Секреты мастера и маргариты. Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Никто не будет спорить, что Михаил Булгаков стал по-настоящему знаменит в стране и мире своим главным романом – «Мастер и Маргарита». Этот роман необоримо притягивает к себе, берет читателя в плен, не отпускает потом всю жизнь. В чем тут дело? Конечно, многих привлекает оригинальная трактовка евангельского сюжета. Особое значение имели ершалаимские главы романа в советское время. В обществе, где Библия была отнюдь не рекомендованным чтением, для многих «Мастер и Маргарита» стал важным источником сведений о христианстве и его ранней истории.

С другой стороны, читателей, безусловно, привлекает почти детективный сюжет романа. Загадочная фигура Воланда (хотя проницательный читатель, как и Мастер, сразу догадается, кто именно появился на Патриарших), тайна его миссии в Москве, тайна судьбы главных героев романа, которая определяется лишь на последних страницах, – все это держит нас в напряжении до самого конца.

Роман «Мастер и Маргарита» воспринимается прежде всего как фантастическая сатира, где древний Ершалаим чудесным образом соединяется с Москвой 1929 года через мир нечистой силы, возглавляемый Воландом. При этом нередко выясняется при ближайшем рассмотрении, что сцены, казалось бы, рожденные только полетом писательской фантазии, на самом деле представляют собой отражение событий, происходивших в современной Булгакову России.

По замыслу автора его главное произведение не должно было утратить своей актуальности и свежести читательского восприятия и через 50, и через 100, и через 200 лет. В образах мировой культуры здесь оказываются зашифрованы самые современные политические события и деятели. Древняя евангельская легенда, увиденная в неожиданном ракурсе, становится не только высшим этическим, но и эстетическим идеалом для окружающего писателя пошлого, сервильного мира. Любовь и творчество оказываются под защитой не только Бога, но и дьявола. Всезнающий и строгий Воланд вместе со своей свитой беспощадно вскрывает людские пороки, но отнюдь не спешит их исправлять. Это бремя ложится на самого человека, в душе которого вечно борются добро и зло, страх и сострадание, жестокость и милосердие. Иначе мир был бы плоским, и в нем неинтересно было бы жить.

В «закатном» булгаковском романе оригинально преломились взгляды русских религиозных философов начала XX века. Так, Николай Бердяев в «Новом Средневековье» утверждал: «Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную… Падают ложные покровы, и обнажаются добро и зло. Ночь не менее хороша, чем день, не менее божественна, в ночи ярко светят звезды, в ночи бывают откровения, которых не знает день. Ночь первозданнее, стихийнее, чем день. Бездна (Ungrund) Я. Беме раскрывается лишь в ночи. День набрасывает на нее покров… Когда наступают сумерки, теряется ясность очертаний, твердость границ». У Булгакова в «Мастере и Маргарите» силы тьмы не противостоят, а сложным образом взаимодействуют с силами света, и Воланд по-своему убеждает Мастера, что «ночь не менее хороша, чем день», что уготованный ему последний приют на границе света и тьмы ничуть не хуже, а в чем-то определенно лучше традиционного света, ибо там автор романа о Понтии Пилате сможет узнать откровения, невозможные при свете дня: «…О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?» Во время последнего полета падают все покровы и обнажаются добро и зло. Все летящие, включая Мастера и Маргариту, предстают в своей истинной сущности: «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы». Воланд и другие демоны сбрасывают личины и, порожденные ночью, возвращаются в ночь. А шпоры сатаны превращаются в «белые пятна звезд».

В «Мастере и Маргарите», как и во многих других произведениях, Булгаков продемонстрировал умение просто, с минимумом словесных средств говорить о вещах сложных, будь то история и нравственная доктрина христианства или последние открытия биологии и физики, скрытые в подтексте «Собачьего сердца» или «Мастера и Маргариты». Также и в булгаковских пьесах достигается максимум выразительности минимумом средств. Персонажи, как правило, лишены длинных чеховских монологов, а серьезные программные декларации сопровождаются юмористическими репликами, как, например, в финале «Дней Турбиных». В этом, помимо прочего, секрет широкой зрительской популярности булгаковской драматургии, как прижизненной, так и посмертной.

Хорошо известно, что «Мастер и Маргарита», да и многие другие булгаковские произведения, по числу литературных реминисценций занимают одно из первых мест в русской литературе. Но это вовсе не значит, что Булгаков был реминисцентным писателем, а его творчество свелось к перепевам традиционных мотивов мировой культуры. Нет, булгаковское творчество было одновременно остроактуальным, затрагивающим самые болевые точки современной жизни. В этом заключалась причина неприятия Булгакова официальной советской критикой и коммунистической властью. Недаром писатель с грустью, но и не без гордости говорил в знаменитом письме Правительству в 1930 г.: «М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима». Потому-то со второй половины 20-х годов перестали печатать в Советском Союзе его произведения, а в 1929 г. сняли постановки по трем пьесам. В конце концов в 30-е годы в репертуаре остались только «Дни Турбиных» и инсценировка «Мертвых душ». Да и то для возобновления «Дней» понадобилось вмешательство с самого верха.

Михаил Булгаков – политический писатель

После того как существование в СССР на литературно-театральный заработок стало для него с конца 20-х годов абсолютно невозможно, Булгаков круто изменил свою судьбу. Толчком к этому послужил последовавший 18 марта 1930 года запрет его новой пьесы «Кабала святош», посвященной великому французскому драматургу Жану Батисту Мольеру. В письме Правительству от 28 марта 1930 г. Булгаков утверждал: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода… Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Любопытно, что здесь писатель полемизировал с широко известными мыслями Л. Д. Троцкого, содержащимися в книге «Литература и революция» (1923): «Царская цензура была поставлена на борьбу с силлогизмом… Мы боролись за право силлогизма против цензуры. Силлогизм сам по себе – доказывали мы при этом – беспомощен. Вера во всемогущество отвлеченной идеи наивна. Идея должна стать плотью, чтобы стать силой… И у нас есть цензура, и очень жестокая. Она направлена не против силлогизма… а против союза капитала с предрассудком. Мы боролись за силлогизм против самодержавной цензуры, и мы были правы. Наш силлогизм оказался не бесплотным. Он отражал волю прогрессивного класса и вместе с этим классом победил. В тот день, когда пролетариат прочно победит в наиболее могущественных странах Запада, цензура революции исчезнет за ненадобностью…» Здесь же Лев Давыдович предрекал: «В Европе и Америке предстоят десятилетия борьбы… Искусство этой эпохи будет целиком под знаком революции. Этому искусству нужно новое сознание. Оно непримиримо прежде всего с мистицизмом, как открытым, так и переряженным в романтику, ибо революция исходит из той центральной идеи, что единственным хозяином должен стать коллективный человек и что пределы его могущества определяются лишь познанием естественных сил и умением использовать их».

Бессмертный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» переживает свое второе рождение. Новое переосмысление мирового шедевра принадлежит Борису Соколову. Его увлекательный детектив «Тайны «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков» вызвал огромный интерес и стремительно растущую популярность среди поклонников Михаила Афанасьевича.

Михаил Булгаков получил всемирную известность, несомненно, благодаря своему роману «Мастер и Маргарита». Мало кто не держал в руках легендарное произведение. Мы знакомимся с ним еще школьниками, но оно привлекает нас так, что просто берет в плен и не отпускает уже никогда.

Правда, многие, противясь его силе, называют роман фантастической бессмыслицей и стремятся побыстрей выбросить его из головы. Но настоящие ценители творчества Михаила Афанасьевича возвращаются к страницам «Мастера и Маргариты» снова и снова. Его герои вошли в нашу жизнь, а слова стали крылатыми.

Знаменитым М.Булгаков стал практически сразу после выхода романа, но всеобщую признательность автор получил только после смерти. Долгое время произведение было запрещено, цензоры постоянно заставляли М.Булгакова вырезать из произведения мало-мальски подозрительные эпизоды.

Впервые сокращенный вариант романа появился в 1967 году в журнале «Москва». В дальнейшем книга претерпела около 8 редакций. Нет строго канонического романа, т.к. он был не завершен автором, окончания же дописывались редакторами.

Но и они вынуждены были над этим текстом поработать – издать все один к одному невозможно. 70-е годы ознаменовались пиком популярности «Мастера и Маргариты», все просто зачитывались этим произведением. Это было вызвано и тем, что советская литература казалась чем-то экзотическим.

В 1967 году впервые знаменитый роман прочел и Борис Соколов. С этого момента он занялся изучением творчества М.Булгакова. В 1981 году он нашел любопытный источник пьесы «Бег», написал по этому поводу статью, которую опубликовал только в 1985 г. И с тех пор стал довольно плотно заниматься исследованием жизненного пути и творчества великого писателя.

Сначала он освоил тему «Булгаков и гражданская война», потом главным образом – «Мастера и Маргариту». Но Б.Соколов занимался всеми произведениями Михаила Афанасьевича в той или иной мере, какие-то даже публиковал.

Например, редакции киносценариев к произведениям Н.В.Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души». В 1988 году издательство «Высшая школа» заказало Б.Соколову написать комментарий к роману «Мастер и Маргарита», что послужило толчком к созданию в 1991 году первой его книги «Роман «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории».

Это произведение в скором времени было забыто, а большинство его тиражей – отправлено в Венгрию, где был огромнейший интерес к «Мастеру и Маргарите». Только к концу 70-х годов роман переиздавался 5 раз и был выпущен на двух языках. В том же году Б.Соколов издал краткую биографию М.Булгакова.

В своей новой книге Б.Соколов открывает тайны «Мастера и Маргариты».

Ведь все происходящее в романе М.Булгакова – не сплошной вымысел автора. Это зашифрованный символический роман. В нем Михаил Афанасьевич показывает сложное переплетение реальных прототипов, литературных и исторических источников.

За всю свою жизнь он прочитал около десяти тысяч книг. Все свои знания он воплотил в романе. При его написании Михаил Афанасьевич не мог и представить, что когда-то его загадки будут разгаданы.

Б.Соколов раскрывает, что прототипом Воланда послужил В.И.Ленин. По произведению «Мастер и Маргарита» Воланда искала знаменитая милицейская ищейка Тузбубен.

В булгаковском архиве Б.Соколов обнаружил вырезку из газеты «Правда» от 6-7 ноября 1921 года, где рассказывается, как Ленин и Зиновьев скрывались от временного правительства в Финляндии. В этот момент вся буржуазная пресса писала, что для их поимки привлечена известная милицейская ищейка «Треф». М.А.Булгаков убирает прямые названия и датировки, но всем было понятно, что под этим хотел сказать автор.

Упоминается в романе и о И.В. Сталине, о котором с уважением говорил Воланд: «Он правильно делает свое дело… нам пора покидать Москву». Но в дальнейшем М.Булгаков вырезал этот абзац из романа, посчитав, что он не пройдет цензуру.

«Кто-то сейчас доказывает, что не к Иосифу Сталину были обращены слова Воланда, а к безымянному пилоту-истребителю. Смешно. Но я достаточно изучил М.Булгакова, чтобы не относиться серьезно к подобного рода предположениям», – заявил Борис Соколов на презентации своей книги.

Следующая тайна, которую раскрывает современный автор, – это структура произведения. Б.Соколов утверждает, что роман строго троичен. На протяжении всей книги присутствует число «три». Прежде всего это существование в романе трех миров: современного московского, древнего иершалаимского, потустороннего вневременного. Но автор не отрицает существование и четвертого мира, мнимого, связанного с второстепенными персонажами.

Главное открытие Б.Соловьева – это открытие внутренней хронологии романа, чему он нашел подтверждение во множестве черновиков М.Булгакова. Доказано вполне убедительно, что действие иершалаимских сцен происходит в течение четырех апрельских дней 29 года нашей эры. А действие московских сцен - с 1-5 мая 1929 года (если по старому стилю, то это апрель). Между ними промежуток ровно 1900 лет.

Независимо от Б.Соколова это же открыла Ольга Солоухина. Она значительно раньше опубликовала свою работу, поэтому автору «Тайн «Мастера и Маргариты» пришлось упоминать ее имя в списке литературы.

В своей книге Б.Соколов достаточно убедительно доказал, что роман «Мастер и Маргарита», воспринимаемый всеми как фантастическая сатира, есть не что иное, как сложное переплетение исторических сюжетов и прототипов.

Алена Куликова

/ / / /


25.01.2012

Роман «Мастер и Маргарита» был последним для Булгакова, это была кульминация его творчества еще и потому что он писал его 12 лет, постоянно переписывая, так что сохранилось несколько его редакций.

Понятно, что Булгаков хотел донести до читателя некоторые важные мысли, да и вообще пробиться через сталинскую цензуру, что ему так и не удалось. В СССР роман был опубликован лишь спустя полвека после смерти писателя — в 1966 году — в либеральный брежневский период.

Сталин был, конечно, далеко не глуп и, скорее всего, уловил, что смысловой да и буквальный центр романа - ершалаимские главы об Иешуа, вновь и вновь всплывающие в повествовании. Это само по себе знак их важности, да и по смыслу древние главы исходные.

На мой взгляд об этом очень хорошо сказал один из булгаковедов Игорь Сухих: «Хотя Иешуа действует фактически лишь в одном большом эпизоде, его присутствие (или значимое отсутствие) оказывается смысловым центром всей булгаковской книги».

Булгаков блестяще показал актуальность духовной жизни, напрямую связав события из жизни Иисуса Христа и современную Москву, куда прямиком из древних глав прибывает дьявол, непосредственный свидетель разговора Пилата и Иешуа.

Возможно, реалистичность дьявола, и остальных, не понравилось Сталину, увлеченному воспитанием поколения атеистов, которых бы не беспокоили никакие «лишние» вопросы о душе и вечной жизни.

Кроме того, Булгаков «принизил» моральный облик советских людей, и где — в столице нашей Родины, Москве, жители которой показаны в массе своей «испорченными квартирным вопросом», завистливыми, падкими на деньги, постоянно воспринимающими ложную информацию и не имеющими понятия об истинном положении дел. Наверное, и главные герои романа — Мастер и Маргарита — мало отвечали моральному облику строителей коммунизма…

Если черт, маг, волшебник и может появиться в советском обществе, то он должен быть конечно глупым, смешным и немощным в сравнении с современными достижениями советского образования, науки и техники, как, например в сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч», изданной при жизни Булгакова, в 1938 году…

Интересно, что у героев ершалаимских глав есть как бы параллели в современной Москве, например Левий Матвей, записывавший за Иешуа, напоминает Мастера, тоже томящегося писателя. А у Пилата такой явной параллели нет. На мой взгляд, современным Пилатом можно назвать Сталина или любого другого атеистического правителя, который в известной мере «судит» духовную культуру, обрекая ее на казнь или уничтожение «от имени народа».

Не возникает сомнений также, что Булгаков хотел несколько осмеять современные атеистические убеждения, нравы, наказывая руками Воланда и его свиты современных деятелей Москвы направо и налево, и все же, думаю, это сопутствующая идея произведения, не основная.

Канал ICTV с 4 января начал показ сериала "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко. Давайте повнимательней всмотримся в персонажей: с кого они списаны?

Не секрет, что в образе Мастера много самого Булгакова, а история его любви с Маргаритой очень напоминает последнюю любовь самого автора - с Еленой Сергеевной Булгаковой (Шиловской). Но и второстепенные персонажи романа потому выглядят такими живыми и объемными, что имели прототипов в тогдашнем московском бомонде. Большую часть земных героев "Мастера и Маргариты" Михаил Афанасьевич Булгаков со свойственным ему убийственным юмором написал со своих знакомых.

"УБЕРИТЕ ЭТОГО БОРОДАТОГО КОМСОМОЛЬЦА!"

Один из самых "пострадавших" современников Булгакова - поэт Александр Безыменский. Именно с него ядовитый автор "Мастера и Маргариты" срисовал поэта Бездомного.

Безыменский был пламенным революционером. С 1917 года он возглавлял газету "Красная молодежь" и с успехом публиковал стихи вроде "Октябрьских зорь" и "Юного пролетария". Поэт был одним из самых непримиримых критиков Булгакова.

В одной из своих эпиграмм на Безыменского Владимир Маяковский написал: "Уберите от меня этого бородатого комсомольца!" Эта история и была положена в основу сцены ссоры Бездомного и поэта Рюхина в "Мастере и Маргарите". Рюхина, бездарного крикуна, завидующего Пушкину, Булгаков списал с великого пролетарского поэта, с которым его связывала обоюдная антипатия. Поссорив этих анекдотических героев, Булгаков "приложил" обоих своих недоброжелателей.

МИША БЕРЛИОЗ БЫЛ "УПИТАН И ЛЫС", КАК ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ

Портрет страдальца, потерявшего голову на рельсах московского трамвая, был, как будто срисован с фотографий поэта Демьяна Бедного. Берлиоз, так же, как и его прототип, "был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке". Настоящий Демьян Бедный был страстным атеистом и писал пламенные антирелигиозные стихи.

Михаил Берлиоз в романе поплатился за то, что заявил при Воланде, мол, ни Бога нет, ни дьявола.

КАК БУЛГАКОВ "ОТКРУТИЛ ГОЛОВУ" НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО

Михаил Афанасьевич много лет сотрудничал с Московским художественным театром. Сначала как автор пьес, затем как режиссер-ассистент. Он отчетливо недолюбливал Владимира Ивановича Немировича-Данченко, одного из отцов-основателей МХАТа. У них было множество разногласий по поводу постановок булгаковских пьес. Михаил Афанасьевич называл Немировича-Данченко "филистером" и всячески измывался над ним в своих произведениях.

В "Театральном романе", например, был выведен некий Аристарх Платонович, который, вместо того чтобы руководить театром, постоянно торчит за границей. А в "Мастере и Маргарите" он трансформировался в Жоржа Бенгальского - развязного пьяницу-конферансье, которому кот Бегемот откручивает голову прямо на сцене театра "Варьете".

И ПРОЧИЕ СТАТИСТЫ...

Директор ресторана "Дом Грибоедова", где заседает литературная братия, Арчибальд Арчибальдович как две капли воды похож на Якова Розенталя по кличке Борода, который был директором ресторанов Дома Герцена, Дома Союза писателей и Дома печати.

Взяточник Никанор Иванович Босой, председатель жилконторы дома № 302-бис по Большой Садовой, стал собирательным образом всех деятелей жилищных трестов, которые писателю немало попортили крови в жизни.

МИСТИКА

Что связывало Булгакова с масонами

Отец писателя был приват-доцентом Киевской духовной академии. Один из своих трудов он посвятил масонству. Михаил Афанасьевич читал эту работу, и многое оттуда почерпнул. Например, сцена Великого бала у сатаны является прямой пародией на масонские обряды. Булгаков интересовался и демонологией. Это подтверждают его черновики, в которых найдено множество выписок из соответствующей литературы.

По словам литературоведа, преседателя Всероссийского булгаковского фонда Мариэтты Чудаковой, "Булгаков написал в письме правительству СССР: "Я - писатель мистический". Это не так-то просто истолковать. Он хорошо знал, что такое "мистический опыт", как раз то, что испытывает Елена в "Белой гвардии" во время молитвы о выздоровлении брата: глубочайшее, интимное религиозное переживание. В то же время не чужд он был и "мистическому" в ходячем смысле - том самом, который имел в виду, восклицая по поводу странностей современной ему жизни: "Ну, это уже мистика, товарищи!"

КСТАТИ

У Воланда родилась внучка, а кот Бегемот лечится от алкогольной зависимости.

Что произошло в жизни актеров, сыгравших в сериале "Мастер и Маргарита" Бортко?

Актер Олег Басилашвили (Воланд) свои участившиеся после съемок болезни не склонен связывать с кознями героя. Он много играет в театре, а в его личной жизни произошло приятное событие, он впервые стал дедушкой (дочь подарила ему внучку).

У Александра Филиппенко (Азазелло) начались проблемы со зрением (возможно, из-за того, что он на съемках все время носил линзу, имитирующую бельмо на глазу). Смешная деталь - во время съемок у артиста постоянно пропадал стул для отдыха в перерывах. И теперь Филиппенко включил в райдер новый пункт: на съемках ему положено три стула! (На одном он отдыхает, на второй складывает одежду, на третий - текст роли.)

Александра Абдулова (Коровьев) и Кирилла Лаврова (Понтий Пилат), к сожалению, после съемок не стало...

Сергей Безруков (Иешуа) ушел в религию - ездит с женой по святым местам, посещает храмы и монастыри, участвует в их восстановлении.

Актер Александр Баширов , сыгравший и озвучивший кота Бегемота, как и его персонаж, любит выпить и покуролесить. Артиста частенько видят подшофе, а иногда он и на съемочную площадку выходит с похмелья. Но остается востребованным - талант!

Актера Александра Адабашьяна после сериала мучают сердечные и головные боли (в фильме его Берлиозу отрезают голову). С сердечным приступом недавно актер был госпитализирован в Институт им. Склифосовского, где ему сделали операцию. Сейчас он проходит реабилитацию дома.

У Валерия Золотухина (Никанор Иванович Босой) произошла страшная трагедия - повесился сын. Потом актер сломал ногу и ходил на костылях...

Влад Галкин , как и его герой, поэт Бездомный, оказался в психушке. Бездомный в фильме совершает неадекватные поступки - ныряет в Москву-реку, приходит на прием в "Метрополь" в подштанниках. В жизни Галкин тоже удивил всех стрельбой в баре, после которой впал в такую депрессию, что ему потребовалась психиатрическая помощь.

Александр Галибин (Мастер) после съемок попал в сильнейшую автокатастрофу, был на грани жизни и смерти, но не верит в "мистический шлейф" романа Булгакова. Кстати, его роль должен был сыграть Машков, который, попав накануне съемок в ДТП, из суеверия отказался от съемок. Галибин сегодня целиком ушел в работу и в семью.

74 года назад Михаил Булгаков внес последнее изменение в свой великий роман «Мастер и Маргарита», над толкованием которого до сих пор бьются исследователи. В данный момент есть семь ключей к пониманию этого бессмертного произведения.

1. Литературная мистификация
Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем на самом деле эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечением немецким мистицизмом XIX века: легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге - все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций. Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-29 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть, центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол, такой русский вариант «Фауста». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Каббала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу, и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

2. Многоликий Воланд
Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд - это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.
На самом деле, Воланд - не просто дьявол - у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог - Вотан у древних германцев, или Один у скандинавов, которого христианская традиция превратила в дьявола; это и великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии чёрта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?».

3. Свита Сатаны
Как человек не может существовать без тени, так и Воланд - не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот - это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.
Возьмем, например, Азазелло - «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе он - правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть - бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.
Коровьев-Фагот - единственный человек свиты Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это - бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте - дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем МАССОЛИТа - сигнал для появления Воланда.
Бегемот - кот-оборотень и любимый шут Воланда, по сути, происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову - упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.

4. Черная королева Марго
Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой, Пушкинской Татьяной XX века. Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них - та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, чья свадьба обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал у Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе Маргариты исследователи также находят сходство и с другой королевой - Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя - Мастера.

5. Москва - Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастер и Маргарита» - это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929-го года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29-го или 30-го года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «…над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов, сливаются воедино, обретая целостность, и переходя из нашего мира в мир потусторонний. Ершалаим «переходит» на улицы Москвы.

6. Каббалистические корни
Существует мнение, что при написании романа Булгаков находился не столько под влиянием каббалистического учения. Концепции еврейского мистицизма вкладывают в уста Воланда:
1.«Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Как известно, каббала трактует Тору, как запрет принимать что-либо не от создателя, что противоречит христианству, в котором наоборот «просить чужой милости» не возбраняется. Хасиды (представители мистического течения иудаизма, основанного на Каббале) трактуют утверждение о том, что Бог создал человека по своему образцу, поэтому человек должен уподобиться Творцу в созидании. То есть, должен работать.
2. Концепция «о свете». Свет сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда исчезает сатана со своей свитой, пропадает и лунная дорога. На первый взгляд, «учение о свете» восходит к Нагорной проповеди: «Вы — свет миру». С другой стороны, этот контекст поразительно совпадает со стержневой идеей каббалы об «Ор Хаим» — «свете жизни», которая утверждает, что Тора сама является «светом». Достижение его зависит от желания самого человека, что, согласитесь, соответствует идее романа, где на первый план выходит самостоятельный выбор человека.

7. Последняя рукопись
Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал целых 12 лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов слишком дилетантское? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».