Космос вопросы для брейн ринга. Брейн ринг, посвященный дню космонавтики

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.


В ходе игры обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

1. Пояснительная записка

В рамках новой парадигмы обучения резко возрастает значение внеаудиторной работы. Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные интеллектуальные и интерактивные игры.

Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.

Положительное влияние на личность обучающихся оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью интерактивной игры является ориентация на коллективную работу с объектом. Игра рассчитана на работу сразу нескольких пользователей и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.

Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 5 класса, приуроченное к празднованию Дня космонавтики.

В ходе игры обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и обучающихся, проводить паузы между турами. Велика роль преподавателя в эмоциональном настрое обучающихся на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд игры.

2. Этапы подготовки и проведения интерактивной «Брейн-ринга»

Цели игры:

  • обучающая: расширение кругозора учащихся, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры.
  • развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мышления, памяти, эрудиции.
  • воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у обучающихся самостоятельности как черты личности.

Задачи игры:

  • повторение и обобщение полученных ранее знаний.
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

В игре могут принимать участие, как команды, так и отдельные учащиеся. Игра состоит из одного раунда, состоящего из 16 вопросов. Вопросы сгруппированы в 4 темы по 4 вопроса. Стоимость вопросов: 10, 20, 30, 40 баллов.

Игра может длиться либо определенное время (15-20 минут), либо пока все вопросы не будут исчерпаны. Право первого выбора определяется жеребьевкой. Каждый последующий выбор выполняет игрок, правильно ответивший на предыдущий вопрос. Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку после сигнала. Правильный ответ приносит игроку сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ лишает игрока указанной суммы. Объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Деятельность жюри:

  • Подсчёт набранных баллов в соревновании каждой подгруппы.
  • Контролирует правильность ответов на вопросы по темам.
  • Оглашение результатов игры.

Необходимое время для проведения игры: 40– 50 минут.

Материальное обеспечение мероприятия:

  • персональный компьютер
  • мультимедиапроектор
  • распечатка вопросов и ответов ведущему (Приложение 1)
  • сигнальные карточки команд
  • секундомер
  • презентация «Брейн-ринг» в программе Microsoft Office PowerPoint.

3. Ход проведения интерактивной игры «Брейн-ринг»

Начинаем игру!

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Мы рады приветствовать вас на интерактивной игре «Брейн-ринг».

Игра будет проходить среди обучающихся 5 класса. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по Космонавтике. Конечно же, победители будут награждены дипломами и призами.

Ведущий: разрешите представить наше счетное жюри.

Ведущий: итак, начинаем нашу игру. Представляю участников первого тура.

Ведущий: игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.

Правила игры: Игра состоит из одного раунда, состоящего из 16 вопросов. Вопросы сгруппированы в 4 темы по 4 вопроса. Стоимость вопросов: 10, 20, 30, 40, 500баллов.

Тур будет длиться 30 минут. Играют 3 команды. Право первого выбора мы определили жеребьевкой. Каждый последующий выбор будет выполнять команда, правильно ответившая на предыдущий вопрос. Команды имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает команда, первая поднявшая сигнальную карточку после заданного учителем вопроса. Правильный ответ приносит команде сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ лишает команду указанной суммы.

Баллы, получаемые командами, суммируются, таким образом, определяется – команда-победитель.

Игровые задания

Тема № 1 Первые космонавты

10. Кто был первым космонавт планеты?

Ответ: ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН.

20. Первая в мире женщина-космонавт.

Ответ: ВАЛЕНТИНА ТЕРЕШКОВА.

30. Первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Ответ: АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ.

40. Кто первый сфотографировал Землю из космоса?

Ответ: ГЕРМАН ТИТОВ.

Тема № 2 Первый полёт в космос

10. Когда состоялся первый полёт человека в космос?

20. Что произнёс первый космонавт планеты во время полёта?

Ответ: «ПОЕХАЛИ!»

30. Как назывался первый космический корабль с человеком на борту?

Ответ: «ВОСТОК».

40 . Выдающийся конструктор ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы Советского Союза в освоении космоса.

Ответ: СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ.

Тема № 3 События

10. К какому событию приурочено празднование Дня Космонавтики?

Ответ: ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС.

20. Сколько длился космический полёт Юрия Гагарина?

Ответ: 1 ЧАС 48 МИНУТ.

30. У советских космонавтов была традиция – перед полётом смотреть фильм…?

Ответ: «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ».

40. Какое событие положило начало космической эры человечества?

Ответ: ЗАПУСК ПЕРВОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ.

Тема № 4 Объекты

10. Как назывался советский самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?

Ответ: «ЛУНОХОД».

20 . Как называется космодром, с которого запускались советские космические корабли?

Ответ: «БАЙКОНУР».

30. Как называется космический корабль многоразового использования?

Ответ: «БУРАН».

40. Как называется америанский корабль многоразового использования?

Брейн - ринг

12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики

2011 год -

ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

«Ум человеческий имеет три ключа: знание, мысль, воображение» Виктор Гюго


Слово «первый» изначально сопровождает космонавтику. Первый спутник, первый пилотируемый полет, первый шаг на Луне. Сегодня мы вспомним некоторые первые научные эксперименты и открытия в отечественной космонавтике. Итак, начинаем наш брейн-ринг!

1 этап


Вопрос 1:

* Он был скромным учителем, мечтал о покорении человеком космоса, отдавая все свободное время мечте;

* Первым придумал ракету и теоретически рассчитал и обосновал полет ракеты в космос. Кто это?

К.Э. Циолковский

Ответ:

Вопрос 2:

Как называется состояние, с которым космонавт сталкивается во время полета и которое является для него самой большой проблемой?

НЕВЕСОМОСТЬ

Ответ:

Комментарий:

Во время невесомости многие процессы функционирования организма нарушаются: из-за отсутствия силы тяжести происходит перераспределение крови в сердечно-сосудистой системе, кровь приливает к голове, ощущается заложенность носа


Вопрос 3: Первоначально эту одежду использовали водолазы, которые опускались на большую глубину. Позднее, когда человек стал активно использовать космос, эта одежда стала специальной одеждой космонавтов. О какой одежде идет речь?



о скафандре

Ответ:

Комментарий:

Индивидуальное снаряжение космонавта обеспечивает условия для жизни и работы в открытом космосе. Современный костюм космонавта – это сложное техническое устройство, но главное условие - он должен быть удобен в работе и легко, самостоятельно надеваться космонавтом

Вопрос 4:

Как называется научно-технический комплекс, который предназначен для сборки, подготовки и, главное, для запуска космических аппаратов?

космодром

Ответ:

Комментарий:

Первый такой комплекс в нашей стране был основан в 1946 г. в местечке Капустин Яр, в 1955 г. им стал Байконур, а в 1960 г. – Плесецк. Первые в мире запуск искусственного спутника Земли и полет Ю.Гагарина осуществлены с Байконура

Вопрос 5:

Для испытания силы воли и выносливости кандидат в эту профессию должен:
  • 7 мин. просидеть, погрузив ноги в воду со льдом,

  • 3 часа провести в темном изолированном помещении,

  • 2 часа – в особой термокамере при t +50. Испытания еще проводятся в барокамере, на центрифуге, «качелях Хилова». О какой профессии идет речь?


космонавта

Ответ:

Комментарий:

С.П.Королев так сформулировал требования к кандидатам: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличая летная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность, рост не выше 175 см, вес – 70 – 72 кг.

Вопрос 6:

Вся его жизнь была проникнута романтическим стремлением летать, создавать для этого уникальные машины, сплачивать вокруг себя коллектив энтузиастов и мечтателей. При жизни его имя находилось в тени, потому что работы, проводимые под его руководством, были стратегически важными для государства и засекреченными. Кто это?

С.П.Королев

Ответ:

2 этап


Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?

Вопрос 1

К.Э.Циолковский

Ответ:

Вопрос 2

А.А.Леонов

Ответ:

Как назывался первый космодром в нашей стране?

Вопрос 3

Капустин Яр

Ответ:

Как назывался космический корабль с человеком на борту, открывший дорогу в космос?

Вопрос 4

«Восток»

Ответ:

Назовите первые многоразовые ракетно-космические системы

Вопрос 5

Американский «Спейс Шаттл» и отечественный «Энергия» – «Буран»

Ответ:

Как назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне? Имя его командира?

Вопрос 6

«Аполлон – 11» и Нил Амстронг

Ответ:

Первая женщина – космонавт?

Вопрос 7

Валентина Владимировна Терешкова

Ответ:

3 этап


Назовите человека с фото?


Гага́рин Ю́рий Алексе́евич лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство

Ответ:

Назовите человека с фото?


Терешкова Валентина Владимировна пилот космического корабля (КК) "Восток-6", лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина-космонавт планеты Земля

Ответ:

Назовите человека с фото


Леонов Алексей Архипович Космонавт России. Дважды Герой Советского Союза

Ответ:

Назовите человека с фото?


Серге́й Па́влович Королёв советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения

Ответ:

Назовите человека с фото


Циолковский Константин Эдуардович русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики

Ответ:

Назовите человека с фото


Нил Армстронг Американский астронавт, первый землянин, ступивший на Луну (21 июля 1969) в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11»

Ответ:

Наши корабли, наши орбитальные станции – это плод его творчества, и поэтому, когда образовался первый отряд космонавтов, то первым полетел именно этот человек о ком идет речь?


Константин Петрович Феоктистов Знаменитый конструктор и один из первых советских космонавтов

Ответ:



Назовите имена с фото


Белка и Стрелка

Ответ:


Прошли годы с того первого полета человека в космос. С тех пор десятки космических кораблей прошли путем первых космопроходцев. Так же, дрожа, ревели на старте ракеты; те же перегрузки вдавливали пилотов в кресло корабля; неповторимые краски Земли открывались взору космонавтов, и далекие звезды, повисшие в черном бархате космоса, казались ближе. Только первым было труднее…

В брейн-ринге приняли участие команды пяти групп – победителей отборочного этапа состязания: команды гр. С-101, С-102, У-103, С-091 и У-083.

Уважаемое жюри сегодня представляют зам. директора

Познавательная викторина ко Дню Космонавтики для учащихся младших, средних и старших классов.

Сценарий проведения викторины ко Дню Космонавтики:

Цель данного мероприятия:

  • показать хронологию событий в истории космонавтики;
  • формировать у младших школьников интерес к изучению астрономии и космонавтики;
  • формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями.

Оборудование: модель искусственного спутника Земли – гимнастический мяч диаметром 58 см, весы напольные, модель ракеты, персональный компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Виртуальный музей космонавтики»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Экскурсию по виртуальному музею космонавтики с использованием презентации проводят учащиеся старших классов (текст презентации «Виртуальный музей космонавтики»
2) Викторину “Что я знаю о космосе?” проводят учащиеся старших классов.

Правила проведения викторины

Ведущие по очереди задают вопросы. Отвечает участник, первым поднявший руку. За правильный ответ ему вручают жетон с портретом Гагарина. Другие участники могут дополнить ответ и тоже получить жетон. При проведении викторины демонстрируются модели и приборы, связанные с вопросами (модель спутника, ракеты и др.)

Вопросы викторины

1) Что означает слово космос? (Вселенная)
2) Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы, астероиды и т.д.)
3) Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
4) Сколько планет в Солнечной системе? (9)
5) Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
6) Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
7) Что означает слово космонавтика? (Искусство путешествовать по Вселенной)
8) Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)
9) Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см) Чтобы дети могли оценить размеры первого искусственного спутника Земли, старшеклассники демонстрируют его модель.
10) Сколько весил первый спутник? Сколько это в мальчиках (девочках)? (83 кг 600 г) Для сравнения массы спутника с массой ребёнка взвешиваем на напольных весах всех желающих мальчиков и девочек.
11) Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 – Лайка)
12) Какой праздник мы отмечали 12 апреля 2011 года? (50-летие космонавтики)
13) Назовите космонавта, совершившего первый космический полёт. (Юрий Алексеевич Гагарин)
14) Сколько минут длился первый космический полёт человека? А сколько это в часах? (108 мин или 1 ч 48 мин)
15) Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)
16) Какие слова произнёс Гагарин во время старта космического корабля? (“Поехали!”)
17) Кто такой Герман Титов? (Это космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос)
18) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
19) Какой позывной был у Валентины Терешковой в полёте: Белка, Стрелка или Чайка? (Чайка)
20) Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
21) Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)
22) Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)
23) Сколько долговременных орбитальных станций «Салют» работало на орбите? (7)
24) Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)
25) Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв)
26) Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

Подведение итогов

1) Награждение. Подсчёт числа жетонов у участников викторины. Самые активные участники, набравшие наибольшее их число, награждаются медалями. Подсчёт числа награждённых участников в каждом классе и вручение грамот классам за I, II, III места.
2) Праздничный запуск ракеты (демонстрируется полёт модели ракеты, созданной старшеклассниками).

Праздник для старшеклассников

Интеллектуальная игра “Брейн-ринг”

Цель: развивать интерес учащихся среднего и старшего звена к изучению астрономии и космонавтики.

Задачи:

  • в игровой форме систематизировать знания учащихся, полученные в ходе проведения недели космонавтики;
  • воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде;
  • формировать активную жизненную позицию;
  • развивать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь, мышление, умение правильно высказывать своё мнение.

Брейн-ринг проводится в три тура. В первом туре участвует по одной команде от каждого класса. Каждая команда может состоять из 4-6 человек.

Правила первого (отборочного) тура

Отборочный тур или блиц. Состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Команды отвечают письменно. На каждый ответ даётся до 15 секунд. За правильные ответы может быть начислено от 1 до 6 баллов. По итогам отборочного тура в игре остаются 2 команды. При спорной ситуации ведущий задаёт 2 дополнительных вопроса.

Вопросы первого тура

Основные вопросы

1) Кто впервые проводил наблюдение космических объектов в телескоп? (Галилео Галилей) – 1 балл.
2) Назовите фамилию, имя и отчество главного конструктора первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королёв) – 2 балла за полный ответ, 1 балл, если названа только фамилия или имя и фамилия.
3) Сколько собак летало в космос в первый раз? (1) – 1 балл
4) Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле… (название корабля) («Восток-1») – 1 балл.
5) Первый полёт длился… (назовите длительность в минутах и в часах) (108 минут или 1 час 48 минут) – 1 балл.
6) Сколько наших соотечественниц летало в космос? Назовите их. (3 – Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова) – 4 балла, если названы правильно число и все имена, иначе по одному баллу за имя.
7) Впервые выход в открытый космос совершил… (назовите имя и фамилию) (Алексей Леонов) – 2 балла за имя и фамилию, 1 балл за фамилию.
8) Программа совместного полёта советского и американского кораблей называлась… (название) («Союз» – «Аполлон») – 1 балл.
9) Как называют место, где готовят к полёту и запускают космические корабли и спутники? (Космодром) – 1 балл.
10) Назовите место за пределами Земли, куда ступала нога человека. (Луна) – 1 балл.

Дополнительные вопросы

1) Напишите собственные названия самоходных автоматических аппаратов для исследования Луны и Марса. («Луноход-1», «Луноход-2», «Марс-1», «Соджуниор (Соджорнер)», «Спирит», «Опотьюнити») – 1 балл за каждое название, всего до 6 баллов.
2) Как называется космический аппарат, который вышел за пределы Солнечной системы? («Вояджер-1») – 1 балл.

Правила второго тура

Во втором туре участвуют 2 команды. Тур состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос и даёт звуковой сигнал для начала обсуждения. Если команда готова отвечать, она подымает флажок. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей флажок. Если первая команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит ко второй команде. В случае неправильного ответа второй команды на вопрос отвечают зрители. За правильные ответы зрителям вручают жетоны. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы второго тура

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Что такое космонавтика? (Искусство путешествовать во Вселенной)
2) Кому принадлежат слова: «Человечество не должно вечно оставаться в колыбели?» (К.Э. Циолковскому)
3) Какую форму имел спускаемый аппарат космического корабля «Восток»? (Шар)
4) Какие слова произнёс Гагарин во время старта? («Поехали!»)
5) Сможет ли космонавт в космическом корабле налить себе чай из термоса в кружку? (Нет, так как в невесомости вода «скатывается» шариками)
6) Как называется установка, которая применяется для тренировки и космонавтов, и подводников, а также в медицине при лечении некоторых заболеваний? (Барокамера)
7) Советские и российские космические корабли имеют своё название и порядковый номер. Укажите правильную очерёдность кораблей по названиям: «Восход», «Прогресс», «Союз», «Восток». («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс»)
8) После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с именными номерами. В то время номер состоял из четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой номер был на машине Гагарина, если он имел символическое значение? (12-04 ЮАГ)
9) Как называются российский и американский корабли многоразового использования? («Буран» и «Спэйс Шатл»)
10) Могли ли американские астронавты наблюдать на Луне падающие звёзды? (Нет, так как на Луне нет атмосферы)

Правила третьего тура

Третий тур состоит из двух заданий.

1) Компьютерный тест «Самый первый». Команда выбирает по одному представителю для прохождения тестирования. Тест содержит десять вопросов, начисляется по одному баллу за каждый правильный ответ.

2) Задание выполняется на магнитной доске с использованием готовых карточек. Необходимо расположить в хронологическом порядке события:

– запуск первого искусственного спутника Земли
– полёт собаки Лайки
– начало исследования Луны
– первый полёт человека в космос
– начало исследования Венеры
– полёт первой женщины-космонавта
– начало исследования Марса
– первый выход человека в открытый космос
– запуск первой долговременной орбитальной станции
– совместный советско-американский полёт по программе «Союз» – «Аполлон»

В тексте задания события расставлены верно. Команды получают карточки, расположенные на доске в произвольном порядке.
Участники могут получить до 10 баллов (по одному баллу за каждое событие, установленное правильно).

Подведение итогов

Жюри подводит итоги каждого тура и общий итог в конце игры. Команды-финалисты награждаются грамотами за I и II места.