Н.Носов "Огородники". Технологическая карта урока Н.Носов "Огородники" Смотрим, и пень торчит

Тема: «Огородники (1ч.)» Николай Носов

Цели:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; продолжать работать над техникой чтения; учить отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте; расширять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Презентация
  • Карточки со словами для словарной работы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Молодцы! Вы хорошо выполнили все упражнения, и теперь мы можем продолжить работать дальше.

  1. Проверка домашнего задания.

А начнем мы с вами с проверки домашнего задания.

Что вам было задано на сегодня?

О ком это произведение?

  • Чтение учащимися цепочкой «Крестьянские дети» .

Расскажите, как крестьянские дети проводили летний день.

Прочитайте что наблюдал мальчик в поле.

Молодцы!

  1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Носовым Николаем Николаевичем (слайд 1). Это писатель, написал много смешных рассказов о детях. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. Называется он «Огородники»

Словарная работа.

В этом рассказе вам встретятся слова, которых вы возможно не знаете.

1.Бригада- это группа людей состоящая из двух или более людей.

2.Знамя - определенного цвета (или цветов), укрепленное на древке полотнище с надписями. (слайд 2,3).

  1. Чтение произведения учителем .

Я сейчас прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и после ответьте на вопрос «Что должны были сделать ребята?»

Чтение рассказа и выяснение первого впечатления.

Молодцы, ребята. Вижу, вы все внимательно слушали рассказ.

  1. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

  1. Чтение произведения учащимися.

Откройте учебники на стр. 178. Прочитайте рассказ «Огородники (1ч.)» самостоятельно.

Молодцы! А теперь давайте прочитаем его все вместе. Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.

  1. Анализ прочитанного произведения.

Как звали главных героев?

Какое соревнование организовали ребята?

Чем Мишке не понравился их участок?

Как работал Мишка? Найдите в тексте.

  1. Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Дидактическое упражнение «Продолжи».

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны будете найти его и дочитать до конца.

Технологическая карта урока литературного чтения

4 класс

О. Григорьев «Две трубы»

Учитель начальных классов:

Игольницына Н.Н.

2015 г.

Предмет: литературное чтение

Класс 4

УМК «Гармония»

Тема урока О. Григорьев «Две трубы »

Тип урока ОНЗ

Цель:

Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя.

УУД

Предметные

Формировать навык чтения.. Совершенствовать поисковый способ чтения, воображение. Уметь определять эмоциональный характер произведения. Читать по ролям. Составлять словесный диафильм. Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

Метапредметные

Личностные

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден

Регулятивные

Формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки.

Познавательные

Анализировать произведение с выделением существенных признаков, формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные

Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, средства ИКТ.

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Проверка готовности обучающихся.

их настрой на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Речевая разминка.

2 мин

Выполнение комплекса упражнений

    Закройте глаза. Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна. Вокруг растут одуванчики. Они уже отцвели и на них пушистые белые шапки. Сорвите одуванчик и подуйте на него 5 раз. Откройте глаза.

    Игра «Эхо»

За гор ой .

Игр ай .

Довер яй.

Не шу ми.

Отвеч ай.

    У медведя во бору

Грибы ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня рычит .

Прочтите это четверостишье

    Тихо.

    Громче и быстрее.

    Как скороговорку.

    С ударением на каждое слово.

Проводит речевую разминку.

Выполняют упражнения.

Проверка домашнего задания.

4 мин

Проверить, насколько усвоен материал прошлого урока в игровой форме.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- «Огородники» Н. Носов.

Какое было домашнее задание?

Я предлагаю вам сыграть в игру «Верите или вы?». Правила игры вы знаете.

Игра «Верите или вы?»

В произведении говорится о случае, который произошёл с мальчиками в пионерском лагере. +

Подтвердите ответ .

- Ребята сражались за знамя «Лучший спортсмен» +

Подтвердите ответ

Огород мальчиков был далеко от реки. ---

Вожатого звали Владик. ---

Мальчикам достался участок под номером 13.

Ребята первыми вскопали землю и получили знамя. ---

Осень знамя всё же досталось ребятам за то, что у них оказался самый большой урожай помидоров и кабачков.

Скажите, почему ребятам всё же удалось собрать большой урожай? Какие качества помогли им в этом?

(старание, трудолюбие, упорство, терпение)

Учитель читает отрывки из текста.

Вспоминают правила игры.

Подтвердите свои ответы.

Показывают жестами.

(руки, пальцы).

(Зачитывают текст)

Работа с пословицами

Учиться быть мудрыми

Умение использовать пословицы к тексту

Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят народный опыт, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас.

Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком, но и быть мудрым человеком.

Терпенье и труд всё перетрут.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа мастера боится.

Презентация.

Объяснение пословиц

Книжная выставка.

Какие ещё произведения Н. Носова вы читали?

Называют произведения

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

2 мин

Постановка учебной задачи.

Подведение обучающихся к формулированию темы урока.

Прогнозирование.

На столе у каждой группы лежат буквы. Правильно составив слова, вы узнаете тему урока.

Итак, что получилось?

(Две трубы.)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

О каких трубах?

Пишет недостающее слово на доску.

Сообщение темы урока

2 мин

Поиск решения.

Сегодня мы поговорим о произведении «Две трубы»

Итак, тему урока мы знаем.

А с чего мы начнём урок?

План урока:

    Работа с текстом.

Анализируем.

Читаем текст по частям.

Если необходимо составляем план.

Отвечаем на вопросы по тексу.

3. Определение главной мысли текста.

Сообщаете тему урока.

О. Григорьев

«Две трубы »

Отвечают на поставленные учителем вопросы

С составления плана урока.

Олег Евгеньевич Григорьев родился в 1943 году. Вся его жизнь прошла в Ленинграде. Печататься начал довольно поздно, первая книга его детских стихов "Витамин роста" вышла в 1983 году и сразу же привлекла внимание читателя своей неординарностью. Его стихи

написаны как бы в стиле непритязательного школьного фольклора. Книги Олега Григорьева стали издаваться только после смерти поэта.

Презентация.

Слушают учителя

Физминутка

Соблюдение санитарно - гигиенических норм

Показ движений.

Выполняют движения за учителем.

Работа с тестом.

1 мин

Постановка цели данного этапа работа учащимися.

Какую цель вы поставите перед началом работы с текстом?

    Выразительное чтение

    Чёткая дикция.

    Правильное прочтение слов.

    Соблюдение пауз.

Читает произведение.

Задает вопросы

Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа?

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы.

Жужжащее чтение

3 мин.

Формирование читательских умений.

Анализирование.

Текст произведения.

Каким по настроению кажется вам этот рассказ?

Организует индивидуальную работу учащихся

Читают текст в течение удобным для каждого ученика темпом

Повторное чтение

4 мин

Формирование читательских умений.

Радиотеатр.

Прочтите этот текст по ролям.

Какие роли вы выделите? (Автор и рабочие)

Обсуждение правильности чтения.

Оценивание.

Организует и контролирует правильность чтения.

Чтение по ролям.

Открытие нового

5 мин

Проблемный вопрос

Творческое задание.

Придумайте такой конец, чтобы рассказ стал смешным.

Подумайте о том, как читаются подобные рассказы?

Выслушивание некоторых вариантов прочтения концовки.

Ответы учащихся.

Придумывают собственное завершение рассказа.

Включение нового знания в систему знаний.

15 мин

Размышляем.

Определение главной мысли текста.

Познакомьтесь с тем, как писатель закончил свой рассказ.

Чья концовка вам нравится больше: одноклассников или автора?

Как писатель подшутил над нами? (Неожиданность)

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Определение понятия юмористический рассказ.

Как думаете, в какой словарь надо обратиться? Орфоэпический словарь.

Уточняет понимание учащимися жанра произведения.

Юмористическими, шуточными называются такие рассказы, где автор, описывая смешную ситуацию, хочет, чтобы читатель улыбнулся, наблюдая за поведением героя.

Формирование умения работать с текстом.

Подготовьтесь и прочитайте этот рассказ так, как будто вы выступаете на вечере юмора.

Постарайтесь развеселить слушателей.

Чтение текста некоторыми учащимися.

Как ты оцениваешь своё выступление?

Согласны ли с твоей оценкой одноклассники?

Используют сигнальные карточки.

Составление диафильма.

- Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм.

Групповая ра бота

I группа - Составьте словесный диафильм по этому произведению. Предварительно определите этапы своей работы.

Порядок работы над диафильмом.

    Определите будущий характер диафильма. (юмористический, грустный, серьёзный)

    Разделите текст на части – кадры.

    Выделите главные предложения – титры.

    Представьте себе картинку каждой части.

    Устно «нарисуйте» картинку к каждому кадру.

    Изобразите кадр мимикой и жестами .

    На основании выделенных в тексте предложений сделайте кадры (устно)

II группа

Соотнесите кадры и подписи к ним.

Молодцы!

Организует самостоятельную работу,

осуществляет индивидуальный контроль

Выступление учащихся.

Рефлексия деятельности

2 мин

Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.

Что вам понравилось, а что оказалось трудным?

На доске:

Работа с текстом

Чтение по ролям.

Юмористическое прочтение рассказа с собственным завершением истории.

Составление диафильма.

Слайд.

Расставьте красные магнитные фишки к тому этапу, который вам понравился больше всего, а сини фишки к этапу, где работа вызвала у вас затруднение.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Расставляют фишку.

Домашнее задание.

2 мин

Творческое задание.

Если бы вам предложили создать книгу с юмористическими рассказами, каких авторов вы поместили бы в сою книгу?

Как бы вы её назвали?

Моделирование обложки к книге с юмористическими рассказами.

(заполнить шаблон библиотечной каталожной карточки к получившейся книге)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись задания в дневник


Тема: Н. Н. Носов «Огородники»

Цели: Совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность); расширение словарного запаса детей, умение четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора; воспитывать понятие о трудолюбии и об их отношении к труду;

закрепить интерес к творчеству Н. Носова - мастера

юмористического жанра в детской литературе.

Оборудование: выставка рисунков по произведению К. Паустовского, выставка творчества Н. Носова (к 100-летию рождения), портреты

К. Паустовского и Н. Носова; книги Н. Носова «Тук-тук», цветок ромашка.

Цитата: «...Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству»

С. Михалков

Ход урока:

I . Организационный момент

    Цели и задачи нашего урока литературного чтения (на листочке).

II . Проверка дом. задания.

Мы с вами закончили изучать прекрасное произведение К. Паустовского.

Это - «Корзина с еловыми шишками» (показ портрета)

А сейчас обратимся к нашей выставке. Чей это рисунок? Скажите, какой момент запечатлен на этом рисунке? (Ответы детей)

III. Заключительная беседа.

    К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант» (К. Паустовскому и Э. Грига)

    А почему? (А. Григ - пробуждает в нас чистые и добрые чувства музыкой, а К. Паустовский словами)

    Как по вашему, любил ли К. Паустовский музыку?

    Какими словами можно доказать это? (Чтение цитаты: «Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству»

С. Михалков)

IV . Знакомство с выставкой.

    Перед вами выставка о жизни и деятельности Н. Носова. Она посвящена к 100-летию со дня рождения писателя.

    А сейчас посмотрим, как вы знаете произведения Н. Носова. (Три команды 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд). У вас конверты, в них разложены карточки со словами - составьте из них названия произведений писателя.

1 ряд - «Фантазеры», «Мишкина каша»

2 ряд - «Заплатка», «Живая шляпа»

3 ряд - «Клякса», «Федина задача».

    Кто готов уже? (Читаем что получилось)

    Все произведения, которые вы назвали, помещаются вот в этой книге (показ книги)

V. Беседа.

    Какой характер носят рассказы Н. Носова. Какие они? (веселые, смешные, забавные, интересные, прикольные, загадочные, познавательные).

    Кто главные герои его произведений? (обыкновенные мальчишки и девчонки)

    А какими качествами наделил писатель своих героев?

VI . Работа с ромашкой.

(Перед вами лепестки ромашки, напишите на каждом одно из главных на ваш взгляд качеств, без которого не могли обойтись герои Носова)

Дети записывают и прикрепляют к доске лепестки.

(Доброта, бережливость, умение дружить, активность, любовь к труду, находчивость, трудолюбие, честность, любознательность, вежливость).

    Все эти качества очень важны, но вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

    Всеми этими качествами обладают герои рассказов Н. Н. Носова. Даже в наши дни можно встретить таких же затейников, фантазеров, огородников.

VII. Объявление темы урока.

а) Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Н. Носова «Огородники», будем работать с первой частью.

б) Словарная работа. (на доске словарь)

    Лагерь. Что такое лагерь? В какое время года ездят в лагерь? Чем дети занимаются в лагере? (Но не только дети в лагере отдыхают, они занимаются трудовыми делами: уборка территории, а подготовка к различным мероприятиям - это тоже труд)

    Вожатый, вожак, водить. По ряду однокоренных слов. Скажите кто же такой вожатый? (Человек, который был заводилой)

    Бригада. Значение этого слова мы узнаем в толковом словаре. (Это группа лиц, выполняющие определенный участок работы. /франц. слово/

VIII . Первичное чтение I части с. 79 - 83

а) Учитель - учащиеся.

Сели как слушатели. Я читаю текст, кто-то будет продолжать.

IX . Жужжащее чтение.

Просмотрите I часть и ответьте на вопрос: Кто рассказывает историю про огородников? (герои или автор)

        А почему вы так думаете? Докажите словами из текста. (Мы приехали в лагерь)

        Мишка какой: хвастливый, скромный, трудолюбивый?

        А вам встречались такие Мишки?

        А на кого кричал Мишка? За что он обиделся?

        Какой совет мы можем дать Мишке? (выбери пословицу)

    Конкурс «Я - диктор»

Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. Диктор - работник радио и телевидения. Выберите понравившийся отрывок из рассказа и прочитайте всему классу правильно и выразительно. Пожалуйста микрофон.

    Домашнее задание на доске стр. 79-83, вопрос 7,8

    Итог урока.

С творчеством какого писателя мы познакомились?

Какое главное качество рассказа Н. Носова «Огородники»? (трудолюбие)

    Оценки. Благодарю всех. Спасибо.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: добиться первичного восприятия всеми учащимися текста.

Обучающая:

  • Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
  • Создать установку на выявление первичных впечатлений; выразительность подачи произведения.
  • Способствовать отработке техники чтения.
  • Обобщить знания о жизни и творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Образовательные:

  • создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу;
  • умение работать в коллективе;
  • сопереживание чувствами другого человека;
  • привлечь детей к чтению;
  • проверить знание произведений Н.Н.Носов.

Воспитательные:

  • обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом;
  • создать установку на выявление первичных впечатлений;
  • выразительность подачи произведения;
  • способствовать отработке техники чтения;

Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению.

Ход урока

I. Повторение пройденного:

С произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

Презентация к уроку “Н. Носов”. Приложение 1 . (Слайд 1).

  • Что Вы узнали о жизни и творчестве Н.Н. Носова? (доклады, сообщения и презентации учащихся).
  • Какие произведения этого писателя Вы читали? (Слайд 2).
  • Какое Ваше самое любимое произведение? (Слайд 3).
  • Назовите героев этой сказки, выполнив задание:

Это картины, созданные художником Тюбиком. Но когда Незнайка их развешивал в картинной галерее, он потерял таблички с надписями. Определи, чьи это портреты. Выбери правильные ответы из предложенного списка. (Слайд 4).

Давайте проверим, как внимательно читали сказку?

На инструментах музыкальных
Играет Гусля гениально.
А на каком играл Незнайка?
Ты сам попробуй отгадай-ка!
Всё впишешь в клетки по порядку -
Найдёшь подсказку на загадку. (Слайд 5).

II. Проверка домашнего задания.

1. Какое произведение Вы читали дома?

2. Ответы на вопросы. (Слайд 6).

  • К какому жанру относится это произведение?
  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Как звали одного из героев произведения?
  • Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?
  • Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?
  • Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?
  • Как вы понимаете, что такое чувство юмора? (Слайд 6).

3. Работа над содержанием текста по плану: какого пункта не хватает? (Слайд 7).

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • “Когда в товарищах согласья нет...”
  • Хитрый план.
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

4. Проверка домашнего чтения отрывка “Ах, мы – ослы!” по ролям. (Учебник, стр. 84).

5. Выводы по прочитанному.

6. Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм. В каждом фильме есть изображение, т.е. картинка и текст в виде титров. (Слайд 8).

7. Найдите слова в тексте для кадра.

  • Кадр № 1. Учебник, стр. 79. (Слайд 9).
  • Кадр № 2. Учебник, стр. 83. (Слайд 10).
  • Кадр № 3. Учебник, стр. 85. (Слайд 11).
  • Кадр № 4. Учебник, стр. 87. (Слайд 12).

8. Подведем итоги нашей работы.

Что же делали мальчики, чтобы добиться хороших результатов в работе?

(Ответы учащихся: старались и добивались).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

9. Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? (Слайд 13).

Продолжи пословицы:

  • Терпенье и труд...
  • Работа мастера...
  • Поспешишь - ...

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 14).

2. Подготовка к восприятию текста рассказа Н.Носова “Клякса”:

Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем этот текст.

3. Чтение текста учениками по отрывкам.

4. Обсуждение прочитанного:

  • Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
  • Похож ли Федя из рассказа “Клякса” на Мишку из рассказа “Огородники”? Чем?
  • Как учительница отнеслась к проделке Феди? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?

5. Повторное чтение и работа с текстом по заданиям:

  • В учебнике, на странице 93, прочитайте и выполните задание № 2.
  • Выполнение учащимися задания № 3.
  • Выполнение учащимися задания № 4.

6. Деление текста на сценические действия:

Сколько сценических действий?

7. Составление плана рассказа “Клякса”.

  1. На перемене.
  2. Урок.
  3. После урока.
  4. Учащиеся устно “рисуют” декорации.
  5. Дети описывают костюмы действующих лиц.

IV. Подведение итога урока.

С какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ?

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного.

Высказывания учащихся.

V. Итог урока.

Выставление отметок, рефлексия.

Что запомнилось, чему научились на уроке?

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

VI. Домашнее задание.

  • Выучить слова близко к тексту: (девочки – слова учительницы; мальчики, по выбору, слова мальчиков).
  • Провести совместные репетиции.