликующими солдатами пред рейхстагом – можно было бы посчитать за эскиз к помпезному фильму Чиаурели «Падение Берлина», снятому через два года.

Но в целом Дмитрий Мочальский избегал и даже опасался прямых высказываний о своем времени. И тому были причины: в 1930-е годы его едва не выгнали из художественного института за «непролетарское» происхождение. Похоже, эту узду художник чувствовал всю свою жизнь.

Неплохой рисовальщик, Мочальский не делал портретов вождей. Да ему это, вероятно, и не дозволялось -- не Налбандян же. Наброски с коллег-художников, эскизы к картинам – вот и все его графическое наследие, которое на нынешнюю выставку представили наследники. Ученик Кардовского и Петрова-Водкина, еще юношей заставший времена Вхутеина-Вхутемаса, где он упражнялся в геометрической абстракции и потом в монументальном искусстве, Мочальский опасливо удовольствовался небольшой жанровой, бытовой живописью.

Знатный целинник

Тайный поклонник импрессионизма, который был под запретом, он хотел писать на пленэре. Советское плановое хозяйство пошло ему навстречу: в середине 1950-х годов началось так называемое освоение залежных земель северного Казахстана, то есть целины. Мочальский с видимым удовольствием писал загорелых целинников, рассветные и закатные пашни, цветастые лоскутные одеяла и коврики незамысловатого быта, легкий флирт членов полеводческих бригад – все это жизнерадостно, красочно и даже чуть правдивее, чем в фильме «Иван Бровкин на целине». Эта своеобразная «целиниана» сделала Мочальскому имя: в 1961 году он возглавил Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ).

Покладистый председатель

Но тут судьба с ним сыграла дурную шутку. В декабре следующего года разразился знаменитый скандал вокруг выставки «30-летию МОСХА», когда приехавший в Манеж Никита Хрущев площадной бранью отлакировал как старых мастеров-формалистов Фалька, Штеренберга и других, так и молодую нонконформистскую поросль во главе с Белютиным, Неизвестным, Янкилевским и так далее. Как бы теперь ни оправдывали наследники и выученики Мочальского, а председатель МОСХа тогда спасовал перед истеричным первым секретарем КПСС и его свитой. Выставку он, что называется, «сдал». А о молодых художниках отозвался пренебрежительно: «Пижоны с бородками, в модных брючках, с натуры писали абстрактные вещи…». Обо всех тех событиях достаточно подробно написано в книге искусствоведа Юрия Герчука «Кровоизлияние в МОСХ». Впрочем, эту страницу в биографии Мочальского быстро пролистали и покладистого художника отправили в загранкомандирову, в Париж.

Что касается собственно творчества, то вспаханная в 50-е годы целина продолжала кормить художника всю оставшуюся жизнь, которая завершилась кончиной на административном посту – в деканате Суриковского института. Пожалуй, и нынешнюю выставку стоило разместить именно там.

Одна из самых известных работ стрит-арт художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась на аукционе «Сотбис» в Лондоне сразу после того, как ее продали, сообщает издание Daily Mirror.

Изначально стоимость картины составляла примерно $250-400 тыс., но участники аукциона оценили ее гораздо выше – в $1,4 млн. Как только в зале прозвучал удар молотка, в раме включился измельчитель бумаги, через который прошло полотно. На опубликованном видео с аукциона видно, что большая часть картины оказалась изрезана на мелкие полоски на глазах у изумленной публики.

«Бэнкси нас сделал. Мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией в прошлом», - прокомментировал случившееся директор «Сотбис» Алекс Бранзик.

Сам художник в своем инстаграме вызвал еще большее недоумение публики, разместив фото изрезанной картины с подписью: «Идет, идет, ушла…».

Представители «Сотбис» уже связались с покупателем, который приобрел картину по телефону. Он, по словам сотрудников аукциона, был «удивлен». Дальнейшие действия в данный момент обсуждаются. В соответствии с правилами аукциона, покупатель имеет право отказаться от лота, если он был поврежден. В то же время не исключена вероятность увеличения стоимости картины из-за акции со шредером.

«Девочка с воздушным шаром» считается главной работой Бэнкси. Она появилась в 2002 году на мосту через Темзу в Саут-Банке, районе Лондона. Позади картины написаны слова: «Надежда всегда жива». Спустя четыре года после этого художник создал единственный экземпляр картины акриловыми красками на холсте. Произведение было помещено в большую позолоченную раму, в которую, как оказалось в итоге, был встроен шредер.

Автором работы является уличный художник, настоящего имени которого не знают ни журналисты, ни полицейские, ни большая часть общества, которая следит за его творчеством. Он скрывается под псевдонимом Бэнкси (Banksy) на протяжении уже двадцати лет.

Свои граффити он начал оставлять на улицах еще в 1990-х. Создаваемые им работы на данный момент оцениваются в миллионы долларов. Благодаря его произведениям значительно увеличивается стоимость объектов недвижимости, на которых они размещены, в связи с чем порча этих картин квалифицируется как вандализм. Использование трафаретов является фирменным стилем Бэнкси.

Его работы отражают многие социально-политические проблемы, в том числе притеснение мирного населения в Палестине, лицемерие политиков, беженцы, капиталистическая алчность в Лондоне. Им уже создано порядка 130 стрит-арт рисунков.

Хулиганством его работы считались вплоть до 2007 года, когда созданные Бэнкси произведения начали скупать Анжелина Джоли, Бред Питт, Кейт Мосс, Джуд Лоу и другие знаменитости.

Тогда он и стал всемирно известным художником современности. Соответственно, выросли и ставки на его рисунки на «Сотбис» - шесть работ ушли с молотка за £372 тыс.

Впрочем, интерес общества вызывает не только творчество Бэнкси, но и сама его личность, о которой почти ничего неизвестно. Журналисты и поклонники выстраивают различные версии того, какое же имя скрывается за творческим псевдонимом. Согласно одному из предположений, в действительности его зовут Роберт или Робин Бэнкс.

В начале марта 2016 года в некоторых СМИ появилась новость, что настоящее имя Бэнкси выяснили ученые из Лондонского университета королевы Марии. По их мнению, художником является Робин Каннингем.

По наиболее распространенной версии, под псевдонимом Бэнкси рисует британский музыкант группы Massive Attack, певец и граффитист Роберт Дель Ная. Однажды в одном из интервью подтверждающую эту теорию оговорку допустил диджей Goldie. Как бы то ни было, официально личность Бэнкси еще не установлена.

Кстати, в 2005-м году художник создал еще одну картину, на которой изображена девочка, но уже не с одним, а с несколькими воздушными шарами. Тогда он был в Палестине, где, вопреки протестам , на Западном берегу реки Иордан возвели многометровую бетонную стену между Палестиной и Израилем.

Для художника это сооружение стало огромным холстом длиной в 425 миль.

Чтобы выразить свое отношение к происходящему на этой территории, он каждое утро размещал на своем сайте очередной рисунок со стены с подписью: «Праздничный снимок». Чаще всего на картинах он изображал детей, которые, по его мнению, являются главными жертвами военного конфликта.

«Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км - расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа», - написал Бэнкси на своем сайте.