Святые земли русской. Сергий Радонежский

Гимназия № 12.

Открытый урок музыки в 4 классе

«Святые земли русской»

Учитель музыки,

Водопьянова Т.М.

Образовательные области: литература, искусство, история религии.

Класс: 4

Тема: «О России петь, что стремиться в храм»

(Святые земли русской).

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи.

Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

    Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.

    Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

    Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся:

Коллективные

Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр.

Предполагаемые результаты урока:

Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

    Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.)

    История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева.

    Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.

    Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.

5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.

6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с.

7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –

8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.

9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.

10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94.

12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.

13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества).

14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с.

15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:

16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:

17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Конспект урока

Вход в класс

Слайд № 1

Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви.

Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)

(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!»

лику святых?

Введение в тему.

интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.

Проверка адресного поискового задания учащихся:

Свято́й

Слайды №5, 6

Расширение и углубление общей эрудиции учащихся.

(Слайды №7 – 12)

Слайды № 5,6

Отчет о выполнении поискового адресного задания.

Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме.

Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников.

Ученик (адресное задание):



пробивается древняя кровь –



в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». -

Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха.

Слайды № 7 12

Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках

« Окружающего мира».

Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие.

Ученик (адресное задание):

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное

значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Верою Русской свободна,

Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!


Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(Слайды № 13 – 19)

Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма.

Духовная музыка

Вопрос учителя:

Учащиеся:

Слайд № 24

Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола.

литургия. колокол

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине

« Вечерний звон».

Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры.

Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон».

Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями.

Стихи́ра


Жития святых

Акафист -

Тропарь

Псало́м

Конда́к - жанр .

Духовная музыка

Слайды № 28,29

Рефлексия

Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения

Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    ?

Слайд №30

Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни.

Сообщение домашнего задания вариативного типа.

«Золотые купола».

Домашнее задание:

Слайды № 32 –40

Использование минусовки.

Запись в дневник, тетрадь.

Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное

« послесловие».

Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей.

Слайд № 41

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Ход урока:

Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни.

Учитель:

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А. Пушкин

« О России петь, что стремиться в храм…»

С. Есенин (Слайд № 2)

Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).

Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.

Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки).

Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?

Ответы учащихся по результатам домашнего задания:

Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные .

(Слайды № 5,6)

Учитель:

Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)

(Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?

Ученик (адресное задание):

Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.

Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру.

Ученик (адресное задание):

.

Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19).

Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке).

Учитель:

Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.

Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам

Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?

Учащиеся:

Это музыка, которая звучит во время богослужения.

Учитель:

Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.

(Рассказы учащихся –(Слайд № 24 )

Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры).

Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».

(Слайд № 28).

Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29)

Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.


Жития святых - это жанр агиографической литературы, литературно-исторические памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников, причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие житий от жизнеописаний и светских биографий.

Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений.

Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ).

Конда́к - жанр .

искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости).

Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?

В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    Есть ли инструментальное сопровождение?

    Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30)

Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?

Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю.

Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40)

( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения).

Итоговые вопросы учителя:

Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:

    Какую музыку называют духовной?

    Какие виды духовной музыки вы знаете?

    Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?

    Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41).

Домашнее задание:

«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка.

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Литература

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути.

Тема урока: «Святые земли русской. Князь Владимир и Княгиня Ольга»

Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

К лику святых причисляются люди, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в различных жизненных ситуациях остаться верными Христу.

Правителями Русской земли, в период её крещения, являлись Князь Владимир и Княгиня Ольга. Крещение Руси – событие, определившее судьбу не только русского народа, но и всей Восточной Европы. Принятие христианства повышало престиж Древнерусского государства и авторитет его правителей, содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры, искусства. Введение на Руси православного христианства в качестве государственной религии было начато в 988.

Княгиня Ольга Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Князь Владимир Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Владимир проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать ». Царевна Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь ». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир».

Владимир после крещения еще более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, но всего более старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы - хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках.

Крещение Владимира I Святославовича, его жены и народа. К середине IX века окружающие Русь страны уже приняли одну из мировых религий. Почти все крупные государства Европы стали христианскими: одни по римскому, другие по византийскому образцу.

Крещение княгини Ольги. В 957 году принять православную веру решила княгиня Ольга. Обряд крещения происходил в храме святой Софии. Княгиня Ольга приняла в крещении имя Елена.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге

Сравни мелодии молитвы «Богородице Дево, радуйся» и Величания. Что роднит их между собой?

Тропарь князю Владимиру Гимн князю Влладимиру Сравни эти мелодии между собой

Выбор веры. Князь Владимир, расширявший пределы своей державы силовыми методами, приобрёл немало врагов среди соседних государств. Перед ним встала проблема поиска союзников. Эта проблема решалась путём принятия той или иной веры. После долгих раздумий Владимир решил пойти по пути, который наметила княгиня Ольга.

Мирное распространение православия. Владимир принялся к введению православия по всей Руси. Прежде всего князь приказал истреблять языческие жертвенники и сокрушать идолов. По всей стране развернулось строительство храмов. Христианизации Руси способствовало введение православных культурных традиций.

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» Л. Н. Гумилёв.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира.

Крещение Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе

Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке, 4 класс .

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока : «Святые земли русской».

Дата проведения : 14.11.2013.

Жанр урока : урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации;

Метод музицирования;

Метод соучастия;

Метод «пластическое интонирование»;

Метод погружения;

Метод контроля и самоконтроля;

Метод имитационного моделирования;

Приём «Музыкальное приветствие»;

Приём визуализации;

Работа со справочной литературой.

Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

В. Васнецов «Богатыри»;

Икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –

Рец».

Методическое обеспечение: - портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –

Димира;

Портрет А.П. Бородина;

В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

Рисунки детей на темы: «Русь православная»,

«Великий колокольный звон»;

Музыкальный центр;

Фортепиано;

Камертон.

Музыкальный материал : - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

Мурома»;

А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

(фрагмент);

Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

- «Тропарь».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
  • Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

  1. Вступление.
  • Посмотрите на эти картины. Их нарисовали ваши товарищи.

В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.: Какой была Древняя Русь?

Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В. : Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла!

(Священник Владимир Шамонин «Радость»).

  • Набат;
  • Трезвон;
  • Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.
  1. Основная часть.
  • Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

В. : О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

  • Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» - разучивание.

В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

  • Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

  • А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.
  • Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В.: По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.

(Ответы детей).

В. : Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

Земле Русская, граде святый!

Украшай свой дом,

В нём же Божественный

Великий сонм святых прослави.

В.: Какой церковный праздник будет через 1,5 месяца – один из главных праздников Святой Церкви? (Рождество).

Послушайте «Тропарь Рождества Христова» - рождественскую здравицу.

  • «Тропарь» - активное слушание по нотной записи – в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
  • Работа с карточками: «Тропарь» (исполняется в церкви – богослужебное пение, т.е. в храме, в правилах служения).
  • «Тропарь» - разучивание (текст, по голосам).
  1. Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

Спасибо!

Приложение №1.

Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.


Сегодня о музыке, церковной и светской - книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке

Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка

Псалмопевец поет : «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! ».

«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия ».

Григорий Нисский учил : «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ».

Иоанн Златоуст : «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ».


Философия музыки

В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм » - много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах » помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.

«Песнь восхождения » - программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.

В программе «Библейский сюжет» было много выпусков посвященных композиторам:
- Россини
- Лист
- Верди
- Бетховен
- Глинка
- Григ
- Берлиоз
- Вивальди
- Дебюсси
- Рахманинов
- Брамс
- Шуман