Морской роман как основная форма американского романтизма. Своеобразие американского романтизма, этапы его развития

Своеобразие американского романтизма, этапы его развития.

Специфика американского романтизма. Творчество Э.А. По

2. Творчество Э.А. По:

- специфика поэзии;

- открытия в прозе.

Американская литература конца 18 – начала 19 века развивалась одновременно со становлением соединенных Штатов как независимого государства. После провозглашения суверенных Соединенных Штатов в 1776 г. и принятия Конституции в 1787 г. американцы стремятся создать в Новом Свете новое государство на основе свободы и равенства. Люди из разных регионов страны, с различными национальными традициями, обычаями, религиозными убеждениями, языковыми особенностями постепенно образуют единое государство и единую нацию, исполненную оптимизма, патриотизма и веры в свое превосходство над странами Старого Света.

Таким образом, задачи американской романтической литературы:

Создание оригинальной национальной культуры

Создание образа страны в глазах соотечественников и иностранцев

Объединение творческих сил разных регионов в единое культурное сообщество.

Среди факторов, которые повлияли на американский романтизм, можно назвать:

Влияние фронтира(от англ. frontier, буквально – граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями, понятие связано с эпохой освоения свободных земель на западе США (до 1890 г.), обеспечивающее возможность для экспансии, роста, свободы (в европейском романтизме этот элемент отсутствует)

Оптимизм, вызванный перспективами, которые предлагают неизведанные территории

Иммиграция (новые культуры и перспективы)

Рост промышленности на Севере, что впоследствии противопоставил индустриальный Север аграрному Югу

Поиски новых духовных истоков

Связь с традициями европейской литературы и достижениями романтиков Старого Света

Жанровая система американского романтизма включала путевые заметки и очерки (В. Ирвинг), различные разновидности романа (исторический, социальный, фантастический, философский, аллегорический, роман-утопия – Ф. Купер, Н. Готорн, Г. Мелвилл), рассказ и новеллу (фантастическая, детективная, психологическая, готическая, аллегорическая – В. Ирвинг, Э.А. По), автобиографическая проза (эссе, лекция – Р.У. Эмерсон, Г. Торо), эпическая поэма (Г.У. Лонгфелло).

Хронологические рамки американского романтизма – с 1820 по 1860 гг.

Исследователи выделяют три этапа в развитии американского романтизма:

Ранний романтизм (1820-1830). Представители: В. Ирвинг, Дж. Ф. Купер.

Мировосприятие писателей преимущественно оптимистическое. Они пытаются найти альтернативу практичному и деловому обществу с его условностями в романтически идеализированной жизни индейцев (мотив «благородного дикаря») и американского Запада (пенталогия Дж. Ф. Купера про Натаниэля Бампо, по прозвищу Кожаный Чулок («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Поинеры», «Прерии»)), героике Войны за Независимость и вольной морской стихии (романы Ф. Купера «Шпион», «Красный корсар»), патриархальном прошлом страны и богатой и красочной европейской истории (рассказы В. Ирвинга, его «История Нью-Йорка»). Творчество В. Ирвинга и Дж. Ф. Купера является частью оригинального американского романтического движения первой половины ХІХ века, известного как нативизм, которое заключается в художественно философском освоении страны, ее природы, истории, нравов и обычаев.



Зрелый романтизм (1840-1850). Представители: Н. Готорн, Г. Мелвилл, Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Р.У. Эмерсон, Г. Торо.

Увеличивается разрыв между идеалом и реальностью, нарастают мотивы разочарования, печали. Американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира. Писатели и поэты исследуют глобальные проблемы человеческого бытия: сущность человека, взаимоотношения человека и природы, человека и общества. Появляются характеры с раздвоенной психикой, сверхъестественные и мистические мотивы, символика. Отдельно необходимо рассматривать оптимистический гуманизм Г.У. Лонгфелло, который проявился в его поэзии и эпической поэме «Песнь о Гайавате» (поэтический пересказ легенд североамериканских индейцев) и представления трансценденталистов (Р. Эмерсон, Г. Торо) про всеобщую гармонию. Трансцендентализм – американское литературно-философское движение 1830 – 1860-х гг., представители которого критиковали буржуазную цивилизацию и ее ценности; видели путь к осовобождению личности в духовной свободе, самосовершенствовании, близости к природе. Так, Г. Торо проводит чуть более 2-х лет в построенной им хижине в лесу, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Промышленной революции и зарождающемуся обществу потребления он противопоставил свободу от материальных забот, уединение, самодостаточность, созерцательность и близость к природе. Результатом его добровольного уединения стала книга «Уолден», получившая популярность только в ХХ веке.

Поздний романтизм (1860-е). Представители: позднее творчество Н. Готорна и Г. Мелвилла, литература аболиционизма, вызванная Гражданской войной (Г. Бичер-Стоу) (Аболиционизм – движение за отмену рабства в США на рубеже 18-19 вв.). Усиливаются реалистические тенденции. Так, романы Н. Готорна о первых пуританских поселенцах Америки сочетали реалистические элементы и мистические мотивы. Его мировосприятие трагично, он ищет нравственную гармонию, идеализируя некоторые черты пуританской этики. При этом в основе романов и рассказов Н. Готорна часто лежит трагический конфликт между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы (романы «Алая буква», «Дом о семи фронтонах»).

Поэтика романтизма в сочетании с реалистическими элементами, характерна роману Г. Мелвилла «Моби Дик», повествующего о бесконечной охоте фанатичного капитана за белым китом, образ которого несет символическую нагрузку. Этот роман, романтический, аллегорический, философский, сочетает реалистические сведения о жизни китобоев с аллегорической критикой американского образа жизни, философские обобщения и авантюрный сюжет. Роман также свидетельствует о трагическом мироощущении автора, характерном для позднего американского романтизма.

2. Творчество Э.А. По:

Эдгар Алан По (1809-1849) – американский писатель, поэт, издатель и литературный критик. Известен в основном как поэт и прозаик.

- специфика поэзии

Хотя поэтическое наследие Э.А. По состоит из немногим более 50 произведений, его поэзия оказала значительное влияние на мировую литературную традицию.

В поэзии Э.А. По воплощается его эстетическая концепция, рассматривающая специфику творческого процесса и задачи художественного творчества.

Основной предмет поэзии Э.А. По – Прекрасное, которое доступно пониманию только в особых эмоциональных состояниях, близких к экстазу. Цель поэзии, таким образом, вызвать у читателя такое состояние. Главный принцип поэзии Э.А. По - «тотальный эффект», который заключается в эмоциональном и психологическом воздействии произведения, которому подчинены все его элементы.

Поэзия Э.А. По посвящена эмоциям, вызванным переживаниями Природы, Искусства, Любви и Смерти. Доминантный и, по словам Э.А. По, наиболее достойный мотив его произведений – смерть прекрасной женщины («Ворон», «Улялюм», «Анабель Ли»).

Черты поэтического стиля Э.А. По:

Условность хронотопа

Суггестивность, которая достигается за счет эмоционального подтекста

(Суггестивность (от лат. Suggestio - внушение, намек) - свойство текста нести, кроме конкретной информации, еще и такую, которая воспринимается на уровне подтекста или интуиции. В поэзии это активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя через логически неуловимые, зыбкие, намекающие тематические образы, ритмические, звуковые ассоциации)

Множество метафор и символов, связанных с цветами, звуками, запахами, природными явлениями и культурой человечества

Музыкальность (использование аллитерации, ассонанса).

- открытия в прозе.

Основная часть прозаического наследия Э.А. По – рассказы. Он пытался также создать теорию рассказ, обосновав его как жанр. По мнению Э.А. По, замысел рассказа должен отличаться оригинальностью и кажущейся новизною, чтобы читатель получил эстетическое удовольствие. Центральной категорией также является «тотальный эффект», который должен быть определенным и однозначным и включать в себя все элементы сюжета, предмет рассказа и гармоническое единство стиля. Большую роль играет также принцип достоверности.

Э.А. По дал практическую разработку некоторых жанровых разновидностей рассказа.

Наиболее известны готические (страшные, психологические) рассказы Э.А. По, где автор разрабатывает мотивы упадка, разрушения, смерти, включая ее физиологические элементы, преждевременного погребения, воскрешения мертвых, скорби и траура. Основная тема этих рассказов – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями делового общества. Предмет таких рассказов – болезнь и страх человеческой души («Маска Красной смерти», «Лигея», «Морена», «Колодец и маятник», «Черный кот»).

Общепризнанной вершиной психологической новеллистики Э.А. По является «Падение дома Ашеров» – новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти.

Некоторые психологические рассказы Э.А. По посвящены мотиву двойничества (явление самоотчуждения личности, расщепление ее сознания на две противоположные сферы, отрицающие одна другую; внутренний разлад со своей сущностью, которая персонифицируется в образе двойника, который осознается как реально существующий. Двойник (допельгангер) воплощает желания и инстинкты, которые вытесняются субъектом как несовместимые с моральными и социальными ценностями, с его «приятными и пристойными» представлениями о себе. Часто двойник существует за счет протагониста и в процессе его ослабления становится все более самоуверенным и как бы занимает его место в обществе ). Автор рисует раздвоенное сознание, которое воплощает одновременно и моральную норму и отклонения от нее. В новелле «Вильям Вильсон» степень раздвоенности столь высока, что «два» сознания уже «не умещаются» в одном характере и каждое «требует» для себя самостоятельного физического оформления. Эти «два» героя носят одно и то же имя, одного возраста, обладают одной и той же внешностью, и только в последней фразе рассказа писатель обнажает единство их двойственного бытия.

Э.А. По считается и творцом детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Похищенное письмо»). По словам А. Конан-Дойля, «Каждый [из детективных рассказов По] является основой, из которой выросли многие литературные формы. Где был детективный рассказ, пока Э. По не вдохнул в него жизнь?»

Э.А. По предложил основной сюжетный мотив – раскрытие тайны или преступления; тип повествования - задача, подлежащая логическому решению; пара характеров: герой и рассказчик.

Герой – экстраординарная личность со значительными логическими способностями. Он представляет нетривиальное сознание и его функция – раскрывать преступление с помощью интуитивных прозрений и логического анализа.

Повествователь – обычный, простой, энергичный и благородный человек. Он представляет тривиальное сознание, и его функция – выдвигать неправильные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной.

Э.А. По внес вклад и в развитие научно-фантастических жанров. Все его рассказы такого типа («История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») связаны с каким-либо научным открытием, изобретением, интересным фактом. Э.А. По использовал бытовые детали и различные научные принципы чтобы достичь правдоподобия, которое он считал одним из главных моментов в рассказах такого типа. Э.А. По оказал влияние на творчество Ж. Верна, Г. Уэллса.

Таким образом, американский романтизм был оригинальным явлением мировой литературы, а его духовные поиски были связаны, в основном, с проблемами человеческой личности и ее сложной природой. Нестабильные состояния человеческой личности стали предметом творчества Э.А. По. Автор акцентирует «тотальный эффект своих произведений, который создается гармоничным единством содержания, идеи и стиля. Все это сделало его одним из наиболее выдающихся писателей мировой литературы, повлиявшего на Ш. Бодлера, Ф. Достоевского, Р.Л. Стивенсона, О. Уайльда, М. Булгакова и др.

Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг.), К которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был предромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим временем Войны за независимость.

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности Скотта и Е. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма США сыграли произведения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По временными промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX в. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В.Ирвинга (1819), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годы гражданской войны между Югом и Севером.Окончательная победа капиталистической Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм вполне исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX в.

В. ИРВИНГ

Первым американским романтиком, "отцом американского романтизма" был Вашингтон Ирвинг 1783-1859), первый писатель США, чье творчество (а не личность, как в случае с Б. Франклином) получило европейское признание. Сам Ирвинг, человек остроумный и исключительно скромный, так объяснил причины своей популярности: "Просвещенная Европа была поражена тем, что человек из чащоб Америки изъяснялся на вполне пристойном английском языке. На меня взирали, - писал он, - как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки, вместо того, чтобы воткнуть его в голову".


Младший, одиннадцатый ребенок в семье преуспевающего нью-йоркского купца, всеобщий любимец, благодаря неизменно ровному, приветливому нраву, он был разносторонне одаренной личностью: превосходным рисовальщиком, страстным меломаном и неутомимым путешественником. Путешествовал Ирвинг много: он объехал чуть не половину американского континента, побывал в Англии, Германии, в разное время по нескольку лет жил в Испании. В его жизни, которую он воспринимал как в целом счастливую, бывали и досадные срывы и удары судьбы. Так, из-за слабого здоровья В. Ирвинг, единственный из всех братьев, не получил университетского образования; здоровье его позднее поправилось, и он благополучно дожил до семидесяти шести лет.

Ранние литературные опыты В. Ирвинга: "Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена" (1802), опубликованные в газете его братьев Питера и Уильяма, участие в семейном литературном предприятии (совместно с братьями и их свойственникомДж.К. Полдингом) - создании сатирической серии "Салмагунди, или Причуды и мнения ЛанселотаЛэнгстаффа, эсквайра, и других" (1807-1808), даже первое имевшее успех произведение - пародийная хроника "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, написанная ДидрихомНикербокером" (1809), - находятся в русле просветительской эстетики.

Сразу после выхода в свет "Истории Нью-Йорка" для Ирвинга наступила полоса тяжкого и длительного творческого кризиса, начало которого совпало со смертью мисс Хоффман: целое десятилетие он практически ничего не публиковал.

Сдвиги во взглядах Ирвинга на перспективы национальной словесности, на принципы и задачи художественного творчества, на эстетику прозаических жанров были кардинальными; они в полной мере выразились в четырех книгах романтических очерков и рассказов, написанных в Европе, но теснейшим образом связанных с Америкой и отвечавших самым насущным потребностям национальной культуры. Это "Книга эскизов" (1820), "Брейсбридж Холл" (1822), "Рассказы путешественника" (1824) и "Альгамбра" (1832).

Предпринятое Ирвингом вскоре после возвращения путешествие на Юг и Запад США, результатом которого явились книги "Поездка в прерии", "Астория" (1836), "Приключения капитана Бонвиля" (1837), рассматриваются американскими исследователями как своего рода "инициация", то есть посвящение писателя в современную американскую жизнь.

Джеймс Фенимор Купер - американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе, а, будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника НаттиБампо, не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других «детей природы» быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом.

Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию.

Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследииДж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Опубликованная им в 1839 г. «История американского флота», отличающаяся стремлением к беспристрастности, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними, с журналистской братией отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама. Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.



Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой”.

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Потому что он служил США не ради денег. Более позднее отношение к Америке начнет изменяться. Купер обратит внимание на исчезновение ряда племен индианцев, на насилие “нации промышленников” над природой. Природа отогревает в творчестве Купера особенную роль. Он позаимствовал у Скотта ряд приемов (в частности структуру роману, где исторические личности служат фоном развития событий, а вымышленные персонажи оказываются на авансцене), принцип изображения мира через “народное движение истории”. Но в творчестве Скотта природа никогда не играла такой роли, которую она отогревает в Купера. Богатство дикой природы спровоцировало новый подход. Главным героем роману “Лоцман” является морем, какое Купер знал очень хорошо (прежде, чем стать писателем, он сделал карьеру морского офицера), одним из главных героев пенталогии о Кожном Чулке есть дикая природа американских прерий, могучая стихия, помериться силой с которой может только очень

Пенталогия показывает нам всю жизнь этого странного человека, который приехал в Америку почти подростком, тогда, когда континент только начал усваиваться, прожила среди неторканих лесов всю жизнь и на старость стала жертвой той Америки, которой когда-то так доблестно пролагала пути через дикую природу. Дружба с индианцами научила Натти не бояться природы, которая никогда не оскорбит того, кто пришел к ней с добром. А вот “новая Америка” с ее местечками, кабаками и частной собственностью на землю, отталкивает старого охотника. Он привык жить охотам и убил оленя. Откуда же ему было знать, что теперь эта земля принадлежит судье Темплю, и там не то, что охотиться, а даже и ходить запрещено. Темпль привлекает старика к юридической ответственности. Его не тревожит, что, как бы не Кожный Чулок и не индианцы, такие, как Чингачгук (какого теперь зовут Джон), никакого Темпльтауна во главе из Темплем не существовало бы.

Купер не был противником цивилизации, но считал, что она должна утверждаться мирным путем, без кровопролития и массовых убийств. Роман “Звиробий” завершается ужасной картиной расправы колониальных войск над индейским племенем гуронив. За расправой наблюдает величественная и прекрасная природа, но и она скоро окажется охаянной: прерии превратятся на пустыне, леса будут выработаны, чистые источники пересохнут, живой мир лесов и степей погибнет. И сделают все это те, кого Купер назвал “моникинами”.

Купер стал первым американским писателем, имя которого вышло за границы США. Считается, что он открыл европейцам Америку, создал национальное лицо американца, как в позитивном, так и в негативном смысле, и навеки прославил человека чести и мужества.

В историю американской литературы Эдгар Аллан По вошел как поэт, новеллист и критик. Он является классиком “короткого рассказа”. Его считают родоначальником детективного жанра. Как это ни странно, но Америка По не сразу оценила. При его жизни американцы не воспринимали американских писателей всерьез и увлекались Диккенсом. Настроения викторианской Англии, литература которой была склонной к морализаторства и воплощение религиозного идеала, были широко распространенными и в Америке. Потому творчество По “пришлась не к двору”. Первыми оценили “безумного поэта” французские “проклятые поэты” (Бодлер, Верлен, Рембо), а также символисты. Они увидели в нем основателя нового искусства, лишенного дидактичного, воспитательного начала. Распространение в Европе теоретических работ “Философия творчества” и “Поэтический принцип” тоже способствовали новому виденью наследства Эдгара По.

Вычурный бред По привлекали Достоевского, но российский писатель писал: “Эдгара По можно, скорее, назвать писателем капризным, чем фантастическим”. Обиды По пугают своей естественностью и будничностью. Это ужас, который давно стал привычным. Ужас, в котором постоянно существует человек, который является полностью оторванной от общества “нормальных людей”.

Эдгар По не хотел делать ничего, кроме литературы, потому его жизнь прошла в тяжелом труде. Он редактировал центральные газеты и журналы в Нью-йорци и Филадельфии, его мастерство журналиста и писателя повышало тиражи, а вот По-поэт был немногим известный. Необходимость “накормить” публику привела По к научно-фантастическому и детективному жанру, к литературе “ужасов”. Но кошмары, созданные По, в действительности существовали в его душе. Трагическое ощущение реальности усугублялось трагедией личной жизни. У “безумного поэта” любовь была аномальной. Он женился с собственной двоюродной сестрой, когда умственно неполноценной девушке не было еще и четырнадцати. Вирджиния поражала всех, кто ее видел неземной красотой и ребячеством поведения.

Но она тоже походила из рода По. И ее ожидали муки. Жена-девочка (ведь она играла в куклы и после двадцати лет) умерла молодой, пролежав последние годы своей жизни прикованной к кровати. Если знать о том, что знаменитый “Ворон” был написан в доме, где в соседней комнате лежала неподвижная Вирджиния, поэзия приобретает особенное содержание. Греховная любовь закончилась трагически. Оставшись на свете в одиночестве, По писал: "В смерти той, кто была моей жизнью, я получил новое, но какое мрачное существование”. В действительности, лучшие произведения По были написаны после смерти Вирджинии, когда По прекратил служить в прессе и начал жизнь свободного художника, быстро прослыв человека предельно порочной, наделенной больной, обхваченой ненавистью к человечеству сознанием.

Лучшему пониманию поэзии По может способствовать ознакомление с его теоретическими трудами. “Мы забрали себе в голову, что написать поэзию ради самой поэзии, да еще и признать, что наша цель была именно такой, значит обнаружить решительное отсутствие у нас истинного поэтического величия и силы”, - писал По в “Поэтическом принципе”. Но такие его шедевры, как “Ворон”, “Юлялюм”, “Аннабель Ли”, “Эльдорадо”, “Звоны”, именно ради поэзии и писались. В них не имеет морали, они есть антихристиянскими по своей сути. Ворон, который залетел ночью к кабинету поэту, знает только одно слово – “Nevermore” (“Более никогда”). Птица якобы бессмысленно твердит его человеку, который потерял любовь, и оставляет поэта в глубоком одиночестве в душевном безвихидди. В “Аннабель Ли”, вспоминая прекрасную любовь “в королевстве у моря”, По обвиняет богов в завистях.

Ясность манеры сказа, рационализм (По был талантливым математиком) совмещаются в прозе и поэзии По с драматизмом и трагедийностью переживания, с атмосферой кошмаров и ужасов; четкость деталей – с внешне неправдоподобным и ужасающим; аналитическая работы мысли – с эстетизацией страданий и смерти. Эстетизация смерти занимает центральное место в новелле “Маска Красной смерти”, которая утверждает жестокость и необходимость давлючего над людьми фатума. Люди пытаются убежать от чумы, предотвратить смерть, устраивая пир в роскошном дворце. Во время середноевичной европейской чумы подобные пиры, в действительности, спасали через перенасыщение организма алкоголем. Но не так в По. У него люди мрут, мрут массово, и писатель, из задовильненням детализируя, рисует ужасные картины. В подобном ключе являются созданными новеллы “Демон порока” и “Черный кот”.

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма (от англ. to abolish – отменять закон).

Финальным событием, которое оставляло по себе глубинный след в литературе, стала война между Севером и Югом (1861 – 1865), которая началась через спор между промышленным Севером и плантаторским Югом за Дикой Запад, но впоследствии переросла в героическое деяние жителей северных штатов за демократические преобразования, за уничтожение позорного рабства. Таким образом в литературе американского романтизма приобрели развитие два направления: аболиционистский, главным жанром которого стала “повесть раба”; и “плантаторская традиция”, главный представитель которой, Вильям Гилмар Симмс, писал в сентиментальном духе о жизни черных рабов на плантациях и прославлял плантаторов, сравнивая их с давними римлянами.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама (self-made man). Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Но сами американцы не были настроенными к собственному национальному характеру настолько положительно. Например, Ирвинг в своей “Истории Нью-Йорку” (1809) распределял американцев на “отважную породу китобоив, лесорубов, рыбаков” и сравнивал эту первую волну переселенцев с выносливыми кочевыми арабами. Но на смену пионерам шла другая волна иммигрантов: “вслед за повозами шла банда длинноногих, худощавых мазуриков с топорами на плечах и тюками за спинами, которые твердо решили благоустроити страну независимо от желания ее первобытных владельцев”. Зря философские настроены Емерсон и Торо воспевали жизнь на лоне природы и предостерегали своих соотечественников от безумной погони за социальным успехом и богатством. Америка однозначно избрала своим основным девизом словосочетания “To made money” и создала “общество потребителей”, в котором хорошо живется человеку с ограниченными духовными потребностями, и которое вынуждает поэтически настроенные души искать пристанища в марґінальних кварталах Нового Орлеану.

Американский романтизм породил не только концепцию национальной культуры, он породил и специфическое осмысление жанров, заимствованных в Европе. Безумный темп американской жизни создал условия для появления разнообразных “сокращенных явлений”. Например, явление “Fast food” (быстрой еды) возникло именно в Америке согласно с девизом “time is money” (то есть во все то время, когда американец занимается на едой, развлечениями, любовью или чтением, он не зарабатывает деньги и это плохо). Американские романтики вынуждены были приспосабливаться к условиям американской жизни. Потому и приобрел такое значение жанр “Short story” (короткого рассказа), которым было возможно что-то заработать литератору.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры” (1823), “Последний из могикан” (1826), “Прерия” (1827), “Следопыт” (1840), “Зверобой” (1841).

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац. , соц. проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.