Троепольский годы жизни. Троепольский Г.Н

Гавриил Николаевич Троепольский был членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 года. - С П РСФСР).

Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. За свою повесть о сеттере Биме он в середине 70-х стал лауреатом государственной премии.

Гавриил Троепольский стал символом духовного укрепления и духовного обогащения для всех, кто ценит его как писателя.

Из биографии Г. Н. Троепольского:

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, ныне Воронежская область в семье сельского священника Николая Семёновича Троепольского.

В семье родителей Троепольского было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книги.

В 1924 г. будущий писатель Гавриил Троепольский закончил в Алёшках Терновского района лучший в России сельхозтехникум, построенный архитектором Иосифом Суховым (его дочь Валентина стала женой будущего агронома и писателя).

Сначала Троепольский работал в избе-читальне «избачом» - так называли его односельчане, потом молодой человек был сельским учителем в этом селе, затем в Путилине и Махровке.

Отец Г. Троепольского, Николай Семёнович, был очень грамотным, умным человеком. В своём приходе и доме для прихожан он устраивал коллективное чтение Евангелия, обучал грамоте, музыке. И это в Борисоглебском ОГПУ ему было поставлено в вину! Но чем же ещё мог заниматься благочинный?! 31 июля 1931 года дело под № 111 было рассмотрено на заседании ОГПУ. Девять человек, в их числе и оговоривший отца Николая, были приговорены к высшей мере наказания.

К тому времени Гавриил Троепольский весной 1931 года, имея диплом агронома-селекционера, получил должность младшего научного сотрудника, а затем – заведующего Алёшковским опорным пунктом областной Воронежской о опытной станции.

В 1936 году молодого агронома-селекционера переводят в Острогожск. Здесь он заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в селе Гнилое. Здесь же он вёл и селекцию проса, сорта: «Острогожское – 1» и «Острогожское – 9» были районированы в центрально-чернозёмной зоне. «Я своим сортом проса «Острогожское – 1» горжусь никак ни меньше, чем «Белым Бимом», - говорил Гавриил Николаевич.

Современники Гавриила Николаевича отмечают, что он был требовательным к себе, своим рабочим, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей, скидок на возраст не делал. Вместе с колхозниками, их детьми заведующий ГСУ сажает две лесополосы: кленовую и параллельно ей – дубовую. Эти лесополосы радуют наш глаз и сегодня, защищают поля от суховеев. Клён ясеневидный до тех времён в нашей местности не рос – был диковинкой. Всем хотелось посадить такой саженец у своего дома, но Гавриил Николаевич не давал растения никому. Люди ухитрялись уносить молодой клён домой, и сейчас вспоминают об этом с неловкостью – стыдно ведь – и с радостью – добрая память о своём замечательном земляке.

Все люди, знавшие нашего Троепольского, отмечают, что на первом месте для него были духовные ценности: чистота души, порядочность, добросовестное отношение ко всему, с чем ты имеешь дело, и абсолютное безразличие к ценностям материальным. Гавриил Николаевич отказался от авторства в фильме Ростоцкого по своей книге «Белый Бим Черное Ухо». Он не согласился с некоторыми изменениями в тексте сценария. А отказ от авторства и появление в титрах «по мотивам» означало отказ от Ленинской премии. Но это для Троепольского было не главным.

Скончался Г. Н. Троепольский в 1995 году, 30 июня, прожив почти 90 лет. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество писателя Г. Троепольского:

«Это не я сочинил, это жизнь сочинила…» - эта фраза можно считать эпиграфом к творчеству Гавриила Троепольского.

Первый рассказ Троепольского, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года.

Гавриил Троепольский обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы.

Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина.

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение « «Прохор XVII и другие» из цикла «Записки агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На первый взгляд – это весёлые, забавные рассказы, а если вдуматься – сатира, но какая-то особенная, мягкая, чем-то похожая на сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Писатель показал читателям реальных людей деревни «в живой пестроте характеров, нравов, причуд», выставив напоказ тех, кто мешал народному делу. Сатира Троепольского – прямая или скрытая насмешка над бездельем, над невежеством, напускной серьёзностью. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». С того момента Троепольский посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж.

Повесть «В камышах» появляется в 1963 году. «В камышах» происходит олицетворение природы, писатель ее «очеловечил». А речка Тихая Ольха – это же река Тихая Сосна с «нежной свадьбой серых цапель», с жучками-вертячками с их поразительными глазами и самостоятельными цыплятами болотной курочки. «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь», - говорит главный герой Перегудов, который 40 лет охотится на этой речке, а по-прежнему чувствует себя учеником, новичком.

Троепольский выступал и как публицист. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем», написанный в 1965 году, и поныне сохраняет свою актуальность. Здесь он утверждает, что народ – хозяин земли, рек и лесов, во всех делах человека действует «закон многообразия», «однообразие методов, приёмов и рецептов» губительно для умных и благодатно для «сильно неумных». Эта статья не потеряет своей актуальности ещё не один век.

Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». «Здравый смысл» появляется в 1975 году.

С 1976 по 1987 год Гавриил Троепольский входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник».

Истинную огромную популярность Г. Н. Троепольскому принесла повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971 год) – прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице, Бим-1 и Бим-2. Книга открыла миру писателя, знающего, как любить и беречь друзей, «как не продавать свободу за чечевичную похлёбку», как прямо смотреть друг другу в глаза. Эта повесть о скитании собаки, попавшей в беду, о короткой счастливой жизни с Другом и горестной разлуке с ним потрясла меня, моих одноклассников и, как выяснилось, так же реагировали и люди старшего поколения. Сам автор об этом произведении сказал так: «… хотел, чтобы ужаснулся читатель, что есть люди без души. Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира.

Не многим героям художественных произведений поставлены памятники, а Биму возле Театра кукол в Воронеже памятник установили. Значит, живут Бим и его автор в душах людей. Трогательная скульптура преданной собаки мало кого может оставить равнодушным, и дети и взрослые считают доброй приметой погладить преданного четвероногого друга. От прикосновений тысяч рук, голова и бронзовое ухо отполированы до блеска и заметны издалека.

Троепольский был и поэтом. Свои стихи он не публиковал и сборник «С болью и надеждой» решился составить только в конце жизни. В своих ранних стихах Троепольский выражает минутное отчаяние из-за того, что его отцом заинтересовалось ОГПУ, он теперь …каким-то сыном наречён, Как будто с рожденья отметину вынес И в чём-то позорном теперь уличён. («Юность морозная», 1928 год) В поэзии Гавриила Николаевича мы чувствуем любовь к природе: «Как я… родного селенья молчанье люблю» (« Юность морозная», 1928 год); любовь к матери: «Мне не забыть далёкого селенья, … Где ты меня держала на коленях…» («На могиле матери»,19 ноября 1943 года); почтение к творчеству своих земляков – Кольцова и Никитина, здесь же – боль за свой народ: …Боль и у сокола – «крылья-то связаны»… Сколько же горя ещё не досказано! («У могил И. Никитина и А. Кольцова», 1969 год) Но внутренняя сила писателя, поэта, гражданина своей родины спасала его, давала надежду, он выстоит и в 1987 году напишет: Я деревом жизнь-то хотел бы дожить, Без страха пред тучей и градом. («Дожить бы», 1987 год)

Слова Г.Н. Троепольского о себе: «Каждый человек должен пахать свою борозду… Я лемех в многокорпусном плуге». Жизнь великого человека не кончилась, она продолжается. Он живёт среди нас в своих героях, сюжетах. Жизнь Г. Н. Троепольского «длится дольше века» и продлится ещё много веков, ибо вопросы человеческой души, чести и совести вечны. Пусть «нет его, но дух добра остался».

Мифы и слухи о Г. Н. Троепольском:

Домыслов и мифов, связанных с именем Троепольского много. Достоверные же факты, достойные внимания, долгое время не были всеобщим достоянием.

1. Были слухи о том, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

2. Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай рассказывал писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более – давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

3.Говорили, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того – книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который действительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

4.Поговаривали, что у Гавриила Николаевича были натянутые отношения с Солженицыным. Троепольский принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию. И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья – «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог этого Солженицыну простить.

У писателя в планах было написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени. Но эта книга так и осталась недописанной. Книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Великая Отечественная война в жизни Г. Н. Троепольского:

«Когда в 1942 году фашисты бомбили Острогожск, - вспоминает Копылова Ольга Павловна (1933 г. р.), - огонь и дым были видны даже в селе Гнилом. От свиста и взрывов бомб дрожала земля, закладывало уши. В это время семья начинающего писателя живёт в Острогожске. Оставаться там смертельно опасно. Гавриил Николаевич ехать за женой и детьми (их уже двое) не может: надо спрятать семенной фонд, результаты опытов. Помочь ему вызвался мой дедушка, Землянский Тимофей Васильевич (1860 – 1948 гг.) – он работал сторожем на ГСУ. С дедушкой поехала Мусатова Мария Даниловна (1925 - …). Через реку Тихая Сосна, слободу Пески под пулями, снарядами и перекрёстным огнём они приехали к дому агронома. Дедушка дал команду Троепольским срочно собираться, сам распряг лошадь. Раздался взрыв, от дома ничего не осталось. Лошадь откинуло на несколько метров от телеги, ранило. Ранило и деда, но спасатели сумели перевезти семью в село. До окончания войны Троепольские живут в здании сортоучастка. Уже весной 1943 года все поля и опытные делянки были засеяны зерновыми культурами – сумел-таки он сохранить государственный семенной фонд».

Был спасен Г.Н. Троепольским Мусатов Григорий Мефодьевич: «Отец строил переправу через реку Тихая Сосна в районе Ольшана. В тот момент, когда Коротояк заняли фашисты, эта переправа потеряла смысл, и строительство прекратили. Отец пошёл домой, а о том, что родное село занято оккупантами, он не знал. Тут его и схватили фашисты. Человека в военной форме приговорили к расстрелу, около церкви заставили копать себе могилу. Односельчане предали моей матери страшную весть. Мой дед, Мусатов Мефодий Поликарпович, побежал просить помощи у Троепольского, и он помог: о чём-то долго беседовал с фашистами, те приказали отцу снять военную форму и отпустили домой». Вообще жители села Гнилое относят отсутствие кровопролитий в их местности за счет дипломатических способностей агронома-селекционера.

Помогал Гавриил Николаевич и бежавшим военнопленным, строившим железную дорогу на Россошь. Ольге Павловне и Анне Никифоровне известно о троих солдатах, бежавших из концлагеря на хуторе Сибирский. Их Гавриил Николаевич прятал в поле, носил еду, одежду, своей не хватало – брал у друга Землянского Тимофея Васильевича. Когда мужчины окрепли, сумел переправить их через линию фронта в сторону Евдаково.

Как стало впоследствии известно, Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки.

Интересные факты о Г. Троепольском:

* Творчество Троепольского не осталось не замеченным народом, а также было отмечено Государственной премией СССР (1975 год). Также писатель был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

* Книги писателя переведены на 52 языка.

*В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

* Он стал лауреатом многочисленных премий, являлся Почетным доктором наук ВГУ и Почетным гражданином города Острогожск и города Воронеж.

* Уже после смерти Троепольского в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.

*По книге «Белый Бим Черное Ухо» и по сценарию «Земля и люди» сняты фильмы.

*Имея диплом агронома-селекционера, Троепольский занимался селекцией проса. Он вывел 8 сортов этой культуры.

*В военное время люди готовили еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским.

* Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

* Его имя носит и одна из библиотек города Воронежа.

Сегодня мы вам расскажем, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные произведения данного автора рассмотрены далее. Речь идет о лауреате Государственной премии Советского Союза.

Обучение и работа

Родился Гавриил 16 ноября 1905 г. в Ново-Спасском селе на Елани. Шестеро детей было в семье родителей будущего поэта. Далее расскажем, как получал образование Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его свидетельствует, что будущий писатель появился на свет в семье священнослужителя. Звали его Николай Семёнович Троепольский. В 1924 г. будущий автор окончил сельскохозяйственное училище. Находилось оно в Борисоглебском уезде, селе Алешки. Далее рассмотрим, как делал свои первые профессиональные шаги Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его упоминает, что сперва молодой человек был сельским учителем. С 1931 г. он работает в опорном пункте областной Воронежской опытной станции. С 1937 по 1953 год занимает должность заведующего Острогожского государственного сортоиспытательного участка зерновых культур. Занимался селекцией проса. Вывел 8 сортов этой культуры.

Война и начало творческого пути

Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки. Первый рассказ, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года. После 1953 г. в журнале «Новый мир» были напечатаны рассказы автора. С того момента он посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж. С 1976 по 1987 год входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник». Являлся Членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 г. - СП РСФСР). Скончался в 1995 году, 30 июня. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество

Теперь поговорим о том, как оценивала публика произведения, которые написал Гавриил Троепольский. Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина. Он обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений - публицистика, пьесы, повести и рассказы.

Библиография

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение «Из записок агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». В 1955 году автор пишет сценарий для кино. Сатирическая повесть «Кандидат наук» появляется в 1958 году. Роман «Чернозём» был создан в период с 1958 по 1961 годы. В 1972 г. выходит в свет его переработанная редакция. Повесть «В камышах» появляется в 1963 г. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» публикуется в то же время. Он содержит резкую критику и повествует о бесхозяйственном использовании водных ресурсов в Средней России. В 1966 году выходят статьи автора на страницах газеты «Правда», направленные на защиту природы. Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира. «Здравый смысл» появляется в 1975 году. Книги писателя были изданы на 52 языках. В 1994 г. его произведения вышли в США, войдя в серию «Классики». За повесть под названием «Белый Бим Чёрное ухо» автор в 1975 году получил Государственную премию СССР. Также он является обладателем ордена Трудового Красного Знамени. Теперь вы знаете, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные труды писателя приведены выше.

Гавриил Троепольский, биография которого есть в этой статье, известный отечественный прозаик, драматург и сценарист. Пожалуй, самое популярное его произведение - повесть под названием "Белый Бим Черное Ухо". Она оказалась настолько популярной, что была экранизирована и переведена более чем на 20 мировых языков.

Детство писателя

Биография Троепольского помогает лучше узнать этого автора, познакомиться с основными этапами его жизни и творческой карьеры. Автор родился в 1905 году в Тамбовской губернии. Он появился на свет в небольшом селе Ново-Спасское. Сейчас это территория Воронежской области. Его отец был священником.

Всего в семье было шестеро детей. Так сложилось, что герой нашей статьи учился в четырех учебных заведениях. Решающей для него стала встреча с преподавателем школы второй ступени в селе Новогольское Григорием Романовичем Ширмой.

В биографии Троепольского это было решающее знакомство. Сам он позже признавал, что вряд ли стал бы писателем, если бы не познакомился с этим учителем. Он работал над тем, чтобы его ученики обдумывали прочитанное.

Трудовая карьера

Получив среднее образование, Троепольский начал работать учителем в селах Махровка и Питим. Тогда же он впервые начал пробовать писать. Это были охотничьи заметки и зарисовки крестьянского быта.

Большую роль в творческой биографии Троепольского сыграло знакомство с писателем Никандровым, который печатался еще до революции. Это был первый в его жизни профессиональный литератор, который дал много полезных советов.

В начале 30-х годов Троепольский стал агрономом, заведовал сортоиспытательным участком, курировал селекцию проса. Печатался в сельскохозяйственных журналах.

В Острогожске он прожил около 20 лет. Все это время принимал участие в работе литературной группы при газете "Новая жизнь".

Первые публикации

В начале 50-х годов в журнале "Новый мир" вышла целая подборка его ироничных рассказов под общим названием "Из записок агронома". Эта публикация негативно отразилась на биографии Гавриила Троепольского. Областной комитет партии признал произведение злопыхательским и очернительским. Поддержал начинающего писателя Александр Твардовский. С тех пор практически все его рассказы, очерки и статьи стали публиковать на страницах этого толстого литературного журнала.

Троепольский часто приезжал к Твардовскому, обсуждал с ним новые замыслы, питался дополнительной творческой энергией.

Сборник "Из записок агронома" принес ему популярность. На его основе Троепольский даже написал сценарий, а кинорежиссер Станислав Ростоцкий снял фильм "Земля и люди".

Очерки на сельскохозяйственные темы

В 1959 году в биографии Троепольского Гавриила Николаевича произошло знаковое событие - он переехал в Воронеж.

Во второй половине 20-го века герой нашей статьи стал одним из самых успешных и популярных авторов очерков и публицистики на тему сельского хозяйства. В 1965 году в "Новом мире" вышла серия очерков Троепольского под названием "О реках, почвах и прочем". Писатель на собственном "москвиче" исколесил все регионы Центрального Черноземья, собрав масштабный материал в защиту окружающей среды.

Также его заметные произведения того периода - ироничная повесть "Кандидат наук", повесть "В камышах", роман "Чернозем", рассказывающий о трагических последствиях коллективизации.

На протяжении полутора десятков лет Троепольский был членом в редколлегии авторитетного издания под названием "Наш современник", являлся членом руководства Союза писателей СССР.

"Белый Бим Черное ухо"

Свое главное и самое популярное произведение герой нашей статьи создал в 1971 году. Это повесть под названием "Белый Бим Черное ухо". В биографии Троепольского она сыграла важную роль. Ее первым читателем стал сам Твардовский. Он собирался ее опубликовать в "Новом мире", но в 1970 году его сняли с поста главного редактора.

Тогда Троепольский отнес ее в журнал "Наш современник". Произведение сразу полюбилось миллионам. Стоит отметить, что оно было написано в иной манере, чем все предыдущие книги автора. Троепольский работал над ним 6 лет.

Поначалу в центре повествования должен был быть некий "идеальный человек". Он шел по жизни, встречался со всевозможными персонажами и типами. Но постоянно получалась какая-то надуманная фигура, некий ангел во плоти. Тогда и появилась идея построить сюжет вокруг собаки.

Сюжет повести

В повести рассказывается о шотландском сеттере Биме, который живет вместе со своим хозяином, пенсионером Иваном Ивановичем. Он фронтовик и бывший журналист, который сейчас увлекается охотой.

Однажды дает о себе знать осколок, оставшийся рядом с сердцем еще со времен войны. Ивана Ивановича отправляют на операцию в Москву, а забота о псе ложится на плечи соседки. Она за ним следит плохо, как-то он выбегает из квартиры и отправляется на поиски хозяина. На своем пути Бим встречает множество разных людей, к нему относятся с жалостью, состраданием, многие пытаются помочь, но приходится столкнуться и с жестокостью.

Бим почти дожидается возвращения хозяина, но в последний момент становится жертвой наговора со стороны соседки, его забирают в приют. Иван Иванович находит уже мертвое тело своего пса.

Успех повести

В краткой биографии Гавриила Троепольского, которая приведена в этой статье, отмечается, что книга была переведена на несколько десятков языков.

В 1975 году автор стал лауреатом государственной премии СССР, а также итальянской премии Монца, повесть была удостоена диплома и золотой медали фонда Леонардо да Винчи. Также получил орден Трудового Красного Знамени, почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В 1977 году режиссер Ростоцкий снял одноименный фильм, который был даже номинирован на "Оскар". Но победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стала французская драма Моше Мизрахи "Вся жизнь впереди".

Был поставлен радиоспектакль. А в Воронежском кукольном театре уже много лет с успехом идет одноименный спектакль.

В конце 80-х годов Троепольский начал работу над собранием сочинений, которое уместилось в четырех томах. Правда, последний том так и не вышел. В него планировалось включить очерки, критические работы, фельетоны и публицистические статьи писателя.

При этом последнее заметное произведение автора - повесть "Здравый смысл", вышедшая в 1975 году.

Память о Троепольском

В краткой биографии Троепольского, которую вы сейчас читаете, нужно отметить, что писатель умер в Воронеже в 1995 году. Ему было 89 лет. Похоронили его на аллее Славы на Коминтерновском кладбище. В честь него названы улицы в самом Воронеже и Острогожске, где он прожил около 20 лет.

Перед кукольным театром в Воронеже сегодня есть памятник его самому известному литературному персонажу - псу Белый Бим Черное ухо. В 2005 году в Воронеже широко отмечали столетний юбилей со дня рождения писателя, появилось большое количество исследований, посвященных творчеству прозаика.

Фигура Троепольского оказалась притягательной и для живописцев. Например, популярный создатель гравюр Масабих Ахунов сделал его портрет.

Есть портрет писателя, выполненный художником Иваном Лопатиным. Он его специально создал для галереи почетных и знаменитых граждан Воронежа. Виктор Митин написал портрет Троепольского маслом.

Троепольский Г.Н. Троепольский Г.Н.

Троепольский Гавриил Николаевич (1905 - 1995)
Русский писатель. Афоризмы, цитаты - Троепольский Г.Н. Биография.
"Белый Бим Черное Ухо", 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. __________ *) Текст "Белый Бим Черное Ухо" - в Библиотеке Максима Мошкова Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле... Бим дрыхнет. И видит сон: подрыгивает ногами - бежит во сне. Этому подснежники "до лампочки": голубое он видит только серым (так уж устроено зрение у собаки). Природа создала как бы очернителя действительности. Поди убеди его, милого друга, чтобы он видел с точки зрения человека. Хоть голову отруби, а видеть будет по своему. Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом начиная с простейших и кончая высокоразвитой жизнью, везде - этот закон... Прошлое как сон... А не сон ли - настоящее? Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все - во времени и движении. А тот кто ищет только устойчивого покоя, тот весь уже в прошлом, будь он молодым радетелем о себе или престарелым - возраст не имеет значения. О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Не каждую собаку можно купить на приманку. На дурного жильца даже унитаз урчит. - (преддомкома Палтитыч) Бим давно заметил, что люди обмениваются какими-то бумажками, пахнущими не разберешь чем. Иные, правда, пока чистые, пахнут хлебом, колбасой, вообще магазином, но большинство - множеством рук. Люди их любят, эти бумажки, прячут в карман или в стол, как хозяин. Хотя в этих делах Бим ничего не понимал, однако же легко сообразил: как только хозяин дал шоферу бумажку, они стали друзьями. Какая разница - рубль я дал за малое "дело", или двадцать - за большое, или тысячу - за крупное? Все равно стыдно. Словно продаешь свою совесть по мелочам. Конечно, Бим стоит ниже человека, поэтому никогда и не догадается об этом. Не понять того Биму, что бумажки эти и совесть иногда находятся в прямой зависимости. Мне жаль стало убивать дичь. Это, наверное, старость. Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица... Раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака. Была установка руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, и все охотники убивали сорок со спокойной совестью. Была такая установка и об ястребиных птицах. Их тоже убивали. И о волках. Этих уничтожили почти начисто. Но вдруг, в новой установке, коршун и сорока объявлены полезными птицами, не врагами птиц: уничтожать их запрещено. Строжайший приказ к уничтожению сменился строжайшим наказом к запрещению. Осталась теперь единственная птица, подлежащая уничтожению, объявленная вне закона, - серая ворона. Она якобы разоряет птичьи гнезда (в чем, впрочем, обвинялась безапелляционно и сорока). Зато никто не отвечает за отравление ядохимикатами птиц степных и лесостепных районов. Спасая леса и поля от вредителей, мы уничтожали птиц, а уничтожая их, губили... Леса. Неужели виноватой оказалась серая ворона, извечный санитар и спутник человеческого общества? Что поделаешь, если собаки понимают людей, а люди не всегда понимают собак и даже друг друга. Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это - не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди. Храбрость всегда совмещается с гордостью и чувством собственного достоинства - даже у хорька. Если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди умерли бы от отчаяния. Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча. Женщина гладила Бима по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути - провожать навсегда, это все равно что хоронить живого. Это были слезы надежды, счастливые слезы, скажу я вам, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости встреч и счастья. Перестановка местами причины и следствия всегда очень выгодный прием доказательства Удивительно, как бывают правы обе стороны, когда один говорит полуправду, а другой не знает второй половины правды. У клеветы хоть и короткие, но зато прочные ноги. За деньги люди продали доброе имя Бима. Хорошо хоть, Бим не знал этого, как не знал и того, что за те бумажки иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого! Скоч-терьер, например, возьмите вы его: он делает вид, что его голова-кирпич набита разными идеями (борода! длинные усы и брови! философ!), а на деле - бестолковый, командует, ругается на хозяина день при дне, как нервнобольной, финтит беспрестанно. А толку? Да никакого! Одна внешность. А внутри пух либо вовсе пустота. О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Троепольский Г.Н." в других словарях:

    Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Гавриил Николаевич (1905 95), русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953), повесть В камышах (1963), в которой поэтизируются земледельческий труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драматическая повесть о… … Русская история

    Гавриил Николаевич [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕХДЕННОВ ТРЕХЛЕТОВ ТРИГОРЛОВ ТРИГОРОВ ТРИГОРЬЕВ ТРИПОЛЬСКИЙ ТРОЕКАШИН ТРОЕКУРОВ ТРОЕПОЛЬСКИЙ ТРОЯКОВ ТРИКУР Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в Дубровском этой фамилией: существовал знатный род Троекуровых. Но… … Русские фамилии

    Гавриил Николаевич (1905, с. Новоспасовка ныне Воронежской обл. – 1995, Воронеж), русский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937 г., первое крупное выступление – цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953,… … Литературная энциклопедия

    Вместе с кн. M. M. Щербатовым исправил слог перевода "Жития и славные дела Гос. Имп. Петра Вел.", соч. Дмитрия Феодози; изд. в Венеции, напеч. в СПб. 1774 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Г. Н. - ТРОЕПÓЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич (1905–95), рус. писатель. Цикл сатирич. рассказов Из записок агронома (1953), пов. В камышах (1963), в к рой поэтизируются земледельч. труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драм. повесть о сострадании… … Биографический словарь

    Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… … Сводная энциклопедия афоризмов

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Районная ученическая

научно-исследовательская

конференция «Первый шаг в науку»

«Литературное творчество писателя-земляка

Г. Н. Троепольского»

Выполнили:

ученица 6 класса

Облякова Алина,

ученица 6 класса

Данилова Анастасия

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Челяпина Н. И.

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Биография Г. Н. Троепольского…………………………………….стр. 5

Творческое наследие………………………………………………….стр.7

Заключение…………………………………………………………….стр.12

Литература ……………………………………………………………стр.13

Приложение…………………………………………………………….стр.14

Введение

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В одном из номеров районной газеты «Знамя труда» мы прочитали статью о нашем воронежском писателе Г. Н. Троепольском. И нам стало интересно, а известно ли имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести учащимся нашей школы.

Тема исследовательской работы «Литературное творчество писателя- земляка Г. Н. Троепольского» выбрана потому, что в этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Мы решили как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель :
изучить творчество писателя - земляка Г. Н. Троепольского.

Задачи:

Исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;

Изучить информацию из различных источников;

Провести социологический опрос;

Через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Г. Н. Троепольского.

Объект исследования - биография и творчество Г. Н. Троепольского

Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Г. Н. Троепольского, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение1).

Биография Троепольского Г.Н.

Гавриил Николаевич Троепольский 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебскогоуезда).

Изучая биографию писателя, мы узнали, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г.Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодомТроепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

Творческое наследие Г. Н. Троепольского

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» под псевдонимом Т.Лирваг (наоборот читается как Т. Гаврил). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,- вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,- тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 г. Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень - тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохозяйственник». Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант.Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас - с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольским ярко, выпукло и психологически убедительно.

В середине 1950-хТроепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955.Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).

В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.

Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все - 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я - 1958; кн.2-я - 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни.

Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом.

Повесть Троепольского «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.

В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е годы Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г.

Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Удачная экранизация сделала эту работу автора еще более популярной.

Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости» как назвала его критика.Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

В воронежском театре кукол «Шут» в 2000г. состоялась премьера инсценировки-воспоминания «Белый Бим». Томский режиссер Р. Виндерман рассказывал о своей работе: «Мы ставили наш спектакль с болью и тревогой за душу человеческую - за взрослого, за ребенка. Наша собака - это, по существу, такой же человек, которого просто зовут Бим…»
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже тридцать лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России) (Приложение № 2).

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось, во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом…».

Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска (Приложение № 3, 4). В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке (Приложение№ 5).

Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".

Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

3.Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Приложение 1

1.Знаете ли вы писателя Г. Н. Троепольского?

1 кв. - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 кв - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2 . Какие произведения Г. Н. Троепольского вы читали?

3 кв. - «Белый Бим Черное ухо» ответили (14 человек) - 28%

4 кв. - «ничего не читал» ответили (36 человек) - 72%

Приложение 2

Памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо, установлен на площади в Воронеже, перед Воронежским театром кукол «Шут».

Приложение 3

Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8

Приложение 4

д. №8 на ул. Чайковского

Приложение 5

Воронежская детская библиотека.