Вечный Рим: как смотреть шедевры Ватикана в Третьяковке. Ангелы из рима Выставка roma aeterna

Друзья, добрый день. В субботу нам посчастливилось побывать на уникальной выставке шедевров Ватикана, у вас еще есть возможность в течение двух месяцев увидеть ее, не пропустите.

Выставка проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017. К сожалению купить билеты через сайт уже не получится, но вы спокойно можете прийти в музей и купить билет прямо на месте, в кассах, несмотря на большое количество посетителей, мы не увидели очередей.

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход до 17.00)

четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00)

понедельник — выходной.

На осмотр выставки закладывайтесь на пару часов, одного часа явно не достаточно.

Честно говоря, до сих пор нахожусь под большим впечатлением, даже не знаю с чего начать. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены, учитывая, что далеко не каждый в свете ужесточения экономической политики может себе позволить выехать за рубеж, считаю, что нам крупно повезло и рекомендую использовать этот шанс, вы точно не останетесь равнодушны. К сожалению, фотографировать на выставке строго запрещено, поэтому все фотографии я взяла из Интернета, а описание из брошюры с выставки и по памяти то, что успела запомнить из аудиогида.

Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.


Продолжает экспозицию Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д’Ареццо ок. 1216-1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2×53,9 см.
«Маргаритоне д’Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, — один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в „Жизнеописании Маргаритоне“ охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

Меня потрясли как сами иконы, так и их сохранность, вдумайтесь, ведь это 12-13 века!

Я не буду останавливаться на всех экспонатах, отмечу лишь те, которые больше всего запали мне в душу и потрясли своим мастерством. Продолжая осмотр первого зала, хотелось бы обратить внимание на 3 фрески Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438-1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117×93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI-XVII веках. Три музицирующих ангела — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции „Вознесение Христа“.
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие „музыка небес“ связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: „Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением“, идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Фреска «Ангел, играющий на виоле», до нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. Мелоццо, обратившись к средневековым образцам, вдохнул в них новую жизнь, предвосхитив и Микеланджело, и Рафаэля, и Корреджо, и росписи куполов барочных церквей.

Так же обращает на себя внимание работа Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера. Но интересна она не столько своим сюжетом, сколько тем, что автор изображает здесь землю круглой, что для тех времн безусловное новаторство. Посмотрите на линию горизонта.

Ну и не могу не обратить внимание на одну из центральных экспонатов первого зала Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107×84 cм.
«Беллини — крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина — один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания — Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

Рассматривая картину Карло Кривелли (1435-1494). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. Я вообще долго не могла понять технику, в кторой она была исполнена, настолько здесь тонкая работа, что кажется что картина соткана из парчи, это удивительно, я ничего подобного раньше не встречала.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, — одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».





большинство работ своими сюжетами переносят нас в , где произошло Рождения Христа и прочие события


Переходя во второй зал выставки, хочу начать с описания картины, наиболее поразившей меня, а именно картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», 1635-1640. Размер картины 85×68 см, холст, масло. Святой Матфей, первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия. Рени писал эту картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. «Святой Матфей и ангел» считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества. Поражает магия взгляда Матфея и ангела, как один внимает другого, с какой поразительной точностью и изяществом художник смог передать сложную гамму чувств обоих именно в их взглядах.


Второй картиной по силе воздействия на меня, стала картина приписываемая Пенсионанте дель Сарачени «Отречение святого Петра». Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени, одного из главных представителей раннего караваджизма. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени», что по-итальянски значит «гость Сарачени». Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины — евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. К Петру, ожидавшему вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус, подошла служанка и, узнав его, сказала: " И та с Иисусом Галилеяном», но апостол отрекся. На картине лицо Петра находится в тени, как будто скрывая его стыд.


Одной из центральных работ второго зала является работа Микеланжело Меризи, прозванного Караваджо, «Положение во гроб» , которую художник написал для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. Ее считают одной из самых лучших в его творчестве. Композиция «Положения во гроб» выстроена так, что смотрящий на нее зритель невольно становится частью картины. Каменная гробница, в которую хотят положить Христа, одним из углов повернута к зрителю — этот угол как бы прорывает тонкую преграду между миром картины и обычной реальностью. Впечатление усиливает острый локоть держащего Иисуса за ноги Никодима. Кажется, что они хотят передать недвижимое тело Христа тому, кто смотрит на картину.

Молодая Мария застыла в безмолвном крике, подняв руки к небу, ее волосы торчат в разные стороны — видимо, она рвала их в стенаниях. Голова Марии Магдалины скорбно опущена, он скрывает свои слезы, переживая по поводу утраты. Мать Иисуса не плачет и не кричит, она молча смотрит на лицо своего сына, зная, что больше не увидит его никогда. Лица мужчин сосредоточены и скорбны.

Иоанн, хмурясь, всматривается в неживое лицо своего Учителя, а сильный и кряжистый Никодим глядит вниз, на дно гробницы, напрягаясь под весом тела Иисуса. Тело Христа лишено каких-либо трупных оттенков, оно бледно, как будто лишилось всех красок жизни.


Конечно же одними из самых значительных экспонатов выставки являются два небольших гризайля работы Рафаэля Санти, составлявших пределлу алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже, известного как алтарь Бальони, в центре которого находилось «Положение во гроб», теперь хранящееся в Галерее Боргезе. «Вера», боковая часть пределлы, предстает в виде женской фигуры с потиром в руке, путти в боковых нишах держат таблички с мограммами имени Иисуса.


В Третьем зале нам представлена серия «Астрономические наблюдения», Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатупн, Комета. Необычная серия картин, вставленных в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы, создана болонским художником Донато Крети по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили, астронома-любителя. Граф решил послать картины папе Клименту 11 в надежде таким способом убедить его выделить деньги на строительство обсерватории в Болонье и достиг своей цели, средства были выделены.


Еще много достойных и уникальных работ представлено на выставке и у вас, друзья, есть еще два месяца, чтобы посетить ее и увидеть все эти творения воочию, желаю вам удачи.





Джентиле да Фабриано. «Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», ок. 1425 г.

Photo © Vatican Museums / Фото © Музеи Ватикана

Музеи Ватикана

не только впервые представляют сокровища своей коллекции в России, но и впервые вывозят их за границу в таком количестве. Сорок две картины из собрания Пинакотеки - это почти одна десятая всего собрания, насчитывающего около пятисот полотен.

Описывать произведение искусства - дело неблагодарное, заранее обреченное на провал, потому что невозможно вербализировать ту тонкую связь, которая устанавливается между вами, когда вы оказываетесь один на один. И неважно, сколько людей вокруг, потому что в этот момент оно разговаривает только с вами.

Язык шедевров ватиканской Пинакотеки - музыка. Сознание услужливо предлагает ассоциации: средневековое многоголосие, ренессансный мадригал, барочный concerto grosso. На самом деле эти картины звучат по-другому. Их музыка - музыка тишины: линий, цвета, едва уловимого жеста и взгляда.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы понять - вернее, почувствовать - работу гения. Изображение, при всей его гармоничности, остается лишь отпечатком, если в него не вложено нечто большее. У каждой из этих картин есть душа, все эти полотна - живые.

«Христос Благословляющий», редчайшая работа римской школы XII века. В нем угадываются до боли знакомые черты византийских икон, ставших образцом для древнерусских иконописцев. Roma Aeterna. Рим первый, второй, третий... Вечный. «Христос Благословляющий» открывает выставку в Третьяковской галерее, вы встречаетесь с ним глазами сразу, едва переступив порог зала. Он здесь в полном одиночестве - молчалив, спокоен и самодостаточен. А за его спиной - целый мир, заключенный в пространство небольшой комнаты, в которой перед вами церемонно проходят святой Франциск Ассизский (Маргаритоне д’Ареццо, XIII век), усмиряющий бурю Николай Чудотворец (Джентиле да Фабриано, XV век), играющие на лютнях ангелы (Мелоццо да Форли, XV век).

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. «Святой Плакида», 1495-1498 гг. «Святая Юстина», 1495-1498 гг.

Здесь же пределла «Чудеса святого Винченцо Феррера» - работа Эрколе де Роберти, художника феррарской школы, одной из самых значительных в ренессансной Италии. «Пределлами назывались рассказывающие некую историю картины, которые располагались внизу алтаря, - объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. - Хотя картина принадлежит кисти феррарского художника, в ней зашифрованы многочисленные аллюзии на Рим, которые среди прочего выражены в переработке поз античных статуй в центральных фигурах. Замечательна она еще и тем, что читается как своего рода дефиле самых экстравагантных моделей конца XV века - наряду с Бургундским герцогством Феррара была законодательницей мод того времени» .

Во втором зале - полотна Высокого Возрождения (XVI век) и эпохи барокко (XVII век). Их музыка другая: страстная, напористая, бросающая вызов. Несмотря на религиозные сюжеты, эти картины порой кажутся богоборческими - во всяком случае, их создатели говорят с Ним на равных.

Вот «Видение Святой Елены» венецианца Паоло Веронезе. Торжество красок и пышные одежды и богатый интерьер. Героиня картины - мать императора Константина, которой, как сообщает «Хронография» Феофана, во сне было велено отправиться в Иерусалим «для отыскания животворящего креста Господня». Вместе с ней зритель оказывается здесь на зыбкой грани сна и яви, божественного и земного, духовного и материального.

А рядом - две пределлы Рафаэля: «Вера» и «Милосердие» 1507 года. Совсем небольшие, он похожи на книжные развороты. На каждой из них - женщина в окружении двух ангелов. Моментально узнаваемые рафаэлевские персонажи с мягким абрисом лиц и утонченной грацией поз. Несмотря на скромный размер, эти картины создают вокруг себя особую атмосферу, пространство некоего интимного диалога с каждым, кто в него попадает.

В XVII веке папский Рим достиг наивысшего могущества и богатства, именно в эту эпоху живописное собрание Ватикана значительно пополнилось работами выдающихся современников, поэтому художественная история этого столетия представлена в папской коллекции наиболее полно. (Кстати, соответствующий зал Пинакотеки почти оголился, как рассказала заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта - большинство полотен постоянной экспозиции на три месяца переместились в Москву.)

«Положение во гроб» Караваджо, один из главных его шедевров, оказавший влияние на всю последующую историю живописи, от Рубенса до Сезанна. Эту картину он написал около 1603-1604 года для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, в статусе самого известного и скандального итальянского художника своего времени, чьи работы неизменно вызывали жаркие споры. Каждый элемент огромной, три на два метра, картины продуман до мелочей, ее невероятно сильный драматический эффект во многом обусловлен тем, что тело Христа как будто прорывается за рамки холста. Он прямо перед тобой, достаточно протянуть руку, чтобы ощутить его плоть с еще сильными, но уже лишенными жизни мышцами.

Отдельный, третий, зал отведен под серию картин болонского художника XVIII века Донато Крети «Астрономические наблюдения». В чуть манерных фигурках на фоне ночных пейзажей чувствуется одновременно игривость рококо и дух нового времени, эпохи Просвещения. Могущество Папы постепенно ослабевает, совсем скоро закончится история Папской области, занимавшей большую часть Апеннинского полуострова. Вселенная станет действующей причиной, а не конечным результатом божественного замысла. Человек, взявший историю в свои руки, с удвоенной энергией примется за поиски сути вещей на земле, но все также будет поднимать глаза к небу, сталкиваясь с неразрешимыми вопросами и противоречиями.

Название выставки: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Количество экспонатов: 42 живописные работы из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана

Мелоццо да Форли. Музицирующий ангел

Выставка шедевров из постоянной экспозиции музея Ватикана, которые крайне редко покидают родные стены, будет открыта в Третьяковской галерее 25 ноября 2016 года. Руководитель галереи Земфира Трегулова ранее сообщала, что реализация этого проекта осуществляется по инициативе Папы Римского Франциска и президента РФ Владимира Путина.

Название выставки содержит знаменитую латинскую фразу о вечном городе – Roma Aeterna, что в переводе с латыни означает «Вечный Рим». Бесспорно влияние изобразительных искусств Италии на культуры иных стран. Данная выставка будет продолжена последующим ответным показом произведений российских художников из музеев России.


Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание Христа)

В залах Третьяковской галереи будут представлены шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

Куратор выставки, специалист Эрмитажа Аркадий Ипполитов отмечает: «Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила”.

Гвидо Рени. Апостол Матвей с ангелом

На выставке будут представлены три ангела, играющих на музыкальных инструментах, Мелоццо да Форли – это фрески, снятые со стены церкви Святых апостолов в Риме еще в XVIII в. Эти фрески были сохранены, не смотря на то, что приказ папы Климента XI в XVIII веке был удалить всю живопись для того, чтобы переписать стены в современном стиле. От грандиозного ансамбля Мелоццо остались куски фресок, изображающие его ангелов, которые теперь бережно хранятся. Но даже то, что осталось поистине прекрасно.”Снятые фрески транспортировать непросто, они предоставляются Пинакотекой для экспонирования другим музеям крайне редко, но у нас будет целых три ангела”,- отметил Аркадий Ипполитов.


Паоло Веронезе. Святая Елена

Если вы не успели зайти в музеи Ватикана, то эта выставка - шанс увидеть шедевры в подлинниках. Билеты уже поступили в продажу на сайте Третьяковки. Посещение выставки будет организовано по сеансам каждый по 30 минут. Цена посещения составляет 500 руб.

Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена

Выставка Roma Aeterna работает в Третьяковке с ноября. Еще до открытия все электронные билеты на декабрь раскупили. На экспозицию, впрочем, можно было попасть по живой очереди - вот и хорошо, думала я, постоим с ребенком в новогодние каникулы, с термосом и бутербродами.

Но в декабре живую очередь Третьяковка отменила, поскольку перекупщики перепродавали билеты с огромной наценкой. Руководство галереи объявило: билетики можно будет купить только в интернете или заранее, в определенный день в кассе, все они станут именными, а на входе надо показывать паспорт.

15 декабря Третьяковка выложила в онлайн-продажу очередную порцию билетов - они кончились за день. Уже тогда любители искусства жаловались на проблемы с сайтом (он глухо зависал), и я решила подождать «последней порции» в январе, надеясь, что к тому времени айтишники галереи отладят процесс.

12 января через кассы почти моментально продали 4 000 билетов на период до конца работы выставки - до 19 февраля, очередь народ занимал с ночи. Последний этап электронных продаж (на кону было 30 000 билетиков) назначили на полдень 13 января.

Обложившись аж тремя компьютерами, я приступила к покупке. Сперва все шло хорошо: на разные дни высвечивалось достаточно билетов.

Выбрала удобное время, и уперлась в известный вопрос “Вы не робот?». САРТСНА (тест, который позволяет отличить программу-робота от человека) просила выбрать из 9 картинок те, где есть дорожные знаки. Ну ладно, пусть картинки - Третьяковка все-таки. Выбрала, ввела свою почту и стала радостно ждать на нее кода, без которого купить билет нельзя.

В форме заказа на сайте меж тем пошел безжалостный отсчет времени. На все про все отвели 2 минуты.

Код на почту не пришел, заказ аннулировался.

Попробовала снова. САРТСНА велела то выбрать картинки с витринами магазинов, то фотки с зеленой травой, то изображения с патио. Патио, господа! Стулья на размытом фоне с бассейном - это патио? В патио ли бассейн? Иль снаружи? Но результат был один - после того, как до системы доходило: я не робот, а женщина (что уже порядком раздраженная, система понять не могла), на экране вылетало: «Лимит билетов исчерпан».

После часа мытарств - хорошо, ребенок был в школе и не слышал ругательств - я сделала это. Снова пробилась на стадию «ждите кода в почту».

Чудо, мечта: теперь этот чертов код можно было ввести в течение аж двух часов. Тем временем на сайте написали: «Билетов нет». Никаких. Кончились.

То есть осталась последняя надежда: открытое окно заказа, куда надо ввести код.

Минул еще час. Я лихорадочно лазила в почту с трех компов сразу. Фигушки. Ноль.

Большинство не сумело сделать на сайте Третьяковки вообще ничего.

Кто-то, как и я, не получил код.

Кто-то получил, но система отказалась его принимать.

Кто-то даже оплатил, но подтверждение не пришло.

Самая прикольная проблема: бесплатный билет на ребенка оплатить невозможно, но без оплаты его не получишь.

«Полдня сижу у компьютера как дундук, а надо готовить обед на всю семью!!! Сделайте что-нибудь!!!»

«Я из другого города, у меня аннулировались два заказа - ну как же так?»

«Обращайтесь в техподдержку», - лаконично отвечали на вопли о помощи представители Третьяковки.

Обратилась, прислала номер заказа, попросила код.

Молчание.

Счетчик времени высветил роковое «0:01:00». Еще минута - и шансов не останется, заказ исчезнет.

Дай Бог здоровья, жену непьющую и детей-отличников анониму, который подсказал на форуме: скорей перезагрузите страницу с заказом, они увеличили ожидание до 10 часов. Причем выяснил это аноним органолептическим способом - сайт Третьяковки ни о чем таком не сообщал.

Итог: когда я дописываю эти строки, на часах 17:30.

Кода в почте не видать (я ввела ее правильно! И в папке «спам» тоже ничего!)

На сайте Третьяковской галереи новость: «До 19 февраля все билеты куплены, часть - в стадии оформления. Если часть заказов не выкупят, эти билеты снова поступят на сайт».

Дедлайн на ввод кода у меня до половины второго ночи. Плюнуть, не ждать, спать?

Правильно сказала одна дама: «Проще, наверное, поехать прямо в Ватикан».

Живо представила айтишников Третьяковки. Неспешные, со вкусом ждавшие Нового года и веселившиеся в каникулы ребята. Конечно, никто из них не мог предугадать, что 13 января, когда все нормальные граждане готовятся отмечать Старый НГ, за билетами набегут тысячи ненормальных!

Поставила восклицательный знак и сдала было текст - но вернула.

Увидела Вконтакте, что некая Елизавета Щербак, шедшая тем же скорбным путем, кажется, единственная из всех нас, удостоилась ответа техподдержки: «Вместо кода вводите любые 6 цифр».

Ввела дрожащею рукой. Дай Бог Елизавете мужа непьющего, детей-отличников.

Теперь у меня два билета на Roma Aeterna. Посмотрим-таки на Перуджино с Караваджо. Всего-то шесть часов мучений.

Кстати, в Ватикан я однажды стояла живую очередь. Заняло это полтора часа.

Видео в тему напоследок.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/f8/b_f85d80ec71a2c4b3dba8687b314a3e6c.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Музеи Ватикана, Photo © Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.