Сурожская русь. Заморские гости — видение истории нашего древнего города

Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Чёрном море, где славяне жили с VIII века до н.э.Потом были там византийцы, готы, греки, потом венецианцы и генуэзцы, затем татары и турки… Каждый народ, живший на этой земле, давал городу свои имена (ирано-аланское - Сугрея, генуэзское - Солдайя, турецкое - Судак, русское - Сурож).

Существуют древние свидетельства о таврах-уличах в «Махабхарате». В книге царских собраний «Сабха-парве» (кн. 21) «О завоевании северных стран» можно найти рассказ о том, как после знаменитой битвы на поле Курукшетра герой Арджуна двинулся на завоевание северных кимерийских стран Кимпурушаварша, лежащих за Гималаями. И покорил некие племена «улука» рядом с «синдами», кои поклонялись Индре-Парджанье (Перуну). Очевидно, речь идёт именно об уличах-таврах, которые жили рядом с синдами (кавказские синды из окрестностей Синдики, древней Анапы). И «Книга Велеса» также помнит о этом походе Арджуны, которого именуют древним славянским и арийским князем Яруной, пришедшим из Пенжа. Именно он, согласно традиции, распространял в этих землях ведическую веру, традицию почитания Вышня-Всевышнего.
.

Греки (эллины) в Суроже

В «Книге Велеса» сказано о том, как греки в IV веке до н.э. захватили Сурож. «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, всё осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой» (Троян II, 2).

Так Сурож стал греческим. Известно что войска афинского полководца Перикла в это время (а именно в 437 году до н.э.) сделали рейд по причерноморским городам. Афиняне этот город назвали Афинион, в честь Афин, откуда явились тогда греки.

Сарматы-аланы в Суроже

В 212 году н.э. сарматы-аланы пришли на помощь угнетённым славянам и изгнали греческих поработителей. Тогда же на месте деревянных и насыпных укреплений Сурожа возвели каменные стены. Город стал тогда называться по-алански Сугдеей (от иранского «священный»).

В одной христианской рукописи XII века, в Синаксарии («Житии святых»), сохранившейся в монастыре на острове Халки, в Турции, написано: «Построена крепость Сугдеи в 5720 г.». Речь идёт о 212 годе н.э. «Мы - славные потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы - кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов и с пением идём во Сваргу синюю» (Род IV, 4:3). Согласно славянским мифам, Дажьбог был внуком Велеса, рождённого Коровой Земун. Одно из сакральных имён Велеса: Тавр. И значит это имя «бык». То есть тавры, древние жители Крыма-Тавриды - это и есть сурожцы. Их же «Книга Велеса» именует тиверцами.

Археологически культура тавров (керамика) совершенно идентична более поздней культуре тиверцев-уличей, живших у устья Днестра в раннем Средневековье.

Таврами их называли греки, а сами себя они называли по именам своих прародителецй. Во-первых: русами, ибо были потомками Роси, матери Дажьбога. Во-вторых тиверцами, ибо были также потомками Тавра-Велеса. Сурья и Земун родили Велеса, потом Велес и Азова родили Рось, а она от Перуна родила Дажьбога. От Дажьбога и пошли русы, которых и «Книга Велеса» и «Слово о полку Игореве» именует Дажьбожьими внуками. Сурожцы помнили о первом отце Солнце-Сурье, в честь которого они и назвали Сурож-град. И другое их название - уличи напоминает о том, что они разводили в ульях пчёл, и делали из мёда священный солнечный напиток: сурицу.

Само имя древних жителей Тавриды, «тавров», обычно толкуется как «коровичи», ибо «таврос» по-гречески также значит «бык»…

Готы в Суроже

Потом на краткое время власть в городе перешла к готам, и эта местность была завоёвана в 237 году конунгом Книвом. В то время граница между прагерманскими (вандальскими) и праславянскими (венедскими) Родами ещё не была проведена, потому в дощечках «Книги Велеса» в отличие от германских анналов, этот конунг имеет также славянское имя Кий Готский.

Затем Сурож (Суренжаньское княжество) входит в империю Германареха, внука Книва, то есть становится частью Остроготии.

Германарех сватается к сестре Буса и затем женится на Светлиде. Радовер и Светлида (Рандер и Сванхильда) изменяют Германареху и гибнут.

И так Яр Бус и Эвелисия, приняв венцы золотые, стали править в Кияр-граде в Белых горах. И Эвелисия взяла по мужу имя - Ярославна.

А на запад от Русколани в Асенъ-граде Готском правил царь Германарех, сын Аскиальва. Матерью же Германареха была аскиня, дочь Корсуни Златогорки. И ещё у Германареха был сын Радовер, что был молод и красив собою.

И задумал Германарех покорить весь белый свет. И так, собравши воинов своих, двинулся в поход. И покорил он полсвета, и так дошёл до границ Русколани. И тут сказал ему сын Радовер: «Не покорится нам Русь, ибо там Бус вместе с братьями своими и сёстрами сражается на два поля. Бус - с гуннами, а против нас бьётся сестра его Светлида, что сильна, будто сама Матерь Слава!»

Но Германарех возразил: «Коль не хочет покоряться Русь в бою, подчиню её, как муж - жену свою! И так буду свататься я к Светлиде, ибо семьи наши не раз роднились!» Услышав о том, сын его Радовер усмехнулся в сердце своём, ибо отец его пережил девяносто лет и уже похоронил всех своих жён: «В том тебе помочь может только сам владыка Нави!»

Только это сказано было, как явился им змей Каранджель чёрным Странником. И так рёк Германареху: «Твои годы, царь, невелики, раз молод ты желаниями! Вспомни, как праотец Старый Арий женился на Росиде, когда ему уже минуло двести лет, а отец его гулял на той свадьбе и отмечал свой пятисотый год! И я помогу тебе заполучить в жёны сестрицу Буса!»

И так отправились Германарех, сын его Радовер и служивший им волшебник-змей Каранджель через море к Сурож-граду, где в зимнюю пору жила Светлида в замке на горах. И тот Сурож-град был велик и славен, как сам Царьград, и построен был теми же ромейскими мастерами, коих присылал Бусу император Константин в знак дружбы.

И шли в том граде праздники Зимнего Солнца, когда Сивый спорил с богом Ярилою из-за суженой его Зимцерлы Суревны. И, по совету Каранджеля, Сивым предстал на празднике сам царь Германарех и стал свататься к царевне.

Но рекла ему Бусова сестра:

— Исполни три трудные задачи. Вначале построй лодку из прялки моей, проплыви на ней по морю и привези с той стороны Чёрного моря - розу. Затем покажи силу свою и мудрость - метни прочь с дороги войны камень Марабель. И исполни третье заданье - одолей меня вбою!»

Германарех тогда поклонился и начал, как умел, мастерить из прялки лодочку. Да только можно ли будет на ней плыть? И тут у ног его завился чёрной змейкой дракон Каранджель и зашипел по-змеиному: «Это дело не осилить без чар колдовских!»

И так обратил он старого царя - в паука. И тот паук стал прясти, и ткать, и вышивать узоры: вышил он Чёрное море, и посреди него — чёрную скалу, а на острове - чёрную розу. Вслед за тем паук завернулся в паутину, завертелся и вновь обернулся царём, и преподнёс невесте цветок.

Затем змей Каранджель, обладавший перстнем с осколком камня Марабель, исполнил и второе желание царевны: метнул камень раздора прочь за горы высокие. И так Германарех заключил мир меж Готией и Русколанью. А когда время пришло для исполнения третьего заданья, Каранджель сам принял лик Германареха и сошёлся в бою с Лебедью. Был он облачён в кольчугу Сварога, и владел неодолимым мечом-крестом, и выбил из рук царевны её меч.

И так три задания были выполнены, и Германарех обручился со Светлидою, а вскоре была сыграна и свадьба. И на ту свадьбу прибыли Бус Белояр с Ярославною, и все его братья и сёстры. И так говорил Бус сестре своей: — Ты должна вернуться со мною в Кияр-град! Улети со свадьбы Белой Лебедью! И так ты снова станешь вольною! Ибо новой войны - не избежать, коли у старика молодая невеста…

Но отвечала сестра ему с печалью:

— Я - царевна и должна исполнять закон и держать слово своё!

А после свадьбы вернулся Германарех с невестою в Асенъ-град. И приняла там Светлида готское имя - Сванхильда. И жила она со стариком, будто птица в клетке. И вот прошло три года, и нарушил своё слово Германарех, и пошёл войною по полночному краю, подвластному Русколани. Сванхильду же, супругу свою, оставил вековать в замке, а сторожем при ней оставил сына Радовера. И того Радовера змей морской Каранджель подговаривал овладеть лебединой девой и стать втайне отцом наследника, и так самому занять место старого отца на троне, ибо тот уже засиделся и пережил всемя своё… Радовер, распалившись от слов тех, явился ко княгине на крыльцо в ночи и тихо позвал её: «Открой мне, сердце моё! Грозный отец мой ныне далече, за тридевять земель воюет! Я же не могу без тебя, как без Солнца ясного, и не могу ни есть, ни пить, ни даже спать в ночи тёмной!»

И открыла двери Сванхильда дерзкому юноше, и говорила ему, что не имеет сил противиться, ведь со старцем жить - быть всегда одинокой.

И вот в положенный срок понесла Сванхильда, и родила дитя, и дала ему имя: Хлодвиг. И провозгласили его сыном Германареха, рождённым чудом от двух отцов благодаря морскому богу Каранджелю, ибо сам царь Германарех был три года в походе. И потому прозвали младенца, зачатого будто от ветра морского,- также и Моревеем.

И тут явился Каранджель к царю Германареху и поведал ему о той измене. И вскипела кровь в жилах у грозного царя. И спешно поскакал он в стольный град свой. И, явившись в замке, увидел он в люльке младенца и грозно вскричал:

— Есть ли ещё у меня верные слуги? Схватите жену мою неверную и сына, изменившего мне, государю и отцу своему, и предайте их лютой казни!

И так обезумевший царь казнил сына своего, и закачалось на виселице тело его посреди чистого поля, где клевали его очи вороны чёрные. А затем слуги царя и княгиню Сванхильду казнили - привязали ко двум коням и размыкали её тело белое по кочкам и оврагам, и растащили клочки её звери дикие. И только внука своего, младенца невинного Хлодвига Моревея, пощадил грозный царь.

И привело то злодеяние великое, свершённое по козням змея, к бедам неисчислимым, крушению царства и пролитию рек крови…

Война меж Готией и Русколанью из-за гибели Светлиды. Битва на Дунае и гибель Златогора. Славяне занимают Балканы, Карпаты и Тавриду (345 - 349 гг.). смерть Германареха в 358 году.

И было это на семнадцатом году правления Буса. И тогда в ответ на злодеяние и обиду рода русского князь Бус Белояр вместе с братьями своими двинулся на готов как лавина или как лев на охотников, напавших из засады. И прокатилась та война, как пожар, по степям и лесам, и по всей Руси от Волги до Дуная кровь лилась реками. И так длилась та война пять лет. И вот Германарех увидел, что объединились и ополчились на него все племена и роды полночных княжеств и стран, и ужаснулся, и бежал в беспамятстве от страха великого в пределы Готии. А когда подошли рати русколанские ко Карпатам и Дунай-реке, выслал навстречу послов для замирения. И так сказал послам тем Бус Белояр:

«Ступайте и передайте царю своему от брата Сванхильды, замученной им. С давних пор роды готских царей были чтимы предками моими, как роды братские и дружественные, и сыновья и дочери наши не раз соединялись в браке друг с другом. Но ныне нанесена нам обида великая, и не должны мы теперь сего, и потому призываем мы старого царя готов к суду правому, а нет - будет сеча, и пусть Отец наш Сварог - рассудит нас!» И как сказаны были слова те, сошлись в битве русколаны и готы, и многие славные витязи головы положили в битве тойлютой.

И было так, что среди битвы выступил из рядов русколан князь Златогор с мечом Святогора. И призвал он Германареха помериться силою и постоять за честь рода: «Приди, царь, сразимся мы с тобой, один на один - ты да я».

И был Златогор исполинского роста и одет в витую кольчугу, на голове златокудрой носил клёпаный шлем, и пластина защищала лоб в три пяди. Древко же копья его было выточено из цельного ствола столетнего кедра. А меч предка Святогора сверкал пламенем и одним только видом своим наводил ужас на вражьи рати. И тут испугался Германарех, чуя гибель свою, но дракон Каранджель принял лик царя и, выйдя на поле брани вместо него, обнажил корд-меч Седыя, сотрясающий Вселенную.

И не хотел отпускать Бус Белояр на поединок брата своего, но не послушал его Златогор, защищая честь свою и рода Святогорова.

И так Златогор украсил стройный стан княжескими доспехами, усыпанными жемчугами, надел на златокудрую главу шлем, подобный маковке на храме, а окованный булатом щит перебросил чрез левое плечо, а меч Святогоров укрепил с левого бока. Затем он подхватил правой рукой копьё и, вскочив на коня златогривого, поскакал навстречу врагу. И они сшиблись в поле чистом, и обломали копья, и ударились затем мечами, и от стука их мечей будто гром гремел, и слышен он был с утра до девяти часов пополудни.

Но иссякли силы Златогоровы от ударов корда Седыя, ибо каждый тот удар подрезал нить его жизни, и он слабел, будто проносились над главой его годы, и златые кудри его седели, а из рук уходила сила богатырская. И как был в прошлом поражён от ударов того меча сам Святогор, так и Златогор рухнул будто дуб, подрубленный Смертью.

И тогда сам князь Яр Бус, подняв над головою горсть родной земли, воззвал к Матери Славе и Вышнему: — Матерь Слава и Всевышний! Явите силу свою нам! Изгоните дракона Каранджеля! Сокрушите зло Марабель-камня!

И тут Вышний-бог с небес метнул злату молнию в Марабель-камень. И содрогнулся дракон Каранджель, и бежал за горы высокие, и нырнул в море Чёрное! И тут явились на призыв Матери Славы из лесов волшебницы во главе с сестрами Буса - Любляною, Миреною и Ирьяною. И повели они рати лесных дев в бой лютый.

А Бус Белояр повёл рати русов. И тут готы в страхе попятились и побежали, будто прах, гонимый бурею. И птица Матерь Слава летала над конницей вражьей, сметая ворогов. И готы в страхе прятались в чащах и болотах, где и погибали без славы…

А Бус Белояр, обнаживши златой меч, везде искал Германареха. И вот увидел он шатёр царский, и, зайдя, нашёл там Германареха, стоящего на коленях пред колыбелью детской, в которой спал внук его Хлодвиг. Узрев Буса, царь вскочил, дабы поразить его мечом. Но Бус отразил меч и сам нанёс удар Германареху, разбил латы и ранил его в бок…

И пал Германарех, обливаясь кровью… Но тут в люльке заплакал младенец, и Бус опустил свой меч, и так укорил поверженного:

— Ты наказан за пролитую кровь! Но мы ищем не мести, а только лишь справедливости суда. Ты не знал, что есть в мире прощенье, так вот тебе оно! Ступай же с ним прочь, безумный старик!

И бежал Германарех сам-друг, и явился в Асенъ-граде без войска. А готские бояре, узнав о его поражении тяжком, меж собой заговорили: «До каких пор ещё будут течь потоки крови мужей готских? Доколе нам в страхе дрожать от кровожадного царя? Разве не истреблял он достойных сородичей наших и не сгубил сына своего и жену?»

Это и ещё многое иное говорили о нём друг другу бояре, и не подчинялись ему более, и не дали воинов. И так он погубил славу свою, и жил затем в болезни и хуле ещё семь лет, пока не призвал он сам Марену, дабы та срезала нить его никчёмной жизни.

А на Дунае тогда Бус Белояр учреждал союз меж славянами: «И так отныне мы обрели эту землю, которую полили кровью своей! И пусть род Волгара - займёт Балканы, а в Тавриде - будет править род Гвидона! А здесь, на Карпатах, где Морава втекает в Дунай Белый, будет сидеть род Словена, далее же за Дунаем - будут земли Мирены, Ирены и Любляны!

А Словен-князь пред войском такую речь рёк:

— Здесь сядет наш род, и то будет вено за кровь Светлиды! Сей край нам указала сама Матерь Слава и отвоевала его крыльями своими! А после на тризне в память князя Златогора пел Боян, сын Бусов, и слушали его песнь русичи, поминая всех павших воинов… И затем князь Бус Белояр и русичи вернулись с честью и славой в Белые горы и на Русь Святую.

Великий князь Русколани Бус из рода Белояров отвоевал Тавриду и освободил суренжан от очередных поработителей. Сурож вместе со всей Тавридой стал вновь славянским краем.

В это время Сурож пережил небывалый расцвет, он стал чуть не самым значительным городом Причерноморья, стал спорить по своему значению, по торговле, по количеству жителей и храмов с Константинополем. Никогда со времени Буса Сурож не достигал таких вершин славы. С тех пор, вначале медленно и незаметно, он клонился к упадку. А в то время была полностью застроена Крепостная гора, великолепный храмовый комплекс занимал Болванную гору, также ограждённую крепостными стенами. В этих храмах, по свидетельству «Книги Велеса», славили Светлых Богов Сурью, Хорса и Ярилу. Также там были святилища прародителей солнечной династии славянских царей: Яра, Ария Оседня, Яруны, Арияны и самого Буса Белояра.

В книге Е.И. Лопушинской «Крепость в Судаке» утверждается, что Приморское укрепление, раскопанное Фронджуло М.А. в 1968 году, принадлежит не VI, как он считал, а IV веку н.э., то есть временам Буса Белояра. Она полагала, что тогда стены были возведены на манер византийских, и сделала этот вывод на основании сходства найденной кладки с кладкой Золотых Ворот в Константинополе. Со времён Буса Белояра в Суроже также начало проникать и крепнуть с Византии христианство. Вначале, надо полагать, в виде арианства, а потом и в виде византийского правоверия. Христианскую религию византийцы стали использовать с целью нового порабощения и эллинизации Причерноморья. И это быстро привело византийцев к успеху.
Уже через двести лет после времени Буса, то есть в 580-590-е годы н.э. князь Криворог из рода Белояров был вынужден совершить поход из Воронежской Руси на Сурож, ибо в нём греки захватили власть, славянские храмы были разорены и Боги славян были «повержены в прах». Это был поход в защиту древней ВЪры.

Белояр Криворог победил греческое (христианское) войско. Но по сути с этого времени Сурож, согласно «Книге Велеса», перестал считаться русской землей, несмотря на то, что в нём продолжали жить в основном славяне, ибо по вере он стал преимущественно греческим. Белояр Криворог только прекратил преследования славян древнего вероисповедания и восстановил служение в некоторых храмах. Где, судя по всему, оно продолжалось до VIII века н.э., когда понадобилось вновь на защиту древних святынь идти вначале Бравлину I (ок. 660 г.н.э.), а потом и Бравлину II (790 г.).

Итак, Ягайло принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным походом был поход 811 года на греко-римские колонии Черноморья. К нему готовилась тогда великая армия. Из Новгорода пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ратям Бравлина присоединилась ясмудь. А в Киеве собрались также воины местных родов: поляне, древляне, северяне и т. д. К тому же Бравлин ждал всю зиму 810-811 годов подкрепления от западных родичей, от вендов.

После затмения Бравлин сказал, «чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своём золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог Отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас» (Лют II, 7).

То есть Бравлин и Ягайло надеялись на поддержку родичей, с коими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: «Итак сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца.

И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили». К тому же это оказалось очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским царем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам император Никифор и Крум сделал из его черепа позолоченный кубок.

Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии согласованно, потому её колонии в Крыму остались без защиты метрополии. В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайло. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и готами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его отвоёвывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и вечевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.

Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там «наши Боги повержены во прах…», ибо в Суроже началась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за поверженные святыни. Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В Житии Стефана Сурожского о сем сказано так: «И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришёл к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошёл к церкви, к Святой Софии…»

Причем очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морской набег и на Южный берег Черного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно Житию Иоанна Амастридского). Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайло Ган тогда стал идейным вдохновителем создания державы Бравлина, раскинувшейся от Балтики до Понта (Чёрного моря). В те же времена, когда Ягайло вместе с воинами Бравлина воевал в южных краях, к нему попали летописи Руси Сурожской и Тмутараканской, где хранились также манускрипты Древней Русколани.

Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время праздника Радогоща, стали включаться предания о временах Буса Белояра и более древних. Тогда же, очевидно, он более тесно ознакомился и с традицией христианской в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому времени восьмивековую историю. И тут следует заметить, что так называемые «язычники» выступали против поругания своих святынь, но не рушили чужих. И думаю, именно потому в «дощечках» появляются и несколько выражений, созвучных христианской литургии, а также оригинальная, исходящая из славянской традиции трактовка некоторых событий, известных также по библейской истории. И именно в то время Ягайло обратился с призывом к единению всех славянских и союзных славянам родов в мощный союз…

После правления Бравлина малосвязанная узами держава стала распадаться. В Новгороде власть перешла к князю Буривому. А в Киеве стал править, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн Руста называл Хакан Рус), и он потом правил до 40-х годов IX века. Все эти тридцать лет Ягайло, судя по всему, был отдалён по каким то причинам от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, даже их имён нет в «Книге Велеса».

И есть основание полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайло рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (Перунца), в коей нетрудно узнать образ Юпитера. Так, включая в славянскую службу элементы античного богослужения, Ягайло скорее всего стремился поддержать древнюю ВЪеру среди греко-римской части населения Сурожа…

Потом, по свидетельству Ягайлы, «Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи» (Лют III, 6). Итак, в 864 году, на 73-м году жизни (как мы полагаем), Ягайло был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. С семьей он возвратился на родину, в Новгород Великий…

Византия постаралась вытравить все остатки былой Сурожской Руси, что сказывалось и в договорах с Игорем и Святославом, чтобы русы не имели никаких притязаний на земли бывшей Сурожской Руси, и особенно остро это чувствовалось тогда, когда в Тавриде появилось Удельное Русское Тмутараканское княжество и когда даже столица — Боспор — именовалась в императорских указах как Россия, через два «с».

Славяне, коренные суренжане, наряду с греками и готами, потом жили в Суроже (Сугдее, Солдайе), по-видимому, вплоть до времени турецкого завоевания, то есть до конца XV века н.э., постепенно уменьшаясь числом. Они пережили и время владычества Византии, и Хазарии, и Дешт-и-Кыпчака, и Золотой Орды. В XIII веке в Суроже появились венецианцы и геннуэзцы, которые отреставрировали старую крепость, построенную ещё во времена Буса Белояра и возвели новые башни на месте старых, разрушенных временем. При этом старая планировка Сурожской крепости сохранилась. Две линии её крепостных стен (вначале деревянных, а потом каменных) упоминаются ещё в «Книге Велеса».

Сохранились многочисленные документы того времени, и, согласно им, тогда город приходил в упадок, генуэзцам и венецианцам не хватало средств даже на реставрацию крепости, да и сам городской гарнизон составлял не более трёх десятков человек. И во всех документах говорится об упадке города, о его запустении из-за конкуренции с соседней Кафой (Феодосией)… А современные историки приписывают строительство города, мощных укреплений этому времени! Нет, расцвет Сурожа принадлежит более древним эпохам. И только после того как турки в 1475 году взяли Сурож, крепость была разрушена, а население бежало. На Руси же выходцами из Сурожской Руси в последствии было основано два Сурожа (в Брянской и Витебской областях), а также город Судогда во Владимирской области…

Три столетия древний Сурож лежал в развалинах при турках, а новый город Судак стал расти уже после прихода в Крым русских войск в XVIII столетии.

1.4. Роксолане, русы, русичи
Целые поколения историков вели споры о том, откуда началась Русь. Современные исследователи, археологи, историки считают, что русы были в Русколании (Сарматии), на Карпатах, на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

О русах-роксоланах, как их называли греки, известно со 179 году н. э., когда они во главе с Гаталом Великим оттеснили скифов и положили начало Великой Сарматии.

О договоре сарматского царя Гатала со скифами в 179 г. известно из берестяных грамот. В них говорится, что посредником в этом договоре был Рим. Это свидетельствовало о признании Римом и Понтом роли Сарматии в международных делах. Эта дата и договор зафиксированы историками того времени Полибием, Страбоном и Тацитом. Полибий отзывался о Гатале как о великом полководце и великом государственном муже, заключившем военные союзы с Арменией, Боспорским царством и другими соседними государствами.

Страбон отмечал, что роксолане, которые называли себя «русы», «русколане», «русичи», были чрезвычайно храбры и воинственны. Пилий Младший, историк 1 в. н. э., писал, что роксолане доминируют на всём пространстве от Дона до Днепра. Тацит описывал девятитысячное войско тяжеловооруженной конницы роксолан, которая сражалась с римскими легионами у Троянова вала в 68 году н. э.

Если сопоставить сведения историков – современников Великой Сарматии и новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики, на которые опиралась Е.С. Галкина в своей работе «Тайны русского каганата» , то можно сделать вывод, что Русский каганат в верховьях Дона и Северного Донца – это часть Великой Сарматии. В Велесовой книге речь идёт именно о русах верховья Донца, которые дали сильнейший отпор гуннам в 370 г. н. э., а затем пришли на помощь полянам Приднепровья, которых осталось очень мало после гуннского нашествия. Русы поселились вместе с ними, взяли их под свою военную защиту, дали своих князей и свое имя Русь. Об этом написал летописец Нестор в Повести временных лет: «Поляне, ныне зовомая Русь ». Он никак не объясняет эту фразу, просто фиксирует как факт.


Русь возникла не на Днепре. Русы только объединились с приднепровскими славянами после гуннского нашествия 370 г. н. э., а сами они были таким же древним народом, как и греки, и римляне, и другие ближайшие соседи. Их прародина – бассейн Дона, куда они пришли в конце эпохи бронзы из Трипольской культуры , откуда расселились все славяне. Трипольская культура получила название киммерийской (отсюда и название народа – киммерийцы ).

Часть населения переселилась на север, на реку Волхов в Новгородскую республику. Первый русский летописец святой Иоаким – епископ Новгородский , написавший свою летопись почти на 100 лет раньше Нестора, повествует о династии новгородских князей от Вендала и Славена (Словена) до князя Гастомысла и Рюрика , в том числе и о Владимире древнейшем, который расширил территорию Новгородской республики до Урала. Киев был построен на 500 лет позже Новгорода.

В первые века нашей эры Русь была раздроблена на четыре самостоятельных центра. Русколань, занимавшая область бассейна Дона и нижней Волги, была самая многочисленная и самая сильная в военном отношении. Словения находилась на реке Волхов (Новгородская республика), а славяне Приднепровья составили Киевское княжество). – самое южное княжество на побережье Чёрного моря, где славяне жили с VIII века до н. э. Там были славянские языческие храмы, в которых развивалась астрология, хранилась св. Иоанна Тавроскифского (Иванова письменность), упомянутая в договорах Олега и Игоря.

Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV века н. э. Русколань объединилась со славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Русь со столицей в Киеве.

В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринимает попытку объединения всех русских земель в империю Святослава, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества.

Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.

Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытно-общинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел, торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племён.

В начало: История государства и права России.
Анна Ивановна Толстая.
Глава 1. Государства у восточных славян и русов с древнейших времен до IХ века нашей эры.

СУРОЖСКАЯ РУСЬ

Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Чёрном море, где славяне жили с VIII века до н.э.
Потом были там византийцы, готы, греки, потом венецианцы и генуэзцы, затем татары и турки… Каждый народ, живший на этой земле, давал городу свои имена (ирано-аланское Сугрея, генуэзскок Солдайя, турецкое Судак, русское Сурож).

Существуют древние свидетельства о таврах-уличах в «Махабхарате». В книге царских собраний «Сабха-парве» (кн. 21) «О завоевании северных стран» можно найти рассказ о том, как после знаменитой битвы на поле Курукшетра герой Арджуна двинулся на завоевание северных кимерийских стран Кимпурушаварша, лежащих за Гималаями. И покорил некие племена «улука» рядом с «синдами», кои поклонялись Индре-Парджанье (Перуну). Очевидно, речь идёт именно об уличах-таврах, которые жили рядом с синдами (кавказские синды из окрестностей Синдики, древней Анапы). И «Книга Велеса» также помнит о этом походе Арджуны, которого именуют древним славянским и арийским князем Яруной, пришедшим из Пенжа. Именно он, согласно традиции, распространял в этих землях ведическую веру, традицию почитания Вышня-Всевышнего.

Греки в Суроже

Когда-то был античный город на месте Сурожа. В «Книге Велеса» сказано о том, как греки в IV веке до н.э. захватили Сурож. «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, всё осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой» (Троян II, 2).

Так Сурож стал греческим. Известно что войска афинского полководца Перикла в это время (а именно в 437 году до н.э.) сделали рейд по причерноморским городам. Афиняне этот город назвали Афинион, в честь Афин, откуда явились тогда греки.

Сарматы-аланы в Суроже

В 212 году н.э. сарматы-аланы пришли на помощь угнетённым славянам и изгнали греческих поработителей. Тогда же на месте деревянных и насыпных укреплений Сурожа возвели каменные стены. Город стал тогда называться по-алански Сугдеей (от иранского «священный»).

В одной христианской рукописи XII века, в Синаксарии («Житии святых»), сохранившейся в монастыре на острове Халки, в Турции, написано: «Построена крепость Сугдеи в 5720 г.». Речь идёт о 212 годе н.э. «Мы – славные потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы – кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов и с пением идём во Сваргу синюю» (Род IV, 4:3). Согласно славянским мифам, Дажьбог был внуком Велеса, рождённого Коровой Земун. Одно из сакральных имён Велеса: Тавр. И значит это имя «бык». То есть тавры, древние жители Крыма-Тавриды – это и есть сурожцы. Их же «Книга Велеса» именует тиверцами.
Археологически культура тавров (керамика) совершенно идентична более поздней культуре тиверцев-уличей, живших у устья Днестра в раннем Средневековье.

Таврами их называли греки, а сами себя они называли по именам своих прародителецй. Во-первых: русами, ибо были потомками Роси, матери Дажьбога. Во-вторых тиверцами, ибо были также потомками Тавра-Велеса. Сурья и Земун родили Велеса, потом Велес и Азова родили Рось, а она от Перуна родила Дажьбога. От Дажьбога и пошли русы, которых и «Книга Велеса» и «Слово о полку Игореве» именует Дажьбожьими внуками. Сурожцы помнили о первом отце Солнце-Сурье, в честь которого они и назвали Сурож-град. И другое их название – уличи напоминает о том, что они разводили в ульях пчёл, и делали из мёда священный солнечный напиток: сурицу.
Само имя древних жителей Тавриды, «тавров», обычно толкуется как «коровичи», ибо «таврос» по-гречески также значит «бык»…

Готы в Суроже

Потом на краткое время власть в городе перешла к готам, и эта местность была завоёвана в 237 году конунгом Книвом. В то время граница между прагерманскими (вандальскими) и праславянскими (венедскими) родами ещё не была проведена, потому в дощечках «Книги Велеса» в отличие от германских анналов, этот конунг имеет также славянское имя Кий Готский.

Затем Сурож (Суренжаньское княжество) входит в империю Германареха, внука Книва, то есть становится частью Остроготии.

Германарех сватается к сестре Буса и затем женится на Светлиде. Радовер и Светлида (Рандер и Сванхильда) изменяют Германареху и гибнут.

И так Яр Бус и Эвелисия, приняв венцы золотые, стали править в Кияр-граде в Белых горах. И Эвелисия взяла по мужу имя – Ярославна.
А на запад от Русколани в Асенъ-граде Готском правил царь Германарех, сын Аскиальва. Матерью же Германареха была аскиня, дочь Корсуни Златогорки. И ещё у Германареха был сын Радовер, что был молод и красив собою.
И задумал Германарех покорить весь белый свет. И так, собравши воинов своих, двинулся в поход. И покорил он полсвета, и так дошёл до границ Русколани. И тут сказал ему сын Радовер: «Не покорится нам Русь, ибо там Бус вместе с братьями своими и сёстрами сражается на два поля. Бус – с гуннами, а против нас бьётся сестра его Светлида, что сильна, будто сама Матерь Слава!»
Но Германарех возразил: «Коль не хочет покоряться Русь в бою, подчиню её, как муж – жену свою! И так буду свататься я к Светлиде, ибо семьи наши не раз роднились!» Услышав о том, сын его Радовер усмехнулся в сердце своём, ибо отец его пережил девяносто лет и уже похоронил всех своих жён: «В том тебе помочь может только сам владыка Нави!»
Только это сказано было, как явился им змей Каранджель чёрным Странником. И так рёк Германареху: «Твои годы, царь, невелики, раз молод ты желаниями! Вспомни, как праотец Старый Арий женился на Росиде, когда ему уже минуло двести лет, а отец его гулял на той свадьбе и отмечал свой пятисотый год! И я помогу тебе заполучить в жёны сестрицу Буса!»

И так отправились Германарех, сын его Радовер и служивший им волшебник-змей Каранджель через море к Сурож-граду, где в зимнюю пору жила Светлида в замке на горах. И тот Сурож-град был велик и славен, как сам Царьград, и построен был теми же ромейскими мастерами, коих присылал Бусу император Константин в знак дружбы.
И шли в том граде праздники Зимнего Солнца, когда Сивый спорил с богом Ярилою из-за суженой его Зимцерлы Суревны. И, по совету Каранджеля, Сивым предстал на празднике сам царь Германарех и стал свататься к царевне.
Но рекла ему Бусова сестра:
- Исполни три трудные задачи. Вначале построй лодку из прялки моей, проплыви на ней по морю и привези с той стороны Чёрного моря – розу. Затем покажи силу свою и мудрость – метни прочь с дороги войны камень Марабель. И исполни третье заданье – одолей меня вбою!»

Германарех тогда поклонился и начал, как умел, мастерить из прялки лодочку. Да только можно ли будет на ней плыть? И тут у ног его завился чёрной змейкой дракон Каранджель и зашипел по-змеиному: «Это дело не осилить без чар колдовских!»
И так обратил он старого царя – в паука. И тот паук стал прясти, и ткать, и вышивать узоры: вышил он Чёрное море, и посреди него - чёрную скалу, а на острове – чёрную розу. Вслед за тем паук завернулся в паутину, завертелся и вновь обернулся царём, и преподнёс невесте цветок.

Затем змей Каранджель, обладавший перстнем с осколком камня Марабель, исполнил и второе желание царевны: метнул камень раздора прочь за горы высокие. И так Германарех заключил мир меж Готией и Русколанью. А когда время пришло для исполнения третьего заданья, Каранджель сам принял лик Германареха и сошёлся в бою с Лебедью. Был он облачён в кольчугу Сварога, и владел неодолимым мечом-крестом, и выбил из рук царевны её меч.

И так три задания были выполнены, и Германарех обручился со Светлидою, а вскоре была сыграна и свадьба. И на ту свадьбу прибыли Бус Белояр с Ярославною, и все его братья и сёстры. И так говорил Бус сестре своей: - Ты должна вернуться со мною в Кияр-град! Улети со свадьбы Белой Лебедью! И так ты снова станешь вольною! Ибо новой войны – не избежать, коли у старика молодая невеста…
Но отвечала сестра ему с печалью:
- Я – царевна и должна исполнять закон и держать слово своё!

А после свадьбы вернулся Германарех с невестою в Асенъ-град. И приняла там Светлида готское имя – Сванхильда. И жила она со стариком, будто птица в клетке. И вот прошло три года, и нарушил своё слово Германарех, и пошёл войною по полночному краю, подвластному Русколани. Сванхильду же, супругу свою, оставил вековать в замке, а сторожем при ней оставил сына Радовера. И того Радовера змей морской Каранджель подговаривал овладеть лебединой девой и стать втайне отцом наследника, и так самому занять место старого отца на троне, ибо тот уже засиделся и пережил всемя своё… Радовер, распалившись от слов тех, явился ко княгине на крыльцо в ночи и тихо позвал её: «Открой мне, сердце моё! Грозный отец мой ныне далече, за тридевять земель воюет! Я же не могу без тебя, как без Солнца ясного, и не могу ни есть, ни пить, ни даже спать в ночи тёмной!»
И открыла двери Сванхильда дерзкому юноше, и говорила ему, что не имеет сил противиться, ведь со старцем жить – быть всегда одинокой.
И вот в положенный срок понесла Сванхильда, и родила дитя, и дала ему имя: Хлодвиг. И провозгласили его сыном Германареха, рождённым чудом от двух отцов благодаря морскому богу Каранджелю, ибо сам царь Германарех был три года в походе. И потому прозвали младенца, зачатого будто от ветра морского,- также и Моревеем.

И тут явился Каранджель к царю Германареху и поведал ему о той измене. И вскипела кровь в жилах у грозного царя. И спешно поскакал он в стольный град свой. И, явившись в замке, увидел он в люльке младенца и грозно вскричал:
- Есть ли ещё у меня верные слуги? Схватите жену мою неверную и сына, изменившего мне, государю и отцу своему, и предайте их лютой казни!
И так обезумевший царь казнил сына своего, и закачалось на виселице тело его посреди чистого поля, где клевали его очи вороны чёрные. А затем слуги царя и княгиню Сванхильду казнили – привязали ко двум коням и размыкали её тело белое по кочкам и оврагам, и растащили клочки её звери дикие. И только внука своего, младенца невинного Хлодвига Моревея, пощадил грозный царь.
И привело то злодеяние великое, свершённое по козням змея, к бедам неисчислимым, крушению царства и пролитию рек крови…

Война меж Готией и Русколанью из-за гибели Светлиды. Битва на Дунае и гибель Златогора. Славяне занимают Балканы, Карпаты и Тавриду (345 – 349 гг.). смерть Германареха в 358 году.

И было это на семнадцатом году правления Буса. И тогда в ответ на злодеяние и обиду рода русского князь Бус Белояр вместе с братьями своими двинулся на готов как лавина или как лев на охотников, напавших из засады. И прокатилась та война, как пожар, по степям и лесам, и по всей Руси от Волги до Дуная кровь лилась реками. И так длилась та война пять лет. И вот Германарех увидел, что объединились и ополчились на него все племена и роды полночных княжеств и стран, и ужаснулся, и бежал в беспамятстве от страха великого в пределы Готии. А когда подошли рати русколанские ко Карпатам и Дунай-реке, выслал навстречу послов для замирения. И так сказал послам тем Бус Белояр:
«Ступайте и передайте царю своему от брата Сванхильды, замученной им. С давних пор роды готских царей были чтимы предками моими, как роды братские и дружественные, и сыновья и дочери наши не раз соединялись в браке друг с другом. Но ныне нанесена нам обида великая, и не должны мы теперь сего, и потому призываем мы старого царя готов к суду правому, а нет – будет сеча, и пусть Отец наш Сварог – рассудит нас!» И как сказаны были слова те, сошлись в битве русколаны и готы, и многие славные витязи головы положили в битве тойлютой.

И было так, что среди битвы выступил из рядов русколан князь Златогор с мечом Святогора. И призвал он Германареха помериться силою и постоять за честь рода: «Приди, царь, сразимся мы с тобой, один на один – ты да я».
И был Златогор исполинского роста и одет в витую кольчугу, на голове златокудрой носил клёпаный шлем, и пластина защищала лоб в три пяди. Древко же копья его было выточено из цельного ствола столетнего кедра. А меч предка Святогора сверкал пламенем и одним только видом своим наводил ужас на вражьи рати. И тут испугался Германарех, чуя гибель свою, но дракон Каранджель принял лик царя и, выйдя на поле брани вместо него, обнажил корд-меч Седыя, сотрясающий Вселенную.

И не хотел отпускать Бус Белояр на поединок брата своего, но не послушал его Златогор, защищая честь свою и рода Святогорова.
И так Златогор украсил стройный стан княжескими доспехами, усыпанными жемчугами, надел на златокудрую главу шлем, подобный маковке на храме, а окованный булатом щит перебросил чрез левое плечо, а меч Святогоров укрепил с левого бока. Затем он подхватил правой рукой копьё и, вскочив на коня златогривого, поскакал навстречу врагу. И они сшиблись в поле чистом, и обломали копья, и ударились затем мечами, и от стука их мечей будто гром гремел, и слышен он был с утра до девяти часов пополудни.
Но иссякли силы Златогоровы от ударов корда Седыя, ибо каждый тот удар подрезал нить его жизни, и он слабел, будто проносились над главой его годы, и златые кудри его седели, а из рук уходила сила богатырская. И как был в прошлом поражён от ударов того меча сам Святогор, так и Златогор рухнул будто дуб, подрубленный Смертью.
И тогда сам князь Яр Бус, подняв над головою горсть родной земли, воззвал к Матери Славе и Вышнему: - Матерь Слава и Всевышний! Явите силу свою нам! Изгоните дракона Каранджеля! Сокрушите зло Марабель-камня!
И тут Вышний-бог с небес метнул злату молнию в Марабель-камень. И содрогнулся дракон Каранджель, и бежал за горы высокие, и нырнул в море Чёрное! И тут явились на призыв Матери Славы из лесов волшебницы во главе с сестрами Буса – Любляною, Миреною и Ирьяною. И повели они рати лесных дев в бой лютый.
А Бус Белояр повёл рати русов. И тут готы в страхе попятились и побежали, будто прах, гонимый бурею. И птица Матерь Слава летала над конницей вражьей, сметая ворогов. И готы в страхе прятались в чащах и болотах, где и погибали без славы…

А Бус Белояр, обнаживши златой меч, везде искал Германареха. И вот увидел он шатёр царский, и, зайдя, нашёл там Германареха, стоящего на коленях пред колыбелью детской, в которой спал внук его Хлодвиг. Узрев Буса, царь вскочил, дабы поразить его мечом. Но Бус отразил меч и сам нанёс удар Германареху, разбил латы и ранил его в бок…
И пал Германарех, обливаясь кровью… Но тут в люльке заплакал младенец, и Бус опустил свой меч, и так укорил поверженного:
- Ты наказан за пролитую кровь! Но мы ищем не мести, а только лишь справедливости суда. Ты не знал, что есть в мире прощенье, так вот тебе оно! Ступай же с ним прочь, безумный старик!
И бежал Германарех сам-друг, и явился в Асенъ-граде без войска. А готские бояре, узнав о его поражении тяжком, меж собой заговорили: «До каких пор ещё будут течь потоки крови мужей готских? Доколе нам в страхе дрожать от кровожадного царя? Разве не истреблял он достойных сородичей наших и не сгубил сына своего и жену?»
Это и ещё многое иное говорили о нём друг другу бояре, и не подчинялись ему более, и не дали воинов. И так он погубил славу свою, и жил затем в болезни и хуле ещё семь лет, пока не призвал он сам Марену, дабы та срезала нить его никчёмной жизни.

А на Дунае тогда Бус Белояр учреждал союз меж славянами: «И так отныне мы обрели эту землю, которую полили кровью своей! И пусть род Волгара – займёт Балканы, а в Тавриде – будет править род Гвидона! А здесь, на Карпатах, где Морава втекает в Дунай Белый, будет сидеть род Словена, далее же за Дунаем – будут земли Мирены, Ирены и Любляны!
А Словен-князь пред войском такую речь рёк:
- Здесь сядет наш род, и то будет вено за кровь Светлиды! Сей край нам указала сама Матерь Слава и отвоевала его крыльями своими! А после на тризне в память князя Златогора пел Боян, сын Бусов, и слушали его песнь русичи, поминая всех павших воинов… И затем князь Бус Белояр и русичи вернулись с честью и славой в Белые горы и на Русь Святую.
Великий князь Русколани Бус из рода Белояров отвоевал Тавриду и освободил суренжан от очередных поработителей. Сурож вместе со всей Тавридой стал вновь славянским краем.
В это время Сурож пережил небывалый расцвет, он стал чуть не самым значительным городом Причерноморья, стал спорить по своему значению, по торговле, по количеству жителей и храмов с Константинополем. Никогда со времени Буса Сурож не достигал таких вершин славы. С тех пор, вначале медленно и незаметно, он клонился к упадку. А в то время была полностью застроена Крепостная гора, великолепный храмовый комплекс занимал Болванную гору, также ограждённую крепостными стенами. В этих храмах, по свидетельству «Книги Велеса», славили солнечных богов Сурью, Хорса и Ярилу. Также там были святилища прародителей солнечной династии славянских царей: Яра, Ария Оседня, Яруны, Арияны и самого Буса Белояра.

В книге Е.И. Лопушинской «Крепость в Судаке» утверждается, что Приморское укрепление, раскопанное Фронджуло М.А. в 1968 году, принадлежит не VI, как он считал, а IV веку н.э., то есть временам Буса Белояра. Она полагала, что тогда стены были возведены на манер византийских, и сделала этот вывод на основании сходства найденной кладки с кладкой Золотых Ворот в Константинополе. Со времён Буса Белояра в Суроже также начало крепнуть христианство.вначале, надо полагать, в виде арианства, а потом и в виде византийского православия. Христианскую религию византийцы стали использовать с целью нового порабощения и эллинизации Причерноморья. И это быстро привело византийцев к успеху. Уже через двести лет после времени Буса, то есть в 580-590-е годы н.э. князь Криворог из рода Белояров был вынужден совершить поход из Воронежской Руси на Сурож, ибо в нём греки захватили власть, славянские храмы были разорены и боги славян были «повержены в прах». Это был поход в защиту древней веры.

Белояр Криворог победил греческое (христианское) войско. С этого времени Сурож, согласно «Книге Велеса», перестал считаться русской землей, несмотря на то, что в нём продолжали жить в основном славяне, ибо по вере он стал преимущественно греческим. Белояр Криворог только прекратил преследования славян древнего вероисповедания и восстановил служение в некоторых храмах. Где, судя по всему, оно продолжалось до VIII века н.э., когда понадобилось вновь на защиту древних святынь идти вначале Бравлину I (ок. 660 г.н.э.), а потом и Бравлину II (790 г.).

Итак, Ягайло принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным походом был поход 811 года на греко-римские колонии Черноморья. К нему готовилась тогда великая армия. Из Новгорода пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ратям Бравлина присоединилась ясмудь. А в Киеве собрались также воины местных родов: поляне, древляне, северяне и т. д. К тому же Бравлин ждал всю зиму 810-811 годов подкрепления от западных родичей, от вендов.

После затмения Бравлин сказал, "чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас" (Лют II, 7).

То есть Бравлин и Ягайло надеялись на поддержку родичей, с коими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: "Итак сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца.
И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили". К тому же это оказалось очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским царем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам император Никифор и Крум сделал из его черепа позолоченный кубок.

Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии согласованно, потому ее колонии в Крыму остались без защиты метрополии. В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайло. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и готами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его отвоевывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и вечевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.

Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там "наши боги повержены во прах...", ибо в Суроже началась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за поверженные святыни. Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В Житии Стефана Сурожского о сем сказано так: "И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришел к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошел к церкви, к Святой Софии..."

Причем очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морской набег и на Южный берег Черного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно Житию Иоанна Амастридского). Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайло Ган тогда стал идейным вдохновителем создания империи Бравлина, раскинувшейся от Балтики до Понта (Черного моря). В те же времена, когда Ягайло вместе с воинами Бравлина воевал в южных краях, к нему попали летописи Руси Сурожской и Тмутараканской, где хранились также манускрипты Древней Русколани.

Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время праздника Радогоща, стали включаться предания о временах Буса Белояра и более древних. Тогда же, очевидно, он более тесно ознакомился и с традицией христианской в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому времени восьмивековую историю. И тут следует заметить, что так называемые язычники выступали против поругания своих святынь, но не рушили чужих. И думаю, именно потому в "дощечках" появляются и несколько выражений, созвучных христианской литургии, а также оригинальная, исходящая из славянской традиции трактовка некоторых событий, известных также по библейской истории. И именно в то время Ягайло обратился с призывом к единению всех славянских и союзных славянам родов в мощный союз...

После правления Бравлина малосвязанная политически "империя" стала распадаться. В Новгороде власть перешла к князю Буривому. А в Киеве стал править, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн Руста называл Хакан Рус), и он потом правил до 40-х годов IX века. Все эти тридцать лет Ягайло, судя по всему, был далек от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, даже их имен нет в "Книге Велеса".

И есть основание полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайло рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (Перунца), в коей нетрудно узнать Юпитера. Так, включая в славянскую ведическую службу элементы античного богослужения, Ягайло стремился укрепить древнюю веру среди греко-римской части населения Сурожа...

Потом, по свидетельству Ягайлы, "Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи" (Лют III, 6). Итак, в 864 году, на 73-м году жизни (как мы полагаем), Ягайло был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. С семьей он возвратился на родину, в Новгород Великий...

Византия постаралась вытравить все остатки былой Сурожской Руси, что сказывалось и в договорах с Игорем и Святославом, чтобы русы не имели никаких притязаний на земли бывшей Сурожской Руси, и особенно остро это чувствовалось тогда, когда в Тавриде появилось Удельное Русское Тмутараканское княжество и когда даже столица - Боспор - именовалась в императорских указах как Россия, через два "с".

Сурожская крепость

Славяне, коренные суренжане, наряду с греками и готами, потом жили в Суроже (Сугдее, Солдайе), по-видимому, вплоть до времени турецкого завоевания, то есть до конца XV века н.э., постепенно уменьшаясь числом. Они пережили и время владычества Византии, и Хазарии, и Дешт-и-Кыпчака, и Золотой Орды. В XIII веке в Суроже появились венецианцы и геннуэзцы, которые отреставрировали старую крепость, построенную ещё во времена Буса Белояра и возвели новые башни на месте старых, разрушенных временем. При этом старая планировка Сурожской крепости. Две линии её крепостных стен (вначале деревянных, а потом каменных) упоминаются ещё в «Книге Велеса».

Сохранились многочисленные документы того времени, и, согласно им, тогда город приходил в упадок, генуэзцам и венецианцам не хватало средств даже на реставрацию крепости, да и сам городской гарнизон составлял не более трёх десятков человек. И во всех документах говорится об упадке города, о его запустении из-за конкуренции с соседней Кафой (Феодосией)… А современные историки приписывают строительство города, мощных укреплений этому времени! Нет, расцвет Сурожа принадлежит более древним эпохам. И только после того как турки в 1475 году взяли Сурож, крепость была разрушена, а население бежало. На Руси же выходцами из Сурожской Руси основано два Сурожа (в Брянской и Витебской областях), а также город Судогда во Владимирской области…

Три столетия древний Сурож лежал в развалинах при турках, а новый город Судак стал расти уже после прихода в Крым русских войск в XVIII столетии.

© Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.

Скачать файл 1.93 МВ.




Сурожская Русь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Начиная с Советского Союза тщательно замалчивалось и скрывались находки в , принадлежащие древнему славянскому народу. Археологи часто любят находить различные исторические находки в таких местах, как Причерноморье. Особенно часто открывают они различные античные памятники, турецкие, любые другие, кроме славянских, и даже в и сказаниях информация исчезает… Подробнее в видео далее:

Кстати, на удивление, тавро-скифский пласт, при всем его явном наличии признаков славянской культуры, признавать и говорить о нем, категорически запрещено. Александр Асов (исследователь истории и культуры древней Руси) поделился своими мыслями и догадками недавней встречи с Алексеем Горшковым (ученым и знаменитым краеведом). Алексей был много лет главным археологом и на тот момент бессменным хранителем знаменитой в городе Судак, в Крыму.
История, случившаяся с Алексеем Горшковым, весьма странная и печальная, а все дело в том, что после того, как ученый нашел тавро-скифские слои на территории крымского полуострова, сразу лишился звания ученого. Его научные труды, работы и догадки, мысли на счет древних славян в Крыму, остались не высказанными, ему просто не дали их выпустить в свет. Алексея не стало, и умер этот чудо человек в совершенной безызвестности, хотя те работы и те открытия, совершенные им, на самом деле не просто были важны, а могли полностью перевернуть сознание нашего населения.

В своих воспоминаниях о встрече, ученый Александр Асов поделился своим видением и точкой зрением на историческую информацию о Древнем Крыме. В своих догадках он основывался на летописных русскоязычных источниках, а также мифологии, и археологических находках. По мнению ученого, на территории Крымского полуострова находилась Сурожская Русь, а столицей был город сегодня всем известный, шикарный Сурож славянского происхождения, который сегодня является современный курортным городом Судак.
Асов познакомился с Алексеем Горшковым благодаря городской прессе, в которой была очень интересная и подробная статья знаменитого хранителя крепости. Асов решил найти учёного и пообщаться с ним.

На вопрос для чего так нужно было Асову встретиться с тем ученым, который прекрасно знает археологию древнего города Судак и той самой загадочной Сурожской крепости? А всё дело было в том, что легендарная Велесова книга, та самая, была написана как раз в Суроже, повествует об истории древнейшего славянского происхождения Сурожского княжества, крепости и всей южной территории древней Руси.
А согласитесь, что вся эта информация противостояла всей официальной истории, и «не должна была вообще существовать, как таковая научная точка зрения». С вот этой противоречивой информацией и обратился к Горшкову ученый Асов. А тот необыкновенно обрадовался постановке вопроса и самым интересом молодого ученого. Ведь больше сорока лет Горшков отдал этой истории, этим поискам. Всю свою сознательную жизнь ученого, Горшков доказывал, что Сурож - это некий аналог древнего города Новгород. При встрече он и показал Асову все свои записи, рукописи и схемы.
Горшков подобно рассказывал, как они снимали слои, как определяли время находок. По официальной, озвученной во всех учебниках, преподаваемой в школах и университетах версии, Сурож, как славянского города, как вообще чего-то, как-то связанного со славянами, не могло быть. Это тогда как доказательства и находки показывают, что он строился в две основные мощные линии стен сегодняшней Судакской крепости, то есть получается, далеко задолго до народа генуэзцев, почти за тысячу лет до них!
Строился Сурож, как рассказывал Горшков, по принципу Константинополя и вполне возможно по тем же специальным историческим технологиям и теми же строительными бригадами наемных рабочих, то есть получается современный Сурож, который мы знаем по книгам и путеводителям, возможно, уже был давно выстроен, и уже был столицей настоящей славянской великой Сурожской Руси. По догадкам Горшкова, это был стольный град, имеющий стены, мощностью и типом, чем-то отдаленно напоминающим Московский Кремль.

Как говорил Горшков, по , например, понятно, что её строили генуэзцы. Но Сурож - дело рук совсем других мастеров и строителей. Сурож генуэзцы лишь восстанавливали, то есть реставрировали, заново давая старинной крепости новую жизнь.
По мнению самого Горшкова, получается, что самым верным доказательством того, что Сурожская крепость – рукотворное достояние славян, является Велесова книга . Он старался доказать это всю свою жизнь.

Одним из самых любопытных и занятных археологических мест для ученых был, конечно, сегодняшний курортный город Судак, который, если верить древнейшим описательным летописям, ранее назывался Сурожем. Известны нам по истории древние судакские или же сурожские купцы и следы их исторические оставлены даже в Белокаменной столице, то есть в Москве. И хочется отметить отдельно, ведь на Руси никогда не нарекали города какими-то иностранными званиями, а только лишь своими славянскими. Сурож, само название, присутствует не только в Крыму, но и по территории всей России, соседней Украины, древней . То есть получается, это все живые свидетельства реального существования славянской, исконно русской Сурожи, И если верить Велесовой книге, то, действительно, имелось такое княжество, как Сурожская Русь.
Великое Сурожское княжество и сам город под названием Сурож, благополучно существовали и славились вплоть до средних веков, и ещё до тех времен, пока там не появились уже другие княжества византийского часа, а затем следы славян растворились, уступив турецкому влиянию на эти земли. Частично приходящие в Сурож завоеватели, брали что-то из славянской культуры, и даже входили в дворянский, уже, получается, российский род.
Даже если разобраться, откуда походит название города - Сурож, то можно отождествлять его с солнцем. И заметьте, другое имя Сурина – Хорс, бог Солнца, а теперь проведем аналогию в названиях Крымских земель. Ничего нет созвучного? А Херсонес? Да, эта земля, располагавшаяся рядом.
Горшкову, знающему все это, было совершенно не понятно, почему, все так явное и реальное, отвергается официальной наукой и историей. На землях Сурожи ищут византийцев, греков, успешно находят даже немцев, а также таких поселенцев, как хазары, а вот славян там почему-то никак не могут или не хотят искать. Тем не менее, рассказанная ученым информация - всего лишь кроха тех свидетельств того что славяне были и жили на этой земле, и мало того, они были практически основателями и первыми жителями этих поселений и городов.