Археологические раскопки шлимана и эванса. Эванс Артур Джонс — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Сын сэра Джона Эванса, одного из крупнейших британских антикваров-нумизматов, исследовавшего также каменные и бронзовые орудия Британии. Артур рано заинтересовался археологией. Получив образование в Харроу, Оксфорде и Геттингене, он с 1884 до 1908 был хранителем музея Ашмола , а с 1909 - получил должность экстраординарного профессора археологии. Увлекшись в 1894 расшифровкой надписей на каменных печатях с Крита, Эванс опубликовал критские пиктограммы и дофиникийский рукописный текст.

В выступлениях 1896 Эванс заявлял, что микенская цивилизация материковой Греции имела начало на Крите. Три года спустя он уже приобрел участок земли, на котором, как он был уверен, располагался Кносский дворец (немного ранее от этой покупки отказался Г. Шлиман), и после годичных раскопок раскрыл его руины площадью 2, 2 га. Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника - были расположены здания со стенами из полых кирпичей. Плоские крыши поддерживались колоннами. Покои, коридоры и залы были расположены в причудливом порядке, напоминая лабиринт. Это дало Эвансу повод заявить о находке дворца Миноса . Внутреннее убранство, по-видимому, трехэтажного, дворца было роскошным: полы выложены камнем, нижняя часть стен была облицована гипсом, верхняя - фресковыми росписями с бытовыми сценами и пейзажами. Он имел систему водоснабжения и канализации с терракотовыми ваннами, продуманную вентиляцию и освещение. Это напоминающее соты сложное сооружение освещалось через балконы и веранды, лестничные клетки и световые шахты. Высокоразвитым было дворцовое хозяйство с ремесленными мастерскими и складами. Имелась довольно внушительных размеров ступенчатая площадь театра.

Дворец был самым крупным, но не единственным зданием в городе. Были выявлены также дома простых горожан. В окрестностях города сохранялись остатки хорошо оборудованных особняков. Сохранились также виадук, караван-сарай и состоящий из камерных гробниц некрополь. Эванс нашел дворцовые кладовые и подсчитал общую емкость всех обнаруженных там пифосов. Она составила 75 тыс. литров.

Размеры и великолепие находок свидетельствовали, что Кносс являлся столицей древнего государства. Эту впервые обнаруженную «дворцовую цивилизацию» Эванс назвал минойской. Он различал три стадии разрушения Кносского дворца. На протяжении 20-16 вв. он дважды отстраивался заново. В середине 15 в. до н. э. цивилизация погибла в результате грандиозного извержения вулкана на о-ве Тира , после чего на Крит вторглись ахейцы.

Археологическое исследование Кносса продолжалось 35 лет. Перекрестная датировка критских и египетских вещей позволила создать периодизацию древностей Крита, занявшую важное место в хронологической системе Европы. Эванс выделял 3 периода истории цивилизации. Раннеминойский начинался, когда ок. 2600 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке под влиянием развитых культур Египта, Ближнего Востока и Троады создавались крупные металлургические центры. В среднеминойский (2000-1450-е до н. э.) Крит еще не был задет процессом переселения ахейских племен и на протяжении нескольких веков представлял собой зону культурного прогресса. В период старых дворцов (19 - конца 17 вв. до н. э.) культура переживала наивысший расцвет. От эпохи «новых дворцов» после разрушений 1700 до н. э., кроме раскопанного Эвансом, в других городах сохранились еще три дворца, ряд поселений, некрополи. В позднеминойский или последворцовый период с 1450-х до 1150 до н. э. дворцовые постройки подверглись разрушению. По многочисленным свидетельствам, в том числе и по характеру разгаданного позднее линейного письма Б, с сер. 15 в. Критом правили греки-ахейцы. С 11 в. до н. э. началось проникновение на остров дорийцев и остатки исконного догреческого населения отступили на восточные острова.

В Кноссе было найдено около 3000 глиняных табличек, которые фиксируют две различные слоговые системы: линейное письмо А и линейное письмо Б (термины Эванса). Первое более раннее (2000-1500 гг. до н. э.), так и остается не прочитанным. В дальнейшем греки приспособили это письмо А к своему языку, создав письмо Б (1500-1100 гг. до н. э.), на котором, как полагают, была написана «Илиада». В 1952 оно было разгадано английскими учеными М. Вентрисом, который еще в 1936 слушал лекцию Эванса о критских письменах, а во время Второй мировой войны был шифровальщиком. Он и доказал, что линейное письмо Б являлось ранней формой греческого языка, продемонстрировав неразрывность между бронзовым веком и классической Грецией, хотя все тексты были лишь документами хозяйственной отчетности.

Заслуги Эванса еще при его жизни были отмечены многими наградами, в частности, в 1936 Королевское общество наградило его медалью Коплея. В 1911 он был удостоен рыцарского звания. Авторитет его в науке и поныне очень велик.

Артур Джон Эванс (Arthur John Evans, 1851–1941) - британский археолог, открывший минойскую культуру и предложивший ее периодизацию.

Артур Джон Эванс родился 8 июля 1851 года в небольшом городе Нэш-Миллс, в графстве Хартфордшир, недалеко от Лондона. Его родители были не очень богатыми, но вполне обеспеченными людьми: оба были заняты в семейном бизнесе своего родственника, Дж. Диккенса, владельца бумажной фабрики. Отец Артура, кроме того, был известен в лондонском обществе как любитель древностей: коллекционер антиквариата и нумизмат, автор нескольких крупных работ, посвященных древним каменным и бронзовым орудиям и монетам, за одну из которых он был отмечен наградой Академии наук Франции.

Впоследствии интерес отца Эванса-младшего к древней истории и его финансовая состоятельность сыграют свою роль в открытиях последнего: в первую очередь из его средств будут оплачиваться раскопки, давшие основной материал для исследований. Не менее важной предпосылкой стала увлеченность Артура историей и культурой Балкан. Совершив в 1872 году вместе с братом авантюрную поездку по Венгрии, Румынии и Болгарии, - молодые люди путешествовали без документов и были вынуждены прятаться от полиции и обходить пограничные посты - Эванс решил посвятить себя изучению этого региона. Но для получения полноценного образования будущему открывателю Крито-Минойской цивилизации не хватило усидчивости. Проучившись два года в Окфордском и несколько месяцев в Геттингенском университетах и так и не закончив ни один из них, Эванс вновь отправился на Балканы уже в качестве журналиста. Шел 1875 год, и в регионе было неспокойно: это было время восстаний славянских народов против турецкого владычества. Вторая поездка в центральную Европу закончилась для Артура не так успешно, как первая: в 1882 году он был арестован по подозрению в шпионаже и участии в восстании в Далмации, оказавшейся уже под властью Австро-Венгрии, а впоследствии депортирован.

Вернувшись в Англию, Эванс в 1884 году устроился на работу в Ашмольский музей в Оксфорде. За шесть лет пребывания в нем ученый превратил это достаточно захолустное по тем временам место в крупный центр, аккумулировавший последние достижения истории и археологии. Несмотря на скептическое отношение со стороны руководства, исследователю удалось обеспечить бесперебойное финансирование музея, позволяющее ежегодно пополнять его фонды, обновлять оборудование. Смог он добиться и увеличения помещений, уже не вмещавших в себя экспонаты расширенных в несколько раз коллекций.

Первую половину 90-х годов XIX века ученый провел в экспедиции на Сицилии, где работал отец его жены, историк Эдвард Фриман. Исследователей интересовали в первую очередь нумизаматические памятники - древние монеты, но среди находок археологов обнаружился керамический материал, предположительно из Греции, который дал Эвансу первые основания считать, что в Элладе могла существовать цивилизация, еще более древняя, чем Микенская.

К этому времени знаменитый предшественник Эванса Генрих Шлиман сделал свои сенсационные открытия в Трое, Микенах и Орхомене. Следующим направлением его работы должен был стать Крит, Кносский дворец, но планам археолога не суждено было сбыться. Эванс сумел продолжить дело Шлимана. В 1894 году ученый впервые прибыл на греческий остров, чтобы договориться с собственниками земли, на которой располагался Кносский дворец. Для этого исследователь должен был выкупить эту территорию. В конце концов Эвансу удалось собрать деньги, и в 1896 году ученый приступил к работе. Уже проведенная им археологическая разведка укрепила исследователя в мнении, что это место являлось центром совершенно иной, отличной от Микенской, цивилизации. Уже тогда Эванс впервые ввел применительно к ней термин «минойская культура».

Раскопки Эванса в Кноссе

Однако вести раскопки систематически археолог смог лишь спустя несколько лет: во второй половине 90-х годов Крит превратился в арену кровавых столкновений между турками и местными христианами. На период с 1896 по 1899 год, пока длился конфликт, Эванс, известный интересом к политике, сосредоточился на журналистской работе и писал статьи уже о современных ему событиях.

Полноценно вернуться к занятиям наукой исследователь смог лишь в 1900 году. Находки, сделанные им уже в первые дни экспедиции, - фрагменты дворца и сохранившиеся в нем фрески - позволили сделать окончательный вывод: местная культура совершенно уникальна и не связана ни с античной, ни с микенской традицией.


Следующие несколько десятилетий, почти всю оставшуюся жизнь, Эванс полностью посвятил изучению открытой им цивилизации. Главным его трудом стал четырехтомный «Дворец Миноса в Кноссе», изданный в 1921–1935 годах. В этой работе исследователь систематизировал собранный на острове археологический материал, преподнеся его в историческом контексте, собранном из всех имевшихся сведений о минойской цивилизации; предложил вариант ее хронологии с делением на ранний, средний и поздний период.


Особый интерес для ученого представляли критские письмена: найденные тексты он свел воедино и опубликовал в рамках свода Scripta Minoa (1909). В это издание вошел не весь собранный им материал; уже после смерти Эванса, в 1952 году его коллега Дж. Майрс выпустит продолжение сборника. Впоследствии изданные тексты помогут другим английским ученым, лингвистам М. Вентрису и Дж. Чедвику решить проблему дешифровки письма Б, при помощи которого создавались микенские тексты.


Заслуги Эванса были признаны широко за пределами академических кругов. Помимо наград от научного сообщества, среди которых золотая медаль от Шведского общества антропологии и географии (1920), почетная медаль Петри от Лондонского университета, ученый получил титул рыцаря на родине (1911), а также был удостоен звания почетного гражданина критской Кандии. В 1934 году у входа в Кносский дворец исследователю поставили памятник.

Участие в общественной жизни в начале XX века отошло для Эванса на второй план. По поводу Первой мировой войны ученый ограничился рядом письменных и устных заявлений, в которых призывал народ Британии к сохранению и преумножению научного знания и стремлению к гуманистическим идеалам, в противовес царящей вокруг атмосфере жестокости.


Основные труды:

    Through Bosnia and the Herzegóvina on foot during the insurrection, August and September 1875; with an historical review of Bosnia and a glimpse at the Croats, Slavonians, and the ancient republic of Ragusa. London, 1876.

    Illyrian letters: a revised selection of correspondence from the llllyrian provinces of Bosnia, Herzegdvina, Montenegro, Albania, Dalmatia, Croatia and Slavonia during the troubled year 1877. London, 1878.

    Syracusan «medallions» and their engravers in the light of recent finds, with observations on the chronology and historical occasions of the Syracusan coin-types of the fifth and fourth centuries B. C. And an essay on some new artists’ signatures on Sicilian coins (reprinted from the Numismatic Chronicle of 1890 and 1891). London, 1892.

    Cretan pictographs and prae-Phoenician script: with an account of a sepulchral deposit at Hagios Onouphrios near Phaestos in its relation to primitive Cretan and Aegean culture. London, 1892.

    Scripta Minoa: The Written Documents of Minoan Crete: with Special Reference to the Archives of Knossos. Volume I: The Hieroglyphic and Primitive Linear Classes: with an account of the discovery of the pre-Phoenician scripts, their place in the Minoan story and their Mediterranean relatives: with plates, tables and figures in the text. Oxford: Clarendon Press, 1909.

    The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at Knossos. Vol. 1–4. London, 1921-1935.

    The ring of Nestor;̓ a glimpse into the Minoan after-world, and a sepulchral treasure of gold signet-rings and bead-seals from Thisbê, Boeotia. London, 1925.

    The shaft graves and bee-hive tombs of Mycenae and their interrelation. London, 1929.

    Scripta Minoa: The Written Documents of Minoan Crete: with special reference to the archives of Knossos. Volume II: The Archives of Knossos: clay tablets inscribed in linear script B: edited from notes, and supplemented by John L. Myres. Oxford: Clarendon Press, 1952.

Великое открытие сэра Артура Эванса

Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся через Эгейское море к Малой Азии. Легенды и мифы Древней Греции прославили этот остров сказаниями о богах и героях, прекрасных царевнах и о первом полете человека в небо.

На Крите, в пещере горы Дикта, родился верховный бог Олимпа Зевс – сын «Великой матери» Реи. Она бежала сюда, спасая своего сына от людоеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей из опасения, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его.

Сюда, в обетованный цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, похищенную им красавицу Европу – дочь финикийского царя. И здесь, на Крите, Европа родила от Зевса сына – будущего правителя острова, Миноса.

Легенды рассказывают, что царь Минос был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище. Это чудовище явилось плодом не менее чудовищного греха, совершенного женой Миноса – Пасифаей. Она отличалась неслыханным сластолюбием. Зная это, бог морей Посейдон подослал к Пасифае белоснежного быка, от которого она и родила Минотавра, человека с бычьей головой, питавшегося человечьим мясом.

Минотавр жил в огромном дворце – Лабиринте, построенном на Крите знаменитым зодчим Дедалом, с бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.

Отважный герой Тесей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра и благополучно выбрался из Лабиринта с помощью клубка ниток, который дала ему влюбленная красавица Ариадна, дочь царя Миноса.

Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса. Имена их героев стали нарицательными. И возможно, этим легендам так и суждено было остаться легендами, если бы однажды на Крит не приехал сорокалетний хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс. Тогда, в 1900 году, он не знал, что пройдут годы, и он станет всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, имя которого на протяжении многих лет не будет сходить со страниц газет и журналов. Именно ему, Артуру Эвансу, за исключительные заслуги перед наукой получившему от английского короля титул сэра, суждено было открыть одну из величайших цивилизаций древности, получившую название крито-минойской.

В первый же день пребывания на острове Эванс посетил развалины города Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел бугры, которые, как подсказала ему интуиция ученого, таили в себе остатки каких-то древних строений.

23 марта 1900 года Эванс приступил к раскопкам. Он сам впоследствии говорил, что не надеялся на крупные открытия. Все, однако, обстояло иначе. Убедиться в этом Эвансу и его помощникам пришлось в течение ближайших нескольких дней.

Буквально через несколько часов в раскопе появились очертания древнего здания. Двумя неделями позже изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших площадь в два с половиной гектара…

Сорок лет Эванс посвятил раскопкам на Крите, ибо поверил – и настолько, что заявил об этом публично, – что обнаруженное им здание – развалины легендарного Лабиринта. Шли годы, а работам все не было конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предугадать, что откроет следующий взмах лопаты.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», сделанный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. 16 тысяч кв. м составляла его площадь. В нем было множество залов, пристроек, кладовых, соединенных бесконечными лестницами, коридорами, переходами. Своей планировкой Кносский дворец напоминал дворцы в Тиринфе и Микенах, более того – находился с ними в явном родстве, несмотря на то что внешне весьма от них отличался. В то же время его гигантские размеры и роскошь подчеркивали, что Тиринф и Микены могли быть только второстепенными городами, далекой провинцией.

…Когда рабочие раскопали небольшое помещение, где было устроено углубление в три метра длиной и два метра шириной, к которому вели вниз восемь ступеней, Эванс решил, что обнаружена ванная комната. Но рядом оказалось еще одно помещение, размерами примерно 4 ? 6 м. С трех сторон в этой комнате у стен стояли каменные лавки, в четвертой стене – западной – была дверь, а возле обращенной на север стены археологи увидели нечто совсем неожиданное: высокий алебастровый трон – трон древнего правителя Крита!

Теперь можно было не сомневаться: они находились в самом центре дворца – в тронном зале царя Миноса.

Трон покоился на высеченных из камня стеблях каких-то растений, связанных в узел и образующих дугу. Он был весьма удобным: сиденье точно следовало формам человеческого тела. Высокая спинка с изображениями морских волн накрепко приделана к стене. На стене тронного зала находились изображения двух лежащих грифонов. Их лапы вытянуты вперед, головы гордо подняты. Между фигурами грифонов – гибкие стебли и цветы папируса.

Впоследствии Эванс восстановил Тронный зал. В таком частично восстановленном виде предстает ныне перед путешественниками Кносский дворец. Не дворец-крепость, а просто дворец – со всем великолепием, связанным с этим понятием.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. «Даже наши рабочие чувствовали их волшебное очарование», – писал Эванс. Эта живопись открывала дверь в совершенно новый, волнующий мир. Первыми среди народов, художественное творчество которых дошло до нас, критяне радостно залюбовались видимым миром – с восхищением, со страстным желанием запечатлеть его красоту.

Искусству Крита абсолютно чуждо прославление военных вождей и триумфаторов, здесь нет сцен кровавых битв и верениц пленников. Главная и единственная тема – мирная, цивилизованная жизнь. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, и девушек среди лилий. У этих людей вполне европейское обличье. При этом мужчин было принято изображать с красновато-коричневой кожей, а женщин – с молочно-белой. Они танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках серебряные кубки и золотые чаши, оживленно беседуют, сидя в непринужденных позах на садовых скамейках. В их взорах и выражениях лиц – истинно французский шарм. «Парижанкой» назвал Артур Эванс одно из изображений молодой женщины, обнаруженное в Кносском дворце. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Еще одна любимая тема критских художников – море. Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб – мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой «Вазе с осьминогом». Каждодневное созерцание моря, море как источник благ – все, что связано с морской стихией, нашло свое отражение в критском искусстве.

Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов один образ встречается с удивительным постоянством – образ быка.

Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах, в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, а алтари украшались бычьими рогами. Фрески дворца в Кноссе запечатлели странный обычай, отголоски которого сохранились сегодня только в Испании и Португалии – игры с быком. Но действительно ли это была игра? А может быть, это – документальное свидетельство того, о чем повествует миф о Минотавре? Может быть, действительно существовал на Крите религиозный обряд, во время которого священному быку бросали на растерзание афинских юношей и девушек, и на этих фресках изображено жертвоприношение Минотавру, чье имя, возможно, буквально означало «бык Миноса»? А за этим кровавым ритуалом в окружении своих придворных наблюдал сам правитель Кносса с маской быка на лице…

Не является ли это доказательством того, что на Крите в какой-то период его истории был распространен древний земледельческий культ быка, ставшего прообразом Минотавра?

«Мы вступили в совершенно неизвестный мир, – писал Эванс. – Каждый шаг вперед был шагом в неизвестное. Дворец затмил все то, что мы до этого знали о европейских древностях».

Сообщения о сенсационных раскопках на Крите появлялись во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация – столь древняя, что уже для современников Гомера она была тысячелетней легендой. И когда Эванс по праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская» – имя, взятое из легенды о царе Миносе, – никто не посмел оспорить его.

Сэр Артур Эванс умер в 1941 году в возрасте девяноста лет, заслужив признательность человечества открытием великой цивилизации, подлинно беспримерным по своему значению. Греческий миф повествует о том, что Европа была похищена быком-Зевсом от берегов Азии и увезена им на Крит. Ретроспективно Европа и Крит сходятся в одну точку: именно крито-минойская цивилизация стоит у истоков всей европейской культуры.

Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. В конце III тысячелетия на острове появляются первые дворцы, а поселения становятся городами – первыми городами в Европе. Наиболее могущественным из них стал город Кносс на северном побережье острова. Именно в это время были заложены первые камни легендарного Лабиринта. И отныне почти на тысячелетие вся судьба не только Крита, но и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Кносский дворец был самым большим на Крите, но отнюдь не единственным. Примерно в 2000 году до н. э. в разных уголках Крита – Фесте, Малии, Гурнии – были воздвигнуты дворцы с большим числом комнат, со складскими помещениями, мастерскими. Стены дворцов украшали великолепные фрески. Владыки Крита имели мощный флот, надежно оберегавший подступы к острову, – только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот безраздельно господствовал в Средиземноморье, подчинив власти кносских царей «многие земли». Само географическое положение острова – между Европой, Северной Африкой и Малой Азией – отводило Криту значительную роль в международных торговых сношениях того времени.

Свой золотой век Крит переживает между 1600 и 1400 годами до н. э. Критская держава стояла в одном ряду с такими колоссами древнего мира, как Египетское, Хеттское и Вавилонское царства. Оказалось, что раскопанные Шлиманом циклопические крепости-города в материковой Греции – Микены и Тиринф, поразившие исследователей своим богатством и мощью, первоначально были всего лишь провинциальными населенными пунктами минойской державы.

Казалось бы, ничто не могло поколебать могущество Крита. Но в конце II тысячелетия до н. э. происходит катастрофа – загадочная, до сих пор до конца не объясненная. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агиа-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Великая империя пала – как Минотавр под мечом Тесея…

Проблема происхождения и гибели народа, населявшего Крит, и поныне остается загадкой для ученых. Кто же все-таки был создателем критской культуры, строителем дворцов? Кто жил на Крите до прихода греков?

Согласно Гомеру, остров населяли пять различных народов – критяне, кидоны, ахейцы, дорийцы, пеласги. По сведениям Геродота, критский царь Минос не был греком, однако Фукидид свидетельствует об обратном. Артур Эванс склонялся к гипотезе об африканско-ливийском происхождении населения Крита. Дерпфельд, бывший сотрудник Шлимана, предполагал, что критская культура зародилась в Финикии. Есть гипотеза о том, что предками критян являлись хетты, выходцы из Малой Азии, и критяне говорили на языке, близком к хеттскому, – то есть были индоевропейцами. Есть и прямо противоположная точка зрения – цивилизация Крита создана не индоевропейцами.

Нитью Ариадны, которая вывела бы из этого лабиринта, могла бы стать письменность. На Крите обнаружено несколько тысяч табличек со знаками линейного письма, в том числе архив Кносса. Эти знаки различны – существует линейное письмо «А», более древнее, и линейное письмо «Б», относящееся к XV–XIV векам до н. э. Последнее представляет собой тексты на греческом языке, записанные критскими знаками и в критской манере слогового письма. Это может означать только одно: в XV веке до н. э. Кноссом правили говорившие на греческом языке чужеземцы. Что касается линейного письма «А», то попытки его расшифровки до сих пор не увенчались успехом.

Возможно, что древнейшие жители Крита говорили на языке, который исследователи называют «минойским» и которые не был ни греческим, ни вообще индоевропейским и не состоял в родстве ни с одним из известных науке языков. Дополнительную сумятицу вносит еще один тип критского письма – иероглифический. Памятником этой письменности является знаменитый терракотовый диск диаметром в 15 см, найденный в 1908 году в одном из боковых строений дворца в Фесте. Уже более полусотни лет тревожит он воображение ученых. На Фестском диске помещено более двухсот никому не понятных знаков, расположенных по спирали. Они разделены радиальными линиями на группы. Слова? Предложения? Надпись на диске, скорее всего, слоговая, то есть отдельные знаки обозначают слоги, а не буквы. При этом установлено, что знаки выдавлены с помощью специальных штампов. Неужели эти штампы изготовили только для одного-единственного диска?

Нет ответа.

Столь же неясным, как происхождение народа, населявшего Крит, и его письменности, предстает конец Критского царства. Он был неожидан и мгновенен. Что погубило великую цивилизацию? Землетрясение? Извержение вулкана? Вражеское нашествие? Ученые предлагают множество различных гипотез, по-разному объясняющих внезапную гибель могущественной островной державы.

Артур Эванс ясно различил три периода разрушения, с временным разрывом около 200 лет. Первая катастрофа произошла около 1700 года до н. э. Дворец в Кноссе был разрушен. Мы можем только гадать о причинах этого. Скорее всего, виновато землетрясение. Около 1600 года до н. э. жизнь вновь налаживается. Это было время второго, главного периода расцвета Крита. Из руин восстанавливаются старые дворцы, они перестраиваются и улучшаются.

Спустя двести лет пришел конец. Буквально в одно мгновение произошло что-то ужасное. Едва ли не до основания были разрушены целые города. Весь остров лежал в развалинах. После этого удара Крит уже не поднялся.

Эванс считал, что разрушение Кносского дворца явилось следствием мощного природного катаклизма. При раскопках он обнаружил те же признаки внезапной и насильственной гибели и разрушения, какие были в Помпеях, погибших в результате извержения Везувия: брошенные орудия труда, оставшиеся незавершенными различные изделия и произведения искусства, внезапно прерванная домашняя работа.

Катастрофа произошла около 1400 года до н. э. (с разницей плюс-минус пятьдесят лет). Месяц, когда произошла катастрофа, ученые называют почти точно: конец апреля – начало мая. Определить это помогли следы пожара, обнаруженные на остатках стен критских зданий. Оказывается, в это время дул сильный ветер, который сносил дым пожарищ почти горизонтально к северу. Такой ветер на Крите дует только во второй половине апреля – начале мая.

Вероятно, города Крита были разрушены мощным землетрясением. Как следствие этого, возник пожар. «Люди, – пишет Эванс, – были захвачены врасплох. Судя по следам, все произошло чрезвычайно быстро. Вот, к примеру, тронный зал кносского владыки. Он был найден в состоянии полнейшего беспорядка. В одном из углов лежал опрокинутый большой сосуд от масла, рядом нашлись какие-то культовые сосуды. Вероятно, царь поспешил сюда, чтобы в последний момент свершить какую-то религиозную церемонию. Но не успел ее, очевидно, закончить. Следы насильственно прерванной работы видны и в домах ремесленников, художников».

Еще в 1939 году греческий археолог Спиридон Маринатос высказал предположение о том, что главной причиной гибели минойской цивилизации стала редкая, гигантская по масштабам природная катастрофа. В 130 км к северу от Крита, в группе Кикладских островов, лежит маленький остров Тира (Санторин). Геологи уже давно установили, что в древности здесь произошло извержение вулкана, повлекшее за собой проникновение морской воды внутрь вулканического конуса и, наконец, колоссальной силы взрыв самого Санторина, уничтоживший большую часть острова. Это случилось около середины II тысячелетия до н. э. В результате пострадала значительная часть Эгейского архипелага, включая остров Крит. Мощная волна-цунами, вызванная взрывом, произвела ужасающие опустошения на побережье и уничтожила критский флот. И тогда на ослабленную страну с материка двинулись полчища завоевателей – греков-ахейцев. Они нанесли решающий удар критской культуре. Раскопки показали, что и в Кноссе, и в Фесте, и в других местах – везде были разрушены и сожжены дворцы и поселения.

В последние годы наука нашла новые доказательства в пользу того, что именно ахейцы завоевали Кносс. Можно предположить, что легендарная победа Тесея была символическим изображением победы, одержанной прибывшим с материка завоевателем, который разрушил дворец Миноса. Как бы то ни было, факт остается фактом: около 1400 года до н. э. крито-минойская цивилизация прекратила свое существование.

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойцами, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры.

В первый раз – в период своего расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого всем нам, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой цивилизации.

Второй раз – когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда человечество было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра…

Из книги Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972 автора Раззаков Федор

Великое переселение № 2 Не будет преувеличением сказать, что советский кинематограф во многом создавался руками евреев. И это было вполне закономерно, учитывая, что и в Октябрьской революции они сыграли далеко не последнюю роль и, придя к власти, имели полное право

Из книги Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния автора Соловьев Александр

Великое разделение народов Сытый голодного не разумеет. Русская пословица Еще в те времена, когда на нашей Земле водились мамонты, относительно небольшое тогда сообщество людей раз и навсегда разделилось на две категории: богатых (их было относительно немного) и всех

Из книги Странные люди автора Эдвардс Фрэнк

47. Удивительный сон сэра Е. А. Уоллиса Баджа В течение многих лет ученый мир приходил в уныние от невозможности расшифровать тексты посланий на многочисленных клинописных табличках, найденных археологическими экспедициями. Тексты были написаны на давно забытых

Из книги Германский офицерский корпус в обществе и государстве. 1650–1945 автора Деметр Карл

8 Великое герцогство Гессенское Трибуналы чести официально еще не существовали в службе великого герцогства. В то время как дипломатическая миссия наводила справки, а правительство рассматривало вопрос о их введении, уже было ясно, что трибуналы чести будут просто

Из книги Война. 1941-1945 автора Эренбург Илья Григорьевич

Великое одичание Германия была окружена глухой стеной. До мира едва доходили стоны ее концлагерей. По столицам Европы разъезжал гладенький Риббентроп. Мало кто заглядывал в черную душу свежевыбритого коммивояжера. Иногда немцы показывались на международных выставках:

Из книги История одной деревни автора Кох Альфред Рейнгольдович

Великое наступление Наше наступление подобно неотвратимым шагам Истории. Мы овладели одним из крупнейших промышленных центров Германии Оппельном. Мы подходим к Кенигсбергу и грозим Бреславлю. Мы быстро продвигаемся в Данцигу, и в наших сводках появились названия

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

Великое переселение Ничего удивительного в самом факте проживания немцев на территории России нет. Известно, что немцы впервые появляются на Руси еще во времена правления княгини Ольги. Именно она по принятии христианства обратилась с просьбой к германскому королю

Из книги Буддист-паломник у святынь Тибета автора Цыбиков Гомбожаб

ВЕЛИКОЕ АЛЯСКИНСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ Мощнейшее землетрясение в истории США и 2-е после великого Чилийского за всю историю наблюдений. Его еще называют землетрясением Великой пятницы, поскольку произошло оно Страстную пятницу. 27 марта 1964 г. около 17.30 по североамериканскому

Из книги О Набокове и прочем. Статьи, рецензии, публикации автора Мельников Николай Георгиевич

ВЕЛИКОЕ ЧИЛИЙСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ Самое сильное из зарегистрированных землетрясений в 9,5 магнитуды произошло в Чили 22 мая 1960 г. около 19.00 по местному времени. Его еще называют Вальдивским, потому что эпицентр находился недалеко от города Вальдивия. Гипоцентр - на стыке

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Глава XIII. Монастырь Сэра 1. Дорога из Брайбуна в СэраОбогнувши горный мыс, о котором упомянуто выше, дорога идет далее подле самых гор, пересекая по прямой линии лишь устья немногочисленных неглубоких падей. В таких падях располагаются поместья лиц, преимущественно

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

ПОСТМОДЕРНИСТ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТУРА Шарж Дэвида Левина…Во-вторых, потому что уж очень изящно книга411 издана: удобный «покетбуковый» формат (как раз влезет в карман плаща или куртки), хорошая бумага, крупный шрифт, эстетская обложка?– с пикирующими аэропланами над

Из книги автора

Алые паруса сэра Томаса Путь Кавендиша в Англию оказался тяжелым. Пираты голодали. Под ногами у них лежала гора золота, а они мечтали о хлебе.9 сентября 1588 года в порт Плимут вошел необычный корабль под пирамидой шелковых алых парусов. Его мачты были обернуты атласом,

Из книги автора

Пират и «великое сокровище» В самом конце XVII века в Индийском океане ослепительно вспыхнула новая звезда морского разбоя. Удивительные подвиги, сокровища и романтические похождения английского пирата Джона Эйвери настолько поразили его современников, что еще при жизни

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (Evans, Arthur John) (1851–1941), английский археолог. Родился в Нэш-Миллз (графство Хертфордшир) 8 июля 1951 и получил образование в Харроу, Оксфорде и Гёттингене. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 – по Финляндии и Лапландии. Прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента «Манчестер Гардиан» («Manchester Guardian»), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; после освобождения вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола. После 1909 Эванс стал почетным хранителем музея.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, которые незадолго до этого были открыты Г.Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. В 1894 обследовал Крит в поисках печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. «молочных камней»); принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. В марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому древнегреческие рассказы о лабиринте царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а цивилизацию – минойской.

Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos ) увидел свет в 1921, четвертый и последний – в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений о минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса и до сих пор являются предметом споров.

Изучение Эвансом минойского иероглифического письма началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и других находок. Полная публикация текстов глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов.

Наука не является л никогда не будет являться накопченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Л. Эйнштейн

Честь открытия крито-микенской культуры принадлежит английскому археологу Артуру Звансу. Поразительно, что до начала XX столетия об этой замечательной культуре человечество абсолютно ничего не знало.

Первый шаг к открытию крито-микенской (ее называют также Эгейской) культуры сделал Генрих Шлиман. Поверив в реальность существования гомеровского мифа, он начал искать легендарную Трою. Ему на редкость повезло. Ознакомившись с западным побережьем Малой Азии, Шли май решил, что древняя Троя расположена на холме Гиссарлык. Здесь все совпадало с описанием Гомера, а прямо на поверхности Земли он обнаружил остатки древних строений. Раскопки начались в 1871 г., Шлиман нашел множество каменных орудий, керамических изделий и посуды. Во время раскопок 1873 г. было обнаружено большое здание с кладом золотых вещей, которое Шлиман принял за дворец царя Приама.

Как выяснилось позже, это была не гомеровская Троя, а поселение, возникшее на тысячелетие раньше. До конца своих дней (Шлиман умер в 1890 г.) он так и не узнал, что, раскопав до самых нижних слоев холм Гиссарлык, он открыл гораздо более древнюю, чем гомеровская Троя, культуру.

В марте 1900 г., уже после смерти Шлимана, на Крите начал вести раскопки археолог, имеющий за плечами богатый опыт музейной работы, этнографических и археологических исследований в Сицилии, Артур Эванс. В древнегреческих преданиях рассказывалось о морской Критской державе. Историкам были известны великолепные критские печати из стеатита (камня с изображениями животных и нерасшифрованных письменных знаков), которые местные жители Крита использовали как амулеты. Это наводило на мысль, что на Крите, как и в других районах Восточного Средиземноморья, могли быть сделаны ценные археологические находки.

Уже первые месяцы работы в Кноссе дали потрясающие результаты: были обнаружены развалины огромного дворца с великолепными фресками, античные вазы п статуэтки. Но найденные Эвансом произведения прикладного искусства были совсем не похожи на известные ранее. «Поразительно, ничего греческого, ничего римского», - писал Артур Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Вскоре ученый понял, что перед ним совершенно новая, доселе неизвестная культура, существовавшая па Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции.

Бережно вскрывал Эванс слой за слоем на склоне горы Юктас, расположенной в 4 км к югу от побережья, и ему открылся огромный дворец, состоявший из массы помещении, окружавших обширный центральный двор. Соединенные множеством переходов, коридоров и лестниц, они поразительно напоминали Лабиринт из древнегреческого мифа о Тесее (рис. 19).

Благодаря археологическим раскопкам в Кноссе и в других древних поселениях Крита, на Кикладских островах (рис. 20), Балканском полуострове и в Малой Азии мир узнал о существовании могучей морской державы в Средиземноморье в III-II тыс. до н. э.

Артур Эванс разделил древнейшую историю Крита на три периода (назвав их по имени легендарного критского царя минойскими): раннеминойский (3000-2000 гг. до н. э.), среднеминойский (2000-1600 гг. до н. э.) и позднеминойский (1000-1200 гг. до н. э.). Первый из этих периодов известен также как ранний бронзовый век.

Яркому развитию культуры в Восточном Средиземноморье способствовало его благоприятное географическое положение - изрезанные берега с удобными для мореходства заливами и бухтами.

Бассейн Эгейского моря издревле был населен (рис. 21). В плодородной Фессальской равнине, расположенной па севере Греции, еще в неолитическую эпоху VI-IV тыс. до н. э. было множество поселений. В период, переходный к бронзовому, там уже были целые города, укрепленные оборонительными степами.

Вторым центром неолитической культуры был Крит. Одно из самых ранних поселений располагалось на том же месте, где спустя несколько тысячелетий был воздвигнут Кносский дворец. Раскопки, проведенные Дж. Эвансом (сыном Артура Эванса) в конце 50-х годов, обнаружили под центральным двором дворца н к северу от него неолитические слои толщиной 7 м - больше, чем все слои бронзового века. И, что удивительно, в самом древнейшем слое были найдены остатки прямоугольных домов, построенных из обожженных (а не сырцовых) кирпичей. Неолитическая керамика Крита имела много общих черт с керамикой Греции и Малой Азии, что указывает на постоянные связи Крита с соседними странами. В среднепеолитическом периоде на Крите были широко распространены вазы с гравированным орнаментом и искусно выточенные из пестрого камня полированные сосуды. В них находят некоторое сходство с египетской керамикой. Уже в это время на Крите появились вазы с росписью по темному фону, что характерно для более поздних времен. О высоком культурном уровне первых поселенцев на Крите свидетельствует находка в ранненеолитических слоях Кносса фигурки обнаженного мужчины. С большим мастерством выточена она из целого куска мрамора. С конца IV - начала III тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье наступает период халколита (модно-каменного) века. Он приблизительно соответствует по времени раннеминойскому периоду (по А. Эвансу).

Фессалия, сыгравшая большую роль в развитии неолитической культуры в Восточном Средиземноморье и III тыс. до н. э., постепенно уступает позиции Кикладам и Криту, который к концу раннеминойского периода становится подлинным властителем Эгейского бассейна. Важнейшим культурным центром является Троя - крупный укрепленный центр па его восточном берегу.

С наступлением бронзового века появились изделия из металла. О мастерстве умельцев этого периода ярко свидетельствует найденный Г. Шлиманом «клад Приама». В большом серебряном сосуде, зарытом у городской стены Трои, было обнаружено около 9000 предметов из золота, серебра и электрума (сплава серебра и золота). Поражает тонкость, с которой выполнены украшения. Так, диадемы состоят из многочисленных сплетенных из тонкой проволоки цепочек, завершающихся схематически исполненными фигурками идолов из золотого листа.

На Крите в раннеминойский период начинает формироваться характерный архитектурный стиль. На юге острова, в плодородной долине Мессары, в слоях, относящихся к первой половине 1.11 тыс. до н. э., был откопан большой жилой дом, состоящий из целого ряда маленьких прямоугольных помещений, соединенных друг с другом. Стены дома построены на каменном фундаменте из сырцового кирпича, укрепленного деревянными брусами. Такая хорошо продуманная система строительства применялась с целью противостоять частым на Крите землетрясениям. Она сохранилась до конца мннойской эры. Дом этот был, вероятно, двух- или даже трехэтажным. Возможно, некоторые его помещения освещались с помощью световых колодцев - открытых двориков, прорезывающих здание сверху донизу.

Благодаря многочисленным находкам, сделанным в критских гробницах, стала хорошо известна керамика Крита в раннеминойский период. Это - разнообразные кубки па высоких конусообразных ножках из прокопченной глины, кувшины, раскрашенные темно-коричневым орнаментом из горизонтальных п вертикальных полос с изображениями животных. Но раз находили сосуды в виде быка с маленькой фигуркой акробата.

Необычайного изящества достигли критские мастера в обработке камня. Особенно хороша конической формы вала, найденная в могиле в Маронее (Восточный Крит). Крышка украшена только вырезанными рядами спирален, вписанными в форму круга. На крышке другой пиксиды изображена скульптурная фигурка собаки. Длинноногая и узкомордая, по-видимому, охотничья, собака лежит и естественной позе. В раннеминойский период появились широко известные критские печати. Некоторые из них с изображениями животных.

Расцвет крито-микенской культуры наступил во II тыс. до н. э. Об этом красноречиво говорят раскопки на Крите. Только благодаря многолетней кропотливой работе нескольких поколений археологов мы узнали о величайшей культуре, существовавшей четыре тысячелетия назад. Правда, до нас не дошло никаких письменных свидетельств, если не считать иероглифические знаки на глиняном диске из Феста и таблички с линейным (слоговым) письмом А, которые еще не расшифрованы полностью.

На Крите период расцвета эгейской культуры разделяют на эпохи Старых и Новых дворцов.

Старые дворцы, названные так в отличие от воздвигнутых спустя 300 лет Новых, изучены сравнительно слабо. Исследованию Старых дворцов мешают заменившие их Новые. В Фесте, расположенном на южном берегу Крита, границы Нового дворца не совпали полностью со Старым. Итальянские археологи раскопали там часть западного двора, где находилась зрелищная площадка для ритуальных игр с быком. Стены из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте укреплены деревянными балками. В открытых помещениях найдено множество красивых ваз, больших, наподобие бочек, расписанных сосудов, используемых для хранения продуктов.

Старый дворец в Фесте несколько раз перестраивался, иногда изменялась планировка помещений. Может быть, правильнее говорить о трех пли даже четырех разных дворцах, сменявших друг друга. Причиной разрушения были землетрясения.

Старые дворцы, несомненно, были мпогоэтажными. В это время существовали ужо города, занимавшие значительную площадь вокруг дворцов.

В эпоху Старых дворцов высокого расцвета достигает искусство. Особое восхищение вызывают вазы стиля Камарес - светлая полихромная роспись наносилась по темной поверхности вазы (рис. 22). На поздних вазах появляются изображения живых существ и прежде всего рыб. Высоко было мастерство критских ювелиров. К этому времени относится миниатюрное золотое украшение из фигурок пчел, расположенных по краям шарика, изображающего медовый сот, который они держат в своих лапках.

Старые дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии были разрушены сильным землетрясением около 1700 г. до н. э. Восстановить их оказалось невозможно. Руины были засыпаны, а на их месте воздвигнуты Новые дворцы.

Новые дворцы также пережили несколько строительных периодов. Крупные перестройки производились около 1600 г. до н. э., после очередного сильного землетрясения. К настоящему времени откопаны и частично реставрированы четыре Новых дворца: в Кноссе, Фесте, Маллии и находящийся неподалеку от маленького селения Като Закрое.

В эпоху, когда критское искусство достигло своей вершины, Кносский дворец превосходил по размерам и богатству все другие. Поэтому Кносс в 1600-1400 гг. до н. э. следует рассматривать как главный столичный город. Дворец расположен в шести километрах от северного побережья острова, поблизости от современного центра Крита - города Гераклиона. Несколько сотен различных помещений дворца общей площадью около 10 тыс. м 2 образовали грандиозный ансамбль на невысоком плато, расположенном на склоне горы Юктас. Сложный, запутанный план дворца со множеством лестниц, связывающих три его этажа, поразил воображение греков и подсказал им миф о таинственном Лабиринте, откуда нет выхода. Название происходит от греческого слова «лабрис» - двулезвийный топор - одна из наиболее распространенных священных эмблем критской религии.

Несмотря на кажущийся беспорядок в расположении комнат, в планировке Кносского дворца существует определенная система. Центром дворца служит большой двор размером 50×30 м. Он как бы разделяет дворец на западную и восточную частя. Входы имелись со всех четырех сторон дворца.

Главным фасадом дворца была его западная сторона. Она облицована гипсовыми плитами. Правда, западный вход во дворец не выглядел внушительно. Это - открытый вестибюль, разделенный колоннадой, что часто встречается в критской архитектуре. Далее шел знаменитый коридор процессий, украшенный фресками, изображавшими шествие девушек и юношей, несущих дары. Отсюда можно было попасть на центральный двор.

Западную часть нижнего этажа дворца занимали огромные кладовые Кносса - 22 длинных и узких зала, заполненных огромными глиняными бочками (пифосами), украшенными рельефными орнаментами. В них хранились оливковое масло, вино и иные припасы. В полу кладовых с зерном были сделаны обширные ямы прямоугольной формы, облицованные камнем. Пространство между складами и центральным двором, как предполагают, служило местом религиозных обрядов, когда пользовались светильниками - эти комнаты не имели естественного освещение. Невдалеке находилось специальное помещение для предметов культа (статуэтки богинь со змеями и другие вещи).

Наиболее интересно юго-восточное крыло дворца. Оно хорошо сохранилось. Здесь были жилые помещения, занимавшие в общей сложности четыре этажа, из них два нижних заглублены в землю. Одно из помещений получило название зала двойного топора - изображение лабриса преобладает в росписях па стенах. Из зала двойного топора по небольшому коридору можно пройти в помещение под названием комнаты царицы.

На верхних этажах дворца, по-видимому, находились официальные парадные залы, о чем свидетельствуют остатки лестниц (рис. 23), колонн, а также стен. На сохранившейся части степы изображена критская красавица, известная сейчас под именем «Парижанка».

Планировка дворца была продуманной и целесообразной. Может вызвать удивление, что жилые комнаты располагались в подвальном помещении - в нижнем этаже дворца, заглубленном на несколько метров в землю. На это есть, однако, важная причина. Помещения, вырытые в земле, почти не страдают от землетрясений, способных разрушить любое здание. Критяне за двухтысячелетнюю историю пережили огромное число землетрясений и, естественно, убедились в том, что единственным спасением является сооружение жилых помещений и в особенности спален в земляном массиве.

К северо-западу от Кносского дворца находился так называемый Малый дворец, имевший культовое назначение, о чем свидетельствуют найденные там предметы. Близ минойского Кносса были и другие сооружения, принадлежавшие приближенной знати или служившие загородной резиденцией царя.

Остальные дворцы Крита строились по той же схеме, что и Кносский. Находившийся в 22 км к востоку от Кносса небольшой дворец в Маллии имел обширный двор, бывший местом религиозных церемоний. Большое впечатление производит Новый дворец в Фесте, расположенный в долине Мессары, обрамленной снежными горами. Интересной особенностью его внутреннего дворика была окружающая его с четырех сторон внушительная колоннада. Возможно, в этом можно видеть зачатки формирования греческого архитектурного стиля I тыс. до н. э.

Четвертый из больших дворцов Крита - дворец Като Закрое - раскопан лишь в прошлом десятилетии. Площадь его около 7000 м 2 . Планировка напоминает Кносс. Во дворце Като Закрое обнаружены таблички с линейным письмом и замечательные вазы. Дворец погиб в результате сейсмической катастрофы, сопровождавшейся пожаром.

Упомянем о богато украшенной росписями царской вилле в Агиа-Триаде, служившей, очевидно, резиденцией правителей Феста. На вилле найден клад медных слитков, имеющих форму бычьих шкур и весящих около 29 кг. Это - наиболее древние «деньги» в Средиземноморье.

Все критские дворцы были разрушены. Причем разрушение было настолько полным, что большинство культурных центров острова так и не смогло от пего оправиться. Многие исследователи датируют эту катастрофу около 1500-1450 гг. до н. э.

Вот как описывает ученик А. Эванса, английский археолог Дж. Пендлбери картину последних минут существования Кносского дворца: «Заключительная сцена разыгралась в помещении, которое воссоздаст перед нами наиболее драматическую обстановку из всех раскопанных строений - в «тронном зале». Этот зал был найден в состоянии полного беспорядка. В одном углу лежал опрокинутый большой сосуд от масла; культовые сосуды, казалось, были в употреблении в момент наступления катастрофы. Все имело такой вид, будто царь в смятении поспешил сюда, желая в последний момент совершить какую-нибудь религиозную церемонию, чтобы спасти свой парод» ( Дж. Пендлбери. Археология Крита (перев. с англ.). М. ИЛ, 1950, стр. 250).

В результате какого события окончательно разрушилась столица Крита? Большинство исследователей придерживаются версии, что это было повое нашествие микенских греков, неожиданно напавших на остров, или же восстание критян против иноземного владычества. На наш взгляд, факты, собранные археологами, свидетельствуют, что Кносский дворец разрушен землетрясением. Высокая сейсмическая активность бассейна Эгейского моря позволяет рассматривать землетрясение как наиболее вероятную причину разрушения критских дворцов. Дополнительные факты дает археология. Замечание Дж. Пепдлбери о том, что тронный зал был в полном беспорядке, а в его углу лежал опрокинутый - большой сосуд из-под масла, - прямое указание на сейсмическую причину катастрофы. Второй факт в пользу нашего предположения - пожар. Из истории катастрофических землетрясений, случившихся за период жизни человеческого общества, известно, что в большинстве случаев, когда происходил подземный толчок в городе, вспыхивал пожар. Неожиданный подземный толчок разрушает печи, опрокидывает лампады, обрушивает деревянные перекрытия домов, чем и способствует возникновению пожара.

История критских дворцов наглядно свидетельствует, что главным врагом Критского государства III и II тыс. до н. э. были не набеги кочевых племен, а землетрясения. Всеми исследователями было отмечено полное отсутствие оборонительных сооружений вокруг критских городов. Это особенно контрастно заметно при сравнении с одновременно существовавшим с ними греческим городом Микены, расположенным на возвышении и обнесенным мощнейшими каменными стенами.

Против главного своего врага (землетрясения) критяне принимали предохранительные меры. Еще 5000 лет назад сооружались дома со специальными конструкциями, предохранявшими от разрушения при подземном толчке.

Землетрясения много раз наносили огромный ущерб Криту. Но критяне в какой-то степени приспособились к этим коварным ударам природы. Только геологическая катастрофа, происшедшая около 1400 г. до н. э., смогла остановить пульс Минойской державы. Однако почему же именно эта катастрофа оказалась губительной, тогда как другие сейсмические катаклизмы такой роковой роли не играли?

Здесь необходимо сказать несколько слов об особенностях сейсмических катастроф. Их своеобразие в том, что от землетрясения разрушаются только искусственные постройки, причем преимущественно многоэтажные каменные дома. Вся же остальная окружающая человека естественная среда землетрясения практически не замечает - в полях продолжает зреть урожай, домашний скот по-прежнему пасется на лугах. Легкие сельские постройки если и разрушаются, то восстановить их не стоит большого труда. Флот на воде (если не было сильного цунами) также остается целым. В этих условиях восстановить заново разрушенный дворец не представляет большого труда. Землетрясение не прерывало пульса развивающейся цивилизации.

Катастрофа XV в. до н. э. была, несомненно, иного рода. На этот раз бедствия постигли всю страну. Очевидно, помимо подземных ударов, были еще и другие природные явления, оправиться от которых Критская держава уже не смогла.

Сейчас мы знаем, что извержение Санторина сопровождалось обильным пеплопадом и огромными цунами. Насколько гибельными для населения Крита были эти явления, мы расскажем в одной из следующих глав.