Что такое гранд батман тандю, жете, фондю и что он развивает? Термины классического танца.
- Батма́н тандю́ (фр. tendu - «вытянутый» ) (и его видоизменений)
- Батман тандю жэте́ (фр. jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
- Гранд батман жэте (фр. grand - «большой», jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
- Батман девелопе́ (фр. developpé - «раскрывание», «развёрнутый» ) (и его видоизменений)
- Батман фраппе́ (фр. frappe - «чеканка», «удар» ) (и его видоизменений)
- Батман фондю́ (фр. fondu - «смягчённый», «расплывчатый», «растаявший» ) (и его видоизменений)
Батман составляет основную часть занятия классического танца, вырабатывая умение правильно отводить и вытягивать (выпрямлять) ногу во время исполнения танцевальных движений, а также способствует выработке апломба , помогая танцору научиться управлять отдельными группами мышц.
Методика и цели выполнения
Батман выполняется у опоры (т. н. «станка») или «на середине»:
- Батман тандю
- сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге, мышцы (ног и корпуса) предельно подтянуты. Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.
Цель выполнения упражнения - выработать умение правильно вытягивать ногу, силу и эластичность голеностопного сустава, а также красивую линию ног.
- Батман тандю жэте
(по иерархии выделяется отдельно от батман тандю, а не как его видоизменение)
- небольшие (до 45°) четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение (ИП) через батман тандю с сохранением выворотности рабочей и опорной ног, а также натяжения подъёма и пальцев рабочей ноги.
Цель выполнения упражнения - выработка умения управлять отдельными группами мышц, а также ориентации в пространстве (умения быстро вывести ногу в нужное положение и чётко зафиксировать в нём).
- Гранд батман
При использовании термина гранд батман чаще всего подразумевается такой элемент, как гранд батман жэте , а батман релеве лян (также релевелян, релевелянт) является сокращением от названия элемента гранд батман релеве лян .
Гранд батман жэте - большие взмахи в воздух и возвращение в ИП выполняются по I или V позициям вперед, в сторону и назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух до положения 90° и выше, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, и возвращается скольжением через батман тандю в ИП, сохраняя выворотность колена и подъёма рабочей ноги, а также центра тяжести на опорной ноге.
Гранд батман релеве́ лян (фр. relever - "поднимать", lent - "медленно" )- отличается от гранд батман жэте тем, что движение выполняется не взмахом, а медленно, «на мышцах».
Цель выполнения упражнения - выработка маховых движений, растяжки, равновесия.
- Батман девелопе
- сгибание и разгибание ноги на 90° и выше. Выполняется через промежуточное пассе
- нога сгибается в колене, колено максимально выворотно вбок, подъём предельно натянут и находится спереди на колене (сбоку у колена, сзади под коленом) для выполнения движений вперёд (в сторону, назад). Если движение выполняется вперёд (либо в сторону после выполнения вперёд), то нога в пассе
переводится через сюр ле ку де пье впереди
(стопа на уровне чуть выше щиколотки, касаясь её наружней частью, «обнимает»
ногу - пятка спереди, пальцы заведены назад)
, если назад (либо в сторону после выполнения назад) - сюр ле ку де пье
(фр. sur le cou de pied - «на шейке ноги»
) сзади
(нога находится чуть выше голеностопа, пятка прижимается к ноге, подъём и пальцы не прижимаются, как бы образуют «хвостик»). Когда пассе
будет отработано, вводится вторая часть движения - разгибание ноги вперед, в сторону и назад. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.
Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
- Батман фраппе
- резкое, чёткое сгибание ноги (по сути - удар)
в положение сюр ле ку де пье
и разгибание на носок, а также в положение книзу или на полупальцах в положение на носок или книзу. Выполняется вперёд, в сторону, назад, с акцентом на удар. Колено максимально выворотно, направлено в сторону по линии плеча.
Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при быстром выполнении движений; отработать «расстановку точек» в движениях.
Классификация
Примечания
Источники
Литература
- Шипилина И. А. Хореография в спорте: учебник для студентов. - Феникс, 2004. - 215 с. - (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте). -
ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.
Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.
Adajio [ адажио ] | Медленно, медленная часть танца. |
Allegro [ аллегро ] | Прыжки. |
Allonge [ ссамбл ] | Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки. |
Aplomb [ апломб ] | Устойчивость. |
Arabesque [ арабеск ] | Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4. |
Assamble [ ссамблее ] | Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги. |
Attitude [ аттитюд ] | Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута. |
Balance [ балансе ] | Качать, покачиваться. Покачивающееся движение. |
Pas ballonne [ па баллонэ ] | Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied. |
Pas ballotte [ па баллоттэ ] | Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь. |
Balancoire [ балансуар ] | Качели. Применяется в grandbattementjete. |
Batterie [ батри ] | Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений. |
Pas de bourree [ па де буррэ ] | Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением. |
Brise [ бризе ] | Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками. |
Pas de basque [ па де баск ] | Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии. |
Battement [ батман ] | Размах, биение. |
Battement tendu [ батман тандю ] | Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги. |
Battement fondu [ батман фондю ] | Мягкое, плавное, «тающее» движение. |
Battement frappe [ батман фраппэ ] | Движение с ударом, или ударное движение. |
Frappe [ фраппэ ] | Бить. |
Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] | Движение с двойным ударом. |
Battement developpe [ батман девлоппэ ] | Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу. |
Battement soutenu [ батман сотеню ] | Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение. |
Cabriole [ кабриоль ] | Прыжок с подбиванием одной ноги другой. |
Chain [ шен ] | Цепочка. |
Changement de pieds [ шажман де пье ] | Прыжок с переменой ног в воздухе. |
Changement [ шажман ] | Смена. |
Pas chasse [ па шассэ ] | Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую. |
Pas de chat [ па де ша ] | Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук. |
Le chat [ ле ша ] | Кошка. |
Pas ciseaux [ па сизо ] | Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе. |
Coupe [ купэ ] | Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок. |
Pas couru [ па курю ] | Пробежка по шестой позиции. |
Croisee [ краузэ ] | Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую. |
Degagee [ дегаже ] | Освобождать, отводить. |
Developpee [ девлоппэ ] | Вынимание. |
Dessus-dessous [ десю-десу ] | Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre. |
Ecartee [ экартэ ] | Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали. |
Effacee [ эфасэ ] | Развернутое положение корпуса и ног. |
Echappe [ эшаппэ ] | Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую. |
Pas emboite [ па амбуатэ ] | Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе. |
En dehors [ ан деор ] | Наружу, из круга. |
En dedans [ ан дедан ] | Внутрь, в круг. |
En face [ ан фас ] | Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног. |
En tournant [ ан турнан ] | Вращать, поворачивать корпус во время движения. |
Entrechat [ антраша ] | Прыжок с заноской. |
Fouette [ фуэтэ ] | Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается. |
Ferme [ фермэ ] | Закрывать. |
Pas faille [ па файи ] | Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую. |
Galloper [ галоп ] | Гоняться, преследовать, скакать, мчаться. |
Glissade [ глиссад ] | Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола. |
Grand [ большой ] | Большой. |
Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] | Перекидной прыжок. |
Entrelacee [ антрэлясэ ] | Переплетать. |
Jete [ жэтэ ] | Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке. |
Jete ferme [ жэтэ фермэ ] | Закрытый прыжок. |
Jete passé [ жэтэ пассэ ] | Проходящий прыжок. |
Lever [ левэ ] | Поднимать. |
Pas [ па ] | Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец». |
Pas d’achions [ па д ’ аксион ] | Действенный танец. |
Pas de deux [ па дэ дэ ] | Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы. |
Pas de trios [ па дэ труа ] | Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. |
Pas de quatre [ па дэ катр ] | Танец четырех исполнителей, классический квартет. |
Passe [ пассэ ] | Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги. |
Petit [ пти ] | Маленький. |
Petit battement [ пти батман ] | Маленький батман, на щиколотке опорной ноги. |
Pirouette [ пируэт ] | Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу. |
Plie [ плие ] | Приседание. |
Demi-plie [ деми плие ] | Маленькое приседание. |
Pointe [ пуантэ ] | Носок, пальцы. |
Port de bras [ пор де бра ] | Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы. |
Preparation [ прэпарасион ] | Приготовление, подготовка. |
Releve [ релевэ ] | Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы. |
Releve lent [ релевэ лян ] | Медленный подъем ноги на 90 0 . |
Renverse [ ранверсэ ] | Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте. |
Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] | Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу. |
Rond [ рон ] | Круг. |
De jambe [ дэ жамб ] | Нога. |
Terre [ тер ] | Земля. |
Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] | Круг ногой в воздухе. |
l’air | Воздух. |
Soute [ сотэ ] | Прыжок на месте по позициям. |
Simple [ семпль ] | Простой, простое движение. |
Sissonne [ сисон ] | Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. |
Sissonne fermee [ сисон ферме ] | Закрытый прыжок. |
Sissonne ouverte [ сисон уверт ] | Прыжок с открыванием ноги. |
Sissonne simple [ сисон семпль ] | Простой прыжок с двух ног на одну. |
Sissonne tombee [ сисон томбе ] | Прыжок с падением. |
Saut de basque [ со де баск ] | Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе. |
Soutenu [ сутеню ] | Выдерживать, поддерживать, втягивать. |
Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] | Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги. |
Temps lie [ тан лие ] | Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение. |
Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] | Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу. |
Temps levee | Временно поднимать. |
Tire-bouchon [ тир бушон ] | Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед. |
Tour chainee [ тур шенэ ] | Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим. |
Tour en l’air [ тур ан лэр ] | Воздушный поворот, тур в воздухе. |
Tour [ тур ] | Поворот. |
Выворотность | Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах. |
Координация | Соответствие и согласование всего тела. |
Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств
Plie (плие) - от франц. «сгибать» . Приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие: ● demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола, ● grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie .
Battement (батман) – от франц. «биения» . Группа движений работающей ноги от простейших (tendu) до сложных, многосоставных. Каждое танцевальное pas непременно содержит элемент battements . Поэтому в exersise им придается большое значение. ♦ battement tendu (батман тандю) – от франц. tendu - « тянуть, вытягивать». Движение работающей ноги, при котором она скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону;
♦ battement tendu jete (батман тандю жете) – от франц. jete - « бросок ». Отличается от battement tendu активным выбрасыванием работающей ноги в воздух на 25°. Или просто: маленькие броски.
Rond de jambe (ронд де жамб) – от франц. « круг ногой» . Круговое движение работающей ноги: ♦ rond de jambe par terre (ронд де жамб пар терр) . Par terre (пар терр) – от франц. « на земле ». Круг носком работающей ноги по полу; ♦ rond de jambe en l’air (ронд де жамб анлер) . En l’airm (ан лер) – от франц. « по воздуху ». Круг работающей ногой в воздухе на высоте 45 ° или 90°.
Battement fondu (батман фондю) – от франц. « тающий ». Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога приходит в положение sur le- cou -de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или назад на высоту до 90°.
Battement frappe (батман фраппе) – от франц. frapper « ударять». Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания работающей ноги. Стопа работающей ноги с ударом приводится к опорной ноге в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
Developpe (девлёпе) – от франц. развитой, развёрнутый. Одна из разновидности battement . Темп – медленный. Один из видов adagio . Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге (passé), поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты (90° и выше), опускается в V позицию.
Relevé (релеве) – от франц. « поднимать ». 1) подъём на полупальцы или пальцы; 2) поднимание вытянутой ноги (relevé lent) на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.
Grand battement jeté (гранд батман жете) . Grand – от франц. « большой ». Означает максимальную амплитуду движения. Здесь бросок «работающей ноги» на возможно большую высоту. Или « большие броски ». В начале и в конце движения «работающая нога» обязательно проходит через battement tendu .
Port de bras (пор де бра) – от франц. porter – « носить» и bras – « рука ». Правильное движение рук в основных позициях (закруглённых – arrondi (арронди) или удлинённых – allongé (алланже)) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.
Temps levé (тан леве) – от франц. lever « поднимать». Вертикальный прыжок на одной или двух ногах (в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе). Обычно temps leve повторяется несколько раз.
Echappé (эшапе) – от франц. échapper « ускользать, вырываться ». Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit Е (пти Э.) . и grand Е. , а также с заноской - Е. battu (Э. батю) .
Changement de pied (шанжман де пье) – от франц. сhangement « перемена » p ied « нога, стопа ». Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch . de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).
Chainé (шен é) – от франц. глагола chainer « измерять мерной цепью, лентой » и франц. существительного chaine « цепь ». Во время исполнения « chainé » происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.
Assemble (ассамбле) – от франц. « собирать ». Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в вперёд, в сторону и назад под углом в 45° (petit A .) и в 90° (grand A .) , и собиранием ног во время прыжка вместе. Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.
Arabesque (арабеск) – от итал. « арабский ». Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60°, 90° и выше до 180°. Положение торса, рук и головы зависит от формы arabesque . В русской школе классического танца приняты 4 вида arabesque. I и II arabesque – ноги в положении effase . В I А. – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз.
II А. – вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда видна из-за спины. Голова повёрнута к зрителям.
III и IV A . – ноги в положении croise . В III А. – соответствующая поднятой ноге рука устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.
В IV A . – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie , на полупальцах, на пальцах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Поза бесконечно варьируется. Этим и оправдано название. Большой вариативностью.
Epaulement (эпольман) – от франц. epaulé « плечо ». Положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. E. croisé (э. круазе) – от франц. « скрещённый ». Одно из основных положений классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног. Положение croisé достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans .
E. Effasé (э. эфасе) – от франц. effacer « сглаживать ». Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Положение effac é достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors .
Ecartee (экарте) – от франц. « раздвигать ». Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a’la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).
Список использованной литературы и интернет ресурсов: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», издательствл «Лань», 2000 г. Энциклопедия «БАЛЕТ». Гл. редактор Ю.Н.Григорович, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г. «Мри звуков» http://ru.any-notes.com/information/videos/arabesques/ « Diaghilev art center » http://art-diaghilev.com/slovar-baletnyh-terminov/
Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».
Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.
Что такое батман?
Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.
Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.
Battement Tendu ("батман тандю")
Названия элемента - «напряженный, натянутый».
Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.
На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).
Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.
Grand Battement Jeté ("гран батман")
Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.
Battement relevé lent ("батман релеве лян")
Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».
Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.
Battement frappé ("батман фрапэ")
Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».
Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.
Battement Fondu ("батман фондю")
Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».
Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.
Battement soutenu ("батман сотеню")
Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».
Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.
В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.