Изучаем хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Что сказал Пророк (ﷺ) перед тем, как покинуть этот мир? Между азаном и икаматом

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

На всю жизнь советов не напасешься. Но есть такие, которые могут стать «мудрым спутником» человека на всю жизнь, спасая от различных неприятностей.

1. Не говори «если бы».

Укоры и сожаления, связанные с прошлыми поступками, отнимают много душевных сил у человека и в целом не способствуют каким-либо существенным изменениям. Предписанное случается, каким бы путем ты не пошел. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам» . (Муслим)

Есть такие «если бы», которые касаются того, что невозможно изменить, и они только истощают силы человека, подталкивают его к отчаянию. Например, «если бы я тогда был рядом, он не умер», «если бы я родился в другом месте, меня не постигло бы это несчастье» и т.п. И есть такие, благодаря которым человек берет урок из прошлых ошибок. Например, «если б я не тратил время понапрасну, у меня было бы больше знаний», «если б я вовремя начал учить Коран, я бы уже знал его наизусть», и т.п. И если первые – пути к козням шайтана, то вторые – пути к мудрости и положительным изменениям.

2. Не делай того, в чем ты сомневаешься.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается следующее: «От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» . Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение».

3. Прежде чем совершить поступок, подумай о последствиях.

Рассказывают, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Дай мне наставление!» Тот спросил: «Ты просишь наставления?» Он сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» .

4. Не говори того, в чем нет блага.

Муаз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был любимцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И однажды в пути Муаз бин Джабаль сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас – каков Ваш совет?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил и на некоторое время оставался в молчании. Затем Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, делать джихад?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Муаз, джихад – хорошее дело. Но есть лучше» . Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз?» «Это обязательно, но есть еще лучше!»

Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если говоришь благое – говори, если нет – молчи!» .

5. Никогда не сдавайся.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» .

6. Не теряйте оптимизма.

Несмотря на все тягости, постигавшие его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не терял силы духа, оптимизма и … улыбки. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». В одном из хадисов, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Нет влияния инфекции (кроме как с позволением Аллаха), нет дурных примет и мне нравится благой оптимизм - доброе слово (, который каждый из вас слышит в своей душе)»

7. Позволь себе чувства, но контролируй их проявление.

Иногда верующие понимают хадисы буквально и это чревато внутренними конфликтами. Например, хадис «Не гневайся» многие понимают как запрет на чувство гнева. Хадис о том, что Всевышний любит сильных – как запрет на слезы, слабость, печаль. На самом деле религия побуждает человека быть искренним, в том числе и в чувствах. Но оберегает его от нежелательных последствий, к которым побуждают чувства. Например, в комментарии к хадису «Не гневайся» имам Ан-Навави указывает, что раздражение – естественная человеческая реакция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.

Также в другом хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на удивление его сподвижников, что он плачет, держа на руках своего тяжело дышащего сына Ибрахима, сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!» Так что не стоит обманывать себя, подавляя свои естественные чувства или выдавая их за другое, так как это является формой лицемерия.

8. Проявляйте терпение с первых секунд потрясения.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение» . Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» − и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не знала, что это ты!» − он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» .

9. Прислушивайся к своему сердцу.

Сообщается, что Вабиса Ибн Ма"бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (Ахмад и Ад-Дарими)

10. Пусть за каждым проступком, ошибкой, грехом следует доброе дело.

Человек не застрахован от грехов и ошибок. И лучшие из нас отличаются от худших не тем, что не совершают их, а тем, что они затем делают с ними. Правоверный после совершения греха кается и «стирает» его добрым делом. А грешник – забывает о нем. По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, да будет Аллах милостив к ним обоим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» Каждый проступок оставляет на сердце черную точку. Но следующее за ним хорошее дело стирает эту точку, возвращая сердцу свет и белизну.

Ну а последние слова хадиса можно было бы вывести в отдельное правило – в правило № 11.

11. Относитесь к людям хорошо!

И наверно, это правило не нуждается в пояснениях.

Салават (от арабского «благословение» ) - особая мольба, содержащая восхваления Пророка Мухаммада (с.г.в.). Путём произнесения дуа верующий просит благословения для Посланника Всевышнего (с.г.в.).

Повторяя салават, правоверные выражают свою любовь Лучшему из творений Создателя. В Своей Книге Аллах говорит (смысл):

«Поистине, Господь миров и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Восхваляйте его и приветствуйте миром» (33:56)

Эта цитата из наглядно демонстрирует важность произнесения салаватов, если даже ангелы и сам Творец делают это.

Достоинства салавата

  • Заступничество (шафаат) Посланника Аллаха (с.г.в.) в Судный день. Произнося эту форму дуа, мы приближаемся к нашему Пророку (с.г.в.). Стоит помнить, что он не нуждается в наших мольбах за него, так как ещё при жизни Мухаммад (с.г.в.) был обрадован вестью о Джаннате. В этом нуждаются сами люди, ожидающие заступничества Милости миров (с.г.в.), который как-то сказал: «В День воскрешения ближе всего ко мне, будут те, кто регулярно повторял салават» (хадис от Тирмизи).
  • Награда (саваб). В хадисе говорится: «Прочитавший салават один раз станет обладателем десятикратной Милости Всевышнего» (Муслим). Для того чтобы произнести дуа один раз, нужно потратить около 10-20 секунд. Но за эти секунды можно стать обладателем немалого саваба.
  • Принятие других дуа верующего. Обращаясь к Аллаху с определёнными просьбами, человеку желательно сначала произнести салават. Хадис гласит: «Если кто-то из Вас молится, пусть сначала произнесёт салават, а потом попросит то, чего он хочет» (Абу Дауд).
  • Дуа, которое слышит сам Пророк (с.г.в.). Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал мусульман: «Повторяйте салават, и до меня дойдут ваши мольбы» (Абу Дауд). Причём, здесь говорится не только о тех верующих, которые застали Пророка (с.г.в.), но и тех, которые жили, живут и будут жить после него. Дело в том, что наши салаваты Мухаммаду (с.г.в.) доставляют ангелы.
  • Духовная щедрость. Повторяя регулярно салават, человек демонстрирует своё благое и искреннее стремление в восхвалении Пророка Мухаммада (с.г.в.), свою любовь к Лучшему из творений. В одном хадисе говорится: «Самым скупым из вас считается тот, кто, упоминая моё имя, не проговаривает салават» (Тирмизи).

Виды салавата

1. Во время совершения мусульмане произносят текст салавата во время сидения (кууд). Однако можно не ограничивается исключительно временем молитвы и повторять его в любое другое время:

«Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядин вя "аля али Мухяммяяд. Кямя саляйтя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хямиюдюн Мяджиид. Аллахум-мя барикъ "аля Мухяммядин вя "аля али Мухаммяяд. Кямя бярактя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хамиюдюн, Мяджиид!»

Значение: О, Г осподь, благослови Мухаммада и его семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный! О Господь, ниспошли благословения Мухаммаду и его семейству, как ниспослал Ты их Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный!

В данном дуа дозволено перед упоминанием имён двух пророков проговаривать слово «сайидина» («уважаемый») - для того чтобы подчеркнуть почтение заключительному Божьему Пророку (с.г.в.).

2. Ещё одним видом салавата служат слова, произносимые после упоминания Пророка Мухаммада (с.г.в.). После произношения его имени следует повторять слова «Алейхи саляту вя саллям» или «СаляЛлаху галейхи вя саллям» (Мир Ему и благословение Аллаха). Кроме того, можно говорить «Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядиин». Шииты при упоминании имени Божьего Посланника (с.г.в.) просят о благословении не только самого Мухаммада (с.г.в.), но и его семейства.

3. После мусульмане произносят дуа, которое также служит как салават:

«Аллахум-мя Раббя хазихи дагвятит-тааммяти, вя салятиль-каима. Ати Мухаммядяниль-вясилята вяль-фадыйля, вяб`асху макяман Махмудан алязи вя‘адтах, вярзукна шяфа‘атху яумаль-кыяма. Иннака ля тухлифуль-ми‘ад»

Значение: «О, Создатель! Господь совершенного призыва и намаза. Даруй Пророку райскую степень Уасиля и достоинство. Дай ему высокое положение и позволь нам воспользоваться Его заступничеством в День Суда. Воистину, Ты не нарушаешь обещанного».

Когда лучше повторять салават

Повторение салаватов несёт благо всегда, но есть время, в которое они приветствуются особо:

1. По пятницам

Посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Наилучший день - пятница. Проговаривайте салаваты, и они будут переданы мне» (Абу Дауд). В благословенный день салават лучше произносить при посещении , например, в промежутке между намазами фарз и суннат, или же после азана. Женщинам, соответственно, при совершении обеденной (зухр) молитвы.

2. В месяц уразы

Дуа благословения следует произносить во время Священного Рамазана. В это время Всевышний одаряет своих рабов большой милостью, включая принятие мольбы верующего. В хадисе сказано: «Мольба трёх людей не будет отвергнута: постящегося, справедливого имама и угнетаемого» (Тирмизи).

3. После намаза

Салават произносят не только во время совершения обязательной молитвы, но и после неё, вне зависимости от того, какой именно из пяти ежедневных намазов совершил мусульманин. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) сказал: «Наиболее вероятно дуа будет принято после намаза» (Тирмизи).

4. Между азаном и икаматом

Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Мольба между азаном и икаматом не отвергается» (Абу Дауд).

5. После чтения Священного Корана

Салават желательно повторять также после чтения Книги Аллаха. Хадис гласит: «Кто читает Коран - пусть просит у Всевышнего» (Тирмизи).

Слова благословения другим пророкам, сахабам, шейхам и устазам

При упоминании имён других пророков, сподвижников Посланника Аллаха (с.г.в.), табиинов, великих мусульманских учёных верующие также произносят слова благословения. Но салават дозволено повторять только в отношении Милости миров Мухаммада (с.г.в.). При упоминании других пророков следует говорить слова «алейхи саллям» (а.с., «мир ему») . Например, Адам («алейхи саллям»). Шииты повторяют «мир ему» также при упоминании праведных имамов и членов семьи Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Когда речь идёт о сахабах Посланника Всевышнего (с.г.в.), особенно, если это один из сподвижников, о Рае, следует проговаривать «радыАллаху `анху» («да будет доволен им Аллах») . При упоминании табиинов, великих мусульманских учёных, шейхов и праведников дозволено проговаривать «рахматуЛлах», «рахимахуЛлах» (р.а., «да смилостивится над ним Аллах»), «хафизуЛлах» (да хранит его Аллах»).

Азраиль (а.с.) сказал:

О, Расулюллах! Всевышний велел мне не забирать твою душу против твоей воли. Если хочешь, можешь жить, сколько пожелаешь.

А какой будет моя участь потом?

Потом тебе предстоит умереть.

Дай мне отсрочку. Пусть явится Джибрил, и я спрошу у него кое о чем, - попросил Посланник Аллаха (с.г.в.).

Слушаю и повинуюсь, - ответил Азраиль (а.с.).

Тотчас явился Джибрил (а.с.) и приветствовал их. Пророк (с.г.в.) сказал:

О, брат мой Джибрил! Вот стоит Азраиль. Он пришел забрать мою душу. Почему ты оказался так далеко от меня?

Джибрил (а.с.) поведал причину своего отсутствия:

О, Расулюллах! Я боялся увидеть тебя в таком состоянии, думал, что не смогу этого вынести.

Посланник (с.г.в.) сказал:

Я хочу знать, что обещал мне Всевышний.

Джибрил (а.с.) ответил:

О, Посланник Аллаха! Открылись небесные врата. Рай был украшен. Волоокие гурии надели свои лучшие наряды. Ты станешь первым заступником и первым войдешь в Рай. Ливауль-Хамд (Знамя Славы) будет в твоих руках. Под твоим знаменем соберутся все, вплоть до пророка Адама.

Я спрашиваю не об этом, а о том, каким будет положение моей бедной уммы. Вот о чем я хочу узнать.

Ты за них не грусти, не горюй. Пока твоя умма не войдет в Рай, другим общинам Рай будет запретным. Всевышний Аллах соизволил сказать, что весь мир Он сотворил ради тебя.

Затем Джибрил (а.с.) обратился с вопросом:

О, Расулюллах! Где тебя похоронить: в высочайшем Фирдаусе или же около Сидерат аль-Мунтаха (Лотоса Крайнего Предела)?

Посланник (с.г.в.) ответил:

Похороните меня на земле.

После этого Абу Бакр (р.г.) спросил:

О, Расулюллах! Кто станет Вас обмывать?

Посланник (с.г.в.) сказал:

Пусть обмоет Али, а Фазл бин Аббас пусть поливает воду. Когда завернете мое тело в саван, положите над моей могилой. Пусть недолго останется там. Сначала заупокойную молитву по мне совершит Всевышний, так Аллах окажет мне Свою милость. После Него ангелы. Затем пусть совершат намаз члены моей семьи, а за ними прочтут молитву и все мусульмане.

Когда Фатима (р.г.) услышала эти слова, стала причитать:

Ой, отец мой родимый! Как же мы встретимся после этой разлуки? Где я найду тебя в День воскресения?

Пророк (с.г.в.) ей ответил:

О, Фатима! Завтра ты найдешь меня около Мизана. Там я буду наблюдать за Господним судом над моей уммой.

А если там не найду, тогда что мне делать? - спросила Фатима (р.г.).

Найдешь меня рядом с Сиратом. Я буду там обязательно и буду умолять Всевышнего: "Йа Рабби! Защити мою умму от огня Ада и не откажи им в помощи".

Когда разговор был закончен, Азраиль (а.с.) дал Пророку (с.г.в.) понюхать райских запахов и прочел этот аят:

«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» (Сура «Заря», аяты 27-28).

Когда душа Пророка (с.г.в.) дошла до ног, она произнесла "Бисмилляхи" . Дойдя до голени, сказала: "Это обещание Аллаха". Дойдя до пяток, душа промолвила: "Ля хавля ва ля куввата илля билляхил алийил азим" (Нет другой силы и могущества, кроме высочайшего и великого Аллаха).

Затем Посланник (с.г.в.) сказал:

Эй, Азраил! Ты дал мне почувствовать предсмертные муки. Эти страдания оказались очень тяжкими.

О, Посланник Аллаха! Смертные мучения имеют семьдесят степеней, каждая из которых более тяжкая, чем семьдесят ударов мечом.

Аллах мой! Облегчи смерть для меня и моей уммы, - попросил Пророк. Перед ним стояла чаша с водой, и он протер свое лицо этой водой.

Хазрати Али (р.г.) говорил:

Я взглянул на Посланника и заметил, что у него шевелятся губы. Я нагнулся поближе и услышал, что он повторяет: "Моя умма! Моя умма!"

После этого у Посланника (с.г.в.) прервалось дыхание, и его чистая душа покинула тело. Однако цвет его лица не изменился, наоборот, оно светилось, словно полная луна.

Из книги "Анваруль-ашикын"

Аллаh Всемогущий сказал:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ

الآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيرًا

Означающее: «Воистину, Посланник Аллаhа – хороший пример для вас, именно для тех, кто желает Божьего благословения и стремится быть спасенным и радостным в Конце Света, и часто вспоминает Бога».

Когда наш Пророк говорил, то Он притягивал своей речью, к Его словам прислушивались, и слова Его проникали в самое сердце, доходили до глубины души, вызывая уважение и смирение.

Среди поучительных слов Пророка, мир Ему:

Пророк Мух аммад разъяснил важность того, чтобы мы желали другим людям добра и счастья:

» لا يبلغ العبد حقيقة الإيمان حتى يحب للناس ما يحب لنفسه من الخير «

Это означает: «Не достигнет раб Божий совершенства в вере пока не будет желать добра другим людям, так же, как желает его себе».

šВнимание Посланника Аллаhа было направлено на распространение добра. Он призывал к укреплению родственных связей, к сохранению семей, к добрым и душевным взаимоотношениям. А также порядочности, правдивости и искренности. Пророк, мир Ему, учил нас:

« ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويوقر كبيرنا ويأمر بالمعروف وينه عن المنكر «

Это означает: «Не достигнет совершенства в вере тот, кто не относится с милостью к младшим и с почтением к старшим, а также не повелевает выполнять обязанности и сохранить себя от грехов».

š Пророк, мир Ему, указал на необходимость почтенного отношения к родителям такими словами:

« رضا الرب في رضا الوالد «

Это означает: «Бог дает милость тем верующим, кто с милостью относится к родителям».

Посланник Аллаhа уделил большое внимание справедливому и доброму отношению к женщинам. Он указывал на то высокое положение в Исламе, которое занимает мать. Он сказал:

» خيركم خيركم للنساء «

Это означает: «Самые лучшие из вас те, кто лучше относится к женщинам».

Вам может понравится

Все мы прекрасно знаем, что человеку свойственна забывчивость. Ведь даже само слово «человек» в арабском языке إنسان (инсан) происходит от глагола «забывать» نسي (насия).

Конечно, каждый хочет быстро запоминать и долго хранить в памяти как можно больше информации, особенно религиозных знаний. По на практике многих из нас она часто «подводит», поэтому люди ищут способы ее укрепить.

Современная медицина считает причинами ухудшения памяти такие факторы, как неправильное питание, вредные привычки (например, употребление алкоголя), малоподвижный образ жизни, депрессии, стресс, а также некоторые заболевания (рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера). Поэтому все свои рекомендации по улучшению памяти они связывают с материальными причинами: разнообразное питание, физическая активность, различные упражнения и «системы» для лучшего запоминания информации.

Для улучшения памяти они рекомендуют употреблять продукты, содержащие витамины группы В, витамины О, Е, С, Р, а также жирные кислоты Омега-3 и цинк: орехи (особенно грецкие), черника и черная смородина, сухофрукты (изюм, курага), тыквенные и льняные семечки, цельнозерновые продукты, гречка, мед, свежие овощи в виде салата с оливковым маслом, жирная рыба, говядина, картофель, бобовые, бананы, помидоры, белокочанная капуста, ламинария (морская капуста), брокколи. Кроме этого, они советуют выполнять специальные упражнения для тренировки сложных. Простые — это заучивание наизусть стихов или любых других текстов, упражнения с цифрами, словами и образами. Также считается, что улучшают память любые занятия, активизирующие мыслительную деятельность: устный счет, чтение литературы, разгадывание кроссвордов, решение головоломок, интеллектуальные игры.

Исламе вопросам, связанным с улучшением памяти, уделяется особое внимание, ведь получение религиозных знаний — одно из самых приоритетных занятий в жизни мусульманина. И даже есть такие знания, которые верующий обязан помнить.

Сам Пророк Мухаммад, а также мусульманские ученые давали рекомендации, как лучше запоминать информацию и не забывать выученное.

  • Ежедневно натощак съедать ровно 7 изюминок. Другой вариант - съедать по утрам натощак 7 или больше изюминок черного кишмиша с чайной ложкой меда.
  • Ежедневно употреблять маленький кусочек любана (ладана)1 — его можно жевать или растворять в горячей воде или чае и выпивать.
  • Кушать фундук
  • Вдыхать запах тмина, лаванды
  • Втирать в голову тыквенное масло.
  • На протяжении 41 дня ежедневно по утрам 7 раз читать на воду 6-7 аяты суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَىٰ
    и затем выпивать эту воду натощак.
  • После каждого намаза класть правую руку на голову и читать 7 раз 6-й аят суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ
  • Память лучше, если у человека чистое тело и одежда. Желательно всегда быть в состоянии таhарат.
  • Имам Аш-Шафи‘ий говорил, что использование духов проясняет разум.
  • Память можно натренировать подобно мышцам. Для этого рекомендуется постоянно учить что-то новое и повторять то, что уже знаешь.

Что ухудшает память

  • Совершение грехов. Некоторые ученые говорили, что память в значительной степени ухудшается, когда человек смотрит на запретное.
  • Некоторые продукты, если употреблять их в больших количествах: лук, чеснок, лимон, кислые яблоки, кинза.
  • Ученые говорили, что если много кушать, то умственные способности ухудшаются, а малое количество еды улучшает память.
  • Перед уроком сделайте намерение ради Аллаhа.
  • После урока читайте такое ду‘а:

    اللهم إني أَستَودِعُكَ ما علَّمتَنيهِ فارْدُدْهُ علَيَّ عند حاجتي إليه يا ربَّ العالمين، اللهم أخرِجْنا من ظُلُماتِ الوهمِ وأكرِمنا بِنورِ الوهم وافتحْ علينا بِمعرِفةِ العِلم وحسِّن أخلاقَنا بالحِلم، وسهِّل لنا أبواب فضلِك وانشُر علينا من خزائِنِ رحمتِكَ يا أرحمَ الراحمين

    «О, Аллаh, прошу Тебя сохранить то, что Ты даровал мне знать, и даруй мне вспомнить это в нужный момент. О, Господь всех миров! О, Аллаh, даруй нам выйти из тьмы иллюзий. И даруй нам свет понимания, знания, прекрасную нравственность и мудрость с терпением. Облегчи нам вход во «Врата блага». И даруй нам еще больше милости, о, Всемилостивый!»

  • Перед тем, как учить текст наизусть, произносите саляуат нашему господину Мухаммаду — Посланнику Аллаhа, а также читайте ду‘а и зикр.
  • Лучшее время для заучивания наизусть — ранее утро, то есть сразу после рассвета.
  • Для облегчения запоминания рекомендуется учить тексты по такому принципу: выучите первую строку, затем вторую, а потом повторите с самого начала. И так каждый раз: выучив новую строчку, повторяйте все с начала.
  • Передача знаний другим людям позволяет не забыть то, что знаешь.
  • Сдача экзамена позволяет дольше помнить пройденный материал.

Заходя в кабинет, читайте 23 аят суры «Аль-Маида»:

قَالَ رَجُلَانِ مِنَ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمَا ادْخُلُوا عَلَيْهِمُ الْبَابَ فَإِذَا دَخَلْتُمُوهُ فَإِنَّكُمْ غَالِبُونَ ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

Перед началом экзамена читайте:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

После этого скажите:

بسم الله الرحمن الرحيم توكَّلتُ على الله

и приступайте к сдаче экзамена.

Если во время экзамена не можете вспомнить ответ, то читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:

إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

Одно из благих дел, к которому стремятся мусульмане — это выучить наизусть Священный Кур’ан. Учить наизусть Кур’ан помогает чтение некоторых аятов и ду‘а. Это испробовали на себе многие теологи и их ученики. Вот некоторые из этих рекомендаций:

  • Ежедневно 10 раз читать 79-й аят суры «Аль-Анбия»:

    فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ

يا حَيُّ يا قَيُّومُ يا رَبَّ مُوسَى و هارونَ و ربَّ إِبْرَاهِيمَ، و يا ربَّ مهمدٍ صلى الله عليه و سلم أَجمعين، ارْزُقْني الفَهْمَ و ارزقني العِلْمَ و الحِكْمَةَ و العَقْلَ برَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِين

это означает: «О, Живой, Не нуждающийся ни в чем! О, Господь Мусы и hаруна! О, Господь Ибраhима! О, Господь Мухаммада! О, Аллаh, даруй им всем еще больше величия и почета. Даруй мне понимание и даруй мне знания, и мудрость, и разум по Твоей милости, о, Всемилостивый!»

  • Ибн Мас‘уд, да будет ему милость Аллаhа, передал хадис Пророка о том, что если кто-то боится, что забудет Кур’ан после того, как он его выучил, или забудет выученный урок, пусть скажет:

    اللهم نَوِّرْ بالكتابِ بَصَري واشْرَحْ به صَدْري واسْتَعْمِلْ به بَدَنِي وأَطْلِقْ بِهِ لِسانِي وَ قُوِّ به جَنانِي واشْرحْ به فَهْمِي وَ قُوِّ به عَزْمِي بِحَوْلِكَ وَ قَوَّتِكَ فإِنَّهُ لا حول ولاقُوَّةَ إِلَّا بِكَ يا أَرْحَمَ الراحمين

  • Чтобы лучше помнить выученные аяты Кур ана, читайте ду‘а:

    اللهم افتح عليَّ فُتُوحَ العارِفين بحِكمَتك ، وانْشُرْ عَليَّ رَحْمتَكَ ، وذَكِّرْني ما نَسِيتُ يا ذا الجلال والإكرام

Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил

  • Читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:
    إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
  • Читайте ду‘а:

    يا جامِعَ النَّاسِ لِيَومٍ لا رَيْبَ فيه إجْمَعْ عليَّ ضالَّتِي

Для того, чтобы ваша память была крепкой, соблюдайте шари’ат. Знания — это особый свет, и этот свет не дается грешникам.

Проверьте свою память: помните ли вы, с чего началась эта статья?

Как получить желаемое?

Бог даровал нам особое благо — возможность просить у Него то, что мы хотим для себя из добра. Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур’ане (Сура «Гафир», Аят 60) означающее:

«И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»».

Обращение к Всевышнему с просьбой — это один из видов поклонения Творцу, ведь, обращаясь к Богу в своих молитвах, мы тем самым признаем Его Единственность и Всемогущество. Мы знаем, что только Он — Создатель и пользы, и вреда, поэтому и просим у Него в надежде, что наши молитвы исполнятся. Обращаясь к Аллаhу, мы верим без сомнения, что только Он создает здоровье, счастье, удачу в совершении добра, защиту, сохранность от грехов и все другие блага.

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал нас больше читать ду’а. Он сказал: «Мольба – это поклонение Аллаhу». И после этого произнес Аят из Курана что означает: «И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»». Этот Хадис передали Ибн Хиббан и другие имамы.

Внимание! Обращение к Аллаhу с просьбой не меняет судьбу. Если человек получил то, что просил, значит, это было предопределено ему еще до его рождения, как и его ду’а. В любом случае от чтения ду’а есть огромная польза.

Польза от дуа

Создатель обещал, что будет ответ на просьбу молящегося, и руки просящего «не останутся пустыми»:

  • человек получит то, что он просил;
  • даже если человек не получил желаемое, то его дуа может стать причиной того, что Аллаh защитит его от неприятностей;
  • за обращение к Аллаhу верующий получит вознаграждение на Том Свете.

Кроме этого, чтение дуа освобождает сердце от волнения, тяжести, грусти, и человеку становится легче.

Вероятность исполнения просьбы молящегося больше, если он будет следовать таким рекомендациям:

  • во время дуа рекомендуется приподнять руки и повернуть ладони вверх, так как с Небес спускается милость и благодать;
  • желательно быть в состоянии таhарат и повернуться в направлении Кыблы;
  • рекомендуется начинать чтение дуа с восхваления Аллаhа, например, словами «Альхамдулилляh»;
  • в особо важных случаях перед чтением дуа рекомендуется -сунну из двух рак’атов;
  • есть особые времена, 8 которые больше вероятность исполнения просьбы. Например: «последняя треть ночи; «последний час пятницы; «между двумя проповедями во время джуму’а 1 ; «дни праздников»; «ночь Предопределения; «день ‘Арафат; «день ‘Ашура»; «ночь середины месяца Ша’бан; «между Азаном и Икаматом; «когда имам поднимается на минбар для чтения проповеди»; «при разговении после Поста»; «когда начинается дождь»; «в суджуде 2» ; «во время выполнения некоторых ритуалов Хаджа»; «когда пьют воду «зам-зам»; «при первом взгляде на Ка’бу»; «в путешествии»; «в некоторых местах дуа исполняется с большей вероятностью, например, у могил Пророков и СВЯТЫХ»;
  • рекомендуется читать именно те тексты дуа, которые переданы в Кур’ане и Хадисах. Однако при этом надо быть внимательным и не допускать ошибок ни в тексте, ни в произношении;
  • рекомендуется просить читать для вас дуа святого или благочестивого человека, а также того, кто только что вернулся из Хаджа;
  • вероятность исполнения дуа больше при упоминании особых Имен Аллаhа;
  • рекомендуется обращаться с мольбой к Аллаhу через Пророков и святых, так как они — почетные создания Бога.

Чтобы ду’а было принято, также важно обратить внимание на следующие вопросы:

  • чем богобоязненней человек, тем выше вероятность, что его просьба будет исполнена;
  • еда и одежда просящего должны быть халяль;
  • в сердце должно быть смирение перед Всевышним, ведь все происходит по Воле Аллаhа.

Ду’а, которое чаще всего читал Пророк Мухаммад:

Это означает: «О, Аллаh! Даруй нам благополучие в этом мире и счастье на Том Свете, и спаси нас от мучений ада».

_________________________________

1 В то время, когда имам сидит между чтением двух проповедей

2 Если слова этого ду’а, произнесенные вслух, прекращают Намаз, то пусть читает их в сердце.

7 причин чаще улыбаться в Исламе

В Исламе хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и прежде всего над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

Если вы хотите завоевать любовь окружающих, то сделайте первый шаг сами. Будьте приветливы, вежливы и скромны, говорите людям приятные слова, то есть ведите себя с другими так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. И это легко, если вы всем сердцем стремитесь делать добрые дела, надеясь на вознаграждение Всевышнего. Если вы будете искренними в своем намерении, то никакие жизненные неурядицы не собьют вас с толку и не выведут из себя, учитесь быть приятными в общении, поднимайте людям настроение добрыми шутками 1 и искренней улыбкой.

  1. Улыбка — это легкий способ получить вознаграждение.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал означающее: «Не пренебрегайте никаким добрым делом, даже улыбкой брату-мусульманину» 2 .

И действительно, улыбнуться легко, для этого не требуется особых усилий и затрат, но даже за такое простое доброе дело есть вознаграждение, если оно сделано искренне ради Аллаhа.

А также Пророк говорил означающее: «Улыбнуться брату-мусульманину – это милостыня» 3

Сподвижник Посланника Аллаhа Джурайдж ибн Абдуллаh говорил 4 , что когда бы он ни встретил Пророка, мир ему, Посланник Аллаhа всегда улыбался ему.

  1. Искренняя улыбка это путь к успеху во взаимоотношениях с людьми.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Вы не расположите к себе своим богатством столько людей, сколько можете привлечь улыбкой и хорошим нравом» 5 .

Улыбка делает счастливыми окружающих людей. Радостное сияющее лицо, открытый взгляд и добрая улыбка помогают быстрее найти общий язык и зарождают любовь в сердцах других людей. С улыбчивым человеком приятно общаться, от него легче принять совет, и ему хочется помочь и поддержать, если он нуждается в помощи.

Люди хотят знать, что в вашем сердце, но понять это они могут только по косвенным признакам — глядя на ваше лицо, слушая ваши слова, видя ваши поступки. И если на вашем лице искренняя улыбка, то им хочется быть с вами рядом, слушать вас и поддерживать.

Чтобы ваша улыбка была искренней и шла из самого сердца, хорошо думайте о людях. Даже если с вами поступили не лучшим образом, найдите оправдание и не держите зла на других. Прощайте и желайте всем добра.

Улыбка заразительна. Давно замечено, что улыбающийся человек вызывает улыбку у других и поднимает им настроение.

  1. Улыбка делает нас счастливыми.

Улыбайтесь, даже если в душе вы чем-то расстроены или вас мучает боль. Никто не знает, что в вашем сердце, поэтому, глядя на вас, пусть все думают, что у вас все в порядке, и радуются за вас. Если вы улыбаетесь даже в трудной ситуации, то в этом есть польза и для вас самих — так намного легче переносить неприятности, ведь по воле Аллаhа улыбка дает спокойствие и облегчение. А также это — проявление терпения и покорности, за которые будет вознаграждение.

Как показывает практика, улыбаясь, человек на самом деле становится счастливее, а нахмурившись — несчастнее.

  1. Улыбка делает нас более привлекательными.

Давно замечено, что угрюмость и хмурое выражение лица отталкивают людей, а улыбка притягивает. Если мы видим, что кто-то улыбается, то хотим знать почему.

Любовь, искренность и улыбка украшают человека намного больше, чем дорогая и красивая одежда. Поэтому уделяйте больше внимания своему внутреннему миру, чем внешности. Не тратьте свое время на постоянные поиски новых нарядов и украшений. Достаточно того, что у вас уже есть — главное, чтобы одежда была чистой, а внешний вид опрятным. Один из признаков успешности — быть довольным тем, что дал Аллаh, а не гнаться за богатством и статусом. Истинное богатство вовсе не в деньгах и не в количестве красивых и дорогих вещей. Один мудрый человек сказал: «Если у вас есть вторая половинка, которая поддерживает вас, ребенок, который относится к вам с почтением, и друг, который любит вас искренне ради Алла hа, то вы богатый человек».

  1. Улыбка — признак успешного человека.

Приятное выражение лица, доброжелательность и искренняя улыбка — это признаки по-настоящему успешного человека. Он спокоен, терпелив, уверен в себе и делает добрые дела вне зависимости от того, как поступают с ним другие. Он великодушен и вежлив даже с теми, кто ему вредит или противоречит. И именно таким было поведение лучшего создания Аллаhа — Пророка Мухаммада, мир Ему.

  1. Улыбка помогает произвести хорошее впечатление при знакомстве.

Как известно, первое впечатление остается надолго и порой бывает очень трудно его исправить, успешные люди знают, что улыбка — это один из простых и легких способов расположить человека и оставить о себе приятное мнение.

  1. Улыбка помогает сгладить конфликтные ситуации.

Один из способов уладить конфликт – это улыбка. Терпение, доброжелательность и приветливое выражение лица помогут погасить гнев и агрессию и не дадут развиться ссоре. А если ссора уже произошла, то улыбка поможет вновь восстановить добрые отношения.

___________________________________________

1 в шутках не должно быть запрещенного по Шари’ату, то есть хитрости, обмана, унижения достоинства человека, и они не должны причинять вред другим

2 передал этот хадис Абу Зарр Аль-Гыфарий

3 передал этот хадис Ибн Хиббан в своем сборнике

4 это передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике

5 это изречение передал имам Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот” ». Да одарит нас Всевышний Аллах раем и заступничеством Своего Посланника (мир ему и благословение)! Амин.

Поэтому мы собрали эти хадисы с позволения Аллаха и с Его помощью.

Надеемся, что вы выучите их.

Надеемся также на ваши мольбы за нас, за наших учителей, за шейхов, за наших отцов и матерей. Ваши мольбы за нас на самом деле получаются за вас же самих, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда мусульманин молится за своего брата, ангелы говорят ему в ответ: “И тебе то же, что ты просишь для него” ». Да одарит нас Всевышний Аллах Своим довольством в обоих мирах! Амин.

1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Бойтесь Аллаха, совершайте пятикратную молитву, соблюдайте пост в месяце Рамазан, выплачивайте закят с имущества и подчиняйтесь правителям; вы войдёте в рай». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что хадис достоверный.

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждое благое деяние – милостыня». Хадис передал имам Бухари.

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кто из вас увидит злодеяние, пусть остановит его рукой; если не в состоянии сделать это, то языком; а если и на это не способен, пусть хотя бы не соглашается сердцем, – это самая слабая степень веры». Передал имам Муслим.

4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У лицемера три признака: когда говорит, врёт; когда обещает, не выполняет; когда доверяют ему, не оправдывает доверие». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет совершенной вера одного из вас, пока не пожелает он брату своему того же, что и себе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

6. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является лжецом тот, кто примиряет людей, желая добра или говоря добро». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

7. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что он достоверный.

9. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый день спускаются два ангела, и один из них говорит: “О Аллах, обогати тех, кто даёт милостыню”. А другой говорит: “О Аллах, уничтожь имущество тех, кто воздерживается от милостыни”».

10. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».

11. Абдуллах ибн Масуд рассказал: «Однажды я спросил Посланника Аллаха: “Какое деяние самое лучшее?” Он ответил: “Вовремя совершённый намаз”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Хорошее отношение к родителям”. Я снова задал вопрос: “А потом?” Он ответил: “Джихад на пути Аллаха”».

12. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В число больших грехов входят придавание сотоварища Всевышнему Аллаху, ослушание родителей, убийство человека и ложная клятва». Передал имам Бухари.

13. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из благих деяний – иметь связь с друзьями отца».

14. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек в религии своего друга; пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит». Хадис передал имам Абу Давуд.

15. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек будет с тем, кого он любит». Хадис достоверный.

16. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Семеро будут в тени Арша в тот День, когда не будет другой тени: 1) справедливый правитель; 2) молодой человек, выросший в поклонении Всевышнему Аллаху; 3) человек, чьё сердце связано с мечетью; 4) два человека, которые полюбили друг друга ради Аллаха, ради него встречаются и ради него расходятся; 5) человек, которого позвала к себе богатая и красивая женщина, а он ответил, что боится Аллаха; 6) человек, дающий милостыню так, что его левая рука не знает, что даёт правая рука; 7) человек, который упомянул Аллаха в уединении и пролил слёзы». Хадис достоверный.

17. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), делая хутбу, сказал: «Если бы вы знали то, что я знаю, вы меньше смеялись бы и больше плакали». И сподвижники, закрыв свои лица, начали рыдать.

18. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример пятикратного намаза подобен примеру речки воды, которая течёт около вашего дома, и вы купаетесь там пять раз каждый день».

19. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах доволен рабом, когда он восхваляет Его после еды и питья». Передал имам Муслим.

20. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы уверовавшие знали наказание Аллаха, никто не стремился бы к раю; а если бы неверные знали милость Аллаха, ни один из них не потерял бы надежду на рай». Передал имам Муслим.

21. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Неимущие зайдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые». Хадис передал имам ат-Тирмизи.

22. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Богатство не значит иметь много имущества, богатство – это когда сердце богатое». Хадис достоверный.

23. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Учащайте повторение того, что портит наслаждения». То есть смерти. Хадис передал имам ат-Тирмизи.

24. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым лучшим из людей нравом». Хадис достоверный.

25. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Аллах Наимилостивейший и любит милосердие во всех делах». Хадис достоверный.

26. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, кто подчиняется правителю, тот подчиняется мне, а тот, кто ослушивается правителя, ослушивается меня». Хадис достоверный.

27. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «...доброе слово, милостыня». Хадис достоверный.

28. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) была разборчивой, его понимал всякий, кто слушал его».

29. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы одеваетесь и омываетесь, начинайте справа». Хадис достоверный, передал имам Абу Давуд.

30. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас начнёт кушать, пусть упомянет Аллаха, а если забудет упомянуть в начале, пусть скажет: с именем Аллаха в начале и в конце».

31. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не порицал еду – если нравилась, ел, а если нет, не ел.,

32. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края». Это делают, чтобы благодати было больше.

33. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел тремя пальцами, а когда закончил – облизал их».

34. Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил воду тремя глотками».

35. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я напоил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) водой Зам-зам, и он выпил стоя».

36. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самый правдивый из вас сном тот, кто правдивый речью».

37. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто едет верхом – приветствует пешего, пеший приветствует сидящего, малая группа людей приветствует большую, и младший приветствует старшего».

38. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает человек, прекращаются его деяния кроме трёх: бесконечная милостыня (например, если построить дорогу, мост, провести воду), знания, от которых люди берут пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей».

39. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы отправляйтесь в путь ночью, поистине ночь сокращает путь».

40. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда возвращался с пути, в первую очередь шёл в мечеть и совершал два ракаата ».

41. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не сохранён от его зла». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

Муслим передал этот хадис следующими словами: «…не войдёт в рай тот, чей сосед не сохранён от его зла».

Сайпула Мухамадов