Ударные слова и ритм текста. Интонирование знаков препинания Задания по использованию знаков препинания

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:


  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.

  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:


  1. Маленькие (1-4 слова)

  2. Средние (5-10 слов)

  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!

  • IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
  • IV. Стилевое расслоение лексики. Стилистическая окраска слова.
  • Активный и пассивный словарь. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Стилистические функции.
  • В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа.

    Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.

    В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

    Сделалось смятение . Калитка заскрипела .

    Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

    Вдруг молния всю чащу озарила.
    Прибой шумит.

    Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

    Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
    Обжегся на молоке , дуешь и на воду .

    Противопоставление может подразумеваться

    И дурак это поймет (не только умный).

    Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие.
    Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

    Я не трону его.
    И всё грустит она.

    Но при противопоставлении местоимение выделяется:

    Сегодня – ты , а завтра – я .

    Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

    Слабый ветер тянул по верхушкам .
    Люблю молодца за искренность .

    Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

    На нее обратились взоры мужчин .
    Шум слился с говором гостей .

    Но при противопоставлении ударение не переносится.

    Навстречу северной Авроры
    Звездою севера явись!

    Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

    Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

    Черные тучи повислинад морем .
    В небольших комнатках тепло и уютно .

    Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

    В небольших комнатках тепло и уютно.

    Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

    Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

    Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.

    Он человек гордый и своенравный .

    Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.

    Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .

    Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

    Стонал, как зверь .
    Как лань лесная боязлива.

    Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

    Как походил он на поэта ,
    Когда в углу сидел один .

    Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия.
    Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

    Белинский – замечательный русский критик.

    При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

    Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).


    1 | | |

    Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

    В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

    Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

    Речевые такты и логические паузы. Их выделение в звучащей речи.

    Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

    Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

      / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

    «Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

      // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

    «Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

      /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

    «С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

      ‘ – люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

    Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

      Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

    - «Притихшие ученики / слушали внимательно».

    - «Они слушали внимательно».

    - «Ученики слушали».

    - «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

      Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

    - «Елена распечатала письмо / и прочла».

    - «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

    - «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

      В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

    В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

    Предложения с прямым порядком слов:

    1 2 3 4 5

    Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

    1 2 3 4 5

    Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

    Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

    Инверсированные предложения:

    4 5 3 1 2

    За ближайшим курганом / открывался вид городка.

    4 5 3 1 2

    В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

    Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

    Предложение с прямым порядком слов :

    1 2 3 4 5 6

    Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

    Инверсированное предложение :

    6 1 2 3 4 5

    Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

      На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

    - « Во всем доме / тишина».

    - «Идет направо - / песнь заводит,

    Налево - / сказку говорит».

      На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

    - "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

    - «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

      Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

    - «День выдался / на редкость / «удачным»».

      Паузами и ударением выделяется цитата или название.

    - «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

    Психологические паузы

    Кроме логических пауз, передающих логико-грамматический смысл фразы, существуют психологические паузы . Она не подчиняется законам логического чтения текста, а относятся к области словесного действия. Психологические паузы не подчиняются грамматике и логике, а зависит от исполнительских задач, эмоционально интерпретирует текст. Логическая пауза пассивна и бездейственна, она служит уму, а психологическая пауза богата внутренним содержанием, она дает мысли жизнь. На письме такая пауза может быть обозначена многоточием.

    Виды психологических пауз:

      пауза припоминания,

      пауза умалчивания,

      пауза волнения,

      пауза напряжения

    «Весной 19… (психологическая пауза припоминания) 14-го года он гостил у нас в имении» (И.Бунин «Холодная осень»)

    «Я никого не люблю и … (психологическая пауза волнения) уже не полюблю». (А. Чехов «Дядя Ваня»)

    «Жена его… (психологическая пауза умалчивания) впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

    Паузы, поставленные не на свое место, разрушают смысл высказывания. В то же время, психологические паузы, умышленно поставленные неправильно, дают определенную трактовку образа. Если пауз слишком много, речь становится прерывистой, рубленной, появляется многоударность, которая несвойственна живой речи. Речь утяжеляется, становится сложной для восприятия, так как выделяются не только главные слова, а и второстепенные. Поэтому очень важно правильно определить место логических и психологических пауз.

    Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению»

    Пояснительная записка

    Выразительное чтение есть искусство художественного чтения. Эти значит, что требования, предъявляемые к художественному чтению, обязательны и для выразительного чтения. Только искусство всегда требует достаточно высокой степени мастерства. Качество же выразительного чтения может быть самым различным - от элементарно грамотного до подлинно мастерского – в зависимости от степени подготовки исполнителя, от его способностей.

    Грамотное чтение – это посильное практическое использование всех законов и положений искусства художественного чтения от самых простых и общедоступных до наиболее сложных. Овладение грамотой всегда начинается с азбуки.

    Азбукой искусства чтения является техника речи, освоение которой предполагает выработку умений и навыков, что в свою очередь позволит исполнителю впоследствии выполнять более сложные творческие, художественные задачи. К.Станиславский писал: «К чему тонкости переживания, если их на сцене будет выражать плохая речь?» Потому каждый начинающий исполнитель должен начинать занятия с работы над техникой речи и орфоэпией, а только затем переходить к выразительному чтению литературных произведений разных жанров.

    Рабочая тетрадь - практическое пособие, призванное помочь студентам дневной и заочной формы обучения по специальности 050704 «Дошкольное образование» овладеть навыками и умениями, необходимыми для выразительного чтения, которые в дальнейшем будут совершенствоваться и постепенно закрепляться. Она содержит систематический свод упражнений, расположенных по степени возрастания трудностей и усложнений, стоящих перед чтецом задач – от правильной постановки дыхания и голоса до передачи образно-выразительных средств и подтекста художественного произведения.

    Тексты произведений подобраны преимущественно из классической литературы и произведений советских детских писателей, входящих в круг чтения детей дошкольного возраста.

    Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы дисциплины

    «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» по специаль­ности 050704 «Дошкольное образование» в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образо­вание» (повышенный уровень среднего профессионального образования), 2002.

    Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса и составлена для работы с учебным пособием И.И. Арзамасцевой, С.А.Николаевой «Детская литература» (М. «Академия», 1997) и «Хрестоматией по детской литературе» (составители И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева; М.;

    «Академия», 1997)

    Задачи рабочей тетради - практическое овладение основными приемами выразительного чтения, анализа произведений детской литературы разных видов и жанров; объяснение основных понятий и терминов теории литературы; развитие творческих способностей студентов, стремления к самостоятельной работе с книгой.

    Правила устной речи и чтения

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

    Техника речи

    Дыхание

    Дыхание - _________________________________________________________

    Непроизвольное дыхание - __________________________________________

    Произвольное дыхание - _____________________________________________

    __________________________________________________________________

    2. Подберите и запишите несколько упражнений для проведения дыхательной гимнастики. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Основные правила при занятиях дыхательной гимнастикой

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

    4. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Телефон», отметьте остановки для вдоха. Приготовьтесь читать вслух.

    У меня зазвонил телефон.

    Кто говорит?

    Слон.

    Откуда?

    От верблюда.

    Что вам надо?

    Шоколада.

    Для кого?

    Для сына моего.

    А много ли прислать?

    Да пудов этак пять

    Или шесть.

    Больше ему не съесть.

    Он у меня еще маленький.

    1. Дайте определение понятий:

    __________________________________________________________________

    Тембр - __________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Благозвучность - ___________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Полетность - ______________________________________________________

    __________________________________________________________________

    2. Правила, необходимые для правильной работы голоса:

      ________________________________________________________

      _________________________________________________________

      _________________________________________________________

      _________________________________________________________

      _________________________________________________________

    3. Подберите упражнения, способствующие развитию силы голоса. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.

    1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    4. Прочитайте отрывок из стихотворения Погореловского «Что рассказывают буквы», определите уровень высоты и силу голоса, темп чтения

    Текст стихотворения

    Мы бродили

    Темным бором.

    Мы спросили

    Громко хором:

    Дома ль бабушка

    Яга-а?

    Бор ответил нам:

    Ага-а..

    Вопросы

    ____________________________________________________________

    Дикция

    1. Дайте определение понятий:

    Дикция - __________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Артикуляционная гимнастика ________________________________________

    __________________________________________________________________

    2. Подберите упражнения:

    Для губ___________________________________________________________

    Для челюсти ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Для языка _________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Подберите скороговорки и чистоговорки для отработки согласных звуков:

      В – Ф_______________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      З – С ________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Л – М ________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Р – Н ________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ж - Ш _______________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вопросы

    1. Что такое дикция?

    2. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?_______________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Какое значение имеет дикция для выразительного чтения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Орфоэпия

    Орфоэпия - ________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    2. Запишите фонетическую транскрипцию выделенных звуков:

    Лоб , любовь ,гвоздь , лук

    Роб кий , лов кость , кувш ин ,

    грызт ь ,от б абушки .

    С доба , с беречь , прос ьба

    Из-за леса , в в едре, об б ерезу

    Жужж ит , вожж и , позж е

    Сч астье , рассказч ик , сч ет

    Отцвести , двадцать , молодцом

    Городс кой , братс кий

    Поздн о , завистл ивый , праздн ик

    Конечн о , скучно , чт о ,

    сказочн ик , друг сердечн ый

    Легк о , легч е , мягк о , мягч е

    3. Запишите фонетическую транскрипцию некоторых грамматических форм

    Мудрого , последнего , его

    Смеется , жениться ,одеваться ,

    умывается

    Стелют , белят , дышат ,

    Держат , учат , ссорятся

    Долгий , тонкий , тихий ,

    Запугива ть , размахив ать

    Вопросы

      Что такое орфоэпия?

      Нужно ли воспитателю дошкольного образовательного учреждения соблюдать орфоэпические нормы во время выразительного чтения литературных произведений детям и почему?_____________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Интонация и ее компоненты

    1. Дайте определение понятий:

    Интонация -_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Компоненты интонации:_____________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Определите характеры героев русской народной сказки «Теремок» и в соответствии с этим подберите интонации для выразительного чтения этой сказки по книге.

    Муха-горюха ______________________________________________________

    Комар-пискун______________________________________________________

    Мышка-погрызуха__________________________________________________

    Лягушка-квакушка__________________________________________________

    Заюнок-кривоног, по горке скок_______________________________________

    Лиса-краса_________________________________________________________

    Волк-волчище______________________________________________________

    Медведь___________________________________________________________

    Логика чтения

    1. Дайте определение понятия:

    Логическое ударение-______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Ударные слова выделяются с помощью изменения:

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

    3. Задание:

      Прочитайте предложения про себя.

      Найдите и подчеркните слова, выражающие противопоставление.

      Прочитайте предложения вслух.

      Ласточка день начинает, а соловей кончает.

      Не море топит корабли, а ветры.

      Молва не по лесу ходит, а по людям.

    4. Задание:

      Прочитайте тексты про себя.

      Найдите и подчеркните сравнения.

      Расставьте логические паузы и ударения.

      Прочитайте тексты вслух.

      А ежели вы

    вежливы,

    вы, сидя на уроке,

    не будете

    с товарищем

    трещать, как две сороки.

    (Маршак. Песенка о вежливости)

      Словно горькая вдовица,

    Плачет, бьется в ней царица…

    (Пушкин. Сказка о царе Салтане)

    5. Составьте таблицу:

    Правила постановки логического ударения в тексте

    Правила

    Примеры из текста

    Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые

    Слова, содержащие противопоставление

    Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным

    Существительное, стоящее после прилагательного

    Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного

    Пояснение при глаголе

    Слова, обозначающие перечисление при счете, однородные члены

    Обращение, стоящее вначале фразы

    Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, толк, глядь, брык и т.д.

    Слова, выражающие вопрос

    Слова, выражающие сравнение

    6. Наметьте речевые звенья (расставьте логические паузы) и в каждом звене подчеркните слова, выделяемые логическим ударением. Подготовьтесь к выразительному чтению пословиц и поговорок.

      Любишь кататься, люби и саночки возить.

      Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

      Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.

      Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

      Лучше умная хула, чем дурацкая хвала.

    7. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса).

    Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.

    Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

    Вот идет по той же дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидел там лису и спрашивает:

    Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?

    Да вот отдыхаю. Наверху - то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

    А козлу давно пить хочется.

    Да хороша ли вода - то?

    Вода то хороша, - отвечает лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

    Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил.

    Рассердилась лиса, бранится:

    Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

    Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.

    Сидит козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

    Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.

    Вопросы

    1.Что такое логическое ударение?

    2. Когда ставятся логические ударения?

    Паузы

    1. Дайте определение понятий:

    Логические паузы - ______________________________________________ ________________________________________________________________

    Психологические паузы -__________________________________________ ________________________________________________________________

    Стихотворные паузы - ____________________________________________

    ________________________________________________________________

    2. Обозначение пауз в тексте:

    / - _____________________________________________________________

    // - _____________________________________________________________

    /// - ____________________________________________________________

    П - _____________________________________________________________

    3. Составьте таблицу: «Правила постановки логических пауз в тексте при отсутствии знаков препинания»

    Правила

    Примеры из текста

    Между распространенными группами подлежащего и сказуемого

    Перед союзами и, или, да, соединяющими распространенные части предложений или целые предложения

    При инверсии (нарушение грамматически правильного, прямого порядка слов в предложении)

    4. Составьте таблицу:

    Правила отмены логических пауз в тексте при наличии знаков препинания.

    Правила

    Примеры из текста

    Перед кратким обращением, стоящим в середине или в конце предложения

    Перед короткими вводными словами или после него

    Перед кратким сравнительным оборотом

    Между двумя повторяющимися словами

    После союза и перед причастными и деепричастными оборотами

    5. Определите места пауз в предложениях с обращениями, расставьте паузы.

    1. - Братец мой, –

    отвечает месяц ясный,-

    Не видал я девы красной.

    (А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне.)

    2. Как взмолится золотая рыбка!

    «Отпусти ты, старче, меня в море,

    Дорогой за себя дам откуп:

    Откуплюсь, чем только пожелаешь»

    (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)

    3. Что, дремучий лес,

    Призадумался,

    Грустью темною
    Затуманился?

    (А.Кольцов. Лес.)

    6. Расставьте паузы и ударения в текстах с вводными словами.

    1.О, милые плуты! Кто часто их видел,

    Тот, верю я, любит крестьянских детей…

    (Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.)

    2. …А потом позвонили мартышки:

    Пришлите, пожалуйста, книжки!

    А потом позвонил медведь

    Да как начал, как начал реветь.

    (К.Чуковский. Телефон.)

    7. Расставьте паузы и ударения в тексте с деепричастным оборотом.

    Ночь проходит, день проходит;

    С сенника дозорный сходит

    И, облив себя водой,

    Стал стучаться под избой.

    (П.Ершов. Конек-горбунок.)

    8. Завершите разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (выделите в тексте логические паузы). Подготовьте сказку для выразительного чтения.

    9. Расставьте паузы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер».

    Подготовьтесь к чтению вслух.

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко застучит.

    Наша ветхая лачужка

    И печальна, и темна.

    Что же ты, моя старушка,

    Приумолкла у окна?

    Или бури завываньем

    Ты, мой друг, утомлена,

    Или дремлешь под жужжанье

    Моего веретена?...

    Спой мне песню, как синица

    Тихо за морем жила;

    Спой мне песню, как девица

    За водой под утро шла.

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя…

    10.Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

    Лошадку ведет под уздцы мужичок

    В больших сапогах, в полушубке овчинном,

    В больших рукавицах…а сам с ноготок!

    11. Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

    Да лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    12. Спишите в тетрадь текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», разбейте текст на речевые звенья и расставьте паузы. Приготовьтесь читать текст, соблюдая сделанную разметку.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вопросы

    1. Что такое пауза?

    2. Какие существуют виды пауз?

    3. Какую роль играют паузы во время выразительного чтения художественного произведения?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Темп речи

    1. Дайте определение понятия:

    Темп - ________________________________________________________ _______________________________________________________________

    2. Какой темп способствует передаче радостных эмоций?________________

    3. Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? _______________________________________________________________

    4. Подберите скороговорки о труде, об учебе и приготовьте их произносить в разном темпе (медленном, среднем, плавном и быстром).

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Перепишите в тетрадь русскую народную сказку «Лиса и тетерев» и подчеркните места, где темп замедляется или ускоряется. Приготовьтесь к чтению сказки вслух.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    6. Отметьте все изменения темпа при чтении басни

    И.А.Крылова «Слон и Моська»

    Текст басни

    Опытные профессионалы в области копирайтинга используют множество разных приемов, чтобы не просто писать статьи, а создавать шедевры.

    Новички часто думают, что копирайтинг им идеально подходит, так как это легко, но если покупатели не оценят работы автора, развития карьеры ему точно не добиться.

    Ударные слова и ритм текста – два мощнейших инструмента, помогающие копирайтеру создавать статьи, которые дочитывают до конца. Согласитесь, если бы каждый текст вашего сайта дочитывали бы до конца, эффективность контента была бы выше, а соответственно и конверт трафика улучшился.

    Как писать статьи, которые дочитывают до конца?

    Под ритмом текста понимают его восприятие читателями. Проще говоря, это интерес, который развивается по мере изучения статьи. Когда представляется скучный и однообразный текст, у читателей попросту не хватает терпения, чтобы побыстрее закончить его изучение. Но составить материал, способный завлечь к чтению не так просто.

    Чтобы вы поняли, о чем идет речь, представьте себе, что вы читаете условия какого-нибудь договора. В тексте используется исключительно строгий стиль изложения информации, который быстро надоедает. А теперь представьте, что вы читаете художественную литературу, где главный персонаж попадает в какую-нибудь передрягу и что-то должно случиться.

    Ваши статьи будут дочитывать до конца, если вы будете писать тексты не как какие-то инструкции и деловые договора, а как интересный материал в неформальном виде. Комбинировать это не так просто, ведь иногда приходится раскрывать серьезные темы и чтобы добиться доверия, приходится излагать информацию как профессионал.

    СОВЕТ: При написании текста, обязательно разделяйте его на абзацы (3-4 предложения). При этом используйте три типа предложений – короткие, средние и длинные. Это интересный способ привлечения внимания, которым пользуются профессионалы.

    Что такое ударные слова?

    Это специальные слова, которые являются главными в выражениях и предложениях. Т.е. именно на них акцентируется особое внимание читателя. Такие слова часто используются в рекламе, за счет повышения громкости или тона их произношения.

    В тексте ударные слова тоже используются, а выделяются они разными способами:

    • встречается всего один раз в тексте;
    • устанавливается противоречие;
    • усиливается сказуемыми;
    • кавычки, восклицательный знак, скобки.

    Самое главное, никогда не добавлять к глаголам дополнения, так как они сразу переводят внимание на себя. Например, «Мне нравится заработок в сети за его доходность». Ударение здесь падает на слово «Доходность», но лучше акцентировать внимание на выражении «Заработок в сети», поэтому последнее слово лучше опустить.

    Составлять качественные статьи, которые будут прочитываться на одном дыхании и не оставят шанса пользователям отвлечься на что-то ещё, способен далеко не каждый.

    Если вы решили посвятить себя написанию статей, плотно занимаетесь рекламой или даже просто ведете блог, обязательно учитесь профессиональным навыкам автора, это поможет вам добиваться целей.

    Вам также будет интересно: