Что такое гранд батман тандю, жете, фондю и что он развивает? Термины классического танца.

battement - «батман» ) - отведение и приведение ноги в танцевальном движении. Группирует в себе бо́льшую часть элементов экзерси́са , необходимых для совершенствования техники классического танца (а значит и танца в целом):
  • Батма́н тандю́ (фр. tendu - «вытянутый» ) (и его видоизменений)
  • Батман тандю жэте́ (фр. jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
  • Гранд батман жэте (фр. grand - «большой», jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
  • Батман девелопе́ (фр. developpé - «раскрывание», «развёрнутый» ) (и его видоизменений)
  • Батман фраппе́ (фр. frappe - «чеканка», «удар» ) (и его видоизменений)
  • Батман фондю́ (фр. fondu - «смягчённый», «расплывчатый», «растаявший» ) (и его видоизменений)

Батман составляет основную часть занятия классического танца, вырабатывая умение правильно отводить и вытягивать (выпрямлять) ногу во время исполнения танцевальных движений, а также способствует выработке апломба , помогая танцору научиться управлять отдельными группами мышц.

Методика и цели выполнения

Батман выполняется у опоры (т. н. «станка») или «на середине»:

  • Батман тандю - сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге, мышцы (ног и корпуса) предельно подтянуты. Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.
    Цель выполнения упражнения - выработать умение правильно вытягивать ногу, силу и эластичность голеностопного сустава, а также красивую линию ног.
  • Батман тандю жэте (по иерархии выделяется отдельно от батман тандю, а не как его видоизменение) - небольшие (до 45°) четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение (ИП) через батман тандю с сохранением выворотности рабочей и опорной ног, а также натяжения подъёма и пальцев рабочей ноги.
    Цель выполнения упражнения - выработка умения управлять отдельными группами мышц, а также ориентации в пространстве (умения быстро вывести ногу в нужное положение и чётко зафиксировать в нём).
  • Гранд батман
    При использовании термина гранд батман чаще всего подразумевается такой элемент, как гранд батман жэте , а батман релеве лян (также релевелян, релевелянт) является сокращением от названия элемента гранд батман релеве лян .
    Гранд батман жэте - большие взмахи в воздух и возвращение в ИП выполняются по I или V позициям вперед, в сторону и назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух до положения 90° и выше, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, и возвращается скольжением через батман тандю в ИП, сохраняя выворотность колена и подъёма рабочей ноги, а также центра тяжести на опорной ноге.
    Гранд батман релеве́ лян (фр. relever - "поднимать", lent - "медленно" )- отличается от гранд батман жэте тем, что движение выполняется не взмахом, а медленно, «на мышцах».
    Цель выполнения упражнения - выработка маховых движений, растяжки, равновесия.
  • Батман девелопе - сгибание и разгибание ноги на 90° и выше. Выполняется через промежуточное пассе - нога сгибается в колене, колено максимально выворотно вбок, подъём предельно натянут и находится спереди на колене (сбоку у колена, сзади под коленом) для выполнения движений вперёд (в сторону, назад). Если движение выполняется вперёд (либо в сторону после выполнения вперёд), то нога в пассе переводится через сюр ле ку де пье впереди (стопа на уровне чуть выше щиколотки, касаясь её наружней частью, «обнимает» ногу - пятка спереди, пальцы заведены назад) , если назад (либо в сторону после выполнения назад) - сюр ле ку де пье (фр. sur le cou de pied - «на шейке ноги» ) сзади (нога находится чуть выше голеностопа, пятка прижимается к ноге, подъём и пальцы не прижимаются, как бы образуют «хвостик»). Когда пассе будет отработано, вводится вторая часть движения - разгибание ноги вперед, в сторону и назад. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.
    Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
  • Батман фраппе - резкое, чёткое сгибание ноги (по сути - удар) в положение сюр ле ку де пье и разгибание на носок, а также в положение книзу или на полупальцах в положение на носок или книзу. Выполняется вперёд, в сторону, назад, с акцентом на удар. Колено максимально выворотно, направлено в сторону по линии плеча.
    Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при быстром выполнении движений; отработать «расстановку точек» в движениях.

Классификация

Примечания

Источники

Литература

  1. Шипилина И. А. Хореография в спорте: учебник для студентов. - Феникс, 2004. - 215 с. - (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте). -

ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio [ адажио ] Медленно, медленная часть танца.
Allegro [ аллегро ] Прыжки.
Allonge [ ссамбл ] Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки.
Aplomb [ апломб ] Устойчивость.
Arabesque [ арабеск ] Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ ссамблее ] Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [ аттитюд ] Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [ балансе ] Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [ па баллонэ ] Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied.
Pas ballotte [ па баллоттэ ] Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [ балансуар ] Качели. Применяется в grandbattementjete.
Batterie [ батри ] Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [ па де буррэ ] Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [ бризе ] Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [ па де баск ] Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [ батман ] Размах, биение.
Battement tendu [ батман тандю ] Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [ батман фондю ] Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [ батман фраппэ ] Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [ фраппэ ] Бить.
Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] Движение с двойным ударом.
Battement developpe [ батман девлоппэ ] Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу.
Battement soutenu [ батман сотеню ] Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [ кабриоль ] Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [ шен ] Цепочка.
Changement de pieds [ шажман де пье ] Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [ шажман ] Смена.
Pas chasse [ па шассэ ] Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [ па де ша ] Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ ле ша ] Кошка.
Pas ciseaux [ па сизо ] Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [ купэ ] Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [ па курю ] Пробежка по шестой позиции.
Croisee [ краузэ ] Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [ дегаже ] Освобождать, отводить.
Developpee [ девлоппэ ] Вынимание.
Dessus-dessous [ десю-десу ] Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [ экартэ ] Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [ эфасэ ] Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [ эшаппэ ] Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [ па амбуатэ ] Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ ан деор ] Наружу, из круга.
En dedans [ ан дедан ] Внутрь, в круг.
En face [ ан фас ] Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ ан турнан ] Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [ антраша ] Прыжок с заноской.
Fouette [ фуэтэ ] Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [ фермэ ] Закрывать.
Pas faille [ па файи ] Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [ галоп ] Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [ глиссад ] Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [ большой ] Большой.
Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] Перекидной прыжок.
Entrelacee [ антрэлясэ ] Переплетать.
Jete [ жэтэ ] Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [ жэтэ фермэ ] Закрытый прыжок.
Jete passé [ жэтэ пассэ ] Проходящий прыжок.
Lever [ левэ ] Поднимать.
Pas [ па ] Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [ па д аксион ] Действенный танец.
Pas de deux [ па дэ дэ ] Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [ па дэ труа ] Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [ па дэ катр ] Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [ пассэ ] Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [ пти ] Маленький.
Petit battement [ пти батман ] Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [ пируэт ] Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [ плие ] Приседание.
Demi-plie [ деми плие ] Маленькое приседание.
Pointe [ пуантэ ] Носок, пальцы.
Port de bras [ пор де бра ] Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [ прэпарасион ] Приготовление, подготовка.
Releve [ релевэ ] Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [ релевэ лян ] Медленный подъем ноги на 90 0 .
Renverse [ ранверсэ ] Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ рон ] Круг.
De jambe [ дэ жамб ] Нога.
Terre [ тер ] Земля.
Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] Круг ногой в воздухе.
l’air Воздух.
Soute [ сотэ ] Прыжок на месте по позициям.
Simple [ семпль ] Простой, простое движение.
Sissonne [ сисон ] Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [ сисон ферме ] Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [ сисон уверт ] Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [ сисон семпль ] Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [ сисон томбе ] Прыжок с падением.
Saut de basque [ со де баск ] Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [ сутеню ] Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [ тан лие ] Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Temps levee Временно поднимать.
Tire-bouchon [ тир бушон ] Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [ тур шенэ ] Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [ тур ан лэр ] Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [ тур ] Поворот.
Выворотность Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация Соответствие и согласование всего тела.

Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

Plie (плие) - от франц. «сгибать» . Приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие: ● demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола, ● grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie .

Battement (батман) – от франц. «биения» . Группа движений работающей ноги от простейших (tendu) до сложных, многосоставных. Каждое танцевальное pas непременно содержит элемент battements . Поэтому в exersise им придается большое значение. ♦ battement tendu (батман тандю) – от франц. tendu - « тянуть, вытягивать». Движение работающей ноги, при котором она скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону;

♦ battement tendu jete (батман тандю жете) – от франц. jete - « бросок ». Отличается от battement tendu активным выбрасыванием работающей ноги в воздух на 25°. Или просто: маленькие броски.

Rond de jambe (ронд де жамб) – от франц. « круг ногой» . Круговое движение работающей ноги: ♦ rond de jambe par terre (ронд де жамб пар терр) . Par terre (пар терр) – от франц. « на земле ». Круг носком работающей ноги по полу; ♦ rond de jambe en l’air (ронд де жамб анлер) . En l’airm (ан лер) – от франц. « по воздуху ». Круг работающей ногой в воздухе на высоте 45 ° или 90°.

Battement fondu (батман фондю) – от франц. « тающий ». Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога приходит в положение sur le- cou -de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или назад на высоту до 90°.

Battement frappe (батман фраппе) – от франц. frapper « ударять». Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания работающей ноги. Стопа работающей ноги с ударом приводится к опорной ноге в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

Developpe (девлёпе) – от франц. развитой, развёрнутый. Одна из разновидности battement . Темп – медленный. Один из видов adagio . Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге (passé), поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты (90° и выше), опускается в V позицию.

Relevé (релеве) – от франц. « поднимать ». 1) подъём на полупальцы или пальцы; 2) поднимание вытянутой ноги (relevé lent) на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.

Grand battement jeté (гранд батман жете) . Grand – от франц. « большой ». Означает максимальную амплитуду движения. Здесь бросок «работающей ноги» на возможно большую высоту. Или « большие броски ». В начале и в конце движения «работающая нога» обязательно проходит через battement tendu .

Port de bras (пор де бра) – от франц. porter – « носить» и bras – « рука ». Правильное движение рук в основных позициях (закруглённых – arrondi (арронди) или удлинённых – allongé (алланже)) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

Temps levé (тан леве) – от франц. lever « поднимать». Вертикальный прыжок на одной или двух ногах (в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе). Обычно temps leve повторяется несколько раз.

Echappé (эшапе) – от франц. échapper « ускользать, вырываться ». Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit Е (пти Э.) . и grand Е. , а также с заноской - Е. battu (Э. батю) .

Changement de pied (шанжман де пье) – от франц. сhangement « перемена » p ied « нога, стопа ». Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch . de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).

Chainé (шен é) – от франц. глагола chainer « измерять мерной цепью, лентой » и франц. существительного chaine « цепь ». Во время исполнения « chainé » происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

Assemble (ассамбле) – от франц. « собирать ». Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в вперёд, в сторону и назад под углом в 45° (petit A .) и в 90° (grand A .) , и собиранием ног во время прыжка вместе. Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.

Arabesque (арабеск) – от итал. « арабский ». Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60°, 90° и выше до 180°. Положение торса, рук и головы зависит от формы arabesque . В русской школе классического танца приняты 4 вида arabesque. I и II arabesque – ноги в положении effase . В I А. – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз.

II А. – вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда видна из-за спины. Голова повёрнута к зрителям.

III и IV A . – ноги в положении croise . В III А. – соответствующая поднятой ноге рука устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.

В IV A . – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie , на полупальцах, на пальцах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Поза бесконечно варьируется. Этим и оправдано название. Большой вариативностью.

Epaulement (эпольман) – от франц. epaulé « плечо ». Положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. E. croisé (э. круазе) – от франц. « скрещённый ». Одно из основных положений классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног. Положение croisé достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans .

E. Effasé (э. эфасе) – от франц. effacer « сглаживать ». Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Положение effac é достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors .

Ecartee (экарте) – от франц. « раздвигать ». Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a’la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).

Список использованной литературы и интернет ресурсов: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», издательствл «Лань», 2000 г. Энциклопедия «БАЛЕТ». Гл. редактор Ю.Н.Григорович, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г. «Мри звуков» http://ru.any-notes.com/information/videos/arabesques/ « Diaghilev art center » http://art-diaghilev.com/slovar-baletnyh-terminov/


Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».

Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.

Что такое батман?

Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.

Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Battement Tendu ("батман тандю")

Названия элемента - «напряженный, натянутый».

Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.

На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).

Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

Grand Battement Jeté ("гран батман")

Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.

Battement relevé lent ("батман релеве лян")

Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».

Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.

Battement frappé ("батман фрапэ")

Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».

Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.

Battement Fondu ("батман фондю")

Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».

Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.

Battement soutenu ("батман сотеню")

Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».

Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.

В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.