Точки напряжения в рисунке линии композиция. Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Сегодня мы поговорим о линиях и их роли в композиции фотографии.

Итак, когда мы пытаемся выстроить композицию кадра в видоискателе или на экране ЖК-дисплея своего фотоаппарата, необходимо обращать пристальное внимание на линии. Именно они могут объединять различные композиционные элементы кадра или разделять их, определять настроение, выразительность и динамику фотографии.

Линии могут являться как помощником фотографа, усиливающим тот или иной эффект, так и настоящим разрушителем всего композиционного решения.
Владение фотографом соответствующими знаниями об использовании линий в композиции кадра не только помогает ему создавать яркие, интересные фотоизображения, но и позволяет понимать, как зритель будет рассматривать сделанные им снимки. На чем остановится его взгляд, на какие детали изображения он обратит основное внимание и каким будет его общее восприятие фотографии. В зависимости от своего расположения линии выражают динамику движения и придают фотографии то или иное настроение.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи

и одна из возможных "линий красоты" этого эскиза.

Такая линия может выступать в композиции и в качестве обрамляющего контура снимаемого объекта, и в роли направляющей линии.

Диагональные линии
Диагональные линии в композиции кадра не только придают изображению динамику и, по сути, символизируют движение, но и просто привлекают внимание зрителя.

Начальную точку диагональной линии обычно располагают в одном из углов кадра, а затем ведут линию либо из левого верхнего угла в правый нижний («падающая» диагональ), либо из левого нижнего угла в правый верхний угол («восходящая» диагональ). Реализация и того и другого варианта диагональной линии вызывает у зрителя ощущение напряженности движения.

Диагонали можно использовать также для направления взгляда зрителя таким образом, чтобы он, двигаясь по диагональным линиям, воспринимал в полной мере все сюжетно важные детали фотографии.

Диагональ может соединять главный объект съемки со второстепенным, тем самым, заставляя человека двигаться взглядом внутрь кадра.
Помимо этого, диагональные линии позволяют придать снимку глубину и некое пространственное измерение. В этом плане особенный эффект возникает при наличии в кадре каких-либо сходящихся вдали линий.

Итак, мы рассмотрели основные виды линий в композиции фотографии. Но не стоит забывать, что линия, по которой движется взгляд зрителя, может быть не только поступательной, но и образовывать овал, треугольник, квадрат и пр. Самое сильное впечатление создается тогда, когда в кадре нечетное число привлекающих внимание объектов, а точнее — когда это число равно трем (композиционный треугольник).


Теперь знаем, что линии в руках умелого фотографа становятся мощным оружием, с помощью которого фотограф помогает зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое ему хотелось передать в своем снимке.


Но при использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил.
Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

Во-вторых, необходимо следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных «точек», которые способны увести взгляд зрителя в сторону от основной линии, которую фотохудожник «проложил» для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.
И в конце подведем основные итоги.
Линии являются одним из основных элементов композиции любого фотоснимка.
Линии, реальные или воображаемые, могут усиливать эффект от изображения или придавать фотографии то или иное настроение.


Линии в кадре несут разнообразную эмоциональную нагрузку: изогнутые и горизонтальные успокаивают, ломаные раздражают, вертикальные возвеличивают, диагональные придают динамику.
Конечно, чтобы научиться правильно и, самое главное, к месту использовать различные типы линий, необходима постоянная практика. Прогуливаясь в очередной раз с фотоаппаратом, посмотрите, как можно использовать линии в кадре для придания снимку большей выразительности и эмоциональной яркости. Кроме того, старайтесь постоянно анализировать форму предметов. Задавайте себе вопрос, как можно сфотографировать тот или иной объект, чтобы максимально проявить его форму на снимке, сделать его более интересным для зрителя, передать в кадре необходимое настроение. И вы очень быстро разовьете в себе навык анализа формы и линий.

Дрю Хоппер - фотохудожник и пейзажный фотограф из Австралии. Стремясь увидеть и показать всем разнообразие культур, людей и мест он много путешествует, а также пишет статьи о фотоискусстве. В этой статье он на примерах своих работ рассказывает, как правильно выстраивать композицию на снимках.

«В двух словах - композиция описывает положение элементов на фотографии. Сильная композиция чаще всего имеет ведущие линии, которые направляют внимание зрителя к вашему персонажу или объекту. Эти линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными в зависимости от расположения персонажа.

Давайте взглянем на следующие снимки и посмотрим, как я построил изображения с использованием ведущих линий. Я отметил их стрелками, чтобы пояснить, как я видел и составлял каждый кадр.

На этом фото я хотел провести взгляд зрителя вглубь кадра, по длинному коридору, при этом чтобы взгляд молодого монаха шел в противоположном направлении, но по тем же диагональным линиям. Женщина с корзиной на голове на заднем плане, идущая вдоль галереи, тоже помогла создать направление. Обратите внимание на повторяющийся мотив, созданный колоннами, которые становятся все меньше и меньше. Это позволило создать глубину на снимке, при том что в фокусе - монах на переднем плане.

Это довольно простая композиция, где персонаж находится по центру. Я построил кадр так, чтобы рыболовная сеть создавала диагональные линии, которые ведут к рыбаку. Фото снималось на широкоугольный объектив, дисторсия помогла придать изображению глубину.

Фокус в этом кадре - на молодых монахах, но я хотел также запечатлеть свет и использовать лучи солнца как ведущие линии. Построив изображение так, чтобы монахи сидели под лучами, я смог направить взгляд зрителя на их книги. Вместе с тем линии, которые создаются стеной на левом крае, направляют внимание на самих детей.

Здесь я построил кадр так, чтобы молодой монах находился в левой трети изображения, а колонны справа придавали снимку глубину. Линии галереи направляют взгляд к монаху, а линии потолка ведут глаза зрителя вниз. Глаза самого монаха, идущего вперед, тоже опущены. Это очень простая, но сильная композиция, снятая на широкоугольный объектив.

Еще один кадр, где персонаж находится в центре. Здесь я использовал низкий угол для съемки и широкоугольный объектив для дисторсии - это позволило направить диагональные и горизонтальные линии к монаху. Плитки на полу также создают ведущие линии, направленные вглубь кадра, и делают композицию компактной.

Композиция на этом кадре необычна для моих работ - обычно я не люблю наклонные горизонты. Но в этом случае она сработала отлично. Я снимал с низкого угла, сидя в лодке. Когда рыбак поднял корзину, в воде появилось отражение, которое добавило дополнительную линию, ведущую в центр кадра. Линия горизонта, бегущая от левого нижнего угла в правый верхний, создает диагональную композицию.

Еще одна довольно простая композиция. Свет падал слева, поэтому я расположил молодого монаха в правой части кадра - так, чтобы он смотрел в противоположную направлению лучей сторону. Кроме того, свет, направленный на монаха, создал резкий контраст, который помог сделать фотографию сильнее».

Один из самых лучших примеров ведущих линий это пирс. Он привлекателен не только своими линиями, но и тем, что причал неизменно связан с наличием водоема. Можно создавать различные образы в зависимости от дополнительных элементов вблизи объекта.

Дороги и коридоры также представляют собой отличный пример ведущих линий. Они привлекают зрителя в область архитектурной тематики.

Для ведущих линий не всегда характерно множество параллельных линий. Иногда вам придется импровизировать, работая с тем, что у вас есть. Например, штурвал лодки, которая направлена в Тадж-Махал, как на фотографии выше. Линии плавсредства собираются в одной точке, образуя стрелу. Они практически указывают зрителю на главную часть в изображении.

Ведущие линии не всегда очевидны. Особенно в природе, хотя и в застроенном мире такое тоже встречается. Линии могут быть тонкими, едва заметными. Вы можете выявить их, наблюдая за узором из элементов, которые выстроились в ряд. Это могут быть камни, ручьи или просто объекты подобной формы.

При использовании длинной выдержки во время съемки движущегося объекта часто возникают ведущие линии. При этом энергия движения становится еще более выразительной, когда объекту при передвижении сопутствует размытие.

Не всегда ведущие линии следует начинать от центра изображения. К тому же попробуйте разместить их на фотографии, применив правило третей. Примеры таких изображений распространены в большей степени, чем вы думаете. Просто попрактикуйтесь, чтобы научиться их замечать вокруг себя.

Может случиться, что вы не сразу обнаружите ведущие линии. Иногда вы обращаете на них внимание, когда уже сделали снимок. К примеру, вот эти кадры в гавани Сиднея и Мельбурна. Движения парома на одном изображении и парение облаков в другом, это элементы, которые фотограф не планировали. Но кадры оказались очень удачными.


Видео : Ведущие линии , как основа композиции в изображении

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой


Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:


График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.


Правило золотого сечения:

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Правило трех третей:

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.


Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.


Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.


В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.


Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:


Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:


Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)