Как называется бас гитара. Конструкция бас гитары

Первым изобретателем бас-гитары является Лео Фендер, представивший первую серийную модель Fender Precision Bass и Jazz Bass в 1951 году (дека из ольхи, кленовый гриф, 20 ладов). С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, различающихся формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков) и других конструктивных особенностей В 1961 году Билл Вайман придумал безладовый бас, лично изъяв лады из недорогого, инструмента, который он купил на распродаже. Отличительной особенностью такого инструмента было то, что из за отсутствия ладовой перегородки, струна прижималась прямо к накладке, и из за этого звук баса был певучим и был похож на контрабасовый.

А в 1966 году уже было запущено производство безладовой бас-гитары, и она поступила в продажу. Жако Пасториус также создал свой безладовый инструмент в 70-х годах. Развитие технических возможностей и амбиций музыкантов неизбежно привело к увеличению звукового диапазона, в связи с чем появились 24-х ладовые бас-гитары. А развитие в музыкальных направлениях, таких как джаз, рок,тяжелый металл привело к созданию 5-ти и 6-ти струнных (и даже более) бас-гитар.

Шестиструнные инструменты, из за большой силы натяжения струн привели к изменению конструкции грифа. Гриф теперь состоял из нескольких частей у которых была разная плотность. А так же на некоторые марки бас-гитар, производители устанавливали в гриф 2 анкерных болта. Производители конкурировали друг с другом, и каждый стремился создать новый звук и привлечь внешним видом инструментов. Даже пытались изготовить из металлических сплавов грифы и накладки.

Диапазон звучания бас-гитары

Стандартный строй бас-гитары с четырьмя струнами: E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку рекомендуется начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Иногда в «альтернативной» музыке используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, используя либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ. Это значительно упрощает партию и увеличивает скорость исполнения подобных композиций (н-р Red Hot Chili Peppers – By The Way).

Пятиструнные бас-гитары, как правило, имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), расширяя низкий диапазон, что облегчает игру в ансамбле с духовыми инструментами, которые используют в основном бемольные тональности, а также для исполнения «тяжелой» музыки, отдельных частей в поп-музыке и музыки Dubstep. У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Такие басы имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Такой инструмент чаще используют джазовые или прогрессив-рок исполнители, которым часто приходится играть соло.

Основные части конструкции бас-гитары:

Колковый механизм бывает открытого типа, его изобрел Лео Фендер в 50-ых годах 20-го века, и это самый популярный вид колков на сегодняшний день. Есть еще закрытый тип, механизм таких колков спрятан под корпусом, внутри которого находится специальная смазка. Такой механизм гораздо легче и по размеру меньше.


В колковом механизме может быть встроен детюнером — это приспособление, при помощи которого можно одним простым движением понизить строй инструмента прямо во время игры, и также легко вернуть в исходный строй.

На грифе устанавливается Верхний порожек . В основном его можно делают из пластика, но можно изготавливать и из кости, латуни или никеля. Металлические порожки добавляют в звук инструмента непосредственно металл, кость добавляет читаемости, четкости, а пластик собственно особо на звук не влияет, но поскольку он дешевле и заменить его нет никаких проблем, поэтому такой порожек используется чаще. Так же в нем можно подточить глубину или ширину канавок.

Верхние порожки бывают сложной конструкции, например порожки, которые можно регулировать по высоте, или локовые порожки для электрогитар. Они фиксируют строй инструмента тремя винтами. Ладовые порожки изготавливают из специальной проволоки. Лады изготавливают из меди, свинца, никеля, цинка, а также кадмия. Пропорции сплавов бывают разными.

Бридж бас-гитары бывает фиксированный и раздельный. В основном устанавливают фиксированные бриджи. Раздельный бридж состоит из нескольких элементов — струнодержателя и моста.

Бриджи бас-гитары отличаются по способу крепления струн:
Отверстие в скобе, в которое продевается струна.
Ячейка, в которую помещается струна и там закрепляется.
Струны проходят сквозь корпус.

Бридж будет хорошим, если он будет тяжелым и плотно прижиматься к поверхности деки. Так будут лучше передаваться вибрации. Есть такназываемые «безголовые» бас-гитары, в них установлен особый вид бриджей с сложной конструкцией, которая совмещает сам бридж и колковый механизм в одном целом.

А также существуют бриджи с рычагом (тремоло системой), подобно тем, которые иногда используют на соло гитарах.

Пассивный звукосниматель передает сигнал таким, какой он есть. Пассивный темброблок представляет собой регуляторы громкости датчиков (бриджевый, нековый, или совместно) и тембра.

Активный звукосниматель , за счёт предусилителя в виде микросхемы, передаёт предварительно усиленный сигнал. Кроме того активный темброблок — это полноценный эквалайзер, что дает большие возможности настроек (регулировка верхних, средних и низких частот) по своему вкусу. За счёт качественных датчиков, значение качества самого инструмента переходит на второй план. Вы также становитесь менее зависимы от качества усилителей и их настроек, т.к. при необходимости, вы можете подрегулировать звук у себя на инструменте даже во время выступления. В бас-гитарах с активными звукоснимателями используется батарейка (9V одна или две). Не забывайте вытаскивать шнур, когда не играете, ведь в противном случае батарейка тратится и может окончательно сесть в самый неподходящий момент. Среди басистов бесконечны разногласия, что же лучше – активный бас или пассивный. Но вывод есть лишь один, будь то пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный.

В основу струн для бас гитары идет проволока из стали, которую обволакивает оплетка в несколько слоев. Центральныю жилу называют корд.

Конструкции струн :

Струны, имеющие оплетку по всей длинне — самый распространенный вид струн.
Струны с оплеткой, которая начинается после бриджа. Это делается для более плотного контакта с струнодержателем.
Струны для гитар, у которых отсутствует головка грифа.

Материал оплетки

Материалом оплетки струн делается из разного материала, и это напрямую влияет на звук:

  • Стальные струны. Звук яркий, звонкий, но сустейна существенно меньше.
  • Никелевые струны. Мягким, бархатный звук, хорошо подходят для джаза и фанка.
  • Струны с круглой оплеткой. Самые распространенные струны с очень ярким звуком. Они не так практичны, как остальные, т.к. быстро накапливается грязь между оплеткой и при частом использовании стирают лады на грифе.
  • Струны с плоской оплеткой. Такие струны не портят лады и накладку на гриф, для безладовых инструментов — самое то.
  • Струны с полукруглой оплеткой. Это обычная круглая оплетка,но с верхний слой у такой оплетки обточен.
  • Струны со специальными покрытиями. Такие струны на ощуп скользкие и не пачкаются, служат гораздо дольше, но и стоимость соответственно выше. К таким струнам относятся ELIXIR Nanoweb.

Выбор струн для бас-гитары

При выборе струн нужно учитывать калибр натяжение и жесткость. Стандартный калибр струн 45-65-80-100. Струны с большим калибром отличаются более богатым тембром. Стоимость струн для бас-гитары достаточно велика, поэтому они требуют ухода. Мойте руки перед игрой и протирайте струны после игры. Перед концертом или записью желательно ставить новый комплект струн.

Так же бывают еще 8-ми, 10-ти, 12-ти струнные бас гитары, или гитары с парными струнами, которые настраиваются в унисон.

Опытный исполнитель, грамотно используя бас-гитару, может значительно обогатить гармонию даже при наличии развитой клавишной или оркестровой партии и украсить произведение красивым соло в нижнем регистре, сыгранном в таком темпе и с такими нюансами, которые абсолютно недоступны ни для какого другого басового инструмента. Существуют различные виды бас-гитар и с ними я хотел бы вас сегодня познакомить.

Четырёхструнные бас-гитары

Стандартный вариант – бас-гитара с четырьмя струнами, настроенными в кварты от Ми до Соль (строй четырёхструнной бас-гитары E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль)). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку следует начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Одна из классических моделей бас-гитар — это Fender Precision Bass.

Иногда в «альтернативной» музыка используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, использую либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ .

Такая настройка применяется не часто, и, чтобы облегчить и ускорить «перестройку» на концерте, колок четвертой струны иногда снабжают специальным устройством, которое называется D-tuner или Xtender.

Это своего рода «защелка», при переводе из одного положения в противоположное меняющая строй на тон вниз.

D-tuner

Пятиструнные бас-гитары

Пятиструнные бас-гитары имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), что облегчает игру в некоторых тональностях , как например, Ми-бемоль и Ля-бемоль, которые очень комфортны для исполнителя на четырехструнной бас-гитаре. Хотя это на самом деле необходимо лишь музыканту, работающему в ансамбле с духовыми инструментами, которые как раз и используют в основном бемольные тональности, в действительности пятиструнный бас полюбился исполнителем «тяжелой» музыки из-за совершенно неподражаемого «мяса», которое дает струна Си.

Шестиструнные бас-гитары

У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Они имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Новичкам не рекомендуется приобретать такой инструмент — скорее, он предназначен для джазового или «прогового» (от прогрессив рок) исполнителя, которому часто приходится играть соло.

С «ладами» и без «ладов»

Ну и наконец, последнее различие, которое могут иметь практически все перечисленные разновидности инструментов. Это – наличие или отсутствие ладов на грифе. Безладовый бас требует весьма точного координирования левой руки, как и контрабас, что иногда отпугивает новичков.

Безладовая бас-гитара

Из всех типов гитар чаще всего путают, и сравнивают бас гитару и электрогитару. Для любителей и профессиональных музыкантов это дикость – инструменты разные и это очевидно! Но для постороннего слушателя и наблюдателя они кажутся весьма схожими, а порой, вовсе идентичными. Так в чем их разница и есть ли она вообще?

Изобретена в 1951 году Лео Фендером, став практически моментально наиболее популярным и распространенным басовым инструментом, в первую очередь, в рок-музыке. Это разновидность гитары для игры в басовом диапазоне и прямой наследник контрабаса. Чаще всего используется в качестве аккомпанемента и лишь изредка, как сольник. Делается из древесины разных пород, в зависимости от производителя и других особенностей.

Это разновидность гитары, в которой имеется сплошной корпус и электронные звукосниматели . Последние, преобразуют звук струн в колебания электрического тока. После такого преобразования звук можно обработать, чтобы придать ему особенности, получить какой-либо дополнительный эффект на компьютере или иных приборах, а затем он идет прямо на звуковые усилители.

Делаются электрогитары, вопреки всеобщему мнению, не из пластика или акрила, а из дерева. Просто во время изготовления ему придается особая форма, а дополнительный покрывающий лак полностью его преображает. Чаще всего в качестве сырья используют ольху, красное дерево, клен или ясень. Накладки на гриф делают из черного дерева, клена или палисандра.

Что общего?

  • Родство с гитарой . Электрогитара – это вид гитары, а бас-гитара ее подвид.
  • Конструкция . Этот момент относится к сходствам, потому что именно благодаря схожести конструкций эти инструменты всегда путают и сравнивают. На самом деле, если рассматривать их не со сцены, а вблизи, они различаются, но со стороны действительно схожи.
  • Партия . Еще совсем недавно бас гитару использовали лишь как аккомпанемент. Благодаря развитию новых музыкальных течений, на сегодняшний момент уже встречались случаи использования его как соло. Причем такой опыт весьма успешен. Электрогитару также используют как соло, в чем и наблюдается их несомненное сходство.
  • Важность . Как бы музыкант не любил свой инструмент, он всегда знает о его недостатках и помнит о них во время игры. Благодаря этому появились группы и оркестры. Сыграть любую песню лишь на одном инструменте можно, но его звучание будет не полным. Это касается и использования этих видов гитар. Бас гитара выдает глухой звук, и мелодия будет такой же глухой, а электрогитара сделает ее невероятно звонкой, что тоже не есть хорошо. Но если их сочетать, получается яркий и полный звук, столь любимый публикой.
  • На обоих инструментах можно играть пальцами или медиатором. Но так как партия электрогитары обычно сложна, чаще всего все же применяется медиатор.
  • Материал для изготовления инструментов – дерево . В принципе даже древесина может быть одинаковой, но для бас гитар чаще используется американская липа, орех, а для электро – клен, красное дерево, ольха. Тип древесины влияет на будущее звучание, этим и обуславливается разница.

Разница

  • Количество струн . У классической бас гитары всего четыре струны. Есть современные типы с пятью и даже шестью струнами, но у них, скажем так, узкий профиль применения. Все же 4 струны это классика и именно ею пользуются профессиональные музыканты, любители и преподаватели в музыкальных учреждениях. Наиболее распространенными считаются электрогитары с 6 струнами.
  • Тип струн . У бас-гитары струны толстые, благодаря чему и получается низкий звук. А на электрогитаре имеются струны разной толщины, чтобы можно было выдавать звуки разной высоты.
  • Вес . Бас гитара весит значительно больше, чем электрогитара.
  • Тип игры . Для новичков использование любого типа гитары будет сложным и схожим, но если говорить о профессионалах или даже любителях, то все они в один голос твердят, что игра на бас гитаре в корне отличается от игры на электро. С этим мнением соглашаются и учителя музыки.
  • Звучание . Те, кто хоть раз слышал звучание обоих инструментов, точно никогда их не спутают. У бас гитары глубокий, томный звук. Она однозначно выдает лишь низкое звучание. Электрогитара может брать разные ноты, высокие или низкие – для нее это не принципиально, и все же сыграть ниже баса она технически не в состоянии. Во многом тут влияет наличие электрической составляющей и большего количества струн.
  • Партия . Чаще всего бас гитара используется просто как аккомпанемент. Ее важность никто не преуменьшает, ведь без басовой части любая музыка становится поверхностной. Басы придают ей глубину, позволяют полностью раскрыться звучанию каждой ноты и смыслу композиции. И все же соло ей практически никогда не «поручают». В это же время электрогитара берет на себя роль «руководителя» в любой партии. Она, своего рода, центр инструментов на сцене – соло, которое остальные лишь дополняют. Это не удивительно, возможности ее огромны. Благодаря тому, что звук можно параллельно записывать и обрабатывать во время исполнения, можно получить совершенно неожиданный эффект и звучание.
  • У бас гитары значительно длиннее гриф. Это видно невооруженным взглядом. Такая длина нужна, чтобы получить желаемое звучание.
  • Наследники . Пусть эти инструменты и являются «родственниками», но у них совершенно разная история создания. И если прародителем электрогитары является акустическая гитара, то бас гитара – наследница контрабаса.
  • Звукосниматель . Есть бас гитары в которых имеется звукосниматель, но это совершено не обязательно. Они могут работать и без него, причем звук от этого не пострадает. А вот электрогитара без звукоснимателя никуда – это ее составляющая.



История создания бас гитары достаточно широко известна. Несмотря на попытки, начавшиеся еще в начале 30-х годов ХХ го века, лавры «отца основателя» получил, заслуженно, великий Лео Фендер. Его Fender Precision Bass и Jazz Bass с 1951 года до сих пор являются синонимом бас гитары. Дека - ольха, кленовый гриф, 20 ладов. На первых экземплярах даже устанавливался упор под струнами снизу. Предполагалось, что играть будут большим пальцем. Практика это опровергла.

Какое-то время всех все устраивало, но наступила эра стремительного развития музыки. Появились THE BEATLES. Рок вышел на стадионы и открытые пространства. Требовалось больше звука. Бас стал теряться на фоне гитар и при максимальной громкости на больших площадках, бас больше не «качал». Исчез низкочастотный «пинок». Методом проб и ошибок на принципах трансформатора была внедрена активная электроника. Стали появляться разнообразные типы и калибры струн.

Доподлинно неизвестно, но официально считается, что первым, кто придумал безладовый бас, был Билл Вайман. В 1961 году он собственноручно вытащил лады из дешевого, купленного на распродаже инструмента. В начале 70-х свой собственный безладовый бас изготовил Жако Пасториус, хотя безладовая бас гитара поступила в продажу с 1966 года.

Особенности безладового баса в том, что струна прижимается непосредственно к дереву накладки, поэтому, чтобы избежать преждевременного износа и повреждения древесины, накладку грифа покрывают слоем эпоксидки, и используют плоские струны. Звучит инструмент певуче по контрабасному, позволяет использовать приемы игры глиссандо, вибрато, играть четверть тонами, что требует хорошего музыкального слуха.

Рост мастерства и амбиций музыкантов требовало расширения звукового диапазона. Количество ладов возросло до 24-х (ровно две октавы). Дальнейшее развитие джаза, появление арт-рока, рок-прогрессив, изобретение направлений сверх тяжелого и сверх техничного металла повлияло на увеличение количества струн до шести и более.

Шестиструнники потребовали новых инженерных решений. Чтобы компенсировать огромную силу натяжения, грифы, для прочности, состоят из трех, пяти, шести и более кусков древесины разной плотности, склеенных вместе. Многие производители устанавливают два анкерных стержня.

Конкуренция заставляет искать звук. Комбинация сортов дерева, способ крепления грифа, новые материалы. Были попытки изготовить грифы и накладки из металлических сплавов. Фирма Hohner выпускает безголовые бас гитары полностью из композитов и пластиков.

Какие еще бывают бас гитары

  • Многострунные бас гитары. Восьми, десяти, двенадцати струнные бас гитары. Имеют парные струны, настроенные в унисон, по типу акустических гитар.
  • Чудовищные монстры, имеющие полный набор гитарных и басовых струн. Диапазон полностью покрывает рояльный.
  • Бас гитары пикколо. Шести струнные бас гитары, звучащие на октаву выше. Почти гитара, но сохраняет бархатный, плотный, басовый низ.
  • Лидер группы Manowar Джое Ди Майо пошел еще дальше: по его заказу был изготовлен четырехструнный бас с узким грифом, маленьким расстоянием между струнами, короткой мензурой, тремя звукоснимателями и тонкими струнами, специально для скоростной медиаторной игры.
  • Специальные модели бас гитар, заточенные для игры теппингом.
  • Конрад Лант из Venom использовал на концертах Jazz Bass, не имеющий ладов выше 9 го.
  • Двух грифовые бас гитары, по аналогии с гитарами. Два грифа имеют разную настройку, например ладовый и безладовый, или же четырех и пяти струнные. Несмотря на большой вес, очень удобно использовать на концертах. Как правило, многие производители предлагают такие инструменты мелкосерийно или на заказ. Такие бас гитары Rickenbacker активно используют Гедди Ли из Rush и Крис Сквайер из Yes. Встречаются гибриды соло и бас гитары в одном корпусе.


Статьи для гитаристов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом

Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары