Кто является главой российской государства. Президент рф является главой государства

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в.Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. .2001 .

Глава государства

должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. В монархических государствах глава государства – наследственный монарх, в республиканской форме правления – избранный президент. В России республиканская форма правления, и главой государства является Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальный срок пребывания в должности президента – 8 лет. Функции Президента России довольно обширны. Они зафиксированы в статье 4 Конституции РФЫ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; утверждает военную доктрину России; назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает вопросы гражданства, помилования и другие. Президент обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. И в то же время он действует на основе Конституции и федеральных законов. Если нормативные акты Президента не соответствуют Конституции, суд РФ может их отменить. Другими гарантиями против узурпации власти главой государства является альтернативный характер выборов, всенародные прямые выборы, возможность отрешения его от должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ .В.Н. Коновалов .2010 .

Глава государства

высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства. Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония, Саудовская Аравия) главой государства является монарх, власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который избирается непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), в порядке косвенных выборов (США, Аргентина), многостепенных выборов (Италия, Германия, Индия). В президентских республиках (США, Мексика) президент является главой исполнительной власти. Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством.


Политическая наука: Словарь-справочник .сост. проф пол наук Санжаревский И.И. .2010 .

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Законопроект, согласно которому Генеральная прокуратура РФ должна получить новые полномочия в сфере противодействия коррупции. Согласно проекту закона, надзорное ведомство сможет проверять наличие у российских чиновников зарубежных счетов во взаимодействии с органами иностранных государств. По закону, госслужащие из России не могут открывать счета, хранить деньги и ценности в банках других стран и пользоваться их финансовыми инструментами.

Значение антикоррупционной темы в России повышается, и власть на это реагирует, сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора .

«Запрос населения на позитивные результаты в антикоррупционной деятельности растет. В 2014 году эта тема отошла на периферию в связи с проблемами геополитики — все консолидировались, все вместе. Сейчас это уходит — во внешней политике сохраняется, но не переносится на внутреннюю. Видимо, власть должна на это реагировать, тем более что это влияет на отношение к власти в частности после пенсионной реформы. У населения усилилось требование справедливости и солидарности. А поскольку в обществе есть представление о высокой коррумпированности лиц, то и требования к антикоррупционной политике растут», — сказал он.

Коррупция неизменно входит в лидеры проблем, которые волнуют россиян. Таковой ее в августовском опросе называли 33% респондентов.

Латентная коррупция

В Генпрокуратуре отмечают «некоторое снижение статистических показателей» в сфере противодействия коррупции. Так, в январе-июне 2018 года ведомство выявило на 13,4% меньше нарушений законодательства о противодействии коррупции, чем за аналогичный период прошлого года — 139,5 тыс. против 161,1 тыс. нарушений.

За последние годы снизилось и количество обвинительных приговоров, сообщили в Генпрокуратуре в ответ на запрос «Газеты.Ru».

В 2016 году с участием прокуроров суды РФ вынесли более 12 тыс. обвинительных приговоров по уголовным делам о коррупционных преступлениях, а в 2017 году — около 11 тыс. приговоров. Верховный суд также сообщал в мае, что число взяткодателей за последние два года сократилось в четыре раза.

Снижение показателей «объясняется тем, что в последние годы имело место сокращение числа выявленных коррупционных преступлений, которое вместе с тем не отражало реального масштаба совершаемых деяний с учетом их высокой латентности», говорится в ответе официального представителя ведомства Александра Куренного «Газете.Ru».

О сокращении показателей говорит и статистика . Согласно сведениям о деятельности СК за январь-июнь 2016 года, расследовано около 3500 преступлений получения взяток, дачи взяток — 3800. В 2017 году за аналогичный период эта статистика сократилась в два-три раза (1500 и 1100 преступлений соответственно). В 2018 году статистика значительно не изменилась — 1400 и 1200 преступлений.

Выявляют больше

Вместе с тем уже в первом полугодии этого года зарегистрировано на 1,7% больше преступлений коррупционной направленности, чем за аналогичный период 2017 года — 18 696 преступлений, сообщили в Генпрокуратуре. Возросло на 3% и число зарегистрированных преступников — 8,7 тыс. человек против около 8,5 тыс. человек. Коррупционные преступления по итогам полугодия заняли 1,9% от общего числа преступлений.

«При этом увеличение показателей за первое полугодие текущего года произошло во многом за счет представляющих повышенную общественную опасность и по существу составляющих ядро коррупционных преступлений, в том числе получения и дачи взяток», — подчеркнул .

Так, за полгода фактов взяточничества зарегистрировано на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (7 519 против 7140). Доля взяточничества составляет 40,2% от общего количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, в том числе мелкого взяточничества — 17,8%.

За полгода Генпрокуратура направила в суды направлено 3,1 тыс. исковых заявлений, что значительно меньше показателя первой половины 2017 года — 4,1 тыс. исков. При этом сумма заявленных исковых требований увеличилась более чем в два раза — 2,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб., рассказали в надзорном органе.

Преступление и наказание

«Мы не гонимся за показателями», — отмечают в Генпрокуратуре. Основные усилия сосредоточены на выявлении и предупреждении правонарушений, и привлечении коррупционеров к ответственности, указывает надзорный орган.

За последние годы разгорелось несколько коррупционных скандалов. 2017 год запомнится процессом над экс-министром экономического развития и приговором ему (8 лет колонии строго режима). Резонансным стало и дело бывшего кировского губернатора — он также приговорен к восьми годам в . До этого — дело , губернатора Брянской области , губернатора Сахалина , главы Коми и других.

«Позитивные эффекты от борьбы с коррупцией в основном исчерпаны», — сказал «Газете.Ru» политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» , говоря о громких делах последних лет.

«Не надо обнадеживаться, что подобного рода сбрасывание боярских голов на секиры бунтующих стрельцов будет иметь длительный системный эффект. А для такого эффекта нужно системное улучшение качества жизни населения», — полагает он.

В Генпрокуратуре подчеркивают, что основные усилия ведомства направлены и на возмещение вреда, причиненного актами коррупции. За последние полтора года прокурорами предъявлено 3,7 тыс. исковых заявлений в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, а также принято иных, в том числе внесудебных, мер на общую сумму 20,7 млрд руб.

Всего за полтора года взыскано в бюджет свыше 900 млн руб.

Помимо уголовного преследования, широко распространена практика привлечения к административной ответственности. За полтора года за коррупционные правонарушения привлекали 10,6 тыс. лиц. «При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно внушительными — за все административные правонарушения с коррупционной составляющей в 2017 года — первом полугодии 2018 года наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд руб.», — отметили в ведомстве.

Высшим исполнительным и распорядительным органом власти является Правительство,(Кабинет Министров, Совет Министров а глава правительства- премьер министр, председатель совета министров)

Состав правительства может быть кооляционным если он состоит из двух или более политических партий и однопартийным- из одной партии

В Израиле 7,5 млн населения в мае 2006 года было сформировано новое правительство в состав которого вошло 25 министров.В США на 300млн населения действует 14 федеральных министерств. Столько же министерств в Японии при населении 120 млн В РФ появился институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах

Общее количество федеральных органов исполнительной власти увеличилось с 67 до 81. Вместо 24 федеральных министерств осталось 15

Монархия: древне – восточная, римская, централизованная, средневековая, раннефеодальная, сословно-представительная,абсолютная и современно-конституционная.

Верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству: «Государство – это я» – король Франции Людовик XIV.

Самой древней является Японская монархия – 125 монархов.

Признаки классической монархической формы правления:

1. Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно.

2. Наследственный порядок преемственности верховной власти.

3. Юридическая безответственность монарха.

Виды монархии:

1. Абсолютная монархия: верховная власть принадлежит одному лицу. Какие – либо государственные органы, ограничивающие власть монарха не существуют «Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»

2. Конституционная монархия: власть монарха ограничена представительным органом. Ограничения определяются конституцией утверждаемой парламентом. Монарх не в праве отменить конституцию: Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция.

3. Парламентская монархия: правительство формируется из представителей определённой партии, получивших большинство голосов на выборах в парламенте. Лидер этой партии становится главой государства. В законодательной, исполнительной и судебной ветвях власть монарха практически отсутствует и является символической. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом: Великобритания, Дания, Бельгия.

4. Дуалистическая: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним: Морокко.

5. Теократическая: монарх осуществляет и религиозное управление страной: Саудовская Аравия.

Республика: афинская, демократическая, римская, аристократическая, спартанская, современно - парламенская, президетская: власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

1.Существование единоличного или коллегиального главы государства.

2. Выборность на определенный срок.

3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.

4. Обязательность решений верховной государственной власти.

5. Юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренным законом.

Виды республик:

Президентская республика: в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. Наличие более широких полномочий главы государства. Классический пример – США: законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная президенту, должности премьер – министра нет. Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих его партии. Президент обладает правом роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет военное и чрезвычайное положение.

Парламентская республика: верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом из числа депутатов принадлежащим тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска правительства. Глава государства избирается парламентом, что является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Полупрезидентская республика или смешанная: Россия, Австрия, Болгария, Польша, Финляндия,Франция. Сильная президентская власти сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом.

Суперпрезидентские: практически независимая слабо контролируемая законодательной и исполнительной властью власть президента. Уровень жизни населения находится на низком уровне: Латинская Америка.

Форма правления:

это организация верховной государственной власти, порядок образования её органов, их компетенции и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.


Монархия- это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.

Признаки монархии:

ü Главой государства является монарх;

ü Власть монарха передается по наследству или династически;

ü Деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

Страны с монархической формой правления:

Ø Европа (Бельгия, Дания, Великобритания);

Ø Азия (Бутан, Япония, Таиланд);

Ø Африка (Марокко, Лесото, Свазиленд).

ü Некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличии от парламентской монархии, где парламент избирается народом);

ü Члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом;

Парламентская монархия- это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом.

ü Наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство);

ü Парламент избирается народом;

ü Правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

ü Правительство несет ответственность перед парламентом;

ü Действует принцип разделения властей;

ü Властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер.


Виды монархии:


Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх, не ограниченный каким – либо органом государственной власти (Англия, Франция, Россия – в разные периоды времени).

Форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основании Конституции (Великобритания, Норвегия, Дания и др.).

Переходная форма правления от абсолютной к парламентской монархии.

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в. Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.

Отличное определение

Неполное определение ↓