Университет на моховой. Аудиторный корпус московского университета Цитаты из либеральной прессы


Среди московских праздников есть один особенный - день святой великомученицы Татьяны, отмечаемый 25 января. Это знаменитый Татьянин день, вобравший в себя именины Татьян и праздник студентов Московского университета (святая Татьяна, дочь знатного римлянина, тайно принявшего христианство, была казнена в 226 году после отказа обратиться к язычеству). Так случилось, что именно в Татьянин день, 25 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна по просьбе графа Ивана Шувалова подписала указ «Об учреждении Московского университета». Дату Шувалов выбрал сам: это был день именин его матери. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов.

Со второй половины XIX века этот день становится Татьяниным - неофициальным студенческим праздником , которые теперь празднуют не только студенты, но и уже «люди взрослые», окончившие не только Московский университет, но и всевозможные учебные заведения нашей страны.

Первоначально у Московского университета не было собственного здания, как и собственной домовой церкви. На первых порах он разместился в старинном здании Земского приказа на Красной площади (теперь на этом месте - Исторический музей). Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.

Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой - там, где потом было выстроено его главное здание по проекту Матвея Казакова. В 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым главного здания университета была устроена первая университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны (сгорела в пожаре 1812 года).

Университетская церковь вновь открылась в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Именно здесь, в новоосвященном Татьянинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же, в Татьянин день 1831 года, совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве. В 1832 году император Николай I купил для университета усадьбу Пашковых на той же Моховой. В 1836 году русский архитектор Е.Тюрин перестроил часть усадьбы (пашковский флигель) для Татьянинской церкви. 25 сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь университета в присутствии министра просвещения С.Уварова. Каждый год 25 января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татьяне. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница.

Как известно, в тот день в престижном ресторане «Эрмитаж» на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали пол опилками, а вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе - главное пиршество студентов традиционно проходило там:
«Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!».
Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть.

Прихожанами Татьянинского храма были студенты и преподаватели Московского университета - здесь они исповедовались и причащались, венчались, крестили своих детей, отпевали родственников.

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками.

Храм находится в бывшем театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых. В нач. 1830-х гг. усадьба была приобретена университетом и перестроена (архит. Е.Д. Тюрин). Храм был освящен в 1837 г. свт. Филаретом, митр. Московским. Интерьер храма украшали скульптуры работы И.П. Витали. В июле 1919 г. храм был закрыт, вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи «Свет Христов просвещает всех» выбивается лозунг «Наука - трудящимся»; правда, потом и его снимут. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. А 6 мая 1958 года в здании бывшего храма открывается Студенческий театр МГУ. Первым руководителем Студенческого театра в 1958-1960 годах стал молодой и талантливый актер и режиссер Ролан Быков. Этот театр воспитал многих известных артистов: Ию Савину, Аллу Демидову, Марка Захарова и других. В хрущевскую «оттепель» Студенческий театр был отдушиной для творческой молодежи. Благодаря талантливым и свободолюбивым постановкам театр приобрел широкую популярность. О том, что здесь когда-то была университетская церковь и сцена находится как раз на месте алтаря, в последние десятилетия, разумеется, кто уже не вспоминал, а кто и не знал. 25 января 1991 года в храмовых стенах, но все еще в помещении Студенческого театра впервые после долгих десятилетий тотального атеизма отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий. В 1992 году, выступая в МГУ, в присутствии ректора Виктора Садовничего и мэра Москвы Юрия Лужкова Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 года постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…». Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 года по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской Духовной Академии. За 10 лет существования храма восстанавливается прежний облик церкви - воссозданы надпись и крест на фронтоне храма, воссозданы хоры и центральный вход в верхний храм, ведется восстановление росписей и лепнины. 7 марта 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.

Благодарим Татьяну Максимилиановну Любимову за многолетний труд по сохранению архива прихода

АЛЕКСЕНДР ЕГОРЦЕВ

1994 год- начало возрождения храма святой мученицы Татианы при МГУ. 27 апреля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Указом № 1341 учредил Патриаршее Подворье в Татиянинском храме. О событиях, которые предшествовали Указу и последовали за ним.

Начало возрождения

25 января 1991 года в храмовых стенах, но все еще в помещении Студенческого театра впервые после долгих десятилетий тотального атеизма отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий.

В 1992 году, выступая в МГУ, в присутствии ректора Виктора Садовничего и мэра Москвы Юрия Лужкова Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм:

«У учащихся Университета должна быть возможность не только приобретать теоретические знания, но и активно участвовать в церковной жизни. В связи с этим естественно стоит вопрос о храме в стенах вашего учебного заведения, где могло бы регулярно совершаться богослужение… Ко мне обращались и ученые, и студенты с ходатайством об открытии при МГУ храма святой мученицы Татианы. Ведь то, что находится сегодня на месте храмового алтаря, иначе как кощунством назвать нельзя… Татьянин день является университетским праздником. И этот храм должен быть возрожден..» (Московский церковный вестник. - 1993. № 1)

В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. И вообще, как отмечалось, не мешало бы празднование Дня Татьяны начинать, как в былые времена, молебном в университетской Татьянинской церкви и не сводить его, как в последние годы, только к торжественному концерту на Воробьевых горах, молодежным гуляньям и грандиозной студенческой пьянке, но дать этому празднику несколько иное направление.

Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 года постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…».

Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой.

27 апреля 1994 года по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской Духовной Академии. До начала богослужений в Татьянинской церкви отец Максим служил в Казанском соборе на Красной площади. Именно там собираются первые прихожане будущего храма, появляются первые студенты и преподаватели - ядро православной университетской общины.

Итак, начало возрождению храма святой Татианы, казалось бы, положено. И началось восстановление? - Нет! Началось…

«Плевать на всех, кто в рясах появится!», или Ребята, давайте жить дружно…

Рапродавайте - на вес - часовни, Монастыри - с молотка - на слом. Рвитесь на лошади в Божий дом! Перепивайтесь кровавым пойлом! Стойла - в соборы! Соборы - в стойла!

Марина Цветаева. «Лебединый стан»

(Как предполагают историки, именно в Университетской церкви была крещена и впервые исповедовалась и причащалась Марина Цветаева, дочь профессора Московского университета И. В. Цветаева.)

Но еще до Информационного суда, вскоре после нашумевшего молебна, Студенческий театр проводит отчаянную акцию, рассчитанную на формирование общественного мнения массового обывателя посредством СМИ.

1 июня 1994 года в церковных стенах руководство театра дает пресс-конференцию для специально приглашенных «своих» журналистов; при входе стояли вышибалы и «отсеивали» нежелательных людей. На пресс-конференцию не был пропущен юрист церковной общины, а православные студенты и студентки вынуждены были проявлять незаурядные актерские способности, чтобы «обвести» бдительных театральных церберов. Однако эта пресс-конференция неожиданно для самих театралов приобрела столь скандальный характер, что в СМИ о ней прошло лишь несколько жиденьких нейтральных сообщений. Что же произошло 1 июня и почему организаторы театрального фарса не стали тиражировать репортажи об этой пресс-конференции?

Вначале все шло по плану: в защиту театра один за другим выступили приглашенные почтенные театральные корифеи - Марк Захаров и Розовский, другие деятели искусства. Выразили почтение к идее восстановления храма Христа Спасителя, согласились с тем, что Университету действительно нужна своя домовая церковь (ну, когда-нибудь и ее построим, где-нибудь), потом посетовали, что «очаг культуры и свободомыслия», Студенческий театр, «выкидывается на улицу», и пришли к выводу, что Студенческий театр лучше было бы не трогать, а оставить в здании храма - иначе «отечественной культуре будет нанесен непоправимый ущерб». Иначе - «это фашизм!» - подытожил режиссер Розовский.

Потом слово взял сидевший в зале некий поэт Зеленый, назвавший себя «любителем Родины». Этот «любитель Родины» выдвинул собственную концепцию культуры и ее отношения к христианству:

«Вы знаете, что культура существует многие десятки тысяч (?!?) лет… Религии всего-навсего - по крайней мере, той, которая сейчас нам предлагается - две тысячи лет. Культура зарекомендовала себя на протяжении столького времени! И мы еще ставим на весы пользу той и другой. Хотя, с моей точки зрения, очень мягко выражаясь, религия приносит сомнительную пользу. А польза культуры доказана десятками тысяч лет существования человечества…»

Слушая этот сумбур, мы почему-то вспомнили о Пушкине, который называл религию «вечным источником поэзии у всех народов». Но то - Пушкин, а это - поэт Зеленый. И «ставить на весы пользу того и другого…»

Атмосфера в зале резко оживилась, то и дело раздавались смешки, аплодисменты. А мы все слушали, слушали. Вдруг кто-то из зала, видимо, из наших проникших студентов громко заметил: «А как же Гоголь, которого отпевали на этом месте?». В ответ в зале раздался истерический хохот и возмущенные выкрики: «Причем тут Го-о-голь!» Театралы стали тревожно переглядываться, выискивать посмевшего внести диссонанс в ход конференции. Обстановка стремительно накалялась. Наконец, из президиума встал шеф-редактор газеты «Президент» Лев Шемаев и в запале быстро расставил все точки над «i». Не стесняясь в выражениях, он перевел разговор на опасность возрождения Церкви, на недопустимость «экспансии Православия» и призвал во что бы то ни стало воспрепятствовать открытию Университетского храма…

Все более распаляясь шеф-редактор стал говорить (вернее, выкрикивать) такое, от чего даже театралы пришли в смущение. Лев Шемаев с нескрывемой ненавистью озвучил то, что долго вызревало «за кулисами» театра и что, тем не менее, никто до этого не решался высказывать в открытую: «Я хочу сказать вам следующее: мне надоело смотреть, как в посткоммунистическом периоде нашей жизни взамен экспансии марксистской начинает все больше и больше развиваться экспансия Православия! И причем это наступление идет все больше и больше на светскую культурную жизнь России… Так вот, я хочу сказать: вот у меня есть внучка. Ее интересуют три вещи: футбол, теннис и математика. Все остальное ей до лампочки. Она будет плевать ходить на всех, кто в этих рясах там появится.

Почему Церкви нужно это место? - гневно продолжал Шемаев. - Это все из серии борьбы за души. Церковь устроится тут, и сюда придут студенты не только из МГУ, но и бауманцы и кто угодно. Это будет центр того же наступления Православия. Поэтому вопрос давайте решать сегодня, к сожалению… к сожалению, практически силовыми мерами. Если вы не поднимете студентов на серьезную акцию, не политическую, а студенческую тусовку по этому поводу, не обратитесь к президенту России, ничего не решить. Я - за решительные акции студентов! Но отступать - никогда в жизни. Ни-и-ко-гда!!!» - закончил редактор газеты «Президент».

Тогда один студент филфака МГУ встал и заявил, что устраивать шоу на месте алтаря Университетской церкви - это осквернение храма. В этот момент еще не успевший сесть Лев Шемаев снова взвился и прокричал: «А для нас, светских, - осквернение, что вы здесь хотите получить православную церковь!..»

На несколько мгновений в зале установилась напряженная тишина, заметно было некоторое смятение театралов, на глазах которых так нелепо скомкался весь сценарий разыгрываемого действа. Пытаясь хоть как-то исправить неловкое положение, Марк Захаров начал что-то долго говорить о терпимости, взаимопонимании, взаимодействии культуры и Церкви и т. п. Но было уже поздно, ничего не оставалось, как наскоро поблагодарить всех за присутствие, выключить телекамеры и спешно свернуть мероприятие. Тот всплеск ненависти к Церкви, который не смогли скрыть защитники и покровители Студенческого театра, наконец содрал с лицедеев последние маски. Даже мы, привыкшие ко многому, испытали шок от всего услышанного.

Цитаты из либеральной прессы

«Вот отдают помещение студенческого театра МГУ религиозной общине (…) Притворство? И со стороны политиков, и со стороны церкви, которая давно уже не в силах переварить то, что удалось проглотить». (Нуйкин А. Лицемерие // Московский комсомолец. 15.06.94).

«В декабре Ученый совет Московского университета принял решение о восстановлении домовой университетской церкви св. Татьяны в здании клуба на улице Герцена, д. 1. Решение несправедливое (…) Борьба продолжается». (И, взвившись, занавес шумит // Газета для женщин. 1994. № 3).

«По словам главного режиссера театра Евгения Славутина… [приказом ректора]… театр фактически - выбрасывают на улицу» . (Два храма сталкивают лбами // Московская правда. 02.06. 94).

«Культурная значимость театра несомненна (…) Что же до эротики, то она в пределах нормы, диктуемой хорошим вкусом интеллигентных людей (…) Забаррикадировавшиеся студенты и руководство театра отказались выполнять приказ ректора как способный нанести прямой ущерб национальной культуре». (Вишняков В. «Сукины дети» засели на Моховой // Российская газета. 31.05.94).

«И еще один вопрос - почему такая торопливая, безудержная и бездумная щедрость только по отношению к православной церкви?». (Нуйкин А. Лицемерие).

«Актерам и поэтам к борьбе не привыкать. Чиновничья тупость, религиозный фанатизм, рабская покорность - все против них…». (Шато О. Непокорные ждут вас // Президент. 1-3 июня 1994 г.).

«Церковная же община во главе с отцом Максимом (…) тоже пытается сорвать с альма-матер дивиденды - коварно вынашивает планы регулярной богослужебной жизни в храме». (Марков А. Церковь вместо театра?//Куранты. 17.08.94).

«А в прошедшее воскресенье в здание театра пытались ворваться черносотенцы во главе со святым отцом…». (Два храма сталкивают лбами).

«В воскресенье 29 мая здание Студенческого театра пытались взять штурмом «памятники» и представители прочих подобных организаций. Не вышло…». (Шато О. Непокорные ждут вас).

«Актеры готовятся отражать новые попытки штурма. А ведь, казалось бы, для грешного лицедея содействовать Церкви - святое дело…». (Аргументы и факты: Москва. 1994. № 22).

«Схватка христиан с актерами (…) Удовлетворенные победой клерикалы (…) Нынешний скандал есть результат грехопадения (…) Разумеется, вина православных больше (…) Вина их не в том, что они захотели устроить в здании церковь, а в том, что, когда в просьбе было отказано, закрутили скандал и склоку, лишенную смирения и терпения (…) Бессмысленно каяться…». (Кротов Я. Горе нам - ибо мы победили! // Московские новости. 1994. № 22) (Я. Кротов - в прошлом «церковный» журналист. Легкость изложения сопоставима только с легкостью искажения фактов…)

Противостояние Татьянинской общины и Студенческого театра

Дальнейшие события, связанные с открытием Татьянинской церкви, все более принимали детективный характер…

Как оказалось, решение Ученого совета МГУ пришлось по вкусу не всем. И прежде всего руководству Студенческого театра - Е. И. Славутину и его супруге.

Основная масса студентов МГУ учится сейчас на Воробьевых горах и, казалось бы, Студенческому театру логичнее всего было бы переехать поближе к студентам, в главное здание МГУ. Но не так-то все было просто. Сразу нашлось множество «причин», по которым Студенческий театр никак не может и не должен переезжать на другое место. По словам руководства театра, выделенные ректоратом помещения не до конца отремонтированы и вообще «непригодны». И вообще, Студенческий театр останется на прежнем месте, по ул. Герцена, дом 1 - и точка!

С другой стороны, Славутин проявил большую обеспокоенность тем, что общине будущей церкви будет сложно проводить богослужения в здании, которое за бытность в нем театра стало стремительно разрушаться, пришло в крайний упадок, дало трещины и находится теперь в аварийном состоянии. Налицо крайняя самоотверженность: играть в разрушающемся здании мы согласны скорее, чем в недоремонтированном зале, а служить - не дадим, заботясь о ближнем. Не обошлось и без более крупных курьезов.

В марте 1994 года в интервью газете «Московский университет» главный режиссер, выявив в себе глубоко заложенные теологические задатки и возревновав о «чистоте церковных канонов», стал приводить целый ряд «богословских» аргументов, в силу которых, по его мнению, в данном здании университетской церкви - университетская церковь никак не может находиться.

На вопрос журналистки: «Здесь ведь с 1837 года по 1917-й находился храм?» г-н Славутин, ничтоже сумняшеся, ответил: «Здесь была домовая церковь, храма не было… Храм предполагает, что он стоит на земле, потому что верующий встает на колени, и должен вставать на землю, а не на воздух, и на втором этаже не может быть церкви, а это второй этаж, где у нас находится зал. И лестница, которая ведет в храм, она должна быть ниже человеческого роста, а здесь она вдвое выше. То есть храмом это никак нельзя назвать… Нужна ли университету церковь? Это вопрос проблематичный… Думаю, что это вопрос не первой необходимости» (Московский университет. - 1994. № 1).

Но были и другие, видимо, более веские причины, по которым театр не желал покидать облюбованное здание Университетской церкви - разумеется, о них прессе как-то не сообщалось. Здание находится в самом центре Москвы, напротив Кремля. И поскольку «прихожанами» Студенческого театра были не только студенты, но и, как говорилось выше, «столичные бизнесмены», то вполне объяснимым становится нежелание руководства театра покидать центр Москвы. Что если бизнесмены не захотят ехать «оттягиваться» куда-то там на Воробьевы горы?! Плюс к этому, там ректорат, университетское начальство - может не быть той свободы. Это здесь, на Моховой, как говорится, до Бога высоко, до ректора далеко…

Сориентировавшись в сложившейся ситуации, Славутин и Большакова, наконец, решаются поставить самый гениально срежиссированный спектакль Студенческого театра. Только теперь его сценой становятся уже не театральные подмостки, а средства массовой информации. На страницах газет, на радио и телевидении разыгрывается целая драма: актеры везде, где только можно, начинают кричать, что «театр выкидывается на улицу», «Церковь наступает на культуру». Вообще противопоставление Церкви и культуры - общее место в антицерковных выступлениях, связанных, как правило, с вопросами собственности. Не рискуя обвинять «защитников культуры» в заведомом искажении истины, мы можем с огорчением констатировать, что они добросовестно заблуждаются, искренне не подозревая о том, что христианская Церковь сформировала европейскую культуру, в частности, русскую. Пусть же это остается печальным свидетельством уровня их собственного соприкосновения с культурой. На удивление быстро в СМИ создается образ «гонимого», «опального театра» и «коварной», «клерикальной», «религиозно фанатичной» общины храма святой Татианы. Неудивительно, что этот новый спектакль получает бешеный успех, какого театр давно уже не видел.

Почувствовав «аншлаг», режиссеры добавляют в это представление несколько новых штрихов: на общину Университетской церкви и на ее настоятеля навешивают ярлык национализма, черносотенства. По замыслу авторов нового шоу, это «коричневое» клеймо окончательно сформирует общественное мнение и очернит любые дальнейшие попытки возрождения Университетского храма.

Расчет режиссеров оказался верным. Некоторые представители второй по древности профессии без промедления клюнули на аппетитную наживку. Началось смакованье. В СМИ разразилась открыто антицерковная кампания, на Татьянинскую общину и ее священника со страниц газет полились потоки грязи и откровенной клеветы.

Кульминационной точкой явился пасхальный молебен святой Татиане, отслуженный настоятелем и общиной 29 апреля 94-го года прямо под открытым небом во дворе журфака МГУ, перед стенами запертого храма (внутри забаррикадировались театралы). Собралось до двухсот человек - преподавателей и студентов, священнослужителей и интеллигенции. По окончании молебна и проповеди университетский священник Максим Козлов возглавил праздничный пасхальный крестный ход вокруг здания Храма и окропил святой водой наглухо запертые театральные двери (в газетах это будет названо «штурмом»). После этого все собравшиеся разошлись, недоумевая, когда же все-таки справедливость восторжествует и церковь будет возвращена.

Примечательно, что на этот молебен пришло несколько человек в формах «Памяти» и в казачьих костюмах - пришли, как выяснилось, по собственной инициативе и только помолиться. Но этого оказалось достаточно, чтобы раздуть из мухи слона. Вечером того же дня в прямом эфире диктор программы РТР «Вести» М. Пономарев попытался обвинить общину Татьянинской церкви «в разыгрывании национальной карты». Оживились и другие журналисты, на молебне не присутствовавшие. Описание молебна стало стремительно обрастать все новыми «подробностями». Например, ряд газет с тревогой сообщил о предпринятых верующими «боевиками» «попытках штурма», которые, правда, «не удались». (Самое курьезное то, что если бы собравшиеся на молебен 200 преподавателей и студентов в действительности захотели бы «штурмовать» здание театра, то это им несомненно удалось бы).

Как правило, приправлялись подобные заметки до боли знакомыми эпитетами из лексикона воинствующих атеистов 20-х годов. Лгали с энтузиазмом. Однако журналисты переусердствовали… Результат - постановление Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ. Этого не ожидали даже режиссеры разыгранной драмы. Но все по порядку…

Решение судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ

«В Судебную палату обратился настоятель Домовой церкви св. мц. Татианы МГУ г-н Козлов с просьбой дать оценку достоверности и объективности содержания некоторых публикаций в СМИ о состоявшемся 29 мая 1994 г. молебне у стен храма св. мц. Татианы и принять предусмотренные Законом меры (…)»

  • дают резкую оценку действиям духовенства во время молебна, говорят о попытках черносотенцев во главе со святым отцом ворваться в здание Студенческого театра («Московская правда»),
  • подчеркивают, что молебен проходил под охраной боевиков «Памяти» («Российская газета»),
  • называют попытки представителей общины войти в здание штурмом («Президент», «Аргументы и факты»),
  • делают вывод, что община для достижения цели разыгрывает национальную карту (программа РТР «Вести»).

Судебная палата установила, что «(…) никаких доказательств использования духовенством членов общества «Память» в целях завладения зданием театра не имеется. Необоснованно также используются такие выражения, как «штурм», «разыгрывание национальной карты», неадекватно представляющие события (…)».

Судебная палата отмечает, что «ни один корреспондент газет, освещающих события, связанные с молебном 29 мая 1994 г., очевидцем их не являлся (…)».

Судебная палата «считает очень опасным при отражении данных событий применение в СМИ резких оценок, неэтичных выражений, попыток играть на национальных чувствах (…)».

После этого решения Информационного суда потоки омерзительной лжи в СМИ резко поутихли, журналисты вдруг почувствовали, что иногда за свои слова приходится держать ответ в инстанциях, в которых ложный пафос и словоблудие не имеют своего обычного действия. Но главное, противники возрождения церкви, почувствовали, что в России православные верующие также обладают правом на полемику. И что прихожане Татьянинской церкви вовсе уж не такие бессловесные овечки, как могло сначала некоторым показаться.

Возвращение храма

Обращение Московского университета к своим духовным и историческим традициям началось уже давно. Идея возродить Домовую церковь МГУ появилась внутри Университета - она исходила не «сверху», но из сердец преподавателей и студентов.

После многих десятилетий атеистической пропаганды первый молебен с акафистом св. мученице Татиане прошел 25 января 1991 года в помещении Студенческого театра на ул. Герцена. Его провел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вероятно, это послужило дополнительным импульсом к действиям, но сразу же появилось много неясностей, например, «когда туда вернется нормальная церковная жизнь, кто будет приводить храм в порядок, ибо пребывает он в состоянии плачевном» («Московский церковный вестник», № 3, февраль 1992 года). Естественно, ни о каких регулярных богослужениях и Университетских праздниках в помещении Студенческого театра речи быть не могло.

Тогда руководители Всецерковного православного молодежного движения и студенческого совета МГУ решили продолжить традицию и провести на следующий год молебен в стенах Главного здания Московского университета на Воробьевых горах.

25 января 1992 года там совершил службу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По окончании ее Владыка обратился к собравшимся преподавателям и студентам: «Наше присутствие здесь - свидетельство зрелости нашего общества, обретения им духовной свободы. И самый факт, что и на богослужении, и в этом зале далеко не все обитатели Университета, что никто никого сюда не загонял - тоже признак свободы».

Проснувшийся интерес общества к Православной Церкви, к русской истории, к основам национальной духовности и культуры, к старинным традициям Московского университета возрастал. Историческая справедливость требовала неотлагательного рассмотрения вопроса о возвращении Университету домовой церкви св. мученицы Татианы.

Осенью 1992 года профессор МГУ Григорий Александрович Любимов выступил на презентации Свято-Тихоновского Богословского института с предложением воссоздать домовую церковь св. мц. Татианы.

20 декабря 1993 года Ученый Совет МГУ принял решение «о восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1, о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ». Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исполняющим обязанности настоятеля Татианинской церкви был назначен священник Максим Козлов, клирик храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве в Москве.

Отец Максим окончил классическое отделение филологического факультета МГУ, а затем Московскую Духовную Академию, получив степень кандидата богословия. «До начала регулярных богослужений» в церкви св. Татианы ее настоятель был временно переведен в только что восстановленный Казанский собор на Красной площади.

Как и в XVIII веке, домовая церковь Московского университета снова возрождалась под сводами Казанского собора. 10 апреля 1994 года в 3 часа дня там состоялось освящение иконы св. мц. Татианы, которая была позднее перенесена в Университетский храм и теперь находится на правом аналое.

27 апреля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Указом № 1341 учредил Патриаршее Подворье в Татианинском храме, принимая во внимание распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года за № 281-РП «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и решение Президиума Московского городского совета народных депутатов за № 1224 «О передаче зданий и сооружений религиозным организациям Московского Патриархата» от 25 июля 1991 года. Постановление Патриарха было согласовано с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим. В июне 1994 года был зарегистрирован Гражданский Устав Подворья. Согласно его основным положениям, «Подворье действует в интересах права человека на свободу вероисповедания, имея целью исповедание и распространение православной христианской веры, заботу о религиозно-нравственном попечении, религиозном обучении и воспитании, о милосердии и благотворительности». Территория и здание, занимаемое церковью, остаются в собственности Московского университета и используются на правах аренды. По согласованию с администрацией Университета священнослужители храма св. мц. Татианы могут проводить массовые мероприятия (молебны, освящение зданий, крестные ходы, лекции, воскресные школы и т. д.) на территории и в зданиях МГУ, а также «совершать религиозные обряды по просьбе студентов или сотрудников МГУ во всех подразделениях Университета, не нарушая внутреннего распорядка работы соответствующих подразделений».

Это совсем не означало закрытия Студенческого театра или пренебрежения его интересами. Никто не собирался «выгонять театр на улицу», как потом утверждала враждебно настроенная к Церкви пресса. В том же решении Ученого Совета МГУ от 20.12.1993 года ректорату было предписано рассмотреть «вопрос о создании равноценных условий для занятий творческих коллективов Культурного центра Московского университета, работающих в ДК МГУ на ул. Герцена, д.1, а также предоставить сценическую площадку для Студенческого театра МГУ по согласованию с дирекцией театра на основе двустороннего договора». Театр и Культурный центр в любом случае не могли более занимать дом на ул. Герцена. Это здание еще в 1960 году было признано «архитектурным памятником республиканского значения» и состояло под государственной охраной. Однако к 1994 году оно уже находилось в аварийном состоянии и создавало угрозу для жизни его посетителей. Об этом Мосгоргеотрест информировал руководство Университета еще в письме от 11.09.1990. В феврале 1994 года главный инженер Мосгоргеотреста С. Г. Майоров сообщил главному инженеру МГУ В. С. Борисову, что «рекомендации по обеспечению нормальной и безопасной эксплуатации здания до настоящего времени не выполнены». Между тем, «в штукатурке потолков чердачного перекрытия над фойе имеются трещины и пятна от протечек. Не исключена возможность обрушения потолочной штукатурки и деревянных перекрытий.» С. Г. Майоров рекомендовал «эксплуатацию здания приостановить и разработать проект его ремонта», учитывая, что в здании ДК «часто проводятся мероприятия с большим скоплением зрителей».

Для разрешения вопроса о предоставлении Студенческому театру и Культурному центру МГУ соответствующих помещений была создана специальная комиссия Ученого Совета Московского университета под председательством Главного ученого секретаря МГУ В. В. Козлова. В нее вошли советник ректора В. В. Белокуров, директор Студенческого театра И. А. Большакова, директор Культурного центра МГУ В. Д. Гавриков, проректоры В. П. Гуськов, М. В. Кулаков, профессор Г. А. Любимов, декан факультета иностранных языков С. Г. Терминасова.

Комиссия работала в течение двух месяцев, изучая всю документацию, относящуюся «к организации и деятельности Студенческого театра при МГУ», осматривая помещение и сценическую площадку в доме № 1 по ул. Герцена. Очень интересны некоторые ее заключения и свидетельства, характеризующие подлинную картину происходящих событий в доме на Моховой.

«Комиссия констатирует, что кроме обычных театральных постановок Студенческий театр при МГУ занимается деятельностью в области шоу-бизнеса (например, проведение выставки собак «Мастиф-93», кабаре «Синие ночи»). Для этих целей театром, без согласования с администрацией МГУ, демонтированы кресла в зрительном зале, что привело к порче паркета (акт инженерной службы прилагается). Помимо этого, Студенческий театр при МГУ занимается также и другой деятельностью (организовано в доме № 1 по ул. Герцена кафе, где продавались спиртные напитки).»

Комиссия также осмотрела различные помещения на Моховой и на Воробьевых горах, которые могли бы быть предложены Студенческому театру, и приняла решение предоставить с 1 мая 1994 года Студенческому театру при МГУ для постановки спектаклей сценическую площадку Дворца Культуры МГУ на Воробьевых горах в Главном здании. Было подчеркнуто, что «это - лучшая из театральных сцен Московского университета. Кроме того, театр будет максимально приближен к месту учебы и проживания основной массы студентов МГУ». Для размещения дирекции Студенческого театра и репетиционных классов выделили четыре комнаты в секторе «А» Главного здания МГУ общей площадью 127,4 кв. м. Для хранения театрального реквизита был предоставлен «трюм» под сценой и дополнительные помещения общей площадью 100 кв. м. во втором техническом подвале ГЗ МГУ.

Более того, комиссия проявила большой такт и уважение к Студенческому театру, и, казалось, было сделано все возможное, чтобы решить вопрос наиболее мирно: «Учитывая традиции деятельности Студенческого театра при МГУ и просьбу дирекции театра о предоставлении возможности продолжить работу в Университетских зданиях на Моховой улице, предоставлять Студенческому театру при МГУ спортивный зал общ. площадью 215,6 кв. м для театральных постановок и репетиций в вечернее время». Инженерным службам МГУ совместно с дирекцией Студенческого театра было предписано «разработать проект установки сцены в спортивном зале, а также осветительского оборудования» и дать предложения «об организации независимого входа в этот зал через помещение 3, используемое в настоящее время кафедрой военной подготовки». Проректору М. В. Кулакову следовало заключить договор со Студенческим театром «об использовании на безвозмездной основе помещений».

Ряд больших помещений был предназначен и для Культурного центра МГУ, кроме того, для репетиций его студий выделялись также две гостиные в общежитиях Главного здания на Воробьевых горах. Все эти помещения должны были быть подготовлены для использования Студенческим театром и Культурным центром к 31 марта 1994 года.

Само здание Дома Культуры МГУ требовалось срочно поставить на капитальный ремонт и реконструкцию с 15 мая 1994 года, учитывая его аварийное состояние. В связи с установлением этого окончательного срока Культурному центру МГУ и Студенческому театру было предписано «освободить до 15 мая 1994 года занимаемые ими помещения в доме № 1 по ул. Герцена».

Приказом Ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года все эти предписания и рекомендации комиссии были утверждены и назначены к исполнению. Студенческому театру и Культурному центру Московского университета следовало переехать в предоставленные помещения до 15 мая 1994 года, а здание на ул. Герцена ставилось на капитальный ремонт.

Однако Студенческий театр отказался покинуть «дом на Моховой», не желая оставлять престижное и выгодное помещение. Кроме того, дирекция театра не согласилась с некоторыми положениями и условиями предложенного арендного договора. Началась широкая кампания по формированию «общественного мнения». На защиту «светской культуры, попираемой церковью», поднялась воинствующая пресса, развязавшая настоящую травлю церковной общины и настоятеля храма. Чего стоит заметка журналистки Ирины Лобачевой в газете «Куранты» (17 августа 1994 года), которая обвинила общину в том, что она «коварно вынашивает планы регулярной богослужебной жизни в храме». Изыскания же всеведущих журналистов и режиссера театра Евгения Славутина в области церковной архитектуры и истории Университетской церкви говорят сами за себя: Евгений Иосифович уверял, что храма в помещении театра вообще никогда не было, а была только… домовая церковь. («Московский университет», март, 1994 год). Неизвестный автор заметки в «Газете для женщин» объяснял, что «вовсе не здесь находилась знаменитая церковь, возникшая при Университетской гимназии (??) в 1791 году», а пашковский флигель, оказывается, даже не был перестроен «в соответствии с каноническими условиями и потому все равно для церковных служб не подходит». Иногда дело доходило до курьезов. В одной из листовок Комитета защиты Студенческого театра его члены утверждали, что церковь была основана в этом здании в «годы аракчеевской реакции». Напоминание о мрачном временщике должно было сразу вызвать у прогрессивного читателя негативные чувства к Татианинскому храму. Однако Аракчеев умер в 1834 году, находясь в отставке, а эпоха его могущества и всевластия приходится на вторую половину царствования Александра Павловича - за двадцать лет до открытия здесь церкви - в это время в пашковском флигеле располагался как раз Московский императорский театр.

Особенно неистовствовала газета «Президент», поместившая подряд две публикации журналистки Ольги Шато. Одна из них называлась «Прощай, Студенческий театр!»

В начале статьи автор утверждал, что «все силы зла обрушились на независимую светскую культуру», а в конце выражал тревогу, что «религия, вроде бы призванная учить людей добру, милосердию, справедливости» так активно «теснит» эту светскую культуру. Ниже было опубликовано обращение театральных деятелей к Президенту Российской Федерации в защиту Студенческого театра, которое подписали Галина Волчек, Кирилл Лавров, Юрий Никулин, Валентин Гафт, Марк Захаров, Михаил Ульянов, Леонид Хейфец и многие другие известные актеры. Они утверждали, что «восстановление церкви именно в этом здании не обусловлено исторической необходимостью», так как это уже третье местоположение Татианинского храма. Между тем «исторический дом» на ул. Герцена - «святыня театрального искусства нашей страны», а Студенческий театр МГУ - «трибуна, с которой студенты Университета выступали в защиту демократии и прогресса». Правда, осталось неизвестным, посещали ли наши корифеи спектакли Евгения Славутина в Студенческом театре МГУ в последнее время.

Не все деятели российской культуры проявили такое единодушие и остались солидарными с шоу-театром при Московском университете. Решение о возвращении здания на ул. Герцена Церкви и открытии в нем храма св. Татианы поддержали Никита Михалков, Ирина Архипова, Марлен Хуциев, Георгий Свиридов, Александр Михайлов, Светлана Дружинина, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов.

Тучи сгущались, обстановка вокруг Университетской церкви и Студенческого театра становилась все более напряженной. Столкновение было неизбежным, и нужен был только повод, чтобы начался скандал.

18 мая 1994 года настоятель Татианинского храма отец Максим обратился к ректору В. А. Садовничему с просьбой разрешить «совершение праздничного богослужения, посвященного началу возрождения домового храма Университета, до конца нынешнего учебного года». Это помогло бы «… перевести ситуацию вокруг храма Университета из области конфронтации в сферу созидания».

Было предложено совершить службу 29 мая - в «ближайший воскресный день после дня памяти святых Кирилла и Мефодия». Если здание не будет освобождено к этой дате, настоятель и церковная община намеревались провести службу у его стен.

В воскресенье, 22 мая, после вечернего спектакля около двадцати человек заперлись в помещении ДК МГУ и объявили о создании Комитета в защиту Студенческого театра. В упомянутой выше листовке этого Комитета указывались причины такого стойкого сопротивления решению Ученого совета МГУ и приказу ректора В. А. Садовничего. Прежде всего, не истек срок арендного договора МГУ и Студенческого театра, предполагавший использование этого здания театром до ноября 1999 года. Однако этот пункт договора уже не имел никакого значения, потому что здание находилось в аварийном состоянии и требовало немедленного капитального ремонта. Дирекция театра также выражала недовольство и несогласие с условиями нового типового арендного договора: «Оговоренные в приказе зал ДК на Ленгорах и спортивный зал факультета журналистики вообще театру не передаются, а предоставляются «по заранее согласованному графику», что, по мнению руководства театра, «не имеет юридических гарантий. «Однако из заявления проректора МГУ В. П. Гуськова «К сведению средств массовой информации», сделанного им 1 июня 1994 года, становится ясно, что «в последнее время руководство Студенческого театра при МГУ резко изменило свои позиции, отказавшись от ранее принятых совместных решений, и пошло по пути выдвижения заведомо неприемлемых для Московского университета требований (передача им учебных аудиторий в здании на Моховой для перестройки под театр либо сохранение за ними прежних помещений)». Объяснить такое поведение руководства театра можно было только одним: «… В Главном здании МГУ, в студенческой среде будет трудно осуществлять свои планы в области шоу-бизнеса». В этом же заявлении В. П. Гуськова была представлена достоверная информация об истории Университетской церкви, о решении Ученого Совета, Ректората и объективно оценивалась деятельность Студенческого театра в последнее время.

Между тем на входных дверях «дома на Моховой» появилась табличка «Ремонт. Вход воспрещен».

В понедельник 23 мая решением Университетской администрации в здании театра был отключен свет.

24 мая в день свв. Кирилла и Мефодия в Москве состоялся первый крестный ход к памятнику святым просветителям славян. В этот же день с 15:00 до 23:00 Студенческий театр провел поэтический марафон в свою защиту, который назывался «Нон-Стоп Кирилл и Мефодий». В нем приняли участие Владимир Вишневский, Виктор Шендерович, Гарик Сукачев, Марк Шатуновский, Игорь Иртеньев и др. На ступенях парадной лестницы поставили свечи и устроили там импровизированную сцену, на которой пели про выползающую «шмакодявочку, изнуренную ответственным постом».

Это кощунство проходило в тех же стенах, где 133 года назад состоялось первое чествование создателей славянской письменности. Представителей церковной общины в здание не пустили.

29 мая 1994 года под стенами храма-мученика состоялся молебен, на котором присутствовало примерно 700 человек. Здание обошли вокруг и снаружи окропили святой водой. Этого было достаточно, чтобы в прессе с новой силой развернулась клеветническая кампания против общины и священника.

В газете «Президент», № 38(92), появилась вторая публикация Ольги Шато «Непокорные ждут вас» с кратким, но восторженным отчетом об антицерковной акции актеров Студенческого театра 24 мая и о том, как «памятники» (члены общества «Память», присутствовавшие на молебне по своей инициативе) пытались «взять штурмом» здание театра. В конце статьи автор упрекнул Ректора Московского университета В. А. Садовничего за то, что он «действует фактически заодно с черносотенцами». А программа Российского телевидения «Вести» 29 мая просто обвинила церковную общину и настоятеля в том, что они «разыгрывают национальную карту». Следует отметить, что в защиту Университетской церкви выступили газеты «Сегодня», «Комсомольская правда», «Русь Державная», «Московский Церковный Вестник», «Православная Москва».

1 июня 1994 года в доме № 1 на ул. Герцена прошла пресс-конференция в защиту Студенческого театра, на которой присутствовали Марк Захаров, Марк Розовский, главный редактор газеты «Президент» Лев Шемаев и руководство театра. Церковной общине лицемерно напоминали о христианской любви, смирении, в доказательство правоты театра призывали великие имена Мочалова и Щепкина, а потом Лев Шемаев откровенно признался, что считает оскорблением для светских устройство в историческом здании православной церкви, и привел в пример свою внучку, которую «интересуют три вещи: футбол, теннис и математика. Все остальное ей «до лампочки». Она будет плевать ходить на всех, кто в этих рясах там появляется». В заключении свое речи главный редактор призвал поскорее решить этот вопрос «практически силовыми методами» - поднимать студентов «на серьезную акцию, не политическую, а студенческую тусовку по этому поводу» и обращаться к Президенту России.

К Президенту России действительно обратились по этому вопросу, правда, несколько позже и совсем с другой позиции, чем хотел Лев Шемаев.

9 декабря к Б. Н. Ельцину и В. А. Садовничему обратились участники международной научной конференции «Русская литература XIX в. и христианство», проходившей в те дни в Московском университете. В своем письме видные ученые выражали обеспокоенность невыполнением решения Ученого Совета МГУ от 20 декабря 1993 года и подчеркивали, что «сегодня, когда в нашем Отечестве идет процесс восстановления исконных понятий и принципов, именно Московский университет как колыбель науки и культуры остро нуждается в твердой опоре на нравственные идеалы, и кто, как ни Русская Православная Церковь, уже много веков стоит на страже высокой духовности». В связи с этим возрождение храма св. мц. Татианы - «задача первостепенной важности». Это обращение подписали профессора МГУ В. И. Кулешов, В. Б. Катаев, В. В. Кусков, профессор канадского университета Елена Глазова и многие другие.

Писали руководству Университета и студенты, собрав многочисленные подписи за возвращение домового храма. Между тем 30 июня 1994 года иерей Максим Козлов обратился к председателю судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации А. Б. Венгерову с «просьбой рассмотреть некоторые публикации и выступления средств массовой информации и дать оценку достоверности и объективности содержащейся в них информации».

7 июля 1994 года Судебная палата признала, что «события 29 мая 1994 года у стен здания по ул. Герцена, 1 отражены в упомянутых средствах массовой информации с нарушениями требований журналистской этики» и призвала «стороны к цивилизационному выходу из данного информационного спора,… не допускать неадекватных оценок в средствах массовой информации событий, происходящих вокруг домовой церкви св. мц. Татианы».

Работа по возвращению Университетской домовой церкви все равно продолжалась.

3 ноября 1994 года между МГУ и Патриаршим подворьем был заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности, по которому МГУ брал на себя обязательство предоставить Подворью необходимые помещения «в бессрочное, безвозмездное пользование», поддерживать их в нормальном эксплуатационном состоянии и «оказать содействие в поиске в архивах, библиотеках и других подразделениях Университета материалов и реквизитов, связанных с церковью св. мц. Татианы, и передать их Подворью и Музею МГУ для хранения и использования при богослужении». Подворье, в свою очередь, должно было выполнять ряд обязательств, в том числе «исполнять в приоритетном порядке запросы Московского университета, его профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов, связанные с исполнением церковных треб и других религиозных таинств. Особенно важный пункт этого договора гласит: «Экспозиция Музея, а также вся богослужебная и катехизаторская деятельность должны способствовать восстановлению лучших духовных и культурных традиций МГУ».

Противостояние продолжалось еще несколько месяцев, до января 1995 года. Почти накануне Университетского праздника и памяти его Небесной Покровительницы это испытание закончилось.

События 1995 года

Возвращение здания общине храма. Начало издания «Татьяниного дня». Первая Божественная литургия в верхнем храме. Установка деревянного креста. Привезены мощи святой мученицы Татианы.

22 января В день памяти митрополита Филиппа, Святителя Московского, здание было возвращено Церкви, начинает издаваться газета православного студенчества «Татьянин день».


Через два дня, после срочной уборки и косметического ремонта, 24 января в Домовом университетском храме состоялось первое Всенощное бдение, незабываемое для всех, кто на нем присутствовал. Вечернее богослужение совершали священнослужители, выпускники Московского университета. Храм был заполнен людьми. Друзьями. Пришли все те, кто целый год боролся за его возвращение и возрождение. Пришли профессора, их семьи, студенты, просто школьники. Сочувствовавшие храму журналисты.

Молились - в буквальном смысле! - со слезами на глазах. И тогда, по окончании Всенощного бдения, настоятель возрожденного храма святой мученицы Татианы священник Максим Козлов обратился к народу с проповедью:

«Казалось бы, странно, почему покровителем Университета является не святитель, не ученый муж, не многомудрый проповедник, а мученица. Однако теперь, по прошествии времен лихолетья, мы можем явственно увидеть в этом Промысел Божий. Университетская домовая церковь сама должна была пройти мученическим путем, путем страданий, надругательств и осквернения. Но знаем мы и то, что Господь всегда укрепляет страдающих за Имя Его, так что самые лютые истязания не приносят им вреда, но обращаются против самих же мучителей. Мы видим это и в житии святой мученицы Татианы, видим и в судьбе нашего храма, видим и в судьбе России…»

25 января Первый Татьянин день. Патриарх Алексий II в присутствии ректора МГУ Виктора Садовничего отслужил праздничный молебен, на котором обратился к собравшимся с напутствием:

«Роль Московского Государственного Университета сегодня так же велика, как и в прежние годы. Сегодня закладывается будущее нашего Отечества, и от усилий каждого из нас зависит, какой станет Россия…»


С этих пор Домовый храм Московского университета зажил настоящей церковной жизнью.

23 апреля Пасха Христова. Впервые после 77-летнего перерыва Божественная литургия прошла в верхнем храме.

Молитва в нижнем храме. Освящение иконы святителя Филарета Дроздова.

6 мая В день святого великомученика Георгия Победоносца на храме вновь установили деревянный крест.

1 сентября Молебен на начало учебного года. При храме начала работать детская Воскресная школа.

26-29 декабря Паломническая поездка в Псково-Печерский монастырь. Две частицы мощей от десницы св. Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая - положена в ковчежец.

Директор - Кружалина Лариса Сергеевна

Культурный центр МГУ - государственное клубное культурно-просветительское учреждение, основными задачами которого является совершенствование системы художественного, эстетического воспитания, повышения уровня знаний студентов, аспирантов и сотрудников университета в области науки, культуры и искусства, развитие самодеятельного художественного творчества учащейся молодежи, организация их содержательного досуга.

Для реализации поставленных задач КЦ МГУ формирует творческие коллективы, студии и мастерские различных жанров и направлений; оказывает творческую и организационную помощь факультетам в проведении досуговых и зрелищных мероприятий; организует и проводит праздники, фестивали, смотры, конкурсы, выставки, театрально-зрелищные, танцевально-развлекательные и иные мероприятия.

Культурный центр не стоит на месте и активно расширяется, прирастает новыми коллективами, которые вливаются в активную культурную жизнь Московского университета. Сегодня Культурный центр МГУ - это хореографические, вокальные, театральные коллективы, камерный оркестр, фортепианный и органный классы, студия художественного слова, литературная студия «Луч».

Несколько слов о коллективах КЦ МГУ.

Прославленный народный, старейший любительский коллектив, созданный вскоре после основания Московского университета, лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Состав - 180 человек, ежегодное пополнение до 95 человек. Ежегодно участвует в 40–45 концертах. Только за последние три года Академический хор стал лауреатом таких конкурсов и фестивалей, как Московский фестиваль студенческого творчества «Фестос»; конкурс хоровой музыки «Хрустальная лира» (Гусь-Хрустальный); фестиваль «Москва - город мира», Международный фестиваль «Chorus Inside». Академический хор традиционно выступает на общеуниверситетских мероприятиях: «День первокурсника», «Татьянин день», «День выпускника», вручение Ломоносовких и Шуваловских премий; на открытиях крупнейших конференций, проходящих в МГУ.

Основана в 1992 году. Постоянный состав - 150 человек, что делает коллектив самой крупной студенческой школой-студией бального танца Москвы. «Грация» является лауреатом фестиваля студенческого творчества «Фестос», молодежного фестиваля «Дружба без границ», фестиваля «Татьянин день». Участвует во всех мероприятиях, проводимых Культурным центром. Танцоры студии принимают участие в конкурсах спортивного бального танца, проводимых Федерацией танцевального спорта России и Московской федерацией спортивного танца как в Москве, так и в других городах РФ. Студия бального танца «Грация» проводит традиционные конкурсы бального танца: зимний (в программе спартакиады МГУ) и летний кубки МГУ по спортивным бальным танцам, а также осенний, новогодний и весенний балы-вечера. Школа-студия пользуется неизменным интересом у студентов МГУ. «Грация» - неоднократные чемпионы Москвы по ассамблеям спортивным бальным танцам, финалисты чемпионата России, чемпионы Европы 2014 года.


Заслуживает большого внимание полупрофессиональная Студия индийского танца «Сарасвати» , основанная в 1985 году под руководством преподавателя Еленs Добровольской, получившей навыки и мастерство в Индии (она была награждена Дипломом об окончании трехгодичного курса по классическому индийскому танцу). Состав коллектива - 42 человека. Это студенты, аспиранты и сотрудники МГУ. Высокий профессионализм танцоров, костюмы, привезенные из Индии, дают возможность коллективу неизменно занимать первые места во Всероссийских конкурсах, проводимых Общероссийской танцевальной организацией (ОРТО) в номинациях: «индийский классический танец соло»; «индийский классический танец группа»; «индийский народный танец»; «стилизация индийского классического танца».
За участие во Всероссийском конкурсе, проводимым Индийским землячеством коллектив получил приз - три поездки в индийский штат на неделю. Творческий коллектив выступает не только на традиционных мероприятиях университета, но и принимает участие в индийских праздниках в посольстве Индии, Музее народов Востока, а также дворцах культуры других вузов.


«Театр старинной музыки» основан в 1980 году. Состав - 65 человек, в том числе камерный хор и солисты (35 человек), оркестр (25 человек), постановочная группа (5 человек); ежегодное пополнение около 20 человек. Среди солистов - 9 лауреатов международных конкурсов. Театр ставит уникальные произведения классической музыки, которые пользуются огромным интересом. Коллектив не только участвуют в общих мероприятиях КЦ МГУ, но и успешно выступает а за пределами МГУ. В 1987 году Театр старинной музыки получил звание «народный коллектив». Является лауреатом «Фестоса» по разделу «музыкальные театры».


Студенческие театральные мастерские образованы в 1993 году. Постоянно работающая группа - 56 человек, ежегодный набор - до 20 человек. Коллектив принимает участие во всех мероприятиях Культурного центра, мероприятиях МГУ, делает серию новогодних спектаклей для детей «Снежная королева». СТМ - лауреат «Фестоса», дипломант Театрального фестиваля в Перми, Театральной универсиады в Челябинске, Риге и Санкт-Петербурге; лауреат фестиваля детских и юношеских театров в Зеленограде и фестиваля «200-летие А.С. Пушкина».


Вокальный класс основан в 1940 году, однако обучение певческому искусству студентов университета началось еще в 1757 году, когда в университете были открыты художественные классы. В вокальном классе занимается от 12 до 14 человек. Ежегодно проводятся прослушивания новых участников. В зависимости от вокальных данных ежегодное пополнение составляет 4–6 человек. Кроме того, 3–4 студента проходят подготовительный период, в течение которого определяется пригодность к занятиям академическим пением. Несколько учеников, получив навыки в вокальном классе, избрали себе творческую стезю и поступили в Московскую консерваторию. Участники вокального класса неоднократно становились лауреатами и дипломантами фестиваля «Студенческая весна» и «Фестос».
За последние годы солистами класса подготовлены серьезные музыкальные программы, посвященные русской и зарубежной классике, программы, посвященные творчеству П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В.А. Моцарта, французских и немецких композиторов, старинному русскому романсу, военной песне.


В составе Культурного центра работает , принимающий участие во всех торжественных церемониях университета: вручение почетных званий Московского университета, вручение премий Европейской Академии молодым ученым МГУ, празднование Татьяниного дня и т.д. Коллектив образован в 1967 году, в его составе 15 человек и подготовительная группа (4–7 человек).
Художественный руководитель коллектива Александр Константинов удостоен премии имени А.Н. Баха РАН за 2008 год. Ежегодно коллектив дает 7–8 концертов с полными программами на разных концертных площадках и Москвы и Подмосковья (Библиотека искусств им. Боголюбова, Музейный комплекс Ново-Иерусалим, Музей музыкального искусства имени Глинки и др.)


Фортепианный класс - старейший коллектив, образованный в 1936 году. Количественный состав 15 человек, ежегодное пополнение 4–5 человек. Участники коллектива имеют призы и звания лауреатов конкурсов в Нидерландах, Санкт-Петербурге; принимают участие в тематических концертах и на сценических площадках как в МГУ, так и других вузах.

Особое место занимает . В 2011 году ему исполнилось 30 лет. Основной состав коллектива - 15–20 человек, ежегодное пополнение составляет 5–7 человек. Участники органного класса принимают участие в совместных концертах с Театром старинной музыки, Оперной студией и другими коллективами КЦ МГУ, а также на площадках Москвы.
6 марта 2008 года в Мраморном фойе Дворца культуры МГУ состоялся концерт-презентация нового электронного органа Viscount Prestige 80 (Италия), приобретенного по инициативе ректора МГУ В.А. Садовничего для органного класса. Концерт был приурочен к Международному Женскому дню. 11 октября 2008 года Органный класс выступил с концертом в рамках Третьего фестиваля науки в Москве, который состоялся в фойе конференц-зала Шуваловского корпуса. Концерты Органного класса проходят с неизменным успехом.


Оперная студия была воссоздана в 2013 году. В составе коллектива - студенты, аспиранты, выпускники и преподаватели университета, среди которых несколько лауреатов международных конкурсов. Солисты студии - от баса до колоратурного сопрано и контртенора - готовят несколько концертных программ, в которые входят как камерные произведения, так и театрализованные сцены из опер русских и зарубежных композиторов.
За короткий период Оперная студия сумела привлечь внимание студентов, преподавателей и сотрудников МГУ яркими концертными программами, проводимыми в Культурном центре, а также участием солистов студии в традиционных мероприятиях Московского университета.


Студия эстрадного вокала - молодой коллектив КЦ МГУ, солисты которого, однако, уже успели поучаствовать во многих мероприятиях, проводимых в Московском университете, а также завоевать звание лауреатов фестиваля «Студенческая весна МГУ». Эстрадный вокал - популярное среди студенческой молодёжи направление творчества и Культурный центр стремиться предоставить студентам возможность совершенствовать свои навыки, дает возможность молодым талантам выйти со своим творчеством на различные площадки как университетского, так и городского масштабов.

Коллектив современного танца «Вариация» был создан в октябре 2012 года тогда второкурсницей факультета журналистики Анной Юдиной. На данный момент «Вариация» остается единственным в Московском университете хореографическим коллективом, работающим на стыке направлений «современная хореография», «народный стилизованный танец», «авторская хореография». В «Вариации» танцует 20 мотивированных, трудолюбивых, умных, открытых девушек и парней. Репетиции проходят четыре раза в неделю по три часа. Коллектив не стоит на месте, не зацикливается на одном стиле, не останавливается на достигнутом. За три с половиной года «Вариация» стала неоднократным обладателем гран-при и лауреатом всероссийских и международных конкурсов.


Лаборатория танца «Кот да Винчи» - один из самых молодых коллективов Культурного центра, основанный в конце 2015 года. Хореограф-постановщик - лауреат международных конкурсов Юлия Франкова. Направления, в которых работает коллектив, - модерн, неоклассический танец, стилизованный этнический танец.

В 2014 году выпускница факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Нина Охотина вдохновилась идеей создания танцевального коллектива. Так на свет появился танцевальный коллектив «Силуэт» . Коллектив всегда открыт для новичков и танцоров - для тех, кто не боится экспериментировать с различными направлениями современного танца. Здесь танцуют hip-hop и contemporary, эстрадные и испанские мотивы, классику. За два года существования коллектив успел стать лауреатом международных конкурсов «Четыре элемента» и «Души прекрасные порывы», а также полноправным участником культурной жизни Московского университета.


1 сентября 2016 года на традиционном «Дне первокурсника» был представлен Симфонический оркестр МГУ . Новый коллектив Московского университета всегда открыт для желающих пополнить его ряды. Дирижер - заслуженный работник культуры РФ М.С. Аскеров.

Для любителей прозы и поэзии в Культурном центре существуют следующие студии: Студия художественного слова , поэтические студии «Логос» и «Грани» , а так же Литературная студия «Луч» . Деятельность студий - это чтения, разбор, обсуждение новых произведений, творческие встречи с поэтами и писателями дружественных студий и творческих союзов. Так, например, в гостях у «Логоса» побывали поэт, член Союза писателей России, руководитель студии «Квинтэссенция» (философский факультет МГУ) Авелина Абарели; поэт, переводчик, один из лидеров поэтической группы «Спектр», гремевшей в неофициальной литературе шестидесятых годов прошлого века, а ныне сопредседатель Союза литераторов России Дмитрий Цесельчук; замечательная поэтесса Наталья Ванханен; поэт и переводчик Алла Шарапова и многие другие известные литераторы.
Некоторые студийцы стали членами Союза литераторов России и Союза писателей России. Это Владимир Кузнецов, Михаил Локощенко, Борис Куксенко, Владимир Новиков, Александр Землинский и др. Многие наши студийцы значительно повысили художественный уровень своих произведений, осознав всю серьезность занятий литературой.

С 1995 года Культурный центр МГУ проводит ежегодный , который призван продемонстрировать разноплановость интересов студентов, их незаурядные таланты и способности, развить которые помогла учеба в университете. Финальное шоу всегда проходит в январе накануне Татьяниного дня. Каждый год титул «Мисс МГУ» завоевывает самая достойная из конкурсанток, которая смогла наиболее ярко презентовать свои таланты на всех этапах отборочных туров и финального шоу: интервью, дефиле и «Творческий поединок». Нерушимая традиция конкурса - приветствие ректора МГУ В.А.Садовничего. Неизменный ведущий финала - известный актер и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, который начинал свою творческую карьеру в стенах Московского университета, будучи студентом механико-математического факультета. В состав жюри конкурса традиционно входят преподаватели вуза и его знаменитые выпускники, а также бывшие актеры студенческого театра. В разные годы свои оценки выступлениям конкурсанток выносили Валдис Пельш, Максим Галкин, Ирина Богушевская, Алексей Глызин, Данко, Виктор Чайка, Игорь Саруханов и многие другие популярные артисты.


В апреле 1969 года в Культурном центре был создан Клуб ученых МГУ . Эта организация насчитывает более 200 членов из профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Клуб проводит автобусные экскурсии, выезды за рубеж, встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные вечера.

Культурный центр МГУ готовит сценарии и осуществляет режиссуру всех университетских мероприятий, ставит спектакли, участвует в Фестивале науки, проводит конкурсы и традиционные общеуниверситетские мероприятия:

  • «День знаний» (1 сентября);
  • «Татьянин день» (25 января);
  • «День старшего поколения»;
  • «День защитника отечества» (февраль);
  • «День выпускника» (июнь).

Комплексный подход к решению задачи творческого развития студенческой молодежи, глубокое понимание процессов формирования всесторонней личности позволяет сохранить и приумножить лидирующие позиции Московского университета. Курс на сохранение и развитие патриотического воспитания, культурных традиций университета был и остается основным и определяющим фактором для Культурного центра МГУ.

В 1830-е гг. территория, занимаемая Московский университетом, стала мала, поэтому в 1832 г. император Николай I распорядился купить для него участок с двумя домами, который располагался через улицу от Главного здания университета. Во второй половине XVI века этот участок, возможно, входил в состав Опричного двора Ивана Грозного. От Опричного двора осталось небольшое одноэтажное здание с полуподвалом, в котором размещается типография факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

В конце XVII века этот участок оказался во владении богатой семьи Пашковых, в частности он принадлежал богачу П.Е. Пашкову, сыну денщика Петра I. Для них было построено архитектором Баженовым несколько зданий на Моховой улице, в частности, знаменитый Пашков дом. На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не окончили, недостроенным стоял дворец Пашковых почти 40 лет. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного. С 1970 г. в нем располагается факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Московскому архитектору Е.Д.Тюрину было поручено перестроить дворец Пашковых в здание, приспособленное под нужды университета. В 1835 году Аудиторный корпус был открыт, в XIX веке в нем читали лекции знаменитые профессора историко-филологического и юридического факультетов: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, С.П. Шевырев, В.О. Ключевский, Н.С. Тихонравов, М.М. Ковалевский. Публичные лекции в этом здании были очень популярны у московской публики. На верхнем этаже Аудиторного корпуса помещался механический кабинет, переименованный в 1901 г. в Кабинет прикладной механики, который возглавлял Н.Е. Жуковский. На балюстраде около него стояла аэродинамическая труба, одна из первых в мире (она была разрушена в 1941 г.). На втором этаже располагалось старейшее в Европе Математическое общество.

В 1833-37 гг. подвергся перестройке и корпус усадьбы слева от Аудиторного корпуса, где у Пашковых располагался манеж, а потом театр. Он был перестроен для размещения в нем университетской церкви Святой Татьяны. Отделка церкви, как и роспись итальянского художника Ланжилотто погибли в советское время.

В университетской домовой церкви студенты и профессора прощались со многими из тех, кто вписал навсегда свое имя в историю русской науки и культуры. Здесь отпевали Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева прощались с А.Г. Столетовым и Н.С. Тихонравовым, отcюда выносили гроб с телом Н.В. Гоголя.

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в храме был открыт клуб. 6 мая 1958 года великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно открыла здесь Студенческий театр МГУ. Здесь ставил свои первые пьесы известный сегодня театральный режиссер М. Розовский, и ныне покойный Ролан Быков, здесь раскрылся сценический талант И. Савиной, А. Демидовой, А. Кортнева, И. Богушевской и др.

В 1993 г. была восстановлена община при церкви Святой Татианы, 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета.

В 1901-1904 (1905) гг. Аудиторный корпус был еще раз перестроен архитектором К.М. Быковским. Новый вид приобрел вход в здание, над парадной лестницей вознесся купол стеклянной крыши. Был надстроен двумя этажами переход к церковному корпусу. С фасада здания убрали фронтон, изменили число колонн портика, размеры окон и сократили почти вдвое число окон. Появилась ажурная решетка перед зданием. Со стороны двора было достроено новое крыло: расширена Большая аудитория (в советское время она называлась Коммунистической – сейчас Академическая аудитория №232). Центральную часть здания заняла великолепная парадная лестница и три яруса балюстрад под центральным куполом здания. Быковский надстроил корпус в сторону Никитской улицы, построив вторую большую аудиторию (бывшую Ленинскую – сейчас ауд. 201). После перестройки перестала существовать старая большая аудитория, где проводились публичные лекции, а также и знаменитая Профессорская аудитория, которая находилась в центральной части здания. Тогда же К.М. Быковским было построено здание Научной библиотеки университета с ротондой на углу. В таком виде ансамбль зданий и Аудиторный корпус сохранились до перестройки после Великой Отечественной войны.

С 1919 г. в Аудиторном корпусе располагался рабфак (рабочий факультет) МГУ. Затем, в 1920-е годы в Аудиторном корпусе находился факультет общественных наук, реорганизованный затем в историко-этнологический факультет и факультет права.

В годы Великой Отечественной войны здание Аудиторного корпуса пострадало. Особенно сильные разрушения были вызваны 29 октября 1941 г. падением большой фугасной бомбы рядом со зданием. Взрывной волной были выбиты все окна и двери, сорвана крыша, выбиты стекла из купола. В научной библиотеке МГУ также были выбиты окна и двери и разрушены стеллажи, книги, газеты и журналы были раскиданы по полу. Взрыв сильно искорежил чугунную решетку перед зданием. В 1942-1943 гг. реставрацией Аудиторного корпуса руководил архитектор С.А. Торопов. Тогда же была восстановлена чугунная ограда, отлитая по рисунку Е.Д. Тюрина.

После окончания строительства высотного здания и других корпусов часть факультетов МГУ переехала на Ленинские горы, а в Аудиторном корпусе с 1970 г. располагается факультет журналистики МГУ.

Первый памятник М.В. Ломоносову - бронзовый бюст на чугунном постаменте работы скульптора С.И. Иванова с надписью: «Ломоносову Московский университет. 1876» - был открыт перед Аудиторным корпусом в день 120-летия университета 12 января 1877 г. Во время бомбежки в октябре 1941 г. был разрушен постамент этого памятника. Тогда бюст Ломоносова перенесли на площадку парадной лестницы клуба МГУ им. М.В. Ломоносова (сейчас он – в приделе храма Святой Татьяны).

А перед университетом установили новый памятник скульптура С.Д. Меркурова, изображавшего молодого Ломоносова, стоявшего во весь рост и опирающегося на глобус. Этот гипсовый памятник стал быстро разрушаться от снега и дождей.

Поэтому в 1957 г. был открыт существующий ныне памятник М.В. Ломоносову работы скульптора И.И. Козловского.

Авторы статьи: Гутнов Д.А. (профессор, доктор исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова) и Минаева О.Д. (доцент, кандидат исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова)