Художники аборигены западной и центральной австралии. Изобразительное искусство австралийцев

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В своём блоге о путешествиях я уже успела рассказать о посылке из Австралии, которую получила несколько дней назад.

Сувениры из далёкой загадочной страны были расписаны по мотивам искусства австралийских аборигенов. В Австралии оно в большом почёте, его даже изучают в университетах. Ну и, конечно, наносят на сувенирную продукцию. Ведь что может лучше рассказать о стране, чем её этническое искусство?

Это рисовал австралийский художник Рон Поттер

Я ничего подобного в жизни своей не видела. Мы с дочкой восхитились и, конечно, решили попытаться изобразить нечто подобное.

Нам казалось, что у нас получится красиво – ведь узоры не так уж и сложны. Рисовали мы сперва простым карандашом (контуры), затем – гуашью кисточкой, а потом гуашь наносили ватными палочками (это было самое увлекательное в процессе рисования).

Однако простота изображения оказалась очень обманчивой. Ну и мы, конечно, тоже не такие уж мастера. В общем, сколько мы ни старались, такой же красоты у нас не получилось.

А это – рисовала я…

На этом рисунке изображён кенгуру – тотем береговых кланов аборигенов. Искусство австралийских аборигенов очень символично. И в каждом рисунке – целый рассказ. Кенгуру-тотем совершает путь в центральную часть континента, чтобы продать товары и получить деньги.

Охряные узоры как раз и символизируют деньги (золото). А следами отмечен торговый маршрут. Видите, как всё непросто?

Кстати, художники Австралии занимаются пропагандой искусства аборигенов не просто так, а с благотворительными целями. И проценты с реализации сувениров восторженным туристам уходят на поддержание и сохранение этого искусства, что приносит неплохой доход аборигенам. Прекрасная задумка, правда?

А это – дочка моя старалась…

Австралия – очень богатая страна в плане красот. И абсолютно неизвестная мне и моим детям.

Думаю, наши рисунки – всего лишь начало нашего знакомства с Австралией. И мы с дочкой обязательно почитаем про австралийских животных и ещё нарисуем кого-то из них.

Ну а мой рассказ о посылке из Австралии можете найти здесь — worldroads.ru/posyilka-iz-avstralii. Уверена, Вам будет интересно!

А Вы что-нибудь знаете об искусстве австралийских аборигенов?

Post Views: 7

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле культур. И при этом - одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» - «от начала».

У австралийских аборигенов были самобытные средства самовыражения: среди них - техника резьбы по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах, земле. Реже встречались рисунки на кожном покрове и лепка из пчелиного воска.

Обычно мы видим сцены повседневной жизни, но самое богатое вдохновение аборигены черпали в мифах, тотемических верованиях. Они наяву переживали события, видимыми средствами связывали себя с миром духов. Такое восприятие максимально приближало их к своим духовным героям, явлениям окружающей природы, на которую они стремились воздействовать.

Искусство аборигенов в большинстве случаев было целенаправленным: оно передавало идеи, а не просто являлось снимком действительности .

Изобразительное искусство было глубоко символичным по своей форме. Оно не передавало полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся людям другой культуры (точнее сказать - цивилизации) лишенными всякого смысла.

Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах.

Однако оно имело скрытое значение, доступное пониманию только посвященных. Линии и рисунки, нанесенные охрой, могли увеличить популяцию растений и животных. Выцветшие, оставленные без должного присмотра рисунки могли вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.

Численность предметов изобразительного искусства различных форм колебалась в разных районах континента. В Тасмании их было, по-видимому, создано очень мало, ибо сохранилось лишь несколько наскальных резных рисунков и изображений на коре. В более сухих областях их число еще скромнее и они не отличались разнообразием, возможно, потому, что местные аборигены постоянно кочевали в поисках пищи. Однако и здесь аборигены вырезали рисунки на земле, скалах и коре, украшали оружие, разрисовывали тела для ритуальных церемоний.

В Восточной Австралии наскальная живопись имела внушительные размеры по площади. Этот район славился также резьбой на деревьях, рисунками на земле, выполненными для обряда посвящения. В Северной Австралии искусство по-настоящему процветало.

Наибольшей выразительностью отличалось изобразительное искусство на полуострове Арнленд. Здесь аборигены тратили много времени для украшения церемониальных предметов, для резьбы и создания цветных рисунков на поверхностях скал и деревьев, создав своего рода шедевры творчества.

Кроме того, были так называемые "рентгеновские картинки", где наряду с внешним видом животных изображались их внутренние органы, а также высокохудожественные декоративные рисунки на коре, часто украшавшие внутреннюю часть хижин, с использованием сюжетов культа данного района.

К огромному сожалению, многое из того, что существовало в обществе аборигенов к началу европейской колонизации, исчезло безвозвратно.

Интересно, что австралийские аборигены (наверное и другие тоже) не могут смотреть обычное кино, так как у них особое зрение: на экране они видят только сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо быстрее остальных людей, которые называют себя "цивилизованными". А картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам обычно видится в них просто авангард. Но для них это - реализм.

Поразительная художественная продукция австралийских аборигенов была неизвестна на Западе вплоть до 1970-х. В течение десятилетия искусство аборигенов преодолело границы этнического или примитивного выражения, чтобы занять достойное место среди современных художественных движений, появилось в престижных музеях и галереях мира. В сообществе аборигенов, живущих в центре западной австралийской пустыни, обнаружилось беспрецедентное возрождение искусства. Возникли разные группы художников-аборигенов, использующих современные техники не только для того, чтобы выразить традиционные и религиозные мотивы их культуры, но также и для интерпретации актуальных современных тем.

Позже всплеск художественного творчества туземцев обнаружили в самых разных регионах Австралии: сообщество аборигенов города Новый Галь на юге, провинция Виктория, Квинсленд, Западная Австралия (кланы коори, миррие, ньонга)… Такая художественная деятельность сыграла важнейшую роль в осознании аборигенами своих прав в их требовании получить политический и социальный голос в решении различных проблем внутри австралийского сообщества. В искусстве аборигенов выдвижение таких требований сочетается с проявлением абсолютной духовности и привязанности к своей земле.

В наши дни аборигены свободно перемещаются по континенту. Даже если отличительные особенности их художественной продукции обусловлены корнями, традициями, связанными с их географическим происхождением и определяются культурой, индивидуальными особенностями конкретного художника, проекты, темы, идеи постоянно смешиваются. Большая часть продукции, определяемой как «традиционное искусство аборигенов», создана в сообществах, удаленных друг от друга на сотни километров.

Австралийские художники-аборигены используют разнообразные средства, включая живопись на коре, листьях, резьбу по дереву, наскальные изображения, живопись с использованием песка, церемониальные одеяния, декорирование разных инструментов. В культуре аборигенов искусство - один из ключевых ритуалов и используется, чтобы пометить территорию, напоминать о прошлом, рассказывать истории про незапамятные времена. Аборигены верили, что их мир возник в результате акта творения. Неаборигенам трудно понять исключительную важность искусства для их жизни.

Исследователь Говард Морфи писал: «Искусство было и остаётся центральным компонентом традиционного способа жизни йёлигу, имеет большое значение и в политической сфере, и в отношениях между кланами. И является действенным компонентом системы жёстко обозначенного знания. А на более метафизическом уровне искусство для аборигенов является главным средством для воссоздания событий прошлого, почитания предков и общения с миром духов».

История искусства аборигенов насчитывает 50 тысяч лет, о чём свидетельствуют древние рисунки на коре, обнаруженные в самых удаленных регионах земли Австралии, созданные ранее появления наскальных рисунков в пещерах Ляско и Альтамиры.

Изначально функция и ценность искусства аборигенов имели священный характер и отражали эмоциальные, политические и даже практические аспекты жизни первых поселенцев на континенте. В наши дни, хотя искусство аборигенов и утратило присущую прошлому периоду сакральную природу и оказалось приспособленным к требованиям международной публики, тем не менее, и современная художественная продукция аборигенов по-прежнему имеет корни в древнем мистическом восприятии мира.

В культуре аборигенов важную роль играет концепция «сновидений», обращающая не только к мифам творения, но также к пейзажу и тесной связи с ним аборигенов. Кроме того, согласно их тотемическим верованиям, духи предков продолжают жить среди людей и сегодня. И от духов предков зависит социальная идентичность и духовная ответственность аборигенов. Поэтому сновидения обеспечивают связь с прошлым, с самим временем, с источником первичного знания.

Вовсе не удивительно, что сновидения образуют контекст и сюжет большинства произведений художников-аборигенов. На многих символических предметах, оружии изображены рисунки, иллюстрирующие эти мифы, подчеркивающие их сакральный характер. Резьба на камне, картина на коре или земле свидетельствуют, что такое творчество само по себе является ритуальным актом.

Живопись на коре дерева - самая распространенная форма искусства у аборигенов. Используемая в древности для строительства жилищ, часто украшенная символами и мотивами, снятая с эвкалиптов кора - гибкий, гладкий материал, в то же время прочный. Стиль рисунков варьируется в разных зонах Австралии. В некоторых регионах рисунки воплощают фигуративную тенденцию, как в окрестностях, недалеко от города Оэнпелли, на западе от Земли Арнхема. А на востоке, как в окрестностях Йиркала, в рисунках появляются более абстрактные и геометрические мотивы. А рисунки на коре на острове Гроот Эйландт, наоборот, отличаются глубиной черного фона, на котором и появляются изображения.

Символы искусства аборигенов, их значение

Культура и традиции австралийских аборигенов развивались на протяжении нескольких тысячелетий. И символы в их искусстве являются продолжением этой традиции и не отличаются от наскальных изображений и росписей в пещерах, созданных аборигенами в последние столетия. Традиционно эти символы использовались в изображениях на песке и татуировках на теле во время церемоний и корроборис, народного танца аборигенов-австралийцев. Причем в каждом регионе Австралии символы имеют свои особенности. В артсимволах Северного Квинсленда доминировали образы речного берега в специфическом стиле «перекрестных линий» или «рентгеновских лучей», исконном для уроженцев этих мест.

Аборигены Центральной Австралии в своем творчестве делали акцент на «песочных» или «точечных» картинах, передающих образ пустыни.

Австралийские аборигены верили в магическую силу «сновидения» или акта творения окружающего мира под названием Тьюкуррпа. Эта культура развивалась, когда предки аборигенов заселили сельскую местность Австралии. Особое значение они придавали источникам, рекам, горам и скальным образованиям. Отношения аборигенов с природой, отождествление с ней, особенно с землей, космосом и морем, было глубоким и исключительно духовным по своей природе.

Современное искусство аборигенов основывается на этих древних и традиционных символах, художники-аборигены создают из них очень простые конфигурации, схемы, но полные значения. Такие символы применяются и в татуировках для церемоний и наносятся на предметы, оружие и другие вещи, используемые аборигенами. Они верили, что художественные символы имеют огромную власть над людьми. Такое ритуальное значение символов прослеживается у нескольких поколений художников и духовных лидеров аборигенов.

Традиционная связь со сновидениями всё еще имеет важное значение в произведениях художников-аборигенов. Хотя основная концепция артсимволов достаточно упрощенная, аборигены активно используют ее, чтобы создавать одухотворенные и прихотливые конфигурации, в которых зашифрованы сложные истории. Знак V - артсимвол, обозначающий мужчину аборигена. Если символ V сопровождается кругом или несколькими концентрическими кругами, это указывает на мужчину, сидящего возле источника. Спиралевидные линии - символическое изображение текущей воды. И рассказывают они про власть мужчины аборигена. Это история про водоноса, использующего свою прирожденную способность вызывать дождь. Каждый дополнительный символ придает еще большую силу и значение картине.

Точка, пятно - один из основных символов у художников Западной пустыни и Центральной Австралии, придающий их картинам такое своеобразие. Точки, пятна могут обозначать звезды, искры от костра, землю. Современные художники-аборигены утверждают, что обычные зрители могут увидеть в картинах лишь внешнюю историю. Только знатоки истинного значения символов способны понять внутреннюю, таинственную историю картин. Но сегодня художники-аборигены используют точечную пунктуацию, пятна, чтобы затемнить или зашифровать смысл символов в их картинах.

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с жизнью аборигенов в глубокой древности. Многие современные арт критики Запада полагают, что если в таком искусстве не прослеживается духовность аборигенов, его нельзя считать подлинным туземным искусством, воплощающим их истинную суть. С таким мнением абсолютно не согласен Вентен Рубунтья, художник-абориген, пейзажист, полагающий, что трудно найти какое-либо искусство, лишенное духовного значения. Рассказывание историй и тотемные изображения встречаются во всех формах искусства аборигенов. Причем существует и часто используется и специфическая женская форма искусства аборигенов - в регионе Земля Арнхем.

Австралийских аборигенов называют самой древней из живущих на нашей планете культур. Английские колонисты назвали местных жителей «аборигенами», что дословно означает «от начала» (от латинского «aborigene»). Культура австралийских жителей изучена мало, для исследователей остается множество загадок.

Средства для самовыражения у жителей Австралии самобытные и незамысловатые: резьба по дереву, нанесение орнаментов и рисунков на землю, на предметы быта, на оружие, на церемониальные предметы, на скалы и деревья. Также распространены лепка из пчелиного воска и нанесение рисунков на кожные покровы.

Чаще всего в рисунках аборигенов исследователи видят сцены из обыденной жизни, однако австралийские жители черпают вдохновение для своих картин из мифов и преданий. Художник наяву переживает все изображаемое, связывая себя видимыми средствами с миром духов. Столь чуткое восприятие максимально приближает художника к явлениям природы и духовным героям, изображаемым в рисунках.

Искусство австралийских аборигенов имело целью передать идеи, а не только сделать своеобразный снимок происходящего в реальности. По своей форме искусство аборигенов было и остается символично. Оно не преследует цели передачи в изображении полного сходства с объектом, именно поэтому большинство рисунков и замысловатых узоров кажутся людям из других культур бессмысленными. Но для аборигена они понятны и наполнены настроением, переживанием, идеей.

Сохранившийся рисунок автралийских аборигенов

В Австралии можно встретить множество рисунков, выполненных на коре дерева, чаще всего эвкалипта, а также на священных скалах. Не все жители имели возможность оставлять рисунки на скалах и деревьях. Художник обязан был понимать смысл начертаний, а это было доступно только посвященным. К примеру, рисунки или линии, которые наносились охрой, могли способствовать хорошему урожаю и увеличению популяции животных. Оставленные же без присмотра и выцветшие орнаменты могли вызвать засуху, принести неудачу в поиске пищи и других делах.

В разных районах всего континента численность рисунков и предметов искусства варьировалась. Очень мало рисунков осталось в Тасмании - до настоящего времени дошли только несколько изображений, сделанных на коре и высеченных на скалах. Меньшее количество изображений наблюдается в засушливых районах континента, в таких местах рисунки не отличаются сильным разнообразием. Это может быть связано с тем, что местным жителям было сложно находить пищу и выживать в сложившихся условиях. Но даже здесь можно встретить орнаменты на коре деревьев, земле, скалах, аборигены украшали оружие и разрисовывали свои тела.

Восточная Австралия богата живописью австралийских аборигенов, особенно район известен искусством резьбы на деревьях. Северная часть Австралии - кладезь изобразительного искусства аборигенов. А наиболее выразительные шедевры встречаются на полуострове Арнленд, где местные жители довольно много времени посвящали созданию церемониальных предметов, а также разноцветных рисунков на деревьях и скалах.

Необходимо особо отметить так называемые «рентгеновские картинки», распространенные не только в Австралии, но и в искусстве некоторых народностей

Кроме термитников, которые в принципе и были прикольные, но малоинтересные для созерцания, мы хотели увидеть нечто более ценное и уникальное, что сохранилось до наших дней в Австралии - наскальные рисунки аборигенов. Но рисунки мы всё же полезли смотреть. Именно полезли, потому как добраться до них не так то и просто.


И, увидев на скалах очень и очень пожилых японок, которые беспомощно осматривали камни, не понимая, как им оттуда выбраться - пришлось помогать!


Меня всегда поражают пожилые люди, которых я встречаю за рубежом. Я и сама уже пенсионерка, но часто вижу ну совсем стареньких туристов, которые забираются при помощи костылей к идолам острова Пасхи, или вот как сейчас, на крутые скалы к рисункам аборигенов. И ничего их не останавливает в попытке в конце своей жизни увидеть как можно больше всего интересного на этой Планете…


И не потому, что у них денег больше, чем у наших пенсионеров, просто они до седых волос не потеряли интерес к жизни. Местные племена аборигенов серьёзно охраняют эти рисунки и не позволяют производить никакие исследования с ними, поэтому до настоящего времени так мало чего известно об этой наскальной живописи.


И хотя почти у каждого рисунка установлена табличка с повествованием того, что изображено, лично мне кажется, что всё это не имеет под собой никакой научной базы, потому как никто на самом деле доподлинно не знает, что пытался изобразить древний художник.


В июне 1997 года трое старейшин и молодой ученик с одной из аборигенских общин оставили свое родное плато Кимберли на дальнем северо-западе Австралии и отправились в Европу, чтобы экспонировать фотографии своих святых наскальных рисунков и объяснить, что они означают.


Своими действиями, которые до недавнего времени карались смертью, они пытаются закрыть доступ к своим святым местам скоту, которого гонят сюда на выпас, горным компаниям, туристам и охотникам за сувенирами.


Наскальное искусство - некий визуальный документ для аборигенов, которые никогда не имели своей письменности. Это - «писаный закон», написанный в их понятиях. Закон белого человека меняется каждый год, но эти рисунки не меняются никогда. Иллюстрация передачи объекта одним человеком другому, например, никогда не видоизменялась, и она тут для аборигенов была всегда. Для аборигенов это - сила закона.


Эти рисунки существенно отличаются от европейской палеолитической живописи, в первую очередь своеобразным рентгеновским стилем с совершенно милым названием - «Мими». На них изображаемое выполнено в виде скелета и внутренних органов, как животных, так и людей.


Возраст самых старых рисунков насчитывает пятьдесят три тысячи лет, и они являются самыми древними из известных образцов наскальной живописи на Земле, однако совершенно точно установить это пока не удаётся из-за табу местного населения на любые исследования.

Миллионы лет Австралия была частью Антарктиды, прежде чем отколоться от неё и начать двигаться на север к экватору. До сих пор никто точно не знает, каким образом здесь появились первые аборигены, их прошлое до сих пор окутано тайной, однако находки указывают на то, что это произошло около 50 000 лет тому назад, именно тогда, как и датируются наскальные рисунки.


Хотя комплекс росписей на скалах и гротах в Национальном Парке Какаду, где мы и фотографировали, внесён в список Всемирного культурного наследия, их сохранность находится под постоянной угрозой, как со стороны природы (лесные пожары, эрозия), так и от посещающих их туристов. И с целью сохранения этой информации в 2013 году Австралийская компания «Maptek» приступила к работе над широкомасштабным проектом - сканированием наскальных рисунков аборигенов в парке Какаду.


Если попытаться описать происходящее, запечатлённое на наскальных рисунках, используя при этом описание на английском языке на рядом стоящей табличке, то получится приблизительно следующее…


Этот рисунок является наиболее часто фотографируемым рисунком.


Главный персонаж - Namarndjolg (№3) . Считается, что он и его "сестра" нарушили закон о недопустимости заключения брака между "родственниками". Namarndjolg позже превратился в Ginga , гребнистого крокодила. "Сестра" в данном случае - не кровная сестра, а женщина из того клана/тотема, которому запрещено было заключать брак с кланом Namarndjolg-а. Даже в наши дни если европеец женится на женщине-аборигенке (или наоборот), то его "зачислят" в определенный клан, для того, чтобы было понятно, к какому клану будут относится его дети, и на ком они смогут/не смогут жениться.
Namarrgon (1) - Человек-молния (Lightening Man ), нарисован справа от Narmarndjolg.

"Рожки"/"Усы"/"Дуга"/"Повязка" на его голове - это молнии. У него есть каменный меч (около колен), а локтями он генерирует раскаты грома.
Легенда гласит, что Namarrgon, его жена Barrginj (2) и их дети Aljurr пришли с северного побежья в поисках хорошего места для жизни. Сейчас Namarrgon живет на вершине плато Lightening Dreaming. Его дети Aljurr - молнии, но они также могут быть и ярко-оранжевыми и синими кузнечиками, которые приходят в самом начале сезона дождей. Считается, что они ищут Namarrgon-а. Для аборигенов же появление таких кузнечиков означало, что пришла пора искать укрытие от штормов. Barrginj, жена Namarrgon-а, нарисована чуть ниже Namarndjolg-а.
Мужчины и женщины (4) на рисунке направляются на церемонию. Груди кормящих матерей прикрыты кусочками ткани.


Guluibirr (5) , рыба Saratoga - популярная для вод ручьев и рек тех мест.


Такая вот история жизни, запечатлённая в камне и дошедшая до нас!

По всей Австралии обнаружены более 50 тысяч мест, где были обнаружены рисунки, но большая часть этих мест держится в строжайшем секрете не только от туристов, но и от властей.
Вообще по моим наблюдения, аборигены не очень дружелюбно настроенные люди по отношению к «белому» населению, хотя оно и понятно. То, что творили здесь колонисты сопоставимо с нацизмом в худшем его проявлении. Только в 1970 году правительство прекратило отбирать детей у аборигенов под лозунгом «Ассимиляции коренных жителей Австралии». Эти дети даже получили название «украденное поколение».
Сегодня ситуация с аборигена несколько изменилась, но прямо скажем особо это не бросается в глаза. Среди них огромное количество алкоголиков и наркоманов и существует даже закон на северных территориях, запрещающий продавать алкоголь аборигенам и есть карточки по которым его можно приобрести в магазине. Их выдают, например, туристам, при заселении в отеле. Но в дороге нам встречались и очень доброжелательное местное население, хотя всё равно мы старались держаться от них подальше (на всякий случай) и не оставлять машину без присмотра, потому как «законы тут не писаны» и полиции нет совсем. Кроме того, мы столкнулись здесь на севере страны с совершенно беспрецедентным случаем, когда на заправке нам отказались продавать бензин!!! Нам был задан вопрос «критическая ли у нас ситуация с бензином?», ответили, что типа на исходе, после чего последовал ответ - ну тогда вполне себе доедите до следующей заправки……………. «немая сцена Гоголя».

Со связью в этих местах тоже полная беда, не работает ничего, ни мобильники, ни навигаторы, про Wi - Fi даже и не заикаюсь J Одним словом нужно быть очень и очень подготовленным, если хотите сунуться на север страны.
Хочется также немного предостеречь путешественников, желающих вступить в контакт с местными аборигенами, не имея рядом сопровождающих вас проводников (рейнджеров). Австралийские аборигены обладают очень сильной магией, которая позволяет добиться желаемого эффекта без использования чего-либо, принадлежащего человеку (в то время как обычно именно личная вещь человека является неким проводником для воздействия на человека). Для этого применяются специальные напевы и концентрация мысли колдуна на особе, подвергающейся влиянию. Колдун может таким образом даже напеть смерть человеку. Для многих австралийская магия - способ решить проблему, когда нет доступа к вещам, имеющим отношение к объекту. Сильна ли она? Да! Но никто из ученых не сможет объяснить, на чем основано ее действие. Поэтому, будьте бдительны!