Дать основное понятие философии экзистенциализма и психоанализа. Философия фрейдизма и экзистенциализма

Со­временная мировая философия фиксирует существенные транс­формации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а ин­дивидуальное бытие основанием для бытия личности, то исполь­зование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» под­черкивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинк-тивные факторы жизнедеятельности. К числу последних относят: голод, половое влечение, инстинкт власти. Индивид предстает как репрезентант массы. Его похожесть на всех остальных есть его ат­рибутивное качество. Причем деперсонификация может быть столь сильной, что имя собственное без ущерба заменяется порядко­вым номером или указательным местоимением: тот, этот, другой. В индустриальном мире социально-ролевые функции весьма же­стко диктуют условия допустимого в индивидуальном поведении, загоняя в бездну бессознательного глубоко личные и интимные предпочтения. Система весьма явно демонстрирует степень непри­ятия каких бы то ни было отклонений от допустимого образца. В ситуациях рыночной конкуренции человек, без остатка ушед­ший всистему «производство-обмен-потребление», сам превра­щается в товар - совокупность внешних качеств, который мож­но выгодно реализовать. А чтобы цена была выше, необходимо следовать стандарту, что означает, по мнению известного запад­ного исследователя Э.Фромма, «иметь красивую упаковку»: быть жизнерадостным, здоровым, честолюбивым и агрессивным. Это­му стандарту должен соответствовать любой, вращающийся в сис­теме индивид.

В социологической классификации Э.Фромма такие типы харак­тера, как воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный, скрепляются цементирующим раство­ром социального характера. Последний составляет ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культу­ры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которо­му люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Функция социального характера, по Фромму, заклю­чается в том, чтобы использовать человеческую энергию во имя продолжения функционирования данного общества, чтобы при выборе способа поведения индивидам не приходилось принимать решения, чтобы они действовали так, как должны действовать со­гласно стандарту, и находили в этом удовлетворение. Социальный характер XX в., по мнению Э.Фромма, имеет весьма типическую

черту - он стремится «использовать» все и вся.

Однако это не единственная «болезнь» нашего современника. Последователь З.Фрейда врач-психоаналитик К.Юнг отмечал, что современный человек претерпевает чуть ли не фатальный шок, результатом которого является глубочайшая депрессия, потеря веры в себя и собственную значимость. В психоаналитической практике Юнг намеренно прибегал к развязыванию «активного воображе­ния», использованию творческого потенциала личности как сред­ства гармонизации противоречий внутреннего мира. Погружая па­циента в ирреальные ситуации, обостряющие" «теневые» стороны мироздания, Юнг получал в качестве результата этого изощрен­ного метода прямо противоположный эффект - восстановление жизненного тонуса. Современный человек должен быть здравым и умелым, - считает К.Юнг. Тот, кто объявляет себя современным человеком, не будучи умелым, является просто обманщиком. Та­ким образом, именно психоанализ в лице своего знаменитого пред­ставителя К.Юнга приходит к древнейшему представлению о че­ловеке как Ьото ЬаЬШа - человеке умелом.

Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о непри­менимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда поме­щенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзи­стенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (под­линному существованию).

На первой стадии - эстетической, связанной с детерминаци­ей внешним бытием, главной является ориентация на наслаж­дения.

На второй, этической, господствует долг и предписания мо­рального закона.

На третьей, религиозной, принципом существования оказы­вается сознательно принятое страдание, здесь человек приоб­щается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия.

С.Кьёркегор, не порывая с христианским учением о челове­ке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком. Атеистический экзистенциализм переживает зна­чительную эволюцию, он отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит на платформу гуманистических ценностей. Переживание «пустоты и бессмысленности» (Ф.Кафка) должно смениться поиском способов собственной са­мореализации, проявления активности личности.

Основателем христианского экзистенциализма считается като­лик Г.Марсель, к числу сторонников этой ориентации относят также Н.Бердяева, К.Ясперса, П.Тиллиха. Становление личности предполагает лишь единственный путь - путь приобщения к Богу, корреляцию вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «от­ветов», содержащихся в христианском откровении. Поэтому все социальные обстоятельства существования человека являются внешними и второстепенными. Подлинным считается только мир чувств и переживаний. Критерием приобщения к Богу является чувство любви. Оно сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности. Для Г.Марселя Бог есть «абсолютное Ты» - интимный и надежный друг. Чувство любви свидетельствует о на­личии абсолюта и ощущается как прорыв, акт трансцендирования к другому.

Примечательно, что библейская антропология имеет не ра­циональный («головной»), а экзистенциальный («сердечный») ха­рактер (слово «сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Власть Бога над человеком осуществляется, как словесно выраженный в заповеди «приказ от одной воли к другой», и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен образа и подобия бо-жия, но в отличие от природных существ, которые не могут утра­тить своего богоподобного образа и греха не ведают, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый гре­хопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно.

Именно в христианской традиции выкристаллизовался термин «сверхчеловек». Источником богопознания мыслится самопознамие-Однако в посланиях Павла фиксируется мучительное раздвоение человеческого Я. Человек испытывает влияния как в направлении развития своих сверхчеловеческих возможностей, так и со сторо­ны бесовских внушений, расщепляющих волю.

Персонализм, объявляющий личность основным смыслом общецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаружи­вает себя во вне - это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь - это ее интериоризация. Заметим, что впер­вые экстровертированный (с преобладающей направленностью на внешний мир) и интровертированный (с преобладающей направ­ленностью на внутренний мир) типы были введены швейцар­ским психиатром К.Юнгом в работе «Психологические типы» (1921), посвященной разработке типологии характеров. Поэтому, когда говорят: «Он - экстраверт», подразумевают открытость человека миру, а «Он - интроверт» - имеют в виду глубоко погруженного в себя человека. При характеристике личности иногда используется понятие «трансценденция», показывающее, что лич­ность стремится к высшим ценностям: истине, добру и красоте, проходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования.

Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным анализом ипостасей и измерений личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Яв Мы» создает особый персональный опыт - коммуника­цию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется лично­стное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем».

Острым и проблемным для современной обществоведческой мысли оказывается аспект, когда ориентации глубинного психо­логического ядра личности имеют знак «минус», т.е. когда речь идет не о подлинно гуманных человеческих ценностях, а об их антиподах, где господствующей оказывается ориентация на зло, вопреки непреклонному стремлению к свету и добру.

Введение

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные

Положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.

Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.

Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»

Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.

Задачи занятия:

Стимулировать интерес студентов к философским знаниям;

Определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;

Определить уровень философского мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие

Оборудование и материалы:

Учебник;

Конспекты лекций;

Фотографии философов;

Ноутбук;

Проектор.

Ход занятия:

1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;

2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;

3. Студенты выполняют задания;

4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.

Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант

1. Философ - экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:

а) А.Камю;

б) К.Ясперс;

в) Ж-П.Сартр;

г) Ф.Ницше.

2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:

а) метод ассоциаций;

б) гипноз;

в) интроспекция;

г) психоанализ.

3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

а) В. Соловьев;

б) П. Чаадаев;

в) Н. Бердяев;

г) Ф. Достоевский.

4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

а) К. Ясперс;

б) Г. Гегель;

в) К. Юнг;

г) З. Фрейд.

5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации

а) Ницше

б) Ясперс

в) Камю

г) Сартр

6. Кто написал работу "Я и Оно"

а) Августин;

б) Ницше;

в) Ясперс;

г) Фрейд.

7. Проблемы абсурда и бунта поднимал

а) Ясперс

б) Сартр

в) Фрейд

г) Камю

8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное

а) Бэкон;

б) Фрейд;

в) Ницше;

г) Камю.

9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?

а) бытие человека в мире;

б) гносеологическая;

в) метафизика;

г) феноменология.

10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»

а) Декарт;

б) Соловьёв;

в) Кант;

г) Фрейд.

11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

а) в мудрости;

б) в любви;

в) в спасении души;

г) в творчестве.

12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется

а) сублимация;

б) диалектика;

в) субординация;

г) стратификация.

13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) сущность предшествует существованию;

б) сущность человека определяется с рождения;

в) существование предшествует сущности;

г) существование человека не влияет на его сущность.

14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;

б) человек отвечает только за себя;

в) человек ни за что не отвечает;

г) человек отвечает за себя и за своих близких.

Задание 2.

Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.

1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.

2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.

3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.

5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.

6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

9. Сущность человека покоится в его экзистенции.

10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.

11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.

Задание 3.

Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.

Ответы на задания

Задание 1

1. а) 8. б)

2. г) 9. а)

3. в) 10. г)

4. г) 11. г)

5. б) 12. а)

6. г) 13. в)

7. г) 14. а)

Задание 2

1. Зигмунд Фрейд

2. Ортега-и-Гассет

3. Зигмунд Фрейд

4. Ортега-и-Гассет

5. Альбер Камю

6. Альбер Камю

7. Жан Поль Сартр

8. Жан Поль Сартр

9. Мартин Хайдеггер

10. Мартин Хайдеггер

11. Карл Теодор Ясперс

Лист для выполнения заданий

Фамилия, инициалы студента:

№ Задания

Ответы студента

Установление взаимосвязей между психоаналитическим учением Фрейда и философской антропологией - это только одно из проявлений взаимопереплетения разрозненных теоретических положений о человеческом бытии, свойственного современной западной философии человека. Значительно чаще предпринимаются попытки проведения параллелей между психоанализом и экзистенциализмом, что обусловлена рядом причин. Во-первых, критически переосмысливая психоаналитическое учение Фрейда, многие экзистенциалисты открыто заявляют о своей приверженности к психоаналитическому методу исследования бытия человека в мире, во- вторых, неофрейдисты часто пользуются экзистенциальной терминологией, и, наконец, в-третьих, фрейдовское учение о человеке и культуре действительно включает себя такие элементы, которые оказываются созвучными с экзистенциальными интерпретациями бытия человека в мире. Поэтому, многие теоретики усматривают тесную связь между психоанализом и экзистенциализмом.

Одни из них исходят из того, что психоаналитические идеи оказали заметное влияние на возникновение экзистенциализма, ибо уже первая работа Фрейда "Толкование сновидений" положило начало формированию "экзистенциального сознания ХХ столетия" . Другие акцентируют внимание на экзистенциальной критике психоаналитических концепций, пологая, что "психоанализ и экзистенциализм представляют собой следующие друг за другом стадии в процессе утраты современным европейским мышлением доверия к человеческой рациональности и автономии" . Третьи считают, что экзистенциалистское мышление "совместимо с психоанализом" и, следовательно, "экзистенциальная философия может внести особенно ценный вклад в психоанализ" . Среди тех, кто в той или иной степени разделяет последнюю точку зрения, имеются последователи, которые прямо указывают на то, что в настоящее время "психоаналитический клинический опыт в значительной мере фокусируется на экзистенциальных проблемах" , а усилия ряда психоаналитиков характеризуются стремлением "изменить психоаналитическую метапсихологию в направлении экзистенциализма" .

Взаимосвязи между психоанализом и экзистенциализмом в действительности не такие простые и однозначные, как это подчас представляется некоторым исследователям, полагающим, что экзистенциальные идеи о бытии человека в мире способствовали плодотворной модификации психоаналитического учения. Безусловно, экзистенциальная философия оказала определенное влияние на развитие тех направлений психоанализа, приверженцы которых ратовали за экзистенциальное преобразование фрейдовского учения о человеке. Но несомненно и то, что, в свою очередь, психоаналитические идеи решительно вторглись в экзистенциальную философию, так или иначе предопределив направленность ее развития. Ведь формирование экзистенциальных учений происходило в контексте осмысления психоаналитических гипотез и теоретических положений, сопровождавшегося скрытой или явной полемикой с психоаналитическим видением человека, что не могло не сказаться на самой экзистенциальной философии. В конечном счете за критическим переосмыслением психоаналитического и экзистенциального подходов к изучению человеческого бытия явственно просматриваются исторические и логические связи, существующие между психоанализом и экзистенциализмом.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цель: Познакомиться с сущностью психоанализа и представителями этого направленяи.

Закрепить философские понятия и термины.

Продолжить формирование навыков логического и образного мышления.

Задание 1 : Составить сравнительную таблицу по теме: «Философия экзистенциализма и психоанализа».

Задание 2: Привести краткие биографические данные представителей этих философских направлений.

Задание 1

Экзистенциализм

Психоанализ

· Беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

· Анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

· Вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы;

· Все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

· Глобальные проблемы человечества;

· Углубление формалистических исканий.

· Обычно в произведениях рассказ ведется от первого лица;

· Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;

· Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;

· Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;

· Существование человека рассматривается как драма свободы.

Задание 2

философия психоанализ экзистенциализм

Зи м гмунд Фрейд ( 6 мая 1856 - 23 сентября 1939 )

Зимгмунд Фрейд -- австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияниеа психологию, медицину, социологию,антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ -- полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.

Кьеркегор, Сёрен ( 5 мая 1813 - 11 ноября 1855 )

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко -- в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы -- «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Выводы

В процессе выполнения работы я сравнил философию экзистенциализма и психоанализа, а также познакомился с биографиями представителей этих направлений.

Литература

1. В.Д.Губин «Основы философии» М. 2012г.

2. А.К. Рычков, Б.Л. Яшин «Философия»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Единство объекта и субъекта (человека и мира) в основе экзистенциализма как философского направления XX века. Сущность и особенности экзистенциалистской философии Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Влияние философии экзистенциализма на жизнь человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Экзистенциалистская философия, её сущность и содержание. Идейные истоки экзистенциализма, причины возникновения. Экзистенциализм Жана Поля Сартра. Философия Карла Ясперса, С. Кьеркегора, А. Камю, Г. Марселя. Религиозный и атеистический экзистенциализм.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

    Фрейдизм - философское обобщение психоанализа. Концепция психосексуального развития общества и индивида. Основные постулаты психоанализа. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Теологические представления Фрейда.

    доклад , добавлен 28.09.2008

    Рассмотрение сущности, философской природы, отличительной особенности (обращение к человеку, ориентированного на постижение его психики), вклада Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и Карена Хорни в развитие психоанализа как научной дисциплины.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии, сущность его философской системы. История возникновения теорий экзистенциализма, развитие его религиозных и атеистических направлений, основные представители течения.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Сущность и теоретические истоки экзистенциализма, предмет и особенности исследования данного философского течения, история его распространения и направления изучения ярких представителей. Пути разрешения глобальных проблем принципами экзистенциализма.

    реферат , добавлен 06.01.2014

    Смысл слова "философия". Этика и диалектика Сократа. Учение Платона о космосе, человеке, обществе. Сущность и психологический смысл психоанализа в учениях З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера. Основатели и представители кинизма и стоицизма, разница их позиций.

    реферат , добавлен 27.06.2010

    Характеристика и анализ философских взглядов С. Хайдеггера и Х. Кьеркегора. Рассмотрение стадий восхождения личности к подлинному существованию. Основные проблемы философии экзистенциализма. Страх как сущностный экзистенциал человеческого бытия.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Философия ХХ века. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Главные факторы, которые руководят и направляют психику человека. Стадии развития позитивизма. Проблемы современного постпозитивизма. Представители экзистенциализма XX в. Философия современного христианства.

    презентация , добавлен 04.06.2014

    Введение (Основная предпосылка психоанализа. Определение сознательного и бессознательного). Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека.