Князь давид муромский. Потомки свв

Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии), написанное во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом к Собору Русской Православной Церкви 1547 года (на этом Соборе угодники Божии были причислены к сонму общерусских святых) - является, по слову Д. С. Лихачева, величайшим поэтическим памятником русского средневековья.

Следуя агиографическим канонам, выработанным святителем Макарием, митрополитом Московским, составитель жития святых Петра и Февронии, совершенно очевидно, опустил малозначительные (на его взгляд) исторические детали их жизни, которые, тем не менее, в настоящее время можно реконструировать по данным из древнерусского летописного свода. Сведения эти гармонично дополняют житие великих Божиих угодников, приоткрывая для нас завесу над некоторыми спорными историческими интерпретациями.

Вот что повествует Воскресенская летопись, сообщая нам о правлении в конце XII века князей из муромской династии: "В лето 6683 (1174/75). Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ" .

Житие Муромского князя Петра (в иночестве Давида) до мельчайших деталей совпадает с летописными свидетельствами о правлении муромского князя Давида Юрьевича так, что у агиографов и историков никогда не было поводов сомневаться в исторической идентичности житийного повествования с летописными данными. Абберация же имен Петр-Давид, лишь подтверждает рецепцию церковным сознанием русского народа одновременно как мирского (гражданского), так и монашеского имени муромского князя (так, к примеру, в народной памяти зафиксировалось имя св. кн. Александра Невского, хотя по летописям известно о пострижении князя в схиму с именем Алексий).

Летописи сообщают, что в 1203/04 году скончался муромский князь Владимир Юрьевич, а на престоле остался его брат князь Давид (Петр) Юрьевич: "В лето 6711... Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь". В Воскресенской летописи: "В лето 6712... и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ". По житию св. кн. Петр (Давид) принял муромский княжеский стол после кончины своего брата князя Павла (который, по всей видимости, до крещения именовался Владимиром).

Житийное повествование сообщает, что еще во время княжения на муромском престоле кн. Владимира (Павла) Юрьевича, его брат - святой князь Давид (Петр) Юрьевич заболел неведомым кожным заболеванием (возможно, проказой), от которой никто не мог его излечить. Будучи уже сам на княжеском престоле в Муроме, в сонном видении князю Давиду (Петру) было открыто, что уврачевать его недуг сможет дочь пчеловода-бортника благочестивая дева по имени Феврония из деревни Ласково, что на Рязанской земле. Через своих посланников князь муромский Давид (Петр) Юрьевич дал обет, что за полученное исцеление он женится на Февронии. Князь сочетался с ней законным браком, хотя муромская знать всячески противилась этому. Верный долгу христианского супруга, кн. Давид (Петр) Юрьевич соглашается скорее оставить княжеский престол, чем разлучиться с дарованной ему Богом супругой. Гонимые городской знатью, князь Давид и княгиня Феврония добровольно покидают Муром, но возникшая в отсутствии князя городская смута и нестроения, заставляют муромских бояр послать к нему гонцов с просьбой возвратиться на княжение в Муром. Далее житие святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) повествует, что правление их в Муроме было правдолюбивое, но без суровых строгостей, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая супруга князя, вышедшая из простого сословия, помогала ему практическими советами и делами благотворительности.

Летописи же зафиксировали для нас под 1187 годом пребывание муромского князя Давида (Петра) Юрьевича во Владимире в связи с выдачей замуж дочери великого князя Всеволода Большое Гнездо, а также некоторые ратные подвиги святого князя Давида (Петра). Так, в 1196 году муромские князья Владимир (Павел) и Давид (Петр) участвовали в походе князя Всеволода Большое Гнездо на Чернигов, а в 1207/08 году муромский князь Давид (Петр) пришел на помощь великому князю владимирскому Всеволоду Георгиевичу в его походе на Рязанскую землю: "В лето 6715... И потом посла... и а Муромъ по Давида... Князь же великий пришедъ ста у города Проньска... повеле стрещи въ оружьи день и нощь около града и роставль полки по вратом... Давиду с Муромци третьяя врата" . В 1213 году святой князь Давид (Петр) участвовал в походе св. великого князя владимирского Георгия Всеволодовича на Ростов: "В лето 6721... Начатъ Костянтинъ опять рать замышляти на братью, Георгий же поима братью... и Давида Муромского идоша нань к Ростову". В 1216 году муромская дружина участвует в Липецкой битве также на стороне св. великого князя Георгия Всеволодовича: "В лето 6724... И бяху полци силни велми Муромци и Бродници и Городъчане и вся сила Суздальской земли... Ярославъ же ста съ своими полки съ Муромьскими..." .

Под 1220 годом летописи оставили нам упоминание о двух сыновьях святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии - князе Юрии Давидовиче и князе Святославе Давидовиче, а также их внуке - князе Олеге Юрьевиче. Сын и внук святого муромского князя Давида (Петра) участвовали вместе с суздальской ратью в военном походе против волжско-камских булгар: "В лето 6728... посла же и къ Муромскимъ княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олга... Изряди же Святославъ полки своя: Ростовский по правой руце, а Переславьской по левой, а самъ ста съ Муромскими князи посреди". Вероятно, в этом военном походе внук св. кн. Давида (Петра) - молодой княжич Олег Юрьевич погиб, т. к. имя его более не упоминается в исторических источниках. Народное же предание (зафиксированное, к примеру, в рукописях графа А. А. Епанчина †1998) сохранило сведения, что в раке с мощами свв. Петра и Февронии почивает "их малолетний сын", который, вероятнее всего, был все-таки их внуком, т. е. убиенным княжичем Олегом Юрьевичем (в Муроме убиенный князь-отрок также почитался горожанами в лике местночтимых святых).

1224 год принес для Руси тяжелые испытания - с битвы на р. Калке началось вторжение на территорию удельных княжеств первых татарских полчищ, и над Русью начинали сгущаться тучи татаро-монгольского ига.

25-летнее княжение князя Давида (Петра) Юрьевича и княгини Февронии (Евфросинии) свидетельствует, что прожив насыщенную событиями жизнь, они не утеряли крепкой христианской веры - той сердцевины их бытия, которая наполняла их сердца. Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, принимает решение принять иноческое пострижение, дабы еще более усердным постом и молитвами потрудиться для спасения своих душ. Однако, достоверных сведений о месте пострижения св. Петра не имеется. До времени Иоанна Грозного монашествующие могли проживать вне монастырей, в связи с чем муромский историограф начала XIX века А. А. Титов в "Историческом обозрении г. Мурома" предполагал: "Незадолго до кончины Петр и Феврония, оставив княжество, приняли монашеский чин и названы Давид и Евфросиния. По тогдашнему обыкновению, им хотя и можно было проживать в особых дворцах своих вне монастырей, но они, полагать надо, жили: один в монастыре, где епископ, другая - в Крестовоздвиженском".

Житие праведников, дополненное летописными сведениями, свидетельствует, что кончина святых князя Петра и княгини Февронии последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1227/28 года. Летописи дополняют это повествование тем фактом, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который, вероятно, также был погребен в княжеской усыпальнице): "В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме". Кончина святых муромских князей выпала на годы архипастырского служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-†1239), который, вероятно, и совершил их пострижение в монашество, наименовав княгиню соименным со своим монашеским именем, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.

Как повествует житие, не смотря на то, что изначальное погребение венценосных схимников произошло - одного в соборном (который Ермалай-Еразм ошибочно называет Богородицким. Житие составлялось 350 лет позднее кончины праведников и многие сведения об их жизни уже были утрачены), а второй - в Крестовоздвиженском монастыре, тела св. кн. Давида (Петра) и его супруги княгини Февронии (Евфросинии) на следующий день чудесным образом были обретены горожанами в едином гробе, приготовленном князем и княгиней еще при их жизни в соборной церкви, которая именовалась в честь святых мучеников Бориса и Глеба и находилась в "старом вышнем городище". После нескольких не увенчавшихся успехом попыток горожан разъединить благоверных супругов, их святые тела были с почестями погребены в едином гробе в крипте соборной Борисоглебской церкви.

"Повесть о водворении христианства в Муроме" оставила нам упоминания только о Борисоглебском кафедральном соборе с находящимся при нем "дворе" епископа Муромского Василия I (располагался он на месте нынешнего Троицкого монастыря). Кроме того, летописные известия, сообщая о погребении муромского князя Юрия Владимировича (отца св. кн. Петра) под 19 января 1174/75 года, ничего не говорят о наличии Богородицкого собора: "преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме". По Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: "Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда". Никаких иных церквей, посвященных Христу Спасителю (кроме главного храма Спасского монастыря) в Муроме, на тот период времени не известно. Таким образом, очевиден тот факт, что в конце XII века в Муроме еще не существовало кафедрального Богородицкого собора и князь Юрий был погребен в храме, построенном его ктиторскими усилиями (так же как и святой князь Константин (Ярослав) Святославич был погребен в возведенном им храме Благовещения Пресвятой Богородицы в "старом вышнем городище").

Указание летописей на то, что кончина святого князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, ставит вопрос: почему почитание их отнесено Церковью на 25 июня (8 июля)? Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых - в день их кончины, и в день перенесения их св. мощей. Таким образом можно предположить, что с датой 25 июня (8 июля) связано перенесение мощей святых княгзя Петра и княгини Февронии из старого (обветшавшего) Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный Богородице-Рождественский, уже существовавший в XV веке (и обновленный в XVI веке) на Воеводской горе.

Почитание муромских супругов местно и среди московской знати началось задолго до их церковного прославления на церковных соборах 1547/49 годов. Уже на рубеже XV-XVI веков проходили службы святым Петру и Февронии, о чем свидетельствуют две рукописи, относящиеся к этому времени.
Авторство части стихир и канонов святым приписывается Пахомию Сербу, они были дополнены в середине XVI века. Автором "Повести о Петре и Февронии Муромских" является известный церковный писатель и публицист Ермолай-Еразм. Повесть была написана им в 1540-50-х годах на основе местных легенд и преданий.

Начиная с конца XIV века Муром играл весьма заметную роль в истории великокняжеской семьи. В 1392 году ярлык на владение этим городом, служившим форпостом русских земель на востоке, получил от великого хана московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского. С этого момента Муром стал городом, принадлежащим московскому княжеству. Во время борьбы великого князя Московского Василия (Темного) с представителями другой ветви потомков Дмитрия Донского за великокняжеский престол в 1446 году бояре Ряполовские увезли в Муром детей Василия - Ивана и Юрия, спасая их от преследований Дмитрия Шемяки. Из Мурома княжеских детей вывез архиепископ рязанский Иона, приняв их в Рождественском соборе "на свою епитрахиль", чтобы никто не учинил им никакого зла. С этого времени, еще до своей канонизации, Петр и Феврония становятся покровителями Московского царствующего дома.
Дореволюционные авторы, изучавшие историю Мурома, сообщают, что один из спасенных детей - великий князь Иван III - не единожды посещал Муром, чтобы вознести в муромском соборе благодарственные молитвы за свое спасение и поклониться гробнице Петра и Февронии.

К XVI веку Муром был уже прочно связан с жизнью великокняжеской семьи, членам которой были известны местные предания о князе Петре и его мудрой супруге Февронии. В 1523 году, по сообщению муромского краеведа и издателя В. И. Пехова, сын Ивана III - великий князь Василий III - пожаловал муромскому соборному храму участок пахотной земли. Подобные дары храму князья, как правило, давали на помин души погребенных в нем "сродников".

Иван Грозный - сын Василия III, в 1549 году перед Казанским походом посетил два древних города - Владимир и Муром. И в Муроме, и во Владимире он молился у гробов своих прославленных предков, испрашивая у них молитвенной помощи в трудном военном предприятии. Во Владимире он посетил Рождественский монастырь, где покоились мощи святого Александра Невского. В древнем Успенском соборе он молился у гробов Андрея Боголюбского и других святых владимирских князей. Из Владимира царь Иван направился в Муром и здесь молился в церкви Рождества Богородицы "великим чудотворцам" Петру и Февронии. Все перечисленные святые обрели впоследствии свое место в росписи кремлевского Архангельского собора в Москве - великокняжеской усыпальнице.

Быстрому распространению почитания муромских святых способствовало одно знаменательное событие, предшествовавшее походу на Казань.
Казанский поход в 1552 году Иван начал с посещения Коломны, следуя примеру князя Дмитрия Донского, чтобы помолиться о победе в древних храмах прославленного города. Когда царь находился в Коломне, из-под Тулы пришло сообщение, что к стенам города подступили войска крымского хана Девлет-Гирея. Иван был вынужден ввиду грозной и неожиданной опасности на время оставить свой план и выступить против крымского хана. Дальнейшие события в летописи расписаны по дням: 22 июня (по ст. стилю) царь подошел к Туле; 23 июня начался штурм, и войска хана обратились в бегство; 24 июня с вестью о победе возвратились преследовавшие врага воеводы. Официальные торжества по случаю победы над татарами совершались, надо полагать, 25 июня, то есть в тот день, когда церковь поминает святых царских сродников Петра и Февронию. Это событие сыграло значительную роль в формировании общероссийского почитания муромских святых. Именно оно заставило царя видеть в них молитвенников и помощников в ратном деле (в каноне они называются "щитом и крепостью"). В свою очередь, "внеплановая" победа над татарами под Тулой воспринималась как предзнаменование удачного исхода Казанской кампании, обусловив решение царя идти на Казань через древний Муром, чтобы принести благодарственные молитвы Петру и Февронии.

То, что день победы над татарами пришелся на день святых супругов, своим целомудрием сумевших попрать врага рода человеческого - "змия", был использован наставником Ивана IV митрополитом Московским Макарием для назидания молодого государя. Едва успев прибыть в Муром, Иван получил послание митрополита. Вдохновляя царя на подвиг, Макарий воспользовался случаем еще раз преподать ему урок, какими образцами поведения должен руководствоваться в жизни государь. В послании он напоминал ему, что главная функция православного государя - это защита православной веры. Далее святитель проводил мысль о необходимости соблюдения супружеской чистоты, которая, будучи проявлением целомудрия, неповрежденной грехом мудрости, является непременным условием достижения победы над змием-диаволом.

Этот мотив супружеской чистоты, сохраненной благодаря мудрости княгини, является одним из основных в "Повести о Петре и Февронии". Тульская победа обратила мысль митрополита к образам Петра и Февронии, которые он спроецировал на Ивана IV и его супругу Анастасию Романовну. Увещая сохранять супружескую верность, Макарий приводит много примеров и из русской, и из византийской истории, но главным среди них является пример Петра и Февронии. В макарьевском послании мы впервые сталкиваемся с назидательным использованием образов Петра и Февронии как идеальной супружеской пары, в дальнейшем закрепленным литературной традицией.

После Мурома царь двинулся навстречу своим воеводам на Алатырь. Собственно от Мурома и начался для Ивана победоносный поход. Впоследствии значение этого города и его святых покровителей в истории Казанского взятия Иван Васильевич подчеркнул щедрыми дарами городу. Он выстроил здесь новый каменный храм и вложил в него писанную на золоте икону с изображением Петра и Февронии. Вновь Муром был вовлечен в магистральные события русской истории. Все эти события способствовали быстрому распространению почитания муромских святых по всей России.

И в дальнейшем соборная церковь Рождества Богородицы пользовалась вниманием московских государей. В 1594 году царь Феодор Иоаннович и царица Ирина (Годунова) вложили к мощам святых покров, шитый в знаменитой мастерской этой царицы. Долгое время в царской семье не было наследника. Ходили слухи о бесплодности царицы и об ее удалении в монастырь. Царица Ирина особо почитала святую княгиню Февронию и молилась святым супругам о даровании детей. По молитвам Муромских чудотворцев в царской семье появился долгожданный младенец, о чем сообщает шитая вкладная надпись на покрове: "Повелением Благоверного Государя Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Всея Руси и его Благоверные Царицы и Великия княгини Ирины и их Благоверные Царевны Феодосии сделан бысти сий покров лета 7102 (1594 год)"

Шитье исполнено с необыкновенной теплотой и любовью. Покров является одним из самых лучших, тонких и лиричных произведений, выполненных в этой мастерской. (В настоящее время покров экспонируется в Муромском историко-художественном музее - Т.С.).
В последующие столетия многие высочайшие особы, посещавшие Муром, непременно поклонялись святым мощам Петра и Февронии.
"Во время путешествия в мае 1722 года из Коломны в Нижний Новгород по Оке, во время войны с Персией, Петр I останавливался в Муроме для поклонения "многочтимым Муромским чудотворцам Петру и Февронии, испрашивая от них помощи на брань и победу, подобно тому, как предки его - Иоанн III и IV - делали при походах своих на казанских татар" - записано у одного из местных историков. Муромский летописец купец А.А. Титов писал в 1830-х годах: "Недавно перестали говорить старожилы, слышавшие от своих предков, как эти последние видели государя в Соборном храме (Рождества Богородицы - Т.С.) во время Божественной Литургии, и как любовались его прекрасными мужественными кудрями, с восторгом слушая голос, когда подпевал он хору певчих, стоявши возле клироса".
В 1767 году в Муроме побывала императрица Екатерина II во время проезда через Муром из Нижнего Новгорода в Москву. "В Муроме, получив известие, что государь - наследник Павел Петрович - сильно занемог, царица-мать, с чувством родительской горести, отправилась в собор, изволила сказать сановникам и народу: "Будем молиться за наследника".
В 1830-х годах у мощей святых Петра и Февронии молились о процветании своей богохранимой державы император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II).
День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.


С 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, русская земля оказалась во владении трех его сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода. По согласованию с Константинополем, на Руси возникают две новые митрополии - Черниговская и Переяславская. Стольным городом Ярослава Святославича был Чернигов.
Под 1054 годом в летописях содержится известие, что Муром был подчинен этому черниговскому князю. Вероятнее всего, утверждение христианства на Муромской земле следует отнести к годам правления Святослава Ярославича (1054 - 1076). Громадные богатства Святослава, основание Черниговской митрополии, несомненно, должны были способствовать светскому и церковному «устроению» территории всего его огромного княжества. Видимо, уже тогда и был основан в Муроме Спасский монастырь - один из первых на Северо-Восточной Руси, упомянутый в летописи под 1095 - 1096 гг.
В 1073 г. Святослав Ярославич Черниговский захватил Киев, и Изяслав бежал в Польшу.
1073 - 1076 гг. Святослав Ярославич Черниговский - великий князь киевский .

Давид Святославич

Давид (Давыд) Святославич средний из пятерых сыновей великого князя киевского Святослава Ярославича.

Святослав Ярославич с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. Один из четверых старших сыновей - Давыд.

Князь Переяславский: 1073 - 1076 гг .

В 1073 г., после вокняжения отца в Киеве, получил Переяславль, но после смерти отца в 1076 г. вынужден уйти вместе с другими Святославичами в одну из дальних вотчин черниговских князей - Муром.

Князь Муромский: 1076 – 1093 гг.

В 1006 г. Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.
Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К нач. XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока - шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.
Обиженные болгары обратились с жалобой к Олегу и Ярославу Святославичам, но, не получив удовлетворении, сами взялись за оружие.
В 1088 г. - нападение волжских болгар. "В лето 6596... В се же лето взяша болгаре Муромъ" /ПВЛ. - С.88/
В 1088 г. Муром был сожжён.
Интересные результаты дали раскопки 1980-х гг. на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 г., а второй, более поздний - с пожаром 1239 г.

Князь Смоленский: 1093 - 1095 гг.
В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича киевского, великий князь киевский Святополк Изяславич вывел из Смоленска Владимира Мономаха, а Смоленск отдал Давыду.

Князь Новгородский: 1094 - 1095 гг.
В 1094 г. из-за войны Святополка и Владимира Мономаха с братом Давыда Святославича, черниговским князем Олегом Святославичем, отправлен был из Смоленска в Новгород, а Мстислав Владимирович из Новгорода в Ростов. Смоленск достался другому сыну Мономаха - Изяславу Владимировичу. В Новгороде Давыда встретили враждебно и через год изгнали.

Князь Смоленский: 1096 - 1097 гг.
В 1096 г. захватил Смоленск и изгнал оттуда Изяслава Владимировича, вынужденного уйти в Курск. Новгород он также хотел оставить за собой, но в отсутствие Давыда новгородцы посадили у себя Мстислава Владимировича, а Давыду сказали: «Не ходи к нам». Великий князь киевский Святополк Изяславич и Владимир Мономах приглашали Святославичей в Киев на переговоры, получив отказ пошли на Смоленск на Давыда войной, но по дороге встретили послов Давыда и заключили с ним мир, согласившись обменять Смоленск на Новгород, видимо, при условии, что Муром займет Изяслав. Его брат, черниговский князьОлег Святославич, не желая мириться с потерей Мурома, с Давыдовыми полками продолжал воевать с Мономахом и двинулся в Смоленск и договорился с Давыдом о возвращении прежнего положения. Давыд неудачно и опять прибыл в Новгород, откуда его самого выгнали новгородцы, однако Олегу удалось захватить Муром. Причем, в бою за него погиб Изяслав.

Князь Черниговский: 1097 - 1123 гг.
В 1097 г. принимает участие в Любечском съезде князей, где князья провозгласили: «Каждый да держит отчину свою». По решению съезда, за ним утвердили Чернигов.
Сразу после Любечского съезда Давыд Игоревич волынский и Святополк Изяславич киевский схватили и ослепили теребовльского князя Василька Ростиславича. Владимир Мономах послал за Святославичами и те с черниговскими войсками пришли к Владимиру. В 1098 г. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом Святославичем явился в Киев с требованием объяснить ослепление теребовльского князя Василька Ростиславича у Святополка, Князья собирались уже воевать со Святополком, но киевское посольство уговорило их пойти на мир. Святополк оправдывался тем, что Давыд Игоревич оговорил Василька и был зачинщиком ослепления. Владимир и Святославичи обязали Святополка схватить Давыда Игоревича или выгнать с княжения. Тем самым вынудили его идти войной на виновника - своего союзника Давыда Игоревича.

В 1099 г. Давыд Святославич послал своего сына Святослава в помощь Святополку, который после войны с Давыдом Игоревичем решил отнять княжество у Ростиславичей. В битве на границе своих владений Ростиславичи победили. Еще одно поражение сын Давыда Святославича потерпел от Давыда Игоревича, помирившегося с Ростиславичами. Заключив мир, Святослав вернулся к отцу. В войске, которое вел Святополк на Василька и его брата Володаря Ростиславича в 1099 г., находился сын Давыда - Святослав Святоша.

В 1100 г. Давыд Святославич участвовал в Витичевском съезде (в Уветичах), куда князья собрались для суда над Давыдом Игоревичем, Давыд лишился Владимира-Волынского, а взамен получил Дорогобуж, Бужск, Дубно и Чарторыйск, а от Давыда и Олега Святославича по сто гривен серебром Давыду Игоревичу в счет вознаграждения за Владимир-Волынский.
Военный поход в 1101 г. в союзе с Володарем Ростиславичем на поляков.
В 1101 г. Мономах и Давыд собирались пойти на половцев, но половецкие послы уговорили русских князей заключить мир.
В 1103 г. участвовал в разгроме половцев у Сутеня (место за днепровскими порогами, у Хортицы).
В 1107 г. в победоносной битве с половцами на реке Хорол. После войны 1107 г. Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи съезжались с половецкими ханами и взяли у них дочерей замуж за своих сыновей.
В 1110 г. вместе со Святополком и Владимиром Мономахом, Давыд вновь ходил на половцев, но из-за сильных холодов и массового падежа лошадей князья вернулись, дойдя до Воиня.
В 1111 г. с теми же князьями отправился в Степь и 24 марта участвовал в битве на протоке Дегея, а 27 марта - на реке Сальница, когда была одержана блестящая победа. Русские полки взяли половецкие города Шарукань и Сугров, а половцы подверглись страшному разгрому и надолго перестали угрожать Руси.
В 1113 г. после смерти Святополка Изяславича киевляне не пожелали видеть у себя князем Давыда Святославича.
В 1115 г. участвовал в походе Ярополка Владимировича на Друцк против князя минского Глеба Всеславича. Вместе с Ярополком Владимировичем они взяли приступом Друцк. Глеб, осажденный в Минске Владимиром Мономахом, сдался.
В 1116 г. Владимир Мономах и Давыд Святославич посылали на Дон против половцев своих сыновей, те взяли три половецких города и много добычи.
В 1118 г. ходил с Владимиром Мономахом и Володарем и Васильком Ростиславичами на владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича. После двухмесячной осады Ярослав сдался и был оставлен княжить во Владимире. Союзники вынудили Ярослава отказаться от своего намерения.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Смерть и канонизация
  • 3 Семья
  • Примечания

Введение

Давыд Юрьевич (? - 25 июня 1228) - князь Муромский (1205 -1228), сын князя Юрия Владимировича Муромского, внук Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского. Принято считать, что именно этот князь и его супруга являются канонизированными и почитаемыми православной церковью святыми Петром и Февронией.


1. Биография

Вступил на княжеский престол после смерти старшего брата Владимира. Лаврентьевская летопись сообщает об этом событии под 1205 годом, однако, под тем же годом она сообщает о походе южнорусских князей против половцев, захвате Романом Галицким Рюрика Ростиславича и начале княжения в Киеве Ростислава Рюриковича - событиях, происходивших в 1203-1204 годах. По житию св.князь Петр (Давид) принял княжеский престол после смерти старшего брата князя Павла (возможно, имя Владимира в крещении).

Во время своего княжения был ориентирован на политику Великого княжества Владимирского, выступал на стороне великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем его сына Юрия, во всех значимых походах и сражениях того времени. Так, в 1207 году Давыд Юрьевич пришел на помощь Всеволоду Юрьевичу во время его похода на Рязанскую землю под Пронск. Князь Пронский Михаил Всеволодович бежал в Чернигов к тестю Всеволоду Чермному. Жители, которых возглавил Изяслав - двоюродный брат Михаила Всеволодовича - обороняли город в течение шести недель, ожидая помощи от Рязани, но испытывали острую нехватку продовольствия и воды. После неудачной попытки деблокирующего удара рязанцев город сдался на милость победителя. Изяслав был отпущен с миром, а вместо него Всеволод отдал Пронск его брату Олегу Владимировичу, который был среди осаждавших. Однако в следующем, 1208 году, узнав о своеволии, Всеволод забрал у Олега Владимировича Пронск и дал город Давыду Юрьевичу Муромскому. В том же году Олег с братьями выгнал Давыда из Пронска и отдал его Михаилу.

В 1213 году князь Давыд участвовал в походе великого князя Юрия Всеволодовича на Ростов, в 1216 году муромская дружина приняла участие в Липицкой битве в составе объединенных сил Владимира, Переяславля, Суздаля и некоторых других уделов на стороне великого князя Юрия Всеволодовича против объединённого войска Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова. В 1220 году Давыд послал своего сына Святослава с войском для участия в совместном с владимирцами походе против волжских болгар.


2. Смерть и канонизация

Незадолго до смерти князь Давид Юрьевич и его супруга приняли монашеский чин с именами Давид и Евфросиния. Житие праведников, которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 года. Летописи дополняют этот факт сведениями, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который, предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице). Кончина святого муромского князя Давида с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-1239), который, вероятно, совершил их постриг в монашество, дав княгине соименное со своим монашеское имя, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.

После разрушения Богородицкого собора города Мурома в 1930-е годы рака с мощами святого князя и княгини была перенесена в городской музей. Сейчас она находится в cоборе Свято-Троицкого женского монастыря - возможно, именно на том месте, где изначально они и были погребены в 1228 г.


3. Семья

Супруга : княгиня Феврония (в постриге св. Ефросиния) (? - 1228)

Дети :

  • Евдокия - супруга великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича.
  • Юрий Давыдович Муромский (уб. 1237 г. )
  • Святослав Давыдович Муромский (ум.1228 г.) - участник похода на волжских болгар в 1220 году.

Примечания

  1. 1 2 Л.Войтович КНЯЗІВСЬКІ ДИНАСТІЇ СХІДНОЇ ЄВРОПИ - litopys.org.ua/index.html
  2. Лаврентьевская летопись - krotov.info/acts/12/pvl/lavr23.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 20:19:22
Похожие рефераты: Владимир Юрьевич (князь муромский) ,

(в иночестве Петр) - св. князь муромской, младший из сыновей Юрия Владимировича. Время рождения неизвестно; умер в 1228 г. Будучи подвластным владимиро-суздальскому князю, Всеволоду III Большое Гнездо, Давид ходил, по его приказанию, дважды против рязанских князей (1186 и 1187 гг.), и участвовал в семейных торжествах суздальского князя. В 1204 г., по смерти брата своего Владимира, получил муромское княжение, но оставаясь по-прежнему подвластным Всеволоду III, ходил с ним на рязанских князей в 1207 г. и даже против своей воли занял Пронск, переданный ему Всеволодом III, который, впрочем, велел за уходом последнего, возвратил этот город рязанским князьям, посылал, по требованию суздальского князя, свои войска к Ростову в 1213 г. и на Камских болгар в 1220 г. Мощи Давида покоятся под спудом в муромском Благовещенском соборе. Память его, согласно постановлению Московского собора 1547 г., празднуется 25 июня. Имел от брака со св. Февронией (в иночестве Евфросинией) сына Святослава - Юрия, наследовавшего ему муромский стол, и дочь Евдокию.

А. Экземплярский: "Великие и удельные князья северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г." (СПб., 1891 г.) и М. Хмыров: "Алфавитно-справочный перечень удельных русских князей" (СПб., 1871 г.).

В. Р-в.

  • - старший сын Юрия Никитича...
  • - 3-й воевода 5-го большого полка, в Казанском походе, 1544 г. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - пермский воевода, † 1608 г. Дополнение: Вяземский, кн. Семен Юрьевич, 1605-60 г. воев. пермск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын князя Юрия Ярославича, женатого с 1144 г. на дочери князя Всеволодка Давидовича Городенского. Был очень дружен с великим князем Рюриком Ростиславичем, женатым на его сестре...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - наместник смоленский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Ю. Ростиславича, князь муромский. В 1186 г. по приказу Всеволода III выступал к Пронску на кн. рязанских, а в 1187 г. вместе с самим великим князем опустошал Рязанскую землю...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-адъютант, сын князя Юрия Владимировича. Зачислен на службу прапорщиком лейб-гвардии в Преображенский полк в 1789 году. В 1798 году произведен в полковники, а в 1799 году отставлен от службы тем же чином...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - боярин, сын знаменитого боярина и воеводы, князя Юрия Алексеевича, начал свою службу стольником и благодаря заслугам отца быстро пошел по лестнице повышений. 17 марта 1661 года он был сделан комнатным стольником...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-м., † 1746...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - до 1508 года находился на польской службе, был приверженцем князей Глинских, а после отъезда последних в Москву и сам в 1508 году отъехал к Москве вместе со своими дядями, князьями Андреем, Богданом и Василием...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода брянский 1646...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 17 марта 1641 г., в именины царевича Алексея Михайловича, он пожалован был из жильцов в стольники. В 1649-52 гг. сопровождал царя Алексея Михайловича в его загородных и богомольных походах...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - XIX кол., воевода 1544 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1514 г. принял русское подданство...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Юрия Ростиславича, князь муромский. Послушный велениям суздальских князей, укрепившийся с их помощью на муромском столе, Давид постоянный страж интересов суздальского князя в Рязанской земле...

    Биографический словарь

  • - сын Ю. Ростиславича, кн. муромский. В 1186 г. по приказу Всеволода III выступал к Пронску на кн. рязанских, а в 1187 г. вместе с самим в. кн. опустошал Рязанскую землю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Давид Юрьевич, князь муромской" в книгах

Князь Иван Юрьевич Трубецкой (1667–1750)

автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Иван Юрьевич Трубецкой (1667–1750) Тяжкое испытание уготовила судьба князю Ивану Трубецкому - 18 лет в шведском плену. В первом сражении Северной войны под Нарвой он командовал дивизией, состоявшей из необстрелянных рекрутов, и ничем не смог помочь армии. Вместе с

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767) Эпоха дворцовых переворотов, кроме иных последствий, повреждала умы и характеры тех, кто попадал в ее водоворот. Люди вроде бы вполне нормальные, совестливые и богобоязненные, если не ломались, то вдруг становились оборотистыми

Князь Владимирский Михаил Юрьевич между 1145–1153 -1176

автора Лубченков Юрий Николаевич

Князь Владимирский Михаил Юрьевич между 1145–1153 -1176 Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора.После смерти отца в 1157 году остался без удела. Около 1162 года удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли.В 1160-х годах находился в Переяславле Южном у брата

Великий князь Владимирский Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо 1154–1212

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Владимирский Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо 1154–1212 Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора. Родился 19 октября 1154 года.В 1162 году Всеволод с матерью и старшими братьями был изгнан Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли,

Великий князь Московский Василий Юрьевич Косой?-1448

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский Василий Юрьевич Косой?-1448 Сын Юрия Дмитриевича, князь Новгородский с 1434 года.С князем Василием Юрьевичем связан хорошо известный в русской истории эпизод.Он пировал 8 февраля 1433 года на свадьбе двоюродного брата великого князя Василия II. На нем

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453 Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти отца в 1434 году, захватившего Москву, не поддержал притязаний

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий сын Юрия Дмитриевича, князя звенигородского и галицкого (см. 194), от брака с Анастасией Юрьевной, княжной смоленской.Родился в Звенигороде около 1403 г.; поссорившись с великим князем Василием III (см. 44),

142. МИХАЛКО (МИХАИЛ) I ЮРЬЕВИЧ, великий князь владимиро-суздальский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

142. МИХАЛКО (МИХАИЛ) I ЮРЬЕВИЧ, великий князь владимиро-суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, великого князя киевского, от первого или второго брака, не известно.О годе и месте его рождения сведений нет; удален из земли суздальской князем Андреем Боголюбским,

КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (между 1145 и 1153–1176)

автора Вострышев Михаил Иванович

КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (между 1145 и 1153–1176) Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора.После смерти отца в 1157 году остался без удела. Около 1162 года удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли.В 1160-х годах находился в Переяславле Южном у

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154–1212)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154–1212) Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора. Родился 19 октября 1154 года.В 1162 году Всеволод с матерью и старшими братьями был изгнан Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли,

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ КОСОЙ (? – 1448)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ КОСОЙ (? – 1448) Сын Юрия Дмитриевича, князь Новгородский с 1434 года.С князем Василием Юрьевичем связан хорошо известный в русской истории эпизод. Он пировал 8 февраля 1433 года на свадьбе двоюродного брата великого князя Василия II. На

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453) Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти захватившего Москву отца в 1434 году не поддержал притязаний

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо? Великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище не только за многодетность (у него было 8 сыновей и 4 дочери), но и за то, что вскоре

Трубецкой Никита Юрьевич, князь (1699–1767), генерал-фельдмаршал

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Трубецкой Никита Юрьевич, князь (1699–1767), генерал-фельдмаршал * * *Учился за границей, «в немецких землях», где получил блестящее образование. Свободно говорил по-немецки, был умен, деятелен, начитан. Службу начал в 1719 «при дворе волонтиром», но вскоре занял место денщика

Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники Во второй половине XII века на Руси устанавливается новый порядок, при котором прежнее значение удельных князей начинает падать, а великий князь стремится к единовластию. Он старается уничтожить самостоятельность удельных князей

В связи с прошедшим праздником святого благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и святой благоверной княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, размещаю эту заметку, которую давно уже подготовил как православный генеалог.

Святые Петр и Феврония являются образцом настоящего христианского супружества, и своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Очень отрадно, что в Земле Российской воссияли эти святые супруги, канонизированные и ставшие примером для всех людей, создающих или уже создавших семь – что особенно важно в нынешних условиях, когда реальная жизнь показывает так мало правильных благочестивых примеров.

Житие святых супругов приведено на сайте Православие.ру.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1393.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6797.htm

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Князь Петр и жена его княгиня Феврония являются историческими личностями. Муромские княжество, находящееся на окраине Русских земель, является одним из древнейших княжеств Руси. В нем правили потомки кн. Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого из ветви черниговских князей. В отличие от многих других княжеств – прежде всего от соседнего Черниговского княжества – в Муромском княжении был мир и спокойствие, правление переходило от отца к сыну, а если у князя не было сыновей – к младшему брату; в частности, кн. Петр получил княжеский стол от своего старшего брата, кн. Владимира Юрьевича. Муромские князья были верными сторонниками великих князей Владимиро-Суздальских – Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо – участвовали во многих их военных походах.
Есть, правда, и другое следствие умиротворенной жизни Муромского княжества – в отличие от других княжеств его история мало изучена, потому что мало отражена в летописях, поскольку там отражались войны, распри, сражения и борьба князей – то есть то, что запоминалось современникам и считалось обязательным к отражению в летописях, а в Муроме всего этого не было. Соответственно, история муромского княжеского дома имеет немало «белых пятен».

И тем не менее есть сведения о потомках кн. Петра и Февронии Муромских. О них собрал сведения Владимир Соловьев, автор сайта «Генеалогия русской знати».
http://rusgenealog.ru/index.php?id=gen_table&table_id=gen_rk_9

У князя Петра и княгини Февронии было трое детей – сыновья Юрий и Святослав и дочь Евдокия.
Старший сын Юрий в 1228 году унаследовал от отца муромское княжество и правил им до 1237 года.
Этот год был страшным для Руси – это год первого нашествия Батыя на Русские земли. Так получилось, что Муромское и Рязанское княжества первыми оказались под ударом батыевой орды. Князья Юрий Игоревич Рязанский и Юрий Петрович Муромский вместе с сыновьями погибли в первые же дни нашествия, защищая свои княжества – вместе с князем Юрием Петровичем погиб его сын Олег.
Другой сын князя Юрия Петровича, Ярослав , выжил в битвах, вернулся на пепелище сожжённого Мурома и стал восстанавливать княжество предков. Он правил несколько лет, упоминается в 1248 году. Это был внук Петра и Февронии. На его долю выпало правление в тяжелейший период истории. Мало что известно о жизни княжества и княжеского семейства в то время. Известно лишь, что у князя Ярослава Юрьевича была дочь Мария, выданная в 1248 году замуж за князя Бориса Васильковича Ростовского. Этот князь вместе с братом Глебом Васильковичем были старшими правнуками Всеволода Большое Гнездо, Борис справил Ростовом, Глеб – Белоозером. По матери, княгине Марии Михайловне, братья были внуками св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского, канонизированного как мученика, так как он отказался поклониться языческим идолам монголов в Орде и был убит. Время было тяжелейшее, каждый князь думал о том, как спасти свое княжество, своих подданных от ордынских набегов – так и князь Борис Василькович заботился о своем Ростовском княжестве. И тут интересно упомянуть такие исторические параллели: братьев назвали именами святых князей Бориса и Глеба, одних из первых русских святых, из которых Борис был первым Ростовским князем, а Глеб – первым муромским князем.
Потомки князя Бориса Васильковича правили Ростовским княжеством, заботясь о нем и его жителях, вплоть до присоединения Ростова к Москве. Некоторые роды ростовских князей сохраняются до сих пор (например, князья Лобановы-Ростовские).
Другие дети князя Ярослава Юрьевича неизвестны, есть только предположение, что и далее Муромским княжеством правили его потомки.
Второй сын, Святослав, умер в 1228 году, почти одновременно с родителями, и иных сведений о нем в летописях не сохранилось.
Дочь, Евдокия , была выдана замуж за князя Святослава Всеволодовича, одного из младших сыновей Всеволода Большое Гнездо, который недолго правил великим княжеством Владимирским, а затем уступил его племянникам – Андрею Ярославичу и его брату Александру Невскому. После этого он вернулся в город Юрьев-Польской, который был его уделом, и правил им до своей смерти; ему наследовали в этом уделе сын Дмитрий и внук Ярослав.
В своем удельном городе князь Святослав Всеволодович основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».
Свою жену Евдокию – дочь благоверных князей Петра и Февронии Муромских – князь Святослав отпустил еще в 1228 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Всеволодович_(князь_владимирский)
Из летописи видно, что «Святослав отпусти княгиню свою по свету, всхотевше ей в монастырь, и даст ей наделок мног». Княгиня ушла «к братии» в Муром и там постриглась».
http://www.saints.ru/s/svztoslav.html
Таким образом, княгиня Евдокия в год смерти родителей вернулась в родной город и, приняв там постриг, оставалась там до конца своих дней.
Вот так вот семья святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, оказалась неразрывно связана с историей нашего Отечества. И их потомство продолжается до сих пор, как минимум - в лице потомком Ростовского княжеского Дома.