Тест серебряный век русской поэзии. Контрольный тест по поэзии серебряного века

Проверочная работа по теме

I вариант.

    Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1886-1921?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

З. Как назывался поэтический манифест футуристов?

А. « Поэзия как волшебство».

Б. « О прекрасной ясности»

В. « Пощёчина общественному вкусу».

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь..Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Лотарёва.

А. Горький.

Б. Северянин.

В. Белый.

6. Какая из трёх строчек существительных – «акмеистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень, лоно.

небывалый хор,

Проверочная работа по теме

«Серебряный век русской литературы»

II вариант.

    Определите модернистское течение по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1867-1942?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

3. Как назывался поэтический манифест акмеистов?

А. « Некоторые течения в современной русской поэзии».

Б. «Пощёчина общественному вкусу»

В. « О причинах упадка и новых течениях современной

русской литературы»

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти созданий

На эмалевой стене.

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Горенко.

А. Цветаева.

Б Гиппиус.

В. Ахматова.

6. Какая из трёх строчек существительных- « символистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень.

Б. Небо, труп, звёзды, черви, туман, боль, круп, ухватка, сыпь.

В. Лыжи, небо, луг, месяц, окошки, тишина, тропинка, ива.

7. Имена каких поэтов Серебряного века перечислены в следующих стихах Г. Шенгели?

Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава, И Александра- небывалый хор,

Четырнадцатизвёздное созвездие!

Ответы.

1. вариант 2 вариант

1 А 1В

2 Б 2 В

3 В 3 А

4 А 4 Б

5 Б 5 В

6 В 6 А

7 Валерий Брюсов

Андрей Белый

Константин Бальмонт

Максимильян Волошин

Осип Мандельштам

Борис Пастернак

Иван Бунин

Игорь Северянин

Анна Ахматова

Владимир Маяковский

Сергей Есенин

Марина Цветаева

Вячеслав Иванов

Александр Блок

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Вариант №1

1. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

2. Стихотворение «Прозаседавшиеся» написал…

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Мандельштам

3. Произведение «Двенадцать» Блока – это…

А) поэма Б) повесть В) стихотворение Г) роман

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Цветаева

5. Где родился С.Есенин?

А) в Рязанской губернии Б) в Ярославской губернии

В) Москве Г) Петербурге

6. Годы жизни С.Есенина:

А) 1870 – 1938 Б) 1895 – 1925 В) 1892 – 1941

7. Представителем какого литературного течения является А.Блок?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

8. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

9. Назовите мужа А.Ахматовой (поэт, представитель акмеизма).

А) Гумилев Б) Блок В) Сологуб Г) Мандельштам

10. Где родилась А.Ахматова?

А) Москва Б) Одесса В) Царское Село Г) Рязань

11. Кто из поэтов был расстрелян в 1921 году?

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Брюсов Г) Блок

12. Назовите псевдоним поэта Игоря Лотарева.

А) Ахматова Б) Цветаева В) Есенин Г) Блок

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Есенин Г) Блок

15. Кто из поэтов застрелился?

А) Есенин Б) Блок В) Маяковский Г) Гумилев

16. Термин, который в переводе с латинского означает «упадок».

А) декаданс Б) акмеизм В) имаженизм

17. Чья декларация вышла в сборнике «Пощечина общественному вкусу»?

А) акмеисты Б) футуристы В) символисты

18. Представителем какой литературной группы был А.Мариенгоф?

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Сологуб

20. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Блок Б) Маяковский В) Лермонтов

21. Объединение «Гилея» - одно из направлений…

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Вариант №2

    Представителем какого литературного течения является Н.Гумилев?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

2. Сатира занимает в творчестве В.Маяковского…

А) 50% Б) 30% В) 40% Г) 60%

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Брюсов

4. Первая книга С.Есенина называлась…

А) «Русь» Б) «Радуница» В) «Пугачев» Г) «Москва кабацкая»

5. Назовите новый литературный жанр, который появился у Маяковского:

А) «рассказа» Б) «повести» В) «сказки» Г) «оды»

6. Сколько стихотворений вошло в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) более 150 Б) 160 В) более 160 Г) 100

7. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Гумилев

9. Годы жизни В.Маяковского:

А) 1893 – 1930 Б) 1880 – 1921 В) 1892 – 1941

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин Г) Гумилев

11. Сколько модернистических направлений было в начале 20 века?

А) два Б) три В) четыре Г) пять

12. Объединение «Центрифуга» - одно из направлений…

А) акмеизма Б) футуризма В) символизма

13. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

А) Цветаева Б) Гумилева В) Горенко

14. Кто из поэтов покончил жизнь самоубийством в 1941 году?

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин

15. Кто из поэтов погиб в лагере на Дальнем Востоке в 1938 году?

А) Мандельштам Б) Есенин В) Блок Г) Сологуб

16. Термин, который в переводе с французского означает «новейший, современный».

А) модернизм Б) футуризм В) символизм

17. Назовите литературный псевдоним Федора Тетерникова.

А) Белый Б) Северянин В) Черный Г) Сологуб

18. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Брюсов Б) Мандельштам В) Некрасов

19. Представителем какой литературной группы был С.Есенин?

А) имаженизм Б) футуризм В) акмеизм

20. Кто ввел в 1933 г термин «Серебряный век»?

А) Н.А.Оцуп Б) Л.Н.Андреев В) В.В.Маяковский

21. Зинаида Гиппиус – представитель…

А) акмеизм Б) символизм В) имаженизм

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ № 1

1. В

2. Б

3. А

4. А

5. А

6. Б

7. Б

8. А

9. А

10. Б

11. А

12. Б

13. Б

14. Б

15. В

16. А

17. Б

18. А

19. В

20. В

21. Б

ВАРИАНТ № 2

1. А

2. А

3. А

4. Б

5. А

6. В

7. В

8. А

9. А

10. Б

11. В

12. Б

13. В

14. А

15. А

16. А

17. Г

18. В

19. А

20. А

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по литературе для 11 класса

«Серебряный век русской поэзии»


Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2013

Пояснительная записка

Данный тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса темы «Серебряный век русской поэзии». Работа содержит вопросы об основных литературных течениях Серебряного века.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке литературы по данной теме.

Критерии оценки:

«5» - 19 – 20 баллов

«4» - 16 – 18 баллов

«3» - 11 – 15 баллов

«2» - 0 – 10 баллов



1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии 1. Начало XX века2. Конец XIX - начало XX века3. Начало - середина XX века4. Конец XIX века
2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»? 1. В.Соловьёв 2. Н.Оцуп 3. Н.Бердяев 4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс 2. модернизм 3. символизм 4. футуризм
4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века? 1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 4. имажинизм
6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев? 1. символизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. акмеизм
7. Кто обосновал теоретические основы символизма? 1. В.Соловьёв 2. Ф.Сологуб 3. В.Брюсов 4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. символизм
9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
10. Кто из поэтов является представителем имажинизма? 1. С.Есенин 2. З.Гиппиус 3. А.Белый 4. В.Маяковский
11. Кто из поэтов является представителем футуризма? 1. А.Блок 2. В.Маяковский 3. М.Цветаева 4. А.Ахматова
12. «Цех поэтов» - это название союза: 1. символистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение 2. образ 3. слово 4. время
15. Что К.Бальмонт считал основой лирики? 1. магию слов 2. личность 3. рифму 4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова 3. В.Брюсов 4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие 2. междометие 3. глагол 4. прилагательное
18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма? 1. тайна 2. слово 3. мимолётность 4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты 2. имажинисты 3. футуристы 4. акмеисты
20. Как назывался первый манифест футуристов? 1. «Садок судей» 2. «Пощёчина общественному вкусу» 3. «Адище города» 4. «Из улицы в улицу»

Ответы 1. 2 2. 3 3. 2 4. 3 5. 1 6. 4 7. 4 8. 1 9. 3 10. 1 11. 2 12. 4 13. 3 14. 3 15. 1 16. 4 17. 3 18. 4 19. 3 20. 2

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).

    Вариант 1Начало формы

    1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

    1) начало 20 века; 2) конец 19 – начало 20 века; 3) начало-середина 20 века; 4) конец 19 века

    2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

    3 . Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:
    1) три революции 2) отмена крепостного права 3) восстание декабристов 4) крымская война
    4. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия:
    1) А.Блоку 2) А.Куприну 3) А.Чехову 4) И.Бунину

    5. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

    1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

    6. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

    «Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах».

    7. Назовите модернистское течение конца XIX - начала XX.в.в ., которому были присущи следующие принципы: "Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов".

    8. Кто из поэтов является представителем футуризма? 1) В. Маяковский; 2) А. Блок; 3) М. Цветаева; 4) А. Ахматова

    9. «Цех поэтов» - это название союза: 1) символистов; 2) акмеистов; 3) новокрестьянских поэтов; 4) футуристов

    10. Что такое символ? 1) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

      слово или оборот в иносказательном значении; 3) художественный прием, основанный на преувеличении

    4) художественный прием, основанный на противопоставлении

    11. Соотнесите название модернистского течения конца XIX - начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: "Элитарность, возможность увидеть за внешним "мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя - соавтора". 1.Новокрестьяская поэзия; 2. Акмеизм; 3. Футуризм; 4. символизм

    12.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».

    Используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

    Используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»

    Контрольная работа по поэзии Серебреного века. Тестовые задания. Вариант 2Начало формы

    1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

    1) золотой век; 2) бронзовый век; 3) медный век; 4) нет правильного ответа

    2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

    1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

    3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

    1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

    4. В каком году была написана поэма «Двенадцать»? 1) 1905 2) 1907 3) 1918 4) 1920.

    5. Кому посвящен цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? 1) Н.Н.Волховой 2) Л.Д.Менделеевой 3) Л.А.Дельмас

    6. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

    «…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова».

    7. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

    «Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства».

    8. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

    1) акмеистов; 2) имажинистов; 3) футуристов; 4) символистов

    9. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

    10. Лирический герой - это

    4) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

    11.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

    12.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

    13.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

    14.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

    Вариант 1

      2……………….3,4

      Символизм

    1. Олицетворение-

    2. Метафора-

      Обращение

      Сравнение

    Вариант 2

      4…………………….4,5

    1. Футуризм

      Символизм

      Гипербола-

      Противопоставление

      Риторический вопрос

    2. Сравнение