Абд эль кадер. Абд аль-Кадир аль-Джазаири, национальный герой Алжира

06 сентября 1808 - 26 мая 1883

арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт

Биография

Происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране .

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором со своими родными, пока Наполеон III не освободил его, назначив пенсию. 21 декабря 1852 он переехал в Бурсу , а затем поселился в Дамаске , где летом 1860 вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан. С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. Он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга (фр. Gustave Dugat) перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel ? l’intelligent; avis ? l’indiff?rent» (Париж, 1858).

Последователи мусульманских тарикатов были той силой, которая зачастую и противостояла европейским колонизаторам, пытающимся завоевать страны Востока. Суфии активнейше участвовали в борьбе против империализма на Северном Кавказе, в Африке, в Индии, в Центральной, а также Юго-Восточной Азии. Суфии очень часто становились стержнем сопротивления восстающих войск.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири поднял знамя борьбы среди жителей Алжира. Он был сыном шейха, и сам являлся последователем суфизма. О ни до сих пор является национальным героем Алжира, который известен ничуть не менее поистине легендарного ливийца Омара аль-Мухтара, который вышел из сануситского тариката.

Как предводитель муджахидов, Абд аль-Кадир аль-Джазаири прославился уже в 17 лет - столь малый возраст не смог стать препятствием на пути его славе, признанию его авторитета среди воинов-мусульман. Как о поэте, мы до сих пор знаем о нём очень мало, однако он является автором суфийской поэмы, имеющий очень глубокий смысл. Также, он известен, как широкий общественный деятель и богослов.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири, руководитель борьбы, направленной против французов, отличался от своих сверстников ещё с детства - тягой к знаниям. Той самой чертой, которая отличает многих впоследствии великих людей, прославленных своим познанием и мудростью.

Он очень много изучал Коран, также многие другие науки, доступные и столь необходимые в то время. Помимо прочего, изучал он и иностранные языки. В самом раннем возрасте, Абд аль-Кадир уже совершил Хадж вместе со своим отцом. По пути туда, он побывал в нескольких городах исламского мира, сумев вернуться на родину до того, как началась её колонизация.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири наряду с ещё несколькими людьми возглавил местное сопротивление. Как только французы высадились, они тут же встретили ожесточённое сопротивление от местного населения.

Он обладал мужеством и умением, за которое его провозгласили своим эмиром несколько племён сразу. Признание, как политического лидера не вскружило юному Абд аль-Кадиру аль-Джазаири голову, и он мудро воспользовался полученной властью. Преодолев раздробленность нескольких групп населения, он попытался создать одно, единое государство, столица которого находилась бы в Маскаре. Что характерно, в сложившейся ситуации его поддержали и улемы, а это было очень немаловажно!

И в течении нескольких дальнейших лет, алжирцы, у которых во главе стоял Абд аль-Кадир аль-Джазаири, сумели блокировать некоторое количество французских гарнизонов. В 1834 году колониальные власти признали необходимость заключения мирного договора. Однако, те же французы уже через год решили нарушить условия мирного договора, за что были жестоко покараны. Их отряды были разбиты, и они опять, уже во второй раз, признали власть Абд аль-Кадир аль-Джазаири в западных и центральных районах Алжира.

Под контролем Абд аль-Кадир аль-Джазаири уже к 1838 году находился практически весь Алжир, за исключением только нескольких районов. Это время было пиком расцвета этого государства, высшей точкой его политического и социального развития.

В то же время, понимая, что французы не отступят от своей цели колонизировать их земли, алжирцы в быстром темпе развивают собственную военную промышленность. В то время создаются ружейные, сабельные, пушечные, литейные, а также пороховые предприятия. В результате всего этого, алжирская армия становится очень грозной, технически оснащённой военной силой. К примеру, на вооружении этой армии, было порядка 250 пушек. А это играло существенную роль в сражениях армий!

Пока шло перемирие, Абд аль-Кадир аль-Джазаири сумел принять множество мер и по установлению внутреннего порядка в стране. Сумев разграничить власть внутри страны, а также взяв под контроль доходы большого количества богатых людей, он также провёл административную реформу и разделил единое государство на несколько отдельных областей, каждая из которых управлялось из столицы. Помимо этого, он осуществил и налоговую и судебную реформы, изменив систему судопроизводства, и побора налогов.

И в результате его усилий, новое, созданное им государство, стало обладать абсолютно всеми необходимыми ему для функционирования, признаками. У него была даже собственная валюта. И благодаря такому всестороннему, и всеобъемлющему подходу, алжирцы и сумели противостоять французской армии, которая также была очень грозной силой, которая могла много противопоставить силам Алжира!

Да, они многое могли. Силы всё же были не равны: у французов было и численное превосходство, и технически они были оснащены, несмотря на старания Алжира, лучше. После того, как армия французов получила передышку, их войска завладели городом Константина, к этому времени эмиром не контролирующимся.

Начиная от мелких столкновений, всё переросло в полноценную масштабную войну, в которой французы не стеснялись в используемых средствах. Применяя тактику выжженной земли, они уничтожали всё на своём пути: от животных и до живых людей.

Алжирцы, под мудрым руководством Абд аль-Кадир аль-Джазаири держали оборону в течение нескольких лет, но в конечном итоге всё же потерпели разгромное поражение. Огромная часть государства была попросту оккупирована, а сам Абд аль-Кадир аль-Джазаири укрылся на территории Марокко. Власти этой страны также участвовали в сопротивлении, а потому оказали поддержку лидеру сопротивления. Однако, как и соседи, марокканцы тоже потерпели неудачу в войне. И, под давлением со стороны французов, они были вынуждены выслать шейха из страны.

Однако, народ Алжира не собирался сдаваться: захват территории лишь спровоцировал новое восстание, и алжирцы провозгласили Абд аль-Кадир аль-Джазаири своим руководителем. Но, поскольку французов это ни сколько не устраивало, они начали попросту уничтожать целые жилые поселения, не оставляя в живых никого. Делалось это большей частью в качестве устрашении сопротивления, а также для того, чтобы предупредить население страны.

И осознав тот факт, что любое сопротивление, оказанное французам в дальнейшем, приведёт к простому истреблению его народа, Абд аль-Кадир аль-Джазаири принял решение, которое далось ему путём нелёгких раздумий: он всё же соглашается на переговоры с французами. И главное условие, которое выставляет им шейх, это полное прекращение преследования мирного, гражданского населения. Как противовес, уступку французам, он даёт согласие на свой выезд из страны в Египет, и в дальнейшем обещает не появляться на территории Алжира.

Договор был подписан и герцог Орлеанский, будучи генерал-губернатором, лично пообещал соблюсти его условия. Но он нарушил своё слово и в самый последний момент Муджахида, вместе с его семьёй, арестовывают, после чего отправляют во Францию. Там он держится в заключении: вначале в Тулоне, после в замке Амбуаз.

Но на этом вся история жизни шейха Абд аль-Кадир аль-Джазаири не заканчивается! Из-за различных обстоятельств: от политического давления Великобритании, которая соперничала с Францией, и до прихода к власти правителя Наполеона III, Абд аль-Кадир аль-Джазаири получает свободу. Однако при освобождении с него берётся слово о том, что больше он никогда не поедет в Алжир, не вступит на его землю. Он соглашается.

Вместе со своей сохранившейся семьёй, он селится на Ближнем Востоке. Туда его пригласил сам султан Османской империи. Этот период был периодом творческой деятельности шейха. Он путешествует по различным регионам исламского мира, два раза совершает Хадж.

Национальный герой Алжира был очень миролюбив и толерантен - эти черты характера были неотъемлемыми частями его образа и личности. Как ни странно, но это так.

В исторических хрониках был зафиксирован письменный диалог между Абд аль-Кадир аль-Джазаири и имамом Шамилем. Характерно, что даже в самый разгар войны, они оба выступали несомненно против жестокости и насилия, и призывали к диалогу с другими конфессиями. Данные письма непременно должны стать достоянием общественности, не понимающей истинной сути слова «Джихад». Это касается и неверующих, и мусульман, и представителей других религий.

Также, при всей своей миролюбивости, шейха Абд аль-Кадира аль-Джазаири невозможно обвинить в трусости, или же несоответствии его действий букве и духу Ислама - его борьба послужила той вещью, которая навсегда запечатлела этого человека в памяти Алжирцев, и которая присвоила ему звание национального героя.

В том случае, если человек хочет быть похожим на подобных выдающихся людей, то ему необходимо изучать историю, но не отбрасывать её, как якобы для его убеждений не подходящую. Изучая мужество и героизм подобных людей, мы можем брать их поступки себе в пример.

А кого можно в настоящий момент принять за образец мужества, героизма и отваги?

Своё по-настоящему Исламское отношение к другим религиям и их представителям, Абд аль-Кадир аль-Джазаири пронёс через все переносимые им невзгоды, и даже через собственный плен. В особенности это проявилось во время его пребывания в Дамаске.

В то время там начались столкновения христиан и мусульман. Подверглось нападению и вице-консульство России. Однако именно из-за вмешательства, и заступничества шейха остался в живых Российский вице-консул Макеев. Иначе его ждала бы неминуемая гибель.

И многие другие христиане были спасены благодаря его вмешательству. Даже имам Шамиль отметил его деяния, поблагодарив его следующими словами: «Пускай примиришься ты со Всевышним! Пускай благословит тебя Он детьми и достоянием, ведь ты исполнил слова Пророка, посланного Аллахом к людям по Своей милости, и не допустил ты укоренения вражды к мусульманам, из-за нашей веры».

И шейх ответил ему очень поучительными и актуальным даже в наше время словами: «»Во всех странах торжествует насилие, и его результаты постыдны. Но люди в наши дни, дни искушений потеряли голову настолько, что им и вовсе мало что кажется добрым… Печально видеть такое малое количество религиозных людей, и такое малое количество людей, которые ещё поступают по-справедливости. Их настолько мало, что множество невежд полагают, что основа, источник веры Ислама в жестокости, грубости и отстранённости от всех иноверцев».

По милости Всевышнего Аллаха мы вступили в последние десять дней благословенного месяца Рамадан. Одной из милостей, дарованных Создателем верующим в эти дни и ночи – возможность застать и провести в поклонении ночь Ляйлятуль-Кадр.

Сура 97 «аль-Кадр» «Ночь Предопределения»

Мекканская сура.

В ней говорится о начале ниспослания Священного Корана и о достоинствах Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Всевышний Аллах выделил ее из общего ряда ночей года особым почетом и величием. Ценность этой ночи и ее тайны, а также блага, которыми одаряет Всевышний Аллах Своих верующих рабов в эту благословенную ночь, – неисчислимы. Мы не знаем всего: многие вещи, касающиеся Ляйлятуль-Кадр, неизвестны нам и непостижимы.

Причина ниспослания

Ибн Аби Хатим передает от Муджахида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал своим сподвижникам о воине-иудее, который носил оружие тысячу месяцев, ни разу не сложив его. Мусульмане были поражены, услышав это. После этого была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ляйлятуль-Кадр, дарованное этой умме, лучше, чем тысяча месяцев войны на пути Аллаха, в которой участвовал этот воин.

Название суры

Первое значение слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Имам аз-Зухри и другие ученые считали, что Ляйлятуль-Кадр – это ночь Величия и ночь Почета. Абу Бакр Варрак считал, что эта ночь названа так, потому что мусульманин может приобрести данные качества (обрести достоинства, стать человеком чести) в результате раскаяния, обращаясь к Господу за прощением и проведя эту ночь в поклонении своему Создателю.

Второе возможное значение слова «кадр» - предопределение. Считается, что эта ночь была названа так, поскольку судьба отдельного человека и целых народов, предопределенная для них Всевышним Аллахом в вечности, передается для воплощения особым ангелам, ответственным за реализацию предопределения. Информация о событиях жизни каждого человека, времени его смерти, его пропитании, количестве осадков и всех прочих вещах передается этим ангелам на осуществление в течение года – от одного Рамадана до другого. Ибн Аббас говорил, что за это отвечают четыре ангела: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир им.

Когда наступает Ляйлятуль-Кадр?

В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но на какую именно ночь – не сообщается. Посему этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует приблизительно сорок мнений на этот счет.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается хадис:

«Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечетные дни последней декады Рамадана».

Передал ʼУбада ибн ас-Самит, да будет Аллах им доволен:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить нам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамадана!»».

Эти и другие хадисы и сообщения о дате Ляйлятуль-Кадр можно согласовать между собой так: это может быть любая из десяти нечетных ночей, и она может меняться из года в год, то есть с наибольшей вероятностью это 21, 23, 25, 27 или 29 ночь месяца Рамадан.

Учёные так объясняют мудрость сокрытия Аллахом точной даты наступления этой ночи: если бы она была оглашена, то большинство, поклоняясь в эту конкретную ночь, оставило бы поклонение в другие ночи. Тогда как ее сокрытие в одной из последних десяти ночей Рамадана мотивирует поклоняться больше и, соответственно, увеличить награду в разы. Также знание точной даты чревато тем, что верующие, не способные оставить свои грехи, застав эту ночь, не смогут воздержаться от греха, а совершение греха сознательно в эту ночь опасно для имана.

Транскрипция суры «АЛЬ-КАДР»

Бисмилляяхир-Рахмаанир-Рахиим

Инна Анзальнаху Фи Ляйлятиль-Кадр.

Уа Ма Адрака Ма Ляйлятуль-Кадр.

Ляйлятуль-Кадри Хайрун Мин Альфи Шахр.

Таназзалюль-Маля`икату Уар-Руху Фиха Би`изни Раббихим Мин Кулли Амр.

Салямун Хийа Хатта Матля`иль-Фаджр.

Как определить наступление этой ночи?

Самый надежный способ – провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Ляйлятуль-Кадр:

  • Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной (с учетом климата конкретной местности).
  • Луна в эту ночь яркая.
  • Ветер дует с умеренной силой.
  • Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
  • После нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак – основной, он присутствует обязательно.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْر

1.Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения.

Эта ночь отмечена прежде всего тем, что именно в нее Священный Коран был ниспослан целиком из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира.

Коран обрел словесную форму и был зафиксирован первоначально в Хранимой Скрижали. И из шариатских текстов следует, что передача Корана в виде откровения произошла именно из Ляуха. Наш господин Джибриль, мир ему, по повелению Всевышнего Аллаха спустил Коран из Ляуха на небо земного мира. Это мнение назвал самым верным имам ат-Табари в своем тафсире, передавая его от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом. Сама форма глагола «أنزل» указывает на однократность, что подтверждает мнение ученых, согласно которому в аяте говорится именно о ниспослании Корана в Ляйлятуль-Кадр полностью.

Имам Абу Суʼуд пишет:

«Под «ниспосланием» в этом аяте подразумевается ниспослание Корана целиком на небо этого мира. И передается, что он был ниспослан именно целиком в Ляйлятуль-Кадр из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира».

Затем Джабраиль, мир ему, постепенно в течение двадцати трех лет передавал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

В некоторых сообщениях упоминаются также ангелы-писцы, которые диктовали текст Корана Джабарилю, мир ему, однако имам аль-Куртуби передает от Абу Бакра ибн аль-Араби, что это не соответствует действительности:

«Не было посредника (промежуточного звена) между Аллахом и Джабраилем, как не было его затем между Джабраилем и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует».

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ

2.Откуда ты мог знать, что такое ночь Предопределения?

Откуда ты, Мухаммад, получил знание о том, что такое Ночь Предопределения (или Ночь Величия и Почета)? Вопрос в такой форме – это известный в арабской риторике прием, подчеркивающий особую значимость и достоинства того, о чем говорится.

Затем Всевышний Аллах называет три особенности этой ночи, составляющие ее величие.

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْر

3.Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

Поклонение, совершенное в ночь Предопределения или ночь Величия и Почета лучше, чем непрерывное поклонение в течение тысячи месяцев, то есть примерно восьмидесяти трех лет, в которые нет этой ночи.

В достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проведет Ляйлятуль-Кадр в намазе с верой и надеждой (на награду), будут прощены все прошлые грехи».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

للَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Аллахумма иннака ʼафуввун тухиббуль-ʼафва фаʼфу ʼанни».

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!».

В другом хадисе говорится:

«Кто в Ляйлятуль-Кадр совершит намазы магриб и иша джамаатом, тот получит долю (из благ) Ляйлятуль-Кадр».

Муфтий Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет:

«Если человек совершит ночной и утренний намазы джамаатом, он получит благословение и награду Ляйлятуль-Кадр. Чем больше поклонения он совершит в эту ночь, тем больше будет его доля от ее благодати. В «Сахих» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной намаз (иша) джамаатом, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. А если он совершит утренний намаз (фаджр) джамаатом, он получит столько благ, будто провел в поклонении всю эту ночь целиком»».

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْر

4.Ангелы и Дух (Джабраиль) спускаются в нее (в эту ночь) с разрешения их Господа (на Землю) со всеми (Его) повелениями.

Вторая особенность этой ночи: в Ляйлятуль-Кадр ангелы, среди которых Джабраиль, мир ему, спускаются по приказу Аллаха на Землю, чтобы выполнить все предопределенное Господом от этой ночи до Ляйлятуль-Кадр будущего года. Это толкование передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.

Спустившись, ангелы также говорят «амин» в ответ на дуа верующих, проводящих Ляйлятуль-Кадр в поклонении Аллаху и мольбах, пока не наступит время утреннего намаза следующего дня.

Также передается, что ангелы приветствуют салямом каждого верующего, которого застают за поклонением в эту ночь, и просят прощения за его грехи.

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْر

5.Она благополучна до наступления рассвета.

Третья особенность Ляйлятуль-Кадр: день перед ней и сама ночь до рассвета благополучна – в это время происходит лишь благое.

Ибн Касир пишет:

«Эта ночь лишена зла и вреда».

Хвала Аллаху, на этом тафсир суры «аль-Кадр» завершен.

Аль-Вахиди, «Асбаб нузуль аль-Куран», с. 486. Также см. Ибн Касир (Тайба), 8/442 – 443. «Маʼариф аль-Куран», 8/843. Там же. Основа этого – в тафсире аль-Куртуби. «Маʼариф аль-Куран», 8/845. Бухари. Бухари. Фуда «аш-Шарх аль-Кабир», 580 – 582. Абу Суʼуд, 9/182. Аль-Куртуби, 22/391. Аль-Куртуби, 22/393. Бухари, № 1901; Муслим, № 760 и др. Передал ат-Тирмизи, № 3513; и др. Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба. «Маʼариф аль-Куран», 8/848. Аль-Куртуби, 22/396. Там же, 22/395. Там же, 22/396. Ибн Касир (Тайба), 8/445.

Одной из основных сил, противостоявших европейским колонизаторам, были последователи суфийских тарикатов. Во многих регионах исламского мира – в Африке , на Северном Кавказе, в Индии , в Юго-Восточной и Центральной Азии и т. д. – суфии активно участвовали в борьбе с империализмом, зачастую становясь стержнем сопротивления. Среди жителей Алжира знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири , сын шейха и сам последователь суфизма. В Алжире он является национальным героем, известным не менее, чем легендарный ливиец Омар аль-Мухтар из сануситского тариката.

В 17 лет Абд аль-Кадира как предводителя муджахидов знал весь мир. Но, к сожалению, нам до сих пор мало известно о нем как о поэте, а он автор глубокой по смыслу суфийской поэмы, как о богослове и общественном деятеле.

Будущий руководитель борьбы против французов с детства отличался тягой к знаниям и прилежностью в учебе. Он много изучал Коран , богословские и другие, необходимые и доступные в то время науки, в частности, иностранные языки. Уже в юном возрасте Абд аль-Кадир вместе со своим отцом отправился в Хадж , побывав по пути в разных городах исламского мира, и вернулся на родину за несколько месяцев до начала колонизации.

Высадившись, французские войска встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения. Одним из лидеров этой борьбы стал вернувшийся из Хаджа Абд аль-Кадир. За его умение и мужество несколько племен провозгласили его своим эмиром (политическим лидером). Он сумел преодолеть раздробленность разных групп населения и попытался создать объединенное государство со столицей в Маскаре. Улемы также подержали его, что было немаловажно в сложившейся ситуации.

В течение нескольких лет алжирцы во главе с шейхом Абд аль-Кадиром сумели полностью блокировать несколько французских гарнизонов, в результате чего в 1834 г. колониальные власти были вынуждены заключить с ними мирный договор. Правда, уже через год французы нарушили соглашение, но вновь были разбиты и признали власть эмира в центральных и западных районах Алжира. К 1838 г. под контролем Абд аль-Кадира находился практически весь Алжир. Это было высшей точкой расцвета его государства.

Понимая, что французы не отступят от своей цели, алжирцы стали усиленно развивать свою военную промышленность. Были созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия, в результате чего алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на ее вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

За время перемирия Абд аль-Кадиром были предприняты и меры по установлению порядка внутри страны. Он сумел ограничить власть и доходы местных богатеев и провел административную реформу, разделив государство на несколько областей. Также была осуществлена судебная и налоговая реформа. Таким образом, новое государство обладало всеми необходимыми ему признаками, вплоть до выпуска собственной валюты.

Несомненно, что именно благодаря такому грамотному подходу алжирцы сумели противостоять такой грозной силе, как французская армия. Однако силы все-таки оказались не равны – на стороне колонизаторов было не только количественное (их численность доходила до 100 тыс. человек), но и техническое превосходство.

После взятой передышки французские войска овладели городом Константина, который к тому времени не контролировался эмиром. Начались мелкие столкновения, переросшие затем в настоящую войну. Колониальные войска, вовсе не задумываясь о понятиях чести и морали, применяли тактику выжженной земли, уничтожая все на своем пути – от людей до животных.

В течение нескольких лет алжирцы под руководством шейха Абд аль-Кадира противостояли колонизации, но в итоге потерпели поражение. Большая часть государства была оккупирована, а сам он укрылся на территории соседнего Марокко, чьи власти также участвовали в сопротивлении, но, как и соседи, потерпели поражение. В результате этого под давлением французов они были вынуждены согласиться выслать шейха из страны.

Между тем, захват земель вызвал новое восстание, и шейх Абд аль-Кадир был приглашен алжирцами руководить ими. В ответ колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелегкое решение – он идёт на переговоры с французами. Главное условие, которое ставит шейх, – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны он обещает покинуть Алжир и выехать с семьей и ближайшими сторонниками в Египет.

Генерал-губернатор герцог Орлеанский лично обещает соблюсти данный договор, но в последний момент нарушает данное им слово. Муджахида с семьей арестовывают и отправляют во Францию, где он содержится в заключении, сначала в Тулоне, а затем в замке Амбуаз.

Но на этом история шейха не заканчивается. В силу различных обстоятельств, начиная от политического давления Великобритании, соперничавшей с Францией, и заканчивая приходом во власть нового правителя Наполеона III, шейх Абд аль-Кадир получает свободу. В качестве условия с него берется слово, что он больше никогда не ступит на алжирскую землю.

Он поселяется на Ближнем Востоке, куда его лично пригласил султан Османской империи. В этот период шейх занимается в основном творческой деятельностью, путешествует по разным регионам исламского мира, в том числе два раза совершает Хадж . 26 мая 1833 г. душа шейха Абд аль-Кадира покидает этот мир и предстает перед Всевышним .

Одной из характерных черт национального героя Алжира, как ни странно, была его миролюбивость и толерантность. Да, да, – это не обман и не фантазии. В исторических хрониках зафиксирован обмен письмами между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем . Из них становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий . Несомненно, что данные письма должны стать достоянием общественности, чтобы из них могли почерпнуть для себя много нового те, кто не понимает сущность джихада , полагая, что под ним подразумевается тотальное уничтожение инакомыслящих.

Шейха Абд аль-Кадира также сложно обвинить в трусости или несоответствии духу и букве Ислама – своей борьбой он навечно заслужил звание национального героя Алжира, которого признают и чтят все граждане этой страны без исключения. Если мусульмане хотят быть похожими на таких выдающихся людей, то они должны изучать историю, а не отбрасывать ее в сторону, как не подходящую для их убеждений. Ведь мы на сегодняшний день даже в малейшей степени не можем сравняться с такими людьми ни в их мужестве и отваге, ни в героизме и силе воли, ни в знаниях и богобоязненности.

Свое истинно исламское отношение к представителям других религий шейх Абд аль-Кадир пронес сквозь все невзгоды и трудные времена нахождения в плену. Но особенно это проявилось во время событий в Дамаске, когда начались столкновения мусульман и христиан. Нападению подверглось и российское вице-консульство. Только благодаря вмешательству и заступничеству шейха вице-консул Макеев был спасен от неминуемой гибели. Были спасены и многие другие христиане, за что имам Шамиль , продолжавший переписку с шейхом, поблагодарил его такими словами: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, – и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры» .

На это шейх отвечал ему: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым… Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев» .

Как актуальны и поучительны эти слова особенно теперь, когда эта проблема заострилась настолько, что требует немедленного решения. Когда место знания занимает невежество, мир погружается во тьму. Когда мусульмане забывают о благонравии, тяжелее которого, согласно хадисам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «в День воскресения на весах верующего… ничего не будет», исламский мир погружается в пучину. Когда человек лишается милосердия, он становится «злосчастным», и «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Только когда к мусульманам вернутся эти благородные качества, мы можем рассчитывать на то, что в нашей среде вновь появятся такие выдающиеся люди, как шейх Абд аль-Кадир и имам Шамиль. Да будет с ними милость Аллаха!

У древних греков горы, протянувшиеся вдоль средиземноморского побережья Северной Африки, обозначали край света. Здесь, по их поверьям, обитал великан Атлас, на плечах которого покоился небесный свод. Его дети-атланты согласно этим поверьям и составили племена, населявшие Северную Африку. Это были сильные и воинственные племена, называвшие себя «мазиг», что означает «свободные люди». Начиная с глубокой древности, они вели бесчисленные войны с чужеземцами, которые покушались на их независимость.

Северная Африка, богатая и чрезвычайно удобно расположенная на торговых путях, всегда была вожделенной добычей для завоевателей. Еще во втором тысячелетии до нашей эры ее безуспешно пытались подчинить себе египетские фараоны. Более преуспели в утверждении своего господства финикийцы. В конце IX века до н. э. они основали на североафриканском побережье колонию Карфаген, которая несколько столетий спустя превратилась в могущественное государство. Карфаген стремился покорить внутренние районы Северной Африки. Но ему не удалось преодолеть сопротивление Нумидии, государства, возглавлявшегося местными правителями и достигшего своего наивысшего расцвета в начале II века до н. э., в период правления Масиниссы. Оба эти государства пали под ударами римлян, которых в V веке н. э. сменили вандалы, в свою очередь, через столетие покоренные византийцами.

Каждый из завоевателей привносил в Северную Африку свои общественные порядки, культуру, традиции. Каждый оставил свои следы, многие из которых сохраняются и поныне. Но лишь арабы, обосновавшиеся в Северной Африке в итоге двух крупных вторжений (VII и XI века), преобразовали ее глубоко и необратимо. Берберы - коренное население - были в большинстве арабизированы. Местные культы растворились в исламе. Формы социального устройства, язык и культура арабов стали господствующими в Магрибе (в буквальном переводе с арабского - «Запад»), как часто называют региональную совокупность североафриканских стран.

К началу XVI века в бурной истории Северной Африки назрел новый перелом. К этому времени золотой век арабских завоевателей отошел уже в область преданий. От громадного Арабского халифата, простиравшегося некогда от Инда до Пиренеев и от Кавказских гор до Нильских порогов, остались лишь жалкие осколки. На востоке арабские владения одно за другим были поглощены Османской империей. На западе стремительно росло могущество католической Испании, которая в 1492 году захватом Гранады завершила реконкист и изготовилась для новых «крестовых походов» на мусульманские страны.

Магриб оказался между двух огней. И не только в переносном смысле. На западе пылали костры святой инквизиции, в которых тысячами гибли испанские мавры. Не многим лучше обращались со своими арабскими единоверцами и турки вторгшиеся в Египет.

Над Северной Африкой вновь нависла угроза нашествия чужеземцев. Соблазн для захватчиков был велик: страны Магриба, управляемые отпрысками одряхлевших династий, были совершенно обессилены внутренними распрями. «Вся страна, - доносил из Магриба испанский агент, - в таком состоянии, что кажется, сам господь хочет отдать ее их величествам». Шейхства, султанаты, княжества, союзы племен - десятки их, больших и малых, самостоятельных и вассальных, мозаично пестрой каймой обрамляли северную часть Африки, Египта до Марокко. Повсюду царил дух вражды и соперничества. Кочевые племена бедуинов постоянно нападали на оседлые поселения земледельцев. Города с трудом отбивались от нашествий разбойников. Монархи боролись с самовластьем крупных феодалов. Феодалы враждовали друг с другом и соперничали с горожанами. И все это буйное коловращение политической жизни Магриба было пронизано густой сетью дворцовых интриг, династических заговоров, межплеменных распрей.

Своеобразная обстановка сложилась в портовых городах. Корсар и работорговец стали здесь столь же типичными фигурами, как купец и ремесленник. Процветание портов Магриба находилось в прямой зависимости от морского разбоя, торговли невольниками, а также от солидных сумм, вносимых в качестве выкупа за пленников. Правители Туниса, Бужи, Алжира, Орана и других североафриканских городов снаряжали целые пиратские флотилии, которые грабили корабли христиан и даже нападали на европейские порты. Средиземное море оказалось во власти магрибских пиратов.

«Плавая зимой и весной, они бороздят море с востока на запад, насмехаясь над нашими кораблями, экипажи которых тем временем пируют в портах», - писал бенедиктинский монах Хаэдо, побывавший в плену у алжирских пиратов. - Зная, что заваленные всякой всячиной галеры христиан при встрече с их легкими, тщательно очищенными от ракушек и водорослей галиотами не могут и мечтать о какой-либо погоне за ними или помешать им грабить и воровать, как им заблагорассудится, они обычно дразнят их, развертываясь перед ними и показывая им корму».

Но не одной лишь корыстью можно объяснить действия корсаров. Магрибские пираты того времени участвовали в «священной войне», которую мусульманская Африка вела против христиан. Мавры и мориски (обращенные в христианство иберийские мусульмане), которых изгоняла из Испании католическая церковь, составляли основную ударную силу североафриканского корсарства.

В 1505 году после опустошительного нападения магрибских пиратов на испанское побережье король Фердинанд Католик направляет морскую армаду к североафриканскому побережью. За несколько лет испанцы захватывают почти все крупные порты Магриба. Мусульманское господство в Северной Африке оказывается на грани катастрофы.

В этот драматический момент магрибские пираты и выступают в необычной для рыцарей удачи роли исторических деятелей.

История своенравна в выделке своих героев. Для нее не существует готовых образцов. Всякий материал - не только библейская глина или языческая бронза - идет в дело. Четырех братьев с острова Лесбос, что в Эгейском море, - Аруджа, Хайраддина, Элиаса и Исхака - летописцы из числа стряпчих проводят обычно в своих скрижалях по разряду незаконнорожденных детей истории. Ни происхождение - их отец был горшечником, - ни деяния - с отроческих лет они занимались морским разбоем - не позволяют причислить их к канонически узаконенному лику хрестоматийных героев.

История о том и не заботилась. Безразличная к родословной, равно как и к моральному облику братьев-корсаров, она прихотливо вплела авантюрную судьбу беспутных сыновей горшечника и сложную вязь политических событий переломной для Северной Африки эпохи начала XVI века.

Перебравшись из Эгейского моря в западное Средиземноморье, братья-корсары быстро прославились здесь как самые бесстрашные, жестокие и удачливые разбойники. К тому времени злая пиратская судьба уже сурово наказала двоих из них. В одной из абордажных схваток был убит Элиас. Старший брат Арудж, взятый в плен рыцарями ордена святого Иоанна, изведал вкус бичей на христианских галерах, а после побега ему при штурме североафриканского порта Бужи ядром оторвало руку.

Но вопреки всем превратностям авантюрной жизни - или благодаря им? - сыновья горшечника, когда пробил их звездный час, сумели подняться выше предуготовленной им судьбы. В 1516 году правитель города Алжира обратился к Аруджу, возглавлявшему семейный синклит пиратов, с просьбой помощи в борьбе с испанцами. Однорукий корсар охотно откликнулся на этот призыв. Он давно уже подыскивал на севе африканском побережье безопасное убежище для своих кораблей. Алжир как нельзя лучше подходил для этой цели.

Небольшой город, основанный в X веке на месте финикийского, а затем римского порта Икозиума, Алжир в отличие от многих других магрибских городов имел довольно скромную историю и не блистал ни мощью своего флота, ни масштабами своей торговли. Но у него были другие преимущества, по достоинству оцененные пиратом. Алжир занимал ключевое положение на побережье Магриба, имел прекрасную гавань, огражденную четырьмя островками (отсюда и арабское название города - аль-Джазаир), и, наконец, был абсолютно беззащитен - приходи и владей.