Основные положения теории Н.А. Бернштейна

(1896–1966)

Николай Александрович Бернштейн – один из немногих, кто сам никогда не относил себя к психологам, но тем не менее заслужил славу одного из крупнейших теоретиков психологии. Сегодня, по прошествии ХХ века, становится все более очевидно, что теоретические основания нашей науки сложились не столько из фантазий сексуально неудовлетворенных невротиков и пробежек подопытных крыс сквозь лабиринты, сколько из глубокого осмысленных наблюдений за реальной активностью живых существ. Природа этой активности, закономерности, которым она подчиняется, – и есть основа знания о поведении. Ценнейший вклад в познание этой природы внес наш соотечественник физиолог Н.А. Бернштейн.

Историки науки, исследуя творчество ученого, обычно много внимания уделяют влиянию на него других ученых и научных направлений. Влиянию же семьи, в которой прошли детские и юношеские годы будущего ученого, отводится меньше внимания. Однако нередко культурные традиции семьи передаются как эстафетная палочка, причем такая, на которой каждое поколение оставляет свои зарубки. Н.А. Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. в семье, культурные корни которой прослеживаются с ХVIII века. Дед со стороны отца, Натан Осипович Бернштейн, умер за пять лет до рождения Николая Александровича. Однако его влияние на детей и – через них – на внука не вызывает сомнений. Он был врачом, физиологом, общественным деятелем. Еще будучи студентом-медиком в Московском университете, он в 1853 г. был удостоен золотой медали за научные достижения. В 1865 г. его назначили приват-доцентом Новороссийского университета в Одессе по кафедре физиологии и анатомии. Натан Осипович изучал физиологию в лучших лабораториях того времени: в 1866 г. – в Берлинской физиологической лаборатории Р.Дюбуа-Реймона, в 1868–1869 гг. – в лаборатории К.Людвига в Лейпциге. В 1871 г. в Новороссийский университет пришел И.М. Сеченов. С этого года Натан Осипович оставил за собой только курс анатомии, передав физиологию Сеченову.

Отец Николая Александровича – Александр Николаевич (Натанович) Бернштейн – был известным московским психиатром, учеником С.С. Корсакова. Его деятельность оставила заметный след в психиатрии. Но, кроме эрудиции и творческого вклада в психиатрию, в его трудах ясно просматривается очень широкий круг интересов – от точных до гуманитарных наук и искусства. Вопросы психиатрии и психологии он связывал с передовой для того времени физиологией, с идеями Сеченова.

Нельзя не обратить внимание, что детские и юношеские годы Николая Александровича прошли среди людей с широким кругом интересов, в обстановке творческих поисков в науке и серьезного отношения к проблемам воспитания и образования.


Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Поступил он на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом I мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск – проучившихся 4 года медиков отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., фронты были уже другие. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача. После демобилизации в 1920 г. недолго проработал психиатром в клинике В.А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда (ЦИТ), где через короткое время возглавил лабораторию биомеханики.

Основатель ЦИТа, революционер и идеолог новой культуры труда А.К. Гастев искал специалиста для занятий биомеханикой трудовых движений. Основной задачей, поставленной Гастевым перед лабораторией Бернштейна, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности.

В физиологии было известно, что двигательный аппарат человека обладает огромным количеством степеней свободы движения. Это дает живому организму несравнимую с движениями механизма свободу, но эта особенность создает огромные сложности для регуляции движений: нервная система, в принципе, не способна управлять процессами на двигательной периферии с помощью одних только центробежных команд. До Бернштейна был известен только один способ решения проблемы степеней свободы – «выключение» лишних степеней свободы. Бернштейн предложил другое решение: непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать post factum или предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций».

Идея проверки движения чувствованием разрабатывалась еще Сеченовым. Но Бернштейн усмотрел в сенсорной коррекции конститутивный элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по Бернштейну, весьма далеко от механического выполнения команды, получаемой от нервной системы, и представляет собой процесс решения двигательной задачи.

После трех лет работы в ЦИТе стало ясно, что научные интересы Бернштейна трудно совместимы с полуутопическими замыслами Гастева, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, задавая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бернштейн ушел из ЦИТа, перевезя исследовательскую аппаратуру в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В каких бы стенах по том ни работал ученый – он изучал движения пианистов в Государственном институте музыкальной науки, патологию походки в Институте профзаболеваний, ходьбу ребенка в Институте охраны здоровья детей и подростков, движения спортсменов в Институте физкультуры – он продолжал начатую в двадцатые годы линию – исследование живого движения. Подобно рабочему удару, который был классическим объектом исследований в ЦИТе, и все другие движения Бернштейн представлял целенаправленными, отвечающими определенной задаче.

Анализ движений в конечном счете перерос из задачи исследования в средство познания законов работы центральной нервной системы человека. Бернштейн считал, что «…моторика человека может и должна оказаться превосходным индикатором для изучения в ней процессов, происходящих в центральной нервной системе». Он подчеркивал, что этот «двигательный индикатор высшей нервной деятельности» отличается большой выразительностью, способностью отражать быстротекущие процессы работы мозга». «Движение уже перестает быть интересным нам своей чисто внешней феноменологической стороной. Мы уже уловили, что в нем содержится богатейший материал о деятельности ЦНС; правда, содержится он там в зашифрованном виде, но ведь нет такого шифра, которого нельзя было бы раскрыть при достаточном внимании и упорстве, при достаточной воле к этому».

Сформулированный Бернштейном принцип сенсорных коррекций стал одним из важнейших в современных подходах к регуляции поведения человека и животных. Предвосхитив основные принципы кибернетики, Бернштейн уже в 1929 г., опираясь на идеи высоко ценимых им Сеченова и Ухтомского, развил принцип обратной связи, предлагая перейти от павловского представления о разомкнутой рефлекторной дуге к представлению о замкнутом контуре регулирования.

Полемика с Павловым для Бернштейна была делом жизни: он не допускал мысли, что схема рефлекса приложима к образованию двигательного навыка, к любому человеческому движению. Для него рефлекс – «это не элемент действия, а элементарное действие», которое появилось на свет «там же, где возникло первое в мире «элементарное ощущение», – в обстановке лабораторного эксперимента». Как возражение Павлову он писал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отдал в типографию распоряжение рассыпать набор книги. В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук (известной как «павловская сессия») работы Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Аргументом обвинения было то, что в его книге «О построении движений» (которая за два года до этого получила Государственную премию) не было ссылок на Павлова. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы. Возвращение его работ в научный оборот состоялось в период хрущевской «оттепели». Когда кончилась насильственная «павловизация» наук о жизни, в обнаружившемся интеллектуальном вакууме альтернативные модели Бернштейна были подняты на щит физиологами, кибернетиками, психологами.

В начале 60-х гг. Бернштейн много общается с физиками и математиками, пишет в кибернетические издания, выступает с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками. Семинары проходили в Институте нейрохирургии, в хорошую погоду все собирались в саду института. Это было похоже на аристотелевский Лицей: лектор гулял перед аудиторией, кто-то сидел на скамейке, кто-то лежал на траве… Бернштейн частично излагал идеи книги «О построении движений», а частично проигрывал на слушателях свои соображения относительно того, что потом получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

Бернштейн писал о том, что тезис об активности был противопоставлен им гомеостазу. Однако физиология активности имела не только и не столько научное, сколько идеологическое звучание. Она была вдохновлена идеями двадцатых годов об организации труда, когда верили, что тяжелый механический труд может стать активным, целеустремленным, радостным. Идея активности была полумечтой, полуутопией в обществе, жизнь которого в сталинский период была основана на «реактивности» его членов по отношению к власти. Не случайно в период хрущевской «оттепели» физиология активности получила общественное звучание, а сам Бернштейн стал, как сказали бы в наши дни, культовой фигурой. И хотя теория построения движений была очень близка кибернетическим моделям управления, лежащая в основе этой теории идеология активности не позволяла Бернштейну согласиться с отождествлением «активного организма» с механизмом. Он неутомимо отстаивал свою излюбленную идею в полемике с кибернетикой, подчеркивая, что если кибернетическое устройство определяется программой, то инициатива движения организма находится в нем самом; только живое целеустремленно, способно формулировать цель и предвидеть – «моделировать» – будущее.

В начале 50-х гг. Бернштейн читал лекции на философском факультете Московского университета, где его слушали также преподаватели и студенты психологического отделения. Его работы многими прочитывались как философские, хотя в них и не было развернутых методологических дискуссий. Без долгих предисловий Бернштейн писал о психических процессах как о высшем уровне функционирования организма, используя как психологические, так и нейрофизиологические термины, которые он, в отличие от Павлова, не считал взаимоисключающими. В понятии об уровнях построения движения, которые в одно и то же время были и морфологическими, и функциональными образованиями, получила развитие идея Сеченова о движении как связующем звене между познанием объективного мира и субъективным чувством.

Интерес психологов к работам Бернштейна пережил несколько пиков. В 1925–1927 гг. Бернштейн был сотрудником психологичесского института, которым тогда руководил Корнилов. Реактологи надеялись сделать форму движения дискриминативным признаком для определения типа реакции. В годы Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания идеи Бернштейна о построении движений были использованы в контексте изучения восстановления движений. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн в это время сошлись во мнении о том, что концепция Бернштейна дает большие возможности для психологического исследования движений; Лурия даже назвал теорию построения движений психологической физиологией». Наконец, идеи Бернштейна об управлении движениями оказались созвучными нарождавшимся в 50–60-х гг. кибернетике и когнитивной психологии. Молодые психологи 60-х Л.М. Веккер, Б.М. Величковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и другие стали говорить о построении образа по аналогии с построением движения. Эти работы легли в основание инженерной и когнитивной психологии в нашей стране.

За год до смерти Бернштейн поставил себе безнадежный диагноз, созвал учеников, раздал им темы для работы и принялся лихорадочно готовить свою последнюю книгу. Он еще успел прочесть верстку, но «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» увидели свет уже посмертно.

Советский психофизиолог и физиолог, основоположник исследований в области физиологии активности

Родился в семье психиатра и педагога Александра Николаевича (Натановича) Бернштейна. Окончил московскую Медведниковскую гимназию с расширенным курсом естественных наук и математики. В 1913 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, рассчитывая стать филологом, однако в связи с началом Первой мировой войны перевёлся на медицинский (1914-1919), одновременно работая санитаром в одном из московских лазаретов.

В 1919-1921 служил военным врачом в Красной армии в Казани. В 1921-1922 стажировался и работал в различных медицинских учреждениях Москвы, в том числе в Московском психологическом и Медико-педологическом институтах.

В 1922-1925 в лаборатории биомеханики в Центральном институте труда (ЦИТ); 1923 заведующий нейромеханической лабораторией, где разрабатывал кимоциклографический и циклограмметрический методы исследования движений, закономерности их физиологии, читал курс по биомеханике трудовых движений.

В 1924-1925 читал биомеханику на повторительных курсах для врачей и курсах научной организации труда ЦИТ. В 1924-1927 заведовал лабораторией по изучению движений Московского государственного института экспериментальной психологии (ныне Психологический институт им. Л. Г. Щукиной РАО). С 1925 в Государственном институте физической культуры, с 1926 - консультант в Государственном институте охраны труда, с 1927 заведующий лабораторией физиологии труда; исследовал проблемы биомеханики ходьбы, двигательных реакций. В 1921-1927 приглашался консультантом в различные медицинские институты и клиники Москвы, выступал с рядом докладов на съездах. В апреле 1924 посетил Ленинград, где познакомился с работами в лаборатории И. П. Павлова.

С 1932 заведовал лабораторией биомеханики в Центральном институте труда инвалидов. В 1933 создал лабораторию физиологии движений во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). В 1941-1943 в эвакуации в Улан-Удэ и Ташкенте, работал в Республиканском санитарном институте Наркомздрава Узбекской ССР. С 1943 профессор кафедры физиологии Государственного института физической культуры и кафедры психологии МГУ, работал в Отделении восстановительной терапии ВИЭМ.

С 1949 в обстановке сталинской борьбы с «космополитизмом» был отстранён от экспериментальной работы, в 1950 подвергнут критике за «антипавловскую позицию». После смерти И. В. Сталина реабилитирован. В последние годы жизни сосредоточился на теоретических исследованиях, разработке теории физиологии активности, чтении лекций.

Доктор медицинских наук (1935), член-корреспондент АМН СССР (1946). Лауреат Государственной премии СССР за работу «О построении движений» (1948).

Заложил основы современной биомеханики и теории управления движениями человека. Труды Бернштейна оказали влияние на развитие физиологии, психологии, спортивной педагогики, биологии, кибернетики, философии естествознания, а педагогическое приложение идей используется в сферах, требующих формирования двигательных навыков.

Создал одну из первых чётких формулировок понятия обратной связи в физиологии, высказал идею поуровневой организации движений. В связи с недостаточностью понятия «рефлекторной дуги» для объяснения двигательных актов ввёл понятие «рефлекторного кольца», основанное на трактовке всей системы отношений организма со средой как непрерывного циклического процесса. Двигательные рефлексы рассматривал как «элементарные действия», несводимые к нервным импульсам.

Концепция физиологии и биологии активности положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к среде, Бернштейн подвёл широкую научную, в том числе экспериментальную, базу под изучение целесообразного характера действий живого организма. Изменил представление о локализации функций в нервной системе, предложил эффективные приёмы восстановления её нарушений. Сформулированный им принцип сенсорных коррекций стал одним из важнейших в современных подходах к регуляции поведения человека и животных.

Основные труды

Биомеханика для инструкторов. М., 1926. (Переиздание ).

Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. М., 1926.

Физиология человека. Учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1946 (соавторы А. Н. Крестовников, М. Е. Маршак и др.).

О построении движений. М., 1947. (Переиздания: ; в кн. «Биомеханика и физиология движений». М., 1997).

Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. (Переиздания: в кн. «Физиология движений и активность». М., 1990 ; в кн. «Биомеханика и физиология движений». М., 1997).

Фейгенберг И. М . Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М., 2004.

1896-1966) - выдающийся сов. психофизиолог. Концепция физиологии активности, созданная Б. на основе теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Б. новых методов их регистрации и обработки (циклография), послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см. Двигательная задача, Координация движении), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Б. получили свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики. Концепция Б. нашла широкое практическое применение при восстановлении движений раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др. См. также Двигателъный навык, Двигательный состав, Действие, Живое движение, Рефлекторное кольцо. (Е. Е. Соколова.)

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович

Николай Александрович (1896-1966) - российский физиолог, чьи работы по регуляции движений оказали большое влияние на психологию. Сын известного психиатра, ученика С.С. Корсакова, А.Н. Бернштейна. После окончания в 1919 г. медицинского отделения Московского ун-та был мобилизован на Гражданскую войну и служил врачом на Восточном фронте (1919-1920). Вернувшись в Москву, начал заниматься в ЦИТ, организованном А.К. Гастевым, регистрацией движений человека и анализом их физических параметров - биомеханикой (Общая биомеханика, 1926). Метод биомеханики, разработанный немецким анатомом О. Фишером и французским физиологом Ж. Мареем, заключался в фотографировании движений человека с прикрепленными к сочленениям лампочками. В этих исследованиях обнаружилось, что двигательный аппарат человека, в отличие от механизма, обладает огромным количеством степеней свободы движения. В начале XX в. над проблемой двигательной координации работали физиологи Ч. Шеррингтон (принцип воронки, или общего пути для нервных импульсов) и А.А. Ухтомский (принцип доминанты). Б. выдвинул в качестве основы координации принцип сенсорных коррекций, согласно которому нервная система отслеживает и корректирует складывающуюся по ходу движения ситуацию на двигательной периферии или же предваряет ее, посылая опережающие сигналы (Клинические пути современной биомеханики // Сборник трудов Гос. института усовершенствования врачей в Казани, 1929). Анализируя циклограммы - графики зависимости прикладываемых мышечных усилий от времени, - Б. выделил три типа волн: первые, спонтанно-иннервационные, были обусловлены импульсами из ЦНС; вторые, механически-реактивные, имели чисто периферическое происхождение, отражая механические процессы в ске-летно-мышечном аппарате движущегося органа; третьи, названные реактивно-ин-нервационными, по предположению Б., свидетельствовали о взаимодействии центральных команд и периферических процессов. Циклическая связь центра и периферии была выражена Б. с помощью дифференциального уравнения второго порядка (Проблема взаимоотношений координации и локализации // Архив биологических наук. 1935. Т. 38. № 1). Научной идеологией Б. на этом этапе был целостный подход, общий для некоторых биологов (X. Дриш), физиологов (К. Гольдштейн) и психологов (гештальт-психология) начала века. Уже в первой работе по биомеханике рабочего удара он сравнил ударное движение с монолитом, который отзывается весь в целом на каждое изменение одной из частей. Он считал движение морфологическим объектом, который реагирует, развивается, инволюционирует подобно живому существу (Биодинамическая нормаль удара / Исследования Центрального института труда. 1924. Т. 1. Вып. 2). В 1930-е гг. Б. много работал в разных сферах практики: изучал движения пианистов, патологические походки, ходьбу и бег ребенка, движения спортсменов, рабочее место вагоновожатых трамвая. Подобно рабочему удару, который он анализировал в ЦИТе, каждое движение Б. считал целенаправленными, отвечающим определенной задаче. Он в корне преобразовал представление прежней физиологии о проекте или моторном образе движения: если проект движения - закодированный в НС его двигательный состав - представлен в телесных категориях, то двигательная задача формулируется в пространственных терминах, категориях внешнего мира. Внешний мир (от чистого пространства до предмета и символа) представлен в руководящих движением афферентных синтезах. Афферентные синтезы распределены по уровням построения движений. За книгу О построении движений (1947), в которой развивались эти представления о двигательной координации, Б. получил Государственную премию (1948). В начале 1950-х Б. вынужден был уйти из всех учреждений, в которых он работал, в результате нападок на него на Павловской сессии и во время кампании против космополитизма. Тем не менее в последний период своей жизни, когда Б. не имел доступа к экспериментальным исследованиям, он много общался с кибернетиками, биофизиками и разрабатывал идеи физиологии активности. Б. переформулировал положения своей теории построения движений на кибернетический язык и получил понятия, близкие к теории систем или концепции регуляции (обратные связи, сличение и т.п.). Но при этом Б., который вырос на холистской идеологии, подчеркивал отличие живых организмов от машин, отмечая, что в отличие от кибернетических систем, инициатива движения принадлежит организму. В движении особым образом содержится то, что должно наступить в результате этого движения - его цель; только живое способно предвидеть ситуацию и моделировать будущее. Интерес психологов к работам Б. имел несколько пиков. В 1925-1927 гг. Б. был сотрудником Психологического ин-та, которым тогда руководил К.Н. Корнилов. Реактологи надеялись сделать форму движения дискриминативным признаком для определения типа реакций и найти по циклограммам психологические характеристики движения. В годы ВОВ и сразу после ее окончания идеи Б. о построении движений были использованы в работах группы психологов под руководством А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева по восстановлению движений у получивших ранения людей. Ведущие российские психологи середины XX в. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн сошлись на том, что концепция Б. предоставляет широкие возможности для психологического исследования движений. Наконец, идеи Б. об управлении движениями оказались созвучными нарождавшимся инженерной и когнитивной психологии: в 1960-х гг. Л.М. Веккер, Б.М. Величков-ский, В. П. Зинченко и др. стали говорить о построении образа в терминах теории построения движений. Посмертно вышли, ставшие классическими, Очерки по физиологии движений и физиологии активности, переизданы в книге Физиология движений и активность, М., 1990 и О ловкости и ее развитии, М., 1990. И.Е. Сиротки на

Николай Александрович Бернштейн (5 октября 1896, Москва — 16 января 1966, там же) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности.

Сын психиатра Александра Николаевича Бернштейна, племянник математика Сергея Натановича Бернштейна, внук физиолога Натана Осиповича Бернштейна. Лауреат Сталинской премии второй степени по биологии (за 1947 год, присуждена в 1948. За 1947 год первая степень не была присуждена ни одному учёному или коллективу учёных).

Один из крупнейших нейрофизиологов XX века. Виртуозный экспериментатор, глубокий мыслитель, он заложил основы современной биомеханики движений человека и теории управления движениями, был основоположником физиологии активности. За его вклад в нейрофизиологию и психологию он признан классиком науки.

С именем Н.А. Бернштейна связаны многие идеи современной науки, значение которых далеко выходит за рамки физиологии. Николай Александрович родился в культурной семье, где много внимания уделялось воспитанию и образование детей. И в том, что Николай Александрович вырос крупным ученым — физиологом, психологом, мастером слова, знатоком литературы — во всем это большую роль сыграла семья, в которой прошли его детские годы.

Концепция физиологии активности, созданная Бернштейном на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Бернштейна получило своё обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики.

Книги (6)

Биомеханика и физиология движений

В данную книгу избранных трудов выдающегося ученого вошли его работы, синтезировавшие достижения биомеханики, физиологии, теории автоматического регулирования, вплотную подойдя к психологическим проблемам организации и функционирования исполнительного действия.

Намеченные Н.А. Бернштейном перспективы для психологии и физиологии активного поведения, одной из форм которого является двигательная активность, остаются главным ориентиром для всех, кто работает над проблемами моделирования живого движения и производных от него форм психической жизнедеятельности.

О ловкости и ее развитии

Книга создавалась в конце 1940-х годов. Но свет не увидела: ее автора обвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженаучных теорий и книгу к производству не допустили.

И вот теперь работа эта впервые попадает в руки читателей. Хотя со времени ее написания минуло более четырех десятков лет, она современна и во многом по-прежнему оригинальна.

О построении движений

Книга основоположника биомеханики движений члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Бернштейна Николая Александровича.

За монографию «О построении движений» удостоен Государственной премии СССР (1948). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1947 года (издательство «Государственное издательство медицинской литературы»).

Физиология движений и активность

В настоящее издание вошли две основные книги Н.А.Бернштейна: «О построении движений» (1947 г.), удостоенная Государственной премии СССР, и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (1966 г.), подводящая итог научной работы автора.

Трудами Бернштейна начата новая глава в физиологии движений - живой организм рассматривается не как реактивная (только лишь реагирующая на стимулы), а как активная система, стремящаяся к достижению «потребного будущего».

Комментарии читателей

Валерия / 8.04.2016 Спасибо огромное! Для меня, это клад!

Алексей Викторович / 8.12.2015 Бернштейн это будущее, которое начинается сегодня.
Хорошо бы иметь его очерки в оригинальной публикации.

Дмитрий / 10.10.2015 Спасибо! Находка для реабилитолога, тренера.

Михаил / 22.10.2014 Огромное спасибо за книги Бернштейна!

Чистяков Игорь / 14.10.2014 Возьмите книгу "современные изыскания...", которая якобы написана и уже рассыпана в... 1936 году. И в этой книге, якобы погибшей уже в 1936 году есть ссылки на книгу... 1939 года (стр.36). Но ещё не была изобретена машина времени. Как Фейгенберг, так и Сироткина просто осуществляют научный подлог и пытаются ввести всех в заблуждение... Просто обмануть. Будьте очень бдительны.

Чистяков Игорь / 1.10.2014 Бернштейн - выдающийся русский учёный - просто ВОР. плагиаторщик. Термин "рефлекторное кольцо" введён др него в 1930 году. А.Ф.Самойловым. А он его своровал. Вся его наука - фигня. Я внимательно читал книгу О построении движений (есть в моей библиотеке) просто это бред...

Виктор / 15.08.2014 Низкий Вам поклон.

Каллиграф / 4.02.2014 Извините, Бернштейна действительно коснулись некоторые гонения, он даже был уволен с работы,но это случилось позже, в начале 50-х. Как известно, Бернштейн в 1947 году был удостоен Сталинской премии. Книга "Ловкость..." создавалась в 40-е годы. Набор книги был рассыпан вовсе не по обвинениям в вульгаризаторстве, которых тогда и в заводе не было, а по указанию самого Николая Александровича. Эта книга жестко полемизировала с теорией Павлова. Узнав о смерти великого физиолога, Бернштейн сам позвонил в типографию и приказал рассыпать набор. Очевидно, он руководствовался понятиями научной этики, полагая, что громить умершего недопустимо. Набор сохранился чудом.

Отечественная медицина всегда славилась не просто хорошими специалистами, а настоящими гениями этой науки. Среди огромного количества талантов отдельно стоит выделить человека по имени Бернштейн Николай Александрович, биография которого и будет подробно рассмотрена в статье.

Краткая информация

Итак, кто же этот научный деятель? Бернштейн Николай Александрович при жизни был выдающимся психофизиологом, которому удалось создать целую концепцию в этом направлении. Ему принадлежат труды по созданию передовых методов регистрации естественных движений людей как в нормальном состоянии, так и при патологии. На основе исследований и разработок ученого медики проводили реабилитацию военных и гражданских лиц, получивших ранения во время Великой Отечественной войны. Со временем наработки переместились и в спортивную сферу.

Рождение и родственники

Бернштейн Николай Александрович является потомственным ученым. Он родился в Москве, 5 ноября 1896 году. Его дед - Натан Осипович - был известным физиологом, который после окончания вуза получил звание приват-доцента, а чуть позже и вовсе стал профессором.

Отец героя нашей статьи - Александр Натанович. Он получил известность благодаря своим работам в области психиатрии и психологии. Обе эти науки мужчина напрямую связывал непосредственно с физиологией. По злому стечению обстоятельств Александр был основателем психиатрической клиники в Москве, которая во время правления советской власти превратилась в институт имени Сербского - настоящий каземат, где проводились процедуры карательной психиатрии над людьми, несогласными с действиями тогдашней власти.

Дядя Николая Александровича - Сергей Натанович - отметился в математике как профессор и академик АН СССР.

Мама - Александра Карловна - человек поистине незаурядный и сильный. Она рано начала самостоятельную жизнь: трудилась ткачихой, санитаркой, операционной сестрой и сестрой милосердия в клинике, где и встретила свою судьбу в лице Александра Натановича.

Образование

Бернштейн Николай Александрович грыз гранит науки в столичном университете. Изначально он стал студентом историко-философского факультета, однако чуть позже перевелся на медицинский факультет. Случилось это перед началом Первой мировой войны. В связи с боевыми действиями в он учился по ускоренной программе и, отучившись четыре года, оказался на передовой, где врачи были на вес золота.

Начало карьеры медика

В 1919 году бывший студент попал под мобилизацию в ряды Красной армии как полноценный врач. Демобилизовавшись в 1920 году, он пошел трудиться психиатром в клинику Гиляровского. В этом лечебном заведении он пробыл недолго и перешел на работу в Центральный институт труда, где ему доверили возглавить лабораторию, изучающую биомеханику человека. В качестве основной задачи учреждения было детальное изучение всех движений человека, связанных с его трудовой детальностью для увеличения эффективности труда. Стоит заметить, что до того момента любые серьёзные проблемы с двигательной активностью решали очень просто и кардинально - выключали лишние степени свободы. Именно поэтому Бернштейн Н.А. (биография, фото изучаются сегодня многими) вынес предложение, что нужно внимательно отслеживать крайне непредсказуемую ситуацию на периферии, дабы предварить патологические изменения и использовать для этого «опережающие коррекции». То есть медик предлагал не относиться к движению как исключительно механическому процессу.

Споры

Выдвигаемые ученым теории шли в разрез с мнением руководителя Института труда Гастевым, который в свою очередь намеревался сконструировать движение человека по аналогии с машинами и механизмами. Во многом из-за разногласий в 1925 году Бернштейн Николай Александрович перебрался в Институт психологии, где трудности живого движения были интересны специалистам. А уже в 1926 году медик написал свою работу под названием «Общая биомеханика».

Самым же ярым оппонентом талантливого научного деятеля был Их споры шли на протяжении длительного периода времени. В качестве возражения и аргумента своей позиции Бернштейн написал труд «История учения о нервном импульсе». В 1936 году в стенах Всесоюзного института экспериментальной медицины было запланировано проведение очного диспута между этими двумя выдающимися ученым. Однако этой дискуссии так и не суждено было случиться, так как Павлов умер. Узнав об этом, Николай Александрович не стал издавать книгу.

Профессиональные взгляды

Бернштейн Н.А., биография которого вызывает неподдельный интерес и у современной молодежи, всегда уделял значительное внимание именно клинической медицине. Ученый был превосходным невропатологом, он помогал восстанавливать двигательную активность людям с заболеваниями нервной системы и травмами. Все эти исследования в совокупности дали возможность со временем предложить и внедрить на практике такие приемы лечения, которые реанимировали нарушенные функции у раненых бойцов во время войны.

В 1947 году свет увидела монография Николая Александровича, которую он назвал «О построении движений». В этом научном труде было уделено значительное внимание построению структуры неврологического и нейрофизиологического характера в действиях и навыках. По мнению врача, построение движений выполняют все уровни головного мозга.

Так, например, самый низший уровень А является чистейшей физиологией. Высший уровень подкорки В заведует сложными движениями - бег, ходьба, плавание и прочие.

Уровень С интересен как физиологам, так и психологам. Движения на этом уровне обладают четко выраженным целевым характером. Уровень Д несет в себе смысловую сторону осуществляемых действий. И, наконец, самый высокий уровень Е позволяет формировать максимально сложные навыки, в числе которых работа в космическом пространстве, пилотирование самолетов и другие.

Проблемы

Во время проведения объединённой сессии Академии наук СССР в 1950 году все труды Бернштейна были подвергнуты жесточайшей критике за так называемую «антипавловскую концепцию». Сам же ученый был уволен из институтов и до конца своей жизни больше никогда не имел возможности работать в лабораторных условиях.

Тем не менее, талантливый врач и новатор не пал духом и продолжил работать и развивать свои идеи. При помощи друзей он попал на работу в реферативный журнал. Полная реабилитация Николая Александровича пришлась на эпоху хрущевской оттепели. Именно в то время его работы стали востребованными в среде физиологов, кибернетиков, психологов. На заре 60-х годов Бернштейн Николай Александрович, книги которого обрели популярность, плотно общался со специалистами по физике и математике, читал лекции на семинарах, организованных молодыми талантами.

Конец жизни

В середине 60-х учёному был поставлен смертельный диагноз - рак печени. Потомственный врач осознал, что жить ему осталось недолго, и полностью погрузился в изучение проблем физиологии активности человека, а также различных аспектов биологической направленности в кибернетики. Смерть настигла великого мыслителя и новатора в 1966 году.

Бернштейн, биография и личная жизнь которого не всегда освещались в печатных изданиях, после того как оказался в опале, начал вести затворнический образ жизни. Как вспоминает его приёмная дочь Татьяна Ивановна, однажды к ним в дом приехал лично Корней Чуковский, дабы засвидетельствовать свое почтение ученому от лица всей ленинградской интеллигенции. Также врач на рекомендацию покаяться в своих «грехах» перед научным обществом непременно отвечал: «Лучше я умру!».