Темы проектов по географии 6. Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс)

Казань – 2015 Оглавление

1 . Введение ____________________________________________________2

Постановка проблемы________________________________________________3

Актуальность, цель, задачи__________________________________________4-5

План мероприятий по реализации проекта_______________________________6

2. Основная часть

Анализ ресурсного обеспечения______________________________________7-8

Ожидаемые результаты реализации проекта______________________________9

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для учащихся 5-8 классов______________________________________________________10-20

3. Заключение _________________________________________________21

4. Литература ______________________________________________22-23

Введение

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

Внеурочная деятельность – основная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Во внеурочной работе большое значение имеет самостоятельность учащихся, которая позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния. Умения учителя придать интересам воспитанникам практическую значимость.

Постановка проблемы

Интернет-ресурсы

Мотивационные:

Обмен опытом

Обмен опытом

Публикации материалов в Интернет образовательных ресурсах

Организационные

Разработать практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

Разработать

практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

Финансовые

Приобретение учебной и методической литературы,

Учебных фильмов.

Учебно-методическая литература.

2.Учебные фильмы, диски, видеоматериалы

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Расширение кругозора и повышения качества знаний учащихся.

2. Развитие практических навыков.

3. Воспитание коммуникативной активной личности и экологической культуры школьника.

4. Положительные показатели при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география»

для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Роль географии в современном мире постоянно возрастает. Современные средства связи сближают страны и континенты. И без прочных географических знаний невозможно представить преуспевающего бизнесмена или политика.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Цель и задачи курса «Занимательная география»

Цель программы:

Развитие кругозора и интеллектуальных способностей учащихся

Задачи:

Развивать интерес к изучению географии.

Совершенствовать умение работать с картой.

Развивать способности к исследовательской и проектной деятельности.

Развивать у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические задачи.

Развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Планомерная и целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, географии, биологии. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, видеофильмы, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на географической площадке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностные и метапредметные результаты

Резуль- таты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятив ные

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познава- тельные

умения учиться: решение творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Прогнозируемые результаты:

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков.

Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных - мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ориентирование на местности

Экскурсии, практические занятия

Жизнь земной коры

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

Мировой океан

Беседы, кинозанятия

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины

Атмосфера Земли.

Практические занятия, решение географических задач

Природа своего края

экскурсии

Тема 1. Введение

Знакомство с деятельностью курса, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Тема 3. Жизнь земной коры.

Современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Землетрясения.

Разнообразие форм рельефа на Земле.

Рельеф своей местности.

Тема 4. Мировой океан.

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Тема 5. Воды суши.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Воды суши своего края.

Тема 6. Атмосфера Земли.

Современные методы изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Климат своей местности.

Тема 7. Природа своего края.

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Антропогенное воздействие на ПК.

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная география» необходимы следующие принадлежности:

  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР. Наличие географической площадки.

Заключение

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловаякнига, 1999. - 476 с.

2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский- М., 1980. - С. 120-121

3. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии:6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48

4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географическихнаук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50

5. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.- М., 1996. - С. 174-176

6. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000.- С. 10 - 11

7. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998.- С. 76-78

8. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия,1964. - С. 339 - 340

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.

10. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я.Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25

11. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства/ Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38

12. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География вшколе. - №6. - 2002. - С. 37-43

13. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение,1969. - С. 372-379

14. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентовпод. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-192

15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347с.

16. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н.Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17

17. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. - М: Просвещение,1998. - С. 85-93, 202-208

18. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172

19. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / Географияв школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

20. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман,И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991. - С. 128-134.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Горные породы и минералы Карачаево-Черкесии Пример проекта для учащихся 6 класса Цели работыИзучить горные породы КЧР и выявить их роль для развития промышленности.Рассмотреть редкие и уникальные породы га территории КЧР. Магматические породыМедь.Цвет в свежем изломе светло-розовый, но быстро переходит в медно-красный, затем в красно-коричневый. Часто наблюдаются зеленые, бурые или черные налеты, а также бурая, желтая или пёстрая побежалость на поверхности. Нередко выделения самородной меди бывают покрыты зеленым (малахитовым), синим (лазуритовым) или черным (сульфидным) налетом продуктов изменения.Черта медно-красная, блестящая, с металлическом блеском.Непрозрачна, но в тончайших чешуйках просвечивает зеленым цветом.Блеск на свежем изломе - яркий металлическийТвердость 2,5-3 (режется ножом).Очень ковка, тягуча.Удельный вес 8,4-8,9. Серебро.Цвет в свежем изломе серебристо-белый, но чистый цвет самородного серебра в природе можно видеть лишь изредка, так как оно очень быстро покрывается черным или серым налетом.Черта - серебристо-белая с металлическим блескомБлеск - яркий, металлическийТвердость 2,5-3 (легко режется ножом)Плотность 9,6-12Удельный вес 10,1-11,1Ковкое, пластичное, вытягивается в тонкую проволоку, расплющивается в тончайшие листочки Кварц.Цвет разнообразен, нередко обусловлен тончайшими примесями других минералов; наиболее распространен серый. Молочно-белый цвет кварца в жилах связан с обилием мельчайших трещинок и наблюдается только вблизи дневной поверхности. В кристаллах нередко вершина и периферическая зона окрашены интенсивнее, чем центральные части.Блеск стеклянный, в сплошных массах иногда жирный.Излом неровный, раковистый.Твердость 7.Удельный вес 2,60 (молочно-белый) - 2,65 Кальцит.Большей частью бесцветен или молочно-белый. Благодаря примесям окрашен в светлые розовые, голубые, желтые, бурые и другие тона.Блеск стеклянный.Твердость 3.Хрупок.Удельный вес 2,6-2,8 Доломит.Происхождение экзо- и эндогенноеЦвет серовато-белый, иногда с желтым, буроватым или зеленоватым оттенком.Блеск стеклянный.Твердость 3,5-4.Удельный вес 2,8-2,9. Барит.Плотные, мелкозернистые или землистые агрегаты, выполняющие трещины и образующие рудоносные жилы, также натечные формы, сталактиты и др. В пустотах жил встречаются друзы кристаллов барита. Кристаллы таблитчатые, реже призматические и столбчатые.Минерал в чистом виде бесцветный водяно-прозрачный, благодаря примесям часто окрашен в серый, голубовато-серый, зеленоватый, желтый, мясо-красный или черный цвет.Блеск стеклянный, на плоскостях спайности - перламутровый.Твердость 3-3,5.Хрупок.Удельный вес 4,3-4,5. Шеелит.Назван по имени шведского химика К. В. Шееле (XVIII в.), который открыл присутствие вольфрама в этом минералеЦвет желтовато-серый, бледно-желтый, иногда имеет коричневатый, красноватый, оранжевый или зеленоватый оттенок; редко бесцветен или белый.Черта белая.Блеск стеклянный, жирноватый до алмазного.Прозрачный.Твердость 4,5.ХрупкийУдельный вес (при содержании МоO3 24% удельный вес 5,5).При облучении рентгеновскими, ультрафиолетовыми и катодными лучами светится в голубых тонах Гранит.Происхождение магматическоеСостав гранита: полевые шпаты - 60-65% (ортоклаз и плагиоклаз, причем первый преобладает), кварц - 25-30% и темноцветные минералы - 5-10% (главным образом биотит, значительно реже роговая обманка).Цвет серый, желтоватый, розовато-серый до розового и мясо-красного.Твердость высокая. Сланец.Кремнистым сланцам свойственна плитчатая отдельность.Цвет при отсутствии примесей белый, светло-серый, голубоватый; вследствие примеси углистого вещества - темно-серый до черного. Урупское медно-никелевое месторождениеУрупское медно-колчеданное месторождение было открыто в 1947 году, а добыча руды ведется с 1968 года. По запасам это среднее по размеру месторождение, его руды содержат в среднем 2,7% меди и 1,19% цинка. В качестве попутных компонентов в руде содержатся: золото, серебро, кадмий, селен, теллур. Главное рудное тело Урупского месторождения, залегающее в толще вулканогенно-осадочных пород, представляет собой пластообразную залежь или несколько сближенных пластов разделенных прослоями туфов и кремнистых сланцев. Разработка месторождения ведется подземным способом. В качестве примесей в рудах отмечаются золото, серебро, кадмий, селен и теллур, изредка кобальт, молибден, германий и галлий. Главные рудные минералы - пирит, халькопирит, борнит и сфалерит; второстепенные и редкие - галенит, магнетит, гематит, теннантит, бетехтинит, самородное золото, аргентит, гессит, молибденит; в единичных случаях отмечаются реньерит и люцонит; главные нерудные минералы - кварц, кальцит, хлорит и серицит. Вывод: в Карачаево-Черкесии много разнообразных горных пород и минералов, которые необходимы нам для развития хозяйства.Это был пример проекта.Вы сможете выполнить проект еще лучше – попробуйте!


Приложенные файлы

Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география:

6 класс

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Количество воды на Земле - величина постоянная или переменная?

3. Как среди неживой природы зародилась жизнь?

4. Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Куда текут реки?
  3. Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
  4. Мы спасаем гидросферу или себя?
  5. Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
  6. Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
  7. Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
  8. Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
  9. Существуют ли правила поведения в природе?

14. Куда текут реки нашей области?

7 класс

  1. Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
  2. Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
  3. Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
  4. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
  5. Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
  6. Плавают ли материки?
  7. Бывают ли географические закрытия?
  8. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? (В том числе в нашем регионе)
  9. Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
  10. Являются ли горы этнографическими рубежами?
  11. Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
  12. Стоит ли спасать тропические леса?
  13. Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
  14. Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?

8 класс

  1. Зависит ли менталитет народа от природных условий?
  2. Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
  3. Как спасти Азовское море от натиска человека?
  4. Что происходит в Западной Сибири - освоение или разорение?
  5. Система водохранилищ на Волге - решение энергетической проблемы или гибель реки?
  6. Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
  7. Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
  8. Как погода влияет на меня?
  9. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
  10. Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
  11. Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
  12. Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей города Семикаракорска.
  13. Экологическая оценка состояния воздуха, воды, почвы в микрорайоне школы.
  14. Существует ли связь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения в Семикаракорском районе.

9 класс

  1. Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
  2. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
  3. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
  4. РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
  5. Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?
  6. Похож ли мой город на город моей бабушки?
  7. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?
  8. Важна ли для человека национальность?
  9. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
  10. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
  11. Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
  12. Как изменить структуру экспорта России?
  13. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
  14. Зонален ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
  15. Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
  16. Можно ли управлять миграционными процессами?
  17. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
  18. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
  19. Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
  20. Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?
  21. Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
  22. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
  23. Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
  24. Проект создания в Калининградской области европейских курортов.
  25. Проект создания мирового центра туризма на Кавказе.
  26. Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
  27. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
  28. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
  29. Мониторинг изменения состояния здоровья жителей Семикаракорско

го района.

  1. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра лей нашего города? Их влияние на наше здоровье.

10- 11 класс

1. Может ли 21 век стать веком старения населения?

2 . Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало

человечество?

  1. Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
  2. В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
  3. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
  4. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
  5. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
  6. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
  7. Что нас ждёт в будущем? (Сценарий третьего тысячелетия)
  8. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
  9. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
  10. Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? (В том числе в нашем городе.)

13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?

Чебурков Дмитрий Фёдорович,

учитель географии МБОУ «Школа № 106» г. Нижний Новгород

Проект с учащимися 6 класса по теме «Атмосфера»

Создание аналитической брошюры «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода»

Этапы проектной деятельности.

1.Проблемная ситуация,

2. Проблема,

3. Цель

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки,

5. Планирование,

6. Реализация,

9. Оценка деятельности в проекте.

Пытаются вывести проблему из предложенной ситуации.«Как адаптироваться к переменам погоды, пользуясь данными о состоянии атмосферы».

2. Определение проектного продукта

Обсуждает с учащимися, что должно помочь в решении данной проблемы: интернет, тетради, линейки, карандаши (2 цвета), ручки.

В результате обсуждения определяют, каким должен быть проектный продукт: рекомендации по адаптации для населения к изменениям погоды на основе дневника погоды, графических материалов по нему и социологического опроса.

3. Цель

Создать аналитическую брошюру «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода».

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки

    Поиск данных о погоде на сайте Gismeteo . ru .

    Графики хода температуры и атмосферного давления.

    Выводы об их взаимосвязях,

    Построение розы ветров для Н.Новгорода.

    Подготовка анкеты на тему «Погода и наше здоровье».

    Обработка материалов соцопроса «Погода и наше здоровье»

Предлагают способы создания продукта, включив в него:

1)график хода температур;

2)график хода атмосферного давления;

3)регистрацию осадков и облачности;

4)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

5) построение розы ветров для Н.Новгорода.

6)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и наше здоровье».

5. Планирование

Планирование деятельности в проекте.

Вместе с учениками составляет план работы:

1)подготовка оборудования,

2)работа над дневником погоды (поиск данных на сайте Gismeteo . ru ),

3)вычерчивание графиков (определение масштаба графиков, вычерчивание осей, определение точек по координатам графиков, вычерчивание графиков),

4)анализ графиков (взаимное влияние температуры воздуха, атмосферного давления, осадков),

5)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

6) Построение розы ветров (масштаб графика, вычерчивание осей, точки на графике, вычерчивание розы ветров, выводы);

7)социологический опрос (определение состава анкеты: возраст, влияние погоды на серд.-сосуд., нерв. системы и опорно-двиг. аппарат, и степень этого влияния)

8) Обработка анкеты (свод данных, построение диаграмм по каждому вопросу, выводы).

Предлагает ученикам выработать критерии оценки конечного продукта.

Вместе с учителем составляют и корректируют план работы. Разбиваются на функциональные группы, каждая из которых выполняет отдельный сегмент работы.

1)оформление дневника погоды;

2) построение графика хода температур;

3) построение графика хода атмосферного давления;

4)регистрация осадков и облачности;

5)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и здоровье».

Выбирают критерии оценки конечного продукта:

Аккуратность,

Наглядность,

Полнота данных,

Истинность данных,

Своевременное выполнение.

6. Реализация

Выполнение групповой проектной работы.

Контролирует выполнение плана по пунктам.

Выполняют работу в соответствии с пунктами плана.

1 группа: график хода температуры и выводы к нему.

2 группа: график хода атмосферного давления и выводы к нему.

3 группа: роза ветров и выводы к ней.

4 группа: обработка материалов соцопроса.

7. Оценка продукта на основании критериев

Определение критериев оценки проектного продукта.

Оценка

8. Вывод о степени достижения цели

Предлагает учащимся приступить к вычерчиванию графиков.

Обсуждает с учащимися результаты опроса.

Строят графики хода температур и атм. давления.

Обрабатывают результаты опроса.

9. Вывод о степени достижения цели

Рефлексивно-оценочный этап.

Беседа о взаимосвязи атмосферного давления и ветра. Анализ построенных графиков.Совместная выработка рекомендаций по рациональной адаптации к погодно-климатическим условиям Нижегородской обл.

10. Оценка деятельности в проекте.

Предлагает ученикам выработать критерии оценки собственной работы и провести рефлексию.

Проводят рефлексию своей деятельности на каждом этапе проекта, согласно критериям оценки.

Выводы

В ходе работы над проектом нами были выполнены следующие действия:

    Собраны данные о состоянии атмосферы над Н. Новгородом. (по сайту gismeteo.ru) ;

    Проанализирован дневник погоды;

    Построен график хода температур;

    Построен график хода атмосферного давления;

    Построена роза ветров;

    Проведён социологический опрос на тему «Влияние погоды на Ваше здоровье».

Нами было выявлено, что климат Н.Новгорода отличается значительными перепадами температур и атмосферного давления, однако не создаёт значительных препятствий для хозяйственной деятельности людей.

Почти половина участников опроса отметила отсутствие взаимосвязи между погодой и самочувствием. 57% респондентов указали наличие у себя той или иной степени метеозависимости.

Для метеозависимых граждан разработаны следующие рекомендации:

    Отслеживание метеорологической ситуации в городе по прогнозам погоды;

    Выявление взаимосвязи между атмосферным давлением, температурой и состоянием собственного здоровья;

    Заблаговременный приём препаратов, снижающих негативное действие перемен погоды;

    Отказ от вредных привычек;

    Физические нагрузки, сообразные возрасту и состоянию здоровья;

    Профилактическое обследование в стационарах.

Приложение. Таблица критериев оценки проектной деятельности учащихся на рефлексивно-оценочном этапе

Группа _____________________ Критерии оценивания

0 – критерий не представлен, 1 – критерий представлен частично, 2 – критерий представлен полностью.

Разделы: География

Цель урока: в процессе работы над проектом учащиеся должны ознакомиться с основными видами волн в Мировом океане и причинами их возникновения; закрепить навыки работы с картой океанов; развить навыки групповой работы и работы с персональным компьютером; учиться презентовать свою работу.

Учителем заранее для групп составляются шаблоны для буклетов (использовать макеты Microsoft Office Publisher), создается папка фотографий «Волны в океане» и текстовый файл «Рекорды Земли. Волны». Эти заготовки учащиеся могут использовать для составления своего буклета. Но если вы располагаете временем больше, чем один урок для изучения этого материала, то задания для учащихся можно усложнить и попросить их самостоятельно найти фотографии и материал по рекордам к своей теме в Интернете.

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему буклет, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала. Так как в конце урока проводится проверочное задание по всем видам волн на понимание темы на оценку.

Работу на уроке следует организовать в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Актуализация темы:

  1. Кто был на море и наблюдал волны? Расскажите о них.
  2. Вспомните ощущения во время купания и на лодке?
  3. Может ли вода в Мировом океане быть спокойной, как в поддоне?
  4. Что заставляет воду в море (океане) перемещаться?
  5. Как внешне проявляются эти движения?

Разбить класс на 3 группы, раздать карточки-задания.

2. Групповая работа по изучению темы. Работа по карточкам-заданиям.

Карточка для группы 1. «Изучение ветровых волн»

Задания
1. Проведите эксперимент: «Налейте воду в глубокую тарелку и подуйте сначала потихоньку, затем сильно» 1.Сформулируйте причину возникновения ветровых волн.
2. Запишите в тетрадь понятие «ветровые волны»
2. Каково строение “ветровой волны”? 1. Изучите рис.49 и текст учебника на стр. 76
2. Нарисуйте в тетрадь схему волны, подпишите основные части
3.Порассуждайте над свойствами ветровой волны. Ответьте на вопросы 1. От чего зависит высота волны в Мировом океане?
2. Можно ли почувствовать волнение океана на глубине 200 метров? Почему?

Карточка для группы 2 . «Изучение цунами»

Задания Руководство по усвоению учебного материала
1. Внимательно просмотрите кадры видеофильма “Цунами” 1.Сформулируйте причину возникновения цунами
2. Запишите в тетрадь понятие «Цунами»
2. Изучите текст учебника на стр. 77-78. Вставьте в текст пропущенные слова, допишите предложения.
1. Причина возникновения цунами-
2. Скорость распространения этих волн составляет ………….. км/ч.
3. Высота волны в океане ……………….м.
4. Высота цунами у берега …………и составляет …………. м.
3. Порассуждайте над свойствами цунами. Ответьте на вопрос 1. Почему цунами не опасны в открытом океане, а опасны на побережье?

Карточка для группы 3. «Изучение приливов и отливов»

Задания Руководство по усвоению учебного материала

1. Подумайте
О каком виде движения вод в Мировом океане идет речь в отрывке стихотворения И.Бунина?

«В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.»

1. Сформулируйте причину возникновения приливов
2. Запишите в тетрадь понятие «Приливы и отливы»
2. Поработайте с картой «Океаны».
Как на карте Океанов изображаются приливы? Найдите, где на Земле наблюдаются самые высокие приливы?
1. Проанализируйте условные знаки карты Океанов в атласе с.18-19.
2. Нанеси на контурную карту приливы:
  • Залив Фанди (восточное побережье Сев.Америки.)
  • Залив Сен-Мало (север Франции)
  • Пенжинский залив (Охотское море, Россия)
3. Порассуждайте над свойствами приливов -отливов. Ответьте на вопросы 1. Как можно использовать силу приливов и отливов?
2. Какой уровень воды во время приливов или отливов отмечает береговую линию?

3. Этап оформление мини-буклета по своему заданию.

Учащиеся заполняют заготовленный учителем шаблон буклета, состоящий из 4 страниц. На 1 страницу ученики вписывают тему буклета («Ветровые волны» или «Цунами» или «Приливы-отливы») и вставляют картинку по своей теме, выбранную из папки фотографии «Волны».

2 страница – «Причины возникновения …». 3 страница «Особенности», с использованием материла текстового файла «Рекорды Земли. Волны» (выбрать подходящее для данного вида волн). 4 страница «Авторы буклета», вписываются фамилии учащихся.

4. Этап заслушивания групповых отчетов.

На данном этапе от группы выступают учащиеся, демонстрируют свой буклет через проектор, объясняя причины возникновения волн и описывая их особенности. Учащиеся других групп задают вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала.

5. Этап Итоговое проверочное задание «Движение воды в океане».

Если позволяют технические возможности заполнение таблицы можно провести на компьютере с последующей взаимопроверкой. Если нет, то можно распечатать таблицу на карточки, чтобы не терять время на запись характеристик волн. В таблице ученики только проставляют знаки «+» и «-» напротив соответствующих видов волн.(*1, 2)

Завершающим этапом является взаимопроверка заполненной таблицы. Как показывает практика, подавляющее большинство учащихся справляется с работой на «4» и «5».

Литература к уроку:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс». Издательство «Дрофа,2002»
  2. Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии». Издательство «ВАКО».